Для специальности 040201. 65 \"Социология\" icon

Для специальности 040201. 65 "Социология"



НазваниеДля специальности 040201. 65 "Социология"
страница1/10
Дата конвертации17.08.2012
Размер0,55 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
скачать >>>
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации


Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет Социологии


Программа дисциплины


«Теория нечетких множеств и нейронные сети»

Для специальности 040201.65 "Социология"

(подготовки специалиста)

Автор к.с.н. Градосельская Г.В.



Рекомендована секцией УМС

______________________________


Председатель

______________________________

«_____» __________________ 200 г.


Одобрена на заседании кафедры

Методов сбора и анализа социологической информации

Зав. кафедрой

д.с.н., проф. Толстова Ю.Н.

«_____» __________________ 200 г.

Утверждена УС

факультета Социологии

Ученый секретарь

______________________________

«_____» __________________ 200 г.





Москва


Содержание программы:

I. Пояснительная записка 3

II. Тематический расчет часов. 9

III. Содержание программы. Текст программы (по разделам и темам). 11

Тема 1. Нечеткая логика и нейронные сети в моделировании социально-экономических процессов. Роль и место в структуре социологического знания. 11

Тема 2. Нечеткие множества. Нечеткая и лингвистическая переменные. Операции над нечеткими множествами и нечеткими переменными. 14

Тема 3. Нечеткие выводы, нечеткий регулятор. 16

Тема 4. Практическое применение нечеткой логики в экспертных опросах. 18

Тема 5. Нейронные сети: основные понятия. Базовый оценочный модуль. Классификация нейронных сетей. 21

Тема 6. Обучение нейронных сетей. Эффективность нейронных сетей. 24

Тема 7. Практическое применение нейронных сетей естественной классификации. Применение сети Кохонена для типологизации объектов 26

Тема 8. Практическое применение нечеткой логики и нейронных сетей в теории принятия решений 28

Тема 9. Практическое применение нейронных сетей в анализе текстовых данных. 31

Тема 10. Практическое применение нейронных сетей в эконометрическом анализе (анализ бедности). 33

Тема 11. Практическое применение нейронных сетей в маркетинговых исследованиях. 36

Тема 12. Практическое применение нейронных сетей в классификации и типологизации социальных объектов и социологических понятий. 38

IV. Тематика эссе * 40

V. Вопросы для оценки качества освоения курса 41



I. Пояснительная записка


Автор программы: Градосельская Галина Витальевна.

Требования к студентам: знание статистики в объеме, преподаваемом студентам экономических специальностей, усвоение программ университетского курса по дисциплинам «Основы социологии», «Анализ данных», «Математическая статистика», «Дискретная математика». В процессе обучения будет производиться отсылка к таким прикладным математическим и экономическим дисциплинам как «Оптимизация», «Исследование операций», «Кибернетика», «Теория принятия решений». Однако по всем перечисленным дисциплинам будут даны необходимые отсылки и базовые разьяснения, которые помогут понять суть излагаемого материала по нейросетевом у моделированию в социологии.

Аннотация:

Нейронные сети – новый способ структурирования и анализа данный, который в последнее время находит все более широкое применение в социологических исследованиях. Как известно, аппарат нечетких множеств и нечеткой логики уже давно (более 30 лет) с успехом применяется для решения задач, в которых исходные данные являются ненадежными и слабо формализованными.

Нейронные сети начинают все более активно использоваться и в социологи. Прежде всего, потому, что являются удобным конструктом-посредником перехода из научно-социологического языка, а так же реального языка, в математический язык. Формально, цепочку отображения смыслов через лингвистическое многослойное «сито» можно представить следующим образом (см. рисунок1):



Рисунок 1. Принципиальная схема лингвистических переходов про математическом моделировании в социологии.


Системы с нечеткой логикой целесообразно применять для сложных процессов, когда нет простой математической модели; если экспертные знания об объекте или о процессе можно сформулировать только в лингвистической форме. Данные системы применять нецелесообразно, когда требуемый результат может быть получен другим (стандартным) путем, или когда для объекта или процесса уже найдена адеквтная или легко исследуемая математическая модель.

Было бы неправильно сводить применение нейронных сетей в социологии исключительно к повторению архетиктуры сетей в маркетинговых исследованиях. Потенциал применения нейронных сетей в социологии гораздо богаче и интересней. Прежде всего, речь идет о социолингвистики – включении сетей к изучению процесса общения.

Сети могут помочь и решению задач типологизации, коих в прикладной социологии великое множества – начиная от задач стратификации до распознавания образов и создания типологии объектов и переменных в широком смысле.

Также очевидным кажется применение нейронных сетей для моделирования ситуации общения исходя из схеы – раздражитель – выбор адекватной реакции из множества возможных.

Задачи социологии, которые могут решаться в рамках нейросетевого моедлирования:

  • Классификация образов. Задача состояит в указании принадлежности входного образа (например речевого сигнала или рукописного симвовла), представленног вектором признаков, одному или нескольким предварительно определенным классам.

  • Кластеризация/категоризация. Задачи кластеризации, которая известна также как классификация образа «без учителя», отсутствует обучающая выборка с метками классов. Алгоритм кластеризации основан на подобии образов и размещает близкие образы в один кластер.

  • Аппроксимация функций

  • Предсказание/прогноз.

  • Оптимизация. Задачей является нахождение такого решения, которое удовлетворяет системе ограничений и максимизирует или минимизирует целевую функцию.

  • Управление. В системах управления с эталонной моделью целью управления является расчет такого входного воздействия, при отором система следует по желаемой траектории, диктуемой эталонной моделью.

Сильные стороны нейросетевого моделирования:

  • Описание условий и метода решения задачи на языке, близком к естественному;

  • Универсальность. Согласно знамениой теореме FAT (Fuzzy Approximation Theorem), доказанной Б.Коско в 1993 году, любая математическая система может быть аппроксимирована системой, основанной на нечеткой логике

  • Эффективность (связана с универсальностью), поясняемая рядом теорем, аналогичных теоремам о полноте для искусственных нейронных сетей.

Вместе с тем, для нечетких экспертных и управляющих систем характерны и определенные недостатки:

  • Исходный набор постулируемых нечетких правил формулируется экспертом-человеком и может оказаться неполным или противоречивым

  • Вид и параметры функций принадлежности, описывающие входные и выходные переменные системы, выбираются субъективно и могу оказаться не вполне отражающими релаьную действительность.

  • Недостатком ситуации является довольно распространенный набор программного обеспечения, который реализует уже разработанные алгоритмы моделирования сетей для маркетинговых исследования.

Самая сложная ступенька моделирования – «придумывание» сети, до сих пор остается вне внимания исследователей – прежде всего из-за сложности и трудоемкости процесса – ведь первую модель необходимо практически всю обработать вручную, а это далеко не всякому под силу. Методология построения нейронных сетей так же заслуживает отдельного внимания – мало внимания, трудозатратно.

Поэтому большинство исследователей так и остаются в рамках уже разработанных другими программ, что автоматически отодвигает из в разряд простых пользователей.

К сожалению, широко используя прикладные программы, далеко не все пользователи понимают математическую сущность используемых нейронных методов. Метод нейронных сетей оказывается вырван из контекста, как содержательного, так и математического.

Одна из неформальных целей курса является, что бы студенты поняли и освоили не только набор технических манипуляций, но и поняли дух творческого подхода нечеткой логики, научились держать модели в голове еще до проведения исследования.

С содержательной точки зрения, нейронные сети представляют собой несколько иную область сетевого анализа, отличную от классической сетевой теории. Сходство заключается в использовании принципа дискретности моделируемого объекта и связности модели. Отличие в том, что последовательность соединений вершин графа крайне важна. Можно сказать что нейронные сети представимы ориентированными графами.

Кроме того, в отличие от классического сетевого анализа вершина здесь имеет другой содержательный смысл. Это не актор, не единичный действующий субъект или страта, связанные с другими акторами или стратами. Вершина представляет собой скорее кибернетический черный ящик с одним или несколькими входами, одним или несколькими выходами. Этот ящик является мельчайшей единицей преобразования информации. Очевидно, что у одной такой единицы просто нет ресурсов для восприятия, анализа и представления информации о сложном объекте. И здесь особую роль приобретает организация множества единичных кибернетических ящиков в сложную сеть со множеством входов на одном полюсе (восприятия информации об объекте) и множеством выходов на другом полюсе (реакции системы на этот объект).

Организация (или сетевизация) единичных кибернетических ящиков диктуется (и сама диктует) последовательностью обработки информации: после анализа на одном уровне она поступает на следующий и т.д., пока системой не будет сделан окончательный результирующий вывод. Обычно система организуется слоями, и информация не поступает в следующий слой, пока не прошла предварительную обработку в предыдушем.

Следующее принципиальное отличие от классического сетевого анализа: в одной системе объединены вершины принципиально разные, причем отдельно друг от друга они существовать не могут. Один тип вершин – воспринимающие единицы, задача которых определить, присутствует ли данная черта (за восприятие которой ответственна именно эта единица) у объекта восприятия, или нет. Если черта присутствует, она активизируется и передает информацию в другой тип вершины – оценочные единицы. Если черта у объекта восприятия отсутствует, то воспринимающая единица остается неактивной. Итак, информация от воспринимающей единицы поступила в оценочную. Именно в этой вершине происходит оценивание поступившей информации, отнесение ее к определенной категории, если она согласуется с ранее известными образами, или выделение ее в особый тип, если ничего похожего раньше не встречалось. Как уже говорилось, нейронные сети организованы послойно. Слои воспринимающих единиц перемежаются слоями оценивающих единиц. Хотя для моделирования когнитивных процессов можно применять последовательно несколько однотипных слоев. Самой подходящей методологической аналогией при послойной организации сети является представление двух соседних взаимодействующих слоев в виде двудольного графа.

Интересным представляется соотнесение нейронных сетей с моделируемыми объектами. Нейронная сеть не моделирует изучаемый объект, она моделирует восприятие этого объекта, преобразование информации о нем и отнесение его к определенной категории. Несомненно, предварительно требуется “разбить” объект на составные части, продумать способ его представления (может быть в пиксельном виде, как единую картину чередующихся пятен, может быть в совокупности отдельных черт, которым к тому же приписана степень “важности” при чтении объекта). Способ представления будет диктовать организацию нейронной сети. В описанном выше случае объект отделен от сети, он предстает только в виде входного образа. Это характерно для задач классификации и типологизации обектов.

Также, для сложных нейронных моделируются когнитивные процессы обучения оценочных единиц для восприятия неполной информации. Это происходит во-первых, за счет определенной организации оценочных клеток, во-вторых, за счет применения различных обучающих алгоритмов (или обучающих правил), предписывающих определенную последовательность обработки информации. В этом случае объектом изучения является процесс, он непосредственно моделируется сетью. Здесь также необходимо разбить объект на составные части, но каждая из них – не часть входной информации, а часть процесса, который моделируется соответствующей частью нейронной сети.

Один тип сети моделирует один вид процессов или воспринимает один тип образов, однако это не является правилом. Чем разнообразнее объекты, тем более сложной будет являться сеть.

Уместно еще раз подчеркнуть связь сетевых подходов с другими методами математического моделирования и статистическими методами. В нейронных сетях это прежде всего кибернетические методы. За счет того, что нейронная сеть может воспринимать большое количество образов, связь со статистикой также представляется обоснованной.

Нейронные сети, это адаптивные статистические модели, устроенные аналогично структуре головного мозга. Адаптивными они являются потому, что в течении времени могут обучаться оценивать параметры, используя ограниченное число наблюдений во времени. Некоторые авторы находят принципы построения нейронных сетей сходными с дискриминантным анализом, анализом главных компонент, или логистической регрессией. Действительно, для анализа классических статистических моделей и нейронных сетей мы можем использовать одинаковые математические инструменты. Нейронные сети могут использоваться в различных областях знаний, включая психологию, инженерию, эконометрику.

***

Курс «Нечеткая логика и нейронные сети» рассчитан на расширение кругозора студентов с точки зрения методологии и методов анализа данных, он предлагает альтернативные способы структурирования проблем в контексте общих принципов математического моделирования. Он предлагает альтернативные способы рассмотрения проблем (структурирования проблем) и знакомит с общими принципами математического моделирования. Этот курс не требует большого количества аудиторных часов и проведения лабораторных работ, он может быть прочитан и параллельно с курсом «Многомерного статистического анализа». Достаточно много времени можно выделить на самостоятельную работу студентов и их ознакомление с результатами и находками уже проведенных исследований.

Целью курса является знакомство студентов с достижениями математического моделирования при помощи нечетких множеств и нейронных сетей, прикладными исследованиями конкретных социально-экономических задач: когнитивный анализ (в том числе текстовых источников), сегментация рынков и потребителей, типологизация и классификация социологических объеков в прикладных исследованиях.

Курс аппелирует к математическим разделам, которые органично развивают и дополняют друг друга: нечеткие множества; лингвистические переменные, искусственные нейронные сети, теория принятия решений.

Программа предусматривает проведение семинарских занятий, подготовка к которым осуществляется студентами самостоятельно по рекомендованной литературе. Помимо этого предусматривается выполнение и последующая проверка обязательных домашних работ (решение задач).

Программа также предусматривает проведение лабораторных (знакомство с программным обеспечением), семинарских занятий, подготовка к которым осуществляется студентами самостоятельно по рекомендованной литературе. Планируется ознакомить слушаетелей со следующими прикладными программами (программы подобраны по принципу их известности, распространенности и доступности):

  • STATISTICA Neural Networks 4.0

  • PYTHIA - THE NEURAL NETWORK DESIGNER VERSION 1.02

  • Newral Network SPSS

Для знакомства с каждой программой будет выделено по 4 часа лабораторных занятий. Развитие и закрепление навыков предусмотрено на консультациях и в процессе самостоятельной работы. По каждой программе предусмотрено решение одной конкретной прикладной задачи по обработке социологических данных. Решение задач будет показано на основе реальных данных

Учебная задача курса. В результате изучения курса студент должен:

  • знать основные теоретические и методологические направления моделирования на нечетких множествах и нейронных сетях, область его применения, владеть соответствующим категориальным аппаратом;

  • уметь формализовать социально-экономическую проблему и уметь ее сформулировать в терминах нечеткой логики и/или нейронных сетей а так же предложить адекватные методы для ее моделирования и анализа;

  • обладать навыками практического применения методов нечеткой логики и сетевого моделирования с применением специализированного программного обеспечения

Формы контроля:

  • текущий контроль. В рамках курса оценивается выполнение домашних работ, каждым студентом выполняется 1 эссе. Домашние работы нацелены на выработку у студентов творческого подхода к решению конкретных задач и осознанного применения различных методов сетевого анализа. Тема эссе выбирается студентом из списка, предложенного преподавателем. Возможен и самостоятельный выбор темы, но только после предварительного обсуждения с преподавателем. Основой выполнения эссе служит реферативно-аналитическая работа по указанной к теме литературе.

  • итоговый контроль: курс завершается письменным экзаменом.

Итоговая оценка включает в себя:

  • оценку участия в семинарских занятиях (до 1 балла),

  • оценку выполняемых домашних работ (до 2х баллов),

  • оценку сделанного на семинарском занятии доклада, включая оценку его содержания и формы презентации (до 1,5 баллов),

  • оценку сделанного на основе доклада эссе (до 1,5 баллов),

  • экзаменационную оценку (до 4-х баллов).

Таким образом, максимально возможно набрать 10 баллов.

Соответственно, итоговая оценка получается суммированием набранных студентом баллов по схеме:

  • 0-3,9 баллов – «неудовлетворительно»;

  • 4-5,9 баллов – «удовлетворительно»;

  • 6-7,9 баллов – «хорошо»;

  • 8,0-10 баллов – «отлично».



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Для специальности 040201. 65 \"Социология\" iconПрограмма дисциплины Современные социологические теории для направления 040200. 62 "Социология" подготовки бакалавра и специальности 040201. 65 "Социология" подготовки специалиста
Социология" подготовки бакалавра и специальности 040201. 65 "Социология" подготовки специалиста
Для специальности 040201. 65 \"Социология\" iconПрограмма дисциплины Английский язык для профессиональной коммуникации для специальности 040201. 65 «социология» подготовки специалиста для направления 040200. 62 «социология» подготовки бакалавра 4
Кузьменковой Ю. Б. и кандидатом филологических наук, доцентом кафедры Извольской И. В и предназначена для студентов IV курса факультета...
Для специальности 040201. 65 \"Социология\" iconПрограмма дисциплины Физическое воспитание для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра для специальности 040201. 65 «Социология» подготовки специалиста
Роль физической культуры в профессиональной и общекультурной подготовке студентов
Для специальности 040201. 65 \"Социология\" iconФакультет социологии
Социология" подготовки бакалавра и специальности 040201. 65 "Социология" подготовки специалиста
Для специальности 040201. 65 \"Социология\" iconФакультет социологии
Социология" подготовки бакалавра и специальности 040201. 65 "Социология" подготовки специалиста
Для специальности 040201. 65 \"Социология\" iconПрограмма дисциплины «Основы социальной политики» для направления 040200. 62 Социология подготовки бакалавра для специальности 040201. 65 Социология подготовки специалиста
Объекты, субъекты и основные функции социальной политики. Модели государства всеобщего благосостояния. Его перспективы в условиях...
Для специальности 040201. 65 \"Социология\" iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Социология" подготовки бакалавра и специальности 040201. 65 "Социология" подготовки специалиста
Для специальности 040201. 65 \"Социология\" iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Социология" подготовки бакалавра и специальности 040201. 65 "Социология" подготовки специалиста
Для специальности 040201. 65 \"Социология\" iconПрограмма дисциплины «неформальная экономика» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра для специальности 040201. 65 «Социология» подготовки специалиста
«Микроэкономика-2» и прослушать курсы «Институциональная экономика», «Сравнительный анализ экономических систем». Студенты должны...
Для специальности 040201. 65 \"Социология\" iconПрограмма дисциплины Социология образования Для специальности 040201. 65
Исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы