Выдающиеся литераторы Древнего Рима icon

Выдающиеся литераторы Древнего Рима



НазваниеВыдающиеся литераторы Древнего Рима
Дата конвертации20.08.2012
Размер383,84 Kb.
ТипРеферат
Выдающиеся литераторы Древнего Рима


ПЛАН I. ВВЕДЕНИЕ II. Периодизация римской литературы III. Доклассический период 1. Фольклор 2. Аппий Клавдий Слепой 3. Общая характеристика литературного периода IV. Первые шаги римской поэзии под влиянием греческой 1. Ливий Андроник 2. Гней Невий 3. Квинт Энний 4. Тит Макций Плавт 5. Публий Теренций V. Период гражданских войн 1. Претекстата. Акций 2. Тогата а) Титиний б) Атта в) Афраний 3. Ателлана. Помпоний и Новий 4. Сатира. Луцилий 5. Цицерон 6. Тит Лукреций Кар 7. Неотерики. Гай Валерий Катулл VI. Литература периода принципата 1. Принципат 2. Писатели эпохи принципата 3. Публий Вергилий Марон 4. Тибулл и Проперций 5. Публий Овидий Назон VII. Историография 1. Гай Юлий Цезарь 2. Саллюстий 3. Тит Ливий VIII. Послеклассическая литература. Ранняя Римская империя (I в. н. э. — первая половина II в. н. э.) 1. Сенека 2. Марк Валерий Марциал 3. Публий Корнелий Тацит 4. Литература поздней Римской империи (II в. н. э.)1 ЗАКЛЮЧЕНИЕ I. ВВЕДЕНИЕ Три специфические особенности римской литературы. Первой отличительной чертой римской литературы в сравнении с греческойявляется то, что это литература гораздо более поздняя и потому гораздоболее зрелая. Первые памятники римской литературы относятся к III в. до н.э., в то время как первые письменные памятники греческой литературызасвидетельствованы в VIII в. до н. э. Следовательно, римская литература выступает на мировой арене по крайнемере на 400—500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовымирезультатами векового развития греческой литературы, усвоить их достаточнобыстро и основательно и создавать на этой основе уже свою собственную,гораздо более зрелую и развитую литературу. С самого начала развитияримской литературы чувствуется сильное греческое влияние. Второй особенностью римской литературы является то, что она возникаети расцветает в тот период истории античности, который для Греции был ужевременем упадка. Это был период эллинизма, поэтому и говорят об общемэллинистически-римском периоде литературы и истории. Эллинизм характеризуется крупным рабовладением, это создавало вобласти идеологии, с одной стороны, черты универсализма, а с другой — чертыкрайнего индивидуализма, с очень большой дифференциацией духовныхспособностей человека. Итак, римская литература есть по преимуществулитература эллинистическая. Из этих особенностей литературы — более позднего ее происхождения и ееэллинистической природы — выступает еще третья особенность. Римскаялитература воспроизводила эллинизм чрезвычайно интенсивно, в крупных ишироких масштабах и в гораздо более драматических, горячих и острых формах.Так, например, комедии Плавта и Теренция, хотя формально и являютсяподражанием новоаттической комедии, например Менандру, но их натурализм итрезвая оценка жизни, их использование окружающего быта и драматизм ихсодержания являются особенностью именно римской литературы. Точно так же, например, «Энеида» Вергилия, формально являясьподражанием Гомеру или Аполлонию Родосскому, по существу своему несравнимас ними своим драматизмом и трагизмом, своей остротой и нервозностью, своимнапряженным универсализмом и страстным индивидуализмом. Нигде в античнойлитературе не было такого трезвого анализа действительности, как в римскомнатурализме или у римских сатириков, хотя и натурализм и сатира свойственныи греческой литературе. Но обе эти особенности римской литературы —натурализм и сатирическое изображение жизни — настолько здесь велики, чтонатуралистическая сатира вполне может считаться специфически римскимлитературным жанром. Наконец, хотя талантливых и глубоких историков в Греции былодостаточно, только в Риме могли появиться такие историки, как Тацит, стаким острым и проницательным анализом исторической жизни, с такойбеспощадной критикой императорской эпохи и с таким свободно-демократическимнастроением. Колоссальные размеры Римской республики и империи, небывалыйразмах и драматизм социально-политической жизни Рима, бесчисленные войны,тончайшая организация военного дела, продуманная дипломатия июриспруденция, т. е. все то, чего требовали огромные размеры Римскойреспублики и империи в сравнении с миниатюрной и разъединенной классическойГрецией, — все это наложило неизгладимый отпечаток на римскую литературу ивсе это явилось ее национальной спецификой. II. Периодизация римской литературы. Так же как и греческую литературу, римскую литературу необходимоделить на периоды — доклассический, классический и послеклассический. 1. Доклассический период уходит в глубь веков и характеризуетсясначала, как и в Греции, устной народной словесностью, а также началомписьменности. До половины III в. до н. э. этот период называется обычноиталийским. В течение его Рим, первоначально маленькая городская община,распространил свою власть на всю Италию. С середины III в. возникает письменная литература. Она развивается вэпоху экспансии Рима в страны Средиземноморья (включительно по первуюполовину II в.) и начавшихся гражданских войн (вторая половина II в. — 80-егоды I в. до н. э.). 2. Классический период римской литературы — это время кризиса и концареспублики (с 80-х годов до 30 года I в. до н. э.) и эпоха принципатаАвгуста (до 14 года I в. н. э.). 3. Но уже в начале I столетия н. э. вполне отчетливо намечаются чертыупадка классического периода. Этот процесс деградации литературыпродолжается до падения Западной Римской империи в 476 г. н. э. Это времяможно назвать послеклассическим периодом римской литературы. Здесь следуетразличать литературу расцвета империи (I в. н. э.) и литературу кризиса,падения империи (II — V вв. н. э.).III. Доклассический период 1. Фольклор. Фольклорный период отличался в Риме теми же чертами, чтои во всех других странах. Здесь, по-видимому, были представлены все обычныежанры устного народного творчества. К сожалению, у нас нет почти никакихматериалов, которые бы дошли из этой древности; и мы принуждены здесьограничиваться либо ничтожнейшими и малопонятными цитатами из позднейшейримской литературы, либо даже не цитатами, а только глухими упоминаниями оних. Здесь, несомненно, была трудовая песня, связанная, например, спрядильным и ткацким делом, со сбором винограда, с лодочной греблей. Особенным распространением пользовались так называемые фесценнины,песни шуточного, пародийного, а иной раз и непристойного характера,которые, по-видимому, обладали большой социальной значимостью. Имипользовались не только во время пиров или отдыха от работ, но и дляосмеяния и даже во время триумфальных шествий по адресу того самогополководца-победителя, в честь которого и совершалось триумфальное шествие. Как и во всяком фольклоре, здесь мы находим также зачатки народнойдрамы и даже не только зачатки. Были в ходу так называемые сатуры (словонеясного происхождения), нечто вроде наших импровизированных сценок. [pic] Возвращение сына. Сцена из комедии. П в. до н э. Историк Тит Ливий (VII, 2, 4) сообщает, что в 364 г. до н. э. дляумилостивления богов во время эпидемии были приглашены актеры, танцоры изЭтрурии, которые создали с помощью римских молодых людей здесь уже нечтовроде настоящего театра, с мимическими плясками под аккомпанемент флейты.Наконец, в области драмы большим распространением пользовались в Римеателланы, особого рода фарс, пришедший из кампанского города Ателлы. Онтоже отличался пародийным и сатирическим характером, часто нападал наобщественные порядки и частных лиц и держался в Риме очень долго. Кроме всей этой художественной словесности, с давних пор былапредставлена проза, считавшаяся привилегией знати и получавшая фиксациюсначала в виде надписей на памятниках и колоннах, а впоследствиисоставляющая целые книги. Эти прозаические произведения отчасти тожеобладали стихотворным размером и потому приближались к поэзии. Можноотметить: книги главных жрецов и прочих жрецов, имевшие вначале формулетописи, куда кратко заносились выдающиеся события данного времени (вроденачала и конца войны, затмения солнца и т. д.); памятники частногохарактера (похоронные речи или надписи в домах покойников); стихотворныенадписи в связи с триумфами полководцев или надписи надгробные. Все этодошло до нас в разрушенном виде и в ничтожном количестве. 2. Аппий Клавдий Слепой. Это был государственный деятель конца IV—начала III вв. до н. э.; он может считаться первым известным нам римскимписателем. Он реформировал орфографию, составил сборник поэтическихсентенций, был автором юридических трактатов и написал одну военно-политическую речь (против эпирского царя Пирра), которая имела хождение ещев I в. н. э. (произнесение ее относят к 280 г.). 3. Общая характеристика литературного периода. Весь этот периодотличается тем, что здесь еще нет никакого греческого влияния, которое вдальнейшем было настолько велико, что литература Рима уже оказывается безнего немыслимой. Но не следует думать, что в римской литературе все определялосьгреческим влиянием, что сама римская литература не обладала ровно никакойоригинальностью. Если греческое влияние с известного момента возымело здесьогромное значение, то это только потому, что сам Рим достаточносозрел в социально-политическом отношение, вероятно, было поверхностным и, главное, совершенно не отразилось на литературе. Другое дело — влияние Греции после 1-й Пунической войны. Один изпервых римских писателей, грек Ливий Андроник, в 240 г., ставит в Римедраму на латинском языке. Эта драма, как и все другие произведения этойэпохи, писалась в подражание греческим образцам, а первые прозаики, будучиримлянами (Фабий Пиктор), даже писали по-гречески. IV. Первые шаги римской поэзии под влиянием греческой 1. Ливий Андроник, грек из Тарента, прибывший в Рим в 272 г., послевзятия его родного города. Для учебных целей он переложил сатурнийским стихом «Одиссею». После 1-й Пунической войны, в 240 г., Ливий поставил на праздничных играх однутрагедию и одну комедию, переделки с греческого, имевшие огромный успех.Кроме того, сохранились названия его трагедий: «Ахилл», «Аякс-биченосец»,«Троянский конь», «Эгисф», «Гермиона», «Андромеда», «Даная», «Ино», «Те-рей». Известно, что в 204 г. Ливий Андроник сочинил по поручению властейгимн в целях предотвращения одного дурного предзнаменования. 2. Гней Невий (ок. 270—201) был свободнорожденным уроженцем Кампании;его поэтическая деятельность протекала в Риме уже после 1-й Пуническойвойны. Его трагедии были тоже близким воспроизведением греческихподлинников. Сохранились такие заглавия: «Троянский конь», «Даная»,«Гесиона», «Выступающий Гектор», «Андромаха», «Ифигения», «Ликург». Невийвпервые вводит римскую национальную драму, претек-стату (претекста —римский сенаторский костюм с пурпуровой каймой). Имеется известие о драмах«Ромуле» и «Кластидии» (победа консула Клавдия Марцелла над галлами приКластидии в 222 г.). Гораздо более Невий был популярен в комедии, в которойон допускал «контаминацию» (объединение и переработку двух греческих пьес водну) и внесение черт из римской жизни (сохранились названия 33 пьес).Известна, например, «Таренти-ночка» с ярким образом гетеры. Будучилиберально настроенным, он пытался подражать древнеаттической комедии инападал на современников, но этот плебейский задор встретил отпор состороны правительства и привел к изгнанию его из Рима. Прославилось и его эпическое произведение «Пуническая война», гдерассказ шел еще об отбытии Энея из пылающей Трои, посещении им Дидоны вАфрике, о внуке Энея Ромуле — основателе Рима и пр. Изложение, очевидно,было весьма сухое. 3. Квинт Энний (239—169 гг.), уроженец Калабрии, был привезен в 204 г.М. Порцием Катоном в Рим и в дальнейшем получил римское гражданство инебольшой надел. Трагедии Энния были свободной переделкой греческих образцов, главнымобразом Еврипида («Александр», «Андромеда», «Эрехфей», «Гекуба»,«Ифигения», «Медея» и др.) и отчасти Эсхила. О том, что здесь былаталантливая и психологически углубленная трагедия, можно судить позамечательным фрагментам — из «Александра» с пророчеством Кассандры илиизображения отчаяния Андромахи («Андромаха-пленница»). Комедия едва ли вполной мере давалась Эннию. Из области национальной драмы имеется известиео его претекстате «Похищение сабинянок». Особенно Энний прославился своим эпосом «Анналы» («Летопись»), гдеизображалась история Рима от начала до современности. И притом вдактилических гекзаметрах, не сухо, как у Невия, но с постояннымпозаимствованием у Гомера образов, разного рода выражений, эпитетов ипрочих поэтических приемов. До «Энеиды» Вергилия эта «Летопись»действительно была самой популярной поэмой на национально-историческиетемы. 4. Тит Макций Плавт — виднейший римский комедиограф. Он родился вУмбрии (середина III в.— 184 г. до н. э.). О его жизни нет точныхдостоверных сведений. Авл Геллий, римский писатель II в. н. э., в своемпроизведении «Аттические ночи» писал, что Плавт сначала работал в театре,потом занялся торговлей, но «потерял на торговле все деньги, скопленные имво время работы в театре, вернулся бедняком в Рим и в поисках средств ксуществованию нанялся к мукомолу ворочать мельничные жернова». Может быть,эти сведения и не совсем верны, но что Плавт вращался в гуще народных масс,знал их жизнь, чувствуется во всех его комедиях. Творчество Плавта носит плебейский характер, оно тесно связано страдициями народного италийского театра, с его исконными, излюбленнымижанрами — ателланой, фесценнинами, мимами. Недаром Гораций в «Посланиях»сравнивал некоторые персонажи Плавта с одной из масок ателланы, с Доссеном. Плавту приписывали около 130 комедий, но в I в. до н. э. известныйримский ученый и знаток литературы Варрон выделил из этого количества 21комедию, считая их подлинно плавтовскими, и эти комедии дошли до нас.Наиболее популярны из них «Клад» (или «Горшок»), «Куркулион» (или «Проделкипарасита»), «Ме-нехмы» (или «Близнецы»), «Хвастливый воин», «Псевдол» (или«Раб-обманщик»), «Пленники» и «Амфитрион». Плавт прекрасно знал греческую литературу, греческую драматургию, и ониспользовал сюжеты новоаттической бытовой комедии, так как в условияхсвоего времени, когда во главе государства стоял аристократический сенат,поэт не мог давать сюжеты из италийской жизни, сатирически изображатьнепосредственно своих современников Сюжеты же бытовой новоаттической комедии Плавт с успехом использовали, раскрывая их, умел разрешать вопросы, интересующие его современников. Герои комедий Плавта — греки, действие их развертывается в греческихгородах или на побережье Малой Азии, но все же зрители чувствовали в этихкомедиях биение римской жизни, чувствовали созвучность поставленных в нихпроблем с запросами их жизни. Недаром Н. А. Добролюбов писал, что, несмотряна греческую обстановку, римские «зрители узнают самих себя и свои нравы». Романизация греческих сюжетов сказывается в том, что Плавт частовносит в свои комедии черты римского уклада жизни, римской культуры,римского суда, римского самоуправления. Так, он много говорит о преторах,эдилах, а это должностные лица римского управления, а не греческого.Говорит о сенате, куриях, — это тоже явления государственного строя Рима, ане Греции. Комедии были очень популярны в плебейских массах, захватывалиостроумием, динамичностью, необычайной сочностью языка. В эпоху Возрождения Плавта начали изучать, ставить на сцене. Шекспирвысоко ценил его комедии и в своей «Комедии ошибок» использовал сюжет плав-товской комедии «Менехмы» (или «Близнецы»), передав в ней радость жизни,веру в силы человека, — черты, столь характерные для мировоззрениягуманистов Ренессанса. Мольер тоже высоко ценил комедии Плавта. Ему были созвучны образыгероев этого плебейского поэта, умные, энергичные люди, неистощимые в своихшутках, в своей жажде жизни. Созвучны были ему и сатирические тенденциитворчества Плавта. Мольер использовал сюжеты комедий «Амфитрион» и «Клад» всвоих комедиях, из которых одна так и названа, как у Плавта, — «Амфитрион»,а другая носит название «Скупой». Творчески используя плавтовские сюжеты,Мольер сумел передать через них обстановку своего времени — развратпридворных кругов, страсть к денежным накоплениям у французской буржуазии,которая впервые выдвигалась на исторической арене. 5. Публий Теренций (около 195—159 гг.) много сделал для знакомстваримских граждан с греческой культурой, Носил прозвище Афр, так как родомбыл из Африки, из Карфагена. По происхождению — раб, он еще в раннемвозрасте попал в руки сенатора Теренция Лукана. Хозяин дал образованиекрасивому, умному рабу, присвоил ему свое имя и отпустил на свободу. Этисведения сообщает нам биография, составленная Светонием и сокращеннопереданная комментатором Теренция грамматиком IV в. н. э. Донатом. Теренций создал шесть комедий, и все они дошли до нас. Дошли и краткиеуказания к ним, из которых мы узнаем о времени постановки комедий и ихисполнении. Первая комедия Теренция — «Андриянка» была поставлена в 166 г., вторая— «Свекровь» ставилась впервые в 165 г., но представление было сорвано, таккак зрители в середине пьесы убежали смотреть кулачных бойцов иканатоходцев. Второй раз Теренций ставил комедию в 160 г., но зрители послепервого акта бросились на игры гладиаторов. В том же 160 г. Теренцию все жеудалось поставить комедию «Свекровь». Третья комедия Теренция — «Самоистязатель» поставлена в 163 г.,четвертая — «Евнух»—в 161 г., пятая—«Формион» — тоже в 161 г. и шестаякомедия — «Братья» — в 160 г. Также и ты, о Теренций, который отборною речью, Переводя на латинсний язык, выражаешь Менандра, И среди общей тиши предлагаешь в театре народу, Все выражая изящно, возде говоря сладкогласно! Действительно, у Теренция герои говорят изящным литературным языком. Вих речи нет грубых просторечных выражений, почти нет архаизмов, но в нейнет и той сочности, которая характерна для языка плавтовских персонажей. В отношении композиции комедии Теренция близки к комедиям Менандра, нопрологи Теренций строит лучше своего учителя: он не раскрывает в нихзаранее содержание пьес и благодаря этому держит зрителей в напряжении втечение всего театрального представления. У современников Теренций пользовался меньшим успехом, чем Плавт,потому что его комедии и по вопросам, поставленным в них, и по форме былименее созвучны интересам и вкусам плебейских масс. Теренция главным образом ценили и в кругах образованныхэллинофильствующих аристократов. Но позже, во времена Римской империи,комедии Теренция стали более популярны. Многие грамматики занялисьизучением и толкованием их. В средние века и в эпоху Возрождения Теренций был одним из самыхпопулярных античных авторов. Язык его комедий считался образцомклассического латинского литературного языка. Теренция изучали, переводили,и недаром до нас дошло так много списков комедий Теренция, и среди нихдревнейший список IV в. Этот список называется «Соdех Веmbinus», по имениобладателя его, кардинала Бембо, и хранится в настоящее время в Риме, вВатиканской библиотеке. Высоко ценили Теренция в XVIII в. теоретики так называемой «слезливойкомедии». Они считали его своего рода зачинателем этого жанра. С большим одобрением относился к Теренцию виднейший представительнемецкого просвещения Лессинг. Он посвятил ему ряд статей в своейзнаменитой «Гамбургской драматургии». V. Литература периода гражданских войн. Этот период обостреннейшей классовой и социальной борьбы,сопутствовавшей становлению Рима как мировой державы, нашел свое отражениев литературе, философии, красноречии. Так, историк Полибии считал, что естьтри формы правления: монархия, аристократия и демократия, но что самойсовершенной формой государственной власти является власть в Риме, где всетри формы правления находятся в гармоническом сочетании. 1. Претекстата. В римской литературе периода гражданских войнсказалось стремление писателей приблизиться к изображению реальнойдействительности, стремление отказаться от мифологических сюжетов.Драматург Акций (170 — ок. 85 г. до н. э.) ориентируется в своем творчестветолько на греческих трагиков, но создает и трагедии с римскимиисторическими сюжетами (претекстаты); например, в трагедии «Брут»изображалось изгнание последнего римского царя Тарквиния Гордого иустановление в Риме республики. 2. Тогата. В бурный век острой социальной борьбы и гражданских войнособого развития достигла римская комедия. Они отражали интересы и чаянияплебейских масс Рима. Комедия с римским сюжетом называлась тогата, поназванию национальной одежды — тоги. В отличие от нее комедия с греческимсюжетом называлась паллиата — в связи с греческим названием плаща(раllium). В тогате римские писатели стремились изобразить римскую жизнь,изобразить самостоятельно, без ориентации на греческих комедиографов. Тогата была доходчива до плебейских масс не только по тематике, но ипо своей форме: язык был прост, в нем было много поговорок, народныхпословиц, шуток, того юмора, что называется обычно «римским уксусом». В жанре тогаты особенно проявили себя комедиографы Титиний, Атта иАфраний. К величайшему сожалению, ни одна из их тогат не дошла полностью,да и фрагменты их очень незначительны. а) Годы жизни Титиния не известны, но во всяком случае творческаядеятельность его падает главным образом на первую половину I в. до н. э.Дошли названия его 15 комедий. Названия все латинские, большей частью ониговорят или о происхождении героев, или об их профессии, например «Квинт»,«Вар», «Валяльщики сукон», «Юристка» и т. д. Дошедшие до нас 155 стиховТитиния относятся к разным комедиям. На основании этих фрагментов можносказать, что Титиний осмеивал в своих произведениях падение семейныхнравов, пристрастие некоторых римлян ко всему греческому, он же,несомненно, выдвигал роль труда в жизни человека. б) Второй творец комедий тоги — Атта умер в 78 г.; год рождениянеизвестен. До нас дошло от его творчества лишь около 25 стихов. Известнызаглавия 11 комедий. Судя по свидетельству грамматика Диомеда, Аттаизображал главным образом низшие слои населения, обитателей маленькихмастерских, лавчонок, посетителей харчевен. В тогате «Теплые воды» (от нее сохранилось два стиха) Атта осмеивалразврат римских богачей на курорте в Байах. в) Но наибольшую известность как автор комедий тогаты заслужилАфраний. Его деятельность падает на вторую половину II в. до н. э. Онсоздал много комедий, до нас дошло 43 названия его комедий и около 430стихов — мелких фрагментов из разных комедий. Судя по этим фрагментам,можно сказать, что Афраний осмеивал в своих произведениях порчу нравов,расточительство. Видимо, он не останавливался и перед тем, чтобы осмеять вкомедиях некоторые стороны служителей культа. Так, в комедии «Авгур» оночень язвительно говорит об одном из представителей этой духовной коллегии.Афраний стремился сделать стиль комедий изящным, и в этом ему немалопомогло тщательное изучение творчества Менандра и Теренция. Его комедиибыли популярны и ставились еще, судя по свидетельству Светония, в I в. н.э. 3. Ателлана. В Риме издавна существовал вид фольклорногодраматического творчества — ателлана, комедия масок. В ателланах не былоопределенного сюжета, он всякий раз создавался самими актерами, но в нихбыли постоянные характерные маски, воплощавшие комплекс определенныхчеловеческих черт. В конце II в. до н. э. римская народная ателлана получила литературнуюобработку, превратилась в определенный театральный жанр и стала ставитьсяпосле трагедий в качестве заключительной веселой пьески. Литературную обработку ателланы провели Помпоний н Новий. Они в своихателланах осмеяли, и невежество, и суеверия, и падение нравов. В образеПаппа сатирически изобразили честолюбие богачей, стремящихся подкупатьизбирателей и пролезть в местные органы власти. Видимо, они уже критическиотносились к мифологическим сюжетам и образам, о чем свидетельствуют такиеназвания ателлан, как «Подставной Агамемнон», «Финикиянки», «Мартовскиекаленды», «Домашний лар» и др. Ателланы были очень популярны среди широких народных масс, но верхушкаРима косо смотрела на них, и ученые мужи, близкие к аристократическимкругам, как, например, Цицерон и Квинтилиан, презрительно относились кэтому жанру плебейской литературы. 4. Сатира. В последний век Римской республики в связи с запросамивремени окончательно оформился и стал особо актуальным жанр сатиры. Когда-то этот жанр был жанром фольклора, римляне называли его «сатура». «Сатура» представляла собой синтез нескольких форм искусства. В нейбыл текст шуточного или сатирического характера. Она сопровождалась музыкойи танцами. Отсюда, видно, и название этого вида фольклорного творчества«сатура» — смесь. Луцилий. В конце II в. до н. э. «сатура» оформляется как литературныйжанр, как сатира в нашем смысле слова. Заслуга в деле литературнойобработки сатиры принадлежит поэту Луцилию (180—102 гг.). Он, правда, ещене называет свои обличительные стихи сатирами, считает их «разговорами»(«sermones»), подчеркивая этим их диалогическую форму. Термин сатирасоздался уже после Луцилия, но его произведения, конечно, были сатирами. Онобличал в них честолюбие, погоню за богатством, грекоманию, различныесуеверия. Иногда Луцилий смело выступал с прямым обличением видныхполитических деятелей. Так, из дошедших до нас фрагментов видно, что оносмеял политических противников Сципиона, консула Люция Аврелия Котту,Квинта Опимия и его сына Люция, всадника Кассия. Луцилий создал 30 книг сатир, но до нас дошли из них лишь разрозненныефрагменты. Язык сатир Луцилия, близкий к разговорному, был доходчив дошироких масс. 5. Цицерон. В обстановке социальной и политической борьбы конца II— начала I в. дон. э. значительное развитие получила проза: красноречие, историография,мемуарная и эпистолярная литература. Особенного успеха достигло ораторскоеискусство. Благодаря разнообразно разработанному стилю оно оказало влияниена все виды литературы, и прежде всего на прозу. Цицерон оставил сочинения по теории и истории красноречия, философскиетрактаты, 774 письма и 58 речей судебных и политических. Среди них, каквыражение взглядов Цицерона на поэзию, особое место занимает речь в защитугреческого поэта Архия, присвоившего себе римское гражданство. ВозвеличивАрхия как поэта, Цицерон признает гармоническое сочетание природногодарования и усидчивой, терпеливой работы. Литературное наследство Цицерона не только дает ясное представление оего жизни и деятельности, часто не всегда принципиальной и полнойкомпромиссов, но и рисует исторические картины бурной эпохи гражданскойвойны в Риме. Цицерон сам отмечает в своих речах «обилие мыслей и слов», вбольшинстве случаев проистекавшее от желания оратора отвлечь внимание судейот невыгодных фактов, сосредоточить его только на полезных для успеха делаобстоятельствах. В рассказ вплетались драматические эпидозы, образы,придающие речам художественную форму. Признавая, что «оратору следует преувеличить факт», Цицерон в своихречах считает закономерной амплификацию — прием преувеличения. Цицерон нечуждался и театральных приемов, которые вызывали у его противниковобвинение в его неискренности, в ложной слезливости. Применение этих приемов в соответствии с содержанием речей создаетособый ораторский стиль. Живость его речи приобретается благодаряпользованию общенародным языком, отсутствию архаизмов и редкомуупотреблению греческих слов. В теоретических трудах о красноречии Цицерон обобщил те принципы,правила и приемы, которым следовал в своей практической деятельности.Известны его трактаты «Об ораторе» (55 г.), «Брут» (46 г.) и «Оратор» (46г.). Произведение «Об ораторе» в трех книгах представляет собой диалогмежду двумя известными ораторами, предшественниками Цицерона — ЛициниемКрассом и Марком Антонием, представителями сенатской партии. Свои взглядыЦицерон выражает устами Красса, считающего, что оратором может быть толькоразносторонне образованный человек. В таком ораторе Цицерон видитполитического деятеля, спасителя государства в тревожное время гражданскихвойн. В этом же трактате Цицерон касается построения и содержания речи, ееоформления. Видное место отводится языку, ритмичности и периодичности речи,ее произнесению, причем Цицерон ссылается на выступление актера, которыймимикой, жестами добивается воздействия на душу слушателей. В трактате «Брут», посвященном своему другу Бруту, Цицерон говорит обистории греческого и римского красноречия, останавливаясь более подробно напоследнем. Содержание этого сочинения раскрывается в другом егонаименовании — «О знаменитых ораторах». Большое значение этот трактатполучил в эпоху Возрождения. Цель его — доказать превосходство римскихораторов перед греческими. Цицерон считает, что недостаточно одной простоты греческого оратораЛисия, — эта простота должна быть дополнена возвышенностью и силойвыражения Демосфена. Давая характеристику множеству ораторов, он считаетсебя выдающимся римским оратором. Наконец, в трактате «Оратор» Цицерон излагает свое мнение о примененииразличных стилей в зависимости от содержания речи, с целью убедитьслушателей, произвести впечатление изяществом и красотой речи, и, наконец,увлечь и взволновать возвышенностью. Большое внимание уделяетсяпериодизации речи, подробно излагается теория ритма, особенно в концовкахчленов периода. Дошедшие до нас письма Цицерона относятся к последним 25 годам егожизни. Хотя полностью вся переписка не сохранилась, но она дает богатыйисторический материал жизни конца республики, знакомит с виднымиполитическими деятелями этого времени. Письма Цицерона изучались еще в древнем Риме и положили началоэпистолографии. Им следовал Плиний Младший. В средние века, а особенно в эпоху Возрождения, интересовалисьриторическими и философскими сочинениями Цицерона, по последним знакомилисьс греческими философскими школами. Гуманисты особенно ценили стильЦицерона. 6. Тит Лукреций Кар жил в первой половине I в. до н. э. Рим мучительнои драматически переходил от республиканского строя, перестававшегоудовлетворять нужды растущих завоеваний, к империи, которая, однако, былаеще не в силах разрушить старую республику и проявлялась пока только в видевзаимной борьбы крупных честолюбцев, претендовавших на единоличную власть. Тит Лукреций Кар, «свежий, смелый поэтический властитель мира», былсамым крупным из тех поэтов-мыслителей, которые надеялись ликвидироватьгражданскую смуту в Риме путем проповеди материализма и вообщепросветительных идей. Надежды Лукреция оказались иллюзиями; но им былосоздано такое замечательное поэтическое произведение, которое затмило собойне только многие гениальные произведения римской литературы, но значениекоторого вышло далеко за пределы самого Рима и в течение многих веков,вплоть до настоящего времени, осталось неувядаемым произведением античнойпоэзии и философии. Общий характер поэмы Лукреция. Лукреций написал поэмуиз шести книг под названием «О природе вещей» (или, может быть, просто «Оприроде», каковое наименование носили и многочисленные поэмы греческойнатурфилософии). Поэма эта написана дактилическим гекзаметром — тоже поаналогии с греческими дидактическими поэмами. По-видимому, Лукреций непривел ее в окончательный вид, потому что много шероховатостей чувствуетсяи в середине поэмы, и самый конец отсутствует. Формально поэма Лукреция представляет собой, как это неоднократнопризнает и сам Лукреций, стихотворное изложение философии Эпикура, жившегов Греции еще на рубеже IV—III вв. до н. э. К этому можно присоединить такжеи зависимость Лукреция от более ранних натурфилософов Греции. По существуже использование греческих натурфилософов меркнет у Лукреция перед силойего собственного поэтического дарования. Сам Лукреций, правда, оценивает этот свой художественный стильдовольно скромно, думая, что пользуется им только для подслащивания своейречи, чтобы проводимое им трудное философское учение оказалось доступнымбольшему количеству читателей. Обычно язык Лукреция трактуется как архаический. Действительно, онпересыпан архаизмами, особенно в области морфологии. Однако необходимосказать, что Лукреций отнюдь не пренебрегает также и неологизмами,стремится к использованию народных слов и выражений, часто пользуетсяязыком повседневной разговорной речи, пускает в ход пословицы и поговорки.Лукреций допускает массу таких слов и выражений, которые свойственны толькоему одному. В области языка здесь перед нами огромная пестрота и цветистость,соответствующие всякому послеклассическому стилю. Иначе и не могло быть вэтот хаотический период перехода в Риме от мировой республики к мировойимперии. 7. Неотерики. В эпоху кризиса республики, в эпоху гражданских войн, ксередине I в. до н. э. все сильнее ощущалась обреченность республиканскихпринципов, все деспотичнее проявляли себя военные диктаторы, особенно ЮлийЦезарь. В связи с этим некоторые идейные сторонники республики уходили отпрямой политической борьбы, замыкались в сфере личных интересов, искалиутешения в искусстве, оторванном от живой жизни. В этих социальных группахи создалось своеобразное литературное направление. Поэтов этого направленияЦицерон назвал «новыми» (по-гречески неотерики»). Эти поэты чувствовали созвучность своих идейных принципов с принципамиалександрийской поэзии, поэтому они и ориентировались на нее. Оникультивировали, как и эллинистические поэты, принципы искусства дляискусства, изображение тончайших интимных переживаний человека, тщательнуюобработку литературной формы, языка, метрики. Неотерики много сделали дляразвития латинского литературного языка, они ввели много новых стихотворныхритмов. Они пропагандировали такие лирические жанры, как эпиллии смифологическим сюжетом, элегии и эпиграммы. Наиболее видными представителями этой школы были Валерий Катон (ееглава), Лициний Кальв и Гай Валерий Катулл. В основном дошли до нас лишьстихи Катулла, самого талантливого из неотериков, но не самого характерногодля этого направления. Потому что, к чести этого поэта, надо сказать, онбыл менее других оторван от жизни, а, наоборот, в некоторых своих стихахрезко выступал против тех или иных социальных явлений своего времени. Гай Валерий Катулл (87 г. — около 54 г. до н. э.) был родом изСеверной Италии; он родился в Вероне, в семье довольно состоятельногоземлевладельца. Чтобы составить себе карьеру, чтобы обрести свой жизненныйпуть, юноша Катулл, как и многие молодые люди провинций, отправился в Рим.Но политической карьеры Катулл себе не создал, зато в области литературы онскоро стал известным поэтом, играя важную роль в кружке неотериков. Онписал «ученые» эпиллии с мифологическими сюжетами, например «КосаБереники», который был, в сущности говоря, стилизованным переводом эпиллияалександрийского поэта Каллимаха. К эпиллиям же Катулла надо отнести егопроизведения «Аттис» и «Свадьба Пелея и Фетиды». Его эпиграммы лапидарны по стилю, структура и язык их просты, в нихмного простонародных слов и даже грубо-ругательных выражений. Катулл любит употреблять уменьшительные слова, что было характерно идля фольклорной поэзии. В любовных стихотворениях уменьшительнымисуществительными и прилагательными выражаются нежные чувства поэта. Так, вбрачном гимне он говорит о «прекрасных ножках» новобрачной, о ее нежныхручках, «о цветущеньком ротике», он называет ее «девчоночкой». Уменьшительные существительные употребляет Катулл и в эмиграммах, нотут они служат для выражения насмешки или презрения. Катулл был новатором и большим мастером в области ритма. Он пишет своистихи и одиннадцатисложником, и элегическим дистихом, и ямбическимтриметром, и холиямбами, и сапфическим размером. Катулл оформил в римскойпоэзии эпиграмму как жанр. VI. Литература периода принципата 1. Принципат. В течение целого столетия история Рима была заполненасплошной гражданской смутой. Случилось то, что гораздо раньше и в меньшихразмерах происходило в Греции. Принципат (рrinceps — первый) былестественной формой власти и означал уже переход от республики к империи.Обезземеленное, безработное свободное население шло теперь в армию какого-либо вождя. Аристократия и финансово-административное сословие всадниковпошло теперь на службу принцепсу и превратилось в его чиновный аппарат, авсякая оппозиция со стороны республиканских остатков, какаристократических, так и демократических, подавлялась огнем и железом. Так возникла Римская империя — принципат, который на первых порахвозглавил Октавиан Август, сумевший к 30 г. до н. э. побороть всех своихпротивников, менее удачных военных вождей. В короткое время Август захватилвсе главнейшие руководящие посты прежнего республиканского государства,оставляя, таким образом, видимость республики, на самом же деле становясьединоличным владыкой. 2. Писатели эпохи принципата. Весьма внушительным в римской литературепериода ее классики было то официальное направление, в центре которого былкружок Гая Цильния Мецената, куда входили Варий Руф, Вергилий и другиепоэты. Самым крупным поэтом здесь был Вергилий, завоевавший своимипроизведениями мировую известность. Среди тех, кто старался забыть своереспубликанское прошлое, были талантливейшие восхвалители нового режима.Здесь «блестит» имя знаменитого Горация, который, впрочем, тоже входил вкружок Мецената, но отличался добродушным свободомыслием, безопасным дляполитики Августа. Следует отметить другой литературный кружок — Корвина Массалы, кудавходили Овидий, Тибулл, Проперций и др. Овидию, как и Вергилию, тожепредстояла мировая слава в веках. Этот краткий список главнейших писателей эпохи Августа должен бытьдополнен еще двумя именами. Огромной славой пользовался историк Тит Ливий,тоже примыкавший к официальному направлению своим изложением героическойистории римского народа в том возвышенном духе, в котором хотел еереставрировать Август. Азиний Поллион, наоборот, примыкал к легальнойоппозиции и славился как оратор, драматург и историк. 3. Публий Вергилий Марон родился в 70 г. до н. э. в Северной Италии, вдеревне Анды, около Мантуи. Образование получил в Кремоне и в Риме. Однакоуже в 42 г. он вернулся домой, так как не был расположен к городской жизни,а любил простую жизнь в глухой провинции. В 41—40 гг. его имение былоконфисковано цезарианцами. Мировую славу доставило Вергилию его большое произведение —героическая поэма «Энеида». В «Энеиде» Вергилий изображает прибытие Энея сосвоими спутниками после падения Трои в Италию для последующего за этимоснования римского государства. Вся эта мифология, однако, не дана в«Энеиде» полностью, так как основание Рима отнесено к будущему и о немдаются только пророчества. Созданные Вергилием двенадцать песен поэмы носятследы неполной доработки (так, например, некоторые стихотворные строкиостались недоконченными). Имеется целый ряд противоречий и по содержанию.Вергилий не хотел в таком виде издавать свою поэму и перед смертью велел еесжечь. Но по распоряжению Августа, инициатора этой поэмы, она все же былаиздана после смерти ее автора. 4. Тибулл и Проперций. Талантливым римским поэтом-элегиком I в. до н. э. был Тибулл. Онродился в богатой семье всадника около 55 г. до н. э., а умер в 19 г., водин год с Вергилием. Поэт входил в литературный кружок Корвина Мессалы, а не в кружокМецената, пропагандирующего идеологию нового режима, режима принципата.Кружок Корвина Мессалы в противоположность кружку Мецената не преклонялсяперед цезаризмом и наоборот, даже выражал скрытую оппозицию ему. До нас дошел сборник, в котором содержались стихи нескольких поэтов.Две первые книги этого сборника, кроме того, еще одна элегия и однаэпиграмма принадлежат Тибуллу. Тибулл мечтает о мирной жизни на лоне природы, о счастливой жизнивместе со своей возлюбленной Делией. Вторая книга элегий Тибулла быланаписана в период между 25 и 19 гг. В этой книге шесть элегий. В трех изних поэт говорит о своей любви к какой-то женщине, которую он называетНемезидой, связывая, видимо, это имя с именем богини мщения, Немезиды. Он сболью в сердце пишет о том, что его возлюбленная требует денег, одни стихией не нужны. У кого есть деньги, тому доступна любовь, — для него нестрашна стража у ворот дома возлюбленной, перед ним даже собака и тамолчит. Поэт покорно говорит Немезиде, что готов ради нее бороздить поля,даже носить кандалы, терпеть побои, только бы знать, что он любим ею. Эти элегии трогают силой чувства, выраженного в них, искренностьюлюбовных переживаний и связанных с ними страданий. Тибулл, несомненно, талантливый римский лирик. Его элегии трогаютсвоей искренностью чувства и нежностью души. Он умеет живо передать оттенкилюбовного чувства, умеет нарисовать картины природы, показать жизньпростого человека. Он прекрасно владеет богатством латинского языка, пишет легко иизящно, в совершенстве владеет ритмом, особенно ему удается соединениегекзаметра с пентаметром. Младший современник Тибулла Секст Проперций был выдающимся римскимлириком. Он родился около 50 г. до н. э., а умер около 15 г. Отец его былбогат, но часть земли потерял при отчуждении ее Августом в пользуветеранов. Проперций входил в кружок Мецената, был другом Овидия. Он оставил нам четыре книги элегий. В основном эти стихи посвященылюбви поэта к красавице Кинфии, подлинное имя которой, по словам Апулея,было Гостия. Проперций — певец страстной любви, и он видит цель жизни в любви,поэтому понятны его слова, когда он свою победу над Кинфией ставит вышепобеды Августа, только что одержанной им над парфянами: Эта победа моя мне ценнее Парфянской победы, Вот где трофей, где цари, где колесница моя. Как и Тибулл, Проперций в некоторых элегиях осуждает современное емуобщество, где царит корыстолюбие, где нет ни чести, ни прав, ни добрыхнравов: Ныне же храмы стоят разрушаясь, в покинутых рощах. Все, благочестье презрев, только лишь золото чтут. Золотом изгнана честь, продается за золото право. Золоту служит закон, стыд о законе забыв. В III книге поэт заявляет, что он освобождается от своей любви ипереходит в поэзии к иной тематике. В 11-й элегии этой книги Проперцийвосхваляет Августа и его победу при Акциуме, где принцепсу удалосьокончательно сломить своего политического противника Антония. Многочисленные мифологические образы, сравнения придают элегиямПроперция тон учености и не так трогают сердце читателя, как искренние,простые элегии Тибулла. Язык поэзии Проперция не столь доходчив, как языкэлегий Тибулла, в нем немало грецизмов и архаизмов. Элегии Тибулла были, видимо, более популярны в Риме, чем элегииПроперция, но стихи последнего тоже охотно читались, о чем свидетельствуютвыдержки из его элегий, начертанные на стенах в Помпее. Проперция вместе с Тибуллом упоминают Марциал, Стаций, Плиний Младшийи Квинтилиан. Гёте в «Римских элегиях» обратился к элегиям Проперция и творческииспользовал их. 5. Публий Овидий Назон родился в 43г. до н. э. в городе Сульмоне(приблизительно в 150 километрах от Рима); он происходил из зажиточноговсаднического рода. Надежды отца сделать его государственным чиновникомочень рано потерпели крушение, так как молодой Овидий скоро убедился всвоей полной негодности для судейских и административных должностей,которые он пытался занимать. В самые молодые годы он почувствовал в себе призвание поэта, что изаставило его тоже с самой ранней юности войти в круг тогдашних виднейшихпоэтов Рима — Тибулла, Проперция и даже Горация, несмотря на разницу споследним в возрасте. Посещение риторских школ в Риме рано приучило его кизощренному риторически-декламационному стилю, элементы которого заметныдаже в его позднейших произведениях. Будучи обеспеченным человеком и свободным от государственной службы,Овидий вел в Риме легкомысленный образ жизни, а обладая блестящим талантомстихотворца, он часто вводил и в свою поэзию легкомысленные образы имотивы, несомненно, вступая в антагонизм с политикой Августа, мечтавшеговозродить древние и суровые римские добродетели. Отрицательное влияниеОвидия на римское общество в этом смысле было настолько велико, что в 8 г.н. э. Август дал распоряжение об его высылке из Рима в крайнюю северо-восточную местность империи, а именно в город Томы (в нынешней Румынии, кюгу от устья Дуная). Общий характер любовной элегии Овидия отличается по своему содержаниюпо преимуществу легкомысленной и безыдейной тематикой, а по своему стилю –отрывом от описания реальных чувств поэта к реальным возлюбленным. «Песнилюбви» являются первым произведение Овидия в таком роде. Здесь восхваляетсянекая Коринна, скорее всего просто условно-поетический образ. Тематика этихэлегий – описание разнообразных любовных переживаний и любовных похождений. Овидию принадлежат еще такие произведения, связанные с тематикойлюбви, как «Медикаменты для женского лица», «Наука любви» и «Средства отлюбви». В произведениях Овидия реализм заменяется красивой и пространнойдекламацией с широким использованием школьных риторических приемов. VI. Историография I в. до н. э. Римская историография — от Катона Старшего до Тацита — с большойполнотой отражает факты истории и предания Рима. Одним из первых историковРима был Марк Порций Катон Старший. Труды римских историков II в. и первойполовины I в. до н. э. сыграли большую роль в создании классической римскойисториографии. 1. Гай Юлий Цезарь — полководец и один из основателей Римской империии цезаризма, был выдающимся автором военно-исторических мемуаров и написалнесколько литературно-критических работ высокого художественного качествапо языку и стилю. Цезарь родился в 102 г. до н. э., происходил из патрицианского родаЮлиев; он получил ораторское образование, как и Цицерон, и учился наострове Родосе у знаменитого оратора Молона. Цезарь написал «Записки о Галльской войне», произведение,прославляющее его подвиги и завоевания в Галлии и даже фактически неудачныепоходы в Британию. Другое его произведение — «Записки о гражданской войне» стремитсяубедить читателей в том, что гражданская война вызвана исключительнодействиями врагов Цезаря, и вместе с тем показать, что он только защищалправа республики, попранные Помпеем и его сторонниками. Цезарь пишет своизаписки в третьем лице, чтобы придать более объективный характер действиями приказаниям «полководца» — мудрого и любимого войсками, ведущего народРима к победам». Литературные труды Цезаря, по мнению Цицерона, отличаются строгойточностью и простотой, — они восходят к школе Фукидида; им свойственнанекая «чистая и знаменитая краткость». С них точно сорвана «одежда»словесных эффектов, фигур и др. Действительно, Цезарь в своих «Записках о Галльской войне» и «Запискахо гражданской войне» дал классические образцы ясной, экспрессивной ипредельно лаконичной латинской прозы, совершенной по грамматическому строюи очень изысканной по лексике. Он сам пишет, что основой красноречияявляется умелый выбор слов и что слов неупотребительных илималоупотребительных «надо избегать, как опасных утесов». Замечательны описания жизни галлов, германцев, венетов, их прочнейшихкораблей в «закрытом» море Севера. Цезарь старается везде выставить себягуманным, милосердным вождем, который несет соседним с Римом племенам мир ипомощь. С увлечением военного специалиста он пишет о крепостях, осадах,военных машинах, укреплениях. Со всеми техническими подробностями описываетон знаменитый римский мост через Рейн, очень сложный по конструкции,который его воины построили в 10 дней. Всего Цезарем было написано о Галльской войне семь книг (восьмая быланаписана соратником Цезаря — Гиртием). 3. Саллюстий. От Гая Саллюстия Криспа (86—35 гг. до н. э.) дошло полностью двасочинения — «Заговор Катилины» и «Югуртинская война» (история трудной войныримлян с нумидийским царем Югуртой II), а также «Истории» — изложениеримской истории за 10 лет, начиная с 78 г., дошедшие лишь в отрывках. Саллюстий — талантливый мастер исторической прозы, происходил изплебейского рода, сначала был в рядах популяров, далее перешел к Цезарю,управляя провинцией Африкой, нажил большое состояние. Он противникаристократии и богачей и обличал их за то, что они не дают способнымвыходцам из других сословий достигать ответственных государственныхдолжностей. В этом он видит причину разложения республики. Саллюстий, подобно Фукидиду, вводит в текст речи героев историческихсобытий. В сенате по делу Каталины выступают Цезарь — за смягчениеприговора, Катон — с программной критикой равнодушного к народу сената. Саллюстий, ограниченный своими политическими симпатиями, не мог понятьглубоких корней заговора Катилины. Несомненно, масса безземельных изадолжавших римских граждан еще со времени героических трибунов — Тиберия иГая Гракхов — требовала новых законов о земле, о гражданстве, об оплатежилищ. Вторая историческая «монография» Саллюстия — «Югуртинская война» такжеотмечала порочность римского государственного строя. Причина, почему Римдолго не мог победить нумидийского царька Югурту, лежала в самой системедеятельности римского правящего нобилитета: нумидийцы, Югурта поняли, чтоможно подкупать, интриговать, взятками привлекать к себе римлян ипарализовать их силы. Саллюстий в своих монографиях и в «Историях» во многом следуетФукидиду, восприняв от него интерес к установлению связи между событиями,идею исторического прагматизма. Вообще Саллюстий стремится не столько кполноте в передаче фактов, сколько к указанию их морального смысла и такимпутем к поучению своих современников. Саллюстий создал жанр художественно-исторического трактата, яркий ихарактерный по языку, и подготовил путь Тациту. 3. Тит Ливий родился в 59 г. до н. э. в городе Патавии (в современнойПадуе), был воспитан в старинных республиканских традициях и получилфилософское и риторическое образование. Патавия в гражданскую войну была настороне Помпея, город имел республиканские традиции, поэтому Ливий получалот Октавиана Августа иногда ироническую оценку «Помпеяпца». Но висторических трудах Ливия проводится идеология правящих кругов римскогообщества, родственная политическим идеям «Энеиды» Вергилия. В основе исторических трудов Ливия лежит идея величия Рима,прославление древних нравов, героики и патриотизма предков. Это преклонениеперед нравами предков вполне совпадало с реставрационной политикойпринципата. Тит Ливий создал своего рода «поэтическую эпопею в прозе», считаяисторию наставницей жизни. Ливий писал сильным, эмоционально захватывающимязыком; он дает яркие художественные характеристики, описания событий игероических фигур — патриотов легендарного Рима; Ливий — прекрасный ритор.Подобно Фукидиду и Саллюстию, он влагает правдиво художественно построенныеречи в уста исторических лиц. Но в отличие от Фукидида —Ливий неисследователь, а историк-литератор, повествующий о событиях без их анализа. Из всего монументального труда Ливия — Истории «от основания города»(Рима) в 142 книгах сохранилось 35 книг. Ливий в первой декаде (1-Х) разворачивает панораму древнейших сказанийо братьях Ромуле и Реме — детях весталки и бога Марса, вскормленныхволчицей, основателях Рима, о героях первых веков Римского государства,патриотах-защитниках родины. Пусть эти полулегендарные герои древнейшегоРима — Муций Сцевола, Деций Мус и другие исторически не существовали, нокак художественно поданные Ливием народные сказания они ценны и вошли вмировую литературу. Вся XXI книга Ливия — настоящая школа героики. В своем труде Ливий описывает тяжелые войны с грозным врагом Рима,карфагенским полководцем Ганнибалом, красочно изображая отдельные этапыэтой борьбы. Ливий рисует осаду Сагунта (союзной с Римом греческой колонии на юго-западном побережье Испании), страшные поражения римских легионов,неотвратимый, казалось, разгром Рима, приводит клич (получивший такуюширокую известность) — «Ганнибал у ворот!», поднявший римский народ наотчаянную борьбу с Карфагеном, увенчавшуюся полной победой. Ливий — большой художник массовых сцен боев и собраний, описанийместности, городов и героев. Следуя за Цицероном, Ливий обильно вводит втекст повествования эффектные положения и речи. Язык Ливия — периодическая речь, плавное течение длинных периодов;часто даны элементы народного языка. Для современников Тит Ливий был общепризнанным авторитетом. Оноставался прославленным писателем и в поздней Римской империи, и в эпохугуманизма. Белинский так характеризовал исторические труды Ливия: «...кромеВергилия, этого поддельного Гомера римского, римляне имели своего истинногои оригинального Гомера в лице Тита Ливия, которого история естьнациональная поэма и по содержанию, и по духу, и по самой риторическойформе своей». VIII. Послеклассическая литература. Ранняя Римская империя (I в. н. э. первая половина II в. н. э.) Утвердившийся в конце I в. до н. э. принципат Августа, рядившийсявначале в ветхие одежды республики, превращается в I в. н. э. в Римскуюимперию с тиранической властью императора, опирающегося на войско, припочти полной пассивности общественных сил. Римская империя расширяет свои границы на Рейне, Дунае, на Британскихостровах. Она хищнически эксплуатирует свои многочисленные обширныепровинции. Рим ведет оживленную торговлю, особенно с западными провинциями. Встолицу империи приводятся массы рабов. В Рим приезжают со всех концовобширного государства философы, поэты, художники. Императоры стремятсяукрасить Рим монументальными постройками, пышными храмами, театрами,великолепными памятниками так, чтобы и архитектура и скульптура отражалимощь и блеск империи. [pic] Колизей. Рим. 80-е годы н. э. После классического периода литература в дальнейшем была представленаписателями, поставившими свое искусство на службу императорскому режиму илиже на службу практической морали и пропаганде философских идей, главнымобразом идей стоической философии (Сенека, Персии). Характерным было такжепоявление ряда писателей из провинциалов (Марциал, Квинтилиан). Впроизведениях этих писателей господствует риторический стиль, стремлениесблизить художественную прозу с ритмической поэзией. Для этого типичныжанры поэмы и трагедии с мифологическими сюжетами и жанр сатиры-беседы. 1. Сенека является создателем нового стиля, сменившего «старинный»стиль Цицерона. Сторонники «Нового» риторически-декламационный стиля гордились«веселой красотой» речи, проявлявшейся в остроумных, коротких сентенциях,изобилии метафор, составляющих «изысканное поэтическое убранство». Луций Анней Сенека, философ и писатель (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.),родился в Испании в Кордубе (Кордова). Отец его, написавший труд о римскихриторах, был всадником. Он оказал большое влияние на риторическуюподготовку сына. Луций Сенека получил образование в Риме. Он училсяфилософии и стоиков Аттала и Папирия Фабиана, пифагорейца Сотиона. До концасвоей жизни он сохранил склонность к стоицизму, хотя интересовался Платономи Эпикуром. Облеченный властью, получивший звание консула, Сенека накопил огромноебогатство. Литературное наследство Сенеки состоит из сочинений философскогохарактера и поэтических произведений. К первой группе относятся: 1) три утешительных послания к Марции,дочери пострадавшего при Тиберии историка Кремуция Корда, послание изссылки к матери Гельвии и к влиятельному вольноотпущеннику Клавдия Полибию;2) трактаты-диалоги, содержанием которых являются вопросы этики («О гневе»,«О кратковременности жизни», «О милосердии», «О стойкости мудреца», «Осчастливой жизни», «О досуге», «О спокойствии души» и др.),«Естественнонаучные вопросы» и, наконец, сборник «Моральные письма кЛуцилию». К поэтическим произведениям принадлежат эпиграммы, сатира на убитогоимператора Клавдия «Отыквление» и 10 трагедий: «Безумствующий Геркулес»,«Троянки», «Финикиянки», «Медея», «Федра», «Эдип», «Агамемнон», «Тиест»,«Геркулес на Эте» и «Октавия». В своих философских сочинениях Сенека проповедует принципы стоическойфилософии, ее практическую сторону. Особенный интерес он проявляет квопросу о благе людей и о добродетели как средстве к достижению этогоблага. Человек, по его мнению должен искать счастья не в материальныхблагах, а внутри себя, Поэтому Сенека превозносит простоту нравов,показывает преимущества радостей бедняка перед пресыщенностью богачей. 2. Марк Валерий Марциал (42—103 г. н. э. — приблизительно) —талантливый автор эпиграмм, родился в Испании, в городе Бильбилисе. Получивриторическое образование, он приехал в 64 г. в Рим, рассчитывая сделатькарьеру. Лишившись покровительства своего земляка Сенеки, присужденного ксмерти Нероном, Марциал сделался клиентом богатых патронов. В условияхунижений, разочарований он начал свою писательскую деятельность. Основной период его деятельности совпадает с правлением Домициана,который твердо проводил режим абсолютизма, приказывал называть себя«господином», «нашим богом». Домициан не терпел никакой оппозиции даже влитературе, но считал себя покровителем поэтов и устраивал состязания вкрасноречии и поэзии. Ему Марциал посвящал ряд своих эпиграмм, непомернозаискивая не только перед ним, но и перед его фаворитами. Он прославлялтакже и последовавших за Домицианом императоров Нерву и Траяна. Литературное наследство Марциала состоит из сборника «О зрелищах»,куда входят 32 неполных стихотворения, написанные в связи с открытиемогромного амфитеатра Флавиев. Марциал известен благодаря тем эпиграммам, которые он посвятилизображению действительности, высмеивая порочные явления повседневнойжизни. Эти эпиграммы составляют 12 книг. Марциал во многом следовалКатуллу, используя его размеры: ямбы, хромые ямбы и одиннадцатисложныефалекийские стихи; Марциал часто писал и традиционным элегическим дистихом. В основе всех его эпиграмм — подлинная жизнь. В своих эпиграммах онстремится к тому, чтобы «жизнь узнала свои нравы». Трудное положениеклиента, обязывающее его всюду сопровождать своего патрона, способствоваловыработке у Марциала наблюдательности. В его стихотворениях проходит целаягалерея образов в обстановке действительности императорского Рима. Немалоэпиграмм Марциал посвятил положению клиентов — бедных людей, живущихподачками богатых патронов и вынужденных пресмыкаться перед ними. С большойостротой подчеркивает он контраст между роскошью богачей и нищетой бедноты: На золоченых блюдах у тебя распростерты барвены, А на тарелке моей жалкий красуется краб. Свита рабов у тебя поспорит с распутником Трои. Мне же помощник — рука: вот она, мой Ганимед. 3. Публий Корнелий Тацит — один из талантливейших историков древнегомира, родился в 55 г. в Умбрии, умер около 120 г. н. э. Биография Тацита не сохранилась полностью. Он происходил извсаднического сословия, получил хорошее риторическое образование, аженитьба на дочери знаменитого полководца видного сенатора Агриколы помогладостичь высоких государственных должностей. При императоре Траяне, вероятнов 113—116 гг., Тацит был проконсулом провинции Азии. Последние годы жизниТацита мало известны. Из его сочинения «Об ораторах» видно, что онувлекался красноречием и, по словам его друга Плиния Младшего, былвыдающимся патетическим оратором. Тацит восхваляет честную жизнь, гражданскую доблесть и победы Агриколыв Британии. Тацит возмущенно пишет о кровавых злодеяниях Домициана. Он скорбит опреждевременной смерти Агриколы, но в то же время признает, что он,Агрикола, ушел из жизни вовремя. В 90-х годах I в. террор при Домицианеособенно усилился. Заканчивая свой труд уже при Нерве, Тацит пишет, что приДомициане невозможно было хвалить честных людей, теперь же, когда императорНерва впервые соединил в Риме «принципат и свободу», граждане вздохнулиполной грудью. Весь же период принципата— от Тиберия до Домициана — Тацит называетвременем рабства. Эту мысль он неуклонно развивает в «Истории» и в«Анналах». «Германия» Тацита — неоценимый источник по истории, быту и нравамгерманских племен I в. н. э. Тацит подробно характеризует родовой строй,экономику, культуру и нравы, обычаи древних германцев; он не идеализируетих: пишет об их жестокости, страсти к пьянству и дракам, ведущим кубийству. Он советует римлянам хорошо изучить врага... Но в то же времяТацит указывает, что эти варвары-германцы не имеют тех губительных пороков— роскоши, продажности, жадности, разврата, рабства, которыми пораженвеликий императорский Рим. «История» освещала период, хорошо знакомый Тациту как современнику, отсмерти Нерона до убийства Домициана. Сохранились первые четыре книги и часть пятой книги. В них описываетсякровавая борьба за власть Гальбы, Отона, Вителлия, события из жизни Флавиев— Веспасиана и Тита, осаждавшего Иерусалим. Очень ценны сведения овосстании батавов. «Анналы» («Летописи») Тацита — наиболее совершенное и зрелое егопроизведение. Он пишет историю Юлиев — Клавдиев (14—68 гг. н. э.), т. е. опериоде, предшествовавшем материалу «Историй». Первые шесть книг «Анналов»посвящены правлению жестокого Тиберия. В книгах 13—16 красочно повествуетсяо Нероне, его преступлениях, о пожаре Рима. Тацит в начале «Анналов» обещал современникам писать «без гнева ипристрастия». Он, несомненно, во многом этого добился, хотя сам принадлежалк сугубо партийной аристократической оппозиции — Домициану и тирании егопредшественников. Идеалы Тацит находил в прошлом, в гражданской доблестивремен республики. Он дал яркую картину кровавой истории императорскогоРима, полную и глубоких рассуждений, но обширные провинции империи его неинтересовали. Это не могло не сказаться на известной ограниченностикругозора Тацита как историка. Тацит является выдающимся писателем, обладающим большимихудожественными достоинствами стиля. У него сжатый выразительный язык,умение создавать яркие, запоминающиеся образы. Тацит обладал редким даромистинно драматического рассказа. Уже у современников Тацит пользовалсяполным признанием; его ценили преимущественно со стороны литературныхдостоинств французские классицисты XVII в., он вызывает большой интерес вXVIII в.; этот интерес к нему как к выдающемуся историку и писателю ещеболее углубляется в XIX в. Французский поэт (XVIII в.) Мари-Жозеф Шенье писал: «Имя Тацитазаставляет бледнеть тиранов». 4. Литература поздней Римской империи (II в. н. э.) Во II в. н. э. Римская империя достигла наивысшего развития. Оназанимала почти всю территорию известного в то время мира: под именем«imperium romanum» мыслился весь мир («orbis terrarum»). Этот период характеризуется ростом городов, развитием путей сообщенияи распространением римской культуры по всей территории империи, среди всехнародов провинций. Но со II в. н. э. усиливаются и те социально-экономические противоречия, которые привели впоследствии античный мир ккризису и краху. Со второй половины II в. н. э. в римской литературе чувствуетсяупадок. Поэты стремятся воскресить старые жанры, в области лексики ониобращаются к словарному богатству Катона, Энния, Плавта, любят блеснутьвычурностью формы, ритма стихов. Некоторые из писателей-архаистов, будучине в состоянии дать творчески самостоятельные произведения, прибегают ксобиранию различных выписок из греческих и римских писателей. Так,например, Авл Геллий (около 130—180 гг.) оставил нам такой труд подназванием «Аттические ночи». Начал он работать над ним в Аттике, в Афинах,отсюда и название «Аттические ночи». В этом произведении, состоящем из 20книг, до нас не дошла лишь восьмая книга. Авл Геллий собрал массу цитат илисокращенно переданных отрывков из книг разных греческих и римскихписателей. Его больше всего интересуют филологические и историко-литературные вопросы, поэтому он занимается критикой текста писателей,сопоставлением греческой и римской лексики, выписывает редкиеграмматические обороты. Всего в «Аттических ночах» Авла Геллия собраныцитаты, отрывки приблизительно из 250 авторов. IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог всей истории античной литературы, можно сказатьследующее. Первое, что бросается в глаза при чтении памятников античнойлитературы, — это огромная склонность античных писателей изображать главнымобразом внешний, предметный мир, по сравнению с чем ми




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Выдающиеся литераторы Древнего Рима iconИстория Древнего Рима Начало Рима

Выдающиеся литераторы Древнего Рима iconКонтрольная работа по дисциплине «История экономических учений» на тему «Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
«Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
Выдающиеся литераторы Древнего Рима iconКонтрольная работа по дисциплине «История экономических учений» на тему «Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
«Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
Выдающиеся литераторы Древнего Рима iconАмпир, или "стиль империи"
Древнего Рима. Это существенное различие часто опускают, когда говорят о преемственности стилей и об Ампире как о высшей стадии развития...
Выдающиеся литераторы Древнего Рима iconСамостоятельная работа по теме : «История государства Древнего Рима» Студента 1 курса 102 б группы
Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины. Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив, связанный...
Выдающиеся литераторы Древнего Рима iconАрхитектура Древнего Рима

Выдающиеся литераторы Древнего Рима iconИскусство древнего Рима

Выдающиеся литераторы Древнего Рима iconЛитература древнего Рима

Выдающиеся литераторы Древнего Рима iconКультура Древнего Рима

Выдающиеся литераторы Древнего Рима iconГосударство и право Древнего Рима

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы