Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны icon

Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны



НазваниеЛитература и искусство в годы Великой Отечественной войны
Дата конвертации02.07.2012
Размер140,82 Kb.
ТипЛитература
Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны


План I. Введение II. Литература в годы ВОВ Ш. Искусство в годы ВОВ 3.1. Кинематограф и театральное искусство. 3.2. Агитационный плакат, как главный вид изобразительного искусствав годы ВОВ. I. Введение В годы Великой Отечественной войны борьбы за свободу и независимостьРодины стала главным содержание жизни советских людей. Эта борьбатребовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. Иименно мобилизация духовных сил советского народа в годы ВеликойОтечественной войны главной задачей нашей литературы и нашего искусства,которые стали могучим средством патриотической агитации. II. Литература в годы ВОВ Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долюрусского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне отэтого события. Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такиеслова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт италант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священнойнародной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. Ссамого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными ипризванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот изних не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсеммолодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган. Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и больотступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибшийнезадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и длялюдей». Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: .мерзли в окопах,ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали. Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темывойны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А.Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была"голосом героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром врага!"непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всемиродами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем неменее первое слово сказали лирики и публицисты. Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались порадио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях,звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многиестихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Ждименя" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек"Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалогписателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны междупоэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечныйконтакт. Душевная близость с народом является самой примечательной иисключительной особенностью лирики 1941-1945 годов. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братствои товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа– вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова,Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощаднаяненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны. В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятийи родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули напривычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ.Это нашло отражение и в поэзии: появись проникновенные стихи о МосквеСуркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о СмоленщинеИсаковского. Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый иединственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение нашалирика. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов,Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский,Константин Симонов. В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую (баллады, поэмы). В годы Великой Отечественной войны получили развитие не толькостихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими иочерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьмаразнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания,письма, листовки. Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, ВсеволодВишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокиегражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывалиподлинное лицо "устроителей нового порядка". Советские писателипротивопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду.В сотнях статей приводились неопровержимые факты о зверствах захватчиков,цитировались письма, дневники, свидетельские показания военнопленных,назывались имена, даты, цифры, делались ссылки на секретные документы,приказы и распоряжения властей. В своих статьях они рассказывали суровуюправду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали кстойкости, мужеству и упорству. "Ни шагу дальше!" – так начинается статьяАлексея Толстова "Москве угрожает враг". Публицистика оказала огромное влияние на все жанры литературы военныхлет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир впервые узнал о бессмертныхименах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвигемолодогвардейцев, которые предшествовали роману "Молодая гвардия". Оченьраспространен в 1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей.Так, появляются очерки о ночной авиации "У-2" (Симонова), о героическомкомсомоле (Вишневского), и многих других. Очерки, посвященные героическомутылу представляют собой портретные зарисовки. Причем с самого началаписатели обращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколькона массовый трудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали МариеттаШагинян, Кононенко, Караваева, Колосов. Оборона Ленинграда и битва под Москвой явились причиной создания рядасобытийных очерков, которые представляют собой художественную летописьбоевых операций. Об этом свидетельствуют очерки: "Москва. Ноябрь 1941 года"Лидина, "Июль - Декабрь" Симонова.В годы Великой Отечественной войны создавались и такие произведения, вкоторых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне.Человеческое счастье и война – так можно сформулировать основной принциптаких произведений, как "Просто любовь" В. Василевской, "Это было вЛенинграде" А. Чаковского, "Третья палата" Леонидова.В 1942 году появилась повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталинграда».Это было первое произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика,дослужившегося до капитана, провоевавшего под Сталинградом все долгие дни иночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которыевела наша армия Война стала для всех большой бедой, несчастьем. Но именно в это времялюди проявляют нравственную суть, «она (война) как лакмусовая бумажка, какпроявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега — малограмотныйчеловек, «...читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богуж, толком не объяснит. Но за эту родину... он будет драться до последнегопатрона. А кончатся патроны — кулаками, зубами...». Командир батальонаШиряев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно большечеловеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им противопоставлен вромане образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть напередовую; автор также осуждает и Абросимова, который считает, что еслипоставлена задача, то ее надо выполнять, несмотря на любые потери, бросаялюдей под губительный огонь пулеметов. Читая повесть, чувствуешь веру автора в русского солдата, у которого,несмотря на все страдания, беды, неудачи, нет никаких сомнений всправедливости освободительной войны. Герои повести В. П. Некрасова живутверой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь. Ш. Искусство в годы ВОВВеликая Отечественная война открыла взору художника россыпи материала,который таил огромные нравственные и эстетические богатства. Массовыйгероизм людей дал искусству как человековедению столько, что начатая в тегоды галерея народных характеров все время пополняется новыми и новымифигурами. Острейшие жизненные коллизии, в ходе которых с особой яркостьюпроявились идеи верности Отчизне, мужество и долг, любовь и товарищество,способны питать замыслы мастеров настоящего и будущего. 3.1. Кинематограф и театральное искусство. Большую роль в развитии искусства, начиная с первых военных лет, сыгралатеатральная драматургия А. Корнейчука, К. Симонова, Л. Леонова и др. По ихпьесам «Партизаны в степях Украины», «Фронт», «Парень из нашего города»,«Русские люди», «Нашествие» позже по этим пьесам были поставлены фильмы. Агитзадание и публицистика, карикатура и стихотворение, запись изфронтового блокнота и пьеса, напечатанная в газете, роман и радиоречь,плакатная фигура врага и возвышенный до пафоса образ матери, олицетворяющийРодину, - многоцветный спектр искусства и литературы тех лет включал в себякинематограф, где немало из видов и жанров боевого искусства переплавлялосьв зримые, пластические образы. В годы войны иным, чем в мирных условиях, стало значение разных видовкино. В искусстве на первое место выдвинулась кинохроника как самыйоперативный вид кино. Широкий разворот документальных съемок, оперативныйвыпуск на экран киножурналов и тематических короткометражных иполнометражных фильмов - кинодокументов позволил хронике как видуинформации публицистике занять место рядом нашей газетной периодикой. Иным, чем до войны, но по - прежнему могучим средством идейноговоспитания масс стала художественная кинематография. Мастера художественнойкинематографии стремились рассказать о героях фронта и тыла так, чтобы ихподвиги вдохновили на новые героические дела тысячи и десятки тысяч солдат,офицеров, партизан, тружеников тыла. Кинооператоры на фронте вначале снимали также, как и в мирные дни вовремя маневров. На экране неслись лавины танков, летели эскадрильисамолетов, бежали на общих планах бойцы... С осени 1941 года характер изображения войны во фронтовыхкинорепортажах начинает медленно изменятся. Поначалу киносюжеты фронтовыхоператоров напоминали по своему стилю военные сводки. Однако постепенновсе явственнее ощущалось стремление дать не только подробную информацию, нои попытаться осмыслить героическую эпопею Великой Отечественной войны. Новое в характере изображения войны возникло, когда фронт подошел ккрупнейшим центрам страны, и население приняло участие в защите своихгородов. Съемки обороны городов-героев сыграли особую роль в развитиисоветской публицистики. Именно по этим лентам легче всего проследить, какпостепенно углублялось в сознании документалистов понимание народногохарактера войны, и как с изменением взгляда на войну менялся стиль ихарактер документальных съемок. Одна из первых попыток нового отражения героической эпопеиОтечественной войны была сделана в кинорепортаже, снятом операторами В.Микошей, М. Трояновским и С. Коганом в Одессе и Севастополе. В первые, июньские дни войны, проводы уходящих на фронт снималисьпреимущественно общим планом. Кинооператоров интересовал прежде всего самфакт. Спустя несколько месяцев те же хроникёры уже иначе снимали записьмосквичей в народное ополчение. Камера медленно скользит по рядамдобровольцев, она то останавливается на лице старого интеллигента, тодоброжелательно следит, как пожилой рабочий не спеша примеряет ватник, тонаблюдает за молодым пареньком, впервые берущим в руки винтовку. Операторсловно зовёт зрителей внимательнее вглядеться в эти лица, постаратьсязапомнить их: ведь люди идут защищать Москву, и многие, наверное, невернутся... В трудные для Москвы дни, когда враг оказался на расстоянии 25-30километров от города, москвичи увидели на экранах новый киножурнал - «Назащиту родной Москвы». Его стала выпускать группа кинорежиссёров,оставшихся в Москве (Л. Варламов, Б. Небылицкий, Р. Гиков, Н.Карамзинский, И. Копалин, С. Гуров). Из материалов, присылаемых на студиюфронтовыми кинооператорами, они монтировали короткие очерки и отдельные сюжеты, вкоторых рассказывалось о боях на подступах Москвы, о военных будняхсоветской столицы. Последние номера киножурнала (за зиму 1941/42 г. быловыпущено девять выпусков) информировали зрителя о ходе контрнаступлениячастей Красной Армии и разгроме фашистских войск под Москвой. Большая частьэтого материала вошла в последствии в документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» Кроме сюжетов в киножурналах документалисты с первых же дней войныприступили к выпуску короткометражных картин и обзорных киноочерков,которые рассказывали о жизни Советского государства, подвергнувшегосянападению гитлеровской армии. К их числу относятся: «Молодежь, на защитуРодины!» (режиссер О. Подгорецкая), «Наша Москва» (режиссер Я. Посельский),«24-й Октябрь» (режиссер Л. Варламов), «Хлеб - Родине» (режиссер Л.Степанова) и др. В начале 1942 года вышел на экраны большой документальный фильм«Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» (режиссеры Л. Варламова иИ. Копалин, дикторский текст П. Павленко, текст песни А. Суркова,композитор Б. Мокроусов). Фильм рассказывал о наступательной операциисоветских войск под Москвой в декабре 1941 - январе 1942 года, сыгравшейогромную роль в ходе всей мировой войны. Со времени Сталинградской битвы начались эксперименты с синхроннойзаписью звука и изображения в боевых условиях. Были единичные опыты и вобласти цветной и стереоскопической фронтовой съемки. В середине 1942 годакинооператор И. Гелейн снял на цветной пленке ряд кадров в боях заВитебск: подготовка к штурму города, атака, залп «катюш», действия авиации,бойцы ночью у костра, операция в медсанбате. В 1944 году кинооператор Д.Суренский вскоре после снятия блокады Ленинграда произвел двестереоскопические съемки в разрушенном фашистами Петродворце и вЛенинграде. В завершающий период войны (1944-1945) наступательные действияСоветской Армии, ее освободительная миссия становятся темами документальнойкинематографии. Операторы хроники шли вместе с продвигавшимися на западвоинскими частями, снимали встречи, митинги в освобожденных городах, людей,побывавших в фашистских неволе, первые трудовые усилия народа повосстановлению разрушенного. На основе кинодокументов, запечатлевших жизнь фронта и тыла, в этотпериод были смонтированы такие фильмы, как «Битва за нашу СоветскуюУкраину», «Победа на Правобережной Украине» (автор-режиссер А. Довженко),«Освобождение Советской Белоруссии» ( авторы-режиссеры В. Корш-Саблин, Н.Садкович), «Освобожденная Чехословакия» (автор-режиссер И. Копалин). Сурова, правдиво было зафиксировано фронтовыми операторами весеннеенаступление Советской Армии: буксующие в грязи танки, пушки ,которые насебе вытягивают бойцы, крупные планы ног в сапогах и ботинках, шагающих повесеннему месиву. Зрители ждали полнометражных картин о войне. Работая на плохооснащенных в то время студиях Алма-Аты, Ташкента и Душанбе,кинематографисты вынуждены были не только преодолевать многие техническиетрудности, но главное - обязаны были постигать новый жизненный материал,искать такие образные решения, которые вскрывали бы общенародный характерборьбы, пробуждали в людях высокий патриотический порыв. Это был трудныйгражданский и эстетический процесс, протекавший в предельно сжатые сроки. Знаменательно, что в центре первого полнометражного художественногофильма о войне - «Секретарь райкома», созданного режиссером И. Пырьевым посценарию И. Прута в 1942 году, стоял образ партийного руководителя. Авторыфильма с большой агитационной силой и художественным мастерством раскрылина экране народные истоки образа коммуниста, понявшего людей на смертельнуюсхватку с врагом. Секретарь райкома Степан Кочет в исполнениизамечательного актера В.Ванина по праву открыл галерею масштабных, яркиххарактеров советского кинематографа военных лет.Новый шаг к постижению правды войны художественный кинематограф сделал вфильме «Она защищает Родину» (1943). Важность этой картины, снятойрежиссером Ф. Эрмлером по сценарию А. Каплера, заключалась прежде всего всоздании героического, подлинно народного характера русской женщины -Прасковьи Лукьяновой, - воплощенного В. Марецкой. Напряженные поиски новых характеров, новых способов их решенияувенчались успехом в фильме «Радуга» (1943), поставленном М. Донским посценарию Ванды Василевской С Н.Уживий в главной роли. В этом произведении были показаны трагедия и подвигнарода, в нем появился коллективный герой - вся деревня, ее судьба сталатемой фильма. «Непокоренные» фильм М. Донского (1945) - первый фильм, которыйснимался в только что освобожденном Киеве. Правда о фашизме пришла к М.Донскому не только через литературу, Кино вплотную приблизилось к войне. «В логической цепи: война - горе - страдание -ненависть - местьпобеда трудно вычеркнуть большое слово - страдание», - писал Л. Леонов.Художники понимали, какие жестокие картины жизни освещает радуга. Понималиони теперь и что стоит за похожими на радугу огнями салютов. Патриотизм народа, его любовь к отчизне и ненависть к врагу требовалиоднако не одних только драматических или, тем более, трагедийных красок.Война обострила жажду человечности. На экранах возникали коллизиилирические и юмористические. Юмор и сатира в массовых изданиях нередкозанимали центральные полосы. Комедийные фильмы были признаны и желанны нафронте и в тылу, но их было мало. Несколько новелл из «Боевыхкиносборников», «Антоша Рыбкин» и «Новые похождения Швейка» (1943),созданным на Ташкентской студии, и экранизациями чеховских «Свадьбы» (1944)и «Юбилея» (1944).В годы войны кинематограф, в ряду других искусств, выполнял рольполитического борца и агитатора, поднимавшего людей на защиту отечества.Идеи освободительной борьбы с фашизмом осмыслялись им в мировоззренческомаспекте - это была борьба народных масс, объединенных идеологией, смракобесием буржуазного общества в крайнем его выражении. 3.2. Агитационный плакат, как главный вид изобразительного искусствав годы ВОВ.Одним из важнейшим видов изобразительного искусств в годы войны сталплакат.Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны.В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов,а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти: Уже 24 июня былнапечатан в газете «Правда» плакат с следующим сюжетом сюжетом. Штыквонзался прямо в голову Фюрера, что вполне отвечало конечной целиразворачивавшихся событий. Духу времени соответствовали и удачное сочетаниев сюжете плаката героического и сатирического образов. Позже первый плакатВеликой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавалсяв Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах. В числеплакатных листов Июня 1941-го — работа А. Кокорекина «Смерть ФашистскойГадине!». Найдено удачная эмблематическая характеристика фашизма. Врагпоказан в виде мерзкого гада, в форме свастики которого пронзает штыкомВоин Красной Армии. Эта работа выполнена своеобразным художественнымприемом без фона с использованием только черного и красного цветов. Фигуравоина представляет красный плоскостной силуэт. Такой прием, безусловно,в какой-то мере был продиктован необходимостью. Время военное, срокисжатые. Для быстрого воспроизведения в печати палитра красок должна былабыть ограниченной. Другой известный плакат А. Кокорекина «Бей ФашистскогоГада!» — варьирует описанный выше, но нарисован он более объемно, конкретновсего же за годы войны художник выполнил не менее 35 плакатных листов.Среди первых военных плакатов — работа Н. Долгорукова «Врагу не будетпощады!». Это плакат из тех, где изображение человека играет подчиненнуюроль. Здесь важны правильный отбор деталей, остроумие сюжета, динамикадвижения, цветовое решение. Накануне великой отечественной войны художникпостановщик киностудии «Мосфильм» В. Иванов создал плакатный лист,посвященный Красной Армии. На нем были изображены поднявшиеся в атакубойцы, наступающие танки, проносящиеся по небу самолеты. Над всем этиммогучим целеустремленным движением развевалось Красное Знамя. Судьба этогопоследнего предвоенного плаката получила необычное продолжение. Плакат«догнал» автора на пути к фронту. На одной из железнодорожных станцийВ. Иванов увидел свой рисунок, но текст на нем был уже другим «За Родину,За Честь, За Свободу!».Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатоввоенных лет- Родина Мать зовет. Он был издан миллионными тиражами на всехязыках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтикиобобщенный образ Отчизны. Основная сила воздействия этого плаката заключенав психологическом содержании самого образа — в выражении взволнованноголица простой русской женщины, в её призывающем жесте. В первые месяцы войнысюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборствасоветского воина с фашистом, причем основное внимание, как правило,обращалось на передачу движения яростного устремления на врага. Таковыплакаты : «Вперед за нашу победу» С. Бондара, «Наше дело правое. Враг будетразбит!» Р. Гершаника, «Фашисты не пройдут!» Д. Шмаринова, «ВпередБуденовцы!» А. Полянского, «Стальной лавиной раздавим врага» В. Одинцова,«Руби ГАДОВ!» М. Авилова, «Покажем презренным фашистским убийцам, какдраться умеет советский моряк!» А. Кокорекина. Многофигурность композицииэтих плакатов должна была подчеркнуть мысль о всенародном характересопротивления врагу. Остановить нашествие любой ценой призывал плакатА. Кокоша «Боец, оказавшийся в окружении. Борись до последней капликрови!».«Не болтай!» принадлежит московской художнице Н.Ватолиной.Художники — плакатисты не оставили без внимания и тему партизанскогодвижения. К числу наиболее известных плакатов относятся: «Партизаны! Бейтеврага без пощады!» В. Корецкого и В.Гицевич,» От народной мести не уйтиврагу!«И.Рабичева, «Разжигайте партизанскую войну в фашистском тылу!..»А. Кокорекина. Удачным опытом глубокого психологического решенияпатриотической темы в плакате явились работы В. Корецкого «Будь героем!»,«Народ и Армия непобедимы!», «Вставайте в ряды фронтовых подруг. ДружинницаБойцу помощник и друг!».Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественнымипроизведениями, но и подлинно историческими документами. Использованная литература: История русской советской литературы. Под редакцией проф. П.С. Выходцева. Издательство "Высшая школа", Москва – 1970 Ради жизни на земле. П. Топер. Литература и война. Традиции. Решения. Герои. Изд. третье. Москва, "Советский писатель", 1985 > Русская литература ХХ века. Изд. "Астрель", 2000 > «Вторая мировая война: кинематограф и плакатное искусство». М.,Мысль, 1995 > Головков А. «Вчера была война». Журнал «Огонек»,№25 1991




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны iconАктуальные проблемы предыстории великой отечественной войны
Великой Отечественной войны. Это вызвано прежде всего тем, что в советской историографии относительно периода 1939-1941 гг существовало...
Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны iconРатного подвига неисчерпаема. Никогда не сотрутся в памяти народа суровые годы Великой Отечественной войны. Курганская область рождена в период Великой Отечественной войны,
Отечественной войны. Курганская область рождена в период Великой Отечественной войны, в дни, когда прославленная 64-я армия под командованием...
Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны iconЛитература в годы Великой Отечественной войны

Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны iconРеферат на тему: «Здравоохранение в годы Великой Отечественной войны на Тамбовщине»
Организация госпитальной базы в Тамбовской области в первые месяцы Великой Отечественной войны
Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны iconЧеловек тыла: его трудовая жизнь, культура и быт в тылу в годы Великой Отечественной войны ( 1941- 1945 гг.)
...
Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны iconУрок мужества для 9 классов «Страницы Великой Отечественной войны» (сценарий)
Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подросткового поколения, формирование чувства сопричастности с происходившими...
Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны iconГражданская авиация в годы Великой. Отечественной войны Гражданская авиация в годы Великой. Отечественной войны
Гвф, авиоработники выражали готовность вместе со всем советским народом бороться с ненавистным врагом. В главное управление гражданского...
Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны iconПоложение о студенческой олимпиаде по культурологии в Липецком государственном техническом университете, посвященной 65-летию Победы над гитлеровской Германией в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
Культуры в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг и в послевоенные годы. Кроме того, олимпиада призвана способствовать активизации...
Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны iconВикторина по теме «Кубань в огне Великой Отечественной войны». Экскурсия в музей
Тема сегодняшнего урока посвящена Кубани в годы Великой Отечественной войны. Эта тема вам уже знакома и сегодня мы с вами попробуем...
Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны iconЛипецкий край в годы Великой Отчественной Войны
Накануне Великой Отечественной войны трудящиеся нашего края успешно выполняли государственный план третьей пятилетки
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы