Статья «Технология личностно-ориентированного обучения на уроках математики в средней школе» icon

Статья «Технология личностно-ориентированного обучения на уроках математики в средней школе»



НазваниеСтатья «Технология личностно-ориентированного обучения на уроках математики в средней школе»
Дата конвертации21.08.2012
Размер84,3 Kb.
ТипСтатья
скачать >>>

Статья

«Технология личностно-ориентированного обучения

на уроках математики в средней школе»

(по материалам выступления на городском семинаре:

«Современные педагогические технологии.

Личностно- ориентированное обучение на  уроках математики" 6.02.2012)

Учитель математики гимназии № 622 Выборгского района Санкт-Петербурга – Поварушкина Наталия Владимировна


***

Учитель - друг ученика

Разговаривают два профессора:
- Если я на экзамене хоть одну четверку поставлю, меня вся группа на руках носить будет!
- А если я хоть одну тройку поставлю, меня тоже группа на руках носить будет!
Подходит декан:

- А если я вас обоих уволю, меня весь факультет на руках носить будет.


Для того чтобы не оказаться в роли горе-профессора, следует задуматься о том, как сделать изучение трудного предмета интересным и успешным для ребят.

Ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференцированное обучение математике учитывало потребности всех школьников – не только сильных, но и тех, кому этот предмет дается с трудом, или чьи интересы лежат в других областях.

***

Все мы разные

Из разговора двух девушек:

-У меня не математический склад ума!
- Склад? Громко сказано.

У тебя так, подсобка...

Различают следующие четыре типологические группы учащихся:

  1. учащиеся, знающие больше, чем заложено в программе;

  2. учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений;

  3. учащиеся с минимальным уровнем знаний и умений;

  4. учащиеся, не достигшие минимальных знаний и умений.

В соответствии с типологическими группами учащихся можно предложить

три варианта дифференцированных заданий.

  • Первую и вторую группы составляют учащиеся, которые могут сводить сложную задачу к цепочке более простых задач, использовать имеющиеся у них знания в новой ситуации, самостоятельно находить пути решения.

  • Учащиеся третьей группы имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при решении стандартных задач. Затрудняются при переходе к решению задач нового типа. Могут решать аналогичные задачи по образцам. Не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) задач.

  • Учащиеся четвертой группы имеют пробелы в знаниях, самостоятельно могут решить задачи в один – два шага.

При этом существует две формы дифференцированной учебной деятельности:

групповая и индивидуальная.

***

На своих уроках я применяю следующие виды дифференцированной деятельности учащихся:

  • задания с алгоритмическими предписаниями

  • задания с сопутствующими указаниями, инструкциями;

  • задания с выбором правильного решения;

  • задания с применением классификации;

  • задания с образцом выполнения;

  • задания с вспомогательными вопросами;

  • задание на нахождение ошибки в решении.

Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению при этом может применяться на различных этапах урока: в процессе объяснения нового материала, на этапах закрепления знаний и контроля их усвоения.

***

Дифференцированный подход на уроках объяснения нового материала

Сложить десятичные дроби:



  1. 0,2+0,3=+==0,5

  2. 0,06+0,14=+==0,20=0,2

  3. 2,5+3,1=5,6

  4. 0,4+0,12=?

  5. 11,78 + 215,4=?

Учащиеся еще не умеют складывать десятичные дроби, но умеют складывать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями. Учитель предлагает им поработать в парах, группах, индивидуально и придумать способ решения первого задания. Те ребята, которые нашли способ решения, сообщают его учителю. Слабые учащиеся знакомятся с готовым способом решения. Второе задание выполнятся самостоятельно с последующей проверкой. Затем предлагается третье задание. Задается вопрос о том, как можно решить № 3 быстрее и записать его решение короче. Делается вывод: сложение десятичных дробей осуществляется по разрядам. После этого предлагается четвертое и пятое задания. И снова - поиск способа решения. Таким образом, сильные учащиеся развивают самостоятельность мышления, а слабые лишь знакомятся с алгоритмом решения. После ряда подготовительных упражнений выводится правило сложения и вычитания десятичных дробей.


Задания с образцом выполнения

Образец

2803= 2*1000 + 8*100 + 0*10 + 3*1

Используя образец, запишите числа в виде суммы разрядных слагаемых:

75; 3428; 4038; 25070.

***

Дифференцированный подход на уроках закрепления материала


Задания с выбором правильного решения

Задание. Протяжённость Невы в пределах города на 10 км меньше, чем вне его пределов. Длина Невы - 74 км. Какова протяжённость Невы в пределах города.

1. Попробуй найти схему задачи:



2. Реши задачу.


Задания с алгоритмическими предписаниями


Округлить числа (Дорофеев,5 класс): 0,35 (до десятых); 79,8(до единиц); 157,2 (до сотен).


1.Подчеркните разряд, до которого нужно округлить число.

2.Сравните цифру, которая расположена справа от этого разряда с цифрой 5.

3.

Эта цифра меньше 5

Эта цифра больше 5

Замените нулями все цифры, расположенные правее подчеркнутого разряда

Увеличьте цифру подчеркнутого разряда на 1, и все цифры, расположенные правее подчеркнутого разряда замените нулями.








Задания с вспомогательными вопросами

(И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович, 6 класс)


Мотоциклист проехал по дороге 8 км, что составило 20 % всего пути.

45 % оставшегося пути он ехал по грунтовой дороге, а далее по лесной тропе. Сколько км пути мотоциклист ехал по лесной тропе?





  • Что принято за 100% в первом предложении, а что во втором?

  • Чему равен 1% всего пути?

  • Какова длина всего пути?

  • Сколько км проехал мотоциклист вместе по дороге и лесной тропе?

  • Чему равен 1 % этого расстояния?

  • Сколько км проехал мотоциклист по грунтовой дороге?

  • Сколько км проехал мотоциклист по лесной тропе?


Задания с применением классификации


Задание 1. Выпишите в первый ряд правильные дроби, а во второй – неправильные: 18/2, 2/3, 7/8, 16/5, 4/3, 1/6, 5/5.


Задание 2. Выберите задачи, которые решаются в одно действие:

№ 1. В автобусе было 56 пассажиров. На остановке 27 пассажиров вышли, а 10 новых пассажиров вошли. Сколько пассажиров стало в автобусе?

№ 2. В одном классе 24 человека, а в другом – на 3 больше. Сколько детей во втором классе?

№ 3. Когда из ящика взяли 5 кг слив, там еще осталось 14 кг слив. Сколько килограммов слив было в ящике?

Как изменить вопросы этих задач так, чтобы они решались в два действия?


Контроль знаний

Выбор нужного уровня

Учитель:
- Ты сам решил эту задачу?
Ученик:
- Нет… с двумя неизвестными.

Система контроля при уровневой дифференциации включает два этапа: проверку уровня обязательной подготовки и проверку на повышенном уровне. При этом учащимся предоставляется право выбора уровня контроля; ученик может ограничиться проверкой только на обязательном уровне, достаточном для получения положительной отметки. Возможны различные способы сочетания этих двух этапов контроля. Они могут быть представлены в одной работе, и тогда оценка может быть «3», «4», «5» или в разных специально ориентированных работах.

Возможность выбора уровня усвоения, в частности, ограничится уровнем обязательных требований, поможет избежать перегрузки школьника и развить его способности.

Вот один из возможных примеров разноуровневой контрольной работы по теме «Квадратичная функция».

Индивидуальные задания

Вариант 1

  1. Принадлежат ли графику функции y = 3x2 точки (1; 3), (-2; 12). (0; 6)?

  2. Постройте график функции y = -3x2 - 5

  3. Найдите координаты вершины параболы y = 2x2- 10х + 4

Вариант 2

  1. При каком значении а график функции y = аx2 проходит через точку (16; - 4)?

  2. Постройте график функции y = -2(x - 1)2 + 3.

  3. Найдите координаты вершины параболы y = -x2 - 6х + 9.

Вариант 3

  1. Парабола у = -х2+рх+q пересекает ось абсцисс в точке (-2;0), а ось ординат в точке (0;8). Найдите коэффициенты р и q и постройте график функции.

  2. Построить график функции y = |-2(x -1)2| - 4.

  3. Графиком квадратичной функции служит парабола с вершиной (0; -1), проходящая через точку (-2; 7). Задайте эту функцию формулой.

Разноуровневые задания облегчают организацию занятий в классе, создают условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями.


***

В зависимости от уровня и возрастных особенностей класса можно использовать различные технологии обучения:

  • проблемно-исследовательскую;

  • репродуктивную;

  • веб-квест технологию;

  • проектную технологию;

  • технологию активных форм и методов обучения.

Использование любой из перечисленных технологий обучения дает возможность личностно-ориентированного подхода к обучению.

***

При выборе форм деятельности школьника и методов обучения необходимо учитывать состояние личности школьника: уровень его мотивации, способность к продуктивной деятельности, волевые проявления. При этом нужно понимать, что на все перечисленные качества личности учитель может оказывать положительное влияние.

Особое внимание в своей работе я уделяю развитию познавательной мотивации учащихся. Учителю нужно показать, как математика может быть использована учащимися в практической деятельности, в социуме, в конкретных психологически значимых ситуациях. При изучении каждой темы я стараюсь показать ее практическое значение в жизни людей. Перспективной для этого направления в работе является и проектная деятельность. Вот некоторые темы проектов учащихся: «Школа ремонта»; «Геометрия вокруг нас»; «Золотое сечение в живописи ( музыке, природе, архитектуре)»; «Математика и производство (диаграмма Парето)», «Математика и медицина».

Большое значение для повышения уровня мотивации имеет содержание заданий. Задачи должны быть интересными, разнообразными, составленными на современном материале, учитывающими возрастные особенности учащихся.

Сотрудничество и сотворчество учителя и ученика, эмоциональный контакт, микроклимат на уроке так же являются немаловажными компонентами повышения мотивации к обучению.

Решая сложные задания, для которых нет определенного алгоритма, учащийся формирует собственную самостоятельность и готовность решать сложные проблемы в реальной жизни. Важным также является умение выполнять задания большого объема, сложные расчеты, требующие терпения и внимания. Это формирует такие качества, как сила воли, ответственность, добросовестность, умение доводить начатое дело до конца. Человек, обладающий перечисленными достоинствами, уважаем в обществе и востребован на рынке труда.

***

Образовательный процесс должен сопровождаться его рефлексивным осознанием каждым учеником не только того, что сделано, но и того как и для чего это сделано. Формы образовательной рефлексии различны: обсуждение, анкетирование, графическое изображение происходящих изменений.


***

Использование технологии личностно-ориентированного обучения позволяет повысить эффективность образовательного процесса, поощряет стремление ученика находить свой способ работы, дает возможность каждому ученику проявить самостоятельность и инициативу.


Литература

  1. Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова и др. Математика: учебник для 6 класса образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

  2. И.И. Зубарева, А. Г. Мордкович. Математика: учебник для 6 класса образовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2011.

  3. Л. В. Кузнецова, Е. А. Бунимович и др. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс. М.: Дрофа, 2010.

  4. Вероника Нистоцкая. Статья «Каким становится образование? Компетентностный подход». http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-42382/

  5. Вероника Нистоцкая. Статья. «Что такое проблемное обучение? Инновационные методики обучения». http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-42552/

  6. М.: Сентябрь, 2000 г., 176 с. Серия: Библиотека журнала «Директор школы». Автор: Якиманская И. С.















Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Статья «Технология личностно-ориентированного обучения на уроках математики в средней школе» iconСтатья «Технология личностно-ориентированного обучения на уроках математики в средней школе»
Учитель математики гимназии №622 Выборгского района Санкт-Петербурга – Поварушкина Наталия Владимировна
Статья «Технология личностно-ориентированного обучения на уроках математики в средней школе» iconПроектная деятельность на уроках в начальной школе
Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении...
Статья «Технология личностно-ориентированного обучения на уроках математики в средней школе» iconСарбасова Елена Анатольевна Ст. Озерки 2008 Цели урок
Номинация: реализация принципов личностно ориентированного обучения на уроках математики
Статья «Технология личностно-ориентированного обучения на уроках математики в средней школе» iconСарбасова Елена Анатольевна Ст. Озерки 2008 Цели урок
Номинация: реализация принципов личностно ориентированного обучения на уроках математики
Статья «Технология личностно-ориентированного обучения на уроках математики в средней школе» iconСарбасова Елена Анатольевна Ст. Озерки 2006 Цели урок
Номинация: реализация принципов личностно ориентированного обучения на уроках математики
Статья «Технология личностно-ориентированного обучения на уроках математики в средней школе» iconКоробейникова Марина Алексеевна Номинация Лингвистика (русский язык) Название работы: Особенности личностно-ориентированного обучения в начальной школе по программе «Начальная школа XXI века» (сценарии урок
Название работы: Особенности личностно-ориентированного обучения в начальной школе по программе «Начальная школа XXI века» (сценарии...
Статья «Технология личностно-ориентированного обучения на уроках математики в средней школе» iconПрименение технологии дифференцированного обучения в условиях начальной школы
...
Статья «Технология личностно-ориентированного обучения на уроках математики в средней школе» iconИспользование инновационных технологий на уроках французского языка”
Компенсировать этот недостаток можно и нужно за счет используемых методов, приемов обучения, технологий обучения. Другими словами,...
Статья «Технология личностно-ориентированного обучения на уроках математики в средней школе» iconЛичностно-ориентированное обучение на уроках физики в 9-м классе Е. А. Дрибинская, учитель физики моу лицея №102 выступление на открытом заседании кафедры «Естествознания»
В реализации технологий личностно ориентированного обучения при организации познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения...
Статья «Технология личностно-ориентированного обучения на уроках математики в средней школе» iconРазвитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы на основе личностно ориентированного и деятельностного подхода

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы