Программа элективного курса «медицинская география» Для профильных классов ( медицинского направления) icon

Программа элективного курса «медицинская география» Для профильных классов ( медицинского направления)



НазваниеПрограмма элективного курса «медицинская география» Для профильных классов ( медицинского направления)
Дата конвертации23.08.2012
Размер217,76 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>



ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

« МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ»

Для профильных классов ( медицинского направления)

Учитель: Елена Александровна Базлова


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ 10 класс ( 34 часа)


С 1997 учебного года гимназия работает по программе «Школа-Вуз» в сотрудничестве с Ярославской медицинской академией – был открыт первый медицинский класс на базе 10 класса. Необходимость введение элективного курса « Медицинская география» обусловлено переходом школы на профильное образование и повышенной мотивацией к данному курсу.

Здоровье человека во многом зависит от естественных природных факторов, от уровня развития общества, научно-технических достижений, условий жизни и труда, состояния окружающей среды. Все эти факторы тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности либо способствуют укреплению здоровья, либо вызывают определённые болезни.

Медицинская география изучает природные условия с тем, чтобы выявить закономерные влияния комплекса этих условий на здоровье людей. При этом непременно учитываются социально- экономические факторы.

Медицинская география является интегрированной наукой, и содержание её включает медицинские, биологические, географические, исторические, химические, физические знания. Первые представления о влиянии природных и социально-экономических факторов на здоровье людей начали формироваться ещё в далёкой древности. С развитием человеческого общества - усложнением хозяйства, возникают новые болезни и необходимость оказания соответствующей врачебной помощи. В настоящее время два понятия « география» и « медицина» поставлены рядом.

Цель элективного курса:


Раскрытие отношения географии к проблемам здоровья человека, зависимости его состояния от качества окружающей среды знакомство с медико-биологическими ресурсами.

Задачи курса:


  • овладение основами науки;

  • медико-географическая оценка отдельных элементов природы, отдельных природных комплексов и экономических условий, влияющих на состояние здоровья человека;

  • разработка медико-географических прогнозов для обжитых районов, подлежащих в будущем экономическому освоению, а также тех территорий, в пределах которых наиболее интенсивно преобразуется природа в результате хозяйственной деятельности человека;

  • составление методик- географических карт, отражающих положительное и отрицательное влияние среды обитания и социально экономических условий на состояние здоровья;

  • изучение закономерностей географии отдельных болезней и составление карт их распространения;

  • изучение вопросов адаптации человека к экстремальным условиям;

  • изучение заболеваемости жителей Владимирской области ( по данным эпидемиологической службы)

Место элективного курса « медицинская география» в образовательном процессе:

Элективный курс рассчитан для учащихся медицинских классов с учётом регионального компонента.


Методы и формы обучения.

методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся; тренинги; лабораторный эксперимент; реферативные и экспериментальные исследования проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся, интерактивные методы (эвристические методы, учебный диалог , метод проблемных задач, деловые игры);самостоятельная работа учащихся с различными' источниками информации, включая Интернет-ресурсы.

Формы организации познавательной деятельности учащихся -индивидуальные, групповые, коллективные.

Формы учебных занятии-, интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, уроки с элементами моделирования ситуаций и деловыми играми, экскурсии практикумы, нетрадиционные уроки (альманахи, презентации, «круглые столы», уроки решения ключевых задач, интегрированные уроки, уроки защиты творческих проектов.

Ожидаемый результат:


Основные знания

Основные умения

-связь географии с другими науками;

-комплексные геодисциплины;

-роль географии в раскрытии взаимодействия человека, общества и среды;

понятие «медицинская география»

-понятие о природных и социально-экологических факторах в медицинской географии.

-понятия «здоровье» и «болезнь»

-география болезней

-географические факторы:

  • Солнечная радиация;

  • Лунное свечение;

  • Космическое излучение

-метеорологические факторы:

  • Температура

  • Ветер

  • АД

  • Влажность

-геохимические факторы

биогехимические провинции и связь с ними энд.заболевания.

-адаптация и ее виды, адаптивный тип.

-акклиматизация, ее виды и фразы.

-Социально-экологические факторы:

-медико-географическая оценка населения и населенных пунктов.

-человек и город.

-медико-географическая оценка пр-ти.

-человек и воздух, вода, почвы

-медико-географические условия

-окружающая среда и здоровье

-медико-географическая оценка, природные факторы, социально-экономические факторы

-здоровье, статистические показатели здоровья, факторы здоровья.

Болезнь, виды болезней

Геофизические факторы, зоны ультрафиолетовой радиации, озон, ветер, соли, радиация, снеговая слепота, тепловая катаракта.

-космическое излучение, радиационные пояса Земли.

-гипертония, метер. факторы.

-лунные ритмы, магнитные бури, магнитное поле, его виды

-гипотермия, обморожения, ожоги, перегревание организма, солнечный удар, тепловой удар, терморегуляция

-геохимические факторы

анемия, уровская болезнь, эндокринные заболевания

-адаптация, адапт.синдром, болезни адаптации и виды этих болезней

-основные адаптативные типы человека.

-адаптация к сут. ритмам, гипоксия, горная болезнь, фазы, акклиматизация.

-эколого-географические условия медико-санитарные условия

-аудиология, вибрация, вибрационные болезни, источники вибрации и шума, токсиканты, шумовая болезнь, электромагнитные излучения.

-токсичные туманы, явления компенсаторного характера.

-столбняк.

-заболеваемость, защита окружающей среды, оценка качества окружающей среды.

-переносчики инфекций, природноочаговые болезни, токсины

-тропические болезни

-яд растений, животных в т.ч. ВО, холера

-аллергическая реакция.

-солнце, воздух, вода

-фитотерапия

-география отдыха и туризма

-роль солнца, воздуха, воды, рационального питания для здоровья человека.

-понятия «курорты», «рекреационные ресурсы», их виды.

-понятия фитотерапия, лекарственные растения, правила их сбора.

-ландшафтотерапия



По дополнительной литературе готовить сообщения.

Приводить примеры благоприятного и неблагоприятного влияния природных факторов на здоровье человека.

Доказать, что в формировании здоровья индивидуума важную роль играют все факторы здоровья.

Давать характеристику основных типов нозоареалов

Вести наблюдения за состоянием здоровья близких во время магнитных бурь, перепадов температур, АД, объяснить результаты

Работать по карто-схеме

Составлять репортаж по итогам экскурсии

Составлять медико-географическую характеристику своей местности.





Состав и последовательность основных разделов курса « Медицинская география»


Введение

1.Что такое медицинская география? Медицинская география- это отрасль науки, изучающая природные условия местности с целью познания закономерностей влияния комплекса на здоровье людей.

Раздел I Что изучает медицинская география

1.Понятие природных и социально- экономических факторах в медицинской географии. Механизм акклиматизации. Социально- экономические факторы.

2. Здоровье и болезнь. Здоровье индивидуума, здоровье нации, статистические показатели здоровья; факторы здоровья.

3.География болезней. Болезни локальные, болезни повсеместные, нозоареал, типы нозоареалов.

4. Солнечная радиация и биосфера. Их взаимодействие. Альбедо, географические факторы, зона дефицита ультрафиолетовых лучшей, зона у/ф радиаций, зона у/ф комфорта. Инфракрасное излучение, снеговая слепота, ультрафиолетовое голодание.

5. Влияние лунного свечения на жизнедеятельность организмов. Земной магнетизм, лунные ритмы, магнитные бури, магнитное поле.

6 .Космическое излучение. Околоземные пояса радиации. Открытие Гесса.

7. Влияние температуры на организм человека. Гипотермия, метеорологические факторы, обморожение, ожоги, перегревание организма, солнечный удар, терморегуляция.

8. Влияние ветра, атмосферного давления на организм человека. Влияние ветра на терморегуляцию. Реакция крови на атмосферное давление.

9. Влияние влажности воздуха на организм человека. Метеотропные реакции.

10. Геохимические реакции. Биогенная миграция атомов «Металлы жизни».

11. Биогеохимические провинции. Поровые концентрации химических элементов. Загрязнением фтором, ртутью.

12. Эндемические заболевания. Владимирская область.

13. Адаптация. Адаптимный тип. Адаптационный синдром, болезни адаптации, фазы адаптации. Основные адаптационные типы человека. Близорукость, дальтонизм.

14. Акклиматизация. Ориентировочная: Высокая реактивность, нормализующая фаза, полная акклиматизация.

15. Адаптация к суточным ритмам. Гипоксия. Горная болезнь.

Раздел II

Социально-экономические факторы, влияющие на здоровье человека.

  1. Медико-географическая оценка населения и населенных пунктов.

  2. Город и человек. Шумовой фактор. Аудиология. Вибрация.

  3. Электромагнитные излучения. Радиоволны сантиметровые.

  4. Механические загрязнение городов. Бытовые отходы.

  5. Медико-географическая оценка промышленности, сельского хозяйства, транспорт. Человек и воздух.

  6. Погода и самочувствие человека. Суточные ритмы, погодные условия, биоритм, самочувствие.

  7. Человек и вода. Минеральная вода.

  8. Человек и почвы. Загрязнение почв. Сибирская язва. Столбняк.

  9. Ландшафт как фактор здоровья. Экосистема города. Городской ландшафт.

  10. Эпидемиологические свойства почвы. Нитраты. Канцерогены.

  11. Окружающая среда и здоровье человека. Заболеваемость. Защита окружающей среды. Оценка окружающей среды. Экологическая оценка Владимирской области..

  12. Питание и здоровье человека. Рациональное питание.

Раздел III

Нозогеография ( география болезней своей местности)

  1. Болезни.. Вызываемые природными и социально-экономическими факторами.

  2. Социально-экологические проблемы Владимирской области. Демографические, экономические, экологические проблемы.

  3. Составление и анализ нозологических карт. Статистическая обработка первичных материалов. Построение карты.. Анализ карты и выявление региональных особенностей нозологической ситуации.

  4. Меры, способствующие снижению радиации в организме.

Раздел IV

Ресурсы здоровья

1.Лечебные и рекреационные природные ресурсы. Солнце, воздух и вода. Фототерапия.

2 Рекреационные возможности Владимирской области

Название учебных тем (разделов) и время на их изучение.





П/П

Тема урока

Срок проведения

1

Введение Что такое медицинская география?


сентябрь

2

Понятие природных и социально- экономических факторах в медицинской географии. Семинар Геофизические факторы природной среды, их влияние




3

Здоровье и болезнь. .




4

География болезней. Болезни локальные, болезни повсеместные, нозоареал, типы нозоареалов.

Практическая работа №1

«Ознакомление по картам и на местности с природными явлениями»





5

Солнечная радиация и биосфера. Их взаимодействие.

октябрь

6

Космическое излучение.




7

Влияние температуры воздуха на организм человека.




8

Влияние ветра. Атмосферного давления на организм человека.




9

Влияние влажности воздуха на организм человека.

ноябрь

10

Геохимические факторы.




11

Биохимические провинции Семинар . Геохимические факторы природной среды, болезни, с ними связанные. Биогеохимические зоны и провинции




12

Эндемические заболевания

декабрь

13

Адаптация Адаптивный тип




14

Акклиматизация. Адаптация к суточным ритмам.




15

Медико-географическая оценка населения и населённых пунктов.

Практическая работа №2 «Ознакомление с социально-экономическими факторами, влияющими на здоровье человека»





16

Человек и город.

январь

17

Электромагнитные излучения




18

Механические загрязнение городов




19

Медико-географическая оценка промышленности, сельского хозяйства, транспорт

февраль

20

Погода и самочувствие человека




21

Человек и вода




22

Человек и почвы.




23

Ландшафт как фактор здоровья Семинар. Загрязняющие вещества и специфика заболеваний человека, с ними связанных. Способы картографирования медико-географических ситуаций, вызванных техногенными факторами.

март

24

Эпидемиологические свойства почвы




25

Окружающая среда и здоровье человека.




26

Питание и здоровье человека Семинар . Географические особенности питания населения земного шара и алиментарные болезни.

Проект « Здоровое питание»




27

Болезни.. Вызываемые природными и социально-экономическими факторами. Семинар. Заразные болезни, источники и факторы их распространения.



апрель

28

Составление и анализ нозологических карт. Семинар Природно-очаговые болезни, их ареалы.





29

Меры, способствующие снижению радиации в организме




30

Лечебные и рекреационные природные ресурсы

Тема 8. Медико-географическая характеристика регионов России.





31

Рекреационные возможности Владимирской области

Проект « Наше здоровье – в наших руках»


май

32

Семинар Медико-географическая ситуация на территории Владимирской области.





33

Тема 7. Методы медико-географических исследований, их применение в конкретных ситуациях.





34

Практическая работа 4,5 ( по выбору)

«Выявление рекреационных ресурсов Владимирской области»

Составление образа «Экологически грамотный турист»

«Составление медико –географической характеристики своей местности»








ТЕМЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ И ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

1 Становление и развитие медицинской географии в России и за рубежом.

2. Классификация болезней по характеру особенностей среды (медико-географическая).

3. Болезни, обусловленные геофизическими факторами, их распространение.

4. Болезни, обусловленные геохимическими факторами среды, закономерности их размещения.

5. Роль В.И. Вернадского, А.П. Виноградова, В.В. Ковальского в становлении и развитии геохимической экологии.

6. Представление о пороговых концентрациях химических элементов.

7. Болезни, обусловленные геохимическими особенностями пищи. Гипо- и авитаминозы.

8. Болезни, вызванные ядами и аллергенами растительного происхождения.

9. Болезни, вызванные ядами и аллергенами животного происхождения.

10. Эпидемиология как наука, её связь с медицинской географией.

11. Типы эпидемического процесса. Понятие об эпидемической триаде Л.В. Громашевского.

12. Факторы развития инфекции. Представление о переносчиках болезней.

13. Особенности больного организма (восприимчивость, чувствительность). Элементы учения об иммунитете.

14. Болезни, вызываемые живыми возбудителями. Классификация заразных болезней: антропонозы (аксенозы, метаксенозы), зоонозы (аксенозы, метаксенозы).

15. Основы учения о природной очаговости болезней. Влияние человеческой деятельности на изменение территории очагов болезней.

16. Болезни, связанные с действием физических и химических техногенных факторов (производственный шум, ионизирующая радиация и др.).

17. Болезни, связанные с использованием в продуктах питания синтетических добавок (красителей, консервантов и др.).

18. Отрицательное влияние на человеческий организм некоторых лекарственных препаратов.

19. Влияние загрязняющих веществ, связанных с производственной деятельностью, на организм человека. Специфические болезни, вызываемые воздействием тяжелых металлов, оксидов, солей и др.

20. Особенности медико-географической оценки ландшафта (исходные материалы, их анализ и картографирование полученных данных). Балльный метод оценки.

21. Понятие о нозоэкосистемах и их изучение с применением медико-географических методов.

22. Медико-географический прогноз.

23. Антропогенные изменения территории и медико-географические последствия этого.

24. Сущность и значение медико-географического мониторинга при изучении экологических проблем.


Демонстрационные эксперименты, лабораторные работы и практические занятия.

Темы семинаров

Темы семинаров и практических работ.

Тема 1. Геофизические факторы природной среды, их влияние

на возникновение болезней человека и способы картографирования.

Вопросы:

1. Перечислить геофизические факторы природной среды, влияющие на здоровье людей.

2. Каково влияние экстремальных температур (низких и высоких) на здоровье людей?

3. Что такое метеопатии и анемопатии, как они проявляются в состоянии здоровья человека?

4. Что такое «жёсткость погоды»? Какова методика расчета жёсткости погоды? Какое экологическое значение имеет этот показатель?

5. Объяснить механизм возникновения «теплового удара». При каких погодных условиях он чаще всего возникает?

6. Какие показатели используются обычно при составлении карт благоприятности климата для жизни (отдыха) населения? Привести конкретные примеры таких карт.

Литература:

1. Ассман Д. Чувствительность человека к погоде. Л.: Гидрометеоиздат, 1966.

2. Беттен Г. Погода в нашей жизни. М.: Мир, 1983.

3. Воронов А.Г. Медицинская география. М.: Изд-во МГУ, 1981.

4. Данилова Н.А. Погода и наше здоровье. М.: Мысль, 1977.

5. Исаев А.А. Экологическая климатология. М.: Научный мир, 2001.

6. Лопатина Е.Б., Назаревский О.Р. Оценка природных условий жизни населения. М.: Наука. 1972, 200с.

7. Программа и рекомендации по описанию климата курортной зоны. Л.: Гидрометеоиздат, 1984.

8. Русанов В.И. Биоклиматическое районирование Западной Сибири // Вопросы курортной климатологии и изучение минеральных вод Сибири. Томск, 1971.

9. Шталь В.А., Белов Н.Ф., Циценко Г.В. Прикладная климатология. Л. 1981.


Тема 2. Геохимические факторы природной среды, болезни, с ними связанные. Биогеохимические зоны и провинции.

Вопросы:

1. Что понимается под геохимическими факторами природной среды?

2. Каков механизм зависимости здоровья человека от геохимических условий среды?

3. В чем состоят главные различия природных зон и провинций по составу химических элементов?

4. Привести примеры заболеваний, стимулированных геохимическими условиями среды.

Литература:

1. Авцын А.П. Введение в географическую патологию. М.: Медицина, 1972.

2. Ковальский В.В., Андрианов Г.А. Микроэлементы в почвах СССР. М.: Наука, 1970, 180с.

3. Ковальский В.В. Геохимическая экология. М. 1974.

4. Перельман А.И., Касимов Н.С. Геохимия ландшафта. Учебное пособие. М.:. Астрея, 2000.


Тема 3. Географические особенности питания населения земного шара и алиментарные болезни.

Вопросы:

1. Какие природные и социально-экономические факторы влияют на рационы питания населения разных регионов земного шара?

2. Каковы особенности рационов питания коренного населения полярных широт, тропических широт, высокогорий и др.?

3. Какие болезни возникают как результат несбалансированного питания людей (алиментарные болезни)? Дать их краткую характеристику.

4. Что такое витамины? Какую роль они играют в организме людей?

5. Какие патологии могут быть связаны с недостатком (или отсутствием) витаминов групп: А, В, С, Д, Е и др.?

6. Каковы последствия несбалансированности питания в городских агломерациях («болезни цивилизации», связанные с питанием)?

Литература:

1. Воронов А.Г. Медицинская география. М.: Изд-во МГУ, 1981, с 110 – 117.

2. Чаклин А.В. География здоровья. М.: Знание, 1986, с. 130 – 138.

3. Экология человека. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001, с. 100 – 116.


Тема 4. Заразные болезни, источники и факторы их распространения.

Вопросы:

1. Каково систематическое положение живых возбудителей болезней человека?

2. Указать факторы передачи и места локализации возбудителей в организме человека.

3. На чем основана классификация заразных болезней, поражающих человеческий организм? Назвать классификационные группы заразных болезней по Ш.Д. Мошковскому. Привести примеры заболеваний, относящихся к этим группам.

4. Показать зависимость распространения заразных болезней от факторов природной и социальной среды.

5. Какие исходные данные необходимо иметь для целей картографирования природно-очаговых болезней?

Литература:

1. Вершинский Б.В. Картография природно-очаговых болезней в связи с изучением их географии в СССР / Медицинская география. Иркутск, 1964.

2. Воронов А.Г. Медицинская география. Антропонозы. М.: Изд-во МГУ, 1986, 113с.

3. Воронов А.Г. Опыт классификации болезней по степени и характеру их зависимости от особенностей природной среды / Методы медико-географических исследований. М.: 1965. с. 32 – 47.


Тема 5. Природно-очаговые болезни, их ареалы.

Вопросы:

1. Кто из русских ученых стоял у истоков учения о природно-очаговых болезнях?

2. Каков вклад Е.Н. Павловского в развитие учения о природной очаговости болезней?

3. В чем состоит связь учения о природной очаговости болезней и географии?

4. Каково соотношение понятий «природный очаг болезни», «очаг болезни»?

5. Привести примеры природно-очаговых болезней, указав при этом механизм заражения ею человека.

6. Какое значение имеет хозяйственная деятельность человека в изменении границ ареалов природных очагов болезней?

7. Что вы знаете о профилактических мерах по защите людей от природно-очаговых болезней?

Литература:

1. Вершинский Б.В. Картография природноочаговых болезней в связи с изучением их географии в СССР / Медицинская география. Иркутск, 1964.

2. Воронов А.Г. География природноочаговых болезней // Итоги развития учения о природной очаговости болезней человека и дальнейшие задачи. М.: Медицина. 1972, с. 244 – 264.

3. Келлер А.А. Основные закономерности эпидемиологической географии. Л.: 1983.

4. Природноочаговые антропозоонозы. Омск, 1976.


Тема 6. Загрязняющие вещества и специфика заболеваний человека, с ними связанных. Способы картографирования медико-географических ситуаций, вызванных техногенными факторами.

Вопросы:

1. Каковы пути проникновения загрязняющих веществ, вызывающих заболевания, в человеческий организм?

2. Что понимают под синергетическим эффектом воздействия загрязняющих веществ? эффектом накопления загрязнителей? временным фактором воздействия загрязнителя?

3. В чём специфика воздействия различных загрязняющих веществ на организм человека? (привести конкретные примеры)

4. Какие исходные материалы необходимы для картографирования медико-географических ситуаций, связанных с техногенными факторами?

Литература:

1. Атлас «Окружающая среда и здоровье населения России»/ Под ред. Мюррея Фешбаха. М.: ПАИМС,1996, 448с.

2. Изучение и оценка воздействия человека на природу. М. 1980.

3. Исаченко А.Г. экологическая география России. СПб.: Изд-во с. – Петерб. ун-та, 2001.

4. Медико-географические аспекты оценки уровня здоровья населения и окружающей среды. СПб.: 1992, 264с.

5. Методы медико-географических исследований. МФ ГО СССР, 1965.

6. Методические рекомендации по геохимической оценке источников загрязнения окружающей среды. М.: 1982, 66с.

7. Региональные проблемы медицинской географии. Л.: 1987.

Тема 7. Методы медико-географических исследований, их применение в конкретных ситуациях.

Вопросы:

1. Каковы особенности применения описательного метода в медицинской географии?

2. В чём особенности статистического метода исследования в медицинской географии?

3. Охарактеризовать принципы и методы медико-географической оценки природных факторов.

4. Охарактеризовать принципы и методы медико-географической оценки социально-экономических факторов.

5. Привести примеры содержания медико-географических карт.

6. Что такое медико-географический прогноз? В чём его особенности перед другими видами географического прогноза?

7. Каковы особенности организации медико-географического мониторинга? Какие задачи он выполняет?

Литература:

1. Воронов А.Г., Малхазова С.М., Комарова Л.В. Оценка медико-географической обстановки на территории срединного региона и прогноз возможных изменений в связи с проектом переброски вод // Изд. АН СССР. Сер. геогр. 1982. №2, с. 30-39.

2. Малхазова С.М. Медико-географический анализ территории: картографирование, оценка, прогноз. М.: Научный мир, 2001, 239с.

3. Методы медико-географических исследований. М.: 1965, 319с.

4. Природа срединного региона СССР (в связи с проблемой переброски речного стока) Изд-во МГУ, 1980, 272с.

5. Шошин А.А. Основы медицинской географии. М. – Л.: Изд-во АН СССР, 1962, 146с.


Тема 8. Медико-географическая характеристика регионов России.

Вопросы:

1. Каково содержание региональных медико-географических характеристик?

2. Показать особенности медико-географической ситуации регионов России:

- полярных и приполярных областей;

- Северо-Запада;

- Центра Русской равнины;

- Северного Кавказа и Предкавказья;

- Поволжья;

- Урала;

- Западно-Сибирской равнины;

- Восточной Сибири;

- Дальнего Востока.

Литература:

1. Исаченко А.Г. Экологическая география России. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2001.

2. Шошин А.А. Основы медицинской географии. М. – Л.: Изд-во АН СССР, 1962.

Тема 9. Медико-географическая ситуация на территории Владимирской области области.

Вопросы:

1. Какие климатические явления оказывают отрицательное влияние на здоровье жителей нашего региона? Указать возможные заболевания геофизической природы.

2. Каковы особенности геохимической обстановки на территории Владимирской области? Какие болезни геохимической природы отмечаются в нашем регионе и каково их проявление?

3. Назвать основные болезни с природной очаговостью, характерные для нашей области? Каковы факторы их распространения?

4. Каковы зональные и провинциальные отличия в медико-географической обстановке отдельных регионов области? Как они зависят от природных и социально-экономических факторов?

Литература:

1. Вершинский В.В. Картография природно-очаговых болезней в связи с изучением их географии в СССР // Медицинская география. Иркутск, 1964.

2. Исаченко А.Г. Экологическая география России. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001, 328с.

3 данные эпидемиологической службы Владимирской области.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

№ 1

«Ознакомление по картам и на местности с природными явлениями»

№ 2

«Ознакомление с социально-экономическими факторами, влияющими на здоровье человека»

№ 3

«Выявление источников загрязнения воздушной среды в городе Александрове, нанесение их на план. Их влияние на здоровье.

№ 4

«Выявление рекреационных ресурсов Владимирской области»

Составление образа «Экологически грамотный турист»

№ 5

«Составление медико –географической характеристики своей местности.


Список литературы:

1 Исаев А.А. Экологическая климатология. М.: Научный мир, 2001, 456с.

2. Малхазова С.М. Медико-географический анализ территорий: картографирование, оценка, прогноз. М.: Научный мир, 2001, 239с.

3 Методы медико-географических исследований МФ ГО СССР, 1965.

Дополнительная:

1. Атлас «Окружающая среда и здоровье населения России»/ Под ред. Мюррея Фешбаха. М.: ПАИМС, 1995, 448с.

2. Воронов А.Г. Антропонозы. М.: МГУ, 1986.

3. Головлева Н.М. Медицинская география. Учебное пособие. Грозный, 1987, 76с.

4. Данилова Н.А. Природа и наше здоровье, М.: Мысль, 1977, 235с.

5. Исаченко А.Г. Экологическая география России. СПб.: Изд-во С. – Петерб. Ун-та, 2001, 328с.

6. Медицинская география и здоровье, Л.: Наука, 1989, 218с.

7. Окружающая среда и здоровье. М.: Наука, 1979, 200с.

8. Руководство по медицинской географии. СПб.: Гиппократ, 1993.

9. Чаклин А.В. География здоровья, М.: 1986, 150с.

10. Шошин А.А. Медицинская география. Иркутск, 1964. Журнал «География школы», № 2 1994г.

11 Г.В. Кучер, И.Ф.Колпащикова «Медицинская география», просвещение 1996г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Программа элективного курса «медицинская география» Для профильных классов ( медицинского направления) iconПрограмма элективного курса
Программа курса «Стилистика» предназначена как для профильных классов с гуманитарным направлением, так и для общеобразовательных...
Программа элективного курса «медицинская география» Для профильных классов ( медицинского направления) iconПрограмма элективного курса для 10-11 профильных классов
Введение в социологию» рассчитан на учащихся 10-11-х профильных социально-гуманитарных или социально-экономических классов общеобразовательных...
Программа элективного курса «медицинская география» Для профильных классов ( медицинского направления) iconПрограмма предметно ориентированного элективного курса для учащихся 9 классов общеобразовательной школы. Тема: «Современные технологии обработки швейных изделий»
Программа предметно – ориентированного элективного курса для учащихся 9 классов общеобразовательной школы
Программа элективного курса «медицинская география» Для профильных классов ( медицинского направления) iconПрограмма элективного курса ( модуля) 34 часа Москва 2007 Глобальное потепление Программа элективного курса ( модуля). 34 часа. Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Глобальное потепление»
«Глобальное потепление», рассчитанного на школьников 8-10 классов, занимающихся в группах дополнительного образования. Программа...
Программа элективного курса «медицинская география» Для профильных классов ( медицинского направления) iconПрограмма элективного курса по биологии "Клетки и ткани"
Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии....
Программа элективного курса «медицинская география» Для профильных классов ( медицинского направления) iconПрограмма курса "Экология жилища человека" Корабейникова Н. Г. Материал взят с сайта Пояснительная записка. Программа рассчитана на 34 часа 1 час в неделю. Программа элективного курса "Экология жилища человека" предназначена для учащихся
Программа элективного курса “Экология жилища человека” предназначена для учащихся 9 классов
Программа элективного курса «медицинская география» Для профильных классов ( медицинского направления) iconПрограмма элективного курса «Медиаобразовательные технологии в обучении английскому языку»
Предлагаемый курс «Медиаобразовательные технологии в обучении английскому языку» предназначен для учащихся 8-9-х классов общеобразовательной...
Программа элективного курса «медицинская география» Для профильных классов ( медицинского направления) iconПрограмма элективного курса по физике для учащихся 9 классов
Программа предназначена для учащихся 9-х классов, выбирающих естественнонаучный профиль обучения в старшей школе
Программа элективного курса «медицинская география» Для профильных классов ( медицинского направления) iconПрограмма элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права»
Программа элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права» предназначена для изучения учащимися 10 классов, рассчитана...
Программа элективного курса «медицинская география» Для профильных классов ( медицинского направления) iconПрограмма элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права»
Программа элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права» предназначена для изучения учащимися 10 классов, рассчитана...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы