Экспертный опрос в социологическом исследовании icon

Экспертный опрос в социологическом исследовании



НазваниеЭкспертный опрос в социологическом исследовании
Дата конвертации25.08.2012
Размер199,09 Kb.
ТипРеферат
Экспертный опрос в социологическом исследовании


Содержание Вступление 2 Специфика экспертного опроса 3 Структура и функции экспертного опроса 5 Область применения 12 Заключение 16 Список литературы 17 Вступление На современном этапе развития российского общества, в периодкрупнейших научно-технических, социально-экономических преобразованийнеизмеримо возрастает значение социологической науки. В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широкоприменяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем,возникающих в процессе разработки перспективных планов развития. Вразличных отраслях, ведомствах и на предприятиях действуют постоянные иливременные экспертные комисии, связанные с оценкой качества продукции ивыбором перспективной техники, с проведением профессиональной аттестациикадров. В данной работе мы постараемся раскрыть понятие экспертного опросаи описать его преимущества перед другими методами сбора социологическойинформации. Специфика экспертного опроса. В современной методологической литературе указывают, как правило, насуществование трех основных методов сбора первичной социологическойинформации. К ним относят метод прямого наблюдения, метод анализадокументов и метод опроса[1]. В комплексе перечисленных социологических методов в настоящее времянаиболее популярен опрос. Его специфика состоит прежде всего в том, чтоисточником первичной социологической информации является человек(респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов иявлений. В основе опросного метода лежит совокупность предлагаемыхопрашиваемым вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию. Обычно выделяют два больших класса опросных методов - анкетирование иинтервьюирование, связанные с письменной или устной формой общения среспондентами. Существует, однако, еще одно специфическое подразделениеопросов, которое далеко не всегда учитывается при проведениисоциологического исследования, но настолько важное, что его следуетрассматривать особо как превосходящее по значимости все прочиеподразделения. Речь идет об обособлении массового и экспертного опросов. Опросы этих двух видов, как правило, включаются в исследование длярешения различных задач. Целью массового опроса является получениеинформации о знаниях, мнениях, ценностных ориентациях и установкахреспондентов, отражающих их отношение к определенным событиям, явлениямдействительности. Цель экспертного опроса заключается в полученииинформации о самих событиях и явлениях действительности, отраженной взнаниях, мнениях и оценках респондентов. Подобная информация может исходитьтолько от компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предметеили объекте исследования. Опросы компетентных лиц именуются экспертными, арезультаты опроса - экспертными оценками. Наиболее наглядно проявляется отличие экспертного опроса от массовогов прогнозировании. Так, например, программа опроса экспертов не столь детализирована иносит преимущественно концептуальный характер. В ней прежде всегооднозначно формулируется подлежащее прогнозу явление, предусматриваются ввиде гипотез возможные варианты его исхода. В соответствии со степенью разработанности гипотез, знания направленийпрогноза в инструментарий исследования включаются те или иные видывопросов. В том случае, если исследователь располагает информацией лишь овозможных вариантах исхода прогнозируемого явления и затрудняетсяоднозначно сформулировать их причины, предпочтительней в анкете экспертаиспользовать открытые вопросы с полной свободой выбора формы ответа. Еслиже исследователь располагает приемлемыми предположениями о причинах исходапрогноза, он сам может сформулировать прогностические гипотезы. Последние ввиде утверждений составляют основу формализации анкеты эксперта[2]. Основной инструментарий экспертных опросов - анкета или бланк-интервью, разработанные по специальной программе. При его составлениинекоторые технические и методические приемы, широко используемые в массовыхопросах, теряют свое значение при опросе такой специфической аудитории, какэксперты. Так, например, нет никакой нужды применять в экспертной анкетекосвенные или контрольные вопросы, тесты или какие-либо другие приемы,имеющие своей целью выявить "скрытые" позиции респондента. Более того,использование подобных приемов может нанести заметный ущерб качествуэкспертной оценки. Эксперт в полном смысле этого слова - активный участникнаучного исследования, и попытка скрыть от него цель исследования,превратив таким образом в пассивный источник информации, чревато потерейего доверия к организаторам исследования. Ориентация опроса на экспертный или массовый должна гарантироватьсяформулировкой вопросов, инструкцией интервьюеру и т.п., а такжеконтролироваться при кодировке вариантов вопросов. В зависимости от того,какая ориентация опроса признана основной, зависит и включение получаемойинформации в схему обработки и анализа. В противном случае в рамках одногоопроса можно получить разнохарактерную информацию, не приводимую к одномуоснованию. Ориентация на массовый или экспертный опрос существенно влияетна постановку проблемы надежности полученной информации, в особенности еслипоследняя носит оценочный характер. Структура и функции экспертного опроса. Как справедливо указывает В.А. Ядов, если мы имеем дело с массовымиопросами, а не с опросами экспертов, необоснованные оценки при фактическойосведомленности о данном предмете столь же "надежны", как и обоснованные. Вэтом смысле проверка компетентности опрашиваемого сводится к тому, чтобыуяснить, извести ли ему оцениваемые события. Такова типичная ситуация приопросе общественного мнения. Оно может быть справедливым и объективнымнесправедливым и ошибочным с точки зрения непредвзятого и серьезногоанализа проблемы. Однако знание о мнении и оценках общественности, какимибы ни были эти мнения и оценки, - это объективная и достоверная информация,если опрашиваются люди, знакомые с тем, о чем их спрашивают, если онисталкиваются с данными событиями и фактами в своей повседневной жизни. Иначе обстоит дело, если проводится экспертный опрос, где опрашиваемые- специалисты, и их компетентность должна не вызывать сомнений. В этомслучае важна не только объективно обусловленная возможность респондентасудить по данному предмету, но и реальная способность высказатьобоснованное мнение. Поэтому для экспертных опросов тщательнейшим образомотбирают только тех, кто вполне заслуживает статуса компетентного лица вданной области. Например, экспертный опрос в сфере организации досуга можетохватить ответственных работников отделов культуры народных советов,клубных работников, актив общественных организаций, а экспертизу попроблемам организации труда следует, конечно, осуществлять с помощьюспециалистов совершенно иного профиля[3]. Основные функции экспертного опроса в социологии связаны с оцениваниемсоциального качества общественных систем и их элементов, вариантовсоциально значимых решений, достоверности данных (в том числе полученных входе массового опроса), социальных последствий реализации проектов ирекомендаций; прогнозированием общественных процессов, аттестациейколлектива и его членов. Однако социологические функции экспертного опроса не сводятся лишь крешению перечисленных задач. В.В. Чередниченко справедливо указывает напотенциальные возможности использования экспертов практически на всехэтапах социологического исследования[4]. Данное предположениеподтверждается анализом накопленного в это области практического опыта. Законченное социологическое исследование состоит, как известно, изчетырех основных этапов: разработки программы исследования, полевого этапа- обора информации, ее обработки и анализа результатов. Каждый из этихэтапов в свою очередь распадается на более мелкие части. Так, в программедолжны быть представлены теоретический и процедурный разделы, а такжеобоснование выборки. При подготовке теоретического раздела программы, как правило,применяются очные методы опроса экспертов. Формулировка проблемы,определение целей, задач, предмета и объекта исследования требуют возможноболее широкого подхода к проблеме. Это достигается, помимо всего прочего, спомощью привлечения специалистов. В.А. Ядов, например, рекомендует на этомэтапе работы опрашивать экспертов в форме свободного интервью для проверкиполноты библиографии, поиска дополнительной информации, оригинальных идей,используемых, в частности, для набросков первичных гипотез[5]. Посколькупри подготовке теоретического раздела программы помощь специалистов состоитпрежде всего в выработке продуктивных идей, наиболее эффективным здесьявляются методы очного опроса. Процедурный раздел программы - наиболее сложная и ответственная частьработы. Все теоретические положения на этом этапе должны быть переведены наязык эмпирического исследования. Необходимо подобрать эмпирическиереференты понятиям, на основе которых строится концептуальная схемаобъекта, провести их операциональную интерпретацию, сформулировать системурабочих гипотез, наметить процедуры их проверки, воплотить процедуры вконкретные методики сбора информации, т.е. создать систему показателей,соответствующих основным понятиям теории и, если возможно, построить шкалыдля измерения эмпирических величин показателей. Наконец, нужно провестилогическую проверку и практическую апробацию подготовленных методическихдокументов (анкет, планов-интервью, бланков наблюдений и т.п.) с тем, чтобыустранить возможные ошибки. Успех работы по этому разделу программы вомногом зависит от опыта исследователя, его интуиции. В данном случаеобращение к экспертам более чем оправдано. Метод опроса экспертовопределяется конкретными задачами каждой операции. При эмпирической операционализации понятий основная задача состоит вдостижении согласованного мнения по поводу явлений реальнойдействительности, через которые может быть описано то или иноетеоретическое понятие. Например, как мы можем установить степеньобщественной активности респондента? Наиболее эффективным способом работыэкспертов при решении задач подобного рода является очный опрос методомобмена мнениями ("отнесенной оценки"). Так, в исследования социальныхпотребностей молодежи этот метод использовался для эмпирическойинтерпретации понятий относящихся к характеристике потребностей молодежи, вчастности эстетических. Опрос экспертов позволил установить эмпирическиереференты, по которым можно судить, проявляются ли у респондентов изучаемыепотребности[6]. Полученное операциональное определение эстетическойпотребности, явилось в дальнейшем основой для разработки измерительнойшкалы. Выдвижение рабочих гипотез - многоступенчатый процесс логическоговывода: от теоретических положений концептуальной модели к эмпирическипроверяемым суждениям. Безусловно, этот процесс может быть интенсифицированколлективной работой экспертов. Наибольший эффект достигается применениемметодов обмена мнениями и стимулированного наблюдения. Разработка методики сбора информации, предназначенной для проверкигипотез, включает построение системы показателей и шкал, на основе которыхзатем составляются методические документы (анкеты, карточки наблюдения,планы-интервью, макеты статистических таблиц и т.д.). В этой частипроцедурного раздела программы наиболее широки возможности примененияэкспертных методов. Например, в упоминавшемся исследовании по изучению ипрогнозированию социальных потребностей молодежи, опросы экспертовприменялись для разработки системы показателей и шкал измеренияпотребностей, а также шкалы, учитывающей прогностический фон - влияние напотребности других социальных процессов. В соответствии с операциональным рассмотрением художественно-эстетической потребности в процессе мозговых атак было составлено более стаутверждений, свидетельствующих о наличии или отсутствии художественно-эстетической потребности, которые легли в основу составленногоопросника[7]. Построение шкалы измерения потребностей по методу эстремальных группявилось результатом семи этапов работы, один из которых - составлениесписка вопросов и определение числа и вида ответов на них, причем таких,которые обладали бы различительной способностью, т.е., делали возможнойкорреляцию их с уровнем paзвития потребности респондента. Это, как правило,требует дополнительной информации о характере избранной потребности, офактоpax, влияющих на нее, о видах проявления данной потребности вповедении, сфере сознания, эмоциональной жизни респондентов. В целяхвозможно большего разнообразия вопросов применялся метод "мозговой атаки",которая расширяет ассоциативную основу коллективной интеллектуальнойдеятельности[8]. Построение с помощью экспертных оценок шкалы - одна из двух возможныхпроцедур измерения активности фона наряду с математико-статистическойобработкой данных по показателям базовой модели за период основанияпрогноза. Применение процедур второго типа возможно в том случае, когдаисследователь располагает полными и достаточно надежными данными,характеризующими динамику как профиля так и фона. Если же таких данных враспоряжении исследователя нет - а это типичная ситуация дляпрогнозирования в социологии, - ему приходится прибегать к опросуэкспертов. Кроме того, экспертные оценки необходимы как вспомогательный,контрольный метод и в том случае, когда возможно применение математико-статистических процедур. Шкалированный опрос экспертов был использован в работе Б.С. Батыгинадля построения системы показателей образа жизни. Выбор экспертного методаобосновывается применением эмпирического определения значимостипоказателей, разработанных в современной социологии и статистике иоснованных на построении многомерных моделей, на данном этапе построениясистемы затруднено. Экспертные оценки используются, как правило, вситуациях, когда точность информации, необходимой для принятия решения,относительно невелика. Притом, при выборе данного метода сыгралиопределенную роль соображения экономичности и простоты экспертизы. Опрос экспертов обнаружил гораздо больше нерешенных теоретических иметодологических проблем, чем достоверных решений, однако, несмотря наприблизительность оценок он удобнее и экономичнее более сложных техникстатистического определения значимости показателя[9]. При рассмотрении роли экспертного метода в разработке методики сбораинформации необходимо подчеркнуть также тот факт, что шкалы высшего длясоциологического измерения типа - интервальные - строятся исключительно наоснове экспертных оценок в технике парных сравнений (шкала Терстоуна),равных интервалов и последовательных категорий[10]. Работа с экспертамишироко применяется и в других случаях, когда мы обращаемся к выборочнойгруппе из массива обследуемых для того, чтобы глазами будущих испытуемыхпроверить соотносительную значимость оценок, придаваемых пунктам шкалы. Различные процедуры с использованием экспертных оценок все чащеприменяются при разработке методике ГОЛ (групповой оценки личности). Вкачестве примера можно привести исследование, проведенное социологическойлабораторией Киевского университета, при составлении банка шкал дляизмерения творческой активности был использован один из вариантовэкспертного опроса, разработанный в рамках подхода к изучению частотыпоступков. Процедура состояла в том, что от группы экспертов (21 человек)требовалось указать личностные свойства и поступка своих знакомых и друзей,которых, по их мнению, можно назвать творчески активными личностями. Этичерты и поступки должны были служить примером проявления творческойактивности или отражать ее наличие у данного человека. Затем группеэкспертов (31 человек) предлагалось оценить по полученному списку качествизвестных им творчески активных людей, используя следующую шкалу: 5 -качество, присущее полностью; 4 - присуще отчасти; 3 - выражено оченьслабо; 2 - отсутствует полностью. Кроме того, эксперты могли указать нанеприменимость качества для оценки конкретного человека или на отсутствиедостаточных знаний о его проявлении. Полученные ретроспективные оценкиусреднялись, что давало возможность вычленить те качества личности, покоторым наблюдалась высокая согласованность мнений экспертов. На втором этапе исследования экспертам было предложено из спискакачеств отобрать такой необходимый и достаточный их под-набор, который, поих мнению, наилучшим образом характеризует творческую активность личности.Чаще всего (более чем в 50% случаев) назывались следующие качества: наличиесобственного взгляда на вещи, разносторонность интересов, критическоеотношение к себе, упорство и целеустремленность, способность оставит след вдуховном мире другого человека; постоянная готовность дойти до самой сути;постоянное переосмысление известного; целостность личности; постоянноесамообразование; способность пожертвовать отдыхом ради работы. После того, как методические документы подготовлены, они должны пройтистадию логической проверки и практического апробирования - пилотажа. Передсоциологом встает задача определить, насколько методика соответствует целямисследования, позволяет ли она проверить выдвинутые рабочие гипотезы,направлена ли именно на тот аспект предмета исследования, которого касаютсягипотезы, например, измеряет ли шкала потребностей в общественно-политической деятельности именно эту потребность, не смешивая ее спотребностью в лидерстве, стремлением к достижению карьеристских целей ит.п. Проверка готовой методики на надежность, устойчивость и обоснованностьвыполняется параллельно двумя способами: о помощью логического анализа ипробного использования ее на микровыборке - пилотажа. В первом случае можнос успехом применять опрос экспертов: в форме консультаций по поводуподготовленных методик (свободное интервью, реже - "мозговая атака" и обменмнениями), а также с помощью заочных методов - от сбора мнений додельфийской техники. Наиболее эффективны здесь обмен мнениями иформализованный заочный опрос экспертов[11]. В процессе пилотажа методик применение экспертных методов ограничено,поскольку здесь подготовленные и логически проверенные документы проходятпрактическую апробацию. Однако и тут возможно привлечение экспертов, во-первых, для определения численности и состава пилотажных групп, во-вторых,для обсуждения, итогов пилотажа, внесения исправлений и дополнений вдокументы. Но наиболее эффективен здесь обмен мнениями. В упомянутом исследовании по изучению и прогнозированию социальныхпотребностей молодежи экспертный метод применялся для проверки наобоснованность подготовленного опросника. В соответствии с требованиямиметода "известной группы" по установленной на одной из сессий "мозговыхатак" выборке были определены две группы респондентов - с высоким и низкимуровнем изучаемой художественно-эстетической потребности[12]. Обоснование выборки завершает разработку программы. На этом этапенеобходимо принять решение о том, каким будет исследование - сплошным иливыборочным. Затем, если исследование выборочное, надо определить способ исоответственно ему объем выборки. Что касается последнего, то тут рольэкспертов минимальна: для определения объема выборки существуют детальноразработанные статистические процедуры. Однако эксперты могут быть полезныдля определения способа отбора - операции, требующей учета многихособенностей предмета исследования и связей в нем. Коллективное решениеэтой задачи, безусловно, поможет избежать ошибок репрезентативности и,следовательно, систематических ошибок в результатах исследования. Ксожалению, этот момент учитывается далеко не всегда. Обоснование выборкиостается пока одним из слабых звеньев в практике наших социологическихисследований. Когда программа готова, наступает этап полевого исследования,состоящий из двух последовательных частей - отбора единиц наблюдения исбора информации. Процесс отбора проходит без участия экспертов, которыеуже определили наилучший его способ. Что же касается сбора эмпирическихданных, то здесь вновь открываются широкие возможности примененияэкспертных методов. Очень часто оказывается: ту информацию, котораясобирается в ходе массового анкетного опроса или интервьюирования, созначительно меньшими затратами средств, сил и энергии можно получить,используя другие методы, в том числе экспертные. Так, при изучениисоциальной активности в различных ее формах (трудовой, общественполитической, познавательной, творческой и т.д.), а такжедисциплинированности, ответственности экспертные оценки с успехом могутзаменить громоздкие анкеты, с помощью которых зачастую получают ненадежнуюи трудно интерпретируемую информацию. Область применения. Экспертный опрос наряду с традиционными методами сбора информацииможет широко применяться и в других областях социологических исследований.Так, например, В.З. Докторов справедливо указывает, что использованиеданного приема весьма эффективно при изучении общественного мнения[13]. Чем обусловлено обращение к экспертам? Заключения специалистов,связанных в силу своей повседневной профессиональной деятельности сизучением состояния и динамики общественного мнения могут дать надежную иточную картину, не уступающую по своей достоверности массовым опросам. Поскольку общественное мнение всегда предметно, поскольку в нем всегдасодержится отношение к той или иной проблеме, постольку статусом экспертамогут быть (при известных ограничениях) наделены, во-первых, специалисты,занимающиеся исследование различных аспектов этой проблемы, во-вторых,представители социальных институтов, призванных решать ее в интересах всегообщества, и, в-третьих, лица, ответственные за формирование общественногомнения по данной социальной проблематике. В основе изучения рациональной составляющей общественной мнения лежитидея сопоставления суждений профессионального, специализированногосознания и сознания массового. Поскольку первые выступают в качествеэталона рационалистического, научного отношения к проблеме, постолькустепень близости ответов населения к реакциям экспертов служит индикаторомкомпетентности, развитости общественного мнения. Экспертные оценки были использованы в исследовании актуальных проблемвнутритеатрального управления в связи с проведением комплексногосоциального эксперимента по перестройке театрального дела. Прежде чемприступить к нововведениям, группе исследователей было поручено изучитьмнения руководителей театров Москвы, входящих в систему Министерствакультуры РФ. Целью опроса было выяснить, что именно и каким образом онихотели бы усовершенствовать. Поскольку социально-культурные цели театра достигаются приограничениях, заданных финансовым планом, постольку существует два вида егодеятельности: художественно-творческая и производственно-экономическая.Первой руководит главный режиссер, главный художник, режиссеры-постановщики, помощники главного режиссера по литературной части и потруппе, второй - директор, его заместители, заведующий художественно-постановочной частью. Первая группа именовалась "художественными", а вторая- административными руководителями. В восемнадцати театрах Москвы было опрошено 13 главных режиссеров, 16директоров, 9 их заместителей, 11 режиссеров-постановщиков, 12 заведующиххудожественно-постановочной частью, 13 помощников главного режиссера политературной части, 5 помощников главного режиссера по труппе, 6 главныххудожников. Группа «художественных» руководителей была представлена 48, агруппа "административных" - 37 респондентами. Эксперты - участники опроса - высказывали свое мнение относительнороли директора и главного режиссера в решении основных вопросовдеятельности театров, оценивали целесообразность различных моделейвнутритеатрального управления, перспективы с здания театральных объединенийи др. На третьем этапе исследования осуществляется обработка информации -сложная, трудоемкая и зачастую дорогостоящая процедура. Большое значениеимеет определение оптимальной стратегии обработки. Как проверить гипотезы,с помощью каких статистических методов? Какие статистические показатели икритерии следует применить в каждом конкретном случае? Ответить на этивопросы исследователь должен раньше, чем массив информации будет переведенна машинные носители и введен в компьютер. Строго говоря, стратегияобработки данных, хотя бы в общих чертах, должна быть ясна еще во времяподготовки процедурной части программы, так как характер методическихдокументов, применяемые в них шкалы самым непосредственным образом связаныс методами обработки собранной с их помощью информации. Участие экспертов вопределении путей решения этой задачи должно оказаться чрезвычайнополезным, однако пока наша социологическая практика таким опытом нерасполагает. Можно лишь предположить, что наиболее эффективным в данномслучае очные методы опроса экспертов, особенно прямая мозговая атака иобмен мнениями. На этапе ручной обработки и кодирования возможностей использованияэксперта гораздо меньше. Но и здесь следует обращаться к специалистам,например, при выборе способа кодирования или в спорных случаях, когдавероятна различная интерпретация записей, содержащихся в методическихдокументах. Форма опросов экспертов в этом случае - свободное интервью и вотдельных случаях "обмен мнениями". Завершающий этап исследований - анализ результатов. Он начинается спроверки гипотез: подтвердились ли они эмпирическими данными. Иногда дляэтого достаточно просмотреть соответствующие таблицы, отпечатанные накомпьютере. Так бывает в случае четкого соответствия гипотез, методическихдокументов и стратегии обработки, что в социологической практике покавстречается редко. Чаще полученные данные допускают различные толкования,поэтому вопрос о подтверждении или опровержении гипотезы оказывается совсемне простым. Его можно решить с помощью экспертов. Наиболее пригоден здесьметод "обмена мнениями" ("отнесенной оценки"). Затем следует интерпретация результатов оценки гипотез. Вспомним, чтогипотезы формулировались в терминах эмпирического следования,следовательно, нужно перевести результаты их проверки на язык теории. Впрограмме присутствует концептуальная модель предмета исследования. Теперьнастало время решить, что в этой модели соответствует эмпирическойдействительности, что - нет, в каких направлениях надо ее развить,дополнить, в каких пересмотреть, а то и вовсе сократить. Эта работа можетбыть эффективно проведена с помощью экспертов. Наиболее подходящими здесьпредставляются методы очного опроса: "мозговая атака" и "обменмнениями"[14]. Параллельно с интерпретацией результатов разрабатывается прогноз, дажеесли перед исследованием не стоят специально прогностические задачи. Рольэкспертов в прогнозировании трудно переоценить. Причем на этом этапе могутбыть использованы практически все экспертные методы. Наиболее подходящимидля социологического прогнозирования являются "стимулирование наблюдения",формализованный опрос, шкалированные оценки, "метод Дельфи"[15]. Анализ информации, а с ним и все исследование, завершаетсяформулированием выводов и рекомендаций. Нужно определить, выполнены липоставленные перед исследованием задачи и насколько полно, какие из нихрешены, а какие нет, рассмотреть причины, по которым некоторые задачиостались нерешенными. Необходимо показать, какой вклад исследованиевнесло в теорию изучавшейся проблемы и в поиск путей ее практическогорешения, сформулировать практические рекомендации по управлениюизучавшимися социальными процессами. На заключительном этапе работы привлечение экспертов более чемоправдано. При этом желательно более широкое включение в ее составэкспертов практических работников, хорошо знакомых с конкретными условиямивнедрения рекомендаций. Наиболее приемлемой формой работы в данном случаеявляется опрос экспертов по методу коллективной генерации идей. Дляуточнения полученных таким путем рекомендаций может также использоватьсяопрос экспертов методом комиссии[16]. Итак, экспертный опрос наряду с массовым представляет собой важнейшееподразделение опросного метода. Его отличительные черты касаются задач, длярешения которых он используется, функций выполняемых в социологическомисследовании, технических и методических приемов подготовки инструментарияи проведения опроса, кодировки вопросов, включения получаемой информации всхему обработки и анализа, постановки проблемы достоверности ирепрезентативности и т.п. Функции экспертного метода в социологическом исследовании не сводятсялишь к получению первичной социологической информации. Как показываеттеоретический анализ и практические результаты, эксперты могутиспользоваться практически на каждом этапе организации и проведениясоциологического исследования. Заключение Экспертный опрос (очный и заочный, одноразовый и итеративный) имеетряд принципиальных отличий от традиционно применяемого в социологии опросамассового. Эти два подразделения опросного метода при включении висследование служат для решения различных задач, что должно находитьотражение в содержании программы, инструментарии (формулировке обращения,вопросов, инструкций, кодировке ответов), способе отбора респондентов,определении надежности полученной информации, методе ее количественнойобработки и анализа. Несоблюдение правил включения двух различныхмодификаций опроса в структуру исследования может привести к получениюразнохарактерной информации, неприводимой к одному основанию. Список литературы. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование: особенности ипроблемы. Прогнозирование социальных потребностей молодежи. Докторов Б.З. Экспертный опрос как метод изучения общественногомнения. – 1975. Аванесов В.С., Маслин А.А., Минасьян С.Г., Чередниченко В.В.Методические проблемы измерения и прогнозирования художественно-эстетической потребности. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа,методы. – М., 1987. Батыгин Г.С. Опыт построения типологии социальных показателей образажизни. Социологические исследования. – 1977. – №2. Чередниченко В.В. Применение экспертных оценок в социологическихисследованиях. Социологические исследования. – 1981. №3 Гардон Л.А., Чертихина Э.С. Экспертная оценка гипотез при изученииперспектив развития образа жизни. Социологические исследования. – 1983.----------------------- [1] В.А. Ядов. Социологическое исследование: методология, программа,методы, - М., 1987. [2] Гардон Л.А., Чертихина Э.С. Экспертная оценка гипотез при изучении перспектив развития образа жизни. Социологические исследования. – 1983. [3] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа,методы. – С.135 [4] Чередниченко В.В. Применение экспертных оценок в социологических исследованиях. Социологические исследования. – 1981. №3 [5] Ядов В.А. Социологическое исследование. – С.70-71 [6] Прогнозирование социальных потребностей молодежи. – С.142. [7] Аванесов В.С., Маслин А.А., Минасьян С.Г., Чередниченко В.В. Методические проблемы измерения и прогнозирования художественно- эстетической потребности. Прогнозирование социальных потребностей. – С.135. [8] Прогнозирование социальных потребностей молодежи. – С.56. [9] Батыгин Г.С. Опыт построения типологии социальных показателей образа жизни. Социологические исследования. – 1977. – №2. [10] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – С.102-105. [11] Прогнозирование социальных потребностей молодежи. – С.38 [12] Аванесов В.С., Маслин А.А., Минасьян С.Г., Чередниченко В.В.Методические проблемы измерения и прогнозирования художественно-эстетической потребности. – С.135. [13] Докторов Б.З. Экспертный опрос как метод изучения общественного мнения. – 1975. [14] Прогнозирование социальных потребностей молодежи. – С.39. [15] Прогнозирование социальных потребностей молодежи. – С.38-39. [16] Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование: особенности ипроблемы. С.39.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Экспертный опрос в социологическом исследовании iconТесты к Главе 3 § 1 Объект и предмет социологического исследования
В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить основные этапы, выбрать лишнее
Экспертный опрос в социологическом исследовании iconАнкета учащегося
Очень важна и Ваша позиция. Просим выразить своё мнение по вопросам межнациональных и религиозных отношений и принять участие в социологическом...
Экспертный опрос в социологическом исследовании iconМетодика исследований в социальной работе
Приложение Отчет о проведенном социологическом исследовании «Отношение преподавателей тпу к девиациям в среде студентов тпу»
Экспертный опрос в социологическом исследовании iconОтчет о социологическом исследовании «Научная молодежь со ран − 2010» Новосибирск 2012 Содержание Задачи исследования 3
Мнения о возможных способах популяризации науки и готовности участвовать в данной деятельности
Экспертный опрос в социологическом исследовании iconАнкета дорогой выпускник!
Мы предлагаем Вам принять участие в социологическом исследовании, которое проводится с целью выявления стратегий поведения студентов...
Экспертный опрос в социологическом исследовании iconАнкета для учителей
Уважаемый коллега! Предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе. Этот опрос поможет выявить мнения учителей относительно...
Экспертный опрос в социологическом исследовании iconАнкета для учителей
Уважаемый коллега! Предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе. Этот опрос поможет выявить мнения учителей относительно...
Экспертный опрос в социологическом исследовании iconАнкета для учителей
Уважаемый коллега! Предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе. Этот опрос поможет выявить мнения учителей относительно...
Экспертный опрос в социологическом исследовании iconАнкета для учителей
Уважаемый коллега! Предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе. Этот опрос поможет выявить мнения учителей относительно...
Экспертный опрос в социологическом исследовании iconАнкета для работодателя
Центр качества и маркетинга приглашает Вac принять участие в опросе, который проводится с целью повышения качества профессиональной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы