Великий шелковый путь на территории Казахстана icon

Великий шелковый путь на территории Казахстана



НазваниеВеликий шелковый путь на территории Казахстана
Дата конвертации01.07.2012
Размер305,78 Kb.
ТипРеферат
Великий шелковый путь на территории Казахстана


Глава 2.ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА. ГОРОД И СТЕПЬ Начало контактов и обменных связей восходит к III—II тыс. до н. э. Этисвязи были налажены в связи с разработкой месторожде-ний лазурита в горах Бадахшана и нефрита в верхнем течении р. Яркендарьи, врайоне Хотана. В середине I тыс. до н. э. стал функционировать Степной путь,протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов вЮжное Приуралье, к Иртышу и, далее, на Алтай, в страну агрипеев, населявшихрайон Верхнего Иртыша и о. Зайсан. По этому пути распространяли шелк, мехаи шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов. В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков искифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадалв Центральную Азию и Средиземноморье. В середине II в. до н. э. Шелковый путь начинает функционировать какрегулярная дипломатическая и торговая артерия. Во II—V вв. Шелковый путь, если следовать с востока, начинался в Чаньани— древней столице Китая и шел к переправе через Хуанхэ в районе Ланчжоу,далее вдоль северных отрогов Нань Шаня к западной окраине Великой Китайскойстены, к Заставе Яшмовых ворот. Здесь единая дорога разветвлялась, окаймляяс севера и юга пустыню Такла-Макан. Северная шла через оазисы Хами, Турфан,Бешбалык, Шихо в долину р. Или; средняя от Чаочана к Карашару, Аксу и черезперевал Бедель к южному берегу Иссык-Куля — через Дунхуан, Хотан, Яркенд вБактрию, Индию и Средиземноморье – это так называемый «Южный путь».«Северный путь» шел из Кашгара в Фергану и далее через Самарканд, Бухару,Мерв и Хамадан в Сирию. В VI—VII вв. наиболее оживленным становится путь, проходивший из Китая назапад через Семиречье и Южный Казахстан. Такое перемещение пути можнообъяснить несколькими причинами. Во-первых, в Семиречье находились ставкитюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию.Во-вторых, дорога через Фергану в VII в. стала опасной из-за междоусобиц. В-третьих, богатые тюркские каганы и их окружение стали крупнымипотребителями заморских товаров.Через Шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов вVII—XIV вв. В течение столетий он претерпевал изменения: одни участкиприобретали особое значение, другие, напротив, отмирали, а города иторговые станции на них приходили в упадок. Так, в VI—VIII вв. основнойбыла трасса Сирия — Иран — Средняя Азия — Южный Казахстан — Таласскаядолина — Чуйская долина — Иссык-Кульская котловина — Восточный Туркестан.Ответвление этого пути, точнее, еще один маршрут выходил на трассу изВизантии через Дербент в Прикаспийские степи — Мангышлак — Приаралье —Южный Казахстан. Он шел в обход Сасанидского Ирана, когда в противовес емубыл заключен торгово-дипломатический союз Западнотюркского каганата вВизантии. В IX—XII вв. этот маршрут использовался с меньшей интенсивностью,чем тот, который шел через Среднюю Азию и Ближний Восток, Малую Азию вСирию, Египет и Византию, а в XIII—XIV вв. вновь оживляется. Политическаяситуация на континенте определяла выборы маршрутов дипломатами, купцами идругими путешествующими людьми'. Во время существования государства саков, усуней и кангюй во II в. до н.э. — первой половине I тыс. н. э., когда Шелковый путь уже активнофункционировал, в Казахстан проникают римское стекло и монеты, китайскийшелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы-застежки и камни-печаткииз Сасанидского Ирана. В этот период в долинах Чу, Таласа и Сырдарьиформируются городские центры, предтечей которых явились земледельческиепоселения, окруженные стенами с башнями. Во второй половине VI в. Семиречье, Южный Казахстан вошли в составТюркского Каганата, огромной кочевой империи, простиравшейся от Кореи доЧерного моря. В конце VI в. происходит оживление Шелкового пути на участкеСемиречья и Южного Казахстана, что сыграло важную роль в развитии городскойкультуры этого региона. В Семиречье он стимулировал возникновение рядагородских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому ростугородов. Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречьефункционировал вплоть до XIV в., пока междоусобицы и войны, приведшие кгибели городской культуры, и освоение морских путей в Китай не привели кего угасанию. § 1. Направления и трассы Великого Шелкового пути Казахстанский участок Шелкового пути, если по нему двигаться с запада навосток, шел из Шаша (Ташкент) через перевал Турбат в Исфиджаб, Сайрам(Сарьям). Название древнего города сохранилось до сих пор. Его носитпоселок рядом с Шымкентом, в центре которого находятся остаткисредневекового городища, бывшего одним из крупнейших центров на Шелковомпути. Из Исфиджаба вывозили рабов, белые ткани, оружие, мечи, медь ижелезо. Из Исфиджаба караваны шли на восток в Тараз через города Шараб иБудухкет. Тараз — один из крупнейших городов Казахстана, был известен уже в VI в.Именно здесь тюркский каган Дизабул в 568 г. принимал дипломатическоепосольство византийского императора Юстиниана II во главе со стратигомЗемархом. Источники называли Тараз городом купцов. Кроме того, он былстоличным центром тюргешей, а затем карлуков и караханидов. Рядом с Таразом находился город Джамукат, упоминавшийся уже в VI в.Развалины Джамуката находятся в Таласской долине недалеко от Джамбыла, направом берегу реки Талас, напротив с. Михайловки. Развалины его называютсясейчас Костобе — Двойной бугор. В равнинной части долины стоял город Атлах, у стен которого произошла в751 г. битва арабов с китайскими войсками за сферы влияния. Неподалеку отТараза на торговом пути, идущем вниз по Таласу на север, находились городаАдахкет и Дех Нуджикес. В горной части Таласской долины находились такжеизвестныегорода Шельджи, Сус, Куль и Текабкет. Они возникли вблизи серебряныхрудников. В Таласскую долину караваны попадали также по дороге из Ферганской долинычерез перевал Чанач на Чаткальском хребте и Карабура в Таласском Алатау.Этот отрезок дорог соединил «Ферганское» и «Семиреченское» направленияШелкового пути. Из Тараза на восток путь шел к Кулану. Территория между Таразом и Куланомпринадлежала карлукам. На пути к Кулану путь проходил через городаКасрибас, Куль-Шуб и Джудь-Шуб. От Кулана далее на восток на расстояниичетырех фарсахов друг от друга стояли города Мирки и Аспара. Затем караванышли через города Нузкет и Харраджуван в Джуль. Из Джуля дорога вела вСарыг, затем в «селение тюркского кагана» и в Кирмирау. Из Кирмирау дорога приводила в один из крупнейших городов СемиречьяНавакет (Китайский Синчэн). Оба названия переводятся как Новгород. Навакетбыл резиденцией тюркских каганов и городом согдийцев. Из Навакета через Пенджикент (Бунджикет) дорога приводила в крупнейшийгород Семиречья Суяб — столицу западных тюрков (затем тюргешей, карлуков).О нем пишут китайские и арабские путешественники вплоть до Х в. Рольстолицы переходит к городу Баласагуну, раннее название которого, видимо,было Беклиг или Семекна. Баласагун известен как столица Караханидов, затемКаракитаев, которые его и разрушили в начале XIII в. Город был зановоотстроен, но уже в XIV в. лежал в развалинах. Местоположение этих городовнаходится неподалеку от современного "г. Токмака и соответствует двумизвестным средневековым памятникам — городищам Акбешим и Бурана. Из Суяба Шелковый путь шел либо по северному, либо по южному берегамИссык-Куля. На южном отрезке караваны проходили крупный город ВерхнийБарсахан, а северный отмечен остатками небольших караван-сараев, названиякоторых до нас не дошли. Затем эти пути соединялись у перевала Бедель, ичерез него либо Ташрабат Шелковый путь приводил к Кашгару и Аксу. Из Иссыккульской котловины через перевал Санташ и долину Каркары путь велв Илийскую долину и затем по правому берегу Или через долины Усека иХоргоса — в Алмалык, а по северной оконечности пустыни Такла-Макан, черезоазисы Хами и Турфан — к Дунхуану и в Китай. В X—XII вв. одно из ответвлений Шелкового пути пересекало всю Илийскуюдолину с юго-запада на северо-восток. Ответвление начиналось в Навакате,затем шло на Бунджикет и через перевал Кастек приводило на северные склоныЗаилийского Алатау. На перевал шла еще одна дорога — из Баласагуна. Здесьприметным ориентиром были священные горы Урун-Ардж. Трасса проходила черезнебольшие городки в предгорьях Заилийского Алатау, находившиеся на местеКастека, Каскелена и Алматы, и достигала города Тальхиза (Тальхира),который расположен на северной окраине города Талгар. Здесь у подножия горна правом берегу р. Талгар находятся развалины крупного средневековогогородища. Тальхиз (Тальхир) был крупным центром транзитной торговли. В Илийскую долину попадали и другим путем: от Кулана, Аспары либо Нузкетак городам среднего и нижнего течения Чу. Через брод Ташуткуль дорога шла насеверные склоны Чуилийских гор к городам вдоль северных склонов ЗаилийскогоАлатау. В Тальхизе Шелковый путь разветвлялся. Южная часть шла через Иссык,Тургень, Чилик к переправе через Или в районе Борохудзира, а затем поправому берегу Или он шел через Хоргос на Алмалык, соединяясь с маршрутом,шедшим сюда из долины Иссык-Куля. На этом отрезке археологи нашли развалинынебольших городков Иссык, Тургень, Лавар и крупного г. Чилик. По правомуберегу Или дорога шла через современные поселения Кок-Тал и г. Джаркент. Врайоне Кок-Тала располагался Илиба-лык. Северная дорога из Тальхиза тянулась вдоль р. Талгар до переправы на р.Или в районе Капчагайского ущелья. После нее путь вел на Чингильды, затемчерез перевал Алтын-Эмель дорога спускалась в долину Коксу и достигалагорода Икиогуз, находившегося на месте современного с. Дунгановка.Вильгельм Рубрук называет город Эквиусом. Именно здесь обнаружено одно изкрупнейших городищ Илийской долины. В этом городе, как свидетельствуетпосетивший его в 1253 г. Вильгельм Рубрук, жили «сарацины» (иранскиекупцы). Из Икиогуза путь шел к Каялыку (Койлаку) — столице карлукских джабгу.Город славился своими базарами. В нем кроме мусульман жили христиане,имевшие свою церковь. Об этом сообщает посетивший город посол Людовика IX кмонгольскому хану Мункэ монах Вильгельм Рубрук. Кулык был столицейкарлуков, которым в IX — начале XIII вв. принадлежала северовосточная частьИлийской долины. Он находился в долине р. Каратал, на окраине с.Антоновского. Неподалеку от Каялыка, судя по записке Рубрука, находилосьхристианское селение, через которое также проходил Шелковый путь. Далее онследовал в долину Тентека и, обогнув Алакуль, через Джунгарские воротаприводил в долину Шихо и оттуда через Бешбалык шел в Дунхуан и внутреннийКитай. На юго-восточной оконечности Алакуля стоял город, который путешественникиXIII в. называли «Столицей области». Из Исфиджаба шла также караванная дорога в Арсубаникет на Арыси, в Отрар-Фараб и далее вниз по Сырдарье — в Приаралье. На караванной дороге, которая шла вдоль Сырдарьи, наиболее крупнымигородами были Отрар-Фараб и Шавгар. Название первого сохранилось до сих порв имени крупного городища, находящегося неподалеку от впадения Арыси вСырдарью. Отрар был узлом многих караванных путей. Отсюда одна дорога вела вШавгар, а другая — на переправу через Сырдарью к городу Васиджу. Из негошел путь вверх по Сырдарье, через огузский город Сюткент в Шаш, а вниз — вДженд. Отсюда же через Кзыл-Кумы была проложена трасса в Хорезм, Ургенч, аоттуда — в Поволжье и на Кавказ. Этот отрезок Шелкового пути был особеннооживленным в XIII в. и проходил через Дженд, Сарайчик, Сарай-Бату и Каффу. Шавгар известен в источниках уже в VIII в., ему соответствует городищеЧуй-Тобе, расположенное рядом с Туркестаном. На месте современногоТуркестана рядом с Шавгаром в X—XII вв. сформировался город Яссы, где жил ипроповедовал известный поэт, суфий Ахмед Ясави. Из Шавгара путь шел к городу Янгикенту — столице государства огузов.Отсюда шла также дорога через Кзыл-Кумы в Хорезм. Из Шавгара и позднее Яссы через перевал Турлан дорога выходила насеверные склоны Каратау и шла параллельно той, что тянулась вдоль Сырдарьи.На этом пути стояли города Сузак, Уросоган, Кумкент, Сугулкент. Выводила жеона либо в низовья Таласа, откуда поднималась вверх к Таразу, либо шлавдоль западного берега озера Бийликуль через города Берукет-Паркет иХутухчин также к Таразу. От основной трассы Шелкового пути, проходившей через Южный Казахстан иСемиречье, отходили дороги на север и восток, которые вели в районыЦентрального и Восточного Казахстана в степь Деш1'-и Кыпчак, позднееизвестную как Сары-Арка, к берегам Иртыша, на Алтай и в Монголию. Здесьпроходил степной путь, по которому передвигались племена конных кочевников.Богатые скотом, шерстью, кожами, металлом районы Центрального Казахстанабыли вовлечены в систему торговых связей, в том числе и международных, ивключены в систему Шелкового пути многими караванными дорогами. Из Отрара через Арсубаникет, долинами Арыстанды, Чаяна, переваливневысокие горы Каратау, из Шавгара и Яссы через перевал Турлан, из Сауранаи Сыгнака, из Янгикента дороги выходили в степи Центрального Казахстана идостигали берегов Сарысу и Кенгира, Тургая и Ишима. Здесь открыты остаткисредневековых городищ: Болган-Ана, Жаман-Курган, Ногербек-Дарасы, Домбгаул,Милы-Кудук, Ормамбет. Видимо, именно здесь следует локализовать упомянутыев средневековых источниках города .Жубин, Конгликет, летовки Ортаг иКейтаг, рудные разработки Гарбиана и Бакирлытага. Из Тараза через города Адахкес и Дех-Нуджикес шел торговый путь на Иртыш— к резиденции хакана кимаков и далее, в страну кыргызов на Енисей. Илийская долина соединялась с Центральным Казахстаном дорогой, котораяшла вдоль северных склонов Чуилийских гор, затем по Чу в ее низовьях изатем к берегам Сарысу. Другая трасса отходила от северо-илийской в районе Чингильды и черезперевалы Коктал и Бояулы — в Прибалхашье, а затем вдоль протоки р. ИлиОртасу, где находятся остатки городища Актам и почти соединяются южный исеверный берега озера, оставляя пролив шириной чуть больше 8 км. Караваныпереходили пролив вброд и выходили к устью р. Токрау, а затем по ее берегамшли к предгорьям Улутау.От 'северо-илийского пути отходило направление, огибавшее Алакуль сзападной стороны и через Тарбагатай приводившее на Иртыш, в землигосударства кимаков. В Тарбагатае и на берегах Иртыша располагалиськимакские города Банджар, Ханауш, Астур, Сисан и «столица хакана» —огромный город, окруженный укрепленной стеной с железными воротами. Городакимаков были связаны торговыми дорогами с городами кыргызов на Енисее,уйгуров в Монголии и оазисами Восточного Туркестана. Торговля и товары. Шелковый путь вначале служил для экспорта китайскогошелка. В свою очередь, из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата,а позднее из Европы и Руси по нему шли мирра и ладан, жасминовая вода иамбра, кардамон и мускатный орех, женьшень и желчь питона, ковры и полотна,красители и минеральное сырье, алмазы и яшма, янтарь и кораллы, слоноваякость и «рыбьи бивни», слитки серебра и золота, меха и монеты, луки истрелы, мечи и копья и многое др. По Шелковому пути везли на продажузнаменитых «потокровных»коней Ферганы, арабских и нисийских скакунов,верблюдов и ' слонов, носорогов и львов, гепардов и газелей, ястребов,павлинов, попугаев и страусов.По Шелковому пути распространялись культурные растения:виноград, персики и дыни, пряности и сахар, овощи и фрукты, зелень. Однако главным предметом торговли оставался шелк. Наряду с золотом он былмеждународной валютой, им одаривали царей и послов, выплачивали жалованьенаемному войску и государственные долги. Шелк и часть товаров, провозимыхйо Шелковому пути, оседала в городахказахстанского участка. Археологические находки — яркое томусвидетельство2. К числу редкостных по назначению находок, важных для изучениямеждународной торговли, относится серебряный клад из Отрара. По своемусоставу он денежно-вещевой. Состав монетного собрания клада уникален: в немпредставлены монетные дворы восточнотуркестанских городов — Алмалыка,Пулада и Эмиля (Омыла), Орду ал-Азама; европейских — Крыма; малоазиатских —Сиваса, Конии, Тебриза; казахстанских — Дженда. Время чеканки монетотносится ко второй половине 60-х гг. XIII-в. Клад содержит своего рода«визитные карточки» городов, стоящих на Шелковом пути3. По Шелковому пути распространялись не только изделия, но и мода нахудожественные стили, которые могли иметь социальный заказ и, попадая наподготовленную почву в определенную этнокультурную среду, получали широкоераспространение.§ 2. Взаимодействие и взаимообогащение культур Уже в начале средних веков в Азии была распространена концепция четырехцарств мира, которые символизировали обширные регионы и страны. Каждое изэтих «царств мира» в глазах современников обладало присущими только емупреимуществами. Такие государства, как Китай, объединившийся под властьюдинастии Суй (589-618), а затем Тан (618—907), царства индийскихвладетелей; объединение тюрков от Тихого океана до Черного моря, Персии иВизантии, послужили основой идеи четырехмировых монархий, расположенных по четырем сторонам света:империи царя слонов на юге (Индия), царя драгоценностей на западе (Иран иВизантия), царя коней на севере (тюркские каганаты), царя людей на востоке(Китай). Та же идея перешла и к мусульманским авторам4. Выражением этой концепции являются росписи в селении Кушания вблизиСамарканда, покрывавшие стены здания, где на одной были изображеныкитайские императоры, на другой — турецкие ханы и индийские брахманы, натретьей — персидские цари и римские императоры5. Современники тех далеких событий писали не только об успехах своихгосударств, но и об освоении ценностей чужих культур, и в этом былоосновное содержание одной из реальных форм всемирной культуры. Наряду с распространением товаров, культурных образцов и aTanoHqe вприкладном искусстве, архитектуре, настенной живописи по странам Востока иЗапада распространялись искусство музыки и танца, зрелищные представления6. Иностранные оркестры входили в состав придворного персонала. Известно,что царственный меломан Сюань Цзунь содержал 30 тыс. музыкантов.Сохранились описания приемов послов тюркским каганом в ставке вблизи Суяба.«Каган, — пишет очевидец церемонии буддийский паломник Сюань Цзянь, —приказал поставить вина и начать музыку... Все это время раздаваласьиноземная музыка, сопровождаемая металлическим перезвоном. И хотя это быламузыка варваров, она даже ласкала слух, радовала сердце и мысли». Известно,что наиболее популярной в Танском Китае была музыка Восточного Туркестана иСредней Азии. Музыкальные традиции Кучи, Кашгара, Бухары и Самарканда,Индии под официальным покровительством слились с музыкальной китайскойтрадицией. Иранские, согдийские и тюркские актеры много внесли и в хореографическуюкультуру Китая. Например, в Константинополе часто «гастролировали» артистыс Востока. Так, на знатном обеде у византийской императрицы в честь русскойкнягини Ольги присутствующих развлекали шуты и эквилибристы, а напразднествах, устроенных Мануилом I в честь сельджукского султана Арсла-наII, выполнял рискованное сальто тюркский акробат. Давались такжепредставления в масках. Эти традиции сохранялись и в более позднее время в мусульманских странах.Известно, что во время празднования навруза в Багдаде устраивалисьпредставления в масках перед Халифом7.В разных местах при раскопках памятников на Шелковом пути найденымногочисленные материальные подтверждения развития и взаимообогащениякультуры: коллекция терракот танского времени, изображающая танцоров итанцовщиц, актеров в масках, музыкальные ансамбли, уместившиеся наверблюжьих горбах. Лица многих из этих артистов принадлежат представителямнародов Средней Азии. На степных росписях, сохранившихся в парадных залахПенджикента, Варахши, Топрак-Калы и в городах Восточного Туркестана,изображены музыканты, актеры. Прекрасная деревянная скульптура танцовщицынайдена в Пенджикенте. Глиняная маска артиста X—IX вв. — при раскопкахсырдарьинско-го города Кедера. Пути религий. По Шелковому пути распространялисть и религиозные идеи, амиссионеры разносили свою веру в заморские страны. Из Индии через СреднююАзию и Восточный Туркестан в Китай пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии— христианство, а затем ислам. По мнению исследователей, проникновение буддизма из Индии в Китай шлочерез Среднюю Азию и Казахстан. Начался этот процесс с середины I в. до н.э. В распространении буддизма в Восточном Туркестане и Китае важная рольпринадлежала среднеазиатским богословам и миссионерам, в особенностисогдийцам, парфянам, кангюйцам. Распространение буддизма, особенно активноево II—III вв. н. э., видимо, было связано с политическими целями Кушанскогогосударства на Востоке. В раннем средневековье роль основных миссионеров буддизма взяли на себясогдийцы. Именно они сыграли важную роль в распространении буддизма вЦентральной Азии. Анализ терминов из тюркских буддийских текстов ВосточногоТуркестана свидетельствует о том, что они были заимствованы припосредничестве согдийцев. Буддийские памятники обнвружены в ряде городов натрассе Великого шелкового пути8. Тюрки с VI в. испытывали сильное влияние буддизма. Сюань-Цзян пишет облагожелательном отношении к буддизму кагана западных тюрков. По мнениюисследователей, в первой половине VII в. некоторые правители западныхтюрков стали буддистами или покровительствовали буддизму. Это было связанос переходом их к оседлости и городской жизни. На юге Казахстана и в Семиречье буддизм имел достаточно широкоераспространение. Об этом говорят в первую очередь находки буддийскихсооружений. Памятники буддизма открыты на городищах Чуйской долины Ак-Бешиме, Красной речке, Новопок-ровском, Новопавловском: храмы, монастыри,часовни, а также находки статуэток и стелл с буддийскими персонажами исценами. Достаточно широко среди случайных находок представлен индийский импорт:бронзовые и серебряные с позолотой и инкрустацией драгоценными камнямистатуэтки будд и бодисатв, бронзовые бляшки и пластины, каменные рельефы ввиде мелких поделок и стелы с сюжетами буддийской иконографии, составлявшиенекогда иконостасы и реликварии буддийских храмов и монастырей. К числу последних открытий археологов относится подземный монастырь,обнаруженный неподалеку от развалин известного средневекового городаИсфиджаба (Сайрама). Наряду с буддизмом по Шелковому пути, следуя с Запада на Восток,распространялось христианство. В первой половине V в. в Восточной Римскойимперии возникла «еретическая» секта приверженцев священника Нестория.Последний учил, что дева Мария родила не бога, а человека к что Христос былтолько«обителью божества», носителем святого духа. По мнению Нестория, деву Мариюследует называть не богородицей, а христороди-цей. Именно это новшествопроизвело смятение в массах. Это противоречило принятому на Никейскомсоборе в 325 г. символу веры, согласно которому Христос считалсяобладателем нераздельно слитых ипостасей — человеческой и божественной, иотрицание единосущности его с богом-отцом ортодоксальная церковь признавалакак величайшую ересь. Учение Нестория было осуждено на Эфесском соборе в431 г., и начались жестокие гонения на несториан. В результатепреследований они вынуждены были бежать в Иран. Сторонники Несторияорганизовали в Персии, в городе Нисибине школу, которая сплотилаполитическую оппозицию Византии. Богатце сирийские купцы и ремесленники, лишившись рынка в Константинополе,двинулись на Восток. Их колонии и торговые фактории тянулись от береговСредиземного моря до «Небесной империи». На всем протяжении этого путинеизменно встречаются свидетельства сирийской письменности, сирийскогохристианства, распространение которого началось уже в самый ранний периодего истории. Многовековые экономические связи сирийцев обусловили ихкультурное влияние и на Аравийском полуострове, и в Индии, и в областяхСредней Азии, где иранские и тюркские наречия оказались в известной мерепод воздействием сирийского языка9. В VII—VIII вв. несториан ство широко распространялось в городах ЮжногоКазахстана и Семиречья. Во многих городах имелись христианские церкви. Припатриархе Тимофее (780—819) христианство было принято царем тюрков, видимо,карлукским джабгу. На рубеже IX—Х вв. была образована особая карлукскаямитрополия, в Таразе и Мерке действовали христианские церкви, христианепроживали и в городах Сырдарьи. О христианах Илийской долины, которые имели свою церковь в Каялыке, атакже свое селение, сообщает Вильгельм Рубрук. Известно, что на берегуИссык-Куля в XIV в. стоял христианский монастырь, в котором хранились мощисвятого Матфея. При раскопках некрополей городов Джамуката и Невакета были обнаруженызахоронения христиан с серебряными и бронзовыми крестами. Известна ислучайная находка нефритового креста на городище Красная речка. В музее г.Шымкента хранится каменная ступка, найденная на городище Торткольтобе. Наней изображены символы христанства — крест и голубь. При раскопках Тараза вслое VI—VIII вв. найдена керамическая кружка с сирийской надписью «Петр иГавриил». К выдающимся произведениям религиозного искусства и религиозной символикисреднеазиатских христан, тюрков по национальности, за период появленияхристанства в этих краях до конца XIV в., относятся кайраки — надгробныекамни с несторианскими надписями и символикой.О существовании христианских общин в Семиречье свидетельствуют не тольконадмогильные сирийские надписи, но и согдийские надписи на керамике, навенчиках больших хумов для вина. На одном из них было написано: «Этот хум(предназначен) для учителя Яарук-Тегина. Мастер Пастун. Пусть будет он(хум) наполненным, аминь, аминь!». Слово «учитель» в этой надписианалогично терминам тюро-согдийских эпитафий — «учитель наставник».Заключительное «аминь» не оставляет сомнений, что Яарук-Тегин былруководителем христианской общины. Таким образом, археологические и эпиграфические находки вкупе с даннымисредневековых источников показывают пути распространения христианства10. По Шелковому пути распространилось и манихейство, возникшее в III в. вИране и быстро завоевавшее большое число приверженцев от Италии до Китая.Она представляла в целом синтез зороастризма и христианства. Изхристианства манихейство заимствовало идею мессианства, а из зороастризма —идею борьбы добра и зла, света и тьмы. Ведущую роль в распространенииманихейства играли также согдийцы. В начале VIII в. верховный главаманихеев имел резиденцию в Самарканде. Манихейство сосуществовало сбуддизмом в Средней Азии на протяжении длительного времени, причем буддизмоказал сильное влияние на пантеон, терминологию и даже концепциюманихейства. Своих приверженцев имело манихейство в Семиречье и на юге Казахстана, впервую очередь, в среде оседлого населения. В обнаруженной в Турфанскомоазисе древнеуйгурской рукописи манихейского сочинения «Священная книгадвух основ» говорится о том, что эта книга писалась в городе «Аргу-ТаласеАлтын Аргу Талас-Улуше, Талас-Улуше», «чтобы пробудить (веру) в странедесяти стрел». Речь здесь идет об известном городе Таразе. Известно также,что манихейские обители были еще и в других семиреченских городах, в томчисле в Баласагуне, Чигильбалыке". Видимо, к числу манихейских реликвий следует отнести найденный прираскопках Тараза бронзовый медальон с женским изображением с луной(полумесяцем), которая является символом манихейского астрального божества. ГСреди жителей средневековых казахстанских городов были представители изороастризма, возникшего в VII—VI вв. до н. э. на территории древнегоИрана. Для обрядовой практики его характерно почитание четырех элементовВселенной — воды, огня, земли, воздуха. Памятники зороастризма можнопроследить в Средней Азии, в Согде, в сырдарьинских городах и Семиречье.Это остатки башнеподобных сооружений, которые можно связывать с башнямиогня. Они сохранились в топографии городищ Костобе и Красная речка. Однаков Средней Азии и Казахстане получил распространение особый вариантзороастризма, отличяый от канонического. Он был тесно переплетен с местнымиязыческими культами: с культом огня, рода предков, животных — барана,лошади, верблюда. Находки, связанные с этой религией, представленызахоронениями в оссуариях — глиняных ящиках для костей, хумныхзахоронениях, труположением в наземных склепах — на-усах, захороненияхкучек костей. Многие, связанные с зороастризмом культы продолжали бытоватьв городах Казахстана и после появления ислама. Так, в домах Отрара XII в. археологи обнаружили очаги-алтари, вмазанные впол. Богато украшенные резьбой, они служили для возжигания огня. Это былиотсветы великих огней маздеизма, которые продолжали теплиться в домахгорожан, даже тех, в которых утвердился ислам и была принята арабскаяписьменность12. Однако распространившийся в Казахстане ислам постепенно вытеснил ихристианство, и буддизм, и зороастризм, и местные культы. Новая религияутвердилась во многих городах на Шелковом пути. Источники, повествующие о событиях конца VIII—IX вв., свидетельствуют обисламизации^ населения Южного Казахстана, В 840 г. Нух ибн Асад подчинилсебе Исфиджаб. В 859 г. его брат Ахмед ибн Асад совершил поход на Шавгар.Карлуки, захватившие с 766 г. политическое господство в Семиречье и на югеКазахстана, подверглись наибольшему влиянию мусульманской культуры. Естьмнение о том, что они приняли ислам еще при халифе Мазди (775—785 гг.)Однако, видимо, это относилось лишь к какой-то их части, так как в 893 г.Исмаил ибн-Ахмад взял Тараз и «обратил главную церковь этого города вмечеть». В начале Х в. ислам принял родоначальник династии Карахаии-дов Сатук, аего сын Богра-хан Харун б. Муса в 960 г. оъявил ислам государственнойрелигией. Постепенно новая религия распространяется и в среде кочевников.Тот же Ибн Хаукаль сообщает о тюрках-мусульманах, кочевавших между фарабом,Кенджидой и Шашем. Имеются сведения о распространении ислама в XI—XII вв. всреде кыпчаков Археологические раскопки памятников IX—начала XIII вв. свидетельствуют оформировании городской мусульманской культуры в области. В Таразе и Миркихристианские церкви были превращены в мечети. По мере роста населения,исповедующего ислам, в городах строятся соборные мечети. К постройкам, которые появляются в городах Средней Азии и Казахстана впериод распространения ислама, относятся общественные бани. Во второй половине IX—Х вв. меняется погребальный обряд. Появляютсяпогребения в грунтовых ямах, склепах из сырцового кирпича, погребенныеориентировались на северо-запад, лицом на юг. Инвентаря в погребениях нет.Наиболее ранние мусульманские некрополи открыты в Отрарском оазисе идатируются IX—Х вв. К Х в. относится некрополь Буранинского городища. В XI—XII вв. на некрополях появляются монументальные мемориальныесооружения — мавзолеи (например, Айша-Биби, рядом с г. Жамбылом). ^Найдена керамика с использованием декоративных возможностей арабскогошрифта. Часть надписей носит чисто декоративный характер, но некоторыесодержат различного рода благопожела-ния, назидания. В изделиях из металлараспространяется мода на изделия, также украшенные благожелательныминадписями и надписями религиозного содержания13. На Шелковом пути в городах Казахстана, где встречались Запад и Восток,Европа и Азия, создалась благоприятная почва для взаимопроникновения ивзаимообогащения непохожих культур.§ 3. Города и поселения в VI — первой половине IX века На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-культурные регионы развития оседлой, а в средние века и городской жизни.Одними из них были Южный Казахстан и Семиречье. Южный Казахстан, илиПрисырдарьин-ская географическая провинция, ограничивается на северестепями Центрального Казахстан, на юге — Таласским Алатау, на востоке —Джувалинским плоскогорьем, на западе — песками Кзыл-Кумов. Особое место в Южном Казахстане занимает долина Сырдарьи. Древнееназвание Сырдарьи, переданное греками в форме Яксарт, сохранялось до VI—VIIвв. Затем она стала именоваться Сейхун, Кангар, Гюль-Зариун, Йинчу-Огуз илишь в XVI в. вновь приобретает популярность ее первоначальное названиеСыр. В Семиречье выделяются два историко-культурных района: Юго-Западное иСеверо-Йосточное Семиречье. В науке большое внимание уделяется одной из сложнейших историческихпроблем — взаимодействию оседлых и кочевых племе^, народов, города и степи.В науке существует так называемое евроцентристское направление, в которомкочевники представлены как варвары в противовес цивилизованнымземледельцам. В последние годы появились и другие взгляды на проблему, несколькоидеализируя кочевников, исследователи отмечают такие их качества, какуважение к старшим, гостеприимство, обычаи побратимства, свободолюбие.Однако неправомерно рассматривать «кочевой мир» обособленно от соседнего сним оседлого и городского, между которыми испокон веков существовали иразвивались тесные этнические, экономические и культурные связи. Торговля,спрос на продукты животноводства были важными причинами расширенияскотоводческого хозяйства. Во взаимной торговле, сбыте продукции ремесла исельского хозяйства было заинтересовано население и города и степи. Конечно, не всегда отношения кочевников и земледельцев были мирными.Имеется множество исторических фактов об опустошительных набегах,нашествиях кочевников, но в то же время есть сведения и о не менее жестокихпо своему характеру походах владетелей оседлых народов на степняков.История знает в то же время примеры, когда кочевники и горожане выступаливместе против внешних врагов. В целом же историческая закономерностьразвития оседлых областей и городов Казахстана и Средней Азии с кочевникамистепей определялась тесными экономическими связями. Их взаимоотношения былиявлением, стимулирующим развитие и тех и других, зачастую в рамках одногогосударства, одной экономической структуры. Отмечается еще одна важнаязакономерность: то, что на всем протяжении древнейи средневековой истории под влиянием различных факторов наблюдается переходкочевников к оседлой и городской жизни: Первое описание городов Семиречья принадлежит буддийскому паломнику СюаньЦзяню, проехавшему здесь в 630 г. Он сообщал:«Пройдя более 500 ли на северо-запад от Прозрачного озера, прибыли в городна реке Суй-е (Суйап, Суяб). Этот город в окружности 6—7 ли. В нем смешанноживут торговцы из разных стран и хусцы. Прямо на западе от Суйе находитсянесколько десятков одиночных городов и в каждом из них свой старейшина.Хотя они не зависят один от другого, но все они подчиняются тудзюю(кагану). Страна от города Суй-е до Гэшуанна (Кушания) называется Сули, еенаселение также носит это имя... Тех, кто возделывает поля, и тех, ктопреследует выгода—поровну»'4. Ряд исследователей считает, что земледельческая культура на территорииСемиречья появилась в результате согдийской колонизации. Существует ипротивоположная, автохтонная модель происхождения городской культурыСемиречья, по которой регион Южного Казахстана и Семиречья не был объектомколонизации Согда, а самостоятельным, с особой экономикой и культуройрегионом, сыгравшим значительную роль в исторических и экономическихсудьбах народов Средней Азии. Однако эту проблему нельзя решать только спозиций этногенетических, необходим и культурологический анализ. В Согдийском культурном комплексе находят воплощение и функции города какцентра ремесла, торговли и сельского хозяйства. Показательно 'сложениегородского быта, который в археологических материалах представленустойчивыми канонами жилой архитектуры, терракотой, керамическими наборами,надписями на керамике, монетами, погребальными сооружениями и обрядомзахоронения. Распространение согдийского культурного комплекса в Семиречьепроисходило отчасти путем непосредственного переселения сюда согдийцев. Сдругой стороны его можно объяснить как отражение процесса культурнойинтеграции. Согдийцами были основаны города Джамукат, Бунджикат. Одновременно с согдийским культурным комплексом в Семиречье, на югеКазахстана и в Мавераннахре распространяется и тюркский культурныйкомплекс, представленный в археологических материалах такими массовыминаходками, как металлическая посуда и вооружение, предметы с руническиминадписями. В результате в VI — первой половине IX вв. в Семиречье и СреднейАзии складывается своеобразный культурный комплекс, который можно назватьтюркско-согдийским. Интенсивный культурный синтез проходил на фоне этногенетическихпроцессов. Таким образом, в период раннего средневековья на юге Казахстанаи в Семиречье сложилась своеобразная культура, которая интегрировала в себекультурные достижения Согда и тюркский культурный комплекс. Наиболее яркоепроявление этой интеграции наблюдается в культуре города15.Археологическими исследованиями на юге Казахстана зафиксировано 25 городищсо слоями VI—IX вв., которые можно считать остатками городов. Известныназвания некоторых из них - Исфиджаб, Шараб, Будухкет, Отрар (Фараб),Шавгар. В этих городах выделяются: арк (цитадель), шахристан (внутренний ^о-род) и рабад (пригород). В юго-западном Семиречье (Чуйская и Таласская долины), по археологическимданным, насчитывается 27 городищ, которые в бельшинстве своемотождествляются с летописными городами Таразом, Куланом, Атлахом,Джамукатом, Мерке. В отличие от южноказахстанских городищ топография семире-ченских иная: вних прослеживается центральная часть, состоящая из цитадели и шахристана, ипригородная территория, обнесенная длинной стеной. Так, шахристан городищаКок-Мардан в Отрарс-ком оазисе по уровню VI — первой половины VII вв. былзастроен кварталами, что характерно для феодального города со свойственнымему замыканием людей в группы, связанные родственными узами, общейпрофессией, религией. Городское жилище здесь характеризуется двумя типамидомов. К первому относятся квадратные либо прямоугольные в планеоднокомнатные наземные дома. Вариантами этого типа являются дома,заглубленные в землю. Вдоль всех стен или трех располагались суфы. В центреили ближе к выходу устраивался прямоугольный или с закруглением частинапольный очаг с бортиками из глины. Ко второму типу относятся двухкомнатные дома, в которых кроме жилогопомещения имелась небольшая кладовая. В основе жилища Семиречья лежит принцип расположения в ряд длинных узкихпомещений, объединенных коридором, через который сообщались комнаты —«гребенчатая пл^рировка». I В цитаделях городов располагались дворцыправителей, ин-| терьер которых украшали росписями, резьбой по глине ирезным 1 деревом.I Города являлись центрами ремесел и торговли. Кроме между-народнойторговли получила развитие местная областная торговля )и торговля скочевниками. О развитии ее свидетельствуют находки монет, которыеобслуживали международную и областную торговлю. В его среде получилираспространение различные религии. В процессе сложения городской культурытюркские племена принимали самое активное участие, оседая в городах иоазисах Южного Казахстана, Семиречья и Средней Азии. Их культура являласьодним из слагаемых в раннесредневековой городской культуре всегосреднеазиатско-казахстанского региона. Местные особенности развития городской культуры на юге Казахстана и юго-западе Семиречья накладывали своеобразие на топографию городищ, городскоежилище, керамику, идеологию в каждом из этих районов и всей области вцелом. § 4. Города и поселения во второй половине IX — начале XIII вв. Арабское завоевание оказало сильное воздействие на жизнь Средней Азии. Ихотя ни юг Казахстана, ни Семиречье не попали под власть арабов, тем неменее последствия завоеваний сказалисьна городской культуре области. Связанная тесными экономически-, ми икультурными связями со Средней Азией, она испытала сильное воздействиемусульманской культуры, которая распространилась в первую очередь в средегородского населения. Письменные источники свидетельствуют об увеличении числа городов вуказанное время. В предгорной полосе Таласского Алатау, судя по этим данным, появилисьгорода Джумишлагу и Манкент; на Средней Арыси сформировался округ Кенджидес центром в Усбаникете; в Отрарском оазисе — города Кедер, Весидж и Бурук,в округе Шавгар — Яссы, Шагильджан, Карнак, Карачук; Сауран; в низовьяхСырдарьи — Сыгнак, Дженд, Асанас, Барчкент; на северных склонах — Баладж иБерукет. Некоторые из них существовали и раньше в качества небольшихпоселений и городков, но в IX — начале XIII вв. они сформировались вгородские центры. В юго-западном Семиречье число новых городов также увеличилось. ВТаласской долине — это Джикиль, Балу, Шельджи, Текабкет, Куль, Сус,Кенджек. В Чуйской долине главным городом становится Баласагун. В IX—начале XIII вв. сложился новый район городской культу-pbis в северо-восточном Семиречье. Средневековые источники называют города Тальхир,ЛабаН, Ики-огуз, Каялык. В этот период оседлая и городская жизнь распространяется в ЦентральномКазахстане. Города и поселения располагались в долинах Джезды, Кенгира,Сарысу, в предгорьях Улутау. Города также появились в Восточном Казахстане, в долине Иртыша.Письменные источники сообщают, что эти города принадлежали кимакам.Наиболее крупным был город Имакия — летняя резиденция царя (хакана). Кроместолицы были известны города Дамурия, Сараус, Бенджар. Дахлан, Астур. Города-ставки возникают и в Западном Казахстане, в долинах Урала. Онипринадлежали тюркам-огузам. Раскопки городищ дают представление о тех изменениях в их застройке,которые произошли по сравнению с предыдущим периодом. На юго-восточной части городища Куйруктобе на Сырдарье открыты остаткикварталов XI — начала XII вв. В каждом из них насчитывалось соответственноот 8 до 10 домов. Один из раскопанных кварталов города имел ремесленнуюспециализацию — был заселен гончарами. Раскопки городища Талгар в северо-восточном Семиречье показали, что иэтот город был застроен кварталами. Однако площадь их была большей, чем наКуйруктобе. Дома группировались вдоль участка магистральной улочки. Всегодомов в квартале 12-14. Новым элементом в застройке городов стали мечети. Известно сообщениеавтора Х в. аль-Максиди о строительстве соборной мечети в городе Кодере(городище Куйруктобе). Остатки ее были обнаружены и обследованыархеологами.Среди компонентов застройки городов Южного Казахстана и Семиречья, как идругих городов Востока, были общественные бани. Две из них открыты нарабаде Отрара и две на шахристане Тараза. В XI — начале XII вв. появляются новые типы жилища. Это жилище, состоящееиз трех помещений, расположенных по длинной оси (анфиладная планировка),дом с помещениями на пересекающихся осях (крестообразная планировка) и домс помещениями, поставленными в ряд, длинной осью, перпендикулярно кмагистральной или внутриквартальной улочке. В домах XII в., которые тоже продолжают традиционную линию развитияюжноказахстанского городского жилища, появляются очаги нового типа —круглые и прямоугольные жаровни-сандалы, богато украшенные растительным игеометрическим орнаментом. Новые типы жилища появляются в городах юго-западного Семиречья. Для ниххарактерен центрический план, когда жилища и хозяйственные помещениягруппируются вокруг дворика или зала. Такая планировка была характерна длярядовых и богатых домов. Городское жилище XI—XII вв. северо-восточного Семиречья известно пораскопкам города Талгара. Все дома относятся к одному типу. Они состояли из4—6 жилых и хозяйственных помещений и двора. Основания стен сложены изкаменных валунов. В строительстве использовалась пахса, сырцовый кирпич,жженый кирпич и дерево. Дворы обнесены глухими стенами из камня. В них были загоны для скота иконюшни с отдельными стойлами для животных. Во дворах некоторых талгарскихдомов обнаружены основания от юрт. Сочетание жилья с двором для скота,наличие^юрт свидетельствует о сохранении в жизни горожан северо-восточногоСемиречья традиций скотоводческого и кочевого хозяйства. Намечается прогресс в керамическом ремесле. По сравнению с периодомраннего средневековья, доля лепной посуды резко снижается. Появляетсяполивная керамика. Выделка стеклянных изделий в городах Казахстанаотносится к IX в., а массовое распространение их приходится на Х—XII вв.Наиболее распространенными видами изделий были графины, кувшины, чаши,кубки, кружки, флаконы. Из стекла изготавливались оконные диски. Кузнечное ремесло было одним из наиболее важных в городе. О его развитии,технических возможностях дают представление массовые находки железныхизделий. Производство изделий из меди было распространено в городахповсеместно, тем более разработки на полиметаллы и медь находилисьнеподалеку от городских центров в Каратау, Киргизском, Таласском,Заилийском и Джун-гарском Алатау. Медники изготавливали посуду, чираги,подставки под них. Зачастую они работали с драгоценными металлами, будучиодновременно и ювелирами. Развитие получили косторезное ремесло и обработка камня. Из кости и рогаизготавливались ручки ножей, пуговицы, украшенные резным орнаментом,булавки. На городище Талгар найдены костяные шахматные фигурки. Высокого уровня достигла в это время торговля. Международная торговля поШелковому пути известна по сведениям средневековых авторов. При раскопках ив кладах найдены импортные изделия — художественная посуда, монеты.Крупными торговыми центрами оставались Исфиджаб, Кедер, Отрар, Тараз,Навакет, Баласагун. К ним прибавились такие города северо-восточногоСемиречья, как Каялык, Ики-Огуз. В Испиджабе имелись крытые рынки и рынокполотна, караван-сараи. Некоторые из караван-сараев были населены купцамииз Самарканда и Нахшеба, а купцы из Исфиджаба ездили с товарами в Багдад,торговцы из Исфагана имели свои караван-сараи в Шельджи. Развивается торговля города с округой и степью. Известны некоторые изтоваров, которые попадали в казахстанские города из степи, — козьи шкуры имеха. Для IX—XII вв. характерен рост товарно-денежных отношений, вытеснявшихнатуральный обмен. Работают монетные дворы в Исфиджабе, Отраре, Таразе,Яссах. Рост городского населения потребовал увеличения товарности сельскогохозяйства. Поэтому совершенствовалась система искусственного орошения. Ееразвитие хорошо прослежено на материалах Отрарского оазиса. Как и раньше садоводство, виноградарство, огородничество, полеводство,придомное скотоводство играли важную роль в хозяйстве горожан. В IX—XII вв. наблюдается заметное изменение в развитии городской культуры.Вовлечение юга Казахстана и Семиречья в сферу политических, экономических икультурных отношений Халифата, Саманидского, Караханидского государствасблизили исследуемую область со Средней Азией. Важную роль в развитиигородской культуры стала играть новая религия — ислам16.§ 5. Памятники кочевников Казахстана Как уже отмечалось, в тесной связи с городской культурой развиваласькочевническая культура. В отличие от Южной Сибири и Алтая, где тюркские погребения с конем,относящиеся к VI—IX вв., представлены достаточно многочисленными курганнымимогильниками, среди которых эталоном является могильник Кудыргэ, вКазахстане они пока изучены слабо — это погребение Таштюбе в Семиречье,Егиз-Койтас в Центральном Казахстане. Внешне это высокие курганные насыпииз камня или смешанные, под которыми находились грунтовые ямы овальнойформы. Покойника клали на спину в широтном направлении. Труп коня помещалина ступеньках или на одном уровне с погребенным с обратной или такой жеориентацией. Они сближаются с погребениями Алтая, с восточной ориентировкойпогребенных.В погребении с конем, обнаруженном вблизи Алматы, человек и конь былиположены в одну могильную яму. В могиле обнаружены костяные накладки лука,на костях скелета лежала бронзовая пряжка с подвижным язычком. На язычкепряжки рельефное изображение лица человека. От поясного набора сохранилисьпять бляшек-накладок прямоугольной формы, наконечник пояса. На костях грудиобнаружены две серебряные пуговицы. Справа от черепа лежала серебрянаясерьга из двух несомкнутых колец. К периоду VI—VIII вв. относятся курганные погребения Бори-жарскогомогильника на Арыси и Шага в Туркестанском оазисе (Южный Казахстан). Это —захоронение тюрок, перешедших к оседлости. Здесь обнаружены коллективныепогребения на обмазанных глиной площадках, обнесенных стенками, и в наусах— сводчатых постройках из пахсовых блоков и кирпича. В них обнаруженысеребряные и бронзовые пряжки и бляхи от наборных поясов, железные кинжалыи мечи, ножи, украшения и керамика, характерная для оседлого населения17. Выделить в общей массе погребальных памятников тюркского временипринадлежащие именно тюргешам невозможно ввиду малого числа раскопанныхкурганов того времени. Скорее всего, погребальный обряд тюргешей был близоктюркскому. Так же трудно атрибутировать карлукские и огузские древности.Возможно, карлукам принадлежат раскопанные в предгорьях Киргизского Алатаупогребения, где труп помещали в могилу лицов вверх, головой на восток, аконя на ступеньке или в отдельной яме. Сопровождающий инвентарь представленжелезными двукольчатыми удилами и стременами с пластинчатой дужкой. Помнению исследователей, карлукам может принадлежать захоронение вблизиАлматы, в котором был найден пояс, украшенный нефритовыми бляхами, иполивная керамика, датируемая ^Ж в. Археологические памятники кимаков представлены могильниками в долинеИртыша в Восточном Казахстане. Раскопки их позволяют выделить характерныечерты погребального обряда:одиночное захоронение с конем или шкурой коня; захоронения в подбоях вдеревянных гробах с конем или предметами конской упряжи. Разнообразие погребальных обрядов свидетельствует о многокомпонентное™кимакского союза племен. Памятники кыпчаков на территории Казахстана пока не многочислены, ониизвестны в Центральном Казахстане, Семиречье. Курганы кыпчаков единичны илисоставляют могильники из нескольких насыпей. В насыпях встречаются остаткитризны в виде костей барана. Покойников укладывали в деревянные колоды,дощатые гробы или гробовища в виде рамы без дна. В ряде случаев покойниканакрывали берестой, имеется случай, когда покойник лежал в подбое,устроенном в западной стенке могильной ямы. В ряде погребений сохранилиськуски шелковых узорчатых тканей. В могилах встречаются железные ножи,кресала. Вооружение встречается в мужских погребениях. Это сабли, стрелы вберестяных колчанах, остатки луков. В одном из захоронений найденакольчуга, в другом — остатки пластинчатого доспеха. Конское снаряжениепредставлено удилами, стременами и остатками седел. Находки из захоронений степной части средневекового населения Казахстанапозволяют вместе с письменными источникамиполучить представления о хозяйстве, образе жизни и религиозныхпредставлениях кочевых племен, которые вместе с горожанами составлялиединую политическую, экономическую и этническую общность.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Великий шелковый путь на территории Казахстана iconВеликий шелковый путь на территории Казахстана
Начало контактов и обменных связей восходит к iii—ii тыс до н э. Эти связи были налажены в связи с разработкой месторожде
Великий шелковый путь на территории Казахстана iconВеликий шелковый путь на территории казахстана. Город и степь
Начало контактов и обменных связей восходит к iii—ii тыс до н э. Эти связи были налажены в связи с разработкой месторождений лазурита...
Великий шелковый путь на территории Казахстана iconВеликий Шелковый Путь: формировавние и развитие

Великий шелковый путь на территории Казахстана iconНа тему: "Великий шелковый путь: формирование и основные этапы развития"
Древнейшие торговые пути и их экономическое, политическое и историческое значение
Великий шелковый путь на территории Казахстана iconВеликий шелковый путь
Прокладывая дорогу в новое тысячелетие, мы протягиваем всем руку дружбы и взаимопонимания, символизируя это словами: безопасность,...
Великий шелковый путь на территории Казахстана iconВеликий шелковый путь Концепция «Миссия Компании «ххх»
«Миссия Компании «ххх» заключается в полном удовлетворении потребностей каждого человека в чае и кофе»
Великий шелковый путь на территории Казахстана iconКраткая история Хорезма
Средней Азии с центром в низовьях Амударьи — область развитого ирригационного земледелия, ремесла и торговли. Через Хорезм проходил...
Великий шелковый путь на территории Казахстана iconСоюзы племен и ранние государства на территории Казахстана
Средней Азии. В состав Ахеменидского государства (в промежутке между 530 и 522 гг до н э.) входили Парфия, Хорезм, Бактрия, Согдиана,...
Великий шелковый путь на территории Казахстана iconВведение общая характеристика западного казахстана
Крупные реки и озера Западного Казахстана Природно-рекреационные ресурсы Западного Казахстана Рекреационные зоны Западного Казахстана...
Великий шелковый путь на территории Казахстана iconЭтногенез и этнические процессы на территории Казахстана
Поиск истоков этнообразования казахского народа чрезвычайно сложен, и теснейшим образом связан с изучением седой древности Казахстана,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы