Пояснительная записка по курсу географии icon

Пояснительная записка по курсу географии



НазваниеПояснительная записка по курсу географии
Дата конвертации19.08.2012
Размер129,34 Kb.
ТипПояснительная записка
скачать >>>

Пояснительная записка

по курсу географии


Концепция совершенствования содержания и структуры школьного географического образования предлагает следующую логику построения предмета: землеведение – страноведение – география России (отечествоведение) – география мира. Содержание всех курсов школьной географии строится на основе комплексного страноведения в сочетании с доступной для учащихся школы научной популяризацией географических знаний.

Во всех странах мира при изучении географии особое внимание обращают на проблемы культуры межнациональных отношений, усиление воспитательных возможностей предмета. Гуманистический и культурологический потенциал географии возрастает при изучении на уроках разнообразия жизни и деятельности людей в пространстве, роли человека и человечества в географической среде, истории развития мировой цивилизации.

Комплексное страноведение наиболее полно отражает основное содержание географического образования, в том числе материальные и духовные культурные ценности, опыт познания и существования человека в пространстве. Содержание географического образования отличается широким спектром воспитательного воздействия. В процессе изучения географии школьники познают окружающий мир в разных формах и видах деятельности: практически и теоретически, рационально и эмоционально.

Учитывая современное развитие географии, культурологический профиль школы содержание учебного предмета предполагает внесение культурологического подхода к изложению материала:

1. выделение системы теоретических понятий как центрального компонента содержания учебного предмета;

2. изменение роли средств наглядности – от иллюстрации до собственно источника новых знаний об изучаемых объектах и явлениях;

3. привлечение дополнительного материала на уроки (философия, публицистика, статистические, энциклопедические материалы);

4. приоритет активных, деятельностных форм обучения;

5. стимулирование саморефлексии учащихся.

Пояснительная записка

"География. Землеведение. География Прикамья"

6 класс (34/34 ч., 1/1 ч. в неделю)


Начальный курс – первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов "Природоведение", "Окружающий мир" о свойствах некоторых природных веществ, о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В связи с этим главная цель изучения курса – овладение "азбукой" нового для учащихся учебного предмета.

При изучении предмета учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо-картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Согласно Федеральному базисному учебному плану МО РФ (2004 г.) «на изучение содержания образования краеведческой направленности» следует отводить из регионального компонента 34 ч. Данный курс - «География Прикамья» - призван раскрыть физико-географические и экологические особенности Пермского края.


В результате обучения учащиеся должны:

1. Называть и/или показывать:

  • существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;

  • форму и размеры Земли;

  • на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;

  • основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;

  • основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;

  • основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;

  • характерные природные явления, изменяющие рельеф Земли;

  • причины изменений в литосфере, гидросфере, атмосфере;

  • географические координаты своей местности

2. Приводить примеры:

  • характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;

  • взаимосвязей между геосферами;

  • мер по охране природы;

  • влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт;

  • из истории географических исследований и открытий.

3. Определять:

  • основные компоненты погоды;

  • стороны горизонта на местности и карте;

  • абсолютные и относительные высоты;

  • объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на контурной карте.

4. Описывать:

  • географические объекты и явления на местности, их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.

5. Объяснять:

  • особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд и отдых населения.


Программа: 1. Примерная программа основного общего образования по географии. 6 класс

2. Климанова О.А. Реализация краеведческого компонента в преподавании курса «География. Землеведение». – М.: Вентана-Граф, 2007

3. Котельникова Г.И. Программа для общеобразовательной основной школы и примерное тематическое планирование к курсу «География Пермской области». – Пермь: изд-во ПОИПКРО, 2003

Учебник: 1. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Землеведение. 6 кл. – М.: Дрофа, 2008

2. Назаров Н.Н., Шарыгин М.Д. География. Пермская область/учебное пособие. – Пермь: Книжный мир, 1999

Методическое обеспечение:

  1. Хабибуллин Р.Х. География. 6 – 7 кл.: Дидактические карточки-задания. – М.: Дрофа, 2003

  2. Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6 – 10 классы: Метод.пособие. – М.: Дрофа, 1998

  3. Смирнова М.С. Сборник заданий и упражнений по географии. 6 класс. – М.: Экзамен, 2010 (УМК)

  4. Смирнова М.С. Тесты по географии. 6 класс. – М.: Экзамен, 2010 (УМК)

  5. Скотынянская В.Э. Географические лабиринты: дидактический материал к учебнику «География Пермской области». – Пермь: ПКИПКРО, 2007

  6. Хлюпина Т.Л. Географические диктанты по курсу «География Пермской области» - Пермь: ПКИПКРО, 2007

Пояснительная записка

"География материков и океанов"

7 класс (68 ч.)


География материков и океанов – второй по счету школьный курс географии. Именно с этим обстоятельством связана его структура и содержание. В курсе увеличен объем страноведческих знаний и значительно содержание общеземлеведческой составляющей, что обеспечивает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Основная цель курса – раскрыть закономерности землеведческого характера с тем, чтобы учащиеся в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений; другая важная цель курса – создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить со странами и народами.

Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода познания нашей планеты.


В результате обучения учащиеся должны:

1. Называть (показывать):

  • основные географические объекты, изучаемые в курсе;

  • состав географической оболочки, источники энергии процессов, происходящих в ГО, зональные комплексы ГО, закономерности отдельных геосфер планеты, основные свойства, закономерности ГО;

  • основные свойства частей геосфер;

  • крупнейшие народы Земли, виды хозяйственной деятельности людей, крупнейшие страны континентов и их столицы.

2. Определять:

  • географическое положение объектов;

  • географическое положение страны и ее столицы; по картам различного содержания особенности природы регионов и отдельных стран, их природные богатства, особенности размещения и состав населения; степень благоприятности природных условий для жизни людей в стране;

  • по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур и осадков;

3. Описывать:

  • особенности географического положения объектов, их рельеф, климат, расположение и компоненты природных зон;

4. Объяснять:

  • существенные признаки основных понятий;

  • причины свойств ГО;

  • особенности рельефа, климата, природных зон континентов и причины размещения.

5. Прогнозировать:

  • предвидеть тенденции изменения очертаний суши в результате движения литосферных плит;

  • тенденции изменения климата, питания и режима рек, подземных вод, почвенного покрова, растительного и животного мира под воздействием хозяйственной деятельности человека; изменения ПК в целом под воздействием природных факторов и человеческой деятельности;

  • оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.



Программа: И.В. Душина "География материков и океанов", М.: Дрофа, 2002

Учебник: И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев "География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс", М.: Дрофа, 2008

Методическое обеспечение:

  1. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов. 7 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000

  2. Душина И.В. География материков и океанов. 7 кл. Рекомендации к планированию уроков. – М.: Дрофа, 2005

  3. Перлов. Л.Е. Дидактические карточки-задания по географии: 7 класс: к учебнику В.А. Коринской и др. "География материков и океанов. 7 класс" – М.: Экзамен, 2007

  4. Евдокимов В.И. Сборник заданий и упражнений по географии. 7 кл. – М.: Экзамен, 2010 (УМК)

  5. Хабибуллин Р.Х. География. 6 – 7 кл.: Дидактические карточки-задания. – М.: Дрофа, 2003

  6. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии. 6 – 10 классы. – М.: Школа-Пресс, 2001



Пояснительная записка

"География России"

8 – 9 класс (136 ч., 2 ч. в неделю)


Главная задача курса – сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести к пониманию своего места в стране и в мире.

Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой – территориально дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразности страны формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба. Учащиеся должны осознать, прочувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов.

География России изучается в 8 и 9 классах.

В 8 классе изучается I часть курса – "Природа, население и хозяйство", которая состоит из "Введения" и разделов: "Россия на карте мира", "Природа России", "Население России", "Хозяйство России (первичный сектор экономики)".

В 9 классе изучается II часть курса – "Хозяйство и географические районы", которая состоит из разделов: "Хозяйство России (вторичный и третичный секторы экономики)", "География крупных регионов России"


В процессе обучения учащиеся должны:

1. Знать/понимать:

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

2.Уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.



3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортабельных и дискомфортных параметров компонентов природы своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.



Программа: Примерная программа основного общего образования по географии (8 – 9 классы)

Учебник: География России: 8 – 9 классы (1 и 2 части)/ В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова. – М.: Дрофа, 2008

Методическое обеспечение:

  1. Баринова И.И., Ром В.Я. География России. 8 – 9 кл.: Метод. пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998

  2. Дронов В.П. Население и хозяйство. 9 кл. Рекомендации к планированию уроков: метод.пособие. – М.: Дрофа, 2005

  3. Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой "География России. Природа. 8 класс". – М.: Дрофа, 2001

  4. Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.П. Дронова, В.Я. Рома "География России. Население и хозяйство. 9 класс"/В.П. Дронов. – М.: Дрофа, 2008

  5. Баринова И.И. Сборник заданий и упражнений по географии: 8 класс. – М.: Экзамен, 2007

  6. Моисеева О.П. Тематический тестовый контроль по географии России: 8 класс. – М.: Сфера, 2000

  7. Барабанов В.В. Тематический тестовый контроль по экономической и социальной географии России: 9 класс. – М.: Сфера, 2000

  8. Хабибуллин Р.Х. География. 8 – 9 кл.: Дидактические карточки-задания. – М.: Дрофа, 2004

  9. Евдокимов В.И. Тесты по географии России: 8 – 9 кл. – М.: Экзамен, 2009 (УМК)

  10. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии. 6 – 10 классы. – М.: Школа-Пресс, 2001



Пояснительная записка

"Экономическая и социальная география мира"

10 – 11 класс (68 ч., 1 ч. в неделю)


Данный курс завершает географическое образование школьников и сочетает в себе экономико-географическое страноведение с общей экономической географией.

Основная цель курса – завершить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.

В результате обучения ученик должен:

1. Прогнозировать и оценивать (формулировать гипотезы, предвидеть):

  • изменение политической карты мира под влиянием международных отношений;

  • ресурсообеспеченность стран и регионов мира различными видами ресурсов суши;

  • роль ресурсов Мирового океана, климатических и космических ресурсов на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы;

  • последствия антропогенного воздействия на окружающую среду в целом;

  • темпы роста народонаселения Земли, отдельных регионов и стран мира;

  • тенденции изменения возрастного состава населения;

  • темпы урбанизации и ее влияние на окружающую среду;

  • тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве;

  • изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран.

2. Объяснять:

  • причины изменения политической карты мира;

  • закономерности размещения основных видов природных ресурсов;

  • различия в естественном приросте населения, темпах и уровне урбанизации, в степени заселенности отдельных территорий, обусловленные экономическими, историческими и природными причинами;.

  • миграционные процессы, их влияние на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов;

  • распространение мировых религий на Земле;

  • особенности отраслевой и территориальной структур мирового хозяйства;

  • специализацию хозяйства отдельных стран и регионов мира, особенности состава и структуры их хозяйства, участие в географическом разделении труда;

  • уникальность и общечеловеческую ценность объектов, занесенных в международные реестры памятников природы и культуры;

  • причины возникновения глобальных проблем человечества

3. Определять (измерять):

  • принадлежность объектов природы к определенным видам природных ресурсов; ресурсообеспеченность отдельными видами ресурсов;

  • рациональность/нерациональность использования различных видов ресурсов;

  • особенности экономико-географического положения объектов;

  • общие тенденции развития объектов и явлений, изменение отдельных показателей во времени, средние показатели по различным источникам географической информации;

  • крупнейших экспортеров и импортеров важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;

  • условия возникновения и развития наиболее крупных зон туризма и рекреаций.

4. Называть и/или показывать:

  • крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы;

  • основные виды природных ресурсов;

  • мировые центры и районы: месторождений полезных ископаемых; промышленные; сельскохозяйственные; транспортные; научно-информационные; финансовые; торговые; рекреационные;

  • основные средства и методы получения географической информации;

  • основные регионы повышенной плотности населения на Земле;

  • крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры;

  • меры по охране вод и суши;

  • крупнейшие индустриальные страны мира;

  • районы нового освоения;

  • крупнейшие старопромышленные районы мира;

  • свободные экономические зоны.



Программа: География. 6 – 10 классы общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2007

Учебник: Бахчиева О.А. Экономическая и социальная география мира: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ О.А. Бахчиева; под ред. В.П. Дронова. – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009

Методическое обеспечение:

  1. Баранчиков Е.В. Тесты по географии. 10 класс. М.: Экзамен, 2007

  2. Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания по географии. 10 класс. М.: Экзамен, 2006

  3. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии. 6 – 10 классы. – М.: Школа-Пресс, 2001

  4. Родионова И.А. Экономическая география. Учебно-справочное пособие. М.: Экзамен, 2003

  5. Гдалин Д.А. Глобальная география. 11 кл. – М.: Дрофа, 2002




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Пояснительная записка по курсу географии iconДокументи
1. /Информационное письмо по составлению отчета за 2008 г..doc
2. /Пояснительная...

Пояснительная записка по курсу географии iconШамсутдинов Фарит Дарафетдинович 2012- 2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа
Рабочая программа учебного предмета по географии для 7 класса соответствует федеральному компоненту государственного образовательного...
Пояснительная записка по курсу географии iconПрограмма вступительного экзамена по географии I. Пояснительная записка
Программа является руководящим учебно-методическим документом для проведения вступительного испытания по географии и служит основой...
Пояснительная записка по курсу географии iconПояснительная записка к дипломному проекту (работе)
На тему: «Разработка мультимедийных презентационных материалов по курсу «Микропроцессорные системы»
Пояснительная записка по курсу географии iconПояснительная записка к курсу «Технология» Рабочая программа учителя по курсу технология для учащихся 2-го класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии
С требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта)
Пояснительная записка по курсу географии iconРабочая программа по физике в 10 классе на 2012-2013 учебный год Составитель: Тремаскина В. С. Пояснительная записка
Пояснительная записка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кочетовская средняя общеобразовательная школа»
Пояснительная записка по курсу географии iconПояснительная записка к курсу «Математика» Рабочая программа учителя по курсу математики для учащихся 2-го класса рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии
С требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта)
Пояснительная записка по курсу географии iconI. Пояснительная записка Требования к студентам: Учебная программа по курсу «Политология»
Учебная программа по курсу «Политология» предназначено для подготовки студентов направления 080500. 62 «Менеджмент» факультета менеджмента....
Пояснительная записка по курсу географии iconI. пояснительная записка
...
Пояснительная записка по курсу географии iconI. пояснительная записка
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы