Театрализованный физический вечер по теме «Атмосферное давление и закон Архимеда» Подготовил и провёл учитель моу стрелецкая сош красногвардейского р-на Белгородской обл icon

Театрализованный физический вечер по теме «Атмосферное давление и закон Архимеда» Подготовил и провёл учитель моу стрелецкая сош красногвардейского р-на Белгородской обл



НазваниеТеатрализованный физический вечер по теме «Атмосферное давление и закон Архимеда» Подготовил и провёл учитель моу стрелецкая сош красногвардейского р-на Белгородской обл
Дата конвертации17.08.2012
Размер195,52 Kb.
ТипЗакон
скачать >>>

Театрализованный физический вечер по теме

«Атмосферное давление и закон Архимеда»

Подготовил и провёл учитель

МОУ Стрелецкая СОШ

Красногвардейского р-на

Белгородской обл.


1. Вступление (ведущие, 2 человека).

2. Песня о физическом вечере (исполняют все присутствующие).

3. Из истории открытия атмосферного давления (вступление – ведущая)

а) сцена «Школа 1600 г.» (участвуют 3 человека).

б) частушки «В славном граде Магдебурге» (исполняют 4 солиста и аккомпаниатор).

4. Сценки «Легенда об Архимеде» (участвуют 14 человек).

5. Веселые задачи – «Сумей напиться» (Организаторы – 2 человека).

6. Литературно-физический конкурс «Полет продавца воздушных шаров» - композиция по мотивам книги Ю.Олеши «Три толстяка» (исполняют 8 человек).

7. Опыты – фокусы (исполняют 2 «факира»).

8. Продолжение литературно-физического конкурса – сцена «Яхта», «Беда» и «Айсберг» по мотивам книги А.Некрасова «Приключения капитана Врунгеля» (исполняют 2 человека).

9. Викторина «Конкурс космонавтов» (ведущие – 2 человека).

10. Подведение итогов. Награждение победителей.


Всего в организации вечера участвуют свыше 40 человек.

Подготовка всех учащихся к вечеру.

За месяц до мероприятия на стенде около физического кабинета были вывешены вопросы и задачи по гидро и аэростатике. Они не дублировали вопросов и задач, включенных в сценарий, но отражали их тематику. Приводим их.

Как на опыте определить вес воздуха?

Почему в жидкостных барометрах используется ртуть, а не вода?

Определить, каким должен быть столб воды в водяном барометре при нормальном атмосферном давлении. (ответ – 10,3м).

Площадь сечения полушарий, из полости которых О.Герике выкачивал воздух – 3000 кв.см. Определить силу, сжимающую полушария, если считать, что в момент опыта атмосферное давление равнялось 100 кПА? (Ответ –

30 КН).

В физическом кабинете давление 755 мм рт.ст, а во дворе школы 756 мм рт.ст. Определить высоту расположения кабинета над поверхностью земли. (ответ – 12 м).

Почему необходимо, чтобы у самолетов, летающих на больших высотах, окна и двери не пропускали воздух, т.е. были закрыты герметически?

Как действует медицинский шприц, пипетка?

Предположив, что золотая корона царя Гиерона, с которой связано по преданию открытие Архимедом выталкивающей силы, весила в воздухе 20 Н, а вода 18,75 Н, вычислите плотность вещества короны. Определите массу золота и серебра в короне. (Ответы – 16000 кг/м3; 1,5 кг; 0,5 кг).

Почему трудно пить и опрокинутой бутылки, если плотно охватить её горлышко губами?

Почему не вытекает жидкость из вертикально расположенной отверстием вниз пипетки, пока мы не нажмем на резиновый колпачок?

Один из двух одинаковых детских воздушных шаров заполнили водородом, а другой гелием. Какой из них обладает большей подъемной силой и почему?

Шар объемом 0,003 м куб., наполненный водородом, весит 0,034 Н. Какова его подъемная сила? Вес оболочки не учитывать. (Ответ – 0,0047Н)

Бутылка с водой закрыта пробкой, сквозь которую пропущена стеклянная трубка (от пипетки). Нижний конец последней опущен в воду. Почему, если подуть в трубку, а потом отстраниться, вода поднимется по трубке и разбрызнется фонтаном).

Как ставят медицинские банки? Почему они «присасываются» к телу?

Прямоугольная баржа длиной 5 м и шириной 3 м после погрузки осела на 50 см. Определите массу груза, принятого баржой. Как изменится осадка, если снять с баржи 3 т груза? (Ответ – 7,5 т, баржа поднимется на 0,3м).

В космическом корабле все тела находятся в состоянии невесомости. Подумайте, будет ли там надуваться резиновый шар, в который космонавт дует для тренировки легких? (Да). Утонет ли медная монета в чашке с водой? (Нет). Можно ли налить воду из чайника в чашку так, как мы это делаем на Земле ? (Нет). Можно ли набрать лекарство в пипетку? (Да). Можно ли выдавить зубную пасту из тюбика ? (Да)

Вопросы заинтересовали учеников и настроили их на серьезную подготовку к вечеру. На протяжении месяца на каждом уроке физики разбирались 1-2 вопроса из этого списка. Эта систематическая и кропотливая работа дала свои результаты: во время вечера на каждый заданный со сцены вопрос отвечало несколько учеников, и в их диалоге рождался правильный и точный ответ.

Текст сценария

1 ведущая. Наш физический вечер, посвященный атмосферному давлению, законам Архимеда и Паскаля, мы начинаем песней.

2. На сцену выходит хор и исполняет песню (на мотив песни «Я бедный Чарли Чаплин…».

Сегодня в школьном зале

Все физиками стали.

Веселые вопросы

Должны мы вам задать.

Ведь с шуткой веселее,

Смех – делу не помеха,

И смотру наших знаний

Он будет помогать.

Кто знает, тот ответит,

Кто догадался – скажет.

Хоть физика коварна,

Не унываем мы.

За верное словечко

Поставит по пятерке

Любимое родное,

Надежное жюри

Сегодня в школьном зале

Все физиками стали.

Задачи не из легких

Придется нам решать.

Пусть победят всезнайки,

Пытливые ребята.

Кто учится серьезно

Стремится много знать!

Ведущий. Сегодня, дорогие зрители мы поговорим об истории открытия некоторых физических явлений и закономерностей. Вы сможете принять участие в конкурсах, проверить свои знания по физике и применить их на практике. Желаю вам успеха.

3 ведущая. Не все представляют, что те сведения о физических явлениях, с которыми мы теперь знакомимся в школе и которые кажутся с современной точки зрения такими простыми и очевидными, были известны людям не всегда, а открыты и изучены в результате огромного напряженного труда ученых разных стран.

Вообразите себе, вы присутствуете на уроке в школе… 1600г.

(На сцене учитель, 3 ученика, на столе учителя весы, два воздушных шарика, банка с водой, трубка с поршнем, указка).

Учитель. Помолимся, отроки мои. (Ученики становятся на колени). Начнем урок. (Ученики садятся на стулья). Четыре стихии известны нам: земля, вода, огонь, воздух. Какими же свойствами обладает воздух? Имеет ли он вес?

Первый ученик. Великий греческий ученый Аристотель доказал, что воздух веса не имеет. Он положил на весы два одинаковых кожаных бурдюка: один сплюснутый, а другой надутый воздухом. Весы остались в равновесии. (Показывает опыт: подвешивает к чашкам уравновешенных весов надутый и пустой воздушный шарики).

Учитель. Достойный ответ. Теперь поговорим о воде. Все знают, что вода тяжелая. Почему же вода поднимается за поршнем насоса, приводящим в действие наш городской фонтан? (Делает опыт: опускает в воду трубку с поршнем и перемещает ее вверх).

Второй ученик. Вода поднимается потому, что природа боится и не терпит пустоты. Когда мы тянем вверх поршень, под ним образуется пустота, и вода устремляется в эту пустоту.

Учитель. Хорошо, отроки мои, урок окончен.

Ведущий. Я думаю, что вы все заметили, как научные представления 1600г. О свойствах воздуха и действии поршневого насоса резко отличаются от современных. (Обращаясь к залу). Объясните: в чем заключалась ошибка Аристотеля? Как нужно поставить опыт, чтобы обнаружить: надутый шар тяжелее пустого?

(Ответ: Нужно взвешивать их в пустоте. Иначе выталкивающая сила, действующая со стороны атмосферного воздуха на надутый шар и равная весу воздуха, которым он наполнен, уравновесит «тяжесть» воздуха в шаре).

Ведущая. В 1640 г. В Италии в саду герцога Тосканского построили большой фонтан, но, когда пустили воду, оказалось, что вода поднялась вслед за поршнем насоса лишь на 10,3 м. Обратились за помощью к ученому Галилее Галилею. Он проверил насос и сказал, что насос исправен, поразмыслив, указал, что выше таким способом воду вообще поднять нельзя. Объяснить то явление удалось ученику Галилея – Эванджелисте Торричелли.

Расскажите об опыте Торричелли по обнаружению атмосферного давления и обоснуйте, почему вода не поднимается за поршнем выше 10,3 м.

(Ответ. Нормальное атмосферное давление 760 мм рт.ст. или 0,76 м рт.ст. Это значит, что оно может удержать ртутный столб высотой 0,76 м. Плотность воды в 13,6 раза меньше плотности ртути, следовательно, атмосферное давление может поднять водяной столб в 13,6 раза больший, чем ртутный, т.е. высотой 10,3 м).

Ведущий. 8 мая 1654г. Со всех немецких городов собиралась знать, чтобы посмотреть, как в торжественной обстановке бургомистр города Магдебурга Отто фон Герике продемонстрирует удивительный опыт. С пышной свитой прибыл даже император Фердинанд 3. Когда выкачали насосом воздух из пространства между сложенными вместе медными полушариями, то оторвать их друг от друга смогли только 2 упряжки лошадей по 4 в каждой.

(На сцену выходят 4 солиста и аккомпаниатор. На мотив «Ярославские ребята» они исполняют частушки. В руках у них приборы – магдебургские полушария, у двоих полушария открыты, у двух других сложены вместе и из них выкачан воздух. Пение сопровождается пантомимой).

В славном граде Магдебурге

Начинается показ.

Император сам приехал

Посмотреть на этот раз.

Герике поставил опыт:

Полушария он взял,

Выкачал оттуда воздух,

Растянуть их предлагал.

Над ученым все смеялись,

К знахарю его вели.

Только сколько не старались,

Отделить их не смогли.

Две упряжки прискакали,

Стали в стороны тянуть,

Еле-еле растащили.

Объясните, в чем тут суть.

Ведущая. Скажите, какая сила сжимала полушария в опыте Генрике. Как ее рассчитать?

(Ответ. Так как из пространства между полушариями выкачан воздух, то наружный воздух сжимает полушария с силой, равной произведению атмосферного давления на площадь сечения полушарий).

Ведущий. В 1663 г. Вышла в свет книга французского ученого Блеза Паскаля «Тракт о тяжести массы воздуха». В этой книге описаны, в частности, опыты, доказывающие, что атмосферное давление изменяется с высотой над уровнем моря.

Объясните причину этого явления и расскажите, как при помощи барометра можно определить, на какой высоте расположен зал, где мы находимся, над поверхностью земли.

(Ответ. При подъеме уменьшается столб воздуха над поверхностью Земли. Чтобы решить предложенную задачу, необходимо измерить барометром атмосферное давление во дворе школы и в зале, и их разность в мм рт.ст. умножить на 12, т.к. на каждые 12 м высоты атмосферное давление падает на 1 мм рт.ст.)

Ведущая. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов много времени посвятил изучению воздушной оболочки Земли. Им были введены в употребление слова «атмосфера», «барометр». Ломоносов одним из первых объяснил причину упругости воздуха и механизм передачи атмосферного давления по всем направлениям без изменения.

Объясните на основе молекулярных представлений, почему в комнате на первом этаже и на улице атмосферное давление одинаково.

(Ответ. Молекулы газа (воздуха) очень подвижны, поэтому они легко проникают с улицы в комнату через щели в дверях и окнах, и давление выравнивается).

Ведущая. Итак, подведем итог первой части нашего вечера. Об атмосферном давлении и его особенностях люди узнали благодаря работам физиков из Италии - Галилео Галилея и Эванджелисты Торричелли, Франции – Блеза Паскаля, Германии – Отто Герике, России – Михаила Васильевича Ломоносова. Чтобы получить эти знания, потребовалось поставить много опытов, осмыслить их.

Ведущий. А теперь, ребята, мы приглашаем вас посетить музей. Да, да не удивляйтесь, именно музей «Физика вокруг нас». Вступительное слово скажет «директор» музея.

Директор музея(в очках, одет в строгий костюм, с галстуком). На каждом шагу нас окружает множество вещей и приспособлений, которыми мы пользуемся, но очень редко задумываемся о том, какие физические явления положены в основу их действия. Наш музей помогает осознать это. Он состоит из двух разделов «Физика в медицине» и «Физика в быту».

(Открывается занавес и на сцене два ученических столика с экспонатами. Над одним вывеска «Медицинский отдел», а на столике шприц, медицинские банки, пипетка, клизма. Над другим табличка – «Бытовой отдел», а на столике – модель фонтана, мыльница на присосках, самодельный прибор для поливания комнатных цветов /автопоилка/.)

Директор (продолжает). Прошу подняться на сцену по два человека от двух шестых классов. После небольшой подготовки они в качестве экскурсоводов продемонстрируют нам экспонаты музея и объяснят принцип их действия.

(Ученики разыгрывают жребий, кому достанется какой раздел, затем начинают обдумывать свое выступление. В это время звучит песня композитора Э.Ханка на слова И.Шаферана «Песня первоклассника» в исполнении А.Пугачевой. По ее окончании ребята подробно рассказывают о приборах и демонстрируют их действие).

Ведущий. Сейчас мы перенесемся в Грецию конца ІІІ века до н.э. Там в это время в Сиракузах на острове Сицилия жил и работал один из величайших ученых древности – Архимед. Ему принадлежит ряд открытий в физике и математике. В его сочинении «О плавающих телах» содержатся выведенные им основные закономерности гидростатики, в частности, закон, получивший название «закон Архимеда». Архимед был талантливым конструктором, ему мы обязаны изобретением таких полезных приспособлений, как рычаг, винт, блок, ворот. Во время войны с римлянами оказал большую помощь родному городу, сконструировав метательные машины.

В основу сцен, которые вы сейчас увидите, положены легенды, связанные с именем Архимеда. Но в изображении событий мы дали волю своей фантазии.

(Разыгрываются сценки «Легенды об Архимеде».)

Действующие лица – царь Гиерон, две придворные дамы, главный жрец, Архимед, мастер, три стражника, банщик, три танцовщицы. Декорации – трон и ученический стол, положенный на бок, крышкой к залу, в первой сцене он служит скамьей, во второй – ванной. Костюмы: жрец, Архимед, Гиерон одеты в хитоны – простыни, драпирующие фигуры и сколотые у плеча, хитон царицы отделан красной полосой, стражники в касках, портах с широким поясом и цветных майках – футболках с рисунком на груди, в руках у них алебарды, мастер в черном халате, банщик в белом фартуке, с банным веником в руках).

Сцена 1.

Под музыку входят на сцену: стражники, жрец, Архимед, танцовщицы, придворные дамы, царица. Жрец и Архимед становятся слева и справа от трона. Все, стоя, приветствуют царя, который шествует последним под торжественные звуки музыки с поднятой правой рукой).

Гиерон. Сегодня у нас великий день. Римляне сняли осаду города и отплыли из Сицилии. Возблагодарим же богов за нашу победу! (Все воздевают к небу руки. Звучит веселая музыка, вбегают танцовщицы, исполняют танец). Победа досталась нам нелегко, и она не случайна. Наши военные машины оказались лучше римских. Их изобрел наш математик, механик, астроном и инженер Архимед. Среди них есть машины, бросающие камни и свинец на большие и малые расстояния, одни его катапульты обстреливают морские суда, другие предназначены для обстрела пехоты. Машины навели на римлян такой ужас, что они не решились пойти на второй приступ. Наши воины сражались самоотверженно, но они не смогли бы победить без знаний и мудрости Архимеда.

Царица. Так я и знала, что про нас забудут! Когда римляне осаждали город, великий Архимед сказал, что без женщин с врагами не справиться. Он велел нам взять все свои зеркала и расставил нас на стенах города. По его приказу мы направили солнечные лучи, отраженные от зеркал, сначала на паруса одного корабля – они загорелись, затем – на паруса другого корабля – он вспыхнул, потом на третье судно, и оно также загорелось. Римляне в ужасе отступили. А теперь про нас забыли !!! А ну-ка, женщины, поднимите свои зеркала!.

Девочки в зале и на сцене поднимают карманные зеркальца, на которые направляется свет от проектора и фильмоскопов. Царь встает с трона, выходит на авансцену и поднимает руки, приветствуя женщин).

Гиерон. Позвать сюда мастера. (Входит мастер с короной). Главный жрец храма Зевса! (Жрец выступает вперед, он – весь внимание). В ознаменование победы над Римом дарую храму золотую корону. Поместите ее на главный алтарь.

Жрец (беря корону). Великий царь! Благодарю! (Пауза). Ты дал мастеру на корону 2 меры золота. Могу я проверить, все ли золото он истратил?

Гиерон. Проверь.

Жрец. (Достает пружинные весы, динамометр и взвешивает корону). Да, здесь ровно две меры. Но как узнать, из одного ли золота сделана корона. Может быть, мастер добавил в нее серебро, а часть золота взял себе? Это может вызвать гнев Зевса.

Гиерон (обращаясь к ученому). О, мудрый Архимед! Это задача, достойная тебя. Узнай, не ломая короны, нет ли в ней примеси серебра.

(Все уходят, один и стражников поворачивает трон на 180 градусов. На сцене остается один Архимед с короной в руках. Он глубоко задумался).


Сцена 2.

(Трон повернут спинкой к залу, на спинке висят рисунки приборов. Это ванная комната Архимеда. Под музыку банщик готовит ванну, которую изображает лежащий на боку ученический стол).

Архимед. (Держа корону). Какая красивая корона! И какой сложной формы. Жалко повредить ее. (Пауза). А мне необходимо узнать объем короны. Зачем? Это понятно… Золото – очень тяжелый металл, а серебро немного легче. Если корона сделана не из чистого золота, а из его сплава, то хотя вес останется прежним, объем будет больше. Как же определить объем?

Банщик. Архимед! Ванна готова!

Архимед. Сейчас, сейчас.

Банщик. Ну вот, так всегда! Сначала «подготовь ванну», а потом «сейчас, сейчас». Вода остывает!

Архимед. Иду…

(Банщик снимает с Архимеда хитон и вешает его на спинку трона. Архимед в светлых брюках и водолазке садится в ванну).

Архимед. Смотри, я погрузился в воду, и уровень воды поднялся. Я как бы стал легче. (Банщику). Подай сюда корону и пружинные весы. Взвешу корону в воздухе (смотрит на показания прибора). А теперь опущу ее в воду. (Опускает корону, подвешенную к динамометру). И она стала легче!!! На корону действует выталкивающая сила, равная разнице весов. Но эта же сила равна весу вытесненной воды! Так… Плотность воды известна. Значит… Сейчас подсчитаю объем короны. Готово. Теперь нужно вспомнить, чему равен объем двух мер золота. Да, да, объем короны больше, чем объем золота. Значит… Здесь есть примесь серебра. Эврика!!! (Выскакивает из ванны и ликующий бежит, затем останавливается, хлопает себя по лбу). Э, нет! Голым я не пойду, даже ради того, чтобы об этом рассказывали в школах в течение двух тысяч лет! (Возвращается, одевает хитон и уходит).

Банщик. Эврика, эврика! Теперь 2 тысячелетия все будут говорить, Архимед закон открыл… А я считаю, в этом деле банщик – главное лицо. Не было бы меня, не было бы и ванны и закона.


Сцена 3.

(Снова тронный зал. Под тревожную музыку на сцену выходят в прежней последовательности действующие лица. Вбегает Архимед).

Архимед. Великий царь! Я решил твою задачу с короной. Боги просветили меня, и я узнал, что в короне есть примесь серебра. Мастер – вор!

Жрец. Пусть гнев Зевса падет на его голову!

Гиерон. Стража! Арестовать вора! (Мастер падает в обморок. Стражники уносят его).

Архимед. Путем рассуждений я пришел к выводу «Тела, пребывая в жидкости, теряют в своем весе столько, сколько весит жидкость, взятая в объеме тел». Этот вывод настолько важен, что я нарекаю его законом. Им будут люди пользоваться века. (Немая сцена, все действующие лица выходят на авансцену, окружают Архимеда и с почтением и восхищением смотрят на него. Занавес закрывается).

Ведущий. Прошу подняться на сцену по два представителя от каждого класса. На основании закона Архимеда решите практическую задачу, определите плотность вещества, из которого сделаны цилиндры. В вашем распоряжении такое оборудование, мензурка с водой, цилиндр на нитке, динамометр. (Ученики забирают приборы и уходят со сцены в отведенные для работы комнаты. На решение дается 16 мин.)

Ведущая. Следующий номер нашей программы – веселые задачи «Сумей напиться».

Ведущий «веселых задач». У нас имеются две бутылки из-под одеколона с очень узким горлышком, наполненные морсом темно-красного цвета. Прошу желающих пить выйти на сцену. Вам предстоит выпить морс из бутылок, плотно охватив горлышко губами и не разжимая их. (Ученики пробуют выполнить задание, но у них не получается). Объясните с точки зрения физики, как мы пьем, и почему предложенное сделать не удалось

(Ответ. Когда мы пьем, то периодически втягиваем из полости рта воздух в легкие. Во рту создается область пониженного давления, и жидкость под действием атмосферного давления устремляется туда. Если мы не разжимаем губ, то давление и в бутылке и во рту выравнивается, и жидкость не течет.

Ведущая «веселых задач». Теперь прошу подняться сюда двух любителей сока. У нас имеется закрытая железная банка с ним, но нет консервного ножа, а есть шило. Как вылить сок при помощи шила? Свои действия, пожалуйста, объясните.

(Ответ. Нужно пробить два отверстия. Если банку перевернуть, слегка наклонив, через одно отверстие будет входить в банку воздух, создавая там атмосферное давление, а из другой – вытекать сок под действием собственного веса).

(После выполнения заданий ведущая приглашает на сцену ребят, определявших плотность вещества. Они сообщают, как провели опыт и какие результаты получили).

Ведущий. Начинаем литературно-физический конкурс. Нужно определить, по мотивам какого произведения создана сцена, которую вы сейчас увидите, и решить физическую задачу, связанную с ее содержанием.

(Исполняется под музыку композиция по повести Ю.Олеши «Три толстяка». Участвуют чтец, продавец, слуги. Выходит чтец).

Чтец. Дул сильный ветер. Летела пыль. Вывески раскачивались и скрежетали, шляпы срывались с голов прохожих и катились по колеса прыгающих экипажей. (Звучит музыка, напоминающая бурю). В одном месте по причине ветра случилось совсем невероятное происшествие, продавец со связкой из двадцати воздушных шаров был унесен шарами в воздух…

(Появляется продавец со связкой из 20 воздушных шаров на палке. Он изображает полет).

Продавец. Караул! Это возмутительно. Я не хочу летать! Я просто не умею летать!

Чтец. Все было бесполезно. Ветер усиливался. Шары поднимались все выше и выше. Ветер гнал их за город в сторону дворца Трех толстяков. Приближалась роковая минута, продавец направлялся к раскрытым окнам дворца. Он влетел в окно и со всего размаху сел во что-то мягкое и теплое.

Продавец. (Изображает, что сел в огромный торт). Теперь я понимаю все. Это кондитерская, а я сижу в торте.

Чтец. «Торт погиб» - сказал младший кондитер. «Чепуха» - сказал старший кондитер. Разноцветные шары и глупая рожа летающего негодяя послужат прекрасным украшением для парадного торта». Три кондитера и двадцать поварят облепили продавца со всех сторон. Голова, круглая рожа и связка шаров торчали наружу. Остальное было покрыто кремом, имевшим прелестный розовый оттенок. Шестеро слуг в голубых ливреях подняли огромное блюдо и понесли в зал. (Звучит парадный марш).

(Слуги уносят продавца шаров, сидящего, скрестив ноги, на большом деревянном квадрате, а ведущие вносят на сцену большой лист бумаги, на котором написано условие задачи, составленной по показанной композиции).

Ведущая. Итак, у продавца было 20 шаров, надутых водородом. Могли ли эти шары поднять продавца, если считать, что его масса 50 кг, а объем каждого шара 0,07 кв.м, а плотность водорода 0,09 кг/ кв.м.

(На сцену приглашают по 2 ученика от каждого класса. Они получают условия задачи, написанные на карточках, бумагу и уходят в специальные комнаты на 16 мин. Решать задачу).

Простейшее решение задачи. Общий объем шаров 0,07 кв.м х 20 = 1,4 кв.м. 1 куб.м воздуха весит 13 Н, а 1 куб.м водорода – 0,9 Н. Следовательно, подъемная сила 1 куб.м водорода равна 13 Н – 0,9 Н = 12,1 Н, подъемная сила всех шаров – 12.1 х 1,4 = 17 Н. Вывод, шары не могли поднять продавца, вес которого 500 Н.

Ведущий. Сейчас вы увидите двух индийских факиров – Абу-Али и Хусейна Махмуда. Они известны в Австралии, Африке, на островах Океании, а также у нас в школе в 6 классе, но под другими именами. Факиры покажут таинственные фокусы, имеющие, правда, если знать физику, довольно простое объяснение.

(На сцену под музыку выходят «факиры». Они в обычных костюмах, но на голове у них тюрбаны из шарфов.)

Первый факир. (Подходит к столу, на котором стоят бутылка с морсом и стакан). Сейчас, не наклоняя бутылку, мы нальем морс в стакан). Второй факир вставляет в бутылку пробку с пропущенной сквозь нее изогнутой стеклянной трубкой, дует в трубку, потом отходит. Морс поднимается по трубке в стоящий рядом стакан). Прошу объяснить этот фокус.

(Ответ. В бутылку вдули воздух. Давление над поверхностью жидкости стало больше атмосферного, а это заставило жидкость подняться по трубке. Морс выливается до тех пор, пока давление в бутылке вследствие увеличения объема в ней снова не стане равным атмосферному).

Первый факир. Покажу второй фокус. Я кладу на тарелку монету и наливаю воду. Сейчас мы достанем монету из тарелки, не замочив пальцев. (Второй факир зажигает в спирте вату и опускает ее в стакан, ставит стакан вверх дном на тарелку. Вода засасывается в стакан, и он из сухой тарелки достает монету). Объясните теперь это чудо.

(Ответ. При горении ваты воздух в стакане нагревается, расширяется и выходит из стакана. Поэтому, когда огонь погаснет, и воздух внутри остынет, давление там станет ниже атмосферного, и жидкость из тарелки поднимется в стакан).

Первый факир. А вот еще один фокус. Имеется сваренное вкрутую очищенное яйцо и молочная бутылка. Прошу выйти кого-нибудь на сцену и проверить, что яйцо намного шире горлышка бутылки и протолкнуть его целым внутрь нельзя. Делаю так (опускает в бутылку вату, смоченную спиртом и поджигает ее, кладет на горлышко яйцо, которое втягивается в бутылку. После паузы второй факир накрывает бутылку платком, а первый незаметно заменяет бутылку с яйцом на аналогичную бутылку, в которую опущен маленький сувенир «цыпленок»).

Второй факир. Кто может объяснить, почему яйцо попало в бутылку и каким образом там вывелся цыпленок?

(Ответ. При горении ваты воздух нагрелся и расширился, часть его вышла из бутылки. Когда положили на горлышко яйцо, огонь погас, воздух охладился и сжался, и давление внутри стало меньше атмосферного. Внешнее атмосферное давление протолкнуло яйцо. Цыпленок вывелся благодаря ловкости рук факира).

(Ведущие приглашают на сцену ребят, которые решили задачу с шарами. Те сообщают свое решение).

Ведущий. Продолжаем наш литературно-физический конкурс. Сейчас мы станем свидетелями плавания яхты «Беда» под командованием знаменитого капитана Врунгеля.

(На сцене появляется первая декорация: щит, на котором укреплен большой лист бумаги с картиной «Яхты Беда» и впереди айсберг. Выходит капитан Врунгель в школьной форме с капитанской фуражкой и Лом, одетый в брюки и тельняшку.)

Лом. Земля на носу!

Врунгель. Может на носу?

Лом. Так точно, на носу земля!

Врунгель. (Всматриваясь в бинокль). Э, нет! Это не земля, а лед. Огромный айсберг столбовидной формы. Смотри, какая красота! Точно стены хрустального замка возвышаются над морем голубые уступы и сверкают тысячами огней в лучах солнца. Холодом и мертвым спокойствием веет от ледяной горы.

Лом. Смотрите, тюлень. Сейчас я его из ружья! (Выстреливает из игрушечного ружья. Раздается грохот. Артисты падают. Появляется вторая декорация – яхта «Беда» наверху айсбергов – это со щита быстро снимают первую картину – под ней открывается выполненная на таком же листе бумаги вторая).

Лом (Встает, потирает бока). Что случилось?

Врунгель. Неважное положение! Айсберг перевернулся и мы застряли на вершине горы!

Лом. Как же это получилось? Что-то непонятно.

Врунгель. Понимаешь, айсберг – это огромная ледяная глыба. Девять десятых ее находится под водой. Летом подводная часть все время подтаивает, причем неравномерно.

Нарушается равновесие, перемещается центр тяжести, и вся эта громада держится, так сказать, на честном слове. И тут не только выстрела, тут громкого кашля бывает достаточно, чтобы айсберг накренился на бок или вообще перевернулся.

Лом. Как же нам теперь спустить яхту снова на воду? Отколю-ка я от айсберга кусок тонн этак в 200, айсберг опустится поглубже и яхта окажется в воде. (Начинает рубить ломом надводную часть льда).

Ведущая. Ребята! Вопросы к вам. Что произойдет, если Лом отколет глыбу? Как называется книга, по мотивам которой была разыграна сцена и кто ее автор?

(Ответ. Если Лом отколет глыбу в 200 тонн, то айсберг станет легче. Поэтому он будет всплывать, а яхта поднимется над уровнем моря еще выше. Книга называется «Приключения капитана Врунгеля, ее автор А.Некрасов).

Ведущий. Видите, даже при кораблекрушении не следует забывать законы физики, иначе можно попасть в еще большую беду.

Ведущая. (В костюме космонавта – в тренировочном костюме и шлеме мотоциклиста). Завершает нашу программу конкурс «Космонавтов». Представьте, что вы находитесь в кабинете космического корабля, летящего по круговой орбите вокруг земли. Нужно быстро ответить на несколько вопросов, ведь космос не терпит незнаек и тугодумов.

Ведущий. (В таком же костюме космонавта). Вопрос 1. В нашем космическом корабле все тела находятся в состоянии невесомости. Оказывает ли воздух давление на стенки кабины? Почему? (Да). Вопрос 2. Действует ли в кабине космического корабля закон Паскаля? Почему? (Да).

Ведущая. Вопрос 3. Справедлив ли закон Архимеда в этом корабле? Почему? (Нет). Вопрос 4. Космонавт, будучи в кабине корабля, уронил в воду железные плоскогубцы. Утонут ли они? (Нет).

Ведущий. Вопрос. Обладают ли на борту космического корабля сообщающиеся сосуды своим замечательным свойством? (Нет). Вопрос 6. Вы в космическом полете делаете запись в бортжурнале. У вас кончились чернила в поршневой авторучке. Можно ли ее заправить так, как мы это делаем на Земле? (Да).

Ведущий. Вот и подошел к концу наш вечер, в ходе которого мы повторили многие вопросы темы «Давление жидкостей и газов» и заодно хорошо отдохнули. В его подготовку мы все вложили много выдумки, фантазии, труда. Поэтому сегодня все было так интересно и необычно. (Просит жюри объявить результаты конкурсов. Председатель жюри сообщает об этом, выдает награды).

Ведущая. Просим всех, кто готовил наш вечер, подняться на сцену. (Ребята выходят, зал аплодирует им, а учитель, проводивший вечер, благодарит участников и раздает им на память воздушные шарики. Ученики под музыку покидают сцену).

Благодаря большой активности учащихся вечер прошел ярко, живо, весело. Он надолго запомнился ребятам. Но на этом работа над его материалом не закончилась в течение трех-четырех уроков физики, последовавших за вечером, мы снова повторили, разобрали и прорешали все задачи и вопросы, вошедшие в сценарий.

Мы глубоко убеждены, что такое серьезное отношение к этой теме совершенно необходимо, так как она важна, включена в экзаменационные билеты школы и вуза, а на ее подробное повторение времени обычно не хватает.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Театрализованный физический вечер по теме «Атмосферное давление и закон Архимеда» Подготовил и провёл учитель моу стрелецкая сош красногвардейского р-на Белгородской обл iconМарковской Вячеслав Александрович Учитель моу стрелецкая сош красногвардейского района Белгородской области. Методические рекомендации при проведении демонстрационного эксперимента
Каждая демонстрация должна быть органически связана с излагаемым материалом. Совершенно недопустимо её отрыв от темы изучаемой на...
Театрализованный физический вечер по теме «Атмосферное давление и закон Архимеда» Подготовил и провёл учитель моу стрелецкая сош красногвардейского р-на Белгородской обл iconФормирование познавательной активности и культуры умственного труда
Марковская Зоя Лукьяновна, учитель математики моу стрелецкая средняя общеобразовательная школа Красногвардейского района Белгородской...
Театрализованный физический вечер по теме «Атмосферное давление и закон Архимеда» Подготовил и провёл учитель моу стрелецкая сош красногвардейского р-на Белгородской обл iconАтмосферное давление. Домашнее задание
Шахта глубиной 200 м, на поверхности атмосферное давление 752 мм рт ст. Найти давление на дне шахты
Театрализованный физический вечер по теме «Атмосферное давление и закон Архимеда» Подготовил и провёл учитель моу стрелецкая сош красногвардейского р-на Белгородской обл iconА. А. Найдин, моу гимназия №44, г. Новокузнецк, Кемеровская обл. Рецензии на работы конкурс
С. А. Королева. Атмосферное давление. Урок изучения нового материала с компьютерной поддержкой. 7-й класс. 3/2008
Театрализованный физический вечер по теме «Атмосферное давление и закон Архимеда» Подготовил и провёл учитель моу стрелецкая сош красногвардейского р-на Белгородской обл iconТ7 Атмосферное давление
При небольших подъёмах атмосферное давление падает примерно на 1 мм рт ст на высоту 12 м
Театрализованный физический вечер по теме «Атмосферное давление и закон Архимеда» Подготовил и провёл учитель моу стрелецкая сош красногвардейского р-на Белгородской обл iconФормирование у школьников умений строить хорошие взаимоотношения в семье. Марковской Вячеслав Александрович Муниципальное общеобразовательное учреждение «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа» село Стрелецкое Красногвардейского района...
Театрализованный физический вечер по теме «Атмосферное давление и закон Архимеда» Подготовил и провёл учитель моу стрелецкая сош красногвардейского р-на Белгородской обл iconТезисы к уроку. Тема урока«Закон Архимеда»
Это 16 урок в теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» курса физики 7 класса по программе А. В. Перышкина
Театрализованный физический вечер по теме «Атмосферное давление и закон Архимеда» Подготовил и провёл учитель моу стрелецкая сош красногвардейского р-на Белгородской обл iconПротокол № от 2011г. «С огласовано» Заместитель директора школы по увр моу стрелецкая сош
Муниципальное общеобразовательное учреждение Стрелецкая средняя общеобразовательная школа
Театрализованный физический вечер по теме «Атмосферное давление и закон Архимеда» Подготовил и провёл учитель моу стрелецкая сош красногвардейского р-на Белгородской обл iconПротокол № от 2011г. «С огласовано» Заместитель директора школы по увр моу стрелецкая сош
Муниципальное общеобразовательное учреждение Стрелецкая средняя общеобразовательная школа
Театрализованный физический вечер по теме «Атмосферное давление и закон Архимеда» Подготовил и провёл учитель моу стрелецкая сош красногвардейского р-на Белгородской обл iconПрезентация урока-соревнования по теме: «Действия с дробями»
Зинина Евгения Викторовна, учитель математики моу сош №9, г. Ковров Владимирская обл
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы