Философия любви в произведениях русской литературы XIX-XX века icon

Философия любви в произведениях русской литературы XIX-XX века



НазваниеФилософия любви в произведениях русской литературы XIX-XX века
Дата конвертации02.07.2012
Размер209,11 Kb.
ТипРеферат
Философия любви в произведениях русской литературы XIX-XX века


МОУ СОШ № 33 Р Е Ф Е Р А Т «Философия любви в произведениях литературы XIX – XX веков» 11 «Ж» класс ученица: Балакирева М.А. преподаватель: Захарьева Н.И. КАЛИНИНГРАД – 2002 год 1. СОДЕРЖАНИЕ: I. Введение - с.2 II. Основная часть: - с.41. Любовная лирика М.Ю. Лермонтова. - с.42. «Испытание любовью» на примере произведения И.А. - с.7 Гончарова «Обломов».3. История первой любви в повести И.С. Тургенева «Ася» - с.94. «Всякая любовь есть великое счастье...» (Концепция - с.10 любви в цикле рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи»)5. Любовная лирика С.А. Есенина. - с.136. Философия любви в романе М. Булгакова - с.15 « Мастер и Маргарита»III. Заключение. - с.18Список использованной литературы 2. I. ВВЕДЕНИЕ. Тема любви в литературе всегда была актуальна. Ведь любовь –это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось еще с античныхвремен. Любовь одинаково волновала воображение человечества всегда, будьэто любовь юношеская или более зрелая. Любовь не стареет. Люди не всегдасознают истинную мощь любви, ибо, если бы они сознавали ее, они бывоздвигали ей величайшие храмы и алтари и приносили величайшие жертвы, амеж тем ничего подобного не делается, хотя Любовь этого заслуживает. Ипоэтому поэты, писатели всегда старались показать истинное ее место вчеловеческой жизни, отношениях между людьми, находя свои, присущие именноим приемы, и, выражая в своих произведениях, как правило, личные взгляды наэто явление человеческого бытия. Ведь Эрот – самый человеколюбивый бог, онпомогает людям и врачует недуги, как физические, так и нравственные,исцеление от которых было бы для рода человеческого величайшим счастьем. Существует представление о том, что ранняя русская литературане знает таких прекрасных образов любви, как литература Западной Европы. Унас нет ничего подобного любви трубадуров, любви Тристана и Изольды, Дантеи Беатриче, Ромео и Джульетты... На мой взгляд, это неверно, вспомнитьхотя бы «Слово о полку Игореве» - первом памятнике русской литературы, гденаряду с темой патриотизма и защиты Родины ясно просматривается тема любвиЯрославны. Причины более позднего «взрыва» любовной темы в русскойлитературе надо искать не в недостатках русской литературы, а в нашейистории, менталитете, в том особом пути развития России, который выпал ей,как государству наполовину европейскому, наполовину азиатскому,находящемуся на границе двух миров - Азии и Европы. Возможно, в России действительно не было таких богатых традицийв развитии любовного романа, какие были в Западной Европе. Между тем,русская литература XIX века дала глубокое освещение феномена любви. Впроизведениях таких писателей, как Лермонтов и Гончаров, Тургенев и Бунин,Есенин и Булгаков и многих других сложились черты Русского Эроса, русскогоотношения к вечной и возвышенной теме – любви. Любовь – это полноеизживание эгоизма, «перестановка центра нашей жизни», «перенос нашегоинтереса из себя в другое». В этом заключается огромная нравственная силалюбви, упраздняющая эгоизм, и 3.возрождающая личность в новом, нравственном качестве. В любви возрождаетсяобраз божий, то идеальное начало, которое связано с образом вечнойЖенственности. Воплощение в индивидуальной жизни этого начала создает тепроблески неизмеримого блаженства, то «веяние нездешней радости», котороезнакомо каждому человеку, испытавшему когда -либо любовь. В любви человекнаходит самого себя, свою личность. В ней возрождается единая, истиннаяиндивидуальность. С вулканической энергией тема любви врывается в русскуюлитературу конца XIX – начала XX века. О любви пишут поэты и писатели,философы, журналисты, критики. За несколько десятилетий в России о любви пишется больше, чемза несколько веков. Причем литература эта отличается интенсивными поискамии оригинальностью мышления. Невозможно в рамках реферата осветить всю сокровищницу русскойлюбовной литературы, как и невозможно отдать предпочтение Пушкину илиЛермонтову, Толстому или Тургеневу, поэтому выбор писателей и поэтов в моемреферате, на примере творчества которых я хочу попытаться раскрытьвыбранную тему, носит скорее личный характер. Каждый из выбранных мноюхудожников слова видел проблему любви по – своему, и разнообразие ихвзглядов позволяет максимально объективно раскрыть выбранную тему. 4. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Любовная лирика М.Ю. Лермонтова. Я не могу любовь определить, Но это страсть сильнейшая! – любить Необходимость мне; и я любил Всем напряжением душевных сил. Эти строки из стихотворения «1831- июня 11 дня», словно эпиграфк лирике «сильнейших страстей» и глубоких страданий. И, хотя Лермонтоввступил в русскую поэзию прямым наследником Пушкина, это вечная тема-темалюбви зазвучала у него совершенно по-иному. «Пушкин - дневное, Лермонтов-ночное светило нашей поэзии», - писал Мережковский. Если для Пушкина любовь– источник счастья, то для Лермонтова она неразлучна с печалью. У МихаилаЮрьевича мотивы одиночества, противостояния героя – бунтаря «бесчувственной толпе» пронизывают и стихи о любви, в его художественноммире высокое чувство всегда трагично. Лишь изредка в стихах юного поэта мечта о любви сливалась смечтой о счастье: Меня бы примирила ты С людьми и буйными страстями, -писал он, обращаясь к Н.Ф.И. – Наталье Федоровне Ивановой, в которую былстрастно и безнадежно влюблен. Но это лишь один, не повторившийся момент.Весь же цикл посвященных Ивановой стихов – это история неразделенного иоскорбленного чувства: Я недостоин, может быть, Твоей любви; не мне судить, Но ты обманом наградила Мои надежды и мечты, И я скажу, что ты Несправедливо поступила. 5. Перед нами словно страницы дневника, где запечатлены всеоттенки пережитого: от вспыхивающей безумной надежды до горькогоразочарования: И стих безумный, стих прощальный В альбом твой бросил для тебя, Как след единственный, печальный, Который здесь оставлю я. Лирическому герою суждено остаться одиноким и непонятым, ноэто лишь усиливает в нем сознание своей избранности, предназначенности дляиной, высшей свободы и иного счастья – счастья творить. Завершающее циклстихотворение – одно из самых прекрасных у Лермонтова – это не толькорасставание с женщиной, это и освобождение от унижающей и порабощающейстрасти: Ты позабыла: я свободы Для заблужденья не отдам... Существует контраст между высоким чувством героя и «коварнойизменой» героини в самом строе стиха, насыщенном антитезами, стольхарактерными для романтической поэзии: И целый мир возненавидел, Чтобы тебя любить сильней... Этот типично романтический прием определяет стиль не только одногостихотворения, построенного на контрастах и противопоставлениях, но и всейлирики поэта в целом. И рядом с образом «изменившегося ангела» под егопером возникает другой женский образ, возвышенный и идеальный: Улыбку я твою видал, Она мне сердце восхищала ... Эти стихи посвящены Варваре Лопухиной, любовь к которой не угасалау поэта до конца дней. Пленительный облик этой нежной, одухотвореннойженщины предстает перед нами в живописи и в поэзии Михаила Юрьевича: ... все ее движенья, Улыбки, речи и черты 6. Так полны жизни, вдохновенья. Так полны чудной простоты. И в стихах, посвященных Варваре Александровне, звучит этот жемотив разлуки, роковой неосуществимости счастья: Мы случайно сведены судьбою, Мы себя нашли один в другом, И душа сдружилася с душою, Хоть пути не кончить им вдвоем! Отчего же так трагична судьба любящих? Известно, что Лопухинаответила на чувство Лермонтова, между ними не было непреодолимых преград.Разгадка, наверное, кроется в том, что лермонтовский «роман в стихах» небыл зеркальным отражением его жизни. Поэт писал о трагической невозможностисчастья в этом жестоком мире, «среди ледяного, среди беспощадного света».Перед нами опять возникает романтический контраст между высоким идеалом инизкой действительностью, в которой он осуществиться не может. Поэтому,Лермонтова так притягивают ситуации, таящие в себе нечто роковое. Этоможет быть чувство, восставшее против власти «светских цепей»: Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье. Это может быть гибельная страсть, изображенная в такихстихотворениях, как «Дары Терека», «Морская царевна». Вдумываясь в эти стихи, невозможно не вспомнить знаменитый«Парус»: Увы! он счастия не ищет... Этой строке вторят другие: Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? 7. Лермонтовский герой будто бежит от безмятежности, отпокоя, за которым для него сон души, угасание и самого поэтического дара. Нет, в поэтическом мире Лермонтова не найти счастливой любви вобычном ее понимании. Душевное родство возникает здесь вне «чего б то нибыло земного», даже вне обычных законов времени и пространства. Вспомним поразительное стихотворение «Сон». Его даже нельзяотнести к любовной лирике, но именно оно помогает понять, что есть любовьдля лермонтовского героя. Для него это прикосновение к вечности, а не путьк земному счастью. Такова любовь в том мире, что зовется поэзией МихаилаЮрьевича Лермонтова. Анализируя творчество М.Ю. Лермонтова, можно сделать вывод отом, что его любовь – это вечная неудовлетворенность, стремление к чему- товозвышенному, неземному. Встретив в жизни любовь, причем взаимную, поэт неудовлетворяется ею, пытаясь возвести вспыхнувшее чувство в мир высшихдуховных страданий и переживаний. Он хочет получить от любви то, чтозаведомо недостижимо, и в результате это приносит ему вечное страдание,сладкую муку. Эти возвышенные чувства дают поэту силы и вдохновляют его на новые творческие взлеты. 2. «Испытание любовью» на примере произведения И.А. Гончарова «Обломов» Важное место в романе «Обломов» занимает тема любви. Любовьпо мысли Гончарова, - одна из «главных сил» прогресса, миром движет любовь. Основная сюжетная линия в романе – взаимоотношения междуОбломовым и Ольгой Ильинской. Здесь Гончаров идет путем, ставшим к томувремени традиционным в русской литературе: проверка ценности человека черезего интимные чувства, его страсти. Не отступает писатель и от наиболеетогда популярного разрешения подобной ситуации. Гончаров показывает, какчерез нравственную слабость человека, оказавшегося неспособным ответить насильное чувство любви, раскрывается его общественная несостоятельность. Духовному миру Ольги Ильинской свойственны гармония ума,сердца, воли. Невозможность для Обломова понять и принять 8.эту высокую нравственную норму жизни оборачивается неумолимым приговоромему как личности. В тексте романа есть совпадение, которое оказываетсяпрямо-таки символическим. На той же странице, где впервые произносится имяОльги Ильинской, впервые же появляется и слово «обломовщина». Впрочем, вэтом совпадении не сразу можно увидеть особый смысл. В романе такпоэтизируется внезапно вспыхнувшее чувство любви Ильи Ильича, к счастью,взаимное, что может возникнуть надежда: Обломов пройдет успешно, говорясловами Чернышевского, «гамлетовское воспитание» и возродится как человек вполной мере. Внутренняя жизнь героя пришла в движение. Любовь открыла внатуре Обломова свойства непосредственности, которая в свою очередь,вылилась в сильный душевный порыв, в страсть, бросившие его навстречупрекрасной девушке, и два человека « не лгали ни перед собой, ни другдругу: они выдавали то, что говорило сердце, а голос его проходил черезвоображение». Вместе с чувством любви к Ольге в Обломове пробуждаетсяактивный интерес к духовной жизни, к искусству, к умственным запросамвремени. Герой преображается настолько, что Ольга, все более увлекаясьИльей Ильичем, начинает верить в его окончательное духовное возрождение, азатем и в возможность их совместной, счастливой жизни. Гончаров пишет, что его любимая героиня «шла простымприродным путем жизни... не уклонялась от естественного проявления мысли,чувства, воли... Ни жеманства, ни кокетства, никакой мишуры, ни умысла!»Эта молодая и чистая девушка полна благородных помыслов в отношении кОбломову: «Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что онразлюбил... Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее.Возвратить человека к жизни - сколько славы доктору, когда он спасетбезнадежного больного. А спасти нравственно погибающий ум, душу?» И какмного своих душевных сил и чувств отдала Ольга, чтобы достичь этой высокойморальной цели. Но, даже любовь здесь оказалась бессильной. Илье Ильичу далеко до естественности Ольги, свободной от многихжитейских соображений, посторонних и по существу враждебных любовномучувству. Скоро оказалось, что чувство любви Обломова к Ольге былократковременной вспышкой. Иллюзии на этот счет быстро рассеиваются уОбломова. Необходимость принимать решения, женитьба – все это так пугаетнашего героя, что он торопится убедить Ольгу: «... вы ошиблись, 9.перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали». Разрыв между Ольгой иОбломовым естественен: слишком несхожи их натуры. Последний разговор Ольгис Обломовым обнаруживает всю огромную разницу между ними. «Я узнала, -говорит Ольга, - недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоббыло в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любилабудущего Обломова. Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... ты готов всю жизньпроворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого». Счастье оказалось кратковременным. Дороже романтических свиданийоказалась для Обломова жажда безмятежного, сонного состояния. «Спитбезмятежно человек» – вот каким видится Илье Ильичу идеал существования». Тихое угасание эмоций, интересов, стремлений да и самой жизни,вот все, что осталось Обломову после яркой вспышки чувств. Даже любовь несмогла вывести его из состояния спячки, изменить его жизнь. Но все – таки,это чувство смогло, пусть на короткое время, пробудить сознание Обломова,заставило его «ожить» и почувствовать интерес к жизни, но, увы, только накороткое время! По мнению Гончарова любовь – это красивое, яркое чувство,но одной любви оказалось недостаточно, чтобы изменить жизнь такогочеловека, как Обломов. 3. История первой любви в повести И.С. Тургенева «Ася» Повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» – произведение олюбви, которая по мнению писателя «сильнее смерти и страха смерти» икоторой «держится и движится жизнь». Воспитание Аси имеет корни в русскихтрадициях. Она мечтает пойти «куда-нибудь, на молитву, на трудный подвиг».Образ Аси очень поэтичен. Именно романтическая неудовлетворенность образаАси, печать таинственности, лежащая на ее характере и поведении, придают ейпритягательность и очарование. Некрасов после прочтения этой повести написал Тургеневу:«...она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она –чистое золото жизни. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка кпоэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте.» 10. «Ася» могла бы быть названа повестью о первой любви. Эталюбовь закончилась для Аси печально. Тургенева увлекла тема о том, как важно не пройти мимо своегосчастья. Автор показывает, как зарождалась прекрасная любовь усемнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Показывает, каквсе оборвалось в одно мнгновенье. Ася сомневается, что ее можно полюбить, достойна ли она такогопрекрасного юноши. Она стремиться подавить в себе зародившееся чувство. Онапереживает, что дорогого ей брата любит меньше человека, которого и видела-то всего несколько раз. А ведь господин Н.Н. представился девушкенеобыкновенным человеком в той романтической обстановке в которой онивстречались. Это человек не активного действия, а созерцатель. Конечно онне герой, но сумел тронуть сердце Аси. С удовольствием этот веселый ,беззаботный человек начинает догадываться , что Ася его любит. « Я озавтрашнем дне не думал; мне было хорошо.» «Любовь ее меня и радовала исмущала... Неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня...»И он приходит к заключению: «Жениться на семнадцатилетней девушке, с еенравом как это можно!» Верящий в то, что будущее бесконечно он несобирается решать судьбу сейчас. Он отталкивает Асю, которая по его мнению,обогнала естественный ход событий, скорее всего не приведший бы ксчастливому концу. Лишь спустя много лет герой понял, какое значение имелав его жизни встреча с Асей. Причину несостоявшегося счастья Тургенев обьясняетбезволием дворянина, который в решительный момент пасует в любви.Отодвигать решение на неопределенное будущее – признак душевной слабости.Человек должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающихкаждую минуту своей жизни. 4.« Всякая любовь есть великое счастье...» (Концепция любви в цикле рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи») И.А. Бунин имеет очень своеобразный, отличающий его от многих других писателей того времени взгляд на любовные отношения. 11. В русской классической литературе того времени тема любвивсегда занимала важное место, причем предпочтение отдавалось духовной,«платонической» любвиперед чувственностью, плотской, физической страстью, которая зачастуюразвенчивалась. Чистота тургеневских женщин стала нарицательной. Русскаялитература – это литература преимущественно «первой любви». Образ любви в творчестве Бунина – это особый синтез духа иплоти. Дух по Бунину невозможно постичь, не познав плоти. И. Бунинотстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и телесному. Унего не было понятия женского греха, как в «Анне Карениной», «Войне имире», «Крейцеровой сонате» Л.Н. Толстого, не было настороженного,неприязненного отношения к женскому началу, свойственного Н.В. Гоголю, ноне было и опошления любви. Его любовь – это земная радость, загадочноевлечение одного пола к другому.Энциклопедией любовных драм можно назвать «Темные аллеи»- книгу рассказово любви. «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю,что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни...» –признавался Бунин Телешову в 1947 г. Герои «Темных аллей» не противятся природе, часто ихпоступки абсолютно нелогичны и противоречат общепринятой морали (примертому – внезапная страсть героев в рассказе «Солнечный удар»). Любовь Бунина«на грани» – это почти преступание нормы, выход за рамки обыденности. Этааморальность для Бунина даже, можно сказать, есть некий признак подлинностилюбви, поскольку обычная мораль оказывается, как и все установленноелюдьми, условной схемой, в которую не укладывается стихия естественной,живой жизни. При описании рискованных подробностей, связанных с телом, когдаавтор должен быть беспристрастным, чтобы не перейтихрупкую грань, отделяющую искусство от порнографии, Бунин, напротив,слишком много волнуется – до спазм в горле, до страстной дрожи: «...простопотемнело в глазах при виде ее розоватого тела с загаром на блестящихплечах... глаза у ней почернели и еще больше расширились, губы горячечнораскрылись» («Галя Ганская». Для Бунина все, что связано с полом, чисто изначительно, все овеяно тайной и даже святостью. Как правило, за счастьем любви в «Темных аллеях» следуетрасставание или смерть. Герои упиваются близостью, но 12.приводит она к разлуке, смерти, убийству. Счастье не может быть вечным.Натали «умерла на Женевском озере в преждевременных родах». Отравилась ГаляГанская. В рассказе « Темные аллеи» барин Николай Алексеевич бросаеткрестьянскую девушку Надежду - для него эта история пошлая и обыкновенная,а она любила его «весь век». В рассказе «Руся» влюбленных разлучаетистеричная мать Руси. Бунин позволяет своим героям лишь вкусить запретный плод,насладиться им – и после лишает их счастья, надежд, радостей, даже жизни.Герой рассказа «Натали» любил сразу двух, а семейного счастья не нашел ни содной. В рассказе «Генрих» – изобилие женских образов на любой вкус. Ногерой остается одиноким и свободным от «жен человеческих». Любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешаетсясчастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишаетпотому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви. Любовь попривычке не может быть лучше, чем любовь молниеносная, но искренняя. Геройрассказа «Темные аллеи» не может связать себя семейными узами с крестьянкойНадеждой, но женившись на другой женщине, своего круга, он не обретаетсемейного счастья. Жена изменила, сын – мот и негодяй, сама семья оказалась«самой обыкновенной пошлой историей». Однако, несмотря накратковременность, любовь все равно остается вечной: она вечна в памятигероя именно потому, что мимолетна в жизни. Отличительная особенность любви в изображении Бунина –сочетание, казалось бы, не сочетаемых вещей. Не случайно Бунин однаждыписал в своем дневнике: «И опять, опять такая несказанно - сладкая грустьот того вечного обмана еще одной весны, надежд и любви ко всему миру, чтохочется со слезамиблагодарности поцеловать землю. Господи, Господи, за что так мучаешь нас». Странная связь любви и смерти постоянно подчеркивается Буниным,и поэтому не случайно название сборника «Темные аллеи» здесь вовсе незначит «тенистые» – это темные, трагические, запутанные лабиринты любви. Всякая настоящая любовь – великое счастье, даже если оназавершается разлукой, гибелью, трагедией. К такому выводу, пусть поздно, ноприходят многие бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или самиразрушившие свою любовь. В этом позднем раскаянии, позднем духовномвоскрешении, просветлении героев и 13.таится та всеочищающая мелодия, которая говорит и о несовершенстве людей,не научившихся еще жить, распознавать и дорожить настоящими чувствами, и онесовершенстве самой жизни, социальных условий, окружающей среды,обстоятельств, которые нередко препятствуют истинно человеческимвзаимоотношениям, а главное – о тех высоких эмоциях, которые оставляютнемеркнущий след духовной красоты, щедрости, преданности и чистоты. 5.Любовная лирика С. Есенина В чистые и нежные тона окрашена любовная лирика С. Есенина.Чувство любви воспринимается поэтом как возрождение, как пробуждение всегосамого прекрасного в человеке. Есенин показывает себя блестящим мастеромраскрытия, пользуясь пушкинским термином «физического движения страстей».Через мельчайшие детали он рисует сложную гамму чувств. Только две строки: Все равно – глаза твои, как море, Голубым колышутся огнем Или: Только б тонко касаться руки И волос твоих цветом в осень И в каждом из них – неповторимость чувства. Полнота и истиннаяпоэтичность переживаний, великая красота любви. Цикл «Любовь хулигана» композиционно выстроен как роман овлюбленном герое – от зарождения чувства до его окончания, от «первый раз язапел про любовь» до «разлюбил ли тебя не вчера?» Если в книге «Стихи скандалиста» любовь «зараза», «чума», сциничным словом, с вызывающим «Наша жизнь – простыня и кровать, наша жизнь– поцелуй и в омут», то в «Любви хулигана» образ любви светел, и потомулирический герой заявляет: «В первый раз отрекаюсь скандалить»; «Разонравилось пить и плясать, и терять свою жизнь без оглядки»; « Что япрощаюсь с хулиганством». Эта любовь настолько чиста, что любимаяассоциируется с иконным ликом: « Твой иконный и строгий лик, по часовнямвисит в рязанях». «Любовь хулигана» - тончайшая психологическая лирика, в нейосенние настроения поэта созвучны душевному покою, который все настойчивейстановится главной темой его 14.поздней поэзии. Любовь - редкая тема в раннем творчестве Есенина. Теперь вего поздней лирике складывается концепция благодатной любви,необременительной, дарящей радость и тихую грусть. Есенинская любовь даетнаслаждение, и в этом тоже сказалась пушкинская традиция. И в «Любвихулигана», и в последующих стихах на эту тему практически нет любовногопессимизма, любовной драмы, любовной рефлексии, характерной для образалюбви в лирикеМ. Лермонтова, А. Ахматовой, А. Блока, В. Маяковского Следующий цикл стихов о любви - это «Персидскиемотивы», в которых у С. Есенина раскрывается искусство любви. Здесь Есенинупоминает о Саади, который создал образ турчанки, затмившей красотой всехи все, и образ своей умопомрачительной, гипертрофированной любви: он сраженее очами, он «кровью сердца истекает», он «от ревности изнемогает», ищербет без любимой стал горше яда, он удаляется в чащу садов, одержимый«безумьем любви», а его пери – это «дыханье ранней весны», это «мускус иамбра», взгляд ее хмельней багряного вина, и «тускнеет пред нею свет,которым весь мир озарен». Есенин не сосредоточен на любовном страдании, на любовном самоуничтожении, он пишет стихи об умении любить, об угадываниижеланий , об атрибутике любви: от подарков любимой («подарю я шаль изХороссана/ И ковер ширазский подарю»), от ласковых речей («Как сказать мнедля прекрасной Лалы/ По-персидски нежное “люблю”?»; как сказать мне дляпрекрасной Лалы/ Слово ласковое “поцелуй”?»; «Как сказать ей, что она“моя”?». Однако, персидская гармония любви в художественном воображениипоэта только временна. В 1925 году в любовной лирике Есенина раскрылась донжуанскаятема. «Не гляди на меня с упреком...», «Какая ночь! Я не могу», «Ты меня нелюбишь, не жалеешь...», «Может, поздно, может, слишком рано...», «Кто я?Что я? Только лишь мечтатель...» – все эти стихи посвящены «любвинедорогой», «вспыльчивой связи», принятой за любовь «чувственной дрожи»,легкодумным женщинам, которых любят «кстати». Эта любовь без страдания, она– в удовольствие, она не требует от поэта жертв. Это любовь умиротворяющая,она соответствует настрою поэта на душевный покой. Лирический геройЕсенина, храня память о подлинной любви «в дальнем, дорогом», нынеподмечает в себе эту любовную легкость, и стремление к вечному любовномусчастью: «Походить я стал на Дон Жуана, как заправский ветреный поэт»; «И стого у 15.многих я колен, чтобы вечно счастье улыбалось, не смиряясь с горечьюизмен». Философия «все принимаю» помогает лирическому герою разрешитьклассический любовный треугольник. В стихах «Не криви улыбку, рукитеребя...», « Какая ночь! Я не могу...», «Не гляди на меня с упреком...»раскрыта тема безответной любви женщины к нему. Она не может дать ему нилюбви, ни «напоенной лаской лжи», которую дала другая, с глазами«голубень». Но,выбирая путь согласия, стремясь к цельности и покою, он уступает чужомучувству: «Но все ж ласкай и обнимай, в лукавой страсти поцелуя, пустьсердцу вечно сниться май, и та , что навсегда люблю я». Есенинский лирический герой не настроен на рефлексию,раздвоенность, самобичевание. Он устремлен на гармонию, на цельность. Геройсам подавляет всякий повод к страданиям – в данном случае из-за «горечиизмены». Отношение Есенина к любви не было постоянным, оно менялось упоэта с возрастом. Вначале - это радость, восторг, он видит в любвитолько удовольствие. Затем любовь становится более страстной, приносящейкак жгучую радость, так и жгучее страдание. Позже в творчестве Есенинанаблюдается философское осмысление жизни через любовь. 6. Философия любви в романе М.А. Булгакова « Мастер и Маргарита» Особое место в русской литературе занимает роман М.Булгакова « Мастер и Маргарита», который можно назвать книгой его жизнифантастико – философский, историческо-аллегорический роман « Мастер иМаргарита» дает большие возможности понимания воззрений и поисков автора. Одна из главных линий романа связана с «вечнойлюбовью» Мастера и Маргариты, «по Тверской шли тысячи людей, но я вамручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а дажекак будто болезненно. И меня поразила не столько красота, скольконеобыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!». Так вспоминалМастер о своей любимой. Должно быть, в их глазах горел какой то непонятный огонек,иначе никак не объяснишь любовь, которая «выскочила» перед ними, « как из –под земли выскакивает убийца в переулке», и поразила сразу их обоих. 16. Можно было ожидать, что уж, коль вспыхнула такая любовь,быть ей страстной, бурной, выжигающей оба сердца дотла, а у нее оказалсямирный домашний характер. Маргарита приходила в подвальную квартиркуМастера, « надевала фартук...зажигала керосинку и готовила завтрак...когдашли майские грозы и мимо подслеповатых окон шумно катилась в подворотневода...влюбленные растапливали печку и пекли в ней картофель...Вподвальчике слышался смех, деревья в саду сбрасывали с себя после дождяобломанные веточки, белые кисти. Когда кончились грозы и пришло душноелето, в вазе появились долгожданные и обоими любимые розы...». Вот так бережно, целомудренно, умиротворенно и ведется рассказоб этой любви. Не погасили ее ни безрадостные черные дни, когда романМастера был разгромлен критиками и жизнь влюбленных остановилась, ни тяжкаяболезнь Мастера, ни его внезапное исчезновение на многие месяцы. Маргаритане могла расстаться с ним ни на минуту, даже когда его не было иприходилось думать, уже не будет вообще. Она могла только мысленно умалятьего, чтобы он отпустил ее на свободу, «дал дышать воздухом, ушел бы изпамяти». Любовь Мастера и Маргариты будет вечной только из-за того, чтоодин из них будет бороться за чувства обоих. Пожертвует собой ради любвиМаргарита. Мастер устанет и испугается такогомощного чувства, что в итоге приведет его в сумасшедший дом. Там оннадеется, что Маргарита забудет его. Конечно, на него повлияла и неудачанаписанного романа, но отказаться от любви ?! Есть ли что-то, что можетзаставить отказаться от любви? Увы, да, и это – трусость. Мастер бежит отвсего мира и от самого себя. Но Маргарита спасает их любовь. Ее ничего не останавливает.Ради любви она готова пройти через многие испытания. Нужно стать ведьмой?Почему бы и нет, если это поможет найти возлюбленного. Читаешь посвященные Маргарите страницы, и приходит соблазнназвать их поэмой Булгакова во славу своей собственной возлюбленной, ЕленыСергеевны, с которой он готов был совершать, как написал о том наподаренном ей экземпляре сборника «Дьяволиада», и действительно совершил«свой последний полет». Наверно, отчасти так оно и есть – поэма. Во всехприключениях Маргариты – и во время полета, и в гостях у Воланда – еесопровождает любящий взгляд автора, в котором и нежная ласка и гордость занее – за истинно королевское ее достоинство, 17.великодушие, такт, - и благодарность за Мастера, которого она силою своейлюбви спасла от безумия и возвратила из небытия. Разумеется, этим ее роль не ограничивается. И любовь, и всяистория Мастера и Маргариты – это главная линия романа. К ней сходятся всесобытия и явления, которыми заполнены действия, - и быт, и политика, икультура , и философия. Все отражается в светлых водах этого ручья любви. Счастливой развязки в романе Булгаков придумывать не стал. Илишь для Мастера и Маргариты автор приберег по - своему счастливый финал:их ожидает вечный покой. Булгаков видит в любви силу, ради которой человек можетпреодолеть любые преграды и трудности, а так же достичь вечного покоя исчастья. 18. З А К Л Ю Ч Е Н И Е Подводя итог, хочется сказать, что русская литература XIX – XXвеков постоянно обращалась к теме любви, пытаясь понять ее филосовский инравственный смысл. В этой традиции эрос понимался широко и многозначно,прежде всего, как путь к творчеству, к поискам духовности, к нравственномусовершенствованию и моральной отзывчивости. Концепция эроса предполагаетединство философии и понятия любви, и поэтому она так тесно связана с миромлитературных образов. На примере произведений литературы XIX – XX веков рассмотренныхв реферате, я попыталась раскрыть тему философии любви, используя взглядна нее разных поэтов и писателей. Так, в лирике М.Ю. Лермонтова герои переживают возвышенноечувство любви, которое переносит их в мир неземных страстей. Такая любовьвыявляет в людях все самое лучшее, делает их благороднее и чище, возвышаети вдохновляет на создание прекрасного. В романе И.А. Гончарова «Обломов» автор показывает, что любовьявляется нравственным испытанием для главных героев.И результат такого испытания – состояние печали, трагичности. Авторпоказывает, что даже такое прекрасное, возвышенное чувство любви не смоглодо конца пробудить сознание «морально» погибающего человека. В повести «Ася» И.С. Тургенев развивает тему трагическогозначения любви. Автор показывает, как важно не пройти мимо своего счастья.Причину несостоявшегося счастья героев Тургенев объясняет безволиемдворянина, который в решительный момент пасует в любви, и это говорит одушевной слабости героя. Любовь в творчестве И.А. Бунина проявляется у героев какглубокое, нравственно – чистое и прекрасное чувство. Автор показывает, чтонастоящая любовь есть великое счастье, даже если она завершается разлукой,гибелью или трагедией. Если говорить о любовной лирике С.А. Есенина, то хочетсясказать, что он писал о любви по – разному и своеобразно: и какисследователь собственных ощущений, и как философ, и как поэт одновременно.Он воспевал красоту чувства, прославлял любовь, как величайшую силу,объединяющую людей. 19. В романе «Мастер и Маргарита» М. Булгаков показывает, чточеловек любящий способен на жертву, на смерть ради спокойствия и счастьялюбимого человека. И при этом он остается счастливым. Времена настали другие, но проблемы остались те же: «в чемсмысл жизни», «что есть добро и что такое зло», «что такое любовь и в чемее смысл». Я думаю, что тема любви будет звучать всегда. Я согласна смнением выбранных мною писателей и поэтов о том, что любовь бывает разная,счастливая и несчастная. Но это чувство глубокое, бесконечно нежное. Любовьделает человека благороднее, чище, лучше, мягче и милосерднее. Она выявляетв каждом все самое хорошее, делает жизнь прекрасней.Где нет любви, там нет души. Хотелось бы закончить свою работу словамиЗ.Н. Гиппиус: «Любовь – одна, настоящая любовь несет в себе бессмертие,вечное начало; любовь – это сама жизнь; можно увлечься, изменить, вновьвлюбиться, но истинная любовь всегда одна!" СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. А.А. Ивин «Философия любви», «Политиздат», М. 1990 г.2. Н.М. Велкова «Русский Эрос, или Философия любви в России», «Просвещение», М.1991 г.3. М.Ю. Лермонтов «Стихотворения, поэмы», «Художественная литература», М. 1972 г.4. И.С. Тургенев «Повести и рассказы», «Художественная литература», Ленинград, 1986 г.5. И.А. Гончаров «Обломов», «Просвещение», М.1984 г.6. И.Е. Каплан, Н.Т. Пинаев, Хрестоматия историко-литературных материалов да 10-й класс, «Просвещение», М. 1993 г.7. И.А.Бунин «Избранное», «Максла», Рига, 1985 г.8. Н.М. Солнцева «Сергей Есенин», МГУ, 1998 г.9. С.А. Есенин «Стихотворения и поэмы», «Художественная Литература», М. 1982 г.10. В.Г. Боборыкин «Михаил Булгаков», Просвещение, М. 1991 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Философия любви в произведениях русской литературы XIX-XX века iconНазвание проекта Текстология русской классической литературы: переписка В. А. Жуковского как памятник русской культуры первой половины XIX века Исполнитель и наименование ноц
Текстология русской классической литературы: переписка В. А. Жуковского как памятник русской культуры первой половины XIX века
Философия любви в произведениях русской литературы XIX-XX века iconПрезентация кафедры зарубежной литературы
История зарубежной литературы 1/3 XIX века (романтизм) ) История зарубежной литературы 2/3 XIX века (критический реализм) ) История...
Философия любви в произведениях русской литературы XIX-XX века icon1. мировое значение русской литературы XIX века
К концу XIX века освободительное движение в России стало столь мощным, что оно превратило страну в передовой отряд революционного...
Философия любви в произведениях русской литературы XIX-XX века iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Философия любви в произведениях русской литературы XIX-XX века iconДьяволиада в произведениях М. А. Булгакова реферат. Творчество М. А. Булгакова одно из крупнейших явлений русской художественной литературы ХХ века

Философия любви в произведениях русской литературы XIX-XX века iconПрограмма дисциплины дпп. 03. 1 Русская литература (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)»
Хiх века, но и обратиться к выявлению типологических схождений и творческих связей русской и европейской литератур и культур
Философия любви в произведениях русской литературы XIX-XX века iconНа рубеже XIX и XX веков в русской литературе возникает интереснейшее явление, названное затем "поэзией серебряного века"
Золотой век” русской поэзии, связанный с появлением на небосклоне таких “звезд первой величины”, как Пушкин и Лермонтов, несомненно,...
Философия любви в произведениях русской литературы XIX-XX века iconОсновные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века

Философия любви в произведениях русской литературы XIX-XX века iconВнеклассное мероприятие для 11 класса «Умники и умницы» На тему: «Пейзаж в русской живописи XIX века»
Формы: игра повторение пройденного материала по курсу мхк «Русское искусство XIX века»
Философия любви в произведениях русской литературы XIX-XX века icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы
В условиях, когда еще не определилась академическая концепция истории русской литературы ХХ века, необходимо
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы