Уроках математики в нач шк icon

Уроках математики в нач шк



НазваниеУроках математики в нач шк
Дата конвертации18.08.2012
Размер47,02 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

Использование логических задач на уроках математики в нач. шк.


Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Важнейшей задачей математического образования является вооружение учащихся общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать. Каждому важно научиться анализировать, отчетливо выражать свои мысли, а с другой стороны – развить воображение и интуицию. Именно математика предоставляет благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия, упорства в достижении целей. Поэтому использование учителем начальной школы нестандартных логических задач на уроках математики является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения математике


Для достижения наилучших результатов в освоении учащихся основ логического мышления я использую в своей практике игру с кругами. Для игры с кругами нужны нарисованные на бумаге один = два или три круга, даже интереснее разного цвета, можно разноцветные обручи и наборы геометрических фигур и размеров, можно карточки с числами и буквами русского алфавита.

Задача №1 она с одним кругом, здесь я учу классифицировать предметы по одному признаку, понимать и применять логическую операцию отрицания НЕ. У детей наборы квадратов, кругов, треугольников разных цветов и размеров. В центре парты обруч или круг из бумаги цветной.

У: покажите треугольные фигуры (прыгните и приземлитесь внутри круга)

Покажите красные фигуры (прыгните и приземлитесь вне круга)

Ученики выполняют простейшие задания. Надо быть готовым к тому, что здесь необязательно сразу будут правильные результаты. Понятия «внутри и вне» у многих детей в этом возрасте еще не полностью сформированы.

Задача№2 –положите внутрь круга треугольные фигуры (можно даже фигуры положить в темный мешочек , чтобы дети вытаскивали фигуры на ощупь). После того как все фигуры размещены, учитель задает два новых вопроса.

-Какие геометрические фигуры лежат внутри круга? (треугольные фигуры)–на этот вопрос ответ дается без особого труда.

-Какие геометрические фигуры лежат вне круга? -они могут ответить большие фигуры или красные фигуры, или лежат квадраты, но правильный ответ –вне круга лежат квадраты и круги.

Здесь главное не спешить самой дать правильный ответ, но ведь мы хотим заниматься развитием логики у детей. В дальнейшем в игру вносятся варианты вопросов различной степени трудности. Здесь важно не только правильно разложить фигуры или карточки, но и правильно ответить на вопросы.

-Какие геометрические фигуры (буквы, числа) лежат внутри круга?

- Какие геометрические фигуры (буквы, числа) лежат вне круга?

До вопросов в круг положила все красные фигуры, вне круга некрасные фигуры.

Можно задать вопросы.

Задание№3. –в круг положите все круглые фигуры. Вне круга лежат некруглые фигуры.

- в круг положите все некруглые фигуры. здесь дети сразу дадут правильный ответ, что вне круга лежат круглые фигуры (но в этом году слышала ответ (вне круга лежат НЕ Некруглые фигуры). Игру с кругами можно использовать и для изучения свойств чисел, букв, звуков.

Задание№4 - в круг положите все числа, больше 5. Вне круга лежит и число 5, поэтому ответ (вне круга лежат числа меньше 5 – будет неверным). Правильный ответ(вне круга лежат числа не больше 5).

Задание № 5 в круг положите все числа, делящие на 2, на 3, на 5. эта задача может быть использована для изучения признаков делимости чисел.

Задание№6 в круг положите все гласные, а вне круга лежат согласные буквы и еще Ь и Ъ.

Задание №7- в круг положите все буквы, смягчающие согласные.

Задание №8 – это задание с более сложным заданием. В круг положите все числа делящие на 2, на 3 одновременно. Вне круга лежат числа, не делящиеся на 2 или на 3.

Задание №9 – в круг положите все геометрические фигуры, которые являются красными или треугольным. Вне круга лежат геометрические фигуры, являющиеся одновременно некрасными и нетреугольными.

Есть задания сложнее с двумя кругами или обручами разных цветов. Здесь необходимо развивать умение классифицировать предметы по двум свойствам, понимать и применять логическую операцию.

Задание№1 –прыгните и приземлитесь внутри синего, но вне красного круга.

- прыгните и приземлитесь внутри синего и вне красного кругов.

- прыгните и приземлитесь вне синего и вне красного кругов.

2. в красный круг поместите все красные фигуры, а в синий круг поместите все треугольные фигуры.. Ошибки обсуждаем всем классом. При решении

заданий полезно спросить, почему он кладет фигуру именно на это место. Ответы детей (красный круг должен лежать внутри красного круга, потому что он красный, но вне синего круга, потому что он нетреугольный.) (Синий квадрат должен лежать вне обоих кругов (вне красного – потому что он некрасный, вне синего – потому что он нетреугольный). (красный треугольник должен лежать внутри обоих кругов (внутри красного – потому что он красный, внутри синего – потому что он треугольный).

Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, сопоставлять суждения по определенным правилам -–необходимое успешное усвоения учебного материала. Ведь в любой задаче заложены возможности для развития логического мышления.

  1. Даже работа над решенной задачей. Многие дети только после повторного анализа осознают план решения задачи. Конечно, повторение требует времени, но оно окупается.

  2. Решение задач разными способами. Мало уделяется внимания решения таких задач. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии.

  3. Самостоятельное составление задач учащимися.

Составить задачу:1) –используя слова (больше на, столько, сколько, меньше в, на столько больше, на столько меньше).

2)- решаемую в 1, 2, 3 действия.

3) –по выражению.

4. Использование приема сравнения задач и их решений.

5. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного.

6. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

7. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи.

8. Решение обратных задач.

9. Закончить решение задачи.

10. Объяснения готового решения задач.

11. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

12. Решение задач с недостающими или лишними данными.


Основной целью математического образования должно быть развитие умения математически, а значит, логически мыслить. Реализация этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики различного рода нестандартных логических задач. Поэтому использование учителем начальной школы этих задач на уроках математики является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения математике.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Уроках математики в нач шк iconИспользование информационно-коммуникационных и Интернет-технологий на уроках математики Учитель математики мобу сош №3 г. Баймака Мурзабаева Фарида Мужавировна
Использование информационно-коммуникационных и Интернет-технологий на уроках математики
Уроках математики в нач шк iconВозможности использования элементов теории вероят-ностей и статистики на уроках математики в начальной школе
Ii элементы теории вероятностей и статистики на уроках математики в начальной школе (методика работы)
Уроках математики в нач шк iconРаспопина Зинаида Андреевна, учитель математики моу «Средняя общеобразовательная школа №91» г. Новокузнецка Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики на примере урока алгебры в 8 классе
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики на примере урока алгебры в 8 классе
Уроках математики в нач шк icon"Русский язык на уроках математики"
Грамотная речь должна звучать только на уроках русского языка или на других учебных предметах тоже?
Уроках математики в нач шк iconДифференцированное обучение на уроках математики
Я практик, учитель математики… Учитель математики – это человек, который имеет дело с ребенком пять-шесть раз в неделю, преподает...
Уроках математики в нач шк iconСтатья «Технология личностно-ориентированного обучения на уроках математики в средней школе»
Учитель математики гимназии №622 Выборгского района Санкт-Петербурга – Поварушкина Наталия Владимировна
Уроках математики в нач шк iconИспользование складного макета дома на уроках математики в 5, 6 классах
Каждый раздел математики считается достаточно усвоенным, если учащиеся сумеют применить полученные знания на практике
Уроках математики в нач шк iconСтатья «Технология личностно-ориентированного обучения на уроках математики в средней школе»
Учитель математики гимназии №622 Выборгского района Санкт-Петербурга – Поварушкина Наталия Владимировна
Уроках математики в нач шк iconНовые технологии на уроках математики
Разумеется, любая презентация для учащихся интересна и полезна, когда она сопровождается словом учителя. Дети с большим интересом...
Уроках математики в нач шк iconМаоу «сош №102 с углубленным изучением отдельных предметов» Дидактическая игра – как одно из средств занимательности на уроках математики и во внеурочной работе. Романова Л. Н
Дидактическая игра – как одно из средств занимательности на уроках математики и во внеурочной работе
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы