Семинарское занятие для педагогов тема: «агрессия у детей и подростков» icon

Семинарское занятие для педагогов тема: «агрессия у детей и подростков»



НазваниеСеминарское занятие для педагогов тема: «агрессия у детей и подростков»
Дата конвертации23.08.2012
Размер165,18 Kb.
ТипСеминар
скачать >>>

Кирик Лариса Петровна


СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Тема: «АГРЕССИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ».


Агрессия у детей и подростков.


1. Природа агрессии.

2. Агрессивное поведение как проявление психологической защиты.

3. Возрастные особенности агрессивного поведения.

4. Причины непатологической агрессии детей и подростков.

5. Роль семьи в проявлении агрессивности у детей и подростков.

6. Психологические исследования.

7. Профилактика агрессии.

8.Технологии нейтрализации агрессивных проявлений у детей и подростков.


1

1.Прежде чем говорить об агрессивности, рассмотрим, что же такое агрессия, какова её природа. С точки зрения ведущих учёных психологов, агрессия берёт начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание. В целом мужскому полу приписывается большая склонность к агрессии и физическому насилию и это не случайно, т.к. обусловлено влиянием половых хромосом и гормонов. В крови мужчин в 10 раз больше тестостерона, который влияет, в том числе и на спонтанную агрессивность, а также склонность к доминированию. Поэтому процент предрасположенности к агрессивному поведению среди мальчиков гораздо выше, чем среди девочек.

Кроме того, в подростковом возрасте, в момент полового созревания, происходит повышение уровня тестостерона, что провоцирует агрессивное поведение. Поэтому именно подростковый возраст требует большего внимания со стороны взрослых. Исследования показывают, что воспитание и образование в значительной степени снижают склонность к насилию. Чем лучше воспитание и выше уровень образования, тем ниже уровень содержания тестостерона в крови, тем менее проявляется агрессивное поведение.

В смысле позитивности – негативности агрессия подразделяется на доброкачественную и злокачественную. Так доброкачественная агрессия способствует поддержанию жизни и является адаптивной. К доброкачественной агрессии относится самооборона, а также псевдоагрессия, при которой ущерб наносится ненамеренно. Псевдоагрессия включает в себя: несчастные случаи, игровую агрессию (борьба, фехтование) и агрессию как социально приемлемое самоутверждение в условиях конкуренции. Так называемая «напористость». Поэтому стоит бороться только с социально опасными формами агрессивного поведения.

Недостаток приемлемой агрессии приводит к блокированию самоутверждения и самореализации к слепому подчинению и ненужной жертвенности. Доброкачественная агрессия необходима для разрушения устаревших образцов, норм, для проведения инноваций. Любая творческая деятельность подразумевает отрицание сложившегося порядка и установления новых правил, теорий, законов.

2.Агрессивное поведение в ряде случаев может выступать как проявление работы защитных механизмов и служить сигналом интенсификации психологической защиты. Функцией психологической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность, переживаний. Таким образом, и само агрессивное поведение может быть защитным.

Пока поступающая извне информация не расходится со сложившимися у ребёнка представлениями об окружающем мире, о себе, ребёнок не испытывает дискомфорта. Но как только намечается какое – либо расхождение, перед школьником встаёт проблема: либо изменить идеальное представление о самом себе, либо каким – то образом переработать информацию. Именно при выборе последней стратегии начинают действовать механизмы психологической защиты. Психологическая защита инициируется исключительными, острыми ситуациями. Главная задача психологической защиты – устранение психологического дискомфорта, а не реальное решение ситуации. Психологическая защита интенсифицируется тогда, когда при попытке преобразить травмирующую ситуацию все ресурсы и резервы оказываются почти исчерпанными. В поведении подростка центральное место занимает саморегуляция и человек отказывается от конструктивной деятельности. О действии психологической защиты можно говорить тогда, когда, например, вместо выявления причин проблемной ситуации человек начинает искать «виновного» и продумывать способы защиты.

3.Поведение ребёнка существенно зависит от эмоционального климата в семье, прежде всего отношений с матерью. Жестокое обращение и халатное выполнение материнских функций приводит к сильным страданиям ребёнка и формирует у него склонность к вспышкам гнева, а в последствии трудности в социальной адаптации.

2

Агрессивные дети обычно вырастают в семьях, где мало интересуются развитием ребёнка и предпочитают наказание заботе и терпеливому объяснению. В семье ребёнок проходит первичную социализацию. Выявлено, что жестокие наказания коррелируют с высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный присмотр за детьми, вседозволенность связаны с асоциальной направленностью. Слишком большая свобода ребёнка, неспособность родителей совладать с энергичным и требовательным поведением подростка и неумение научить его правилам поведения формируют стиль силового доминирования и неподчинения. Наказание является эффективным, если оно последовательно, адекватно проступку и сопровождается доброжелательным объяснением правил поведения. В качестве наказаний могут быть использованы лишения поощрений, временная изоляция от сверстников, а не демонстрация враждебного отношения.

В целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребёнок чувствует себя незащищённым, в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребёнок прибегает к защитно – агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха может стать направление агрессии на самого себя. Аутоагоессия проявляется по – разному, например, в саморазрушительных фантазиях, в робости или идеях самонаказания. В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению к более слабым («выбранной жертве») ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Проявление агрессивного поведения школьников друг к другу в ряде случаев становится серьёзной проблемой. Резко негативная реакция учителей и родителей на подобное поведение не только не уменьшает агрессивность детей, но, напротив, усиливает её, поскольку служит косвенным доказательством силы и независимости последних. Тем не менее именно учитель, его авторитет и умение открыто выражать своё отношение к агрессивному поведению побуждает детей выбирать более социально одобряемые формы поведения.

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широко распространены ритуалы посвящения в члены группы или испытания новичков. Ритуалы усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идейной основой её жизнедеятельности. Мифы широко используются группой для оправдания её внутригрупповой агрессии. Насилие «Одухотворённое» групповым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе.

Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров и отверженных. Лидеры с помощью агрессивных действий укрепляют своё первенство, а отверженные группой проявляют неудовлетворённость своим положением.

Таким образом, отрочество является периодом острого кризиса взросления и часто сопровождается рискованным поведением и девиациями. Если родители готовы предоставить подростку больше самостоятельности, независимости, формировать с ним более равноправные и сотрудничающие отношения, то кризис взросления проходит быстрее и легче. Подросток стоит перед задачей формирования собственных взглядов на жизнь и нуждается в мудром ненавязчивом совете взрослого. Педагогическая запущенность приводит к устойчивым поведенческим нарушениям. В тот или иной момент жизни многие дети совершают серьёзные проступки – кражу, обман, драки, вандализм. Устойчивым такое поведение становится чаще всего, если мальчик растёт без отца и не имеет мужской модели для подражания. По данным статистики, самый высокий процент преступности среди несовершеннолетних наблюдается в больших городах, в районах с низким социально – экономическим статусом. Однако бедность и семейное

3

неблагополучие могут быть компенсированы стремлением юношей и девушек приспособиться к жизни, сделать карьеру, создать полноценную семью и научиться контролировать собственную враждебность. В целом, после 15 лет физическая агрессия начинает снижаться.

Можно заключить, что агрессивное поведение для детского и подросткового возраста – достаточно обычное явление. Более того, в процессе социализации подростка агрессивное поведение имеет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внутренней угрозы, способствует адаптации. В связи с этим можно говорить о двух видах проявления подростковой агрессии – «доброкачественно-адаптивной» и «деструктивно - дезадаптивной». Причём для развития личности ребёнка и подростка опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих. В случае, когда насилие даёт различные привилегии (признание, внимание и т.д.), у детей и подростков с большой вероятностью формируется поведение, основанное на культе силы.

Агрессивные дети отличаются бедностью и своеобразием ценностных ориентаций, предпочтение экстремальности, материальных ценностей, свобода, развлечения. Неагрессивные подростки старших классов выбирают ценности профессиональной самореализации (интересная работа, развитие), для девочек ценность счастливой семейной жизни. Следовательно, увеличение уровня развития смысложизненых ориентаций личности способствует снижению уровня агрессивных проявлений подростков, снижению уровня «обиды на весь мир».


4. Большинство западных специалистов, исследующих девиантное поведение, считают, что агрессия обусловлена средовыми факторами. Отклоняющееся поведение усиливается в условиях социальной дезорганизации, при резких изменениях в обществе, когда ослабевает нормативный контроль. Источником агрессивности также является недоступность для некоторых социальных групп общественно – ценных благ, включая образование, работу и т.д. Следовательно, девиантные дети являются жертвами социального устройства. Их поведение представляет собой попытку амбициозных малообеспеченных лиц добиться желаемого статуса и материального положения единственными доступными им средствами.

В отечественной психологии в качестве основной причины непатологической агрессии рассматривается педагогическая запущенность. Социальным фоном недисциплинированности ребёнка является плохое поведение и судимость родителей, частая смена ими работы. Личностные факторы риска проблемного поведения – это низкая самооценка, отчаяние и наличие друзей с отклоняющимся поведением. Однако положительное отношение к школе, нетерпимость к девиантности, хорошие отношения со взрослыми и сверстниками способствуют просоциальному поведению даже в случае низкой самооценки и семейного неблагополучия.

Расстройство поведения диагностируется при наличии не менее 5 из нижеперечисленных признаков:

1) необычные для возраста ребёнка частые и тяжёлые изъявления гнева, ярости;

2) частые споры с родителями;

3) частое активное отвергание пожеланий и предписаний взрослых;

4) частое, очевидно преднамеренное стремление рассердить окружающих;

5) частое возложение ответственности за свои ошибки и неправильное поведение других;

6) часто чувствует, что окружающие ему досаждают;

7) часто недоволен, рассержен;

8) часто испытывает ненависть, желание отомстить;


4

9) частая ложь или невыполнение обещаний для получения материальной выгоды, привелегий или освобождения от ответственности;

10) часто затевает драки;

11) использует холодное, огнестрельное оружие и потенциально опасные предметы;

12) часто вопреки запретам родителей находится вне дома в тёмное время суток (начиная с 13 лет)

13) физическая жестокость к окружающим ;

14) жистокое обращение с животными;

15) умышленно разрушительное обращение с чужой собственностью;

16) умышленный поджог с риском или намерением причинить серьёзный вред;

17) кража ценностей, подлог без конфронтации с жертвой (в магазине, квартирная кража, подделка подписи);

18) частые прогулы в школе, начиная с 13 лет);

19) побег из дома дольше чем на одну ночь, за исключением попыток избежать таким образом жестокого обращения взрослых;

20) любое преступное действие, сопряжённое с прямым нападением на окружающих

21) принуждение к сексуальному контакту;

22) частое издевательство над другими (умышленное запугивание, причинение боли и др.)

23) взлом помещений, автомобилей и т.д.


5.Говоря о связи между социализацией подростков и их семейными условиями, можно выделить три основные особенности, определяющие поведение ребёнка: его готовность устанавливать зависимые (интимно – личностные) отношения, степень развития ответственности, силу мотивации к агрессии. Семья должна создавать «минимальные условия» эффективной социализации.

Первым важным условием является стимулирование мотивации привязанности, посредством которой ребёнок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих. Второй необходимой предпосылкой выступает «давление социализации» в форме последовательных требований и ограничений, при условии, что родители сами разделяют социальные нормы). Напротив, враждебные формы поведения закладываются в семье в результате фрустрации потребности в родительской любви, постоянного применения наказания (его преобладание над методами поощрения желательного поведения), несогласованности требований со стороны родителей, демонстрации агрессии самими родителями.

Таким образом, в соответствии с «теорией асоциальной агрессии» агрессивное поведение ребёнка, прежде всего, вызывается недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного и обоих родителей. Переживая фрустрацию, ребёнок испытывает боль, которая при отсутствии понимания и смягчения переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребёнка. Кроме того, используя агрессию, ребёнок не редко добивается своих целей, управляя окружающими. Постепенно агрессия и нарушение правил начинают систематически использоваться как способы получения желаемого результата. Девиантное поведение закрепляется.

Перечислим семейные факторы формирующие агрессивное поведение детей.

1. Фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая, холодная мать), что, в свою очередь, вызывает ранние травматические переживания ребёнка.


5

2. Фрустрация других базовых потребностей ребёнка, игнорирование его интересов.

3. Жестокое обращение с ребёнком (физические наказания, угрозы, запугивание, грубость, оскорбления, аффектация, доминирование негативных оценок, культ силы в семье, доминирование запретов, ограничение двигательной активности ребёнка).

4. Физическое или сексуальное насилие по отношению к ребёнку.

5. Хронические конфликты в семье.

6. Научение агрессивному поведению через наблюдение за кем – то в семье, демонстрирующим власть или «успешное» агрессивное поведение (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать).

7. Острая травма или утрата (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах.

8. Слабость родителей (беспомощная мать, уклоняющийся отец), их неспособность постоять за себя и за ребёнка.

9. Недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания.

10. Негативное влияние сибсов (непринятие, ревность или жестокость с их стороны).

11.Потворствование ребёнку родителями в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения.

12. Гипперпротекция – чрезмерное количество указаний, повышенная тревога за здоровье ребёнка, чрезмерное внимание.

13. Чрезмерная стимуляция ребёнка – слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сёстрам.

14. Несогласованность требований к ребёнку со стороны родителей, вследствие чего у ребёнка не возникает чёткого понимания норм поведения.

15. Личностные особенности родителей (раздражительная мать, жестокий психопатичный отец, психические заболевания у родителей).

16. Скученность проживания, невозможность удалиться, побыть одному.

17. Скука, недостаток стимулов.

18. Субнормальная агрессия – полное отсутствие.


6.В классе проводились исследования предрасположенности к развитию агрессивного поведения подростков. При этом использовался тест, направленный на диагностику так называемой мотивационной агрессии. В тесте исследуются следующие виды агрессивных реакций:

1.Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2.Косвенная агрессия – агрессия, окольными путями направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3.Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов.


6

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

(Обсуждение результатов исследования).


7.Одной из наиболее эффективных и адекватных форм психологического воздействия на лиц, склонных к агрессивному поведению, большинством специалистов выделяется поведенческая коррекция.

Поведенческий подход имеет ряд очевидных преимуществ, среди которых – концептуальная чёткость и относительная простота методов. Кроме того, он непосредственно направлен на поведенческие изменения и имеет выраженный практический характер. Психологическое воздействие может быть направлено на:

  • ослабление или устранение агрессивного поведения;

  • усиление ассертивного поведения;

  • развитие способности понимать свои чувства;

  • уменьшение эмоциональных реакций (например, тревоги), сопровождающих агрессивное поведение;

  • формирование навыков адекватного и безопасного выражения гнева;

  • развитие способности расслабляться;

  • развитие способности самоутверждаться;

  • развитие эффективных социальных навыков(например, конструктивного разрешения конфликтов).

Достижение позитивных поведенческих изменений в конкретном направлении является целью коррекции агрессивного поведения.


8.Технологии нейтрализации агрессивных проявлений у детей и подростков.

Для оптимизации конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей и подростков разработаны специальные рекомендации для взрослых. Правила экстренного вмешательства позволяют в конфликтной ситуации с агрессивными детьми и подростками обеспечивать позитивное разрешение конфликтов и устанавливать партнёрские отношения.

Правило 1. Игнорировать незначительную агрессию. В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, целесообразно использовать следующие позитивные стратегии.

- простое игнорирование реакций

- выражение понимания чувств ребёнка: «Я понимаю, что тебе обидно»;

- переключение внимания или предложение какого – либо задания;

- позитивное обозначение поведения: «Ты злишься потому, что ты устал».

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и не опасная агрессивная реакция в ряде случаев не требует вмешательства со стороны. Игнорирование является мощным способом гашения нежелательного поведения.

Правило 2. Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка.

Негативная оценка личности является одной из наиболее распространённых причин перехода агрессивных реакций в устойчивое агрессивное поведение. Родители и педагоги склонны обобщать однократные поступки до личного ярлыка. Дети, проявляющие агрессию, моментально получают репутацию «агрессивных», «конфликтных». Самое опасное, если эту характеристику усваивают сверстники.


7

Окружающие начинают ожидать от ребёнка или подростка агрессивного поведения, тем самым провоцируя его. Проводить чёткую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения.

Самое главное – дать описание поведения без его оценки. После того как ребёнок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение более подробно, объяснить почему его поступки не приемлемы, избегая субъективных оценочных слов. Оценивая поведение ребёнка, следует опелировать только к фактам и к тому, что произошло только что. Объяснить что его поведение вредит не столько окружающим, сколько ему самому. Очень важным является анализ возможных конструктивных способов поведения в конкретной ситуации.

Правило 3. Контролировать собственные негативные эмоции. Если взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он

- не подкрепляет агрессивное поведение;

- демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией;

- сохраняет партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.


Правило 4. Не усиливать напряжение ситуации.

Типичные действия взрослого, усиливающие напряжение и агрессию:

  • повышение голоса, изменение тона на устрашающий

  • демонстрация власти «Будет так как я скажу»;

  • крик, негодование;

  • агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцеплённые руки, разговор «сквозь зубы»;

  • сарказм, насмешки;

  • оценка характера ученика, его личности, личностей его родителей;

  • использование физической силы;

  • втягивание в конфликт других людей;

  • настаивание на своей правоте;

  • нотации, проповеди;

  • угрозы или наказания;

  • оправдания, защита;

  • обобщения типа: «Все вы одинаковые»;

  • придирки;

  • передразнивания;

  • сравнение с другими детьми;

  • команды, жёсткие требования, давление;

  • подкуп, награды.


Правило 5. Обсуждать проступок.

Необходимо обсуждать нежелательное поведение ребёнка всякий раз, когда оно превышает допустимый порог. Анализировать поведение нужно не в момент самой выходки, а только после того, как ситуация разрешится и обе стороны успокоятся. В то же время обсуждение необходимо провести как можно скорее после инцидента. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, а затем обсудить в группе или в семье.

Правило 6. Сохранять положительную репутацию.

Ребёнку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное – публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защиты. Их цель

8

– сохранить самоуважение, так как плохая репутация и негативный ярлык опасны и, закрепившись за ребёнком, становятся самостоятельной побудительной силой агрессивного поведения личности.

Правило 7. Демонстрировать модели неагрессивного поведения.

Альтернотивное поведение взрослого, направленное на снижение напряжения ситуации, может включать в себя следующие приёмы:

- выдерживание паузы;

- тайм – аут - предоставление возможности подростку успокоится наедине;

- внушение спокойствия невербальными средствами;

- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов

- использование юмора

- признание чувств и интересов собеседника

- сообщение своих интересов;

- апелляция к правилам.

Главное условие - искренность взрослого, соответствие словам его невербальных реакций.

Любая оригинальная или просто нестандартная реакция педагога на агрессивное поведение циников помогает разрядить конфликтную ситуацию лучше, чем любые угрозы

и административные меры.

Работа над проблемами агрессивного поведения наших детей в полной мере зависит от знаний, терпения и мудрости взрослых, т. е. нас с вами.

Литература

  1. Рогов Е.И.. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1996.

  2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В.. Справочник психолога средней школы. Ростов: Феникс, 2003.

  3. Романов А.А.. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. М.: школьная пресса, 2003.

  4. Платонова Н.М.. Агрессия у детей и подростков. СПб.: Речь, 2004.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Семинарское занятие для педагогов тема: «агрессия у детей и подростков» iconСеминарское занятие для учителей начальных классов тема: «детские страхи у детей младшего школьного возраста»
Обучить приемам сохранения психического здоровья и приемам предупреждения эмоциональных расстройств у детей
Семинарское занятие для педагогов тема: «агрессия у детей и подростков» iconСеминарское занятие 8 и 9 Судебное заседание
Семинарское занятие рассчитано на 4 часа. Рекомендуется провести его в форме имитации заседания в суде общей юрисдикции или арбитражного...
Семинарское занятие для педагогов тема: «агрессия у детей и подростков» iconВопросы к экзамену по гигиене детей и подростков для студентов IV курса по специальности "Педиатрия"
Гигиена детей и подростков. Определение понятия. Методы исследования. Основные проблемы на современном этапе. А. В. Мальков – основоположник...
Семинарское занятие для педагогов тема: «агрессия у детей и подростков» iconТема: детская агрессия
Цель: помочь родителям осознать причины и последствия агрессивного поведения подростков
Семинарское занятие для педагогов тема: «агрессия у детей и подростков» iconВнеклассное мероприятие Внеклассное мероприятие антиникотиновая акция «Никотину нет!» Мероприятие разработано для учащихся 7-9 классов. Антиникотиновая акция по профилактике курения для подростков, пропаганда здорового образа жизни
Воспитательное занятие ориентированно на детей 5 класса общеобразовательной (коррекционной школы). Занятие соответствует воспитательной...
Семинарское занятие для педагогов тема: «агрессия у детей и подростков» iconКонтрольная работа по риторике Тема: Агрессия Выполнила студентка 4 курса Макарьева Ольга Викторовна
Примеры проявления агрессий агрессия самоутверждения, групповой нарциссизм, сопротивление истине
Семинарское занятие для педагогов тема: «агрессия у детей и подростков» iconЛитература для подготовки к семинару
Семинарское занятие №1 для 4 курса факультета мо по международному частному праву
Семинарское занятие для педагогов тема: «агрессия у детей и подростков» iconТема: «Библейские мотивы в творчестве Б. Пастернака». (Семинарское занятие, 2 часа) Цели и задачи урока
Межпредметные связи: изобразительное искусство и литература, музыка и литература, история и литература
Семинарское занятие для педагогов тема: «агрессия у детей и подростков» iconШизофрения у детей и подростков
Она сопровождается в первую очередь характерными нарушениями мышления, эмоций и воли, приводит к специфическому дефекту психики и...
Семинарское занятие для педагогов тема: «агрессия у детей и подростков» iconО проблеме организации досуга детей и подростков
Россияне, особенно люди старше 50 лет, считают современных детей и подростков агрессивными, озлобленными, склонными к аморальным...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы