Из истории развития педагогической мысли в России и западных странах во второй половине XIX века icon

Из истории развития педагогической мысли в России и западных странах во второй половине XIX века



НазваниеИз истории развития педагогической мысли в России и западных странах во второй половине XIX века
Дата конвертации01.07.2012
Размер201,82 Kb.
ТипРеферат
Из истории развития педагогической мысли в России и западных странах во второй половине XIX века


План.Введение Развитие педагогической мысли в России Развитие педагогической мысли в западных странахКлассики Российской педагогики Дмитрий Иванович Писарев Лев Николаевич Толстой Николай Иванович Пирогов Константин Дмитриевич УшинскийКлассики педагогики западных стран Иоганн Генрих Песталоцци Иоганн Фридрих Гербарт Фридрих Адольф Вильгельм ДистервегЗаключениеСписок литературы.I. Введение.Развитие педагогической мысли в России. Наиболее значительное развитие педагогической мысли в России Новоговремени пришлось на вторую половину XIX века. Правительство всерьеззанялось перестройкой школьной системы. Формируется педагогическаяжурналистика, создаются научные педагогические общества, педагогическиежурналы:«Журнал для воспитания» (1857 г.)«Учитель» (1861 г.)«Русский педагогический вестник» (1857 г.) и др.1861 год - освобождение крестьян от крепостной зависимости. В ноябре 1855 года были приняты новые правила поступления и обученияв университетах, где отменялись ограничения числа поступающих вуниверситеты. Однако они не устроили студентов и преподавателей. Студентынастаивали на праве создания независимых корпораций. В 1856 годувосстановлен Ученый комитет, который занялся подготовкой новых школьныхуставов. На работу комитета повлияла деятельность Н.И.Пирогова,К.Д.Ушинского. В июне 1863 года утвержден новый университетский устав. Университетыполучили более широкую автономию, управление университетом передавалосьСоветам профессоров. Эти советы должны были выбирать ректоров и новыхпреподавателей. Были сокращены полномочия университетских инспекторов,попечителей учебных округов. Ученым советам подготовлено три проекта 1860,1862 ,1864 гг., которые легли в основу Устава средних школ (1864 г.)Уставом отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. Определяющимусловием для поступления в гимназии становится имущественное положение.Ученики были обязаны вносить плату за обучение.От платы освобождались дети малоимущих родителей (количество освобожденныхне могло превышать 10 % от общего числа учащихся). Предусматривалась выдачаединовременных пособий, стипендий особо отличившимся ученикам. Уставобъявлял о создании гимназий классического и современного образования с 7-ми летним курсом обучения. Были узаконены три типа средней школы:# Классическая гимназия с двумя древними языками# Классическая гимназия с латинским языком# Реальная гимназия без древних языков.Учреждался новый тип неполного среднего образования -Прогимназия с 4 летним курсом обучения по программам классического исовременного образования. Во всех средних школах должны были обучать:# Закону Божьему# истории# географии# русскому языку# литературе# математике, а так жев классических гимназиях:# древние или современные европейские языкив современных (реальных) гимназиях:# естественные науки# черчение. Устав предусматривал преобразование части уездных училищ впрогимназии, а другой части в двухлетние приходские начальные школы. В 1864году был принят Устав по начальному образованию. Он предусматривал сосуществование министерских, земских и частныхначальных школ. Устав позволял создание общественных инициативных комитетовпо учреждению начальных школ. Начальные школы объявлялись открытыми длявсех социальных групп. В школах предусматривалось укрепить религиозные инравственные понятия и дать основу «полезного знания». Закон Божийпреподавал местный священник или специальный учитель по разрешению церкви.Остальные предметы мог вести священник или светский учитель, утвержденныйУездным школьным советом. В него входили: представители министерствапросвещения, священного синода, других правительственных школьныхорганизаций, члены уездного, земского собрания. Этот совет выбиралпреподавателя, который утверждался в Губернском школьном совете. Сюдавходили: губернатор, главы церковной иерархии, два члена губернскогоземского собрания, губернский земской руководитель школьного ведомства.Уездные школьные советы давали разрешение на открытие новых школ, закрытияучебных заведений, назначения оплаты и увольнение учителей. Реформы 1860гг. позволили отрывать новые частные учебные заведения, учреждать женскиегимназии, отменить телесные наказания в школах. В России в конце 1850 гг. возникают воскресные школы, школы для детейиз народа, школы на новых педагогических идеях и принципах. В числе новыхнародных школах:# Таврическое училище (1859 г.) Д.Д.Семенов, О.Ф.Миллер.# Яснополянская школа (1859 г.) Л.Н.Толстой и др.,где использовали уважение к личности, побуждение у него интереса к знаниям. Д.А.Толстой министр просвещения с 1866 по 1880 гг. был главойСвященного синода. Он урезал автономию университетов, стремясь установитьжесткий правительственный контроль над университетами и другими учебнымизаведениями. В 1871 - 1872 гг. вышли два новых закона относительно среднихучебных заведений. В соответствии с этими документами в программу всехгимназий включались древние языки. Министерство определяло переченьразрешенных учебных пособий, контролировало всю деятельностьпреподавателей. Создается новый тип неклассической (реальной) гимназии. Тутполучали техническое образование юноши из средних социальных слоев. Далееони могли обучаться в высших технических училищах. Произошли изменения, послужившие толчком к развитию женскогообразования в Москве, Петербурге, Киеве, Казани. Новый устав начальных школ (1871 г.) предусматривал усиление контроляминистерских инспекторов в отдельных учебных заведениях. Поощрялосьсоздание церковно-приходских школ находящихся в ведомстве священногосинода. Либеральный курс использовал новый министр А.Сабуров (1880-1882гг.),но в 1882 году был назначен новый министр, единомышленник ТолстогоИ.Д.Делянов (1882-1898 гг.), который начал репрессии против студенчества.Устав университетов (1882 г.) окончательно лишил университеты автономии,упразднил студенческую свободу, а управление университетом сосредоточилосьв Министерстве просвещения. В конце 1880 гг. усилились требования студентовпо поводу автономии. Глава священного синода К.П.Победоносцев был идеологомдискриминации национальных меньшинств в сфере культуры и образования(против евреев, мусульман). Было ограниченно обучение в классическихгимназиях детей малоимущих слоев. Существенно возросла плата за обучение.Согласно циркуляру (1887 г.) оговаривалось, что следует предоставитьобучение в гимназии верхам и препятствовать обучению в них представителямнизов (дети кухарок, крестьян, прачек и пр.).Заметно отличались от государственных гимназий некоторые частные средниеучебные заведения 80-х гг.:Школа под руководством А.С.Грачевского.В младшем отделении шло совместное обучение мальчиков и девочек; былоорганизовано трудовое обучение (швейное дело для девочек; столярное делодля мальчиков).Женская гимназияВ.Я.Стоюнина.Программа делилась на 4 цикла:# научные дисциплины# иностранные языки# искусство# физическое воспитание.Основная тяжесть занятий падала на работу в классе, домашние задания былисокращены, в школе отсутствовала цифровая система оценок знаний. Регулярноорганизовывались экскурсии на промышленные предприятия, в деревню. Видным идеологом создания церковно-приходских школ являетсяС.А.Рачинский.Сторонники реформ воспитания и образования не были едины в своих взглядах.Радикально настроенные разночинцы превращали дискуссию о воспитании иобучении в политическую полемику.Развитие педагогической мысли в западных странах.В XIX веке завершается формирование классической педагогики Нового времени.Изучались цели, содержание, методы обучения и воспитания, методологияпедагогической науки. Зарождались новые теории социальной педагогики. Школаразвивалась при поступательном движении экономики, развитии промышленности,росте городов, все это требовало новой системы образования. Масштабыразвития системы образования определялись особенностями каждой страны. ВXIX веке остро проявились противоречия между условиями педагогическоймысли, школьного законодательства и системы образования. Важная частьпрограммы демократизации школы была к концу века оформлена законодательно,но эту демократизацию еще только предстояло осуществить на практике.Произошло становление национальных школьных систем. К концу столетия введущих странах Западной Европы и США были заложены законодательные основыновой школы. В Германии обращение к проблеме школы стимулировалось борьбойза объединение нации. В Англии школьная политика претерпевала изменения всоответствии с проведением государственного курса. Во Франции ввиду высокойсоциальной активности школьный вопрос оказался в одной из «горячих точек»государственной политики. В США немаловажным фактором созданиядемократических школьных институтов явилось поражение рабовладельческогоЮга в гражданской войне. С одной стороны были проведены крупные реформы,приведшие к созданию общенациональных систем образования, к ослаблениюцеркви на школу. С другой стороны, значительная часть населения Западаосталась без какого-либо образования.Эпоха Нового времени знаменуется творчеством педагогов, вошедших в плеядуклассиков науки о воспитании и образовании: И. Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт,Ф.А.В. Дистервег.II. Классики Российской педагогики. Дмитрий Иванович Писарев (1841 - 1868 гг.) В статьях «О русском педагогическом вестнике», «Школа ижизнь»,«Педагогические софизмы» и др. Д.И. Писарев настаивал на изученииребенка и защите его прав. Был склонен к идеям «свободного воспитания»,считал, что традиционная педагогика и школа поощряют насилие над личностьюребенка. Писарев отвергал профессионализацию общеобразовательной школы,полагая, что это мешает разглядеть действительный смысл и задачиобразования. Он считал, что женщине должны быть открыты дороги кобразованию наравне с мужчиной. В 1860 гг. на арену педагогической мысли России вышла группаметодистов внесших заметный вклад в формирование процесса обучения в школе.Это были:# Николай Александрович Корф# Владимир Яковлевич Стоюнин# Василий Иванович Водовозов# Виктор Петрович Острогорский# Николай Федорович Бунаков и др.Особая роль принадлежит Л.Н.Толстому. Лев Николаевич Толстой (1829 - 1910 гг.) В течение 1859 - 1862 гг. Л.Н. Толстой заботится об учрежденной имшколе для крестьянских детей, основывает филантропическое обществонародного образования. Изучает опыт российской и западноевропейской школы,ведет педагогические исследования. В 1872-1874 гг. пишет учебники дляначальной школы, участвует в деятельности Московского обществаграмотности, школ. После поездки за границу, размышляя о педагогическом опыте Запада,Л.Н. Толстой обратился к идеям «свободного воспитания» Ж.-Ж. Руссо. Вначале 1860-х гг. Л.Н. Толстой признавал целесообразным включать впрограмму народной школы:# письмо# счет# религию# историю# географию# рисование# пение# черчение. Позже он склоняется к мысли о необходимости ограничить программународной школы: грамотой и счетом. Главный пункт педагогической концепцииЛ.Н. Толстого - идея «свободного воспитания». Свои взгляды он изложил в журнале «Ясная поляна». Он утверждал, чтовоспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Задача воспитателя - оберегатьгармонию, которой обладает человек от рождения. Учитель не долженруководить нравственным воспитанием учащихся: «Критерий педагогики естьтолько один - свобода». Идеальная школа, где свободное содружество, гдеодни сообщают знания, а другие воспринимают их. Лучшая школа такая, где детям предоставлена свобода учиться или нет.Толстой видел «свободное воспитание» не вне цивилизации, а, напротив, вусловиях общественной жизни. С начала 1870-х гг. в педагогических сужденияхЛ.Н.Толстого появляется диссонанс с идеями «свободного воспитания». Онпризнает религию как единственное и разумное воспитание. Толстой выдвинул идею учета особенностей ребенка и его интересов.Л.Н.Толстой обогатил дидактику наблюдениями и выводами, относящимися кпроцессу сознательного и творческого усвоения знаний, основанном наинтересе. Он разрабатывал методику рассказа и беседы с учащимися. Попыткуосуществить свои педагогические замыслы Л.Н.Толстой предпринял вЯснополянской школе (1859 г.) Эта школа основана на идеях: любви к ребенку, веры в их творческиеспособности, отказа от давления на их личность. Домашние задания тут незадавались. Традиционные уроки заменены образными художественнымирассказами учителя, индивидуальными и коллективными творческими сочинениямиучащихся. Расписание было, но его часто не соблюдали. Ученик волен был непосещать уроки. Порядок и программа обучения согласовывались с детьми.Преподавали:# чтение# писание# каллиграфию# грамматику# священную историю# русскую историю# рисование# черчение# математику# Закон Божий# проводись беседы из естественных наук. Школа была бесплатной. В ней было четыре учителя, около 40 мальчикови 5 девочек. Занятия шли по утрам и вечерам 7-8 часов в виде свободныхбесед. Сам Толстой преподавал в старших классах математику и историю. Школатакой деятельностью добивалась прекрасных результатов. Николай Иванович Пирогов (1810 - 1881 гг.) Н.И. Пирогов родился в семье чиновника. Закончил медицинскийфакультет Московского университета, был профессором в Дерптскомуниверситете, Петербургской медико-хирургической академии. Основатель новойшколы в хирургии, Пирогов был одновременно крупным общественным,педагогическим деятелем. В 1856 году Н.И. Пирогов уходит из медико-хирургической академии и получает пост попечителя Одесского учебногоокруга, который занимал в течение двух лет. В том же году в «Морскомсборнике» появляется его статья «Вопросы жизни», которая имела значительныйотклик в педагогических кругах. В период с 1852 по 1861 гг. Пироговвозглавляет Киевский учебный округ. Он выступал с критикой сословности вобразовании, догматических методов обучения, предлагал систему: начальнаяшкола, прогимназия (реальная и классическая), университет и высшаяспециальная школа. Иными словами:# Начальная школа (2 года)# Прогимназия: реальная (4 года), классическая (4 года)# Гимназия: реальная (3 года), классическая (3 года)# Высшие учебные специальные заведения# Университеты Н.И. Пирогов содействовал работе педагогических советов учебныхзаведений, принимал участие в совершенствовании преподавания иностранныхязыков; поощрял творчество и самообразование учителей, уделял многовнимания повышению качества преподавания в частных женских школах-пансионатах; противодействовал уменьшению автономии университетов. Пироговнастаивал на либеральных коллегиальных началах управления учебнымизаведениями, был против регламентации сверху. В статье «Нужно ли сечь детей?» возражал против физических наказаний.Он усилил подготовку учителей на местах, организовал обмен опытом путемсоздания «циркуляров», педагогических журналов. Но он не смог противостоятьбольшинству чиновников. В 1867 году Н.И. Пирогов был отправлен в отставку, тем самым былапрервана его педагогическая деятельность. В статье «Вопросы жизни» особое место занимает идея самопознанияпосредством воспитания (общечеловеческого воспитания). «Мало кто осознаноставит перед собой жизненные цели. Но каждый должен задать себе вопрос, вчем смысл, призвание его жизни. Ответ должно дать воспитание .... Школа -проводник к распространению в будущем поколении одних только известныхубеждений, взглядов ... Школа - рассадник специалистов необходимыхгосударству для достижения обыденных целей ... Школа служит для воспитаниядетей, для хлеба - для этого отцы посылают детей в школу. Учиться,образовываться, просвещаться должны по мере сил и это должно статьинстинктивной потребностью общества». Идеал нравственного воспитания видел в христианской религии. Н.И.Пирогов выделял два вида воспитания: общечеловеческое и специальное. Доопределения жизненного рубежа, когда обнаруживаются склонности и призвания,все люди должны пользоваться общечеловеческим воспитанием, после наступаетспециальное. Цель воспитания - научить быть человеком. Это значит научитьсяс ранних лет подчинять материальные стороны духовной. Главное -нравственное воспитание, которое осуществляется в ходе целостногопедагогического воздействия и при обучении. Нравственное воспитание -осознание ребенком окружающего мира и общественной среды, превращениедобрых инстинктов в сознательную тягу к идеалам добра и правды,формирование характера и убеждений». Н.И. Пирогов видел двойственностьчеловека в его социальной и биологической природе. И воспитание -единственный приемлемый способ привести в гармонию природное и общественноев человеке. Он полагал, что общечеловеческое воспитание должно бытьсогласовано с идеей национального воспитания. «Все мы ... можем сделатьсячерез воспитание настоящими людьми ... нисколько не переставая бытьгражданином своего отечества». Идея общечеловеческого воспитания лежит в основе взгляда Пирогова напринцип школьной системы. Он был за создание внесословного, бесплатного иобязательного образования на начальной его ступени. Такая система должнасочетать общечеловеческое воспитание и образование. Вершинаобщечеловеческого воспитания - классицизм в неогуманной форме (древниеязыки, родной язык, история, математика). Предлагается отказ от раннейспециализации.Двухлетняя начальная школа предлагала традиционный набор дисциплин:# Закон Божий# чтение# письмо# счет.Обучение предполагалось вести во все времена года, широко использоватьнаглядность и соединение обучения с ремесленным трудом. Далее две ветвисреднего образования - реальная и классическая. Каждая ветвь состоит издвух звеньев: прогимназия и гимназия. Срок обучения в реальной прогимназиисоставлял четыре года. Преподавалось:# Закон Божий# русский язык# алгебра# арифметика# геометрия# два новых языка# история# география# естествознание# черчение.Принимали без испытаний. Выпускники могли продолжить обучение в реальнойгимназии, классической прогимназии.Классические прогимназии состояли из четырех классов. К программе реальнойпрогимназии добавляли:# древние языки. Эти прогимназии готовили к поступлению в классическуюгимназию и университет.Реальная гимназия предлагала выбор дисциплин сообразно местнымпотребностям. Выпускники могли идти в высшие технические учебные заведения.Классические гимназии предлагали наибольшее число, тщательно и глубокоизучаемых предметов. Выпускники могли поступать в университеты.Пирогов выступал за расширение женского образования, но с применениемограничений масштабов такого образования. Он заявил о необходимости реформуниверситетского образования. Предполагалась подготовка педагогов,профессуры, научных работников. Преподавание в университете должно иметьобщечеловеческую направленность (быть узкоспециализированным). Пироговнастаивал на необходимости автономии университетов, уменьшения платы заобучение, семестровой системы обучения и пр. «Воспитание позволяет прирешении роковых вопросов самопознания созреть и окрепнуть внутреннемучеловеку». Пирогов представляет либерально-буржуазное направление, ноукрепил революционно-демократическое направление. Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870) Константин Дмитриевич Ушинский - крупнейшим представителем русскойпедагогики XIX столетия. Что это за человек? какова его судьба? Не давответы на эти вопросы, мы не можем объективно оценить его вклад вотечественную педагогику. Один из способных учеников гимназии, он «проваливается» на выпускномэкзамене и не получает аттестата; в двадцать лет окончив первым кандидатомюридический факультет Московского университета, он назначается профессоромлицея, а через три года его лишают профессорской кафедры. Приехав сПетербург, он тщетно ищет место учителя, а через несколько лет русскаяимператрица беседует с К.Д.Ушинским как с авторитетным педагогом. Передним открылась карьера ученого. Выдающаяся роль К. Д.Ушинского как создателярусской народной школы и основоположника педагогической науки особенно ясностала осознаваться после его смерти, когда с каждым годом возрастал интереск его педагогической системе, а вместе с тем и к его личности. К.Д.Ушинский родился 19 февраля 1824 года в Туле, в небольшойдворянской семье. Отец его, Дмитрий Григорьевич Ушинский был образованнымчеловеком, участником Отечественной войны 1812 года. Первоначальнымвоспитанием и образованием великого педагога руководила мать, ЛюбовьСтепановна. Она умерла, когда сыну еще не исполнилось и двенадцати лет. Всемье мальчик получил первоначальное обучение в таком объеме, что в 11 летон смог поступить 3 класс гимназии. Новгород-Северская гимназия во многихотношениях отличалась от большинства школ. В ней царил дух демократизма итоварищества, движения к науке и бескорыстного стремления к знаниям, чтоопределялось преподавательским составом гимназии. Любимым учителемУшинского был Илья Федорович Тимковский. В первые годы обучения КостиУшинского Тимковский был директором гимназии. Так же общим любимцемгимназистов был учитель истории Михаил Григорьевич Ерофеев. Но они былиуволены с должности. Очень важное обстоятельство, следует отметить, дляформирования личности будущего педагога - природное окружение Новгород -Северского. Позднее об этом скажет сам Ушинский. «... Воля, а простор,природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги, а розоваявесна, а золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меняварваром в педагогике, но я вынес из впечатлений своей жизни глубокоеубеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательноевлияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влияниюпедагога; что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, когда егоголова занята каким-то туманом, в теплой влаге которого раскрывается всеего молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать всебя мысли и зародыши мыслей, потоком идущих из природы - что такой деньстоит многих недель, проведенных на школьной скамье».III. Классики педагогики западных стран.Иоганн Генрих Песталоцци(1746-1827 гг.)Родился в Цюрихе 12 января 1746 года. Отец был хирургом и принадлежал кдворянской фамилии. В пять лет Песталоцци лишился отца. Желая найтисемейное счастье у мирного сельского очага, Песталоцци в 1769 году женилсяи поселился в деревне. Он считал земледелие, домашнее хозяйство,промышленную деятельность единственными средствами для развития.Воспитательной деятельностью Песталоцци занялся под влиянием идей Ж.-Ж.Руссо. В его планы входило обучение крестьянских детей рациональнымприемам сельскохозяйственного труда. В 1775 году была открыта. Нейгофскаяшкола. Воспитанники работали в поле и прядильно-ткацких мастерских. Онитакже приобретали минимальное общее образование: чтение, письмо, счет,пение. В сущности, это была попытка соединения обучения с производственнойдеятельностью. В 1780 году школа в Нейгофе разорилась и была закрыта (идеясодержания приюта за счет производительного детского труда потерпела крах).Отойдя на время от практической деятельности, Песталоцци пишетпедагогический роман «Лингард и Гертруда», который принес ему громкуюславу. «Еще при колыбели ребенка надо стараться оторвать воспитание из рукслепой причудливой природы и передать его в руки лучшей, разумной силы,которая опытом тысячелетий училась размышлять о сущности и принадлежности,действующих в ней законов…» В труде определяются методы воспитания. Методдолжен быть естественным. «Сама жизнь во всем объеме, как она действовалана детей, как она поражала их, как они пользовались ею - вот источник ихучения, а это есть метода Гертруды».В 1782 г. Песталоцци начал издавать газету «Швейцарский листок», в которомпомещались его рассказы. В 1798 году открывается приют в городе Станце, иПесталоцци вновь приступает к практической педагогической деятельности. Туторганизуется и исследуется воспитательный труд, развивающее обучение. Идетисследовательская работа по этим вопросам.У Песталоцци сформулирована идея элементарного умственного, нравственного ифизического воспитания. Но и этот приют просуществовал недолго. В 1799 годуПесталоцци переезжает в Люцерн, а затем в Берн. В 1800 году открываетучебное заведение в Бургдорфе. Изучали: отечественный и французский языки,геометрию, арифметику, музыку, отечественную историю. Было шесть классов.Каждый день по семь часовых уроков, а день начинался в семь часов утра.Наиболее известное его сочинение «Лебединая песня»Иоганн Фридрих Гербарт(1746-1841 гг.)Родился в Ольденбурге, был профессором философии в Кенигсберге иРеттингене.Первый педагогический труд И. Гербарта был посвящен творчеству И.Г.Песталоцци Важнейшие педагогические сочинения Гербарта: «Первые лекции попедагогике», «Общая педагогика» и другие работы отличались рациональностью.Гербарт видел в педагогике, в первую очередь, методологическийинструментарий. Вследствие этого он стремился к выявлению «тезисовосновоположений», а также основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. Гербарт отвергал крайности как, эмпирической таки философской педагогики. Он настаивал на суверенности педагогическойнауки. Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этика ипсихология. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощьюпсихологии - способы их осуществления. Во главу угла процесса воспитанияставилось волеизъявление личности. Этот нравственный процесс в идеаледолжен соответствовать пяти главным критериям:# внутренняя свобода# совершенствование# благожелательность# законность# справедливость.Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственногочеловека. Это - ядро идеи о развитии всех способностей человека. ПоГербарту, воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением ивыработкой многосторонних интересов. Пути достижения этой гармонии (задачивоспитания):Управление, которое поддерживает порядок и уничтожает природную,первобытную необузданность, через это питомец входит в сферу разумнойчеловеческой свободы. Меры: занять воспитанника настолько, чтобы неоставалось свободного времени, надзор, приказания, запрещения, авторитет.Обучение должно не просто давать некий объем знаний, но в основномспособствовать усовершенствованию всего субъекта. Обучение -преднамеренное, систематическое образование и развитие представлений,составляющих душевную жизнь для всестороннего совершенства.Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние нахарактер воспитанника с целью облагораживания его нрава и привести его кнравственности. Дисциплина имеет дело с характером, который образуется изсочетания различных наклонностей и выражается в ВОЛЕ - переход желания вдело. Нравственно развивать характер - значит предоставлять право самомупитомцу принимать доброе и отвергать злое, таким образом, черездеятельность возвышаться до самосознающей личности.Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он искалнекую "естественную последовательность" учебного процесса в виде формальныхступеней. Были определены четыре ступени:# Ясность (активность учителя - преподнесение учебного материала)# Ассоциации (возникновение ассоциаций у учащихся - активность учащихся)# Система (приведение знаний в систему - активность учителя)# Метод (применение знаний на практике - активность учащихся).Для осуществления своих педагогических взглядов Гербарт в 1810 году основалв Кенигсберге особую педагогическую семинарию. Учреждение имело статусзакрытого учебного заведения с постоянными учителями. Тут воспитывалось неболее 30 мальчиков, которые с 8 -10 лет начинали переводить «Одиссею» ипостепенно изучались элементы грамматики. Затем ученикам предлагалисьисторические рассказы или упражнения в наглядной геометрии. К отстающимученикам применялись аналитические беседы. Ученики много заучивали.Изучали: арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы, статистику,механику, астрономию. Учителя могли заниматься управлением и обучениемучащихся с различными способностями. Цель воспитания: воспитатьдобродетельного человека, у которого гармония воли сочетается с этическимиидеалами и выработкой многосторонних интересов.Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866 гг.)Родился в городе Зиген в Вестфалии в семье судебного служащего. Училсясначала в обычной народной школе, а потом в латинской школе, которыепрактически не дали ему нужного образования и оставили самые тяжелыевоспоминания: формализм и схоластика обучения, ничтожный круг сообщаемыхзнаний, подавление интереса к самостоятельности. Эти детские и юношескиевпечатления явились первым толчком к пробуждению у него интереса кпроблемам народной школы.С недостаточной подготовкой, но с большим стремлением к знаниям в 1808 годуФ.А.В.Дистервег поступил в Гернборнский университет, в котором некогдаучился и Я.А.Коменский. Через год он перешел в Тюбингенский университет.Окончил его в 1811 году, защитив докторскую диссертацию. Нужно заметить,что занятия в университете по своей организации и методам преподавания малоотличались от школьных и поэтому у Ф.А.В.Дистервега выработалось стойкоенегативное отношение к постановке образования в Германии. После окончанияуниверситета началась практическая деятельность Дистервега. Некоторое времяон был домашним учителем, работал учителем гимназии. Будучи учителем воФранкфурте на Майне, он знакомится с рядом педагогов - песталоццианцев,общение с которыми определило направление всей его жизни - забота онародной школе как школе развития у детей самостоятельного мышления,активности, а также стремление найти пути подготовки учителей для такойшколы.Дистервега можно считать основоположником педагогического образования вГермании. Большинство его сочинений были адресованы учительству. Почти тридесятилетия он был директором учительских семинаров - в Мерее, в Рейнскойобласти (1820-1832гг.), в Берлине (1832 - 1847 гг.), где он одновременнопреподавал педагогику, математику, немецкий язык. За эти годы имподготовлено более 20 учебников и руководств по математике, астрономии,естествознанию, географии, родному языку и др. В 1827 году Дистервегосновал и до последних дней жизни редактировал педагогический журнал«Рейнские листки для воспитания с особым вниманием к народной школе». С1851 года он издавал также «Педагогические ежегодники».Дистервег выступал за обновление школьного образования, пропагандировал этиидеи через педагогическую печать, стоял у истоков создания профессиональныхобъединений учительства, выступив в 30-х - начале 40-х годов инициаторомсоздания ряда учительских союзов. В 1848 году был избран председателемВсегерманского учительского союза. Летом 1848 года в числе депутатовпрусского национального собрания Дистервег поставил свою подпись поднашумевшим «Письмом 23-х», авторы которого требовали организации единойнародной школы для всех детей нации. В 1848 году он был отстранен отдолжности, а в 1850 году - уволен в отставку. Но и после этого продолжаласьего активная общественно-педагогическая деятельность: в качестве редакторапедагогических изданий, в качестве организатора профессионального движенияучителей.В 1858 году он был избран берлинским учительством в прусскую палатудепутатов, и начал свою парламентскую деятельность, защищая материальные исоциальные права народных учителей, выступая против введенных в 1854 годуправительством«Регуляторов», которые регламентировали деятельность народной школы.Согласно этому документу главное место в учебном плане занимала религия веё догматической форме. Общее образование ограничивалось обучением чтению,письму и начаткам арифметики, Элементы реальных знаний, которые только,только стали проникать в народную школу, были изъяты из программ.IV. Заключение.Во второй половине XIX века как в России, так и ряде западных стран,наблюдается интенсивное развитие педагогической мысли.В России с отменой крепостного права издаются различные законы о бесплатномобразовании крестьян и социальных элементов низшего класса. Помимо этогоидет развитие правил обучения в школах и университетах, о правах учеников,студентов и преподавателей. Так же принимается ряд законов относительновласти управления учебными заведениями. Ряд усовершенствований в системеобразования позволяет нам судить о высокой развитости ведущих педагогов,которые и разрабатывали данные совершенствования.Развитие педагогической мысли в западных странах во второй половине XIXвека достигает своего пика. Ряд мастеров своего дела доводят процессобучения и образования до совершенства, разрабатывая основные правилапедагогики. Именно эти правила стали классическими для всех педагогов всегомира.Список литературы.Латынина Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-началоХХ в): Уч.пособие – М.:ИД «Форум».1998.Шабаева М.Ф. История педагогики: Уч.пособие для ст-тов пед.ин-тов -М.:Просвещение.1981.Интернет: www.acmeo.rus.net www.rusreferat.ru/pedagogika




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Из истории развития педагогической мысли в России и западных странах во второй половине XIX века iconПоложение Западных армян во второй половине XIX века положение западных армян во второй половине XIX века план: Усиление национального гнета Освободительное движение в 1860-1870-х годах 3

Из истории развития педагогической мысли в России и западных странах во второй половине XIX века icon1. Основные конкретные экономические причины возникновения городских и сельских кредитных и сбытоснабженческих кооперативов в Европе во второй половине XIX века
Европе во второй половине XIX века. Особые условия зарождения кредитной городской и сельской кооперации, мелких торговцев, ремесленников...
Из истории развития педагогической мысли в России и западных странах во второй половине XIX века iconВнешняя политика России во второй половине 19 века
Развитие отношений России и Америки во второй половине XIX в а) Роль России в период Гражданской войны в сша(1861-1865 гг.) б) Историография...
Из истории развития педагогической мысли в России и западных странах во второй половине XIX века iconРоссия во второй половине XIX века
Вторая половина XIX века занимает особое место в истории России. По значимости период можно сравнить разве только с эпохой Петровских...
Из истории развития педагогической мысли в России и западных странах во второй половине XIX века iconРоссия во второй половине XIX века
Вторая половина XIX века занимает особое место в истории России. По значимости период можно сравнить разве только с эпохой Петровских...
Из истории развития педагогической мысли в России и западных странах во второй половине XIX века iconКонтрольная работа по дисциплине «История экономических учений» Вариант №10 студента Чернявской Марии Викторовны
Развитие экономической мысли в России во второй половине XIX века, до 1917 года
Из истории развития педагогической мысли в России и западных странах во второй половине XIX века iconОсновные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века

Из истории развития педагогической мысли в России и западных странах во второй половине XIX века iconЗемство в России в середине XIX начале XX века
Крестьянская реформа 1861 г открыла ряд буржуазных преобразований в России во второй половине XIX в. Правительством Александра II...
Из истории развития педагогической мысли в России и западных странах во второй половине XIX века iconФилософия права в России во второй половине XIX начала XX века

Из истории развития педагогической мысли в России и западных странах во второй половине XIX века iconОбщественные движения в России XIX века
Общественно-политическое развитие России в первой половине XIX в. Выбор пути общественного развития
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы