Программа тренинга «Основы конструктивного общения» icon

Программа тренинга «Основы конструктивного общения»



НазваниеПрограмма тренинга «Основы конструктивного общения»
Дата конвертации26.08.2012
Размер115,82 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>

Программа тренинга «Основы конструктивного общения»

Малкова С.В., педагог-психолог МОУ СОШ №1 «Полифорум» г.Серова.

Пояснительная записка

Ведущими идеями современной школы являются идеи гуманизации образовательного процесса. Такой подход к организации ОП предполагает умение педагога выбирать формы и средства общения, позволяющие конструктивно взаимодействовать (сотрудничать) со всеми субъектами образовательного процесса. Для этого учителю необходимо знать основы психологии общения, представлять особенности педагогического общения, владеть коммуникативными умениями и обладать навыками конструктивного взаимодействия. Педагогическое общение предполагает умение учителя быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения; правильно планировать и осуществлять систему коммуникации; быстро и точно находить адекватные содержанию общения коммуникативные средства, соответствующие творческой индивидуальности педагога, ситуации общения и индивидуальным особенностям учащегося; постоянно ощущать и поддерживать обратную связь в общении. Важным компонентом педагогического общения является также умение учителя четко и эмоционально открыто выражать свои чувства и мысли На развитие данных профессионально-значимых качеств и нацелена программа тренинга.

Цели тренинга:

– изучение психологических основ общения,

– совершенствование навыков конструктивного общения,

– развитие эмпатических умений.

Задачи:

– актуализировать знания участников по проблемам психологии общения,

– развить навыки конструктивного взаимодействия,

– помочь участникам осознать собственный стиль педагогического общения,

– отработать навыки рефлексии.

Участники тренинга:

учителя-предметники, работающие в школе II и III ступеней обучения

Время проведения:

занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия от 2,0 до 2,5 часов.


Программа тренинга



Тема

Время

Задачи

Упражнения

1

Здравствуйте, это я

2,0

часа

1 Способствовать самоопределению членов группы.

2 Способствовать дестабилизации представлений участников о себе.

3 Создать условия для раскрепоще-

ния участников группы.

Упражнение «Волшебный узор» (определение индивидуальных целей участия в тренинге, ожиданий)

Обсуждение принципов групповой работы

Упражнение «Визитка» (формирование установки на взаимопонимание)

Игра «Мнение»

Подведение итогов

2

Эффективное

общение

2,5

часа

1 Актуализировать знания участ-ников по проблеме эффективности общения.

2 Актуализация коммуникативной позиции участников

Рефлексия «Мое состояние»

Упражнение «Ассоциации»

Дискуссия «Условия эффективного общения»

Подведение итогов

3

Ты меня

понимаешь?

2,5

часа

1 Активизировать внимание к не-вербальным средствам общения.

2 Усовершенствовать навыки про-чтения состояния другого по невер-бальным сигналам.


Упражнение «Здравствуйте!».

Упражнение «Поговорим?»

Упражнение «Интонационная разминка».

Упражнение «Зеркало».

Упражнение «Догадайся!» (жесты).

Упражнение «Отгадай эмоцию» (мимика).

Упражнение «Пантомима».

Подведение итогов

4

Индивидуальный

стиль общения

2,5

часа

1 Помочь участникам осознать ин-дивидуальные стратегии и тактики общения.

2 Отработать эффективные спосо-бы реагирования в процессе обще-ния.

Упражнение «Реаниматор».

Упражнение «Разговор в парах» (со сменой пристроек)

Упражнение «Ходьба над пропастью»

Ролевая игра на взаимодействие

Упражнение «Я дарю тебе…»

Подведение итогов

5

Особенности

педагогического

общения.

2,5

часа

1 Проинформировать участников об

особенностях педагогического об-щения.

2 Помочь участникам определить

собственный стиль педагогической

деятельности.

3 Отработать навыки саморефлек-сии.

Упражнение «Стыковка»

Ролевая игра (ситуации педагогического общения со всеми субъектами образовательного процесса) с последующей групповой рефлексией.

Самодиагностика (тесты «Модель педагогического общения», «Уровень педагогического общения», «Стиль педагогической деятельности»).

Групповая рефлексия (обсуждение результатов диагностики)

Подведение итогов


6

Помоги себе сам

2,5

часа

1 Ознакомить участников со спосо-

бами оперативной саморегуляции.

2 Отработать конкретные приемы снятия психоэмоционального напря

-жения.

Упражнение «Броуновское движение»

Техника релаксации

Медитации-визуализации «Поплавок в океане», «Заброшенный сад», «Храм тишины».

Упражнение «Нарисуй эмоцию»

Подведение итогов

7

Мое будущее

2,5

часа

1 Помочь участникам осознать качественные изменения, произо-шедшие за время тренинга.

2 Спроектировать свое будущее.

Упражнение «Восковая палочка»

Игра «Волшебный магазин»

Упражнение «Зебра» («Древо целей»)

Упражнение «Разговор» (обсуждение произошедших за время тренинга изменений)

Упражнение «Связующая нить»



Сценарий тренингового занятия.


1. Тема: Ты меня понимаешь?

2. Цель: актуализация участниками собственной коммуникативной позиции.

3. Задачи:

– активизировать внимание к невербальным средствам общения,

– усовершенствовать навыки прочтения состояния другого по невербальным сигналам,

– способствовать развитию эмпатических умений.

4. Время, отводимое на занятие: 2,5 часа.

5. Участники: педагоги школьного предметно-творческого объединения учителей гуманитарного цикла


Сценарий занятия

этап

время

задачи

Методы (упражнения, психотехники)

Комментарии

Вопросы для обсуждения

1

10 минут

создание в группе непринужденной атмосферы

Разминка. Упражнение «Здравствуйте!»

Участникам предлагается поздороваться друг с другом без слов различными способами: кивком, рукопожатием, улыбкой, плечом, локтем, бедром, спиной, пяткой, лбом.

Обмен мнениями (рефлексия)

психогимнастика


метод групповой рефлексии

Какой способ здороваться оказался для вас самым неожиданным? Сложным? Неприятным? Комфортным? Почему?

Какие чувства вы испытали, выполняя это упражнение?

2

10 минут

актуализация представлений участников об эффективности общения

Упражнение «Поговорим!»

Участникам предлагается разбиться на пары и поговорить на любые интересующие их темы. Условия разговора задает ведущий:

– начать разговор, сидя (стоя) лицом друг к другу;

– продолжить разговор, сменив позиции (один партнер сидит, второй стоит);

– партнеры меняются позициями и говорят дальше;

– продолжить разговор, повернувшись спиной друг к другу (сидя или стоя).

Обсуждение результатов.

метод опера-ционализации


метод групповой рефлексии

Легко ли было начать разговор?

Какие чувства вы испыты-вали, ведя разговор сверху? Снизу вверх?

В каком положении разговор было вести сложнее всего? Почему?

Какое положение для разговора оказалось для вас самым комфортным?

3

2 часа



актуализация представлений участников о роли невербальных средств общения в коммуникации.


активизация внимание к невербальным средствам общения


совершенствование навыков прочтения состояния другого по невербальным сигналам



1. Обмен мнениями о средствах общения. Выводы.

Ведущий: Не все сигналы, посылаемые нами во внешний мир, являются вербальными. Говорим мы при помощи голоса, но взаимодействуем с окружающими, используя все тело. Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (слова) на 7%, за счет звуковых средств (тон голоса, интонация) – на 38% и за счет невербальных средств – на 55% [2]. Профессор Бердвислл обнаружил, что доля словесного общения в беседе составляет менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

2. Выполнение тренировочных упражнений.

Ведущий: Интонация, мимика, жесты могут многое рассказать об эмоциональном состоянии собеседника, его отношении к происходящему. Педагогам, чья профессия непосредственно связана с общением, важно развивать в себе чувствительность к невербальным средствам общения, поэтому я предлагаю выполнить ряд упражнений на умение понимать и интерпретировать невербальные сигналы.

1 Интонирование

Ведущий: Одна и та же фраза может нести различную эмоционально-смысловую нагрузку в зависимости от интонации. Предлагаю убедиться в этом на примере.

Упражнение «Интонационная разминка».

Задание: произнести пословицу «Тише едешь – дальше будешь» с определенной интонацией (радость, удивление, испуг, восхищение, грусть, спокойствие и др.).

Упражнение «Догадайся!».

Задание: Каждый участник вытягивает табличку с названием определенного эмоционального состояния. Нужно произнести фразу «Иди сюда» с указанной интонацией как можно ярче. Участникам группы необходимо определить заданную эмоцию.

Разминка. Упражнение «Зеркало»

Участники разбиваются на пары и по очереди зеркально повторяют движения друг друга.

2 Работа с мимикой

Ведущий: Когда у человека меняется настроение, изменяется и выражение его лица – мимика. Изменения отражают положение губ, бровей, губ, поворот головы, взгляд. Говорят, что глаза – это зеркало души. Но так ли это? В. Вересаев писал: «Глаза - зеркало души. Какой вздор! Глаза – обманчивая маска, глаза – ширмы, скрывающие душу. Зеркало души – губы. Хотите узнать душу человека, глядите на его губы. Берегитесь глаз! Из-за глаз именно так часто и обманываются люди. Губы не обманут». Исследователи утверждают, что Лев Толстой описал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки человека. Поработаем с мимикой?

Упражнение «Отгадай эмоцию».

Задание: Каждый участник получает фотографию человека. Нужно определить, какое чувство испытывает человек, изображенный на фотографии; объяснить, по каким признакам определили.

4 Работа с жестами

(по рисункам из книги А. Пиза «Язык телодвижений»).

Упражнение «Определи жест».

Задание: Каждый участник получает рисунок с изображением человека. Необходимо определить, какое эмоциональное состояние человека передают его жесты.

Упражнение «Отгадай!».

Задание: Участник выбирает карточку с заданием передать жестом и мимикой определенное состояние человека во время общения. Остальным нужно определить это состояние.

Упражнение «Пантомима».

Ведущий задает тему, которую пара участников должна раскрыть пантомимически: «Внести бревно и распилить его», «Встреча на одной скамейке», «Внести и повесить на стену ковер», «Утешение обиженного», «Пройти по качающемуся мостику». Остальные должны отгадать, что было задумано.

Обсуждение увиденного.



Метод обмена опытом


Метод иммитации


психогимнастика


метод опера-ционализации


метод символического

самовыражения


метод групповой рефлексии

Какие средств общения вы знаете? Что такое вербальные и невербальные средства общения?

Сколько примерно % в передаче информации приходится на вербальные и сколько на невербальные средства общения? Почему вы определили именно такое соотношение?


Трудно ли было выполнить задание?

Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?

Кто из участников точнее передал эмоцию?

Что вы смогли понять, выполняя это задание и наблюдая за другими?


Вопросы


Вопросы


Вопросы выступавшим:

Легко ли было выполнить данное задание?

Какие трудности возникли? Что, на ваш взгляд, помогло удачно справиться с задачей?

Трудно ли было прийти к общему мнению в процессе выполнения задания? (паре)

Вопросы наблюдателям:

Какое выступление, по-вашему, было более удач-ным? Почему?

4

10 минут

развитие навыков рефлексии

Подведение итогов.

Обсуждение результатов выполнения упражнений.

Информирование:

участники получают информационные материалы об особенностях невербальных средств общения, список литературы по теме занятия для самостоятельного изучения.




метод групповой рефлексии

а) Интересно ли было работать на занятии? Что показалось наиболее интерес-ным?

б) Какие чувства вы испы-тывали, выполняя предложен-ные задания?

в) Какие упражнения получились достаточно легко, какие – труднее? Почему?

г) Насколько полезным для вас оказалось участие в данном занятии? Как можно использовать полученные знания в своей педагогичес-кой деятельности?




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Программа тренинга «Основы конструктивного общения» iconРабочая программа элективного курса «Основы психологических знаний»
Данный курс преследует цель формирования представлений учащихся о своей личности, индивидуальных особенностях, формирования устойчивых...
Программа тренинга «Основы конструктивного общения» iconТренинговое занятие № Готовы ли вы к общению? Цель
Цель: Освоение приемов позитивного налаживания контактов и поиска активного стиля общения. Выявление степени готовности участников...
Программа тренинга «Основы конструктивного общения» iconОсновы делового общения
Одной из форм обучения основам делового общения служит профильный курс «Основы делового общения»
Программа тренинга «Основы конструктивного общения» icon«Стратегия построения конструктивного общения. Конструктивное преодоление конфликтов»
Общение – это коммуникация, т е обмен между людьми мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями и т д
Программа тренинга «Основы конструктивного общения» iconПрограмма просветления Вернера Эрхарда
Люк Рейнхард написал захватывающее драматическое воспроизведение эст-тренинга, литературизированное воссодание событий четырёх дней....
Программа тренинга «Основы конструктивного общения» iconТренинг конструктивного общения для подростков в условиях современной школы
Подросток получает уникальную возможность осмыслить свои личностные особенности, особенности поведения других людей. За короткое...
Программа тренинга «Основы конструктивного общения» iconWww koob ru
Люк Рейнхард написал захватывающее драматическое воспроизведение эст-тренинга, литературизированное воссодание событий четырёх дней....
Программа тренинга «Основы конструктивного общения» iconПрограмма развития личности ребенка младшего
Программа дает школьнику возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений,...
Программа тренинга «Основы конструктивного общения» iconРолевая игра на занятиях «Познай себя». Малкова С. В., педагог-психолог моу сош №1 «Полифорум»
Но оно также немыслимо и без внимания к собеседнику, принятия его как личности, равноправного партнера по общению. Поэтому цель элективного...
Программа тренинга «Основы конструктивного общения» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Психология»
Общение. Понятие об общении. Виды общения. Развитие общения. Техника и приемы общения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы