«Менеджмент» icon

«Менеджмент»



Название«Менеджмент»
Дата конвертации24.08.2012
Размер205,87 Kb.
ТипСамостоятельная работа
скачать >>>

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет»


УТВЕРЖДАЮ

_______________________

"_____"__________________20__ г.


Рабочая программа дисциплины (модуля)

История экономических учений

Направление подготовки – 080200. 62 «Менеджмент». Профиль «Финансовый менеджмент».


Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Очная форма обучения


Петрозаводск - 2011


Общие сведения о дисциплине


Название дисциплины – История экономических учений

Факультет, на котором преподается данная дисциплина – экономический

Направление подготовки – 080200. 62 «Менеджмент». Профиль «Финансовый менеджмент».

Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр

Цикл дисциплин – Гуманитарный, социальный и экономический цикл

Часть цикла – вариативная

Курс – второй

Семестр – 3

Всего зачетных единиц – 2

Аудиторные занятия – 36, презентации (интерактивные) - 10 часов

Самостоятельная работа – 36 часов

Зачет – 3 семестр


Составитель рабочей программы – старший преподаватель кафедры экономической теории и финансов Акулова О.В.



  1. Цели освоения дисциплины

Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины «История экономических учений» является формирование у студентов представлений об основных направлениях развития истории экономической мысли, о вкладе разных научных школ в развитие экономической теории.

Изучение истории экономических учений позволяет получить представление об этапах и логике развития экономической науки, и способствует пониманию происхождения, смысла и значения современных экономических взглядов и представлений.

Учебные задачи дисциплины

  • Определить изменение предмета и методов исследования на различных этапах развития экономической науки;

  • Сопоставить методологические подходы и теоретические позиции ведущих представителей различных школ, течений и направлений экономической мысли;

  • сформировать знания по вопросам возникновения, формирования и эволюции основополагающих категорий и теорий экономической науки;

  • систематизировать изучаемый материал в соответствии с сформировавшимися направлениями современной экономической науки.

  • сформировать навыки для самостоятельных оценок развития мировой и отечественной экономической мысли. Выработать понимание о возможных альтернативных вариантах хозяйственной политики и путях развития России на современном этапе.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «История экономических учений» относится к Вариативной части Профессионального цикла (Экономика) и к Вариативной части Гуманитарного, социального и экономического цикла (Менеджмент).

Изучение данной дисциплины опирается на предшествующее изучение дисциплин: «История», «Микроэкономика», «Экономическая история».

Знание истории экономических учений необходимы для дальнейшего изучения таких дисциплин, как: « Макроэкономика», «Экономика фирмы», «Деньги, кредит и банки», «Институциональная экономика», «Теория отраслевых рынков».


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины « История экономических учений»

Требования к результатам освоения содержания дисциплины


В процессе изучения курса истории экономических учений студент овладевает следующими общекультурными компетенциями:

  • знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

  • умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);

  • владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

  • умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

  • умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

и профессиональными компетенциями:

  • способностью к экономическому образу мышления (ПК-26);

  • способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);

  • пониманием основных мотивов и механизмов принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28);

  • способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);

  • знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);

  • умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);

  • способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).

Знать

  • основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки (ОК-1);

  • историю и логику развития экономической мысли, трансформацию ее основных учений, школ (ОК-4);

  • экономические воззрения представителей научных школ (ОК-5);

  • основные законы общеобразовательных дисциплин в профессиональной деятельности, методы экономического анализа и моделирования (ПК-30);

Уметь

  • использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности (ОК-9);

  • оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);

  • анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);

  • оценивать экономические основы поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков (ПК-30);

  • анализировать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).

Владеть:

  • методологией экономического исследования на основе изучения основных течений экономической науки (ОК-2;

  • методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче (ОК-5);

  • навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе исторических эпох и направлений (школ) экономической мысли (ОК-4;)

  • навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии (ОК-6).

Формы контроля освоения студентами дисциплины:


  1. Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):

  • Опрос по отдельным разделам дисциплины.

  1. Итоговый контроль знаний по дисциплине:

зачет: в устной форме;


4. Структура и содержание дисциплины « История экономических учений»





п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успевае-мости (по неделям семестра)

Форма промежуточ-ной аттестации (по семестрам)

1

Введение в историю экономических учений Ранние взгляды на экономику

1


4

2


2




Меркантилизм


2

1


1




Физиократия


4

2

2




Классическая политическая экономия


8

4


4




Теоретические концепции

Т. Мальтуса, Ж.Б. Сэя,

С. Сисмонди. Дж. Милля.


4

2


2




Марксистская политическая экономия


4

2


2

Опрос




Теория предельной полезности (маржинализм)


8

4


4





Теория общего экономического равновесия


4

2


2





Экономическая теория благосостояния


4

2


2




Неоклассическая теория

А. Маршалла


6

3


3

Опрос





Теория институционализма


4

2


2





Экономические взгляды Н.Д. Кондратьева.

1


4

2


2




Кейнсианство


6

3


3

Опрос




Монетаризм.


4

2


2




Теория неоинституционализма


8

4


4

Всего


72

36


36

Зачет

Тема 1. Введение в историю экономических учений. Ранние взгляды на экономику

История экономических учений как наука, ее задачи и место в системе экономических наук. Основные этапы развития экономической науки.


Предмет изучения истории экономических учений. Принципы и методы изучения в экономической науке. Направления и школы в истории экономических учений.

Особенности экономических воззрений в традиционных обществах восточных и античных цивилизаций. Экономические взгляды древнегреческих философов. Экономика и хрематистика.

Экономическая мысль средневековья как часть богословия. Особенности методологии средневековой экономической науки. Взгляды Ф.Аквинского.


Тема 2. Меркантилизм как первая теоретическая система.

Предпосылки развития меркантилизма. Великие географические открытия и их влияние на формирование международных товарно-денежных отношений. Меркантилизм и протекционизм как экономическая политика внешней торговли. Два этапа развития меркантилизма. Система денежного и система торгового баланса. Меркантилистские взгляды в современной экономике.

Тема 3. Физиократия

Экономические условия развития учения физиократов. Взгляды Ф. Кенэ. Теория чистого продукта, капитала (авансов), "Экономическая таблица" Кенэ. Взгляды Ж. Тюрго.



Тема 4. Классическая политическая экономия


Предпосылки формирования классической политической экономии. Особенности социально-экономического развития в Англии и Франции. Экономические взгляды У. Петти и П. Буагильбера.

Теория рыночного хозяйства А.Смита. Работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства", ее характеристика. Теория разделения труда, стоимости

( ценности), доходов, общественного продукта, капитала. Концепция "Невидимой руки" А.Смита.

Экономическое учение Д.Рикардо. Особенность предмета и метода Рикардо. Теория распределения доходов. Стоимость и цена.


Тема 5. Теоретические концепции Т. Мальтуса, Ж.Б. Сэя, С. Сисмонди. Дж. Милля

Противоречия классической политической экономии и дальнейшее развитие экономической науки. "Опыт о законе народонаселения" Т. Мальтуса и теория убывающей производительности. Теория трех факторов производства Ж.Э. Сэя. Закон Сэя.

Современное мальтузианство. Последователи Ж.Б.Сэя в современных условиях, реализация идей Сэя в неоклассической теории (Дж. Кейнс).

Особенности теории С. Сисмонди. Критика капитализма и социальные преобразования. Теория Дж. Милля.

Тема 6. Марксистская политическая экономия


Исторические условия формирования марксизма. Изменения в предмете и методе классической политической экономия. Трудовая теория стоимости. Теория капитала и прибавочной стоимости. Распределение доходов и воспроизводство общественного продукта. Вклад Ф. Энгельса и В.И. Ленина в экономическую науку


Тема 7. Теория предельной полезности (маржинализм)

Методологические особенности австрийской школы. Учение о благах и обмене Менгера и Бём-Баверка. Теория альтернативных издержек и вменения Визера. Теория капитала и процента Бём-Баверка. Теории предельной полезности: ординалистский и кардиналистский подход.

Предельная производительность факторов производства (Дж. Кларк).


Тема 8. Теория общего экономического равновесия

Леон Вальрас и его место в истории экономической мысли. Модель общего равновесия. Теория общего равновесия в XX в.. Макроэкономический аспект модели общего равновесия.


Тема 9. Экономическая теория благосостояния

Общая характеристика предмета исследования. Современные подходы к определению общественного блага. Оптимум по Парето. Вклад Пигу в развитие теории благосостояния. Фундаментальные теоремы благосостояния. Новый взгляд на проблему вмешательства в экономику


Тема 10. Неоклассическая теория А. Маршалла

Место Маршалла в истории экономической мысли. Метод частичного равновесия .Анализ полезности и спроса. Анализ издержек и предложения. Равновесная цена и влияние фактора времени.

Тема 11. Теория институционализма

Основные предпосылки формирования институционализма. Изучение влияния социально-экономических факторов на потребительское поведение. Теория показного потребления Т. Веблена. Социально-правовой институционализм Дж Коммонса. Теория деловых циклов У. Митчелла. Обновленный институционализм Дж. К. Гэлбрейта


Тема 12. Экономические взгляды Н.Д. Кондратьева.

Краткая характеристика научного наследия Кондратьева. Методологический подход к общей теории экономической динамики. Теория длинных волн и дискуссия вокруг нее. Проблемы регулирования, планирования и прогнозирования.

Тема 13. Кейнсианство

Критика Д. Кейнсом неоклассической школы. Теория «эффективного спроса». Теория сбережения и потребления. Инвестиции. Теория мультипликатора. Экономическая роль государства по Д.Кейнсу.

Теория Кейнса и ее интерпретация Дж. Хиксом


Тема 14. Монетаризм

Предпосылки формирования концепции монетаризма. Монетаризм: теоретические основы, выводы и рекомендации. Общая характеристика концепции. Эволюция монетаризма и его разновидности. Монетаристская концепция М. Фридмена и ее практические воплощения («рейганомика, тэтчеризм»).


Тема 15. Новая институциональная экономика

Методологические особенности и структура новой институциональной теории.
Права собственности, трансакционные издержки, контрактные отношения.
Теорема Коуза. Теория экономических организаций. Экономика права. Теория общественного выбора.

Эволюционный институционализм Д. Норта.


5. Образовательные технологии

Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы по дисциплине «История экономических учений» предусматривают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (диспутов, аналитических докладов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 20 % аудиторных занятий. Современный опыт преподавания показывает, что оправдывает себя проведение занятий в лекционно-семинарской форме с проработкой студентами темы на нескольких занятиях.


  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачету по курсу


  1. Периодизация направлений экономической мысли.

  2. Взаимосвязь экономической практики и экономической теории.

  3. Ранние представления об экономике (Аристотель, Ксенофонт).

  4. Экономическая мысль Средневековья.

  5. Тенденции развития экономических идей эпохи меркантилизма.

  6. Идеи меркантилизма в России.

  7. Классическая политическая экономия.

  8. Экономическая теория физиократов.

  9. Теоретические положения Ф. Кенэ о чистом продукте, производительном труде и капитале.

  10. Проблема воспроизводства в «Экономической таблице» Ф. Кенэ.

  11. Экономические взгляды А. Тюрго.

  12. Предмет и метод изучения А. Смита.

  13. Теоретические положения А. Смита о разделении труда, деньгах, стоимости.

  14. Теоретические положения Д. Рикардо о стоимости, классах и доходах.

  15. Теоретические положения Ж. Б. Сэя о трех факторах производства. Закон Сэя.

  16. Теоретические положения Т. Мальтуса.

  17. Теоретические положения Дж. С. Милля.

  18. Предмет и метод изучения К. Маркса.

  19. Теория капитала и прибавочной стоимости К. Маркса.

  20. Кругооборот капитала и воспроизводство в теории К. Маркса.

  21. Экономические воззрения С. Сисмонди.

  22. Теория предельной полезности австрийской школы.

  23. Теоретические воззрения К. Менгера.

  24. Теоретические воззрения Ф. Визера.

  25. Теория процента О. Бем-Баверка.

  26. Модель общего равновесия Л. Вальраса.

  27. Современные подходы к определению общественного блага. Оптимум по Парето.

  28. Вклад Пигу в развитие теории благосостояния.

  29. Теория А. Маршалла.

  30. Теория предельной производительности Дж. Б. Кларка.

  31. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлин.

  32. Общая характеристика институционализма.

  33. Концепция Т. Веблена. «Эффект Веблена»

  34. Правовой институционализм Дж. Коммонса.

  35. Концепция экономического цикла У.Митчелл.

  36. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина.

  37. Теория Эффективного спроса Дж. Кейнса.

  38. Неокейнсианские доктрины государственного регулирования экономики.

  39. Теория монетаризма. М. Фридмен.

  40. Теория неоинституционализма. Теория трансакционных издержек. Р. Коуз. О. Уильямсон.

  41. Теория прав собственности.

  42. Теория эволюционного институционализма Д. Норта.

  43. Теория экономической динамики Н.Д. Кондратьева.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «История экономических учений»

Основная литература:


  1. История экономических учений / Учебное пособие. Под ред. В. Автономова, О. Ананьева, Н. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2000- 2007.

Дополнительная литература

  1. Абалкин Л.И. Российская школа экономической мысли: поиск самоопределения. М.: Институт экономики РАН, 2000. – 74 с.

  2. Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. Пер. с англ. /Науч. ред. и вступ. ст. В.С. Автономова. М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004.

  3. Гловели, Г. Д. История экономических учений : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 080100 "Экономика" и 080102 "Мировая экономика" / Г. Д. Гловели ; Государственный университет - Высшая школа экономики. - Москва : Юрайт, 2011. - 742 с.

  4. Гусейнов, Р. М. Экономическая история; История экономических учений: учебник / Р. М. Гусейнов, В. А. Семенихина. - 3-е изд., стер. - Москва : Омега-Л, 2009. - 383 с.

  5. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1995. – 554 с.

  6. И907 История экономических учений: Учебник / Под ред. В.А. Жамина, Е.Г. Василевского. - Москва: Изд-во МГУ, 1989.

  7. История экономических учений : Учебник / Под ред.Худокормова А.Г. - Москва : Изд-во МГУ, 1994.

  8. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег //Антология экономической классики. М.: Эконов, 1993. Т. 2. С.135-432.

  9. Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. М.: Соцэкгиз, 1960. -551с.

  10. Классики кейнсианства: В 2-х т. Т.1 К теории экономической динамики / Р.Харрод. Экономические циклы и национальный доход. Ч.1-2. в т. 1.; Ч 3-4 в т.2. / Э.Хансен. М.: ОАО «Издательство «Экономика»», 1997.

  11. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. – 544 с.

  12. Мальтус Т.Р. Опыт о законе народонаселения //Антология экономической классики. М.: Эконов, 1993. Т. 2. С.5-134.

  13. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. М.: Госполитиздат, 1959. – С. 1-167.

  14. Маркс К. Капитал: В 3 т. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23-25.

  15. Маршалл А. Принципы политической экономии. М.: Прогресс, 1983-1984. Т. 1. – 416 с.; Т. II. – 310 с.; Т. III. – 351 с.

  16. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т. (Сопред. редкол. Г.Г. Фетисов, А.Г. Худокормов. М.: Мысль, 2004.

  17. Негиши Т. История экономической теории. М.: АО «Аспект-пресс», 1995. – 461 с.

  18. Новикова, З. Т. История экономических учений : учеб. пособие по специальности "Менеджмент организации" / З. Т. Новикова, В. Г. Смирнов, А. А. Чуб ; Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение Владим. гос. ун-т. - Москва : Академический Проект : Гаудеамус, 2007.

  19. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики /Пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. – 180 с.

  20. Ойкен В. Основы национальной экономии. М.: Экономика, 1996. – 351 с.

  21. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения //Антология экономической классики. Т. 1. М.: Эконов, 1993. – С. 397 -473.

  22. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968. – 600 с.

  23. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Кн. 1-2 // Антология экономической классики. М., 1993. Т. 1.

  24. Фридмен М. Количественная теория денег. М.: Эльф пресс, 1996. – 131 с.

  25. Ходжсон Д. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории / Пер. с англ. М.: Дело, 2003. – 464 с.

  26. Шумпетер Й.А. История экономического анализа: В 3 т. /Пер. с английского под ред. В.С. Автономова. СПб.: Экономическая школа, 2001. Т. 1. – LVI + 494 с.; Т. 2. – VIII + 494 с.; Т. 3. – X + 678 с.

Рекомендуемые электронные средства обучения и контроля знаний студентов


http://gallery.economicus.ru/

История Экономических учений

http://www.n-t.org/nl/ek

http://www.communicaid.co.uk/~iskra/ni/webres.htm

http://ek-lit.agava.ru/

Петрозаводский государственный университет имеет необходимый комплект лицензионного программного обеспечения


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

« История экономических учений»


Библиотечный фонд ПетрГУ, компьютерный класс с выходом в Интернет, мультимедийное оборудование.

Компьютеры, проекторы

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом методических рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика», профиль «Финансы и кредит». Квалификация (степень) - бакалавр




Автор: Акулова Ольга Витальевна, старший преподаватель


Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры экономической теории и финансов ПетрГУ «____» _____________ 2011 г. Протокол №____.


Программа одобрена на заседании Учебно-методического совета экономического факультета Петрозаводского государственного университета от ___________ года, протокол № ________.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

«Менеджмент» iconНаправление ооп 080200 Менеджмент
Профиль подготовки финансовый менеджмент, Производственный менеджмент, Маркетинг, Информационный менеджмент
«Менеджмент» iconРабочая программа дисциплины современный менеджмент
Специализации подготовки: «Общий и стратегический менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Маркетинг», «Финансовый...
«Менеджмент» iconПрограмма учебной дисциплины «Инвестиционный менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих занятия по учебной дисциплине, и студентов направления подготовки 080500. 68...
«Менеджмент» iconДокументи
1. /080200.62 Менеджмент Производственный менеджмент/080200.62.pdf
2. /080200.62...

«Менеджмент» iconДокументи
1. /080200.62 Менеджмент Производственный менеджмент/080200.62.pdf
2. /080200.62...

«Менеджмент» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 080200. 68 «менеджмент», программа «Финансовый менеджмент»
Общая характеристика магистерской программы «Финансовый менеджмент» направления 080200. 68 «Менеджмент» 2 Цель магистерской программы...
«Менеджмент» icon«Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки  fillin...
«Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «стратегический менеджмент» для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра для специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» подготовки специалиста
Адресность. Учебная программа рассчитана на подготовку бакалавров (направление 080500. 62 «Менеджмент») и специалистов (специальность...
«Менеджмент» iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Менеджмент инновационного проекта»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500. 68 "Менеджмент",...
«Менеджмент» icon«Менеджмент»
Менеджмент; подготовка бакалавра для специальности 080507. 65 Менеджмент организации, подготовка специалиста
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы