Предприятие как основное звено экономики icon

Предприятие как основное звено экономики



НазваниеПредприятие как основное звено экономики
Дата конвертации17.08.2012
Размер252,72 Kb.
ТипРеферат
Предприятие как основное звено экономики


Государственный комитетпо высшей школе РФ Саратовский ордена Трудового Красного Знамени государственныйуниверситет имени Н.Г.Чернышевского Кафедра экономики иуправленияПредприятие как основное звено экономики Контрольная работа по экономике студентки 4 курса 1 группы исторического факультета заочного отделения Рыбкиной Н.А.Саратов 1998Содержание Введение3 Глава I. Предприятие в условиях рынка § 1. Виды, типы, формы, цели и функции предприятия6 § 2. Экономические показатели результатов деятельности предприятия12 Глава II. Кадры предприятия § 1. Подбор, структура кадров16 § 2. Управление кадрами предприятия17 Заключение20 Список использованной литературы21Введение Постепенный переход России от централизованно-плановой системыхозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах веденияэкономики предприятия. В условиях рыночных отношений центр экономическойдеятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию.Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываютсянеобходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированныекадры. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условияхруководители предприятий, изучая и формируя то, что называетсяцивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными“архитекторами” развития новых хозяйственных связей и методов веденияэкономики предприятия. В своей работе я попытаюсь рассмотреть деятельность предприятия вусловиях рыночной экономики, его виды, типы, формы, его цели и функции.Отдельная глава работы посвещена проблеме отбора, обучения персонала напредприятии и управления им. Одной из важнейших проблем на современной этапе развития экономикиявляется проблема в области работы с кадрами. В пособии В.В.Травина иВ.А.Дятлова сделана попытка обобщения отечественного опыта работы скадрами и использования зарубежной практики. При подготовке пособия былииспользованы монографии и разработки ряда отечственных авторов, а такжематериалы зарубежных центров. К.С.Ремизов в своей работе рассматривает понятия: рынок рабочейсилы, рынок труда, трудовой прцесс, нормироване труда. Он по-новомуопределяет понимание кадрового состава предприятия и методов управления. Одним из первых отечественных учебников, рассматривающих деятельностьпредприятия в условиях рыночной экономики, является учебник “Экономикапредприятия.” В учебнике дано комплексное изложение вопросов экономики,планирования и управления на предприятии. Рассматриваются вопросыфункционирования предприятия, производственные ресурсы и эффективность ихиспользования, научно-технический прогресс, формы общественной организациипроизводства. Экономические основы функционирования предприятия в условиях рынкарассматривают в своей работе В.П.Грузинов и В.Д.Грибов. Рассматриваютсяресурсы предприятия и показатели их использования, анализируютсяэкономические показатели результатов деятельности предприятия,рассматриваются вопросы управления предпринимательской деятельностьюпредприятия. Зайцев Н.Л. в своей работе представляет материал о рыночнойконкуренции в обеспечении экономического развития предприятия. Достаточнополно изложены вопросы товарной политики - рынок научно-техническойпродукции, оценка конкурентоспособности товара и производства. Приведеныпримеры, таблицы и формулы для расчета показателей. Ф.Половцева, А.Власова в своей работе определяет кадровую политикукак основу маркетинга предприятия, рассматривают конкретные примерыкадровой плитики на предприятии. А.Малов и Е.Майн рассматривают экономическое положение предприятияна конкретном примере: АООТ “Тутаевский моторный завод.” Приведеныпоказатели по работе завода в сравнении за несколько последних лет. Министерство экономики РФ разработало программу “Концепцииреформирования предприятий” ,где дана общая характеристика ситуации,основные цели и задачи реформирования предприятий, формы и методыгосударственной поддержки. В учебнике “Экономика” рассмотрены основные виды, типы и формыпредприятий. Показаны цели и функции работы. Дисциплина “Экономика предприятия” тесно связана с другимидисциплинами, например с “Экономикой предпринимательства.” В учебнике “Курспредпринимательства” помимо традиционных вопросов, рассмотрено управлениефинансами на предприятии, разработка и анализ баланса фирмы,ценообразование на предприятии. В учебном пособии “Финансы” особое внимание уделяется проблемамфинансового менеджмента - управления финансами предприятий. Освещаютсявопросы прибыли, налогообложения, инвестиций, финансового планирования ифинансовой стратегии. Приведены фактические данные, цифровые примеры,расчеты и формы документов. Пособие С.И.Самыгина и Л.Д.Столяренко содержит основы анализа иорганизации работы с персоналом, методы оптимизации трудовых процессов,проектирования рабочих мест, мотивации и оплаты труда, анализа рынка труда,отбора и оценки кадров, управления карьерой сотрудников. В книгепроводится анализ особенностей современных концепций менеджмента, даетсяанализ практики управления персоналом в Японии и США. Д.Коноков, К.Рожков анализируют проблемы выхода из кризиса крупныхпредприятий. Рассматривают варианты реструктуризации, в том числе дроблениекрупных предприятий на ряд мелких. Г.Клейнер рассматривает роль предприятия в трансформируемойэкономике России, концепции развития, механизмы принятия стратегическихрешений, стратегическое планирование на предприятиях. В условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто наиболее грамотнои компетентно определит требования рынка, создаст и организует производствопродукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходомвысококвалифицированных работников. Поставленные задачи сможет выполнитьтот, кто хорошо усвоил основы экономики предприятия.ГлаваI. Предприятие в условиях рынка§1. Виды, типы, формы, цели и функции предприятия На всех этапах развития экономики основным звеном являетсяпредприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции,происходит непосредственная связь работника со средствамипроизводства.Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность,распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в егораспоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. В условиях рыночных отношений ключевой фигурой выступаетпредприниматель. Статус предпринимателя приобретается посредствомгосударственной регистрации предприятия. При этом субъектомпредпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так иобъединие граждан. Таким образом, предприятие - это самостоятельныйхозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединениемпредпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказанияуслуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Часто в экономическом обороте используется термин “фирма”, подкоторым понимается экономический субъкт, занимающийся различными видамидеятельности и обладающий хозяйственной самостоятельностью. Иначе, фирма -это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность напредприятии. По формам собственности предприятия подразделяются на: - частые, которые могут существовать либо как поностьюсамостоятельные, независимые фирмы, либо в виде объединений и их составныхчастей.К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства естьдоля капитала ( но не преобладающая ); - государственные, под которыми понимают как чисто государственные (в том числе муниципальные ), где капитал и управление полностью принадлежатгосударству, так и смешанные, где государство обладает большей частьюкапитала или играет решающую роль в управлении. По размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные,исходя из двух параметров - численности занятых и объема производства. Классификация предприятий по характеру деятельности (производственнаяи непроизводственная ) предполагает их деление на производящие материальныеблага и услуги. Классификация предприятий по признаку доминирующего факторапроизводства предусматривает трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие,наукоемкие предприятия. По правовому статусу различают, прежде всего, хозяйственныетоварищества и общества; производственные кооперативы; государственные имуниципальные унитарные предприятия; индивидуальных предпринимателей. Хозяйственные товарищества. Объединение участниковпредпринимательской деятельности, партнеров для совместного бизнесаназывают товариществом. Участие партнеров в товариществе принято скреплятьписьменным соглашением, или договором.В целях более тесного и прочногосоюза товарищество оформляется как предприятие. Товарищество позволяетсоединить не только усилия, но и капиталы его участников. Лица, которыесоздают хозяйственное товарищество, именуются его учредителями. Каждый изних вносит определенный вклад в товарищество и становится его участником.Первоначальный вклад называют уставным или складочным капиталом. Участники хозяйственных товариществ вправе участвовать в управленииделами, получать информацию о деятельности товарищества, знакомиться с егодокументацией, принимать участие в распределении прибыли, получать приликвидации товарищества часть имущества, оставшегося после расчетов скредиторами, или денежный эквивалент стоимости. В то же время участникихозяйственных товариществ несут ряд обязательств перед организациями,членами которых они являются. В зависимости от вида имущественной ответственности участникитоварищества делятся на два основных типа: полное товарищество итоварищество на вере. Одной из характерных черт полного товариществаявляется высокая степень и мера имущественной ответственности егоучастников за выполнение принятых обязательств. Промежуточная форма между полным товариществом, участники которогонесут полную имущественную ответственность, и товариществом с ограниченнойответственностью получила название товарищества на вере. Такие товариществаназываются также коммандитными. Коммандитное товарищество, подобнополному товариществу, представляет собой объединение нескольких граждан или юридических лиц на основании договора между ними в целях ведениясовместной хозяйственной деятельности. Но принципиальное отличиекоммандитного товарищества от полного состоит в том, что только часть егочленов, именуемых полными товарищами, несет полную ответственность пообязательствам товарищества всем своим имуществом. Другая же часть в видечленов-вкладчиков несет ограниченную ответственность и отвечает пообязательствам только своим паевым вкладом в общество. Общества с ограниченной ответственностью. Главный признак,определивший название и составляющий одно из важнейших преимуществ обществас ограниченной ответственностью, состоит в том, что участники общества сограниченной ответственностью несут ответственность по обязательствам,принятым на себя таким обществом, только в пределах своих вкладов в капиталобщества. Именно в этом смысле ответственность общества ограничена. Вкачестве учредительных документов такого общества выступает устав иучредительный договор. Общество с ограниченной ответственностью представляет собойюридическое лицо, действует в соответствии с принятыми его участникамиуставом и учредительным договором, имеет собственное наименование собязательным указанием в нем организационно-правовой формы. К числу преимуществ обществ с ограниченной ответственностью относится относительно невысокий минимально допустимый размер уставного капиала.Это дает возможность начать собственное дело даже при малом стартовомкапитале. Общества с ограниченной ответственностью создаются какобъединения партнеров по делу, лиц и организаций, между которыми существуетпостоянный деловой контакт и имеет место взаимная заинтересованность вобщем успехе. В этой связи общества с ограниченной ответственностью весьмаподходят для организации семейных предприятий, фирм, объединяющих постоянносотрудничающих предпринимателей. Акционерные общества. Акционерным называется хозяйственное общество,уставной капитал которого делится на определенное число акций. Участникиоткрытого акционерного общества могут продавать или передавать свои акциибез согласия других акционеров этого общества. В закрытом акционерномобществе акции распределяются только среди учредителей или иного заранееопределенного круга лиц. Главная особенность открытого акционерногообщества состоит в том, что его имущественный и денежный капиталформируется путем открытой, свободной продажи своих акций. Акционерныеобщества открытого типа представляют одну из наиболее распространенных ицивилизованных форм организации коллективного бизнеса. В форме акционерных обществ могут существовать и крупные, и средние,и малые предприятия. Создание акционерных обществ обычно предполагаетпривлечение значительного числа участников.Акционерное общество являетсяединственным полновластным собственником принадлежащего ему имущественногокомплекса, то есть материально-вещественных, информационных иинтеллектуальных ценностей. Акционеры являются собственниками только ценныхбумаг, которые дают им право получения определенной доли дохода общества ввиде процентов, именуемых дивидентами. Таким образом, объекты права собственности акционеров и акционерногообщества не совпадают. Акционер распоряжается сам своей акцией как ценнойбумагой. Имуществом же распоряжается только общество в лице егопредставительских органов управления. Конечно, акционер способен влиять на использование имущественногокомплекса и его деятельности в целом, участвуя в управлении. Такое правореализуется прежде всего благодаря тому, что обыкновенная акция ( вотличие от привилегированной, дающей право на твердый процент дивидентов )предоставляет возможность голосовать на собраниях акционеров, избиратьправление. При этом реализуется принцип “ одна акция - один голос”.Оказать существенное влияние на ход событий возможно, только имея солидныйпакет акций, лучше всего - контрольный. Кооперативы и малые предприятия.. Имущество кооперативов формируетсяна долевой основе за счет взносов его членов, производимых в денежной иматериальной формах. Источниками образования имущества служат такжепродукция кооператива и доходы, получаемые от ее раелизации. Высшим органомуправления кооператива является общее собрание. Исполнительные органыпредставлены правлением, возглавляемым председателем. С начала проведения экономической реформы в России значительноераспространение получил такой тип хозяйственной структуры, как малоепредприятие. Малые предприятия способны к высокому динамизму развития,самостоятельны в выборе стратегии развития и ее реализации, имеютупрощенную организационную структуру, обслуживаются относительно небольшимчислом работников. Малые предприятия могут создаваться в различныхорганизационно-правовых формах. Выбор наиболее приемлемой организационно-правовой формы малого предприятия обычно осуществляется его учредителями -физическими и юридическими лицами. Объединения предпринимателей. Крупномасштабному бизнесу свойственныформы организации, в основе которх лежит объединение предприятий, фирм всовокупные структуры. Это собирательные ассоциативные формы. Рассмотримотдельные типы ассоциативных организационных структур, наиболеераспространенных в экономике развитых стран. Корпорация - это акционерное общество, объединяющее деятельностьнескольких фирм для достижения их общих целей или защиты привилегий. Какюридическое лицо, корпорация несет ответственность по долгам и налогам завсе входящие в нее предприятия и выступает в качестве самостоятельногосубъекта предпринимательской деятельности. Хозяйственные ассоциации - договорные объединения предприятий иорганизаций, создаваемые для совместного выполнения однородных функций икоординации общей деятельности. Ассоциации относятся к одной из самыхмягких форм оъединений, минимально ограничивающих действия входящих в нихчленов ассоциации. Участники ассоциации обладают правом входить в любыедругие ассоциаци. Концерны - форма договорных крупных объединений обычно монопольноготипа, позволяющая использовать возможности крупномасштабногопроизводства, комбинирования, кооперирования, благодаря наличиюпроизводственно-технологических связей. Возникновение концернов в странахс развитой рыночной экономикой исторически было обусловлено прежде всегоконцентрацией капитала, его перенакоплением у отдельныхтоваропроизводителей. Таким образом, участники концернов взаимозависимы непо договору, а по существу экономических отношений. Холдинговые компании характеризуются тем, что они обладают контролемнад другими компаниями либо за счет владения их акциями и денежнымкапиталом, либо в связи с правом назначить директоров подконтрольныхкомпаний. Механизм принятия решений в акционерных обществах позволяетхолдингу влиять на хозяйственные, коммерческие решения предприятий,входящих в холдинговое объединение. Хотя эти предприятия остаются вправовом отношении самостоятельными, холдинг способен направлять их в руслоинтересов большой компании как большой целостной структуры. Консорциум - временное добровольное объединение предприятий,организаций, образуемое для решения конкретных задач и проблем,осуществления крупных инвестиционных, научно-технических, социальных,экологических проектов. В консорциум могут входить и крупные, и мелкиепредприятия, желающие принять участие в осуществлении проектного или иногопредпринимательского замысла, но не обладающие самостоятельнымивозможностями его осуществления. Консорциум представляет потенциальноэффективный организационно-стрктурный способ временной интеграции кадров,мощностей, материальных и финансовых ресурсов. В условиях рынка предприятие решает две задачи - произвести продукциюи реализовать ее. В зависимости от решения этих задач предприятие будетпроцветать или станет несостоятельным. Для того чтобы знать, что необходимопроизводить - какой ассортимент, в каком количестве - предприятиепредприятиу должно изучить рынок, т. е. заняться маркетингом. Причеммаркетингом необходимо заниматься постоянно - как до запуска продукции впроизводство, так и после, в процессе реализации продукции. Для принятия решений необходимо собрать и проанализироватьдостоверную информацию, которая включает: - характеристику товаров: являются они товарами конечного потребленияили промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходимаслужба сервиса или нет, приемлема ли цена потребителю, каковы цены уконкурентов; - общую характеристику рынка: большое или малое число потребителей,способы покупки товаров, оношение покупателей к товарам, к условиям исрокам поставки, условия продажи у конкурентов; - каналы распространения товаров: наличие посредников междупроизводителями и потребителями, их количество; - конкретное состояние рынка: сущность и степень конкуренции,существует ли конкеренция между производителями товаров и каков ее уровень; - законодательные ограничения: существуют ли законодательныеограничения, которые могут препятствовать маркетинговой деятельности; - уровни управленческой деятельности в области маркетинга:долговременные цели фирмы, учитывающие ситуацию на внутренем и внешнихрынках и тенденции ее развития; финансовые, материальные и иные ресурсы,необходимые для достижения этих целей. В производстве продукта и осуществлении маркетинговой политикинеобходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который включает рядстадий: - внедрение, требующее больших затрат, поэтому торговля товаром наэтой стадии, как правило убыточна; - рост как результат признания покупателем товара и быстрогоувеличения спроса на него. При росте объема продаж и соответственно прибыли стабилизируются расходы на рекламу; - зрелость, характерна тем, что большинство покупателей товар ужеприобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума, начинаютпадать, прибыль также начинае снижаться в связи с увеличением расходов нарекламу и другие маркетинговые мероприятия; - насыщение, в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост продажбольше не наблюдается. Прибыль от торговли продолжает увеличиваться из-заснижения расходов на производство; - спад, представляет собой период резкого снижения продаж, а затем иприбыли; Предприятие на входе потребляет ресурсы определенного вида, чтобыпотом в результате производственного процесса на выходе получитьтрансформированные ресурсы, ресурсы иной потребительской стоимости.Соотношение ресурсов на выходе составляет содержание такого предмета, какэкономика предприятия. Ее интерисует соотношение в использованииресурсов, которое предполагает превышение доходной части над расходной. Под экономическими ресурсами понимают все природные, людские ипроизведенные человеком ресурсы, которые используются для производстватоваров и услуг. Все разнообразие ресурсов можно классифицировать всоответствии с различными подходами: материальные ресурсы - земля, илисырьевые материалы, и капитал; людские ресурсы - труд и предпринимательскаядеятельность. Получение прибыли - это непосредственная цель предприятия. Нополучить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производитпродукцию или услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют общественныепотребности. Соподчиненность этих двух целей - удовлетворение потребности иполучение прибыли - следующая. Нельзя получить прибыль, не изучивпотребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворяетпотребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворитпотребности и притом по такой цене, которая удовлетворила быплатежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в томслучае, когда предпритяие выдерживает определенный уровень издержек, когдапотребляемые ресурсы, затраты их меньше, чем полученная выручка, т.е.когда оно работает с прибылью. В этом случае и говорится, что прибыль -непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно эторезультат его деятельности. Если предприятияе не укладывается в рамкитакого поведения и не получает прибыли от своей производственнойдеятельности, оно вынуждено уйти с экономической сферы, признать себябанкротом. В соответствии с законом РФ “ О несостоятельности (банкростве)предприятий “ под несостоятельностью предприятия понимается неспосоностьудовлетворить требования кредиторв по оплате товаров, работ или услуг,включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет ивнебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над егоимуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Внешним признаком несостоятельности предприятия являетсяприостановление его текущих платежей, если предприятие не способнообеспечить ваполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со днянаступления сроков их выполнения. Это внешний признак несостоятелности.Формально же предприятие считается несостоятельным по решению арбитражногосуда или при добровольной ликвидации со дня официального уведомления.§ 2. Экономические показатели результатов деятельности предприятия Финансы предприятий - это экономические, денежные отношения,возникающие в результате движения денег: на их основе на предприятияхфункционируют различные денежные фонды. Финансовые отношения предприятийсостоят из четырех групп: - с другими предприятиями и организациями; -внутри предприятия; - внутри объединений, предприятий, которые включаютотношения с вышестоящей организацией; внутри финансово-промышленных групп,а также холдинга; - с финансово-кредитной системой - бюджетами ивнебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами. Важнейшей стороной финансовой деятельности предприятий являетсяформирование и использование различных денежных фондов. Через нихосуществляется обеспечение хозяйственной деятельности необходимымиденежными средствами, а также расширенного воспроизводства; финансированиенаучно-технического прогресса; освоение и внедрение новой техники;экономическое стимулирование; расчеты с бюджетом, банками. К таким фондамотносятся следующие. При организации предприятие должно иметь уставнойфонд, или уставной капитал, за счет которого формируются основные фонды иоборотные средства. Уставной капитал - основной источник собственныхсредств предприятия. Сумма уставного капитала акционерного обществаотражает сумму выпущенных им кций, а государственного и муниципальногопредприятия - величину уставного фонда. Резервный капитал - это денежный фонд предприятия, образуемый за счетотчислений от прибыли. Предназначен для покрытия убытков, а в акционерныхобществах также для погашения облигаций общества и выкупа его акций. Фонд накопления - это средства, отчисляемые из чистой прибылипредприятия и направляемые на развитие производства. Естественно, однойчистой прибыли не всегда хватает для финансирования программы развитияпроизводства. В этом случае предприятие образует инвестиционный фонд,концентрирующий все средства, направляемые на развитие производства, в томчисле чистую прибыль, и амортизационный фонд, предназначенный для простоговоспроизводства основных фондов, а также привлеченные и заемные источники. Фонд потребления создается за счет отчислений от чистой прибыли инапрвляется на выплату дивидентов, единовременных поощрений, материальнойпомощи, на оплату дополнительных отпусков, питания, проезда на транспорте идругие цели. Валютный фонд формируется на предприятиях, получающих валютнуювыручку от экспортных операций или покупающих валюту для импортныхопераций. В этих целях предприятиям в коммерческом банке, имеющем лицензиюЦентрального банка РФ, для проведения валютных операций открываетсявалютный счет. Кроме рассмотренных выше постоянных денежных фондов, предприятиепериодически создают оперативные денежные фонды. Дважды или один раз вмесяц на предприятии формируется фонд для выплаты заработной платы.Периодически предприятие организует фонд для платежей в бюджет различныхналогов. В целях управления финансами предприятий применяется финансовыймеханизм. Финансовый механизм предприятий - это система управленияфинансами предприятия, предназначенная для организации взаимодействияфинансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного ихвзаимодействия на конечные результаты производства. Финансовый механизмпредприятий является центральным во всем финансовом механизме, чтообъясняется ведущей ролью финансовой сферы материального производства.Отсюда и высокие требования, которые к нему предъявляются. Финансовыймеханизм предприятий связан с управлением финансовыми отношениями,возникающими на предприятиии, и их денежными фондами. В условиях рыночной экономики значение цены огромно. Цена определяетструктуру и объем производства, движение материальных потоков,распределение товарной массы и, наконец, уровень жизни общества. Цена иценовая политика для предприятия - второй после товара существенный элементмаркетиногой деятельности. Именно поэтому разработке ценовой стратегии ицен должно уделяться пристальное внимание. Принятие решения в области ценсопряжено с необходимостью учитывать многочисленные факторы: -себестоимость товара; - цена конкурентов и возможность ее изменения; -ожидаемая реакция покупателей на возможные изменения цены; - воздействиегосударства на политику цен предприятия. Характеристика основных ценообразующих факторов: - Спрос - это желание и возможность потребителя купить товар илиуслугу в определенное время и в определенном месте. - Предложение - это то количество товаров, которое продавцы готовыпредложить покупателю в определенное время и в определенном месте. Приросте цен кривая спроса падает, а кривая предложения возрастает. Навеличину предложения товаров влияет ряд факторов, главные из которыхиздержки производства. Снижение затрат при производстве продукта позволяетвыпустить больше товаров. Рост себестоимости приводит к противоположномурезультату - предложение снижается. Особенностью свободного рынка - в том,что при определенном количестве предложенной продукции он как бы сам посебе стремится к равновесию. Таким образом, при соответствии спроса ипредложения устанавливается равновесная, или рыночная цена. - Эластичность показывает, как изменяется спрос на товар приизменении его цены, какую ценовую политику должно избрать предприятие притой или иной ставке налогообложения на прибыль. Сглаживает и временно устраняет противоречия между спросом ипредложением - конкуренция - ценовая и неценовая. Влияние на уровень идинамику цен оказывает состояние финансово-кредитной сферы, при этомнепосредственное влияние на цены оказывают изменения покупательскойспособности денежной единицы. В нормально функционирующей экономике,соотншение между суммой цен товаров и количеством денег в обращенииотносительно стабильно. При отсутствии такого условия в системе “количество денег - сумма цен “ начинает изменяться сумма цен. Важным факторм, является государственное регулирование. Существуютпрямые и косвенные меры воздействия государства на цены.ГлаваII. Кадры предприятия§1. Подбор, структура кадров Трудовые ресурсы на предприятии - это объект постоянной заботы состороны руководства предприятием. Роль трудовых ресурсов значительновозрастает в период рыночных отношений. Хорошо подобранный трудовойколлектив - одна из основных задач предпринимателя. Это должна быть командаединомышленников и партнеров, способных осознавать, понимать иреализовывать замыслы руководства предприятия. Трудовые отношения - едва ли не самый сложный аспект работыпредприятия. Гораздо легче справиться с техническими и технологическиминеполадками, чем разрешить конфликтные ситуации, возникающие в коллективе,где нужно учитывать индивидуальные склонности, личностные установки,психологические предпочтения. Человеческий капитал является краеугольнымкамнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.Основные аспекты влияния человеского фактора на повышение эффективностиработы предприятия: отбор и продвижение кадров, подготовка кадров и ихнепрерывное обучение, стабильность и гибкость состава работников,совершенствование материальной и моральной оценки труда работников. Существует два главных критерия отбора и продвижения работников:высокая профессиональная квалификация и способность к обучению; опытобщения и готовность к сотрудничеству. Система оплаты труда должна быть гибкой, стимулировать повышениепроизводительности труда, обладать достаточным мотивационным эффектом.Гибкость системы оплаты труда - в том, что определенная часть заработкаставиться в зависимость от общей эффективности работы предприятия. Организация труда и управление коллективом предприятия включает: наемсотрудников в условиях неполной занятости; расстановку работников всоответствии со сложившейся системой производства; распределение среди нихобязанностей; подготовку и переподготовку кадров; стимулирование труда;совершенствование организации труда. Наем сотрудников в условиях рыночной экономики предполагаетподдержание постоянных связей с учебными заведениями, использование припиеме на работу системы заявок и рекомендаций, проведение экзаменов исобеседований, оценку рекомендаций и отзывов и установление испытательногосрока. Расстановка рабочих и распределение среди них обязанностей основанына сложившейся системе разделения труда. Формы разделения труда:технологическая - по видам работ, профессиям и специальностям;пооперационная - по отдельным видам операций технологического процесса; пофункциям выполняемых работ - основных, вспомогательных, подсобны; поквалификации. При подборе кадров важное значение имеет трудовой договор иликонтракт. Это непосредственное соглашение между предпринимателем ичеловеком, поступающим на рабоу, конкретная система найма, которая широкораспространена за рубежом и находит все большее применение в отечественнойпрактике. В трудовом договоре оговариваются: трудовая функция, местоработы, должностные обязанности, квалификация, специальность, размерзаработной платы и время начала работы. По срокам трудовые договорыразличаются - не более трех лет, на время выполнения определенной работыили на неопределенный срок. В отличие от трудового договора договор подряда предполагаетвыполнение работы по заданию предприятия за обусловленную в договоре цену.Оплата производится по конечному результату независимо от количества икачества затраченного труда. Все работающие на предприятии делятся на две категории: промышленно-производственный персонал, занятый производством и его обслуживанием;персонал непромышленных организаций - в основном работники жилищно-коммунального хозяйства, детских и врачебно-санитарных учреждений,принадлежащих предприятияю. К рабочим относят работников предприятия, непосредственно занятыхсозданием материальных ценностей или оказанием производственных итранспортных услуг. Рабочие подразделяются на основных и вспомогательных. Специалисты и руководители осуществляют организацию производственногопроцесса и руководство им. К служащим относятся работники, осуществляющие финансово-расчетные,снабженческо-сбытовые и другие функции. Квалификация работ определяется уровнем специальных знаний ипрактических навыков и характеризует степень сложности выполняемого имконкретного вида работы. Соответствие его способностей, физических ипсихических качеств той или иной профессии означает профессиональнуюпригодность работника.§ 2. Управление кадрами предприятия Продолжительное время в вопросах управления кадрами существоваломного споров, разночтений. Все они были сопряжены с централизацией кадровойполитики в едином народно-хозяйственном комплексе. Изменение экономическогокурса в сторону развития рынкка вызвало необходимость по-новомуопределиться в понимании кадрового состава предприятий и методов управленияим. В настоящее время рабочая сила превращается в товар и ее движениеподчиняется законам рынка. В этой связи важно различать рынок рабочих мест,рынок рабочй силы и рынок труда. Первичным является рынок рабочих мест, выражающий собой спрос нарабочую силу. Здесь в качестве характеристики рабочего места выступаюттребования к человеку как исполнителю работ. Рынок рабочей силы - этовыражение ее предложения. На основе сочетания рынка рабочих мест и рынкарабочей силы формируется рынок труда как базис всей системы товарно-рыночных отношений. Управление кадрами на предприятиях призвано решать три основныезадачи: формировать состав и кадровую структуру предприятий; поддерживатьстабильность кадров в сочетании с конъюнктурой рынка; максимально возможноиспользовать в процессе производства функционирующую рабочую силу. Российские предприятия по старой традиции ориентированы на личностьдиректора. Решения в большенстве случаев принимаются только им и доводятсядо работников в виде указаний и распоряжений. К сожалению, у нас не осуществляется участие трудового коллектива вуправлнеии в той форме, которая распространена в западных странах в видесоветов представителей рабочих и служащих, которые наделены правами врешениях всех жизненно важных вопросов предприятия. Нынешний процесс реформведет к постепенному упразднению иерархии и развитию демократизациитрудовых коллективов. Образование акционерных обществ и передача акцийколлективам превращает безвластных исполнителей в совладельцев. Известнымногие случаи, когда не способные к руководству директора на собранияхакционеров отстранялись от должности и замещались новыми. На основеколлективной собственности развивается механизм, побуждающий изжитьиерархическую структуру управления. Важнейшим условием эффективного управления кадрами являетсянормирование труда. С точки зрения управления кадрами нормирование труда -это научный инструмент для объективного определения численности и составакадров. Процесс нормирования труда слагается из двух последовательныхэтапов. Первый этап. Комплексный анализ производственных условий выполненияданной работы. На этой основе с учетом научных достижений и обобщенияпередового опыта проектируется регламент наиболее производительноговыполнения работы, состоящий из нововведений. Второй этап. Практическоевнедрение нововведений, сочетающихся с обучением работников и расчетомнормативной продолжительности выполнения работы. Кадровая политика за последние годы претерпела серьезные изменения.Кадровой политикой начинают заниматься все уровни управления предприятия:высшее руководство, начальники подразделений, кадровая служба. Большое значение в реализации кадровой политики имеют рыночныеусловия, общее положения трудового законодательства. Они включаютконституционные положения о свободе развития личности, гарантиисобственности, свободе коалиций. Запрещены произвольные действияпредпринимателя по отношению к рабочему, в том числе и в части увольнения.Прием на работу сотрудников является компетенцией фирм и предприятий. Анализируя тенденции работы с персоналом в ближайшем будущем, можноувидеть, что в выполнении функций руководства кадрами все большее значениеприобретают стратегические аспекты, однако сохраняются и классическиетрадиционные инструменты работы с кадрами, такие, как планирование вобласти кадров, привлечение рабочей силы, повышение квалификации кадров.Заключение Усилия органов государственной власти в ходе экономической реформыбыли напрвлены на проведение рыночной макроэкономической политики.Создание макроэкономических условий для экономического роста несформировало реальные предпосылки для преодоления промышленного кризиса. К числу наиболее характерных для современных предприятий проблем,препятствующих их эффективному функционированию в условиях рынка, следуетотнести: неэффективность системы управления; низкий уровень ответственностируководителей предприятий перед учредителями за последствия принимаемыхрешений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия;небольшие размеры уставного капитала акционерных обществ; отсутствиеэффективного механизма исполнния судебных решений; необеспеченностьединства предприятия как имущественного комплекса, что снижает егоинвестиционную привлекательность; высокие расходы на содержание объектовсоциально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства;отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом положениипредприятия для собственников, акционеров, руководителей предприятия и др. Для устранения негативных тенденций необходимо сконцентрироватьвнимание на обеспечении эффективного развития предприятия как основногоэлемента экономической системы России. Переход предприятия на общепринятые в рыночной экономике принципыфункционирования составляет содержание реформы предприятий. Целью реформыпредприятий является содействие их реструктуризации, способствующейулучшению управления на предприятиях, симулированию их деятельности поповышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемойпродукции, а также производительности труда, снижению издержекпроизводства, улучшению финансово-экономических рзультатов. Приоритетные задачи реформы предприятий: - обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий - защита прав акционеров (для акционерных обществ) - разгранчение ответственности участников и упрвляющих, развитиемеханизмов корпоративного управления, обеспечения свободногоперераспределения прав участия в капитале акционерного общества - совершенствование механизмов исполнения судебных решений - обеспечение учредителей, акционеров, участников, инвесторов икредиторов достоверной информацией о финансово-экономическом положениипредприятий - создание эффективного механизма управления предприятием.Список использованной литературы Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. - М.,1996 Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. - М.,1996 Клейнер Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическоепланирование на предприятиях // Вопросы экономики. - 1998. - N 9. - С. 46-65 Коноков Д., Рожков К. Как выйти из кризиса крупным предприятиям //Проблемы теории и практики управления. - 1998. - N 4. - С. 88-93 Курс предпринимателства / Под ред. В.Я.Горфинкеля, В.А.Швандара. -М.,1997 Малов А., Майн Е. Экономическое положение предприятия // Экономист. -1997. - N 8. -С. 30-41 Министерство экономики РФ. Концепция реформирования предприятий //Вопросы экономики. - 1997. - N 9. - С. 4-12 Половцева Ф., Власова А. Кадровая политика - основа маркетингапредприятия // Маркетинг. - 1996. - N 2. - С. 50-52 Ремизов К.С. Управление кадрами предприятий в условиях рынка //Вестник МГУ. - 1995. - N 4. - С. 74-79 Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. - Ростов- на-Дону, 1997 Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.,1995 Финансы / Под ред. А.М.Ковалевой. - М.,1997 Экономика / Под ред. А.С.Булатова. - М.,1997 Экономика предприятия / Под ред. В.Я.Горфинкеля, Е.М.Купрякова.-М.,1996




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Предприятие как основное звено экономики iconФирма (предприятие) как первичное звено национальной экономики, ее предпринимательская деятельность. Билеты по экономике 2007 год

Предприятие как основное звено экономики iconКоммерческий банк как основное звено банковской системы

Предприятие как основное звено экономики iconТема: Основное звено системы общих (гражданских) судов. Районный суд – основное звено общих (гражданских) судов
В подсистеме общих (гражданских судов) районный суд является основным звеном. Это обусловлено прежде всего широкой его компетенцией...
Предприятие как основное звено экономики iconСодержание Введение Бюджет как основное звено системы финансов
Бюджетное устройство и бюджетная система РФ
Предприятие как основное звено экономики iconОсновное звено системы общих судов

Предприятие как основное звено экономики iconКоммерческий банк основное звено рыночной системы

Предприятие как основное звено экономики iconСодержание 2 введение 3 глава I. Учебно-методический комплект и учебник как основное звено системы обучения. 8
...
Предприятие как основное звено экономики iconКоммерческий банк основное звено рыночной системы
Понятие ликвидности банка и роль цбр в регулировании деятельности коммерческих банков 24
Предприятие как основное звено экономики iconПредприятие упущенное звено в цепи институциональных преобразований в России
Строительство новых рыночных институтов при слабом государстве практически невозможно
Предприятие как основное звено экономики iconВнеклассное мероприятие по физике для 9 11 кл. Игра «Слабое звено»
Игра «Слабое звено» проводится по образу известной телеигры «Слабое звено», с небольшим изменением
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы