Жизнь и творчесво Марины Цветаевой icon

Жизнь и творчесво Марины Цветаевой



НазваниеЖизнь и творчесво Марины Цветаевой
Петрова Дарья
Дата конвертации16.08.2012
Размер222,14 Kb.
ТипРеферат
Жизнь и творчесво Марины Цветаевой


[pic]Выполнила: Петрова Дарья, 11 класс «А» Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Москве. Ееотец, Иван Владимирович Цветаев, известный искусствовед, филолог, профессорМосковского университета, директор Румянцевского музея и основатель Музеяизящных искусств на Волхонке (ныне Государственный музей изобразительныхискусств имени А.С. Пушкина), происходил из семьи священника Владимирскойгубернии. Иван Владимирович рано овдовел, и свою первую жену, ВарваруДмитриевну Иловайскую, дочь крупного историка, от которой у него осталосьдвое детей – сын Андрей и дочь Валерия – не переставал любить всюоставшуюся жизнь. Это постоянно чувствовали его дочери от второго брака –Марина и Анастасия. Впрочем, он был нежно привязан к своей второй женеМарии Александровне Мейн. Она, женщина романтическая, самоотверженная,расставшись с любимым человеком, вышла замуж, чтобы заменить осиротевшимдетям мать. Мария Александровна происходила из обрусевшей польско-немецкойсемьи, была натурой художественной, талантливой пианисткой, учившейся уРубинштейна. Ася, младшая дочь в своих «Воспоминаниях» писала: «Детствонаше полно музыкой. У себя на антресолях мы засыпали под мамину игру,доносившуюся снизу, из залы, игру блестящую и полную музыкальной страсти.Всю классику мы, выросши, узнавали как «мамино» - «это мама играла…».Бетховен, Моцарт, Гайдн, Шуман, Шопен, Григ… под звуки мы уходили в сон».Посвятив себя семье, Мария Александровна стремилась передать детям все, чтопочитала сама: поэзию, музыку, старую Германию, «Ундину», презрение кфизической боли, культ святой Елены, «с одним против всех, с одним безвсех». Отверженность и мятежность, сознание возвеличенности иизбранничества, любовь к поверженным стали определяющими моментамивоспитания, которые сформировали облик Цветаевой. «После такой матери мнеосталось только одно: стать поэтом», - напишет она в автобиографическомочерке «Мать и музыка»(1934). Благодарным воспоминанием о родителях будутпосвящены и другие очерки Марины Цветаевой: «Сказка матери»(1934 год),«Отец и его музей»(1933). Счастливая пора детства, связанная с рождественскими елками,рассказами матери, волшебством книжных открытий и человеческих встреч,проходившая в уютном старом доме в Трехпрудном переулке у Патриаршихпрудов, была прервана неожиданной болезнью матери. Мария Александровназаболела чахоткой, ее здоровье требовало теплого и мягкого климата, иосенью 1902 года семья Цветаевых уезжает за границу. Они живут в Италии,Швейцарии, Германии, Марина продолжает образование в католических пансионахЛозанны и Фейбуга. Величественность швейцарских Альп и сказочностьгерманского Шварцвальда навсегда останутся в памяти Цветаевой. 1905 годсемья Цветаевых проводит в Крыму, где Марина пережила юношеское увлечениереволюционной романтикой – кумиром той поры был лейтенант Шмидт. Летом 1906года Цветаевы уезжают в старинный городок Тарусу на Оке, где обычнопроводили летние месяцы. Там в июле, так и не выздоровев, МарияАлександровна скончалась. Горечь этой утраты никогда не изгладится в душеМарины: С ранних лет нам близок, кто печален, Скучен смех и чужд домашний кров… Наш корабль не добрый миг отчален И плывет по воле всех ветров! Все бледней лазурный остров – детство, Мы одни на палубе стоим. Видно грусть оставила в наследство Ты, о мама, девочкам своим! («Маме») Уединение, стремление к блаженному, не существующему в миреодиночеству («Уединение: уйди в себя, как прадеды в феоды»), и,одновременно, страх перед ним, постоянная тяга к общению, к людям, иневозможность встречи, определяют всю жизнь Марины Цветаевой. Осенью 1906года она по собственной воле поступила в интернат при московской частнойгимназии, предпочитая жить среди чужих людей, но не в стенах осиротевшегодома в Трехпрудном . она много и беспорядочно читает, отличаясь в гимназиине столько усвоением предметов обязательной программы, сколько широтойсвоих культурных интересов. Она увлекается Гёте, Гейне и немецкимиромантиками, историей Наполеона и его несчастного сына, герцогаРейхштадского, героем пьесы Э. Ростана «Орленок», которую Цветаеваперевела(перевод не уцелел), искренностью исповедального «Дневника» своейсовременницы, рано умершей художницы, Марии Башкирцевой, Лесковым иАксаковым, Державиным, Пушкиным и Некрасовым. Своими любимыми книгами позжеона назовет «Нибелунгов», «Илиаду» и «Слово о полку Игореве», любимымистихами – «К морю» Пушкина, «Свидание» Лермонтова, «Лесной царь» Гёте.Цветаева рано ощутила свою самостоятельность во вкусах и привычках, ивсегда отстаивала это свойство своей натуры в дальнейшем. Она была диковатаи дерзка, застенчива и конфликтна, за пять лет она поменяла три гимназии. И. Эренбург, оценивая ее характер, заметил что «Марина Цветаева совмещала всебе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовь кдушевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту».В 1909 году шестнадцатилетняя Цветаева самостоятельно совершает поездку вПариж, где в Сорбонне слушает курс старофранцузской литературы. Летом 1910года вместе с отцом Марина и Ася едут в Германию. Они живут в местечкеВайсер Хирш, недалеко от Дрездена, в семье пастора, пока Иван Владимировичсобирает в музеях Берлина и Дрездена материалы для будущего музея наВолхонке. А осенью того же года Марина Цветаева, еще ученица гимназии,выпускает на собственные средства сборник стихов «Вечерний альбом». Писать стихи Цветаева начала еще в шестилетнем возрасте, причем нетолько по-русски, но и по-французски и по-немецки, затем ведет дневник,пишет рассказы. Появившийся в цветаевской семье поэт Эллис (псевдоним Л.Л.Кобылинского) способствовал знакомству Марины с творчеством московскихсимволистов. Она посещала издательство «Мусагет», слушала «танцующие»лекции Белого, ее влекла и одновременно отталкивала личность и поэзияВалерия Брюсова, она мечтала войти в этот малознакомый, но притягательныймир. И свой первый сборник она, не раздумывая, посылает Брюсову, Волошину,в издательство «Мусагет» с «просьбой посмотреть». Прямота, правдивость иискренность во всем до конца всю жизнь были для Цветаевой источникамирадости и горя. Позже она четко сформулирует жизненный принцип, которомубессознательно следовала с детских лет: «Единственная обязанность на землечеловека – правда всего существа». На сборник последовали благосклонныеотзывы Брюсова, Гумилева, Волошина и других. Брюсов отметил дневниковуюнепосредственность, выделяющую автора из среды приверженцев крайностейэстетизма и отвлеченного фантазирования, и некоторую «пресность»содержания, (чем задел самолюбие Цветаевой), отзыв Волошина был исполненблагожелательности к «юной и неопытной книге». Он даже счел необходимымпосетить юную Цветаеву у нее дома, и после серьезной и содержательнойбеседы о поэзии начинается, несмотря на большую разницу в возрасте, ихдлительная дружба. До революции она часто гостила у него в Коктебеле, апозже она вспоминала об этих посещениях пустынного тогда уголка ВосточногоКрыма как о самых счастливых днях в своей жизни. В своей первой книге Цветаева приглашала читателей в странусчастливого детства, прекрасную, хотя и не всегда безоблачную. Все стихисборника объединяет ориентация на романтическое видение мира глазамиребенка. Это отразилось и в названии вымышленного издательства «Оле-Лукойе», по имени андерсеновского сказочного героя, навевающего детямсказочные сны. Полудетские «впечатления бытия» лишь условно делятся наразделы: «Детство», «Любовь», «Только тени». В них наивно, нонепосредственно и искренне отражены основные мотивы ее будущего творчества:жизнь, смерть, любовь, дружба… Однако уже в этом сборнике есть стихи, вкоторых слышится голос не просто талантливого ребенка – но поэта. Еелирическая героиня в стихотворении «Молитва» исполнена лихорадочной любви кжизни, любви, жаждущей абсолюта: Всего хочу: с душой цыгана Идти под песни на разбой, За всех страдать под звук органа И амазонкой мчаться в бой ………………………………….. Люблю и крест, и шелк, и краски, Моя душа мгновений след… Ты дал мне детство – лучше сказки И дай мне смерть – в семнадцать лет! («Молитва», 26 сентября 1909)Не окончив гимназии, весной 1911 года Цветаева уехала в Коктебель кВолошину. Здесь она познакомилась с Сергеем Эфроном, круглым сиротой, сыномреволюционеров-народников. В январе 1912 года она выходит за него замуж ивыпускает посвященный ему второй сборник стихов – «Волшебный фонарь».Стихотворения этого сборника продолжали избранную в начале тему детства,перепевали старые мотивы. Неудивительно, что реакция критиков была болеечем сдержана. Акмеисты, участники «Цеха поэтов», С. Городецкий и Н. Гумилёвудостоили книгу Цветаевой несколькими неодобрительными отзывами, а Брюсоввыразил явное разочарование. Задетая критическими отзывами, Цветаевазаносчиво писала: «будь я в цехе, они бы не ругались, но в цехе я не беду».Действительно, она никогда не связала себя ни с одной литературнойгруппировкой, не стала приверженкой ни одного литературного направления,будь то символизм, акмеизм или футуризм. В ее понимании поэт всегда долженбыть уединен. «Литературных влияний не знаю, знаю человеческие», -утверждала она. На отзыв же Брюсова Цветаева ответила едким стихотворением: Я забыла, что сердце в Вас – только ночник, Не звезда! Я забыла об этом! Что поэзия Ваша из книг И из зависти критика. Ранний старик, Вы опять мне на миг Показались великим поэтом… («В.Я. Брюсову», 1912)отмеченная еще Брюсовым установка Цветаевой на дневниковость, стремление коткровенности, желание запечатлеть в стихах каждое свое душевноепереживание, будет свойственна всему ее творчеству. Это свойствоцветаевской поэзии отмечали почти все пишущие о ней. В предисловие ксборнику «Из двух книг» Цветаева уже сама открыто заявит эту особенностьсвоих стихов: «Все это было. Мои стихи – дневник, моя поэзия – поэзиясобственных имен».В сентябре 1912 года у Цветаевой родилась дочь Ариадна, Аля, к которойбудут обращены многочисленные стихотворения. Все будет тебе покорно, И все при тебе – тихи. Ты будешь как я - бесспорно – И лучше писать стихи… («Але», 1914)В августе 1913 года скончался отец Марины Цветаевой – Иван Васильевич.Несмотря на утрату, эти годы, ознаменованные семейной устроенностью,множеством встреч, душевным подъемом, станут самыми счастливыми в ее жизни.Сдержанность, с которой критика встретила ее вторую книгу, заставляетЦветаеву задуматься над своей поэтической индивидуальностью. Ее стихстановится более упругим, в нем появляется энергия, ясно ощущаетсястремление к сжатой, краткой, выразительной манере. Стремясь логическивыделить слово, Цветаева использует шрифт, знак ударения, а так жесвободное обращение с паузой, что выражается в многочисленных тире,усиливающих экспрессивность стиха. В неопубликованном сборнике «Юношескиестихотворения», объединявшем стихотворения 1913 – 1914 годов, заметноособое внимание Цветаевой к детали, бытовой подробности, приобретающей длянее особое значение. Цветаева реализует принцип, заявленный ей впредисловии к сборнику «Из двух книг»: «Закрепляйте каждое мгновение,каждый жест, каждый вздох! Но не только жест – форму руки, его кинувшей»;не только вздох – и вырез губ, с которых он, легкий, слетел. Не презирайтевнешнего!..» эмоциональный напор, способность выразить словом всю полнотучувств, неустанное внутреннее душевное горение, наряду с дневниковостью,становятся определяющими чертами ее творчества. Говоря о Цветаевой,Ходасевич отмечал, что она «словно так дорожит каждым впечатлением, каждымдушевным движением, что главной ее заботой становится – закрепитьнаибольшее число их в наиболее строгой последовательности, не расценивая,не отделяя важного от второстепенного, ища не художественной, но, скорее,психологической достоверности. Ее поэзия стремится стать дневником…»Сжатостью мысли и энергией чувства отмечено немало стихотворений этогопериода: «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Какой-нибудь предок мой был– скрипач…» и другие. Она пишет пламенные стихи, вдохновленные близкими ейпо духу людьми: Сергеем Эфроном, его братом, рано умершим от туберкулеза,Петром Эфроном. Обращается к своим литературным кумирам Пушкину и Байрону(«Байрону», «Встреча с Пушкиным»). Цикл стихотворений «Подруга» Цветаевапосвящает поэтессе Софье Парнок, в которой ее восхищает все: и«неповторимая рука», и «чело Бетховена». Наиболее знаменитым стало овеянноегрустью прощания стихотворение «Хочу у зеркала, где муть…»: Я вижу: мачта корабля, И вы – на палубе… Вы – в дыме поезда… Поля В вечерней жалобе… Вечерние поля в росе, Над ними – вороны… - Благословляю вас на все Четыре стороны!В мятущейся и страстной душе Цветаевой постоянно происходит диалектическаяборьба между жизнью и смертью, верой и безверием. Она переполнена радостьюбытия и в то же время ее мучают мысли о неизбежном конце жизни, вызывающиебунт, протест: Я вечности не приемлю! Зачем меня погребли? Я так не хотела в землю С любимой своей земли.В письме к В.В. Розанову Цветаева писала с присущей ей откровенностью ижеланием высказаться до конца: «…я совсем не верю существование Бога изагробной жизни.Отсюда – безнадежность, ужас старости и смерти. Полная неспособностьприроды – молиться и покоряться. Безумная любовь к жизни, судорожная,лихорадочная жажда жить.Все, что я сказала – правда.Может быть, вы меня из-за этого оттолкнете. Но ведь я не виновата. Если Богесть – он ведь создал меня такой! И если есть загробная жизнь, я в ней,конечно, буду счастливой».Цветаева уже начинает осознавать себе цену, предвидя, однако, что ее времяпридет не скоро, но придет обязательно: Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я поэт… ……………………………………….. …Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), моим стихам, как драгоценным видам, настанет свой черед. («Моим стихам, написанным так рано…», 1913)Первая мировая война проходит мимо Цветаевой. Несмотря на то, что ее мужнекоторое время курсировал с санитарным поездом, рискуя порой жизнью, и онаочень волновалась за него, Цветаева живет отрешенно, словно в прошломстолетии, поглощенная своим внутренним миром. «Вся моя жизнь – роман ссобственной душой», - провозгласит она.Переломной в ее творческой судьбе стала поездка зимой 1916 года в Петроград– Петербург Блока и Ахматовой – с которыми она мечтала встретиться и … невстретилась. После этой поездки Цветаева осознает себя московским поэтом,соревнующимся с петроградскими сородичами по ремеслу. Она стремитсявоплотить в слове свою столицу, стоящую на семи холмах, и подарить любимыйгород своим любимым петербургским поэтам: Блоку, Ахматовой, Мандельштаму.Так возникает цикл «Стихи о Москве» и строки, обращенные к Мандельштаму: Из рук моих – нерукотворный град Прими, мой странный, мой прекрасный брат («Из рук моих – нерукотворный град…»)Любовью к «златоустой Анне всея Руси», желанием подарить ей «что-то вечнеелюбви» объясняет Цветаева возникновение цикла «Ахматовой» И я дарю тебе свой колокольный град, Ахматова! – и сердце свое в придачу. («О муза плача, прекраснейшая из муз!»)в этом и других стихотворениях цикла с присущей Цветаевой силой и энергиейвыражения, звучит ее восторженное отношение к поэтессе, встреча с которойсостоится лишь в 1941 году: Ты солнце в выси мне застишь, Все звезды в твоей горсти! Ах, если бы – двери настежь – Как ветер к тебе войти! И залепетать, и всхлипнуть, И круто потупить взгляд, И, всхлипывая, затихнуть, Как в детстве, когда простят. («Ты солнце в выси мне застишь»)таким же страстным монологом влюбленности предстает и цикл «Стихи к Блоку»,с которым Цветаева не была лично знакома и мельком, не обменявшись с ним неединым словом, увидит только однажды, в мае 1920 года. Для нее Блок –символический образ поэзии. И хотя разговор ведется на «ты», видно, чтоБлок для нее не реально существующий поэт, несущий в своей душе сложный,беспокойный мир, а мечта, созданная романтическим воображением (характерныэпитеты, которыми Цветаева его наделяет: «нежный призрак», «рыцарь безукоризны», «снежный лебедь» и другие). Удивительно звучание стихов этогоцикла: Имя твое – птица в руке, Имя твое – льдинка на языке, Одно – единственное движение губ, Имя – твое – пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту… («Имя твое – птица в руке»)в это же время в стихах Цветаевой появляются дотоле ей не свойственныефольклорные мотивы, распевность и удаль русской песни, заговора, частушки: Отмыкала ларец железный, Вынимала подарок слезный, - С крупным жемчугом перстенек, С крупным жемчугом… («Отмыкала ларец железный»)Ни Февральскую, ни Октябрьскую революции Цветаева близко не приняла. Однакос весны 1917 года наступает трудной период в ее жизни. «Из истории невыскочишь», - скажет она позднее. Жизнь на каждом шагу диктовала своиусловия. Беззаботные времена, когда можно было заниматься тем, чемхотелось, уходили в прошлое. Цветаева пытается уйти от внешней жизни встихи, и, несмотря на тяготы быта, период с 1917 по 1920 годы станетисключительно плодотворным в ее жизни. За это время она написала болеетрехсот стихотворений, шесть романтических пьес, поэму-сказку «Царь-Девица».В 1917 году Цветаева сближается с кружком артистической молодежи из Второйи Третьей, руководимой Вахтанговым студией Художественного театра. Начинаетписать пьесы, напоминающие некогда любимого ей Ростана и лирические драмыБлока. Сюжеты она черпает из галантного восемнадцатого века. Пьесынаполнены романтическими страстями, драматизмом любви, всегдазаканчивающийся разлукой. Лучшие из них: «Приключение», «Фортуна»,«Феникс», - написаны простыми, изящными, остроумными стихами.В апреле 1917 года Цветаева родила вторую дочь. Сначала она хотела назватьее Анной в честь Ахматовой, но потом передумала и назвала Ириной: «ведьсудьбы не повторяются».А жить в Москве становится все труднее и в сентябре Цветаева уезжает в Крымк Волошину. В разгар октябрьских событий она возвращается в Москву и вместес Сергеем Эфроном вновь отправляется в Коктебель, оставив в Москве детей.Когда же через некоторое время она приезжает за ними, вернуться в Крымоказывается невозможно. Начинается ее долгая разлука с мужем, вступившем вряды армии Корнилова.Цветаева стоически переносила разлуку и становившиеся все более тяжелымибытовые условия. Она ездит осенью 1918 года под Тамбов за продуктами,пытается работать в Наркомнаце, откуда через полгода, будучи не в силахпостигнуть то, что от нее требовали, ушла, поклявшись никогда не служить. Всамое тяжелое время, осенью 1919 года, чтобы прокормить дочерей, отдала ихв Кунцевский детский приют. Вскоре тяжело заболевшую Алю пришлось забратьдомой, а в феврале двадцатого умерла от голода маленькая Ирина. Две руки, легко опущенные На младенческую голову! Были – по одной на каждую – Две головки мне дарованы. Но обеими – зажатыми – Яростными – как могла! – Старшую у тьмы выхватывая – Младшей не уберегла. («две руки, легко опущенные», 1920) Цветаева всегда оставалась вне политики. Она, как и Волошин, была «надсхваткой», осуждала братоубийственную войну. Однако после пораженияДобровольческой армии исторические и личные потрясения, слившись воедино(уверенность в гибели дела, которому служил Сергей Эфрон, а такжеуверенность в смерти его самого), вызвали в творчестве Цветаевой нотувысокого трагического звучания: «Добровольчество – это добрая воля ксмерти». В сборнике «Лебединый стан» со стихами о героическом и обреченномпути Добровольческой армии меньше всего было политики. В е стихах звучиттоска по идеальному и благородному воину, они заполнены отвлеченнойпатетикой и мифотворчеством. «Прав, раз обижен», - станет девизомЦветаевой, романтическая защита побежденных, а не политика движет ее пером: Белая гвардия, путь твой высок: Черному делу – грудь и висок. Божье да белое твое дело: Белое тело твое – в песок («Белая гвардия, путь твой высок», 1918)«России меня научила Революция» - так объясняла Цветаева появление в своемтворчестве неподдельных народных интонации. Народная, или, как говорилаЦветаева, «русская» тематика, проявившаяся в ее творчестве еще в 1916 году,с каждым годом все больше избавлялась от литературности, становилась болееестественной. Интерес Цветаевой к русским поэтическим истокам проявился вцикле о Стеньке Разине, стихах «Простите меня, мои горы!..», «Полюбилбогатый – бедную», «А плакала я уже бабьей…» и других. Она обращается кбольшим жанрам, и эпическая поэма «Царь-Девица» (осень 1920) открывает рядрусских эпических произведений Цветаевой. Вслед за ней последовала поэма«Егорушка» о чудесных деяниях устроителя земли русской Егории Храбром,целиком сочиненных самой Цветаевой, затем небольшая поэма «Переулочки»(1922). Весной 1922 года Цветаева начинает работать 6над своей самойзначительной из «русских» поэм «Молодец», законченной уже в эмиграции, вЧехии. Древняя Русь предстает в стихах и поэмах Цветаевой как стихиябуйства,. Своеволия и безудержного разгула души. Ее Русь поет, причитает,пляшет, богомольствует и кощунствует во всю ширь русской натуры. Стихи 1916 – 1920 годов были объединены Цветаевой в книге «Версты»(1921). (По воле случая первая часть книги «Версты.Стихи.Вып. 1»будет опубликована годом позже (1922)). Как и в ранних сборниках, всевнимание поэта обращено к быстро меняющимся предметам своего душевногосостояния, к себе как к воплощению всей полноты земного бытия: Кто создан из камня, кто создан из глины, - А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская. ……………………………………………. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной – воскресаю! Да здравствует пена – веселая пена – Высокая пена морская! («Кто создан из камня, кто создан из глины», 1920)в этот период в творчестве Цветаевой появляются стихи о высокомпредназначении поэта. Вдохновение – единственный повелитель поэта, лишьсгорая в огне, принося ему в жертву все, он способен жить на земле. Тольковдохновение способно вырвать человека из рутины быта, унести его в иной мир– лазурное «небо поэта». В черном небе – слова начертаны, И ослепли глаза прекрасные… И не страшно нам ложе смертное, И не сладко нам ложе страстное. В поте – пишущей, в поте – пашущий! Нам знакомо иное рвение: Легкий огнь, над кудрями пляшущий – Дуновение – вдохновения.Большой пласт в ее лирике этого времени составляют любовные стихи,бесконечная исповедь сердца: «Я – странница твоему перу…», «Писала нааспидной доске…», «Суда поспешно не чини…», цикл со знаменитыми«Пригвождена к позорному столбу…». Во многих стихах Цветаевой прорываетсяее тайная надежда, надежда на встречу с самым дорогим ей человеком, радикоторого она жили все эти годы. Среди них цикл «Спутник», со скромнымпосвящением «С.Э.». Почти четыре года Цветаева не имела известий о своеммуже. Наконец, в июле 1921 года она получила от него письмо из-за границы,где он находился после разгрома белой армии. Его по просьбе Цветаевойразыскал Эренбург, с весны уехавший за границу. Цветаева мгновеннопринимает решение ехать к мужу, учившемуся в в университете в Праге, гдеправительство Масарика выплачивало некоторым русским эмигрантам стипендиюза счет золотого запаса, вывезенного в гражданскую войну из России. В мае 1922 года Цветаева добивается разрешения на выезд за границу.Некоторое время она живет в Берлине, где ей помог устроиться в русскомпансионе Эренбург. В Берлине, недолговечном центре русской эмиграции, кудаблагодаря дружественным отношениям между Германией и Россией частоприезжали и советские писатели, Цветаева встретилась с Есениным, которогонемного знала раньше, и подружилась с Андреем Белым, сумев его поддержать втрудный для него час. Здесь завязалось ее эпистолярное знакомство с БорисомПастернаком, под сильным впечатлением от его книги «Сестра моя жиз6нь». Два с половиной месяца, проведенные в Берлине, оказались оченьнапряженными и человечески, и творчески. Цветаева успела написать болеедвадцати стихотворений, во многом не похожих на прежние. Среди них цикл«Земные предметы», стихотворения «Берлину», «Есть час на те слова…» идругие. Ее лирика становится более усложненной, она уходит в тайныезашифрованные интимные переживания. Тема вроде бы остается прежней: любовьземная и романтическая, любовь вечная, - но выражение иное. Помни закон: Здесь не владей! Чтобы потом – в Граде Друзей: В этом пустом, В этом крутом Небе мужском – Сплошь золотом – В мире где реки вспять, На берегу реки, В мнимую руку взять Мнимость другой руки. В августе Цветаева уехала в Прагу к Эфрону. В поисках дешевого жильяони кочуют по пригородам: Макропосы, Иловищи, Вшеноры – деревни спервобытными условиями жизни. Всей душой Цветаева полюбила Прагу, город,вселявший в нее вдохновение, в отличие от не понравившегося ей Берлина.Трудная, полунищенская жизнь в чешских деревнях компенсировалась близостьюк природе – вечной и неизменно возвышающейся над «земными низостями дней» -пешими прогулками по горам и лесам, дружбой с чешской писательницей ипереводчицейА.А. Тесковой (их переписка после отъезда Цветаевой во Францию составилаотдельную книгу, вышедшую в Праге в 1969 году). Самой заветной цветаевской темой стала любовь – понятие для неебездонное, вбирающее в себя бесконечные оттенки переживаний. Любовьмноголика – можно влюбиться в собаку, ребенка, дерево, собственную мечту,литературного героя. Любое чувство, кроме ненависти и безразличиясоставляет любовь. В Чехии Цветаева дописывает поэму «Молодец», о могучей,всепобеждающей силе любви. Свою идею о том, что любовь это всегда лавинастрастей, обрушивающаяся на человека, которая неизбежно оканчиваетсяразлукой, она воплотила в «Поэме горы» и «Поэме конца», вдохновленныхбурным романом с К.Б. Раздевичем. Ему же посвящены цикл «Овраг»,стихотворения «Люблю, но мука еще жива…», «Древняя тщета течет по жилам…» идругие. В лирике Цветаевой того времени отразились и другие волновавшие еечувства – разноречивые, но всегда сильные. Страстные, щемящие стихивыражают ее тоску по родине («Рассвет на рельсах», «Эмигрант»). Письма кПастернаку сливаются с лирическими обращениями к нему («Провода», «Двое»).Описания пражских окраин («Заводские») и отголоски собственных кочевий сквартиру на квартиру соединяются в тоску от неизбывной нищеты. Онапродолжает размышлять над особой судьбой поэта (цикл «Поэт»), над еговеличием и беззащитностью, могуществом и ничтожеством в мире «где насморкомназван – плач»: Что же мне делать, певцу и первенцу, В мире где наичернейший – сер! Где вдохновенье хранят, как в термосе! С этой безмерностью В мире мер?! (!Что же мне делать, слепцу и пасынку…», 1923) 1 февраля 1925 года у Цветаевой родился сын Георгий, о котором онадавно мечтала, в семье его будут звать Мур. Через месяц она начала писатьпоследнее в Чехословакии произведение – поэму «Крысолов», названную«лирической сатирой». В основу поэмы легла средневековая легенда офлейтисте из Гаммельна, который избавил город от нашествия крыс, заманивих своей музыкой в реку, а когда не получил обещанной платы с помощью тойже флейты выманил из города всех малолетних детей,. Увел их на гору, где ихпоглотила разверзшаяся под ними бездна. На этот внешний фон Цветаеванакладывает острейшую сатиру, обличающую всякие проявления бездуховности.Крысолов-флейтист – олицетворяет поэзию, крысы (отъевшиеся мещане) и жителигорода (жадные бюргеры) – разлагающий душу быт. Поэзия мстит не сдержавшемусвое слово быту, музыкант уводит под свою чарующую музыку детей и топит ихв озере, даруя им вечное блаженство. Осенью 1925 года Цветаева, устав от убогих деревенских условий иперспективы растить сына «в подвале», перебирается с детьми в Париж. Ее муждолжен был через несколько месяцев окончить учебу и присоединиться к ним. ВПариже и его пригородах Цветаевой суждено прожить почти четырнадцать лет. Жизнь во Франции не стала легче. Эмигрантское окружение не принялоЦветаевой, да и сама она часто шла на открытый конфликт с литературнымзарубежьем. С.Н. Андроникова-Гальперн вспоминала, что «эмигрантские кругиненавидели ее за независимость, неотрицательное отношение к революции илюбовь к России. То, что она не отказывалась ни от революции, ни отРоссии, бесило их». Цветаева ощущала себя ненужной и чужой, и в письмах кТесковой, забыв о былых невзгодах, с нежностью вспоминала Прагу. Весной 1926 года через Пастернака состоялось заочное знакомствоЦветаевой с Райнером Мария Рильке, перед которым она издавна преклонялась.Так зародился эпистолярный «роман троих» – «Письма лета 1926 года».Испытывая творческий подъем, Цветаева пишет посвященную Пастернаку поэму «Сморя», ему же и Рильке она посвящает «Попытку комнаты». Тогда же онасоздает поэму «Лестница», в которой нашла выражение ее ненависть к «сытостисытых» и «голоду голодных». Смерть в конце 1926 года так и не увиденногоРильке глубоко потрясла Цветаеву. Она создает стихотворение-реквием, плачпо родному поэту «Новогоднее», затем «Поэму Воздуха», в которой размышляето смерти и вечности. А в лирике Цветаева все чаще выступает обличительницей духовногооскудения буржуазной культуры, пошлости окружающей ее обывательской среды. Кто – чтец? Старик? Атлет? Солдат? – Ни черт, ни лиц, Ни лет. Скелет – раз нет Лица: газетный лист! ………………………………… Что для таких господ – Закат или рассвет? Глотатели пустот, Читатели газет! («Читатели газет») Меняется поэтический язык Цветаевой, обретшей некое высокоекосноязычие. Все в стихе подчиняется пульсирующему вспыхивающему и внезапнообрывающемуся ритму. Смелое, порывистое дробление фразы на отдельныесмысловые куски, ради почти телеграфной сжатости, при которой остаетсятолько самые необходимые акценты мысли, - становится характерной приметойее стиля. Она сознательно разрушает музыкальность традиционной стихотворнойформы: «Я не верю стихами, которые льются. Рвутся – да!». Некоторый успех, который сопутствовал Цветаевой в эмигрантскомлитературном мире в первые два парижских года, сходят на нет. Интерес к еёпоэзии падает, хотя печатаются её поэмы «Крысолов» и «Лестница», а в 1928году выходит сборник стихов «После России (Лирика 1922-1925 гг.)»,стихотворные произведения становятся все труднее устроить в печати.Заработки мужа были небольшими и случайными, он метался от одного занятия кдругому: снимался статистом в кино, пробовал себя в журналистскойдеятельности. Уже в конце 20-х годов он всё больше принимает то, чтопроисходит в Советской России, и начинает мечтать о возвращении домой. Вначале 30-х годов его вербует советская разведка и он становится одним изактивнейших деятелей «Союза возвращения на Родину». Подходила к концучешская стипендия. «Эмиграция делает меня прозаиком», - признаваласьЦветаева. Проза писалась быстрее и её охотнее издавали, поэтому волею судебв 30-ые годы главное место в творчестве Цветаевой занимают прозаическиепроизведения. Как и многие русские писатели в эмиграции, она обращает свойвзгляд в прошлое, к канувшему в небытие миру, пытаясь воскресить туидеальную с высоты прожитых лет атмосферу в которой она выросла, которая еесформировала как человека и поэта. Так возникают очерки «Жених», «Дом устарого Пимена», уже упоминавшееся «Мать и музыка», «Отец и его музей» идругие. Уход из жизни ее современников, людей, которых она любила ипочитала, служит поводом для создания мемуаров-реквиемов: «Живое о живом»(Волошин), «Пленный дух» (Андрей Белый), «Нездешний вечер» (МихаилКузьмин), «Повесть о Сонечке» (С.Я. Голлидей). Пишет Цветаева и статьи,посвященные проблемам творчества («Поэт и время», «Искусство при светесовести», «Поэты с историей и поэты без истории» и другие). Особое местозанимает цветаевская «пушкиниана», - очерки «Мой Пушкин» (1936), «Пушкин иПугачев»» (1937), стихотворный цикл «Стихи к Пушкину» (1931). Перед гениемэтого поэта она преклонялась с младенческих лет, и работы о нем тоже носятавтобиографический характер. Но проза не могла вытеснить поэзию. Писать стихи было для Цветаевойвнутренней необходимостью. Ни один сборник стихов теперь не обходится безсвоеобразной оды ее верному другу – письменному столу (цикл «Стол»). Частов ее стихах проскальзывает ностальгические интонации по утраченному дому.Но признавая за Советской России будущее, для себя она в возвращении народину смысла не видит. «Здесь я не нужна, Там я невозможна», - напишет онав письме к Тесковой. Лишь следующее поколение, поколение детей, считаетЦветаева, сможет вернуться домой. Детям принадлежит будущее и они должнысами сделать свой выбор, не оглядываясь на отцов, ведь «наша совесть – неваша совесть!» и «наша ссора – не ваша ссора», а потому «Дети! Сами творитебрань Дней своих». В «Стихах к сыну» Цветаева напутствует своегосемилетнего Мура: Нас родина не позовет! Езжай, мой сын, домой – вперед – В свой край, в свой век, в свой час, – от нас – В Россию – вас, в Россию – масс, В наш-час – страну! в сей-час – страну! В на-Марс – страну! в без-нас – страну! Весной 1937 года, исполненная надежд на будущее, уехала в Москву дочьЦветаевой, Ариадна, еще в шестнадцать лет принявшая советское гражданство.А осенью Сергей Эфрон, продолжавший свою деятельность в «Союзе возвращенияна Родину» и сотрудничество с советской разведкой, оказался замешанным в неочень чистоплотную историю, получившую широкую огласку. Ему пришлось вспешке покинуть Париж и тайно переправляться в СССР. Отъезд Цветаевой былпредрешен. Она находится в тяжелом душевном состоянии, более полугода ничего непишет. Готовит к отправке свой архив. Из творческого молчания ее вывелисентябрьские события 1938 года. Нападение Германии на Чехословакию вызвалоее бурное негодование, вылившееся в цикле «стихи к Чехии». О мания! О мумия Величия! Сгоришь, Германия! Безумие, Безумие Творишь! («Германии») 12 июня 1939 года Цветаева с сыном уезжает в Москву. Радость отсоединения семьи длится недолго. В августе арестовали и отправили в лагерьдочь, а в октябре – мужа Цветаевой. Цветаева скитается с часто болеющимМуром по чужим углам, стоит в очередях с передачами Але и СергеюЯковлевичу. Чтобы прокормиться она занимается переводами, с головой уходя вработу. «Я перевожу по слуху – и по духу (вещи). Это больше, чем смысл», -такой подход подразумевал поистине подвижнический труд. На свои стихивремени не хватало. Среди переводческих тетрадей затерялось лишь несколькопрекрасных стихотворений, отражавших ее душевное состояние: Пора снимать янтарь, Пора менять словарь, Пора гасить фонарь Наддверный… (Февраль 1941) Ее пытаются поддержать Пастернак и Тарасенков, осенью 1940 годапредпринимается попытка издать небольшой сборник ее стихов. Марина Ивановнатщательно составляет его, но из-за отрицательной рецензии К. Зелинского,объявившего стихи «формалистическими», хотя при личных встречах с Цветаевойон хвалил их, сборник был зарезан. В апреле 1941 года Цветаеву принимают в профком литераторов приГослитиздате, но силы ее на исходе: «Я свое написала, могла бы еще, носвободно могу не». Война прервала ее работу над переводом Г. Лорки, журналам становитсяне до стихов. Восьмого августа, не выдержав бомбежек, Цветаева вместе снесколькими писателями эвакуируется в городок Елабугу на Каме. Работы, дажесамой черной, для нее нет. Она пытается найти что-нибудь в Чистополе, гденаходится большинство московских литераторов. 28 августа, обнадеженная,возвращается в Елабугу. А 31-го, пока в доме не было сына и хозяев, онаповесилась, оставив три записки: товарищам, поэту Асееву и его семье спросьбами позаботится о сыне и Муру: «Мурлыга! Прости меня, но дальше былобы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что ябольше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их допоследней минуты, и объясни, что попала в тупик». Борис Пастернак сказал о ее кончине: «Марина Цветаева всю жизньзаслонялась от повседневности работой, и когда ей показалось, что этонепозволительная роскошь и ради сына она должна временно пожертвоватьувлекательную страстью и взглянуть кругом трезво, она увидела хаос, непропущенный сквозь творчество, неподвижный, непривычный, косный, и в испугеотшатнулась, и, не зная, куда деться от ужаса, впопыхах спряталась всмерть, сунула голову в петлю, как под подушку». Могила ее неизвестна. Однажды, будучи в эмиграции, она написала: И к имени моему Марина – прибавьте: мученица СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:1. Александр Мандельштам «Серебряный век: русские судьбы»2. «Серебряный век» - книга-энциклопедия3. «Я познаю мир – литература»4. Энциклопедия «Все обо всем»




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Жизнь и творчесво Марины Цветаевой iconЖизнь и творчество Марины Цветаевой

Жизнь и творчесво Марины Цветаевой iconЦель : Проследить, как жизнь и судьба Марины Ивановны Цветаевой повлияли на её творчество
Проследить, как жизнь и судьба Марины Ивановны Цветаевой повлияли на её творчество
Жизнь и творчесво Марины Цветаевой iconЦели проекта
Узнать больше нового и интересного об истории родного города через жизнь и творчество Марины Цветаевой
Жизнь и творчесво Марины Цветаевой iconПоэтическое своеобразие Марины Цветаевой

Жизнь и творчесво Марины Цветаевой iconА. С. Пушкин в творчестве Марины Цветаевой

Жизнь и творчесво Марины Цветаевой iconСеминар по лирике М. Цветаевой. Марина Цветаева. Судьба и стихи. Цели урока: Познакомить и заинтересовать учащихся личностью М. Цветаевой
Портрет М. Цветаевой, рядом цветы и гроздья рябины, книги о Цветаевой и сборники её стихотворений, ноты романсов, кассета с романсом...
Жизнь и творчесво Марины Цветаевой iconТема: Поэтический мир Марины Цветаевой. Цель
Цель: Познакомить обучающихся с основными темами и мотивами цветаевской лирики, особенностями лирической героини стихотворений
Жизнь и творчесво Марины Цветаевой iconАнализируя источники, выявить черты субкультуры юности девушки
Целью данной работы является выявление характерных черт субкультуры юности на примере юности Марины Цветаевой, основываясь на ряде...
Жизнь и творчесво Марины Цветаевой iconОткрытый межшкольный урок по творчеству М. И. Цветаевой
...
Жизнь и творчесво Марины Цветаевой iconИльиной Марины Анатольевны и статус закон
Министерством образования и науки Республики Татарстан, регистрационный номер 1270 на срок с «11» августа 2011г до «08» декабря 2015...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы