“Образ главного героя в трагедии В. Шекспира “Гамлет” ученицы 9 “Б” класса Семененко Наталии. 2001-2002 Содержание №стр I. Введение 3 II. Гамлет – выразитель взглядов и 5 идей эпохи Возрождения III. Литературная полемика вокруг 18 образа Гамлета IV. Вывод 21 V. Список используемой литературы 24 I icon

“Образ главного героя в трагедии В. Шекспира “Гамлет” ученицы 9 “Б” класса Семененко Наталии. 2001-2002 Содержание №стр I. Введение 3 II. Гамлет – выразитель взглядов и 5 идей эпохи Возрождения III. Литературная полемика вокруг 18 образа Гамлета IV. Вывод 21 V. Список используемой литературы 24 I



Название“Образ главного героя в трагедии В. Шекспира “Гамлет” ученицы 9 “Б” класса Семененко Наталии. 2001-2002 Содержание №стр I. Введение 3 II. Гамлет – выразитель взглядов и 5 идей эпохи Возрождения III. Литературная полемика вокруг 18 образа Гамлета IV. Вывод 21 V. Список используемой литературы 24 I
Дата конвертации02.07.2012
Размер199,93 Kb.
ТипРеферат
Образ главного героя в трагедии В. Шекспира Гамлет


Школа №931 Юго-Западного округа г. Москвы РЕФЕРАТ по зарубежной литературе на тему: “Образ главного героя в трагедии В. Шекспира “Гамлет” ученицы 9 “Б” класса Семененко Наталии. 2001-2002 Содержание №стр I. Введение 3 II. Гамлет – выразитель взглядов и 5 идей эпохи Возрождения III. Литературная полемика вокруг 18 образа Гамлета IV. Вывод 21 V. Список используемой литературы 24 I. Введение Среди пьес Вильяма Шекспира “Гамлет” - одна из самых известных.Героем этой драмы вдохновлялись поэты и композиторы, философы иполитические деятели. Огромный круг философских и этических вопросов переплетается втрагедии с вопросами общественными и политическими, характеризующиминеповторимую грань XVI и XVII веков. Шекспировский герой стал пламенным выразителем тех новых взглядов,которые принесла с собой эпоха Возрождения, когда передовые умычеловечества стремились восстановить не только утраченное за тысячелетиесредневековья понимание искусства древнего мира, но и доверие человека ксобственным силам без упований на милости и помощь неба. Общественная мысль, литература, искусство эпохи Возрождениярешительно отбросили средневековые догмы о необходимости ежечасногосмирения духа и плоти, отрешенности от всего реального, покорного ожиданиятого часа, когда человек перейдет в «потусторонний мир», и обратились кчеловеку с его мыслями, чувствами и страстями, к его земной жизни с еерадостями и страданиями. Трагедия “Гамлет” – “зеркало”, “летопись века”. В ней отпечатоквремени, в которое не только отдельные личности – целые народы оказалиськак бы между молотом и наковальней: позади, да и в настоящем, - феодальныеотношения, уже в настоящем и впереди – буржуазные отношения; там –суеверие, фанатизм, здесь – вольнодумство, но и всемогущество золота.Общество стало гораздо богаче, но и нищеты стало больше; индивиду кудасвободнее, но и произволу стало вольготней. Государство, в котором живет, изнывая от язв его и пороков, принцДатский, это вымышленная Дания. Писал же Шекспир о современной ему Англии.Все в его пьесе – герои, мысли, проблемы, характеры – принадлежит обществу,в котором жил Шекспир. “Гамлет” наполнен столь глубоким философским содержанием, в трагедиидана такая широкая картина современной Шекспиру жизни, в ней созданы такиеграндиозные человеческие характеры, что мысли и чувства писателя,заключенные в этом шедевре шекспировской драматургии, стали близки исозвучны не только его современникам, но и людям иных исторических эпох. II. Гамлет – выразитель взглядов и идей эпохи Возрождения. Шекспир вступил в новый XVII век как зрелый и овеянный славойхудожник. Началось последнее десятилетие его творчества. Художник с огромной силой выражает мысли и настроения передовых людейсвоего времени, он создает цикл своих великих трагедий. По мысли Шекспира природа человека неотрывна от добра. И истокитрагедии писатель видит в расхождении природы человека и его поведения.Этот конфликт Шекспир наиболее полно и ярко показал в одной из самых своихзначительных трагедий “Гамлет”. Каждое время по-новому переживало ситуации и проблемы этой трагедии. Втечении почти четырех веков она служила человечеству зеркалом, в которомкаждое поколение рассматривало свое лицо. И всякий раз это лицо было иным.Сохраняя свой строгий костюм, датский принц представал то пылким, то вялым,то гуманным, то холодным. Почему? Гамлет - не узко-бытовой образ, но характер, наполненныйогромным философским и жизненным содержанием. В образе Гамлета сопределенной силой выражено то состояние, которое было типично длямножества людей шекспировской эпохи. Понять героя любой драмы можно исходя из логики самой драмы. Не то сГамлетом. Недаром другие персонажи трагедии сравнивают Гамлета сегодняс Гамлетом вчерашним. Вот таким вспоминает прежнего Гамлета Офелия:“Взор вельможи, меч солдата, язык ученого”1. Для принца пороки двора - концентрация нравов всей парадной,официальной жизни государства, и 1 Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II - М.,Рипод классик, 2001, стр.197. он так измучен, такраздражен, что едва боковым зрением улавливает другую его сторону.Как принц, Гамлет хорошо знает, чего стоят так называемые"высокие" звания и почести, за которыми всегда срываются случайностирождения или прихоти властелина. Гамлет несет в себе луч великой надежды –горячий интерес к будущему человечества. Последнее его желание – сохранитьсвое “раненое имя” в памяти потомства, и, когда Горацио намеревается допитьостаток яда из кубка, чтобы умереть вслед за другомГамлет молит его не делать это. Отныне долг Горацио –рассказать людям отом, что произошло с Гамлетом и почему он так страдал. У Гамлета глубокий и подвижный ум - все схватывает на лету. Варистократической среде держится он непринужденно, отлично зная всевинтики и механизм ее этикета, к простым людям не подделываетсяи не проявляет никакого высокомерия. Не только серьезным своим речам,даже каламбурам, шуткам, остротам всегда придает он глубокомысленныйповорот, вследствие чего они кажутся одновременно и доходчивыми, изамысловатыми. Оставаясь наедине с самим собой, Гамлет как быимпровизирует; его раздумья не перепевы общих истин обихода житейского, асамобытные, давно выстраданные и вот здесь, сейчас родившиеся, не успевшиеостыть, превратиться в сухие умозаключения. Благочестия в нем ни найоту, хотя по старинке он верит, что "душа бессмертна", чтосуществуют овеянные небом "благочестивые духи" и "дышащие гиенойпроклятые" духи. Он далек от самодовольства, не считает, что все имуже познано - напротив, в окружающем его мире, уверен он, бесконечно многоеще неразгаданных тайн. Доверчивый к людям, Гамлет ждет от нихоткровенности и прямоты, но что поделать, эти душевные качествавстречаются крайне редко. Иногда он играет своим остроумием,мастерски пародирует напыщенную манеру своих собеседников и делаетэто так, что ее плутоватая функция сразу выплывает наружу. Думает Гамлет не по чужой указке. Физически он - как в железныхтисках, во дворце ему - как в тюрьме, единственная его опора против всегосвета - независимость суждений. "Вялодушный дурень"1! Многократные укоры Гамлета самому себе -симптомы разобщенности мысли и воли. “Трусами нас делает раздумье…”2Между тем вялость и трусость не внатуре Гамлета. Вспомним, перед дуэлью с Лаэртом Гамлет страшит его,говоря: “Хоть я не желчен и не опрометчив, но нечто есть опасное во мне,чего мудрей стеречься. Руки прочь!”3. Что Гамлет отважен, он докажет напути в Англию, когда на его корабль нападут пираты. С обнаженной шпагой вруке, он перескочит на палубу разбойничьего судна и будет сражаться одинпротив целого экипажа. Неудивительно, ведь Гамлет – “человек судьбы”, к нему сам “роквзывает”, его не страшат никакие предвестия, он полон отваги - поистине“Немейский лев”. Да и отмщения за отца Гамлет вовсе не уклоняется: безжалостен ко всем, когосчитает виновным. Непреклонность, целостность, пластичность - черты подлинногероического характера, и как раз эти черты в Гамлете полностьюотсутствуют. 1 Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II -М., Рипод классик, 2001, стр.190; 2 Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II -М., Рипод классик, 2001, стр.195; 3 Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II -М., Рипод классик, 2001, стр.263. “Из жалости я должен быть жесток”1, - требует от самого себя Гамлет,когда обвинят свою мать в утрате женского достоинства. Бывает, что Гамлет теряет над собой контроль, становится невменяеми, подобно врачу, сам себе ставит диагноз: “Я наказан мучительнымнедугом”2. Лицо Гамлета – то холодная застывшая маска, то по нему скользятгримасы, улыбкой же оно никогда не озаряется. Саркастические, даже грубые каламбуры Гамлета унизительны для тех,кому они адресованы. Веселых, безобидных каламбуров от Гамлета ждатьнечего. Притом он самобытен, “не дудка в пальцах у Фортуны”, из уст его невылетают стертые, банальные, ходячие словечки, даже грубости егонеповторимы. Гамлет последовательно осознает свою трагедию и ведет борьбу невслепую, а отчетливо представляя себе, какой перед ним противник. Герой Шекспира дан крупным планом. Масштаб личности Гамлетавозрастает оттого, что не одно созерцание всеобъемлющего зла характеризуетгероя, но также единоборство с порочным миром. Противники Гамлета, в свою очередь, не бездействуют, они принимаютвызов. Их нельзя недооценивать. Они обусловили трагедию Гамлета. Они“расшатали” век. Они – конкретные носители порока, виновники беззаконий иразврата, в совокупности своей составляющие враждебный Гамлету мир зла. Онивраждебны не только Гамлету. Гамлет, видно, не освобожден от суеверий, что, в частности,подтверждается его нежеланием убить 1 Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II -М., Рипод классик, 2001, стр.220; 2 Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II -М., Рипод классик, 2001, стр.264.Клавдия во время молитвы. Но было бы ошибкой искать религиозные мотивы втрагедии Гамлета. Гораздо ближе мы подойдем к истине, если сосредоточимсвое внимание на другом. Жизнь стала такой невыносимой, что для умного,честного и бескорыстного Гамлета земное существование теряет смысл. Благодаря некоторым “отвлекающим” эпизодам углубляется образ Гамлета,его человечность становится не столь суровой, как в тех сценах, где онборется. Теплота души, вдохновение художника, рассчитывающего навзаимопонимание, - таковы те новые штрихи, которые появляются в портрете,когда Шекспир показывает Гамлета, беседующего с актерами. О целеустремленности Шекспира свидетельствует одна важная деталь впостроении образа Гамлета. Принц датский после смерти отца имеет право напрестол, он достиг совершеннолетия (правда, не совсем ясно сколько емулет). Никакие ссылки на незрелость не могли бы оправдать узурпацию престолаКлавдием. Но Гамлет ни разу не заявляет о своих правах, он не стремитсясесть на трон. Включи Шекспир этот мотив в трагедию, она бы потеряламногое, прежде всего не столь отчетливо бы выявлялась социальная сущностьборьбы Гамлета. Когда Горацио говорит об умершем монархе, что это “истыйбыл король”1, Гамлет уточняет: “Он человек был, человек во всем”. Вотистинная мера всех вещей, высший критерий для Гамлета. Сколько границ вэтом сложном образе? Он непримиримо враждебен к Клавдию. Он по-дружески расположен кактерам. Он грубоват в общении с Офелией. Он обходителен с Горацио. Онсомневается в себе. Он действует решительно и быстро. Он остроумен. Онумело владеет шпагой. Он боится божьей кары. Он богохульствует. Он 1Шекспир В. Пьесы, сонеты - М., Олимп, 2002, стр.398.обличает свою мать и любит ее. Он равнодушен к престолонаследию. Он сгордостью вспоминает отца-короля. Он много думает. Он не может и не хочетсдержать свою ненависть. Вся эта богатейшая гамма меняющихся красоквоспроизводит величие человеческой личности, подчинена раскрытию трагедиичеловека. Трагедию о Гамлете все единогласно считают загадочной. Всем кажется,что она отличается от остальных трагедий самого Шекспира и других авторовпрежде всего тем, что непременно вызывает некоторое непонимание и удивлениезрителя. Трагедия может совершать невероятные эффекты с нашими чувствами,она заставляет их постоянно превращаться в противоположные, обманываться всвоих ожиданиях, наталкиваться на противоречия, раздваиваться; и когда мыпереживаем “Гамлета”, нам кажется, что мы пережили тысячи человеческихжизней в один вечер, и точно – мы успели почувствовать больше, чем в целыегоды нашей обычной жизни. И когда мы вместе с героем начинаем чувствовать,что он более не принадлежит себе, что он делает не то, что он делать былбы должен, - тогда именно трагедия вступает в свою силу. Замечательновыражает это Гамлет, когда в письме к Офелии клянется ей в вечной любви дотех пор, пока “эта машина” принадлежит ему. Русские переводчики обыкновеннопередают слово “машина” словом “тело”, не понимая, что в этом слове самаясуть трагедии (в переводе Б. Пастернака: “Твой навеки, драгоценнейшая, покацела эта машина”1). Самое ужасное в сознании эпохи было то, что перерождался объект еесамой глубокой веры – 1Шекспир В. Пьесы, сонеты - М., Олимп, 2002, стр.426.Человек. Вместе с этим сознанием приходила боязнь поступка, действия, ибо скаждым шагом человек все далее продвигался в глубь несовершенного мира,становился причастным его несовершенствам: «Так всех нас в трусовпревращает мысль…” 1 Почему медлит Гамлет? Сакраментальный вопрос, на который отчасти ужедан ответ. Поэтому зададим другой: “А откуда нам известно, что он медлит?”Прежде всего, от Гамлета, казнящего, понукающего себя к действию. Завершая второй акт, Гамлет, наконец, произнесет нужное слово и какбудто в нужном тоне – в монологе после сцены с актерами, согласившимисясыграть пред королем-узурпатором изобличающую его пьесу. Для полнотысходства событий, с убийством его отца Гамлет допишет несколько строк, и“мышеловка” будет готова. Договорившись об ее исполнении, Гамлет остаетсяодин, вспоминает актера, читавшего ему монолог, восхищен сыгранной темстрастью, хотя, казалось бы “что он Гекубе? Что ему Гекуба?”2. Но это –достойный пример для подражания ему, Гамлету, имеющему действительный поводпотрясти небо и землю. Он же молчит, когда ему следует воскликнуть: “Омщенье! ”3 Гамлет вырвал, наконец, у себя это слово, чтобы тут же одуматься иодернуть себя: “Ну и осел я, нечего сказать”.Гамлет откровенно идет на разрыв с ролью трагического героя, не умея и, какоказывается, не желая выступить привычным публике героем-мстителем. 1 Шекспир В. Пьесы, сонеты - М., Олимп, 2002, стр. 447; 2 Шекспир В. Пьесы, сонеты - М., Олимп, 2002, стр. 443; 3 Шекспир В. Пьесы, сонеты - М., Олимп, 2002, стр. 443. Тем более что эту роль есть, кому сыграть. Показать ее в исполнениисможет актер, участвующий в “мышеловке”, а непосредственно воплотить –Лаэрт, Фортинбрас… Гамлет готов восхититься их решимостью, их чувствомчести, но не может не ощущать бессмысленность их деяний: “Двух тысяч душ,десятков тысяч денег / Не жалко за какой-то сена клок!”1. Так Гамлетотзывается на поход Фортинбраса в Польшу. На этом героическом фоне отчетливее проступает бездеятельность самогоГамлета, диагноз которой ставят уже два столетия: слаб, нерешителен,подавлен обстоятельствами, наконец, болен. Иными словами, такова божественная справедливость, воплощеннаямировым законом бытия, который может быть подорван: если кому-то причиненозло, значит, зло причинено всем, зло проникло в мир. В акте мщениявосстанавливается гармония. Отказавшийся от мести выступает соучастникомее уничтожения. Таков закон, от которого дерзает отступить Гамлет. Шекспир и зрители егоэпохи, безусловно, понимали, от чего он отступил в своей медлительности. Исам Гамлет хорошо знает роль мстителя, которую он никак на себя не примет. Гамлет знает, для чего он рожден, но найдет ли он силы исполнить своепредназначение? И вопрос этот относится не к его человеческим качествам:силен он или слаб, вял или решителен. Всей трагедией подразумеваетсявопрос не о том, каков Гамлет, а о том, каково его место в мире. Этопредмет трудного раздумья, его смутных догадок. Гамлет выбрал мысль, сделавшись “первым рефлектирующим”, а через это- первым героем мировой литературы, пережившим трагедию 1 Шекспир В. Пьесы, сонеты - М., Олимп, 2002, стр. 487.отчуждения и одиночества, погруженным в самого себя и свои мысли. Катастрофично отчуждение Гамлета, нарастающее по ходу действия.Довершается его разрыв с прежде близкими людьми, с прежним собой, со всеммиром представлений, в котором он жил, с прежней верой… Смерть отцапотрясла его и породила подозрения. Поспешный брак матери положил началоего разочарованию в человеке и, особенно – в женщине, разрушил егособственную любовь. Любил ли Гамлет Офелию? Любила ли она его? Этот вопрос постоянновозникает при прочтении трагедии, но не имеет ответа в ее сюжете, в которомотношения героев не строятся как любовные. Они сказываются иными мотивами:отцовским запретом Офелии принимать сердечные излияния Гамлета и ееповиновением родительской воле; любовным отчаянием Гамлета, подсказаннымего ролью сумасшедшего; подлинным безумием Офелии, сквозь которое словамипесен прорываются воспоминания о том, что было, или о том, что не быломежду ними. Если любовь Офелии и Гамлета существует, то лишь прекрасная иневоплощенная возможность, намеченная до начала сюжета и уничтоженная внем. Офелия не разбивает круг трагического одиночества Гамлета, напротив,дает ему острее почувствовать это одиночество: ее превращают в послушноеорудие интриги и делают опасной приманкой, на которую принца пытаютсяпоймать. Судьба Офелии не менее трагична, чем судьба Гамлета, и еще болеетрогательна, но каждый из них отдельно встречает свою судьбу и переживаетсвою трагедию. Офелии не дано понять, что Гамлет – человек философской мысли, что встраданиях мысли, правдивой, требовательной, бескомпромиссной, - жребийГамлета, что гамлетовское “я обвиняю” передает невыносимость его положенияв конкретном мире, где извращены все понятия, чувства, связи, где кажетсяему, что время остановилось и “так есть, так будет” вечно. Отчужденный от семьи, от любви, Гамлет теряет веру и в дружбу,преданный Розенкранцем и Гильденстерном. Их он отправляет на смерть,которая была уготовлена ему при их, пусть невольном, содействии. Все времяказнящий себя за бездеятельность, Гамлет успевает немало совершить втрагедии. Говорят даже о двух Гамлетах: Гамлете действия и Гамлете монологов,весьма между собой различных. Колеблющийся и размышляющий – второй; надпервым же еще сохраняет власть инерция общепринятого, инерция самой жизни.И даже инерция собственного характера, как мы можем судить, по своейприроде отнюдь не слабого, решительного во всем, пока дело не касаетсяглавного решения – мстить. Гамлет – просветившийся в гуманизме человек,которому ради выяснения истины приходится совершить шаг назад, ксредневековым понятиям о “совести” и “стране, откуда никто невозвращался”. “Совесть”, как и гуманизм, стала современным для нас словом,изменив, расширив свое изначальное содержание. Нам уже очень труднопредставить себе, как то же слово воспринималось шекспировской аудиторией,обозначая для нее прежде всего страх перед загробным наказанием за своиземные поступки, тот самый страх, от которого новое сознание стремилосьосвободиться. К людям народа влечет душу Гамлета, к Гамлету – их души, “кнему пристрастна буйная толпа”1, но это их взаимное тяготение не приводит ких соединению. Трагедия Гамлета – это и трагедия народа. Задумываясь о смысле человеческого 1 Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II - М.,Рипод классик, 2001, стр.224.существования, Гамлет произносит самый волнующий и глубокий из своихмонологов, первые слова которого давно уже стали крылатым выражением: “Бытьили не быть, вот в чем вопрос”1. Этот монолог содержит целый клубоквопросов. Тут загадка “безвестного края, откуда нет возврата земнымскитальцам”, и многое другое. Но главное – выбор поведения в жизни. Бытьможет, “покорятся пращам и стрелам яростной судьбы?” – спрашивает себяГамлет. “Иль, ополчась на море смут, сразить их противоборством?”. Вотвыход, в самом деле, героический. Не для того же создан человек “с мысльюстоль обширной, глядящей и вперед и вспять”2, чтобы “богоподобный разум…праздно плесневел”! Гамлета чаще влечет к философским раздумьям, но уж если судьбавручила ему титаническую миссию восстановить нравственное здоровье родачеловеческого, навсегда избавить людей от подлости и негодяйства, Гамлет отэтой миссии не отказывается. После этого не слабохарактерностьюГамлета объяснять надо его метания, колебания, умственные и эмоциональныетупики, а историческими условиями, когда народные бунты кончалисьпоражением. Слиться с народом – ни в его борьбе, ни в его временнойпокорности – Гамлет не мог. Гамлет несет в себе луч великой надежды – горячий интерес к будущемучеловечества. Последнее его желание – сохранить свое “раненое имя” в памятипотомства, и, когда Горацио намеревается допить остаток яда из кубка, чтобыумереть вслед за другом, Гамлет молит его не делать это. Отныне долгГорацио –рассказать людям о том, что произошло с Гамлетом и почему он такстрадал. 1 Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II - М.,Рипод классик, 2001, стр.194; 2 Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II - М.,Рипод классик, 2001, стр.229.Гамлет молит его не делать это. Отныне долг Горацио –рассказать людям отом, что произошло с Гамлетом и почему он так страдал. Трагичен ли образ Гамлета? Ведь так часто это оспаривается.Спрашивают, разве Гамлет не падает духом от малейшей неудачи, разве нерастрачивается впустую весь его пыл, не попадают удары его мимо цели? Да,но это потому, что хочется ему большего, чем он в состоянии выполнить, ипотому отвага его растрачивается впустую. Ведь самое страшное в трагедииГамлета – не столько преступление Клавдия, сколько то, что в Дании закороткое время свыклись с деспотизмом и рабством, грубой силой и тупымпослушанием, подлостью и трусостью. Самое страшное в том, что свершившеесязлодейство теперь предано забвению теми, кто знает обстоятельства смертикороля. Вот пред чем в ужасе Гамлет. Прежде чем совершить злое дело, человек ждет, пока у него “совесть”утихомирится, пройдет, словно немочь. У кого-то пройдет. У Гамлета - нет, ив этом его трагедия. Не в том, разумеется, что Гамлет не хочет и не можетстать бессовестным в понятиях нашей, нынешней нравственности. Трагедия втом, что ничего другого, кроме вроде бы раз и навсегда отринутойзависимости от потустороннего, нечеловеческого авторитета, он не находитдля опоры и действия, для того, чтобы поставить на место “вывихнутыесуставы” эпохи. Одну эпоху ему приходится судить по нормам другой, ужеушедшей эпохи, а это, по Шекспиру, немыслимо. Гамлет не раз на протяжении песни имел возможность покаратьКлавдия. Почему, например, он не наносит удар, когда Клавдий молится водиночестве? Потому, установили исследователи, что в таком случае, согласнодревним поверьям, душа убитого отправилась бы прямо в рай, а Гамлетунеобходимо отправить ее в ад. Будь на месте Гамлета Лаэрт, он бы не упустилслучая. “Оба света для меня презренны”1, - говорит он. Для Гамлета – непрезренны, и в этом трагизм его положения. Психологическая раздвоенностьгамлетовского характера носит исторический характер: ее причина –двойственное состояние “современника”, в сознании которого вдруг заговорилиголоса и стали действовать силы других времен. Как бы ни были популярны другие пьесы, ни одна не может соперничатьс “Гамлетом”, в котором человек современной эпохи впервые узнавал себя исвои проблемы. 1 Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II -М., Рипод классик, 2001, стр.235.III. Литературная полемика вокруг образа ГамлетаКоличество интерпретаций всей трагедии и особенно характера ее главногогероя огромно. Исходной точкой для непрекращающейся и по сей день полемики,стало суждение, высказанное героями романа Гете “Годы учения ВильгельмаМейстера”, где прозвучала мысль о том, что Шекспир хотел показать “великоедеяние, тяготеющее над душой, которой порой такое деяние не по силам… здесьдуб посажен в драгоценный сосуд, которому назначение было лелеять в своемлоне только нежные цветы…”1. С Белинским согласились в том, что Гамлет –образ, имеющий всеобщее значение: “…это человек, это вы, это я, это каждыйиз нас, более или менее, в высоком или смешном, но всегда в жалком игрустном смысле…”2. С Гете начали спорить, и все настойчивее, сзавершением романтического периода, доказывая, что Гамлет не слаб, апоставлен в условия исторической безысходности. В России такого родаисторический поворот мысли был предложен уже В. Г. Белинским. Что жекасается слабости Гамлета, то, находя своих приверженцев, все чаще этатеория встречалась с опровержением. На протяжении XIX в. суждения о Гамлете касались, прежде всего,выяснения его собственного характера.Сильного или слабого; самопогруженного, представляющего, прежде всегосамоанализ, “эгоизм, а потому безверье”, в противоположность нравственномуидеализму Дон Кихота. Таким его увидел И. С. Тургенев 1 Гете И. В. , Годы учения Вильяма Мейстера, собр. соч. в 13 томах,т.VII - М., Художественная литература, 1978, стр. 248. 2 Белинский В. Г. “Гамлет”, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета -М., государственное издательство художественной литературы,1948, стр.301. в знаменитой статье “Гамлет и Дон Кихот”(1859), еще десятью годами ранеедав современное воплощение вечного образа в рассказе “Гамлет Щигровскогоуезда”. В английском шекспироведении, напротив, утвердилась традиция видетьв случае с Гамлетом трагедию, пережитую нравственным идеалистом, вступившимв мир с верой и надеждой, но болезненно потрясенным гибелью отца и изменойматери. Именно такую интерпретацию предложил в своей классической работе“Шекспировская трагедия” А. С. Брэдли (1904). В каком-то смысле углублениеми развитием этой концепции явилось фрейдистское прочтение образа,намеченное самим Фрейдом и подробно разработанное его учеником Э. Джоунзом,в духе психоанализа представившим трагедию Гамлета как результат Эдиповакомплекса: неосознанной ненависти к отцу и любви к матери. Однако в XX веке все чаще стало раздаваться предупреждение, которымначал свое знаменитое эссе о трагедии Т. С. Элиот, сказавший, что “пьеса“Гамлет” – первостепенная проблема, а Гамлет как характер – тольковторостепенная”1. Понять Гамлета – значит понять законы художественногоцелого, в рамкахкоторого он возник. Сам Элиот счел, что Шекспир в этом образе гениальноугадал рождение человеческих проблем, настолько глубоких и новых, что несмог ни дать им рационального объяснения, ни найти для них адекватнойформы, так что в художественном отношении “Гамлет” – великая неудача. Около этого времени в России начинает складываться анализ трагедии“Гамлет” с точки зрения жанровой структуры, проведенной Л. С. Выготским.Задавая вопрос: “Почему медлит Гамлет?” – замечательный лингвист и психологищет ответ в том, 1 Шекспир У. Пьесы, сонеты - М., Олимп, 2002, стр.694.как, согласно законам построения и воздействия трагедии, в ней сосуществуютфабула, сюжет и герой, приходя в неминуемое противоречие. И в этом смысле“Гамлет” не нарушение жанра, а идеальное осуществление его закона,определяющего для героя в качестве неизбежного условия существование внескольких планах, которые он тщетно пытается свести и сводит лишь вфинале, где акт отмщения совпадает с актом его собственной смерти. Гамлет – герой интеллекта и совести, и этим он выделяется из всейгалереи шекспировских образов. Только в Гамлете соединились блестящаяцивилизованность и глубокая чувствительность, усовершенствованныйобразованием ум и ничем не поколебленная нравственность. Он ближе, роднеенам, чем все другие герои Шекспира, и силой своей и слабостью. С нимгораздо легче мысленно подружиться, через него как бы сам Шекспирнепосредственно общается с нами. Если Гамлета так легко полюбить, то этопотому, что в нем мы чувствуем в какой-то мере себя; если иногда так трудноего понять, то это потому, что мы и себя не совсем еще хорошо поняли. Вступительное слово. Среди пьес Вильяма Шекспира “Гамлет” - одна из самых известных. Героемэтой драмы вдохновлялись поэты и композиторы, философы и политическиедеятели. Огромный круг философских и этических вопросов переплетается втрагедии с вопросами общественными и политическими, характеризующиминеповторимую грань XVI и XVII веков. Гамлет - пламенный выразитель тех новых взглядов, которые принесла ссобой эпоха Возрождения, когда передовые умы человечества стремилисьвосстановить не только утраченное за тысячелетие средневековья пониманиедревнего искусства мира, но и доверие человека к собственным силам безнадежд на милости и помощь неба. Гамлет принадлежит той фазе эпохи, когдаприроду и жизнь превозносили философы, воспевали поэты, влюбленноизображали художники. Шекспир писал о современной ему Англии. Все в его пьесе – герои,мысли, проблемы, характеры - принадлежит обществу, в котором жил Шекспир. Гамлет – не узко-бытовой образ, но характер, наполненный огромнымфилософским и жизненным содержанием. Он непримиримо враждебен к Клавдию. Онпо-дружески расположен к актерам. Он грубоват в общении с Офелией. Онобходителен с Горацио. Он сомневается в себе. Он действует решительно ибыстро. Он остроумен. Он умело владеет шпагой. Он боится божьей кары. Онбогохульствует. Он обличает свою мать и любит ее. Он равнодушен кпрестолонаследию. Он с гордостью вспоминает отца-короля. Он много думает.Он не может и не хочет сдержать свою ненависть. Вся эта богатейшая гаммаменяющихся красок воспроизводит величие человеческой личности, подчиненараскрытию трагедии человека. У Гамлета глубокий и подвижный ум - все схватывает на лету. Варистократической среде держится он непринужденно, отлично зная всевинтики и механизм ее этикета, к простым людям не подделываетсяи не проявляет никакого высокомерия. Не только серьезным своим речам,даже каламбурам, шуткам, остротам всегда придает он глубокомысленныйповорот, вследствие чего они кажутся одновременно и доходчивыми, изамысловатыми. Однако, думает Гамлет не чужим умом. Физически он -как в железных тисках, во дворце ему - как в тюрьме. Единственное, чемон может сопротивляться против всего света – независимостью своих суждений. Гамлет знает, для чего он рожден, но найдет ли он силы исполнить своепредназначение? И вопрос этот относится не к его человеческим качествам:силен он или слаб, вял или решителен. Всей трагедией подразумеваетсявопрос не о том, каков Гамлет, а о том, каково его место в мире. Этопредмет трудного раздумья, его смутных догадок. Гамлет выбрал мысль, сделавшись первым героем мировой литературы,пережившим трагедию отчуждения и одиночества, погруженным в самого себя исвои мысли. Любил ли Гамлет Офелию? Любила ли она его? Этот вопрос постоянновозникает при прочтении трагедии, но не имеет ответа в ее сюжете, в которомотношения героев не строятся как любовные. Они сказываются иными мотивами:отцовским запретом Офелии принимать сердечные излияния Гамлета и ееповиновением родительской воле; любовным отчаянием Гамлета, подсказаннымего ролью сумасшедшего; подлинным безумием Офелии, сквозь которое словамипесен прорываются воспоминания о том, что было, или о том, что не быломежду ними. Если любовь Офелии и Гамлета существует, то лишь прекрасная иневоплощенная возможность, намеченная до начала сюжета и уничтоженная внем. Задумываясь о смысле человеческого существования, Гамлет произноситсамый волнующий и глубокий из своих монологов, первые слова которого давноуже стали крылатым выражением: “Быть или не быть, вот в чем вопрос” Гамлет – человек философской мысли. В страданиях мысли, правдивой,требовательной, бескомпромиссной, - судьба Гамлета. Гамлетовское “яобвиняю” передает невыносимость его положения в конкретном мире, гдеизвращены все понятия, чувства, связи, где кажется ему, что времяостановилось и так будет вечно. Гамлет – герой интеллекта и совести, и этим он выделяется из всейгалереи шекспировских образов. Только в Гамлете соединились блестящаяцивилизованность и глубокая чувствительность, усовершенствованныйобразованием ум и ничем не поколебленная нравственность. Он ближе, роднеенам, чем все другие герои Шекспира, и силой своей, и слабостью. С нимгораздо легче мысленно подружиться, через него как бы сам Шекспирнепосредственно общается с нами. Если Гамлета так легко полюбить, то этопотому, что в нем мы чувствуем в какой-то мере себя; если иногда так трудноего понять, то это потому, что мы и себя не совсем еще хорошо поняли. В конце пьесы Шекспир последний раз взвешивает соотношение сил. Но какизмерить эти силы, если все герои мертвы? Моральную победу одерживает одинГамлет. Автор указывает, что борьба не завершена, что разрешение конфликта– в будущем. За несколько минут до смерти Гамлет завещает Горацио поведатьлюдям о случившемся. Они должны знать о Гамлете, чтобы следовать егопримеру, чтобы “сразить противоборством” зло на земле и мир-тюрьмупревратить в мир свободы. Как быне популярны были другие пьесы, ни одна не может соперничать с “Гамлетом”,в котором человек современной эпохи впервые узнавал себя и свои проблемы.V. Список используемой литературы: 1. Белинский В. Г. “Гамлет”, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета - М., государственное издательство художественной литературы,1948; 2. Верцман И. Е. “Гамлет” Шекспира, - М., Художественная литература, 1964; 3. Динамов С. С. Зарубежная литература, - Л., Художественная литература, 1960; 4. Дубашинский И. А. Вильям Шекспир, - М., Просвещение, 1965; 5. Шайтанов И. О. Западноевропейская классика: от Шекспира до Гете, - М., издательство Московского университета, 2001; 6. Шекспир В. Гамлет, - М., Детская литература, 1982; 7. Шекспир В. К четырехсотлетию со дня рождения, - М., Наука, 1964; 8. Шекспир В. Комедии, хроники,трагедии, собр. в 2-х томах, - М., Рипод классик, 2001; 9. Шекспир В. Пьесы, сонеты, - М., Олимп, 2002.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

“Образ главного героя в трагедии В. Шекспира “Гамлет” ученицы 9 “Б” класса Семененко Наталии. 2001-2002 Содержание №стр I. Введение 3 II. Гамлет – выразитель взглядов и 5 идей эпохи Возрождения III. Литературная полемика вокруг 18 образа Гамлета IV. Вывод 21 V. Список используемой литературы 24 I iconОбраз главного героя в трагедии В. Шекспира "Гамлет" Образ главного героя в трагедии В. Шекспира "Гамлет"
Среди пьес Вильяма Шекспира “Гамлет” одна из самых известных. Героем этой драмы вдохновлялись поэты и композиторы, философы и политические...
“Образ главного героя в трагедии В. Шекспира “Гамлет” ученицы 9 “Б” класса Семененко Наталии. 2001-2002 Содержание №стр I. Введение 3 II. Гамлет – выразитель взглядов и 5 идей эпохи Возрождения III. Литературная полемика вокруг 18 образа Гамлета IV. Вывод 21 V. Список используемой литературы 24 I iconГрамматические особенности языка В. Шекспира (на материале трагедии “Гамлет”) Москва 2000 Содержание. Введение Глава I. 1) Становление и развитие национального английского языка в ранненовоанглийский период ) Язык и стиль В. Шекспира Глава II. Морфологические особенности языка В

“Образ главного героя в трагедии В. Шекспира “Гамлет” ученицы 9 “Б” класса Семененко Наталии. 2001-2002 Содержание №стр I. Введение 3 II. Гамлет – выразитель взглядов и 5 идей эпохи Возрождения III. Литературная полемика вокруг 18 образа Гамлета IV. Вывод 21 V. Список используемой литературы 24 I iconАкадемик Н. И. Вавилов Ученицы 11б класса 411 школы Досаевой Екатерины Болонкина Е. В. Петродворец 1999 год. Содержание: Введение Глава I: Становление Глава II: Лысенковщина Глава III: Арест Глава IV: Путешествия Заключение Список литературы Ссылки Приложение Введение: Очень трудно определить границ

“Образ главного героя в трагедии В. Шекспира “Гамлет” ученицы 9 “Б” класса Семененко Наталии. 2001-2002 Содержание №стр I. Введение 3 II. Гамлет – выразитель взглядов и 5 идей эпохи Возрождения III. Литературная полемика вокруг 18 образа Гамлета IV. Вывод 21 V. Список используемой литературы 24 I iconСодержание. Веедение стр. 2-3 Времена первых киевских князей стр. 4-8 Расцвет Киевской Руси стр. 9-11 Период феодальной раздробленности стр. 12-16 Заключение стр. 17-18 Список используемой литературы стр. 19 Введение
Киевская Русь одно из самых больших государств средневековой Европы сложилось в ixв в результате длительного внутреннего развития...
“Образ главного героя в трагедии В. Шекспира “Гамлет” ученицы 9 “Б” класса Семененко Наталии. 2001-2002 Содержание №стр I. Введение 3 II. Гамлет – выразитель взглядов и 5 идей эпохи Возрождения III. Литературная полемика вокруг 18 образа Гамлета IV. Вывод 21 V. Список используемой литературы 24 I iconИстоки зла в мире и человеке в восприятии Шекспира по произведениям Макбет, Король Лир, Гамлет

“Образ главного героя в трагедии В. Шекспира “Гамлет” ученицы 9 “Б” класса Семененко Наталии. 2001-2002 Содержание №стр I. Введение 3 II. Гамлет – выразитель взглядов и 5 идей эпохи Возрождения III. Литературная полемика вокруг 18 образа Гамлета IV. Вывод 21 V. Список используемой литературы 24 I iconСодержание стр. Введение 3 Переговорный процесс 4 Аспекты переговорного процесса 7 Заключение 13 Список используемой литературы 14 введение
Приходиться признать, что это не всегда возможно, и очень часто проигравшей стороной оказываемся именно мы с вами. Не поэтому ли...
“Образ главного героя в трагедии В. Шекспира “Гамлет” ученицы 9 “Б” класса Семененко Наталии. 2001-2002 Содержание №стр I. Введение 3 II. Гамлет – выразитель взглядов и 5 идей эпохи Возрождения III. Литературная полемика вокруг 18 образа Гамлета IV. Вывод 21 V. Список используемой литературы 24 I iconКонспект уроку: Гамлет вічний образ світової літератури багатогранність шекспірівських характерів
«Конспект уроку: Гамлет — вічний образ світової літератури багатогранність шекспірівських характерів»
“Образ главного героя в трагедии В. Шекспира “Гамлет” ученицы 9 “Б” класса Семененко Наталии. 2001-2002 Содержание №стр I. Введение 3 II. Гамлет – выразитель взглядов и 5 идей эпохи Возрождения III. Литературная полемика вокруг 18 образа Гамлета IV. Вывод 21 V. Список используемой литературы 24 I iconКурсовая работа на тему: Правда и вымысел в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» Содержание Введение 3 Глава I. Творческий метод У. Шекспира 5
Эта ранняя трагедия Шекспира принадлежит первому периоду его творчества. Ее атмосфера пронизана духом жизнерадостности, насыщена...
“Образ главного героя в трагедии В. Шекспира “Гамлет” ученицы 9 “Б” класса Семененко Наталии. 2001-2002 Содержание №стр I. Введение 3 II. Гамлет – выразитель взглядов и 5 идей эпохи Возрождения III. Литературная полемика вокруг 18 образа Гамлета IV. Вывод 21 V. Список используемой литературы 24 I iconСодержание. Введение 2 стр. Глава Строение вирусов. 4 стр. Глава Разнообразие вирусов. 8 стр. Глава Биологическая роль вирусов. 11 стр. Заключение. 14 стр. Список литературы. 15 стр. Приложение. 16 стр. Введение
Вирус это, по существу, часть клетки. Мы считаем вирусами те компоненты клетки, которые достаточно независимы для того, чтобы передаваться...
“Образ главного героя в трагедии В. Шекспира “Гамлет” ученицы 9 “Б” класса Семененко Наталии. 2001-2002 Содержание №стр I. Введение 3 II. Гамлет – выразитель взглядов и 5 идей эпохи Возрождения III. Литературная полемика вокруг 18 образа Гамлета IV. Вывод 21 V. Список используемой литературы 24 I iconКонтрольная работа по философии на тему: «Философия эпохи Возрождения» содержание введение
Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии возрождения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы