Семейное воспитание в наследии Я. А. Коменского icon

Семейное воспитание в наследии Я. А. Коменского



НазваниеСемейное воспитание в наследии Я. А. Коменского
Дата конвертации18.08.2012
Размер104,92 Kb.
ТипРеферат
Семейное воспитание в наследии Я.А. Коменского


Коломенский педагогический институт Реферат студента 332 группы технологического факультета Лазарева Виктора Николаевича по философии и истории образования на тему: Семейное воспитание в наследии Я. А. Коменского 1998 годПлан реферата1. Введение2. Краткая биографическая справка Я. А. Коменского3. Основные положения педагогической теории Я. А. Коменского4. Дидактические взгляды5. Семейное воспитание в наследии Я. А. Коменского6. Значение педагогического наследия Я. А. Коменского7. Заключение8. Библиографический списокВведение Цель данного реферата - попытка раскрыть одно из направленийпедагогической теории крупнейшего педагог демократа, выдающегосяобщественного деятеля 17 века Яна Амоса Коменского. Раскрывая темусемейного воспитания по Коменскому нельзя не затронуть его дидактическиевзгляды, а также саму сущность педагогической теории Я. А. Коменского иее характерные черты. Ведь многое, о чем мечтал великий педагог вошло впрактику школы. На основные положения его педагогической теории, такие как,принцип природосообразности, возрастная периодизация опиралось огромноеколичество известных педагогов следующего столетия. Поэтому, прежде чемприступить к раскрытию главной темы реферата я кратко опишу основныедидактические взгляды Коменского и его педагогическую теорию неотъемлемойчастью которой является семейное воспитание.Краткая биография Я. А. Коменского Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия)в семье члена общины Чешских братьев. Учился в Гернборнском иГейдельбергском универсистетах в Германии. После этого Коменский былпроповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занималсяпедагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше,Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменскийстал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включаяРоссию. Коменский был основоположником педагогики нового времени. В еготеоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнскаяшкола”, “Великая дидактика”, “Новейший метод языков”, “Пансофическая школа”и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, чтоон рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылокустановления справедливых и дружественных отношений между людьми инародами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщийсовет об исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал“Пампедией ” - “Всеобщим воспитанием”, где он, в частности, развивает мысльо том , что воспитание и образование человека не заканчивается после выходаиз школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество кбудущему самовоспитанию и самообразованию. / Пискунов А. И. Хрестоматия поистории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 79/. Основные положения педагогической теории Я. А. Коменского Через все педагогические сочинения Коменского, проходит мысль, чтоправильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой. Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ееглавнейшим , всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных,так и в отношении человека. / Константинов Н. А., Медынский Е. Н., ШабаеваМ. Ф. История педагогики . - М.: Просвещение, 1982.-С. 31/. Он указывает,что точный порядок школы надо заимствовать от природы, что необходимоисходить из наблюдений над теми процессами, какие повсюду проявляет природав своих действиях. Он пытается установить закономерности воспитания путеманалогий с естественными “основоположениями” , законами природы. Яркие примеры сравнения человека с живой природой можно увидеть в“Великой дидактике”. “ ... плодоносное дерево (яблоня, груша, винограднаялоза) хотя и может произрастать предоставленное самому себе, но как и дикоерастение принесет и дикий плод; для того же , чтобы оно дало вкусные исладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал,подчищал. Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ,все же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности иблагочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным иблагочестивым”. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежнойпедагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 88/. Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающегопоколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:|детство - от рождения до 6 лет включительно ||отрочество - от 6 до 12 лет ||юность - от 12 до 18 лет ||возмужалость - от 18 до 24 лет | В основу этого деления он кладет возрастные особенности : детствохарактеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств;отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами -языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется болеевысоким уровнем развития мышления и возмужалость - развитием воли испособностью сохранять гармонию. Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастнымособенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступеньобразования. Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой онразумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочествапредназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении,местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, илигимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большойобласти - академия. Устанавливая эту необычную для того времени последовательность изучениянаук, Коменский исходил из своих философских воззрений - из сенсуализма - ибыл для своего времени новатором, придерживаясь, однако, обычного порядкаодновременного изучения одной науки ( или небольшой группы родственныхнаук) и лишь затем переходить к изучению других наук. / Константинов Н. А.,Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики . - М.: Просвещение,1982.-С. 31 - 33/. Дидактические взгляда Я. А. Коменского Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу познания иобучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробнораскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только какзрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясномувосприятию вещей и явлений. Им было провозглашено “золотое правило”дидактики: “Все, что только возможно, предоставлять для восприятиячувствами: видимое для восприятия - зрением; слышимое - слухом; запахи -обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания.Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами,пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”. / Константинов Н. А.,Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики . - М.: Просвещение,1982.-С. 33 - 34/. Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Коменскийпротивопоставил требование сознательности учения. Коменский настаивал на систематичности обучения. В обучении, он считал,надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которыесистематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного кабстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному. В связи с этим опять можно вспомнить принцип природосообразности. В“Великой дидактике” Коменский выдвинул такие основоположения: - природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, вопределенном порядке - всякое свое формирование природа начинает с самого общего и кончаетнаиболее особенным - природа не делает скачков, а идет вперед постепенно - начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет дело доконца. - и др. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.:Просвещение, 1981. - С. 115 - 119/. Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое требованиепосильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения толькото, что доступно их возрасту. Коменский стремился возможно сильнее развивать познавательныеспособности учащихся, “воспламенить жажду знания и усердие к учению”, длячего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскуюлюбознательность. “У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность внаблюдении, в речи, в практике и в применении”, - писал он. / КонстантиновН. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики . - М.:Просвещение, 1982.-С. 35 - 36/. Семейное воспитание в наследии Я. А. Коменского Для раскрытия этого вопроса вновь обращусь к принципуприродосообразности. “Показав, что райские растеньица - христианскоеюношество - не могут расти наподобие леса, а нуждаются в попечении, следуетрассмотреть, на кого же падает это попечение. Всего естественнее признать,что оно падает на родителей, чтобы те, кому дети обязаны жизнью, оказалисьи источником для них разумной нравственной и святой жизни. ” / Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. -С. 91/. “Однако при многообразии людей и их занятий редко встречаются такиеродители, которые могли бы сами воспитывать своих детей или по роду своейдеятельности располагали бы необходимым для этого досугом. Поэтому давноуже практикуется порядок, при котором дети многих семей вверяются дляобучения специальным лицам, обладающим знаниями и серьезностью характера.Этих воспитателей юношества обыкновенно называют наставниками, учителями... ” Там же Здесь следует подчеркнуть, что Коменский ставит учителей лишь на второеместо после родителей. То есть из этого можно сделать вывод что основнуюроль в воспитании детей играют именно родители. Надо сказать, что следуя Платону и Аристотелю основными добродетелямиКоменский считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Иглавными средствами их воспитания был пример родителей. То есть семья, помнению Коменского является главным средством нравственного воспитания. Следующей важной функцией семейного воспитания является пробуждение иподдержание в детях стремления учиться. “Стремление к учению пробуждается иподдерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебнымипредметами, методом обучения и школьным начальством. Если родители вприсутствии детей с похвалой отзываются об учении и об ученых людях или, спобуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги, красивую одежду илиеще что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того, которому хотятпоручить детей) как со стороны его учености, так и гуманного отношения кдетям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством, чтобывызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей кучителю с поручением или маленьким подарком и пр., то легко достигнутьтого, что дети искренне полюбят и науку и самого учителя. ” Коменский Я.А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М., Учпедгиз, 1955. - С. 243- 245 Подчеркивая всю важность и необходимость семейного воспитания Коменскийв “Великой дидактике” создает образ материнской школы. Надо отметить, чтоцель этой школы Коменский видел в развитии и упражнении преимущественновнешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими ихпредметами и распознавать их. Кратко опишу основные характерные черты этой школы. “В первые же годы дерево тотчас же выпускает из своего ствола всеглавные ветви , которые оно будет иметь и которым в последствии приходитсятолько разрастаться. Следовательно, таким же образом, чему бы мы не хотелинаучить на его пользу в течении всей жизни, - все это должно быть преподаноему в этой первой школе. Что это осуществимо, ясно будет из нашего беглогопросмотра всего того, что подлежит изучению.” Далее Коменский приводитсписок предметов, которые по его мнению необходимо изучать в материнскойшколе. Но здесь надо оговориться, потому что, эти предметы не являютсяпредметами как таковыми, а скорее являются их зачатками. “Метафизика в общих чертах первоначально усваивается здесь, так какдети воспринимают все в общих и неясных очертаниях , замечая, что все, чтоони видят, слышат, вкушают, осязают, все это существует, но не различая,что это такое в частности, и лишь потом постепенно в этом разбираясь.Следовательно, они уже начинают понимать общие термины: нечто, ничто, есть,нет, так, не так, где, когда, похоже, не похоже и т. п., что в общем иявляется основой метафизики. В естествознании в это первое шестилетие можно довести ребенка до того,чтобы он знал, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, камень,железо, дерево, трава, птица, рыбы и пр. Начала оптики ребенок получает благодаря тому, что начинает различать иназывать свет и тьму, тень и различия основных цветов: белого, черного,красного и пр. Начала истории состоят в том, чтобы ребенок мог припомнить ирассказывать, что произошло недавно, как тот или другой в том или ином деледействовал, - ничего, если это будет хотя бы только по-детски. Корни арифметики закладываются благодаря тому, что ребенок понимает,когда говорится мало и много; умеет считать, хотя бы до десяти, и сделатьнаблюдение, что три, больше, чем два, и что единица, прибавленная к трем,дает четыре и пр. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежнойпедагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 148 - 149/. А также начала геометрии, статики, грамматики, диалектическогоискусства, музыки. Знакомство с поэзией, политикой. Учение о нравственностии пр. То есть мы видим, что на семью возлагается колоссальная ответственностьза развитие ребенка. Коменский говорит : “Все всего легче образуется внежном возрасте”. То есть в соответствии с принципами природосообразности ивозрастной периодизации Коменский считает, что семейное воспитание(материнская школа) является первым и одним из самых главных этаповдетского воспитания и обучения. Заключение Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогическоймысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки,получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в Россиив 17 - 18 веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначальногообучения в течении 150 лет и послужили образцами для разработки учебниковдругими прогрессивными педагогами. Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим многоглубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организацииучебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебныечетверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система,учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня т т. д.). Рекомендацииего по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школахразличных стран. В развитии педагогики Коменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую жероль, как Декарт в и Бэкон в развитии философии, как Коперник в развитииастрономии. При этом то новое, что дал он в области педагогики (идеявсеобщего обучения, единой школы, шестилетнего обучения в начальной школе,некоторые дидактические принципы и правила и др.), пробивало себе путьмедленно. Многое, о чем мечтал, что возвещал великий педагог, опережая своевремя , вошло в практику школы (да и то в ограниченном виде) только два -два с половиной столетия спустя. Со второй половины 19 века значение Коменского стало все болееуясняться прогрессивными педагогами (особенно в славянских странах и вРоссии). Педагогическая теория Коменского имеет научный характер и являетсябольшим вкладом в мировую культуру. / Константинов Н. А., Медынский Е. Н.,Шабаева М. Ф. История педагогики . - М.: Просвещение, 1982.-С. 38 - 39/. РЕЦЕНЗИЯ на реферат студента 332 группы технологического факультета Семенова Владислава Игоревича по философии и истории образования на тему: “Семейное воспитание в наследии Я. А. Коменского”. Прочитав данный реферат, можно с уверенностью сказать, что СеменовВ. И. довольно серьезно отнесся к раскрытию данной ему темы. Реферат имеет подробный план, основное внимание в котором уделяетсятеме реферата, а именно педагогическим идеи семейного воспитания внаследии Я. А. Коменского. План реферата состоит из восьми пунктов. Семенов В. И. начинает свой реферат с введения и краткойбиографической справки в которой он описывает некоторые важные событияжизни и деятельности Коменского. В следующих двух пунктах Семенов кратко и умело излагает основныеположения педагогической теории и дидактические взгляды Я. А.Коменского. Пятый пункт полностью посвящен теме реферата. Надо сказать, что раскрывая тему реферата Семенов делает мало своихвыводов и суждений. По ходу изложения темы Семенов В. И. делает ссылки на литературныеисточники список которых приведен в конце реферата. В заключительной части реферата Семенов излагает важность иисторическое значение педагогического наследия Я. А. Коменского иподводит итоги. По мнению рецензента реферат написан логично, стройно, не содержитничего лишнего, тема раскрыта полностью. Реферат заслуживает отличнойоценки. РецензентБиблиографический список1. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.:Просвещение, 1981.2. Коменский Я. А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М., Учпедгиз, 1955.3. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики .- М.: Просвещение, 1982.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Семейное воспитание в наследии Я. А. Коменского iconСемейное воспитание детей дошкольного возраста

Семейное воспитание в наследии Я. А. Коменского iconПлан: Школа и педагогическая мысль в Европе XVII – XVIII веков
«Образование и воспитание к началу Нового времени. Зарождение педагогики как науки (XVII в). Педагогическая деятельность В. Ратке,...
Семейное воспитание в наследии Я. А. Коменского iconТипы воспитания. Семейное, социальное, религиозное и коррекционно-адаптационное воспитание
Одно из объяснений тому его многозначность. Вос­питание можно рассматривать как общественное явле­ние, как деятельность, процесс,...
Семейное воспитание в наследии Я. А. Коменского iconТематика вопросов к экзамену по письму
Проблемы воспитания. Воспитательная система школы. Семейное воспитание. Проблемы межнационального общения
Семейное воспитание в наследии Я. А. Коменского iconСемейное воспитание
На протяжении всей истории человечества семья была хозяйственно-экономической ячейкой общества и служила целям подготовки детей к...
Семейное воспитание в наследии Я. А. Коменского iconСемейное право и семейное законодательство

Семейное воспитание в наследии Я. А. Коменского iconСодержание введение 3 Глава Социализация как социально-педагогическое явление 5
Семейное воспитание как относительно социально контролируемая социализация в процессе стихийной социализации
Семейное воспитание в наследии Я. А. Коменского iconВведение 3-7 Глава 1 Правовое регулирование лишения
В понятие «надлежащие семейное воспитание» вкладывается сохранение и развитие физического, психического здоровья ребенка, передача...
Семейное воспитание в наследии Я. А. Коменского iconИдеи развития в трудах Я. А. Коменского, М. Монтеня, Ж. Ж. Руссо

Семейное воспитание в наследии Я. А. Коменского iconВведение. Глава История вопроса. 4
Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы