Стили общения icon

Стили общения



НазваниеСтили общения
Дата конвертации18.08.2012
Размер149,62 Kb.
ТипРеферат
Стили общения


Министерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургская Государственная академия сервиса и экономики Контрольная работа по предмету: Деловое общение на тему: Стили общения Выполнила: Суменкова Е.В. Факультет: Финансы и кредит Номер специальности: 0604у Шифр: у.2.01.12 Курс: второй Санкт-Петербург 2003 год СОДЕРЖАНИЕ: Введение1. Педагогическое общение2. Стили общения3. Значение индивидуального стиля общения и средства повышениякоммуникативности педагога. Список литературы. Введение Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ееразвития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональнойподготовке педагогических кадров, к проявлению их творческойиндивидуальности. Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процессаиндивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля упрофессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении кобъективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — омаксимально возможном раскрытии своей индивидуальности. Педагогическая деятельность — сложная и многокомпонентная. Из всегомногообразия ее компонентов Н.В. Кузьмина выделяет три: содержательный,методический и социально-психологический. Они образуют внутреннюю структурупедагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентовпозволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главнымв единстве является социально-психологический компонент, т.е.педагогическое общение (ПО), которое обеспечивает реализацию двух других. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений,способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогическойдеятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимыйхарактер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условияи функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как изаспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие. Педагогическое общение На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогическогообщения призван обеспечить в педагогической деятельности реальныйпсихологический контакт, который должен возникнуть между педагогом идетьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразныепсихологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевестидетей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества ипревратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случаепедагогическое общение образует целостную социально-психологическуюструктуру педагогической деятельности. Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментомвоздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостнаясистема (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействияпедагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательныевоздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативныхсредств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождаетеще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательногопроцесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми ивыступает как средство решения учебных задач. В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входиторганизация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровняразвития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение сдетьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играетстиль общения. Стили общения Об этом следует поговорить подробно. Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, чтообщение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый егомикроэлемент. Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессепедагогического общения учитель прямо или косвенно осуществляет своисоциально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессомобучения и воспитания. Стиль общения и руководства в существенной мереопределяет эффективность обучения и воспитания, а также особенностиразвития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе. На уроке педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всегопедагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям,постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия сособенностями общения на данном этапе. Все это требует от учителя уменияодновременно решать две проблемы: 1. конструировать особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), своих отношений с учащимися, т. е. стиль общения; 2. конструировать выразительные средства коммуникативного воздействия. Второй компонент постоянно меняется под влиянием возникающих педагогических и соответственно коммуникативных задач. В выборе системы выразительных средств коммуникации важную роль играет сложившийся тип взаимоотношений педагога с учащимися. Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогическойдеятельности: . общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения); . система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности; . ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи. Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенностисоциально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стилеобщения находят выражение: . особенности коммуникативных возможностей учителя; . сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; . творческая индивидуальность педагога; . особенности ученического коллектива. Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя. Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в1938 году немецким психологом Куртом Левином. В наши дни выделяют много стилей общения, но остановимся на основных. 1. Авторитарный При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление ивсеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чащесвоих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания.Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы инеаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель нетолько определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнениязадания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания испособы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, чтотакой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает,какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа ичто ждет впереди. Следует также заметить, что в социально-перцептивномотношении, как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентациядеятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателяв позитивные возможности учащихся. Во всяком случае, в его глазах учащиесяхарактеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самогожесткого обращения. При этом любая инициатива рассматривается авторитарнымпреподавателем как проявление нежелательного самоволия. Исследованияпоказали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениямипотерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: «Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, онкосвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел». Кроме того,авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своихподопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколькоотносительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководстваучитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, безопоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критическиезамечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решениекасающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимсятребования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Авторитарномустилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимсяпозволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однакорешение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии сосвоими установками. 2. Попустительский Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути делаявляется самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса,снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стильоказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты егоапробации — наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество.Важно отметить, что ученики не бывают, удовлетворены работой в подобнойгруппе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скореенапоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководстваучитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельностьучащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясьформальным выполнением обязанностей и указаний администрации.Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости отвнешних обстоятельств или собственного эмоционального состоянияосуществляет любой из описанных выше стилей руководства. 3. Демократический Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередьоцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностьюдемократического стиля оказывается то, что группа принимает активноеучастие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. Врезультате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируетсясамоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительностьи доверительность в личных взаимоотношениях. Если при авторитарном стилемежду членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорностируководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическомуправлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживаяпозитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностномотношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается наколлектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организациидеятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого средиравных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниямучащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемыколлективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулируетучитель. 4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и егоэтических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческимпоиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но вбольшей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.Театральный педагог М.О. Кнебель заметила, что педагогическое чувство“гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней...”. Такой стиль общения отличал деятельность В.А. Сухомлинского. На этойоснове формируют свою систему взаимоотношении с детьми В.Ф. Шаталов. Этотстиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместнойучебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом – источникдружественности и одновременно дружественность, помноженная назаинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Говоря осистеме взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С. Макаренкоутверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем инаставником, а с другой – соучастником совместной деятельности. Необходимоформировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога сколлективом.Размышляя о вариантах взаимоотношений воспитателя с детьми, А.С.Макаренкоотмечал: “Во всяком случае никогда педагоги и руководство не должныдопускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказыванияанекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т. п. Сдругой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство вприсутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми”. Подчеркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений педагога ивоспитанников и его стимулирующий характер, вызывающий к жизни высшую формупедагогического общения – на основе увлеченности совместной творческойдеятельностью, необходимо отметить, что дружественность, как и любоеэмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения,должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность впанибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всемходе учебно-воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающегоучителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений).Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречитьобщей системе взаимоотношений педагога с детьми. 5. Общение-дистанция Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие.Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога иучащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужнособлюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всейсистемы социально – психологического взаимодействия учителя и учеников и неспособствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должнасуществовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Ноона должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а недиктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает какпоказатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.Превращение “дистанционного показателя” в доминанту педагогического общениярезко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога иучащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системевзаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательносказывается на результатах деятельности. А.В.Петровский и В.В.Шпалинскийотмечают, что “в классах, где преподают учителя с преобладаниемавторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина иуспеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительныеизъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника”.В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителянередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себякак педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средствосамоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но вбольшинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет кпедагогическим неудачам.Авторитет должен завоевываться не через механическое установлениедистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческойдеятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, таки ситуативный подход к человеку. Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такойнегативной форме общения, как общение-устрашение. 6. Общение – устрашение Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающиеучителя, связан в, основном с неумением организовать продуктивное общениена основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общениесформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшегосопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем еепроявлении.В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. Всущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы,обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее,так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делатьнельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждетсявзаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности. 7. Заигрывание Опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное снеумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу,этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет удетей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этогостиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстроустановить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другойстороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативнойкультуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональнойкоммуникативной деятельности.А.С.Макаренко резко осуждал такую “погоню за любовью”. Он говорил: “Яуважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательнойработе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем.Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь,организуемая педагогом для собственного удовольствия, являетсяпреступлением...Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приноситбольшой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, чтоэтого привеска... не должно быть в нашей жизни...Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цельв любви, то это только вред...”Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате: а)непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач;б) отсутствия навыков общения; в) боязни общения с классом и одновременножелания наладить контакт с учениками. В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты неисчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительнойпрактике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы,дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействиепартнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этомнайденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершеннонепригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальностьличности. Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога. От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие.Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие упедагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение,заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что приотсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и“въесться” в творческую индивидуальность учителя, а порой становятсяштампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими егоэффективность. Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечиваетсяименно надежно выстроенной системой взаимоотношений. Такая система должнахарактеризоваться: . взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организации воспитательного процесса; . наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами; . ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой; . отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия; . использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности учащихся; . единством делового и личностного общения; . включением учащихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и т. п. В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи ипедагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностейследующее:1) Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям - выражение общественных требований.2) Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.4) Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.6) Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их точку зрения.7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам. Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многихпроблем и трудностей в общении. Сознательное формирование своего стиля ПО возможно при определенномуровне развития способности к самоанализу профессиональной деятельности.Педагоги в этом случае в ходе профессионального взаимодействия с детьмицеленаправленно ищут, отбирают и накапливают средства и способы общения,которые обеспечивают оптимальную результативность во взаимодействии сдетьми и соответствуют их индивидуальности. Это в свою очередь приноситэмоциональное удовлетворение, приводит к переживанию психологическогокомфорта. Постепенно происходит стабилизация состава средств и способовосуществления коммуникативной деятельности, складывается определеннаяустойчивая целостная структура, а именно — индивидуальный стильпедагогического общения. В ходе стихийной выработки стиля педагог такжеиспользует известные средства и способы общения, которые кажутся емунаиболее эффективными, индивидуально удобными. В дальнейшем происходит стабилизация этих средств и способов общения,стихийно складывается индивидуальный стиль общения, субъективно удобный, ноне всегда профессионально оптимальный, так как воспитатель не уделяетдолжного внимания анализу целесообразности используемых средств и способовдеятельности с точки зрения требований деятельности. Чем раньше педагогосознает необходимость формирования своего стиля, тем больше окажетсявозможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее будетпротекать процесс становления его как профессионала. Литература: Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная психология. Санкт-Петербург, 1999. Радугина А.А. Психология и педагогика. М., 2000. Немов Р.С. Психология образования. М., 1995. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000. Научный журнал. Вопросы психологии. М.,5-2000.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Стили общения iconМужской и женский стили общения

Стили общения iconСтили педагогического общения и поведения

Стили общения iconСтили педагогического общения. Их виды и психологическая характеристика

Стили общения iconПрограмма учебной дисциплины (курса)
«Обучение письменной речи, функциональные стили общения» для слушателей 3 ступени
Стили общения iconВ. С. Стилистика стилистика
...
Стили общения icon1. Стили руководства, их характеристика стр. 3 Классическая типология Курта Левина стр. 5
Эффективность и комфортность делового общения в группе в огромной степени зависят от ее руководителя, точнее — от практи­куемого...
Стили общения iconКонтрольная работа по Деловому общению Интерактивные процессы в деловом общении
Трансактный анализ делового общения Э. Берна. Основные психологические состояния «Я»: «Ребенок», «Взрослый», «Родитель». Параллельные...
Стили общения iconАдаптационное занятие «Свеча знаний»
Основу трудностей адаптации при переходе на основную ступень общего образования составляют педагогические особенности: резкий переход...
Стили общения iconВопросы к экзамену по дисциплине «Психология»
Общение. Понятие об общении. Виды общения. Развитие общения. Техника и приемы общения
Стили общения icon01. Понятие «литературный язык», «норма», «функциональные стили» рля. Их историзм и динамика. Типология национальных литературных языков
В 16 в. – тексты священного писания. Отсутствие печати невольно приводит к сдвигу нормы. Варьирование ля. Частные подразделения ля...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы