Материально-экономическая сфера общества icon

Материально-экономическая сфера общества



НазваниеМатериально-экономическая сфера общества
Дата конвертации02.07.2012
Размер390,07 Kb.
ТипРеферат
Материально-экономическая сфера общества


СОДЕРЖАНИЕ.|1.1 Введение |3 ||1.2 Понятие способа производства и его структура |5 ||1.3 Потребности и интересы в сфере материального производства |10 ||1.4 Философия хозяйства в России |14 ||1.5 Философия рынка и специфика рыночных отношений в России |20 ||1.6 Заключение |32 ||Литература |35 | 1.1 Введение. Сложный характер развития общества определяется его весьма сложнойструктурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего внем осуществляются различные по своему характеру и содержанию видыобщественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, в рамках которыхпроисходит та или иная общественная деятельность. В результате складываютсяразличные сферы общества. Основные из них – экономическая, социальная,политическая, духовная. Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмени потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства,непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-техническогопрогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, втом числе отношений собственности на средства производства, обменадеятельностью и распределения материальных благ. Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, вкотором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляетсявзаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическоесотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическоесознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своейпроизводственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь жереализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономическойсфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективныхфакторов развития экономики. Значение данной сферы для развития обществаявляется основополагающим. Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществесоциальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и т.д.), атакже национальных общностей по поводу социальных условий их жизни идеятельности. Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельностилюдей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения,народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальнойсправедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, атакже при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных идуховных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социальногорасслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения.Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых инациональных отношений, касающихся условий труда, быта, образования иуровня жизни людей. Как видно, функционирование социальной сферы связанно судовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности ихудовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальнойгруппы, а также характером существующих общественных отношений. Степеньудовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизнитого или иного человека, семьи, социальной группы и т.д. Это – обобщающиепоказатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективностифункционирования его социальной сферы. На это должна быть направленасоциальная политика государства. Политическая сфера есть пространство политической деятельностиклассов, других социальных групп, национальных общностей, политическихпартий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельностьпроисходит на почве сложившихся политических отношений и направленаосуществления их политических интересов. Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а такжереализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов –упрочнение существующей политической власти. Других – в ее устранении.Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с инымисубъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние наполитические процессы в общественных интересах. Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будьто класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится решитьсвои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политическойдеятельности, создает большие возможности для реализации их политическихинтересов и воплощения их политической воли. Современные политические процессы существенно политизируют сознаниемногих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль изначение политической сферы в жизни общества. Духовная сфера – это сфера отношения людей по поводу разного родадуховных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоямиобщества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только,скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но такжезнания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., словом, все то, чтосоставляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества. Данный курсовой проект раскрывает значение материально-экономическойсферы общества, исследование составляющих которой производится в следующихразделах.1.2 Понятие способа производства и его структура. Материалистический подход к истории позволили Марксу и Энгельсупреодолеть поверхностный взгляд, согласно которому он предстает как процессвозникновения и смены философских теорий и политических учений, этическихнорм и эстетических идеалов, рассвета и гибели государств или деянийвыдающихся личностей. За всем этим Маркс обнаружил некую основу, придающуюцельность, связь и непрерывность человеческой истории. Такой основой иявляется материальное производство. Философия исследует его в особомракурсе. Если для политэкономии материальное производство и его законы –основной объект и цель познания, то философия рассматривает его только какэлемент целого, но элемент системообразующий, стягивающий все многообразиесторон общественной жизни в некоторое единство. Значение материального производства не ограничивается тем, что оно –необходимое условие существования общества и человека. Хотя сам этот фактдалеко не маловажен, дело не только в нем. Существенно то, что весь стройжизнедеятельности людей зависит в конечном счете от способа, каким люди вкаждую конкретно-историческую эпоху производят материальные блага. «Способпроизводства материальной жизни, - писал К. Маркс, - обуславливаетсоциальный, политический и духовный процессы жизни вообще»[1]. Что же представляет собою способ производства? Обратим вниманиепрежде всего на то, что в процессе материального производства участвуютлюди; они организуют, направляют, осуществляют этот процесс благодаря своимфизическим данным, знаниям, опыту, навыкам. В отличии от животных,потребляющих готовые природные продукты, люди удовлетворяют своипотребности, изменяя, преобразуя природу, воздействуя на предмет,подлежащий обработке с помощью орудий труда. Для нас пока безразлично –каких: сложнейших или простых, каменного топора, железного плуга илисовременного станка с автоматическим управлением. Важно, что эти орудиявсегда стоят между человеком и и предметом труда. В ходе производстваиспользуется и комплекс таких средств, как транспорт, заводские и складскиепомещения и т.д. Все это, вместе взятое, то есть люди, участвующие впроизводстве, орудия и средства труда, действует в системе и составляетпроизводительные силы общества. Такова первая сторона способа производства. Второй стороной способа производства являются производственныеотношения. Подчеркнем особо: производственные отношения – это отношениямежду людьми. Их специфика состоит в том, что, функционируя впроизводственном процессе, они представляют собой отношение людей по поводувещей. Каких же? Во-первых по поводу орудий, предмета, средства труда. Ведьдля того чтобы производственный процесс начался, производитель долженсоединиться с орудиями труда. А это соединение может быть различным, взависимости от того, кому принадлежа эти орудия – обществу, группе илиотдельным лицам. Отношения собственности и являются главной, определяющейстороной производственных отношений. В зависимости от их характера вобществе имеет место либо эксплуатация, либо сотрудничество трудящихся. Во-вторых, отношения людей по поводу вещей распространяются и напроизводственные продукты. Ведь они созданы, чтобы их использовали, а дляэтого они должны быть предварительно распределены, затем обменены и,наконец потреблены. Отношения распределения, обмена (товарообмен илинепосредственный продуктообмен) и потребления – важные составляющиепроизводственных отношений. Однако они зависимы от собственности,определяемы ею. Так, собственник средств труда всегда присваиваетпроизведенный продукт; в зависимости от характера производственныхотношений произведенные материальные блага распределяются и потребляютсялибо совместно, как это было в условиях первобытного равенства, либо такимобразом, что господствующее меньшинство присваивает прибавочный продукт,что свойственно любому антагонистическому обществу, либо в соответствии сколичеством и качеством труда, что соответствует принципам социализма. Как видим, производственные отношения многослойны. Это – целыйкомплекс, совокупность, которая складывается для обеспечения движенияматериального продукта от производства до сферы потребления, образующих какверхнюю так и нижнюю границы производственных отношений. От чего же зависит характер этих складывающихся в производствеотношений? От сознания людей? Ведь это отношения между людьми, действующимисознательно. От их «догадливости»? но, во-первых, люди долгое время вообщене знали сущности тех отношений, в которые они вступали в процессепрактической деятельности. Во-вторых, характер этих отношений определялсякаждый раз не просто изменившимся сознанием, желанием людей, хотя,разумеется, и это обстоятельство надо учитывать при анализе конкретнойистории. Главное, чем определяется характер производственных отношений, -это те объективные условия, которые сложились в обществе, с которыми людивынуждены считаться и которые определяют в конечном счете их сознание, атакже возможности, границы и общее направление их деятельности. Среди этихусловий решающую роль играют уровень и характер развития производительныхсил, которые требуют не любой, а определенной, то есть соответствующей им,формы производственных отношений. При первобытно-родовом строе, например,люди вступали в коллективистские отношения не потому, что они былигенетически запрограммированы на коллективизм, а потому, что крайняянеразвитость орудий труда восполнялась объединенной силой рода или племени.Иначе люди просто не смогли бы выжить. Производственные отношения, вкоторые люди вступали в процессе производства, оказывалисьдетерминированными не их сознанием, а реальным состоянием производительныхсил. Ту же закономерность можно проследить и на следующих ступеняхматериального производства, развившегося в антагонистических, основанных наэксплуатации формах производственных отношений. При социализме также сохраняется независимость производственныхотношений от общественного сознания. Люди могут познать законы, логику,тенденции развития производства и сознательно создавать управленческиемеханизмы, соответствующие этим тенденциям. Но не более того. Добавим кэтому, что и при социализме в развитии производственных отношений остаетсямомент непредсказуемости: люди не могут предвидеть всего, иначе ониобладали бы абсолютной истинной, что – увы! – неосуществимо. Но как же быть с тем обстоятельством, что люди всегда действовали идействуют как существа сознательные? Разве это не относится к производству?Конечно же и в этой сфере люди сознательно осуществляют практическуюдеятельность, преобразующую природу: они сознательно сеют и жнут, а затемубирают урожай, они сознательно создают орудия труда и совершенствуют их отпоколения к поколению. Поэтому не следует думать, что производственныеотношения есть нечто, навязанное людям свыше. Они – результат и формачеловеческой деятельности. Однако от общественного сознания они не зависятпотому, что их особенности ,логика их развития определяется не состояниемобщественного сознания, а характером и уровнем развития производительныхсил, теми возможностями, которые они создают для человеческой деятельности.Без деятельности людей, вдохновляемых прогрессивными идеями, без активнойборьбы за реализацию передовых общественных идеалов новые отношения неутвердятся. Но сами эти идеи возникают не на пустом месте. Материальное производство – это определяющая реальность, которуюкаждое поколение застает как нечто сложившееся, относительно устойчивое.Люди не могу по произволу ее выбирать, конструировать. Они должнысогласовывать свои действия с этой общественной реальностью, точно такжекак они согласуют их с реальностью природной и ее законами. Поэтому еслилозунг, программа, призыв выдвигаются без учета тех процессов, которыепроисходят в материальном производстве, то они оказываются либопреждевременными, либо вообще невыполнимыми. Сошлемся на историю утверждения в общественной практике идей свободы иравенства, вдохновлявших на борьбу против сословного неравенства, противфеодализма. Известно, что эти идеи выдвигались и до 17 века. Нообщественную значимость они приобрели только тогда, когда для этого созрелисоответствующие материальные условия. Без таких условий они оставалисьмечтой, утопией, в лучшем случае предвидением будущего. Данная закономерность целиком относится и социалистическому обществу.И здесь любая попытка воплотить в жизнь идеи, планы, материальные условиядля которых еще не созданы, неминуемо ведет к волюнтаризму, или, какговорил К. Маркс, к посрамлению идеи. Так, оказались беспочвенными, невытекающими из объективных условий, а потому и неосуществимыми те срокипостроения коммунизма в нашей стране, которые были в свое время определены.Трезвый анализ показывает, что коммунизм – весьма отдаленная историческаяперспектива. Точно также обстоит дело и с определением степени зрелостисоциалистического общества. Можно, конечно, провозгласить, как это было в70-е годы, что социалистическое общество уже достигло этапа зрелости, сталообществом «развитого социализма». Но если в действительности оно еще нереализовало присущих ему преимуществ, такой тезис останется не более чемидеологической иллюзией, могущей лишь тормозить развитие общественныхпроцессов, решение реально назревших задач. Анализ материального производства позволил объяснить системность,целостность общества. Общественная жизнь, конечно, не сводится кпроизводству материальных благ, она намного богаче, шире, сложнее. Но приэтом все основные формы жизни общества – социальная, политическая, духовная– оказываются связанными между собой не просто взаимовлияниями, но и тем,что они имеют единую основу, определяющую в конечном счете их развитие.«...Из определенной формы материального производства, - писал К. Маркс, -вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых,определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и духовныйуклад определяются как тем, так и другим. Следовательно, этим жеопределяется и характер их духовного производства»[2]. Так, производству,основанному на частной собственности на средства производства и отчуждениитруда, соответствуют: разделение на антагонистические классы, государство,защищающее интересы эксплуататоров, отчужденное сознание, которое в формемыслей господствующего класса, политических идей, религии навязываетсячеловеку как внешняя, стоящая над ним сила. Для того чтобы изменить этоположение, необходима качественно иная форма материального производства,связанная с общественной собственностью и ликвидацией отчужденного труда. Материализм открыл дорогу научному познанию общества, поскольку быланайдена его материальная основа, развитие которой подчиняется строгообъективным законам. Не только к природным, но и к общественным явлениям,как писал В. И. Ленин, оказался применим принцип детерминизма, причинойобусловленности явлений, а «не сваливание чего угодно на свободнуюволю»[3]. Соответственно, например, сложную и противоречивую историю нашейстраны послеоктябрьского периода поверхностно и ненаучно объяснить тольколичными качествами таких руководителей, как Сталин, Хрущев, Брежнев, хотяличностные особенности каждого из них, безусловно, сыграли существеннуюроль в конкретном развертывании событий. Но материализм предполагаетисследование корней, причин, объективных условий, которые позволили этимличностям действовать именно так, а не иначе, придав тем самым их личнымкачествам общественную значимость. В материалистическом понимании истории неразрывно связанны идеядетерминированности человека объективными условиями бытия и признаниесвободы, активности, творчества. Каждый человек, включая руководящихдеятелей, - дитя своего времени, продукт сформировавшихся егообстоятельств. Но он же и творец обстоятельств, практически изменяющийусловия своего существования. Участвуя в производстве, он развивается сам исовершенствует орудия труда. Это порождает со временем противоречия вспособе производства, а вместе с ним новые интересы, потребности, взгляды.Разрешить эти противоречия, сломать старые структуры, создать вместо нихновые, более совершенные могут только практически действующие люди. Ихактивность, их деятельность входят, таким образом, необходимым компонентомв развертывании общественного процесса. Это очень важная сторонаматериалистического понимания истории, также созвучная перестройке,реализация стратегии которой зависит от активного включения советских людейв общее дело революционного обновления всех сфер жизни общества. Производство с точки зрения марксистской теории можно рассматривать ив более широком смысле слова как жизнедеятельность общества, какобщественное производство, в котором материальное играет основную,определяющую роль. Понятие «общественное производство», которому К. Маркспридавал большое значение, фиксируется тот факт, что люди производят нетолько вещи, материальные блага и ценности. Участвуя в общественномпроизводстве, они производят и воспроизводят всю социальность: общественныеотношения, группы и институты, а в конечном счете общество и самих себя,свою собственную общественную сущность. К. Маркс подчеркивал: «Еслирассматривать буржуазное общество в его целом, то в качестве конечногорезультата общественного процесса производства всегда выступает самообщество, т.е. сам человек в его общественных отношениях»[4]. Материалистическое понимание истории выводит нас, таким образом, начеловека – главное действующее лицо, воплощающее в себе загадку, цель исмысл исторического процесса. Но путь к разрешению загадки лежит черезисследование объективных законов общества, в котором индивиды, производянеобходимые для жизни материальные блага, создают одновременно и себя, иобщество. 1.3 Потребности и интересы в сфере материального производства. Без постоянного процесса производства общество не могло бысуществовать и уж тем более развиваться. Смысл общественного производствазаключается в том, что в этом процессе осуществляется историческиобусловленное воспроизводство человека как общественного существа.Общественное производство, или, что одно и то же, производство общественнойжизни, имеет свою структуру, охватывающее и духовное производство, ипроизводство самого человека, и материальное производство. Материальноепроизводство – это основополагающий элемент в структуре общественногопроизводства, ибо именно в нем производятся материальные условия бытиялюдей как фундаментальное условие собственно человеческой истории и самойспособности людей творить историю. Жизнь общества, таким образом, нельзяуподобить реке, в которой все капли играют однозначную роль. В ней естьодна решающая сила, которая в конечном счете и определяет все вплоть доутонченной сферы духа, - это производство материальных благ. Причем процесспроизводства материальных благ всегда носит общественный характер:производство обособленного индивида столь же бессмысленно, как и развитиеязыка без совместно живущих людей. Совместный труд индивидов есть первоеоснование общественного характера производства, на базе которогозарождаются и совершенствуются коллективные формы общественных связей,способа жизнедеятельности и –всего образа жизни людей. Что же является собой собственно материальное производство? Для того чтобы жить, люди должны обладать необходимыми средствами ксуществованию. Понятно, что даже для того, чтобы обладать этим необходимымминимумом, люди должны трудится: все созидает для смертных забота и трудчеловека, говорили древние. Человек не может довольствоваться тем, чтоприрода дает ему в готовом виде. «Непосредственного материала, которого неприходится обрабатывать, очень мало. Даже воздух приходится приобретать,так как его нужно нагревать... Человеческий пот и человеческий труддобывают для человека средства удовлетворения его потребностей»[5].Соединяя свой труд с тем, что дано природой, используя ее законы, людисоздают то, чего в ней нет. В этом процессе создаются материальные блага, ион-то и есть процесс материального производства. Следовательно,материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, которыес помощью соответствующих средств осуществляют преобразование природы сцелью создания материальных благ, направленных на удовлетворениечеловеческих потребностей. Деятельность людей, в какой бы сфере жизни общества она не протекала,направляется определенными потребностями и интересами, вырастающими наоснове производства и вместе с тем служащими субъективным стимулом егодальнейшего развития. Потребность – есть не что иное, как состояниеорганизма, личности, социальной группы, класса, общества в целом,выражающее их зависимость от условий их существования и выступающеепобудительной силой всегда определенным образом направленной жизненнойактивности; она выражает субъективный запрос к объективной реальности,нужду в таких предметах и условиях, которые способствовали бы поддержаниюсостояния равновесия системы, необходимого для нормального функционированияи развития. Однако для осуществления деятельности не достаточно одного тольконаличия потребности. Для ее совершенствования необходима некоторая цель,ибо никакая деятельность невозможна вне целеполагания, а также средств дляее достижения. Когда цель совпадает с потребностью, тогда деятельностьпринимает строго целенаправленный характер, а сама потребность, теперь ужесуществующая как некоторый синтез, как цель-потребность, превращается вустойчивый осознанный интерес. Интерес есть, в сущности, устойчивонаправленный побудительный мотив деятельности, окрашенный эмоционально-ценностным отношением. Он-то и помогает отысканию средств удовлетворенияпотребностей, достижения цели. Поскольку субъектам общественно-исторической деятельности являютсяиндивиды, включенные в состав определенных социальных систем (групп,партий, классов и т.д.), поскольку их деятельность всегда основывается наиерархии интересов – от личностно-индивидуальных до самых широкихобщественных. Именно общественные интересы определяют степень интенсивностии социальной значимости всей шкалы интересов того или иного индивида илилюбого другого субъекта деятельности, начиная с малой группы, коллектива,ибо именно они в наибольшей степени ориентируются на реальные условия иобщее направление развития общественной системы, способствуя тем самым еесохранению и прогрессу. Характерно, что отличительным признакомобщественных систем является их способность целенаправленно формировать имобилизовать социально значимые интересы. Утрата или деформация интересовсвидетельствует о неблагополучном состоянии системы (организма, общества ит.д.). характер интересов – объективный, чрезвычайно тонкий показательсостояния общественной системы, ее здоровья. Потребности и интересы – как личные, так и общественные – имеютсложную исторически сложившуюся структуру, начиная от биологических иматериальных и кончая наиболее утонченными духовными – познавательными,нравственными, эстетическими и т.п. Общественные потребности и интересысоставляют своего рода пружину социального механизма: они определяютнаправление и содержание действий и отдельных личностей, и общества вцелом. В совокупности всех общественных интересов ведущая роль принадлежитинтересам в системе материального производства. Развитие экономическойсферы общества есть основа его поступательного прогрессивного развития,поэтому совершенствование ее в немалой степени зависит от совершенствованияи развития потребностей и интересов в этой сфере, а также от умелогосочетания и гармонизации личных потребностей с общественными. Одним изрычагов стимулирования роста материального производства является повышениематериальной и моральной заинтересованности ( иными словами, мобилизацияинтересов) каждого в результатах своего труда и общего дела. Ведь там, гденет заинтересованности, не может быт и настоящего дела. Потребности и интересы по своей ориентации могут быть как предметными,так и функциональными, когда они выражают направленность либо на конечныйрезультат деятельности, либо на ее процесс. Функциональные потребности иинтересы не менее важны для деятельности, трудового процесса, так какименно в них заключен могучий стимул в виде эстетической, нравственной итворчески- интеллектуальной сторон самого процесса труда. Если процессдеятельности не попадает в сферу интересов субъекта, то от этого страдает ирезультат – качество продукта. Таким образом, ясно, что функциональные ипредметные потребности и интересы слишком тесно переплетаются и зависятдруг от друга. В конце концов обществу не безразличен тот процесс, спомощью которого достигаются намеченные им рубежи. Не безразличен он и ккаждому труженику, заинтересованному в конечных результатах своего труда, вкачестве и количестве продукции. Когда интерес направлен на сам процесструда, последний перестает быть внешне принудительной силой, превращаясь вискусство, достигая порой истинных вершин эстетического творчества,становится внутренней потребностью. Потребности и интересы, угасая в результатах деятельности, в ней же ивозрождаются на более высоком уровне. Диалектика роста интересов состоит втом, что само их удовлетворение порождает новые потребности и интересы, атакже средства их удовлетворения, служащие основным детерминантом развитияпроизводства. Выявление и строго научный учет и изучение общественных иличных потребностей и интересов – существенное условие правильного выборанаправления развития различных отраслей народного хозяйства, науки икультуры. Высшей формой проявления общественного интереса является интересразвития производительных сил, увеличение производительности труда исовершенствования все системы производственных отношений, что составляетрешающий критерий исторического процесса человечества, а такжесовершенствования сущностных сил самого человека, раскрытия и возвышенияего духовно-творческих потенций. Материальное производство имеет две стороны: производительные силы ипроизводственные отношения. Люди, осуществляющие процесс производства,выступают субъектом труда. Они составляют основной и решающий элементпроизводительных сил. Но кроме того, для осуществления процессапроизводства необходим исходный материал, или предмет труда, которыйподвергается обработке. Им могут быть и земля, и полезные ископаемые, иметаллы и т.п. Но чтобы воздействовать на предмет труда с целью егопреобразования в необходимый продукт, надо применять орудия труда. Орудиятруда есть предметы, созданные человеком с целью воздействия на внешний мири преобразования его в целях общества. Все возрастающая сложность орудийтруда является показателем достигнутого уровня производства и, какследствие, степени развития общества. Для производства необходимы такжесоответствующие здания, склады, транспорт и т.д. Все это вместе с орудиямитруда образует средства труда. Совокупность же средств и предметов трудаобразует средства производства. Система средств производства, в первуюочередь орудий труда, составляет так называемую материально-техническуюбазу общества, являющую собой предметно-энергетическую частьпроизводительных сил. Эта часть представляет собой прошлый, илиовеществленный, труд. Но для того чтобы средства труда могли вступать впроцесс производства, необходимо вновь и вновь применение рабочей силы, тоесть живого человеческого труда. Таким образом, в структуре производствавыделяются два вида труда – живой и овеществленный. Не менее важным элементом структуры производительных сил являетсяпроизводительная технология. Решение технологических задач во многомопределяется такими, например, факторами, как характер и орудие труда,развитие фундаментальной и прикладной науки и степень ее внедрения впроизводство, уровень научной организации труда и т.д. Сложностьсовременного производства такова, что оно уже не мыслимо без его научнойорганизации, включающей в себя такие основные направления, как рациональноеиспользование средств производства, управление и планирование. Наука всебольше входит в структуру производственных сил, становясь непосредственнойпроизводительной силой, а производство – технологическим применением науки.При современном уровне развития техники повышение квалификации работниковвозможно лишь при условии получения ими необходимого уровня научных знаний.При этом речь здесь идет не только о естественнонаучных и техническихзнаниях, что само собой разумеется, но и о более широких научных знаниях.Ведь влияние гуманитарных наук на общий духовно-нравственный,интеллектуально-творческий потенциал не менее значимо для общественногопроизводства. А если рассматривать формирование человека как субъекта трудапредельно широко, то помимо всех видов науки здесь необходимо будетговорить о влиянии на него всей духовной культуры своего времени,воплощенной в различных художественных, эстетически, этических, философскихценностях его бытия. Однако ни сложность современной техники и технологии, ни различныеформы организации и управления производством не должны заслонять от насглавного – человека. Человек – не простая сила наряду с машиной, аодухотворяющее начало всего процесса общественного производства, впитавшеев себя опыт всемирной истории человечества. Производство не являетсясамоцелью развития общества, а служит в конечном счете лишь средствомразвития его главной ценности – человека. Именно в трудовом процессе иосуществляется воспроизводство, совершенствование и самоутверждениечеловека как высшей ценности. Итак, производительные силы – это люди (человеческий фактор),впитавшие в себя культурный опыт всех предшествующих поколений, обладающиепроизводственными навыками к труду и осуществляющие производствоматериальных благ; созданные обществом средства производства, а такжеорганизация труда, технология производства, техника и достижения науки.Показателем уровня развития производительных сил общества являетсяпроизводительность труда, измеряемая не только количеством продукции,создаваемым за единицу времени, но и ее качеством, а еще более – развитиеми совершенствованием человеческого фактора, то есть всем тем, что служитудовлетворению постоянно развивающихся потребностей и интересов общества. 1.4 Философия хозяйства в России. Экономическая активность – это все энергетические процессы, связанныес производством и обменом некоторых благ (материальных или духовных). Нипроизводство, ни обмен не могут совершатся спонтанно, поскольку всегдаобладают относительно сложным характером и требуют сознательного участиячеловека. Следовательно, экономическая активность может быть либовынужденной, либо свободной, то есть либо страданием, либо деятельностью. Экономическая активность могла бы быть чистым страданием, если бысуществовали блага, без которых человек не мог бы поддерживать свою жизнь икоторые, вместе с тем, не могли бы быть получены вне производства илиобмена. Однако все блага, которые жизненно необходимы человеку, могли быбыть получены им непосредственно, живи он в теплых краях, питаясь богатымиплодами дикорастущей природы и укрываясь от стихий в горах и пещерах.Следовательно, человек как живое существо в принципе не может обойтись безпроизводства и обмена, поэтому экономическая активность не являетсяабсолютно вынужденной. Таким образом, экономическая активность выступаеткак деятельность, то есть как свободная трата жизненной энергии,осуществляемая под определенным (не абсолютным) давлением обстоятельств.Главным таким обстоятельством является потребность в продуктах труда, тоесть в таких материальных или духовных благах, которые не могут бытьполучены непосредственно («протянул руку и взял»). Человек расселился вхолодных и суровых краях, где дикорастущие плоды встречаются далеко невсегда. Из-за приходится заниматься собирательством, то есть систематичными интенсивным поиском этих плодов, а в связи с низкой эффективностью этогодела специально возделывать плодоносящие растения (земледелие, илиагрокультура) либо охотиться на дикого зверя. И для того, и для другого, атакже для того, чтобы защититься от хищников суровых стихий, надо мастеритьмотыги, топоры, копья, одежду и жилище. Чтобы за зверем не нужно было долгогоняться, его приручают и загоняют в стойла (скотоводство). Поскольку всеэто удобно делать сообща, в процессе труда между людьми складываютсяопределенные отношения, первым результатом которых является разделениетруда. В результате разделения труда происходит специализация отдельных людейили групп людей по выполнению определенных трудовых функций, а также попроизводству определенных продуктов. Первое обстоятельство приводит квозникновению профессий, а последнее – к возникновению обмена, когдапроизводители одного продукта удовлетворяют потребности в других продуктах,меняясь своим достоянием с другими производителями. Все это вместе приводитк образованию целой системы, состоящих из относительно стабильных групплюдей, каждая из которых занимает определенное место в производстве, обменеи потреблении продуктов труда. Эта система подвержена изменениям, которые вряде случаев могут привести к возникновению групп людей, специализирующихсяна предпринимательстве. Предпринимательство есть разновидность экономической активности.Экономическая активность стимулируется потребностями в продуктах труда.Труд есть первая форма экономической активности, связанная с созданием,получением, добычей таких благ, которые нельзя получить непосредственно.Например, жизнь дана человеку без всяких опосредующих обстоятельств,поэтому человек в принципе может жить, не трудясь. Однако в целом рядеслучаев труд является необходимым условием поддержания жизни. Посколькутруд не является абсолютно вынужденной активностью, человек может свободнозаняться любым видом деятельности, да если в этом нет не только жизненной,но и вообще никакой необходимости. Однако скорее он потратит свои силы натот труд, который в данный момент необходим, чем на тот, который будетподсказан ему чистой фантазией. Так человек может занятьсяпредпринимательством в любой момент и при любых условиях, но скорее онбудет заниматься им тогда, когда это будет действительно необходимо. Чтобы раскрыть сущность предпринимательства, нам необходимо выяснитьте условия, при которых оно становится необходимым. Совместные организованные усилия по добыче каких-либо благ естьпредприятие. Поначалу, когда организованные попытки что-то добыть являютсяновыми и единичными, предприятие представляет собой рискованную авантюру,осуществляемую наобум. Это значение до сих пор сохранилось в употреблениислова «предприятие», когда люди впервые собираются для того, чтобы что-тодобыть, не зная при этом, чем все может закончиться. В этом смыслепредпринимательство как инициатива организации какого-либо предприятия естьрискованная авантюра. Если же попытка оказывается удачной или приносит людям достаточныйопыт, то навык совместного усилия закрепляется и предприятие становитсяболее стабильным; теперь предприятие – это институциональная организациясовместных усилий для систематической добычи каких-либо благ. В этом смыслепредприятие является признаком цивилизации, то есть такой организациичеловеческих усилий, которая позволяет людям обеспечить себе относительностабильные гарантии спокойного существования. Автоматизм повторяющегосясовместного действия в рамках предприятия с необходимостью ведет к развитиютехники, то есть орудий труда, призванных экономить человеческие силы.Идеал техники – это предприятие, добывающее блага для людей вообще безприложения человеческих усилий. Развиваясь в направлении к этому идеалу,предприятие становится все менее похожим на организацию человеческих усилийи все более похожим на комплекс одних только орудий труда. Именно такпредприятие понимается в современном российском законодательстве. Развитиепредприятия, или технический прогресс, есть минимизация участия человека впроцессе добычи (производства, обмена, экспроприации и т.п.) тех или иныхблаг. Предпринимательство связано с предприятием в изначальном смысле этогослова. Предприниматель выступает как инициатор той или иной попыткисовместной добычи каких-либо благ. В его задачу входит сделать эту попыткуудачной и создать предприятие («поставить дело»). Таким образом,родоначальник всякого предприятия – предприниматель. Для того чтобы сделать предприятие удачным («провернуть дело»),предприниматель должен обладать целым рядом качеств, обобщенным выражениемкоторых является предприимчивость. Предприимчивость есть универсальноесложное свойств предпринимателей, включающее в себя инициативность,энергичность, гибкость, рисковость, оборотистость, находчивость,изобретательность и практичность. Без предприимчивости не может бытьпредпринимательства, однако сама по себе предприимчивость не всегда ведет квозникновению предпринимательства. Предприимчивость может проявляться нетолько в экономической сфере: артисты, воины, политики также могут весьмауспешно пользоваться предприимчивостью в своих сферах. Предприниматель, какуже говорилось, пользуется предприимчивостью в экономической сфере, то естьон пытается инициировать и закрепить ту или иную форму добычи блага в сферепроизводства или обмена. В той мере. В которой предпринимателю удается закрепить эту форму, егоможно также считать инициатором и строителем цивилизации. Мы можем определить предпринимательство как деятельность, которая наоснове риска инициирует, на основе предприимчивости организовывает, наоснове ответственности стабилизирует и на основе личной заинтересованностиразвивает ту или иную форму добычи материальных либо духовных благ в сферепроизводства или обмена. Предприниматель на свой страх и риск начинает какое-либо дело – сам жеорганизую для этого других людей. Чтобы дело приносило искомые блага,оправдывающие вложенную в него энергию, чтобы оно приносило систематическуюприбыль, предприниматель старается превратить свое предприятие из авантюрыв элемент цивилизации. Имея же личную заинтересованность в полученииизлишков получаемых благ (доход), предприниматель стремиться постояннорасширять свое дело, вкладывать в него все новые ресурсы и развивать его вовсе новых формах. Итак, цивилизационный подход к предпринимательствуозначает рассмотрение не только самого феномена предпринимательства вмаксимально широком контексте, но и определение предпринимательства какглавной созидательной основы всякой цивилизации. Именнопредпринимательство, а не политика, религия, искусство или право являютсятакой строительной силой. Религия побуждает людей к строительствуцивилизаций и задает границы этого строительства; политика создает аппаратконцентрации и распределения разрозненных сил народа ради укрепления иразвития цивилизации; искусство развивает навыки строительства цивилизациии демонстрирует пределы ее достижений как в позитивном, так и в негативномплане; право фиксирует систему отношений строителями цивилизации; и лишьпредпринимательство есть сама деятельность, непосредственно ускоряющаяцивилизацию, физически делающая ее. Обычный труд крестьянина илиремесленника не может считаться такой деятельностью, поскольку сам по себеэтот труд есть лишь в достаточной мере стереотипное существование навыковвыживания, тогда как для строительства цивилизации необходима инициативаразных людей на совершенно новое дело, результат которого еще не известен. Что же заставляет людей заниматься предпринимательством? Причины,вынуждающие людей на столь рискованное занятие, могут быть внешними ивнутренними. К внешним причинам относятся определенные условия жизниконкретного общества; к внутренним причинам относятся определенныеособенности склада личности конкретного индивида. Существует особый видобществ, в которых возникает тяга к предпринимательству, и особый типлюдей, отличающихся склонностью к предпринимательству. Внешняя причина предпринимательства всегда находится в экономическойсфере, она коренится в экономических условиях существования человека.Предпринимательство становится необходимым тогда, когда для целой группылюдей добывание жизненно необходимых продуктов сопряжено с риском. Рискосновывается на том, что люди не могут получить продукты труда безпредварительного вложения собственных средств в их производство или обмен.Если воин или преступник, которые также рискуют, пытаясь получить продуктытруда силой, ничего не вкладывают в производство или обмен добываемыхпродуктов, но лишь противопоставляют свою силу силе тех, кто ужераспоряжается этими продуктами, то предприниматель как бы осуществляет ихпредоплату. Для того чтобы вложить средства (ресурсы) в производство илиобмен продуктов труда, предприниматель должен либо предварительно накопитьих (вне предпринимательства), либо занять. Предпринимательство есть разновидность экономической активности, аэкономическая активность стимулируется потребностями в продуктах труда, втом, что недоступно человеку непосредственно (во внутренней или во внешнейприроде). Труд есть первая форма экономической активности, связанная ссозданием, получением, добычей благ, которые нельзя получитьнепосредственно. Продукты труда необходимы человеку для поддержания егожизни (пища и жилье), но далеко не только для этого. Поскольку труд можетпроизводить предметы роскоши, без которых человек в принципе не можетобойтись, продукты труда необходимы для поддержания жизни на определенномуровне. Заинтересованность в различных продуктах труда зависит от уровняпритязаний человека, который растет с расширением возможностей получениятех или иных благ. Сами возможности зависят от развития производства иобмена. Человек, в лучшем случае, в состоянии обеспечить себя толькожизненно необходимыми продуктами труда, а для того чтобы удовлетворять своипритязания на предметы роскоши, он должен участвовать в обмене. Такимобразом, наличие отношений обмена является необходимым условием для того,чтобы труд был не только вынужденной, но и привлекательной формой растратыжизненной энергии. Степень свободы экономической активности прямо пропорциональна степенисвободы обмена. Если обмен не стеснен скудность выбора продуктов труда(дефицит) или внеэкономическими факторами ограничения силой традиции ,силойгосударства или силой преступности), приложение усилий в экономическойсфере становится совершенно свободным: человек может предполагать любойрезультат своих усилий – от невероятного успеха, выражаемого в несметныхбогатствах, до полного краха. Главный расчет и интерес человека заключаетсяв том, что он хочет с лихвой оправдать затраченный силы, то есть получитьприбыль. Смысл предпринимательства состоит в следующем: если экономическаяжизнь определяется исключительно свободным обменом, субъекты этого обменадолжны организовать вложение ресурсов и координацию усилий, чтобы врезультате обмена получать больше, чем отдавать. Предпринимательство, таким образом, привязано к отношениям обмена –оно не может без них существовать. Однако не следует ограничивать сферупредпринимательства сферой обмена. Предпринимательство в сфере обмена естькоммерция. Иногда коммерцию отождествляют с торговлей, хотя торговля неисчерпывает отношений коммерции. Торговля всегда основывается на товарно-денежных отношениях, тогда как обмен может быть и бартерным (безопосредования всеобщим эквивалентом), коммерческие отношения могут включатьв себя весьма сложные механизмы посредничества, выходящие далеко за пределыторговых операций. Посредничество как особый вид предпринимательства такжеохватывается понятием «коммерция». Предпринимательство может осуществляться в сфере обмена, так и сферепроизводства (без которого обмен не возможен), а также в финансовой сфере.Система отношений. Возникающих в связи с предпринимательством, есть бизнес.В бизнесе принимают участие не только собственно предприниматели, но инаемные менеджеры, функционеры государственных и иных организаций, экспертыи др. Смысл предпринимательства целиком лежит в сфере экономическихотношений, поэтому не правомерно приписывать ему какой-то скрытыйполитический или религиозный смысл. Однако верно ли то, что предпринимательство тесно взаимодействует совсей социокультурной системой. Как предпринимательство оказываетнепосредственное либо опосредованное влияние на различные стороныцивилизации, так и те или иные компоненты культурно-исторической реальностинакладывают свой отпечаток на предпринимательство. Возможность и необходимость проявления экономической активности вформе предпринимательства возникает не всегда, но только в определеннойисторической ситуации, складывающейся под влиянием целого ряда факторов –религии, морали, права, политики и др. Хотя экономические отношенияобладают мощью, способной преобразовать все сферы жизни человека иобщества, религия, право, мораль и политика могут стать непреодолимымпрепятствием на их пути. Предпринимательство отнюдь не является феноменом последних столетий;оно восходит к столь же глубокой древности, что и отношения обмена. Однакоформы предпринимательства, его ценности и отношения с культурой всегдазависели от конкретной исторической ситуации, складывающейся в результатевзаимодействия всех факторов существования и развития общества. Экономический человек – это не просто человек, который видит смыслсвоей жизни в приобретении благ их сферы обмена. Экономический человек –это человек, для которого приобретение указанных благ является болеесильным жизненным стимулом, чем смысл жизни вообще, каким бы он ни был. Сфера ординарного опыта и сфера обмена полностью совпадают, онипрактически идентичны. Поэтому для экономического человека, а также дляобщества, в котором преобладает такой человек, наиболее близки именно теэкзистенциальные идеи, которые устремляют человеческую жизнь к достижениюординарных благ – благ, которые составляют исключительное содержаниеэкономического оборота. Хозяйство есть сфера человеческой духовности и активности, наиболееблизкая к природе, поэтому во все эпохи оно выступает как естественнаянеобходимость, как средство выживания. Первобытные охота и собирательствопредставляют собой природно обусловленное хозяйство. На ступени религии хозяйство предстает как экзистенциональнаянеобходимость и средство реализации смысла. В этот период хозяйствоэкзистенционально обусловлено, его функционирование и развитие освященорелигиозной санкцией и регламентировано религиозными запретами ипредписаниями. В моральную эпоху хозяйство является уже преимущественно моральнойнеобходимостью; оно морально санкционировано и регламентировано. Моральнообусловленное хозяйство понимается как долг. Культурно обусловленное хозяйство строится на стереотипах. Оновыступает как традиция. Мельчайшие хозяйственные операции строгорегламентируются, на первый план выходят традиционные предприятия, с давнейрепутацией и наследственным ремеслом. На ступени цивилизации хозяйство становится ведущей силой и выступаеткак тотальная необходимость. Его теперь не ограничивает ни что, толькоабсолютная экономическая рациональность (Вебер) – чистое право каксаморегламентация хозяйства. Хозяйство становится самообусловленным,превращается в самоцель. Политически обусловленное хозяйство является не чем иным как средствомдостижения, осуществления, сохранения, укрепления и расширения власти. Вэтом модусе оно теряет рациональность и распадается. Теоретическим выходомиз такой ситуации является отделение хозяйства от человека и превращениеего в функцию технологической системы либо сохранение реликтовых формхозяйства как искусства. 1.5 Философия рынка и специфика рыночных отношений в России. Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений всфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами,которые обуславливают его сущность и отличают от других экономическихсистем. Эти принципы основываются на свободе человека, егопредпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.Действительно, данных принципов немного - их можно посчитать по пальцамодной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики труднопереоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честноесоревнование - очень тесно связаны с понятием правового государства.Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условияхгражданского общества и правового государства. Но и сама суть прав,обретенных человеком в условиях правового государства, есть право свободыпотребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как емупредставляется, в рамках его финансовых возможностей. Человеку необходимо,чтобы права на собственность были нерушимыми, и в этой защите своих правосновную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательствна собственность гражданина других граждан берет на себя государство. Такойрасклад сил удерживает человека в рамках закона, так как в идеалегосударство стоит на его стороне. Закон, который начинают уважать, какой быон ни был, становится справедливым хотя бы для того, кто его уважает. Но,защищая права граждан, государство не должно переходить границу кактоталитаризма, так и хаоса. В первом случае инициатива граждан будетсдерживаться или проявляться в извращенном виде, а во втором - государствои его законы могут быть сметены насилием. Однако "дистанция" междутоталитаризмом и хаосом достаточно велика, и государство в любом случаедолжно играть "свою" роль. Роль эта заключается в эффективном регулированиихозяйства. Под регулированием следует понимать весьма широкий спектр мер, ичем эффективнее его использование, тем выше доверие к государству. Сама рыночная экономика как механизм регулирования экономическихотношений является лишь научной абстракцией, упрощенной моделью длядемонстрации принципа ее функционирования и сравнения с существующимиформами так называемой смешанной экономики. В рыночной экономике в полноймере реализуются все принципы, обусловленные ею. Хотя рыночная экономика и многопризначное понятие, главный ее признаквсе же можно выделить. Это принцип свободы хозяйственной деятельности. Естественно, экономическая свобода, как и политическая, социальная,духовная, нравственная, ограничена общественно устанавливаемыми пределами,не позволяющими ей вылиться в анархию, превратиться в средствонеобузданного экономического произвола. Без системы общественныхограничений свобода одних станет засильем для других. Но в то же времяналичие ограничений не свидетельствует, что в условиях их действия свободазаключена в заранее заданные рамки. Весь вопрос в том, каков уровеньограничений. Сужая ограничения, можно свести зону экономической свободы кнулю, а расширяя свободное экономическое пространство, можно сделать его ипри наличии ограничений не сковывающим хозяйственную деятельность,инициативу, предприимчивость. Главный принцип рыночной экономики декларирует право любогохозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллективпредприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительныйвид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любойдопускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать тевиды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляютреальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности,противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в формеиндивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формахдеятельности. Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходныйпринцип: "Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную формуэкономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввидуих общественной опасности". Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Онобусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно бытьструктур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являютсянаиболее важными атрибутами рынка в экономике. Определяющим принципом рыночной экономики является также равноправиерыночных субъектов с разными формами собственности. Этот принцип гласит:экономические права каждого из данных субъектов, включая возможностиосуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы,санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том смысле, что они независят от формы собственности, существующей на данном предприятии. Естественно, равноправие или, лучше говорить, адекватность правпредприятий с разными формами собственности не следует воспринимать какабсолютное равенство, одинаковость, неразличимость. Разные формысобственности сами собой, поневоле создают разные производственные,экономические возможности. К тому же нерационально иметь одинаковыеправила, скажем, налогообложения для предприятий с большим и малымколлективами и частников. Речь идет о другом: чтобы не создавать "особых" условий специальногорежима благоприятствования по признаку формы собственности, ставя ввыгодное положение одну из них и в невыгодное - другую. В сущности этопредпосылка честной конкуренции разных форм собственности. Вторая, не менее важная сторона декларируемого принципа заключена впредоставлении всем формам собственности права на существование, права бытьпредставленными в экономике. Здесь имеется в виду прежде всего устранениегеноцида по отношению к частной, семейной, групповой собственности насредства производства, столь свойственного в недалеком прошлом советскойэкономике. Плюрализм форм собственности в рыночной экономике, их экономическоеравноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно экономикегосударственного типа. Уже было сказано о самостоятельности в выборе форм и видовдеятельности, однако к этому следует добавить: рыночной экономикесвойственны процессы саморегулирования, распространяющиеся не только науправление предприятием, но и на его создание и ликвидацию. Причем, вотличие от условий государственной экономики, в рамках рынка предприятиянезависимы от разного рода государственных директив, а в идеале - зависяттолько от финансового состояния на самом предприятии. Итак, на основеперечисленных фундаментальных принципов функционирует вся рыночнаяэкономическая система. Чтобы понять, как действует рыночная экономика, следует признатьсуществование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждаяэкономическая система должна находить ответ. Вот эти вопросы. 1. Сколько следует производить? В каком объеме или какую частьимеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственномпроцессе? 2. Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полноудовлетворит материальные потребности общества? 3. Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организованопроизводство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какуюприменять технологию производства? 4.Кто должен получить эту продукцию? В частности, как должнараспределяться экономики между индивидуальными потребителями? 5. Способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли системадобиться надлежащих коррекций в связи с изменениями в потребительскомспросе, в поставках ресурсов и технологии производства? Все эти вопросы существуют лишь потому, что потребности обществабезграничны, а ресурсы, способные данные потребности удовлетворить,ограничены. Функционирование рыночного хозяйства базируется на конкуренции междутоваропроизводителями и покупателями. Именно они устанавливают цены натовары и услуги. Но, памятуя то, что предприятия руководствуются мотивомполучения прибыли и недопущения убытков, можно сделать вывод: производитьсябудут лишь те товары, выпуск которых может принести прибыль, а те товары,производство которых влечет за собой убытки, выпускать не будут. При этомизвестно, что получение прибыли или ее отсутствие предопределяют две вещи:общий доход, получаемый фирмой от продажи своего продукта; общие издержкиего производства. Как общий доход, так и общие издержки - это величины, образуемыесоотношением "цены - время - количество продукта". Общий доход исчисляетсяумножением цены продукта на количество проданного продукта, общие издержки- умножением цены каждого ресурса на количество использованного впроизводстве, а затем - суммированием затрат на каждый ресурс. Однако возникает вопрос: действительно ли не будут выпускаться товары,не приносящие предприятию прибыль? Чтобы ответить на него, нужно уяснитьтакое понятие, как "экономические издержки". Это - платежи, которыенеобходимо произвести, чтобы приобрести и сохранить в своем распоряжениинужные количества таких ресурсов, как капитал, сырье, рабочая сила ипредпринимательские способности (плата за последние называется нормальнойприбылью). Следует отметить, что талант предпринимателя - тоже редкийресурс, и должен быть заслуженно оплачен, поскольку без него существованиепредприятия, т.е. производство продукции путем объединения перечисленныхчетырех факторов, стало бы невозможным. И продукт будет производиться лишьтогда, когда общий доход от его продажи достаточно велик, чтобы можно быловыплатить заработную плату, процент, ренту и нормальную прибыль. В томслучае, когда доход превышает экономические издержки, т.е. появляетсячистая прибыль, эта часть доходов также оседает у предпринимателя и можетбыть расходована так, как ему представляется нужным. Если же рассматриватьмакроэкономические тенденции, то наличие прибыли в отрасли служитсвидетельством того, что отрасль процветает. У такой отрасли возникнеттенденция к превращению в расширяющуюся отрасль по мере того, как новыефирмы, привлекаемые этой сверхнормальной прибылью, станут создаваться илиперемещаться сюда из менее прибыльных отраслей. Однако появление в вотрасли новых фирм представляет собой самоограничивающийся процесс. Свступлением новых фирм в отрасль рыночное предложение ее продукта возрастетпо отношению к рыночному спросу. Это постепенно снижает рыночную цену наданный продукт, пока она со временем не достигнет уровня, при которомэкономическая прибыль исчезнет; иными словами, конкуренция сводит этуприбыль на нет. Такое соотношение рыночного предложения и спроса, когдаэкономическая прибыль становится нулевой, и определяет общее количествопроизведенного продукта. В этой ситуации отрасль достигает своего"равновесного объема производства", по крайней мере до тех пор, пока новыеизменения в рыночном спросе и предложении не нарушат это равновесие.Обратное происходит тогда, когда в отрасли после насыщения (стабилизации)рынка падает спрос на ее продукцию или уровень предложения выше уровняспроса. В этом случае чистая прибыль пропадает, и возникает нехваткасредств на покрытие экономических издержек. Тогда фирмы вынуждены сокращатьпроизводство или переходить в другую отрасль. В свете сказанного "рыночнаясвобода" - понятие относительное: с одной стороны, инициативапредпринимателя свободна, с другой - сами рыночные механизмы весьма сильноограничивают предпринимателя. Как же должно быть организовано производство в рыночной экономике?Этот фундаментальный вопрос состоит из трех подвопросов: как должныраспределяться ресурсы между отдельными отраслями? какие именно фирмыдолжны осуществлять производство в данной отрасли? какие комбинацииресурсов, какую технологию каждая фирма должна применять? На первый вопросответ уже был дан: рыночная система направляет ресурсы в те отрасли, напродукты которых потребители предъявляют достаточно высокий спрос, чтобыпроизводство этих продуктов могло быть прибыльным; одновременно такаясистема лишает неприбыльные отрасли редких ресурсов. Второй и третийподвопросы тесно взаимосвязаны. В конкретной рыночной экономикепроизводство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способныприменять экономически наиболее эффективные технологии производства, привыборе которых следует учитывать, что экономическая эффективность зависитпреждн всего от двух факторов: от имеющейся технологии, т.е. отальтернативных комбинаций ресурсов, производства, которые обеспечиваютвыпуск желаемой продукции; от цен, по которым можно приобрести необходимыересурсы. Комбинация ресурсов, которая экономически наиболее эффективна, зависитне от физических или инженерных характеристик продукции, обеспечиваемыхимеющейся технологией, но также от относительной стоимости необходимыхресурсов, измеряемой рыночными ценами на них. Следовательно, технология,требующая применения лишь нескольких физических ресурсов для производстваданного объема продукции, может оказаться экономически отнюдь неэффективной, если на необходимые ресурсы существуют слишком высокиерыночные цены. Иными словами, экономическая эффективность означаетполучение данного объема продукции при наименьших затратах редких ресурсов,причем как продукция, так и применяемые ресурсы измеряются в стоимостномвыражении. Следовательно, наиболее экономичная комбинация ресурсов и будетнаиболее эффективной, а значит, будет использоваться для производстваданного товара. В разрешении проблемы распределения общего объема продукции рыночнаясистема играет двоякую роль Вообще говоря, любой данный продуктраспределяется между потребителями на основе их способности и желаниязаплатить за него существующую рыночную цену. А что определяет способность потребителя заплатить равновесную цену заопределенный продукт? Размер его денежного дохода. В свою очередь, денежныйдоход зависит от количества различных материальных и людских ресурсов,поставляемых получателем дохода на рынок, и от цен, по которым эти ресурсымогут быть проданы на ресурсном рынке. Таким образом, цены




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Материально-экономическая сфера общества iconБилет №10 Экономика и ее роль в жизни общества
В жизни общества одно из важнейших мест занимает экономическая сфера, то есть все то, что связано с производством, распределением,...
Материально-экономическая сфера общества iconБарьеры в международной торговле услугами содержание
Услуги – это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности...
Материально-экономическая сфера общества iconЭкономическая сфера общества
Экономика – это наука, изучающая национальные хозяйства в целом, условия и элементы производства
Материально-экономическая сфера общества iconКонтрольная работа №2 по теме «Экономическая сфера общества»
А. Экономика – наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров
Материально-экономическая сфера общества iconДуховная сфера общества
Технологический: культура – это совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества
Материально-экономическая сфера общества iconДокументы
1. /кр по разделу Экономическая сфера/Вариант 1.DOCX
2. /кр...

Материально-экономическая сфера общества iconЛекция. 11 класс Тема: «Социальная сфера жизни общества» Социальные отношения и взаимодействия
Социальная сфера – целостная система, основными элементами которой являются люди, их связи, взаимодействия и отношения, передаваемые...
Материально-экономическая сфера общества iconУрок обществознания в 11 профильном классе в разделе «Политическая сфера жизни общества»

Материально-экономическая сфера общества iconТест: «Экономическая сфера» (многовариантные тесты)
А – земля, b – деньги, с – труд, d – сырье, е – капитал, f – знания, g – управление
Материально-экономическая сфера общества iconПравовая сфера общества
Являясь универсальным регулятором общественных отношений, закрепляет основы существующего строя
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы