Методика обучения письму icon

Методика обучения письму



НазваниеМетодика обучения письму
Дата конвертации17.08.2012
Размер237,07 Kb.
ТипРеферат
Методика обучения письму


СодержаниеВведение 21. Задачи обучения письму 42. Организационные и гигиенические условия обучения письму 83. Приемы обучения письму букв 114. Типичные ошибки в написании букв у первоклассников 135. Каллиграфические ошибки по “кинетическому сходству” 156. Выработка каллиграфии при помощи прописи-раскраски 19Заключение 28Список литературы 30 Введение В последнее время в методике русского языка особенно актуальнойявляется проблема обучения первоклассников каллиграфически правильномуписьму, так как возникают трудности при овладении техникой письма, которыеимеют разные причины: и физиологические, и психологические, ипедагогические. При обучении детей письму очень важны методические знания учителя. Впоследнее время в методике русского языка описаны разнообразные приемы иупражнения, помогающие формировать графические навыки. Основными из нихявляются следующие: 1. Показ учителем процесса письма и объяснение способов написаниябукв, слогов, слов, предложений на доске или индивидуально в тетрадиучащегося. 2. Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителяна доске или в тетради. 3. Обведение образца буквы (копировальный прием). 4. Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. 5. Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов. 6. Письмо под счет. 7. Прием показа ошибочного написания. Наиболее эффективным является реализация педагогом не одного, а всехвышеназванных приемов, что позволит ему разнообразить деятельностьучащегося и достичь наибольшего успеха в обучении детей письму. В последнее время обращается внимание и на "Прописи", которые являютсяосновными помощниками учителю и детям. Они составляются в соответствии сбукварем и содержат образцы букв. "Прописи" облегчают работу учителя, а дляучащихся служат образцом, в котором нет ошибок. В "Прописях" также реализуется очень важное свойство письма – это егобезотрывность. Этому способствует, во-первых, почти полное отсутствиенадстрочных знаков (кроме букв й и ё). Во-вторых, почти все буквы таковы,что при их начертании руку от бумаги отрывать не приходится. В-третьих,новые шрифты специально разрабатывались в расчете на безотрывное соединениевсех букв. Сейчас некоторые "Прописи" содержат также и дополнительную разлиновку,помогающую разрабатывать ровный почерк, что является важнейшим качествомкаллиграфического письма.Данная тема достаточно широко освещается как в методической педагогическойлитературе, так и в периодических изданиях, особенно в журнале «Начальнаяшкола». Из методической литературы хочется выделить такие труды как«Методика обучения русскому языку в начальных классах» группы авторовРамзаевой Т.Г., Львова М.Р; «Русский язык в начальных классах: Теория ипрактика обучения» под ред. Соловейчика.М.С.; «Методика преподаваниярусского языка в начальных классах» группы авторов Львова М.Р., ГорецкогоВ.Г., Сосновской О.В.Предлагаемая работа состоит из шести глав, которые рассматривают не общиеаспекты чистописания, но также как и общую методику каллиграфическойработы, так и новинки, внедряемые в свою практику некоторыми учителяминачальных классов. Некоторые новые методики будут как рассмотрены в даннойработе, так и показаны их применение на практике. 1. Задачи обучения письму В течение 3—3,5 месяцев первоклассники овладевают одновременно счтением элементарным навыком письма. За это время школьники должнаы: а) научиться правильно сидеть, держать тетрадь и пользоваться ручкой,придерживаться строки; соблюдать поля; б) научиться писать в соответствии с прописями все буквы русскогоалфавита, строчные и заглавные, а также соединять их в словах; переводитьпечатный текст в письменный; в) уметь записывать слова и предложения из трех-четырех слов после ихзвукобуквенного анализа с помощью учителя и без помощи; г) Описывать, а также писать под диктовку слова, написание которых нерасходится с произношением; проверять написанное, сравнивая с образцом, атакже способом проговаривания; д) записывать собственные предложения, взятые из устно составленногорассказа. Согласно принципам звукового аналитико-синтетического метода,соблюдается единство письма и чтения. Это значит, что последовательностьобучения письму букв принимается та же, что и в обучении чтению: на урокечтения дети усваивают букву, читают тексты, а на уроке письма» пишут этубукву и слова с ней. Такой порядок письма приводит к нарушению принципе генетического: нетпостепенного перехода от «легких» букв к «трудным». Первая буква, которуюдети пишут,— буква а,— не является самой легкой по начертанию. Самымилегкими для письма, вероятно, должны быть признаны буквы и, ш, о, л. Можнобыло бы также определить градацию легкости и трудности букв по ихсоединениям с другими буквами. . Обучение письму — это в первую очередь выработка навыкаграфического. Как и всякий навык, он формируется в результате обучения, врезультате формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений. Особенности графического навыка в том, что это, с одной стороны,двигательный навык, т. е. такое действие, которое опирается на первыйвзгляд лишь на мускульные усилия. С другой же стороны, в процессе письмаосуществляется перевод осмысленных единиц речи в графические знаки(перекодировка). Это придает письму характер сознательной деятельности. Этасторона письма как специфической человеческой деятельности и составляетглавное в навыке письма, Сознательный характер письма состоит в следующем: во-первых, вправильном соотнесении звука и буквы, во-вторых, в соблюдении ряда правил —графических и орфографических; наконец, в использовании письменного навыкадля передачи собственных мыслей, чувств, намерений. Как видим, третье является наиболее важным, так как составляетединственную цель письма, тогда как первое и второе — лишь вспомогательныезадачи пишущего человека, лишь средства, а не цели. Следовательно, чем скорее дета будут в состоянии осознать иосуществить эту цель — передачу на письме собственных мыслей,— темуспешнее, тем правильнее будет у них формироваться навык письменной речи.Однако в период обучения грамоте дети пишут еще очень медленно, и передачана письме собственных мыслей, хотя бы и в виде всего лишь одного слова,становится возможной отнюдь не сразу, а лишь на третьей-четвертой неделеобучения грамоте. На втором месяце дети могут записать предложение из двух-трех слов, взятое из их собственных рассказов, а на третьем месяце — дваили даже три небольших предложения. Для формирования правильного навыка письма очень важно, чтобы первоеслово, которое напишут ученики, было уже своим собственным словом,выражающим их наблюдения, их чувства, их жизненный опыт. Навык письма тесно связан с навыком чтения. Если ребенок плохо читает,ему трудно овладевать письмом, потому что вслед за навыком слогового чтенияформируется навык слогового письма: списывая или подготавливая к письмуслово, составленное на наборном полотне, дети запоминают и воспроизводятего не по буквам, а по слогам. Это важно и для чтения, и для слогоделения,и для будущих упражнений в выделении безударных гласных и их проверки, т.е. для развития орфографических навыков. Медленно читающие дети даже в процессе письма слишком много усилийтратят на чтение того, что пишут, и это отрицательно сказывается нарезультатах письма. При хорошем чтении пишущий ребенок все вниманиесосредоточивает на процессах письма, и навык письма формируется успешнее. Велико значение как для письма, так и для чтения также и общегоречевого развития школьника: богатства словаря, умения .строитьпредложения, разнообразия используемых синтаксических конструкций,логических связей в связной речи. Позднее, когда дети уже овладеют болееили менее устойчивым навыком письменного выражения собственных мыслей,письменный навык будет оказывать существенное воздействие на речь, намышление, на процесс выражения мыслей в речевых формах. Вернемся, однако, к двигательной стороне письменного навыка. Вформировании графического навыка могут быть выделены следующие этапы: а) заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения,направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образомрасполагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию изакруглять ее, соизмерять длину линии и т. п.; б) письмо элементов букв: палочки короткой и длинной, загибов, петельв пр. (эта ступень не является обязательной); в) письмо отдельных букв — строчных и прописных — без соединения сдругими буквами; г) письмо сочетаний букв, слогов, письмо целых слов, с целью выработкинавыка соединения букв. Конечная цель формирования двигательной стороны графического навыкасостоит в выработке? плавных и быстрых, ритмических колебательных движенийкисти руки, на которые накладываются дополнительные микродвижения, всоответствии с каждой отдельной буквой. Но в период обучения грамоте учитель не может еще ставить передучащимися такой задачи. Здесь зрительный образ каждой буквы определяетпорядок ее начертания. Прежде чем писать букву, ученик мысленнопредставляет себе, как он ее напишет, а нередко делает нужные движениярукой без бумаги — «обводит» букву в воздухе. Ученик копирует образцы букв,анализирует их состав, устно говорит, в каком порядке он «чертит» букву;учительница садится рядом с учеником, берет его руку в свою и пишет букву(или буквы) его рукой, передавая таким образом ему свое умение. Двигательный навык письма (как, впрочем, и орфографический навык), вотличие от навыка чтения, за три года начального обучения не может бытьсформирован; для этого требуется 7—9 лет обучения. Беглым, скорописным, сустоявшимся почерком орфографически грамотным письмом школьники овладеваютлишь к .концу восьмилетней школы, да и то отнюдь не все в одинаковоудовлетворительной мере. В период обучения грамоте ребенок затрачивает на техническую сторонуписьма огромные физические усилия, а неизбежные на этом этапе неудачипереживаются школьником очень остро. К концу букварного периода учащиеся успевают в течение урока записатьдо 20 слов, т. е. приблизительно до 100—120 знаков или письменных букв(если учесть, что непосредственно письмо на уроке занимает примерно 2/3,времени, т. е. 30 минут, то скорость письма составляет примерно до четырехбукв в минуту). 2. Организационные и гигиенические условия обучения письму Основным орудием письма в школе является авторучка, причем, какправило, шариковая. Дополнительные .орудия — мел (для письма доске), атакже карандаш, обычно с мягким графитом. Пишут учащиеся в тетрадях и на доске. Очень существенным являетсявопрос о разлиновке тетрадей. И в нашей стране и за рубежом использовалисьв разное время самые разнообразные способы разлиновки тетрадей для обученияпервоклассников: от совершенно гладкой бумаги, лишенной какой-либо разлиновки, дотройной линии с густой наклонной сеткой. В настоящее время в школе приняты тетради с двумя линиями: Соответствующим образом подготавливается и классная доска, котораяиспользуется в I классе. В тетрадях с двумя линейками дети пишут в течениевсего первого года, а со II класса переходят на одну линию. Ведение тетради воспитывает у детей аккуратность, они привыкаютоставлять поля, соблюдать строчку, выдерживать одинаковые размеры букв,тщательно, симметрично располагать текст на строчках, ясно и четко выделятьзаголовки, рационально использовать пространство листа. Школьник заводит две тетради: в одной выполняются работы текущего дня,а другая находится на проверке у учителя. На обложке тетради делаетсянадпись: «по письму» (во втором полугодии — «по русскому языку»). В тетрадиимеется листок промокательной бумаги, он подкладывается во время письма подруку, чтобы не пачкалась бумага. Учитель делает записи в тетрадях учащихсякрасными чернилами, отчетливо, по образцам прописей. Записи учителя вдетской тетради — это исправления, замечания, а если нужно (прииндивидуализированном подходе) — задания и образцы прописей букв, ихсочетаний. Согласно современным образцам-шрифтам, дети обучаются наклонномуписьму под углом в 65° к строке. Наблюдения показали, что именно такойнаклон благоприятствует скорописи. Такой наклон при письме определяетсясамим механизмом движения пишущей руки, а также наиболее удобным положениемтетради на парте, на столе. Письмо с наклоном затрудняет некоторыхучащихся. Многие пишут перпендикулярно строке; некоторые делают наклон,неодинаково, в их тетрадях буквы «падают». Поэтому учитель должен объяснитьдетям, чем отличается наклонное расположение букв от прямого. Обучая детей наклонному письму, учитель с первых дней в школе следит,чтобы тетрадь на парте лежала под углом в 25°, чтобы в ходе письма кистьнаходилась в одном и том же положении относительно предплечья, а движениеруки по строке обеспечивалось сгибанием руки в локтевом суставе и в плече.При этом правая рука свободно движется по листу, а левая лежит на листе,придерживая его. Тетрадь на парте лежит так, чтобы начало строкиприходилось на середину груди пишущего. По мере заполнения страницы,тетрадь продвигается вверх, но начало заполняемой строки по-прежнемунаходится напротив центра груди пишущего. Велика роль доски в обучении письму. На черном или темно-коричневомфоне доски учитель и дети пишут, как правило, белым мелом (для"подчеркивания и выделения букв, слогов используются цветные мелки). В Iклассе на доске делается разлиновка, которая совпадает с разлиновкойстраницы в тетради. Нередко бывает, что на доске школьники пишут хуже, чемв тетрадях, так как у них быстро устает поднятая рука, они плохопридерживаются строки, буквы оказываются разной величины. Поэтомуприходится специально обучать детей письму на доске, в том числе и виндивидуальном порядке, после уроков. В период обучения грамоте нерекомендуется вызывать детей для письма на доске образцов букв, так как этазадача для них непосильна. Образцы пишет учитель. В период обучения грамоте наблюдения учителя за правильной посадкой,за положением тетради, за тем, как школьник держит ручку (тремя пальцами),каков наклон ручки (она должна быть направлена концом в правое плечопишущего), за правильным положением рук, головы, ног, за расстоянием междутетрадью и глазами пишущего, за линией спины — задача огромной важности, отее решения зависит очень многое в дальнейшем обучении письму, а также и вздоровье ребенка, в развитии его осанки, зрения. Помимо общих правил письма, в школе соблюдаются еще некоторыегигиенические требования: соответствие парты росту и пропорциям телаученика, во избежание нарушений осанки. Парта подбирается в соответствии ссуществующими нормативами, по фабричному номеру (по маркировке). Расстояниеот первой парты до доски — не менее 2 м, от последней парты — не более 8 м.Свет падает с левой стороны сидящих учеников- Освещенность на поверхностипарты — 75—80 люксов. У доски должны быть дополнительные светильники сотражателями. Высота доски нижнего края — 85 см от пола, доска матовая. Бумага в тетради матовая, белая, цвет обложки и промокательной бумагимягкий голубой, желтый, розовый или фиолетовый, цвет чернил обеспечиваетконтрастность изображения. Продолжительность непрерывного письма в период обучения грамоте недолжна превышать пяти минут. После каждого «сеанса» письма дети должныпеременить форму деятельности и обязательно посмотреть вдаль, например надоску. Строгое соблюдение организационных и гигиенических требований кобучению письму обеспечит не только эффективность обучения иработоспособность учащихся на уроках, но и их правильное физическоеразвитие, их нормальное зрение, правильную осанку. 3. Приемы обучения письму букв Дети усваивают написание каждой буквы на отдельном уроке. Огромнаяроль в обучении письму принадлежит анализу буквы, ее графические составныхэлементов, сравнению букв ошибки учащихся до составу и по начертанию.Необходимо развить у детей аналитическое видение формы букв. Хотя буквы русского письменного алфавита и не могут быть «расчленены»на какое-то количество строго определенных элементов, тем не менее частоповторяющиеся элементы могут быть выделены: это палочка короткая в букве пи длинная в букве р, палочка с закруглением внизу — элемент букв и, ш;прямая с петлей в буквах у, д; овал и полуовал в буквах о, с, палочка сдвумя закруглениями — внизу и вверху в букве г, малая петля в буквах ц и щ. В системе обучения грамоте детей обычно выделяется несколько уроков,специальная цель которых — обучение письму важнейших элементов: палочек,закруглений, петель, овалов. В дальнейшем элементы каждой новой буквы выделяются до ее письма,—вэтом и состоит аналитический подход. Он дает основу для конструктивногописьма новых букв: учащиеся как бы сами «открывают» способ написания буквы,конструируют новую букву, пишут ее. Конечно, подлинного конструированиянет, учитель лишь создает такую иллюзию у детей, приучая их ксамостоятельности, к поиску, к творчеству. Например, дети уже умеют писать букву а, и им нужно научиться писатьбукву д. Они сами подходят к способу письма буквы д: нужно у буквы аоставить полуовал, а палочку с загибом заменить на длинную палочку (черту)с петлей внизу. Движение руки при написании буквы д такое же, как и приписьме буквы а. При обучении письму очень важна работа над формой букв, надрасположением их деталей, которые взрослый человек обычно не замечает.Недооценка работы над формой буквы приводит к трудноисправимым графическимошибкам, а в дальнейшем — к неправильному становлению почерка ученика. Чтоже здесь имеется в виду? Какое расстояние нужно оставлять между словами? (Примерно равное буквеи строчной.) На каком месте должно быть пересечение петли у букв у, д? (Нанижней строке.) На какой высоте следует начинать поперечное соединение убуквы м? (На середине строки, если пишут по двойной разлиновке.) На какойвысоте следует соединять буквы мил? (Примерно треть высоты буквы.) Какойвысоты должно быть нижнее закругление у буквы в? (Примерно две трети высотыбуквы). Какой, высоты должна быть петля у буквы е? (Чуть больше половинывысоты буквы.) И т. д. Такая методика обучения письму букв в целом может быть определена каканалитико-синтетическая. В практике она обычно используется в сочетании сподражанием образцу: копированием прописей, многократным переписываниембуквы, слова. 4. Типичные ошибки в написании букв у первоклассников 1. Нарушение наклона в 65°. Как правило, нарушение наклона приводит кнепараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и частосопровождается искривлением элементов.[pic] Как видно из приведенных примеров, нарушения параллельности нередкоприводят к искажению других элементов, например петли у букв у и д. Этагруппа ошибок исправляется с помощью специальных упражнений на выработкуправильного наклона, с опорой на дополнительную косую разлиновку тетради. 2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных —неодинаковая высота букв или их частей;[pic] горизонтальных — неодинаковая ширина букв и их элементов:[pic] пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементыбукв).[pic] 3. Искажение овалов, полуовалов и Других элементов, содержащихзакругления, изогнутые лини и. К числу этих ошибок относятся искажения,связанные с неумением вести правильную кривую линию (линия как бы состоитиз бесчисленных мелких зигзагов — ломаная линия), а также ошибки, связанныес несоблюдением пропорций.[pic] 4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместом — л, вместо д — а. Для успешного преодоления ошибок письма очень важно разобраться в ихпричинах в каждом отдельном случае, выбрать для исправления ошибкисоответствующий прием. В данной классификации графических ошибок учтена этазадача: ошибки группируются по порождающим их причинам. Преодоление ошибокпервой группы требует отработки прямых параллельных линий с нужным наклономк строке в 65°. Исправление ошибок второй группы требует развитияглазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций. Третья группа ошибоктребует работы над кривыми линиями, над изгибами и закруглениями, надплавностью движения руки. Наконец, ошибки четвертой группы связаны снарушениями внимания. Конечно, могут быть и другие причины ошибок, общие для всех их типов,например: недостаточная координированность движений руки пишущего,неправильное положение тела при письме, плохая освещенность или плохоезрение, механические помехи (плохое перо неровная бумага или, вернеенеровная поверхность стола под бумагой) и т. п. Не следует забывать и отаких ошибках письма, которые нельзя определить как графические:несоблюдение строчки, переписывание через линию полей, непропорциональнобольшие (или маленькие) интервалы между словами, недописывание строки и пр.Часты ошибки в соединениях букв. Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки может датьнаписание той или иной конкретной буквы и сразу при обучении ее письмупредупреждать возможные ошибки. Например, типичные ошибки при письме буквыП заглавной:[pic] а) элементы не параллельны, закругление второго вертикального элементаначато слишком высоко; б) верхний элемент горизонтальной касается вертикальных элементов,«лежит» на них; в) верхний элемент не горизонтален, а написан с наклоном. Типичныеошибки при письме буквы х, заглавной и строчной:[pic] а) недостаточная округлость полуовалов; б) полуовалы закруглены чрезмерно; в) неровные, неодинаковые закругления, несимметричны части; г) между полуовалами оставлен промежуток — они не слиты. 5. Каллиграфические ошибки по “кинетическому сходству” Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являютсясмешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественныхдвижении руки. Это так называемые ошибки по кинетическому сходству.[pic] С переходом на стадию связного письма, с увеличением объема письменныхработ, темпа работы число подобных ошибок значительно возрастает. Смешениябукв по кинетическому сходству могут повлечь за собой снижение качества нетолько письма, но и чтения печатных текстов, так как у детей размываютсяеще неокрепшие связи между звуком и буквой. Иногда в тетрадях учащихся встречаются смешения оптически сходныхбукв, свидетельствующие о несформированности оптико-пространственныхпредставлении. Предлагаемые примерные виды тренировочных упражнений могут бытьвключены на уроке в «минутки чистописания». Они будут способствоватьвыработке контроля за ходом двигательного акта письма. Желательно начинатьподобные упражнения не с письма отдельных букв и слогов, а с букв в составеслова или целого предложения, значимых в смысловом отношении единиц речи. Рассмотрим метод списывания слов и предложений с одновременнойрасшифровкой зашифрованных букв. Предлагаем следующие виды «шифровок»: [pic] Обратное задание — зашифровать записанные или продиктованныепредложения. [pic] Подобным образом строится работа по предупреждению ошибок выборапоследующего элемента и в других парах смешиваемых букв. Предлагаемые «шифровки»: [pic] [pic] Обратное задание предполагает «шифровку» предложений учащимися: [pic] Если в работах учащихся встречаются смешения в других парах букв,различающихся количеством однородных элементов, необходимо провестиподобную дифференциацию и в этих парах. Рассмотрим «шифровки» лево- и правоориентированных, вверх и внизнаправленных оптически сходных букв: [pic] Одновременно закрепляется правило о заглавной букве в именах людей. Рассмотрим списывание слов и предложений с одновременным исправлениемошибок кинетических и оптических смешений. Известно, что развитие функции контроля несколько опережает развитиефункции самоконтроля. Ребенок будет предельно внимателен и быстрее найдетошибку у другого, чем в своей собственной работе. Предлагаем списать с доски предложения с ошибочно записанными словами: [pic] Как показала практика, подобная работа очень эффективна ирезультативна: у ребенка появляется достаточная мотивация к письменнойдеятельности, улучшается зрительное внимание, формируется кинетическийконтроль за ходом двигательного акта письма. Предложенные вашему вниманию упражнения отвечают, на наш взгляд, нетолько задачам формирования техники письма, его операционной стороны, но ицелям формирования письменной речи через влияние учителя на развитиепроизвольных форм деятельности, мышления, мотивационно-волевой сферыучащихся. 6. Выработка каллиграфии при помощи прописи-раскраски В букварный период на уроках письма первоклассники преодолеваютбольшое количество трудностей. Для усвоения новой буквы детям со средним инизким уровнем развития способностей прицелится прописывать по несколькострочек одинаковых букв и их элементов. Однообразной работе, как правило,сопутствует нарастание мышечной и эмоциональной усталости, ведущее кперегрузкам, возникновению дидактогенных неврозов и фобий, к негативномуотношению к урокам письма. В результате невозможности постепенной качественной отработкинаписания сложных букв по степени нарастая их трудности, характерной длябукварного периода, нередки случаи закрепления у учащихся неверногоначертания буквенных знаков и порядка их написания Га-кие ошибки обычноисправляют в после букварный период, затрачивая на это больше усилий. Недостаточное развитие пространственного восприятия, аналитико-синтетических способностей, а также мелкой мускулатуры руки 6-7-летнихдетей часто превращает урок письма для среднего ученика в мучительныйпроцесс. Именно эта проблема привела меня к мысли о создании собственнойпрописи. Проанализировав характер трудностей первоклассников, возникающих напервом этапе обучения письму, можно придти к выводу о необходимостиорганизации работы, направленной на выработку автоматизированного навыкаписьма на основе поэлементной, четко алгоритмированной графики сиспользованием элементов занимательности, что, по-моему, должно было решитьпроблему перегрузки учащихся в процессе овладения навыком письма. С этойцелью была использована пропись-раскраска, предназначенная для обученияписьму детей 6-7-летнего возраста в школе, детском саду в домашнихусловиях. Пропись рекомендуется в качестве дополнительного учебного пособияперед работой в программных прописях для 1 класса или в тетрадях по письмус заданиями прописанными по усмотрению учителя. Целью данного пособия является выработка автоматизированного навыкаписьма и каллиграфического почерка в период первичного усвоения буквенныхзнаков на основе поэлементного восприятия букв и рационального порядка ихнаписания в процессе многократного повторения с использованием элементовзанимательности. Содержание прописи-раскраски дает возможность учителю проводить урокиписьма более интересно и разнопланово, что в значительной степени снижаетперегрузку учащихся на первом этапе обучения письму, способствует развитиюграфических навыков и интереса к урокам, а наличие большого количествазаданий для самостоятельной работы позволяет осуществить качественныйиндивидуальный подход к учащимся в процессе отработки необходимых дляпервоклассников умений и навыков. Небольшой формат прописи удобен в работе и очень нравится детям,превращая пособие в книжку-игрушку. Для удобства ориентировки в прописи-раскраске предметные рисунки и изучаемые буквы расположены в алфавитномпорядке, а не в порядке их изучения. В начале работы по прописи-раскраске, во время разгадывания загадки,проводится работа по развитию речи учащихся, а во время поиска нужнойстраницы дети учатся ориентироваться в прописи, а также повторяют цифры,изученные на уроках математики. Задания, во время которых ученики обводит рисунок по контуру,заполняют его плоскость элементами и буквами, а затем заштриховываютцветными карандашами, способствуют развитию мелкой мускулатуры рукипервоклассника, умению правильно держать ручку в руке, развивают глазомер икомпозиционные навыки. В то время, как дети выполняют вышеуказаннуюсамостоятельную работу, учитель имеет возможность обратить особое вниманиена правильную посадку учеников, положение прописи на парте и ручки(карандаша) в руке, на порядок написания и каллиграфию изучаемой буквы и ееэлементов. Параллельно с работой по практическому запоминанию новой буквы идетотработка умения выполнять слого-звуковой анализ слова. Дети записываютзвуковую модель слова-картинки в отведенных для этой цели прямоугольниках,дают характеристику выделенному в схеме звуку и соотносят его с изучаемойбуквой. [pic] Работа по изучению начертательной техники буквы проводится в несколькоэтапов: анализ элементного состава и порядка написания буквы (над звуковоймоделью слова), отработка графики ее элементов и написание буквы целиком (вплоскости рисунка). Выполнение данной работы облегчают образцы букв и ихэлементов, которые необходимо обвести, а также знаки, показывающие начало инаправление письма (точки, черточки, стрелочки). Запись новой буквы и ее элементов в плоскости рисунка превращаетмонотонное повторение одинаковых элементов в увлекательное занятие —«раскрашивание картинки». Дети с увлечением прописывают несколько десятководинаковых элементов и букв, практически усваивая не только силуэт, но ипорядок написания изучаемой буквы, достигая определенной степениавтоматизации письма уже в период ознакомления с новой буквой, после чегоработа в программной прописи для I класса сводится к соотнесению размеровбуквы с разлиновкой и написанию ее в соединении с другими буквами. Ученики, выполнившие работу раньше других, имеют возможность занятьсяштриховкой рисунка цветными карандашами, а учитель занимаетсяиндивидуальной работой с остальными учащимися. (Хотя работа по штриховкерисунка обычно планируется в качестве домашнего задания.) По окончании работы в прописи-раскраске учитель проводит обобщение,еще раз обращая внимание учащихся на силуэт изученной буквы (в большомовале) и ее звуковой состав, предлагая записать звуки, которые обозначаетданная буква, в окружностях (гласные) или квадратах (согласные),расположенных рядом. Приведу фрагмент урока письма с использованием прописи-раскраски. Тема урока: Письмо строчной буквы б. 1. Вводная чисть. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.Инструктаж о различии правильной посадки при письме и во время выполненияустных заданий. 2. Работа над новым материалам. Ознакомление со строчной буквой б сиспользованием прописи-раскраски. 1) Актуализация знаний учащихся. — Давайте вспомним скороговорку,которую мы учили на уроке чтения. (Белые бараны били в барабаны.) Кто из вас сможет сказать эту скороговорку быстрее всех? А кто догадался, какую букву мы будем учиться писать на этом уроке? Как вы узнали, что сегодня мы научимся писать именно букву б? Найдите печатную букву б в разрезной азбуке и поставьте ее на наборноеполотно. Какие звуки обозначает буква б? В каком слове из нашей скороговорки буква 6 встречается дважды? 2) Поиск слова-картинки в прописи-раскраске. — На наборное полотно мы поставили печатную букву б, а какую букву мыбудем искать в прописи-раскраске? Правильно. Но найдете письменную букву 6 вы только тогда, когдаразгадаете мою загадку: Шевелились у цветка, Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. Найдите в прописи страничку с изображением бабочки. Назовите номерстранички. 3) Составление слого-звуковой модели слова бабочка и выделение звука|б|. — Произнесите звук, выделенный в нашей схеме. [pic] Б А Б О Ч К А Есть ли в слове бабочка еще такой же звук [б]? В каком слоге оннаходится? Какой по счету (в слоге и в слове)? Выделите второй звук [б] так же, как он выделен в начале схемы. 4) Инструктаж о положении прописи на парте, ручки в руке и правильнойпосадке во время письма. 5) Ознакомление со строчной буквой б и ее элементами. — А сейчас внимательно рассмотрите букву б и ее элементы над схемойслова бабочка. Потом я задам вопросы и проверю, все ли были внимательны. Какую букву мы будем изучать: строчную или заглавную? Почему вы такрешили? Из каких элементов состоит строчная буква б и в каком порядке онипишутся? Как вы думаете, нужно ли делать отрыв при написании строчной буквыб? (Овал. переходящий в прямую линию с плавным поворотом в правую сторону.) Напишем букву б (поэлементно и целиком) сначала в воздухе, а затемпоследовательно обведем элементы и букву целиком по образцу над звуковойсхемой. 6) Упражнение в написании буквы б и ее элементов в плоскости рисункапрописи-раскраски. — Теперь мы знаем, что строчная буква б состоит из овала, переходящегов прямую линию с плавным поворотом в правую сторону, и можем поупражнятьсяв написании новой буквы. Как вы думаете, какой элемент мы будем прописывать сначала? (Овал, таккак он является первым элементом строчной буквы 6.) Сначала пропишите овал. переходящий в короткую прямую линию в верхнемкрылышке бабочки. Начинайте с выделенной точки и ведите овал в левуюсторону. После того, как вы обведете все овалы, напишите несколько таких жеэлементов самостоятельно, так, чтобы получился красивый узор. Теперь пропишите прямые линии с плавным поворотом вправо. Обязательноначинайте с выделенной точки и не забудьте, что этот элемент буквы б нужнописать снизу вверх! А теперь нам нужно нанести узор на нижнее крылышко нашей бабочки. Этотузор будет состоять из очень красивых (букв б). Давайте еще раз пропишембукву б в воздухе, чтобы у нашей бабочки получились красивые крылышки. А сейчас положите пропись наклонно и нанесите узор на второе крылышкобабочки. Сначала обведите образцы, а затем напишите несколько буквсамостоятельно. Не забудьте, что первый элемент у буквы б— это овал! Начинайте писатьс выделенной точки! Если вы забудете, как нужно правильно писать строчнуюбукву б, еще раз рассмотрите порядок написания ее элементов над звуковойсхемой. Кто закончит узор на крыльях бабочки, может обвести рисунок цветнымиручками и «раскрасить» карандашами. Но не торопитесь: заштриховать рисуноквы сможете и дома, а вот исправить неаккуратный узор будет уже невозможно! 7) Соотнесение буквы б со звуками |б| и |б'|. — Из элементов какой буквы мы составляли узор на крыльях бабочки?Какие звуки обозначает буква б? Запишите обозначения звуков [б] и [б'] в квадратиках, обведитестрочную букву б в овале, закройте пропись и приготовьтесь к превращениям. 3. Физкулыппауза. 1) Разучивание новой физкультминутки «Бабочка». Спал цветок и вдруг проснулся. Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся. Взвился вверх и полетел. Утром солнышко проснётся Бабочка кружит и вьется Шевелятся у цветка Все четыре лепестка! — В кого мы с вами сейчас превратимся? Разучим слова и движения физкультминутки. 2) Игра «Твердый-мягкий» (с приседаниями). 3) Заключительное упражнение. 4. Повторение и закрепление изученного. Письмо строчной буквы б, слогов и слов с буквой б в тетради илипрограммной прописи. Заключение Письмо для поступающих в школу детей – очень сложный процесс,требующий непрерывного, напряженного контроля. При поступлении ребенка вшколу резко меняется образ его жизнедеятельности, и успешность обучения вомногом зависит от его готовности к новым учебным нагрузкам. Графические навыки относятся к сенсомоторным навыкам человека. Но, вотличие от большинства сенсомоторных навыков, которые включаются либо втрудовую, либо в спортивную деятельность, графические навыки письма связаныс учебной деятельностью человека и обслуживают процессы письменной речи. Вэтом заключается специфика и сложность их формирования. Формирование письменных навыков начинается, по мнению психологов ифизиологов, значительно раньше того момента, когда учитель впервыевкладывает ребенку в руку ручку и показывает, как надо писать букву. Ещё втрехлетнем возрасте дети берут в руку карандаш или ручку и чертят на бумагепрямые линии или каракули, не контролируя, не направляя зрением свою руку.Это и служит основой, психофизиологической предпосылкой для формированияписьма. У первоклассников, как отмечают физиологи, слабо развиты мышцы руки,не закончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, отмечаетсянизкая выносливость к статистическим нагрузкам, нервная регуляция движенийявляется несовершенной. Все это определяет чрезвычайную сложность овладениянавыком письма для ребенка 6-7 лет и, следовательно, требует строгогонормирования объема письменной работы, соответствия методических требованийпри обучении письму возрастным возможностям ребенка. Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обученияписьму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей,характеризующих пространственную ориентацию движений и графическуюправильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линииписьма, пропорциональность, протяженность, наклон. Сосредоточенное вниманиедетей к графике письма, выписывание каждого элемента в отдельности,длительные паузы, часто превышающие само время выполнения графическогоэлемента или буквы, чрезвычайная медленность письма, неустойчивостьграфических форм, структуры движений и мышечных напряжений – таковыхарактерные черты письма первоклассников на начальном этапе формированиянавыка. Поэтому при обучении детей письму учитель должен учитыватьиндивидуально-психологические особенности каждого ученика. Это особенноважно и требует от учителя глубоких психологических знаний. Следовательно, формированию каллиграфического почерка младшегошкольника способствует учет учителем психофизиологических особенностейребенка и применение в своей педагогической деятельности совокупностиразнообразных приемов и упражнений, а также дополнительных способовобучения, облегчающих труд ученика. Список литературы1. Бондаренко А. Где прячутся ошибки. – М., 1999.2. Гвоздев А.Н. Современный русский язык. –М., 1973.3. Закожурникова М.Л., Костенко Ф.Д., Рождественский И.С., МатвееваА.Н. Русский язык 1,2,3 классы. –М., 1996.4. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. –М., 2000.5. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. –М., 1988.6. Методика преподавания русского языка // Под ред. М.Т.Баранова. –М., 1990.7. Полякова А.В. Русский язык. 1 класс. Методические указания. –М., 1996.8. Полякова А.В. Русский язык. 2 класс. Методические рекомендации. –М., 1993.9. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. –М., 1979.10. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С.Соловейчика. –М., 199311. Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма // Начальная школа, №5, 1999.12. Хорошилова Е.И. Характеристика специфических ошибок письма младших школьников // Начальная школа, №7, 2001.13. Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков // Начальная школа №7, 200114. Шевелева О.П. Формирование навыка чистописания у младших школьников // Начальная школа, №1, 1999




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Методика обучения письму icon1. Задачи обучения письму 4 Организационные и гигиенические условия обучения письму 8
В последнее время в методике русского языка особенно актуальной является проблема обучения первоклассников каллиграфически правильному...
Методика обучения письму iconВведение. Причины трудностей обучения письму и чтению в начальной школе
Формирование трудностей в процессе обучения письму и чтению и виды трудностей на начальном этапе
Методика обучения письму icon1. Методика как теория обучения иностранным языкам. Предмет методики. Методические понятия. Методы исследования
Методика как термин имеет 2 значения. 1) Методика – сов приемов и их последовательность (т е техника обучения). 2) Методика как наука....
Методика обучения письму icon1. Методика как теория обучения иностранным языкам. Предмет методики. Методические понятия. Методы исследования
Методика как термин имеет 2 значения. 1) Методика – сов приемов и их последовательность (т е техника обучения). 2) Методика как наука....
Методика обучения письму iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 08 «Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)»
Ii коммуникативная методика обучения иностранным языкам. Раздел III организация процесса коммуникативно-ориентированного обучения...
Методика обучения письму icon«Теория и методика обучения математике» 4 курс, специальность «Математика
Элементы алгебры в курсе математики 5-6 классов. Основные цели и задачи введения алгебраического материала на данном этапе обучения...
Методика обучения письму iconДокументи
1. /Госы 2010 (лингвистика).doc
2. /Госы 2010...

Методика обучения письму iconКонтрольные вопросы по курсу "Теория и методика обучения праву"(озо)
Теория и методика обучения праву как педагогическая наука. Ее предмет и задачи, основные функции
Методика обучения письму iconПлан-конспект родительского собрания в первом классе начальной школы по теме: «Трудности обучения письму и чтению в первом классе начальной школы и пути их преодоления»
Тема: Трудности обучения письму и чтению в первом классе начальной школы и пути их преодоления
Методика обучения письму iconПрограмма дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку»
Опд. Ф. 04. Теория и методика обучения русскому языку и литературе (часть 1-ая — теория и методика обучения русскому языку)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы