Ораторское искусство icon

Ораторское искусство



НазваниеОраторское искусство
Дата конвертации16.08.2012
Размер145,62 Kb.
ТипРеферат
Ораторское искусство


Деятельность человека, профессия которого связана с постояннымпроизнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима безосновательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числутаких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры,адвокаты и др. Для них публичная речь — главнейшее оружие. Ораторство —сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторскогоискусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработанымало. Человеческое познание проявляется в разных формах. Существуют дверазновидности человеческой способности познания: научная и художественная;есть две формы человеческого мышления: логическая и образная. Наука иискусство, как две формы познания, взаимно дополняют друг друга. Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведениеискусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание.Если речь действует только на способность логического восприятия и оценкиявлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способнапроизводить сильное впечатление. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих формчеловеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышлениеобразами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать начеловека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональнуюсферу. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувстваслушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают иразум, оставляя неизгладимое впечатление. Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органическивзаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать нетолько мысли, но и чувства. Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоватьсяобразами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное —неспособна воздействовать па чувства и через них на разум. Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в головелюдей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы,этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую,которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображениедействительности есть душа повинно ораторского искусства. Книга П. Сопера "Основы искусства речи" представляет собойсистематизированное пособие для всех, изучающих вопросы ораторскогомастерства. Цель автора — дать практические наставления и рекомендации поподготовке публичных выступлений. Он исходит из мысли, что его пособиеявляется лишь подготовительной ступенью для тех, кто решил овладетьтайнами ораторского искусства, и поэтому ограничивается задачей выработки уучащегося первичных навыков выступления и преодоления укоренившихся илиукореняющихся недостатков речи. Главное, по его мнению, — это развитие в начинающем ораторе чувствавзаимообщения со слушателями, характерного для обычной беседы. Но такоепростое на первый взгляд требование П. Сопер развивает в стройную исвязанную в неразрывное целое систему методических правил и советов,которые облегчают задачи, стоящие перед новичком-оратором. Внимание иинтерес аудитории к выступлению оратора, готовность воспринять, что онговорит, желание согласиться с ним и последовать его предложениям авторпонимает не как заранее обеспеченное и неизменно сопутствующеевыступлению, а как нечто такое, за что оратор с первого до последнего словадолжен бороться, непрестанно поддерживая психологический контакт сослушателями, непрерывно возбуждая и заостряя интерес, добиваясь ихрасположения, преодолевая безразличие, критические или простонедоброжелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекая,удовлетворяя любознательность, воодушевляя, убеждая и призывая к действию —в зависимости от мотивов выступления. Цель речи является основнымконструктивным элементом, положенным в основу деления речей наразвлекательные., информационные, воодушевляющие, убеждающие, склоняющие кдействию. В связи с указанными предпосылками автор отводит в своей работевесьма значительное место вопросам психологии внимания и психологиислушателя вообще. Книга содержит почти исчерпывающий свод практических наставлений повопросам, неизбежно возникающим на пути к овладению доходчивым,впечатляющим и воздействующим живым словом. Первое ее издание вышло в 1958 году и стало библиографическоюредкостью. Второе — небольшим тиражом — лишь в 1991 г. ВНЕШНИЙ ОБЛИК ОРАТОРА Лектор Сэм Сэнфорд однажды рассказал о случае, происшедшем в фойегостиницы городка, где он должен был выступать. Молоденькая продавщицатабачного киоска, где он покупал газету, радостно объявила ему, что вечеромсобирается послушать лекцию профессора Сэнфорда. Узнав, что перед ней самСэнфорд, девушка внимательно окинула его взглядом и сказала: «Ну что ж...Все-таки я пойду». К счастью для хороших ораторов (не для плохих),мнение о них составляется по внешним данным во время выступления. Вовсяком случае, хорошая речь на добрую четверть воспринимается чистозрительным путем. Слушатели присматриваются к оратору: как он стоит,какое у него выражение лица, какая походка, что он делает с руками.Слушатели хотят знать, что он представляет сам по себе. Наивно, движимыелюбопытством, они хотят сразу составить мнение об ораторе—положительное илиотрицательное — и, сами того не сознавая, хотят решить, будут ли ихсимпатии на стороне оратора и воспримут ли они то, что он им скажет.Выступить публично — это значит дать слушателю возможность познакомиться свами, как говорится, и на радостей на горе. Если не на радость, есливнешние данные не только не помогут, а скорее навредят, то, надо думать, выеще не овладели всем необходимым для публичного выступления. Но преждевсего следует подтвердить основной принцип: подлинно движущая инаправляющая сила внешних данных и приемов оратора Заключается в егоглубоком переживании взаимного общения с аудиторией. Настоятельнаявнутренняя потребность выполнить свой долг перед слушателями даст дляправильного внешнего поведения гораздо больше, чем нарочитые техническиеприемы. Всякие ухищрения в осанке, манерах, жестах никогда не создадутнастоящего облика оратора, воодушевленного мощной идеей и желаниемподелиться ею с аудиторией ВНЕШНОСТЬ «С лица не воду пить...» С неказистой внешностью оратору приходитсятолько мириться. Да и вовсе не нужно быть красивым, чтобы в своем делеоказаться на должной высоте. Мужчина только выиграет от того, что не будетпохож на картинку из последнего журнала мод. Но когда придется встать и взять слово, вы должны быть уверены, чтоваш внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановки. Вашитоварищи на вечернем собрании в клубе вряд ли ожидают, чтобы вы предстали«перед ними, разодевшись в пух и прах. Да и преподаватель не потребует,чтобы для Очередного выступления на занятиях студенты одевались по-праздничному. Но неопрятность может дорого обойтись. Прическа должна быть впорядке, руки и ногти — чисты, обувь — начищена, платье или костюм —тщательно отглажены и аккуратно застегнуты. Даниэль Уэбстер, о которомговорили, что «никто не обладает таким величественным видом, как Уэбстер»,был. поборником безукоризненной внешности. Ему и в голову не пришло быпоявиться перед аудиторией не застегнутым на все пуговицы. В наше времятребования не так строги. Но мужчинам, пожалуй, более удобно выступать вобычном костюме, если погода не слишком жаркая. Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будутустремлены на вас. Женщины должны снимать шляпы с широкими полями ивообще привлекающие внимание головные уборы. Вуалетки не нужны. Перчатки исумки будут только мешать. Ничто у вас или при вас не должно связыватьсвободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющихдвижения плеч и рук. Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободиться отненужных вещей, оттопыривающих карманы, и убрать торчащие из боковогокармана карандаши и ручки. Женщинам рекомендуется по крайней мереоставлять дома кричащие украшения. Скромность в одеждепредпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти — этопомешает слушать, что вы говорите. МАНЕРЫ Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чемего внешность. В самом деле, если он развернется, то заставит забыть освоей внешности. Группа слушателей — нечто большее, чем простое скопление людей. Онаподчинена законам психологии внимания. В ней каждый склонен к такой жереакции, как и все: благоприятной или неблагоприятной. Это прекрасноучитывают опытные ораторы. Они знают, что раз удалось возбудить интересаудитории, то естественная заразительность настроений поможет егоподдержать. Они понимают, что, если не захватить внимание всей группы вцелом, невозможно будет удержать кого-либо под своим влиянием. Психология слушателя такова, что он требует от оратора больше, чемэто возможно в .ином случае. Когда разговаривают двое или троезнакомых, их беседа протекает в обстановке свободы и равенства каждого приобмене мыслями. Совершенно иное — официальная обстановка, в которойпроизносится речь. Здесь нет свободы и равенства. Слушатель вовсе несклонен забывать, что приходится на время вашего выступления как быпоступиться своей индивидуальностью, пожертвовать удобствами и временем. Всилу ограничений, налагаемых правилами общественного приличия, он отдаетсебя временно во власть оратора. Одни пришли на собрание против желания,лишь подчиняясь чувству долга; другие уступили настойчивой просьбедруга, мужа или жены. Понятно, что слушатели предъявляют к оратору особыетре6ова,ния: они предоставили ему главную роль — оратор должен с этимсчитаться. Если он будет держать себя нерешительно, безразлично и как быизвиняясь за свою миссию, чувство ожидания у слушателя немедленно' сменитсяразочарованием и досадой. Еще одна особенность психологии слушателей: они ощущают потребность винтимной и теплой атмосфере частной беседы. Им не по душе нескольконатянутая, официальная обстановка публичного доклада. Если оратор ничего несделает, чтобы изменить положение, ему поставят это в вину. Слушателихотят, чтобы он растопил ледок и сблизился с аудиторией, как добрыйзнакомый. Подумайте, какие возможности поднять настроение упускаютсяоратором, когда он стоит в застывшей позе, устремив взор в потолок илизарывшись по уши в кипу заметок, один вид которых вызывает у слушателясодрогание. Оратор — живой человек, а не говорящий автомат. Нужно овладеть уменьем создать дружескую и вместе с тем деловуюатмосферу. Вы должны быть скромны и в то же время воодушевлены своимиубеждениями. Неважно, робели ли вы перед слушателями, внушали ли имнедоверие; ваше прямое дело—наладить с ними контакт. 1. КАК ТОЛЬКО ПРЕДОСТАВЯТ СЛОВО... Перед тем как выступить, следует, конечно, ознакомиться с условиямипомещения. Отметьте, каково расстояние между вашим местом и первымрядом слушателей. Если речь произносится не с эстрады или нет специальноотведенного места для оратора, необходимо тщательно выбрать место, скакого говорить. Лучше всего говорить, находясь посередине, по возможностив нескольких футах от первого ряда и поодаль от передней стены. Еслиимеется какое-либо возвышение, например эстрада, станьте на переднем крае,хотя бы даже впереди места, отведенного для оратора. Когда эстрада слишкомвысока и отделена от слушателей или аудитория сравнительно невелика(например, не более 75 человек), рекомендуется говорить, находясь на уровнеслушателей. В таких случаях необходимо предварительно договориться спредседателем собрания. Это окажет вам неоценимую услугу в создании болееинтимной и располагающей обстановки. Не суетитесь. Спокойно направляйтесь к избранному месту. Неперебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, неприводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надодумать заранее. С другой стороны, не начинайте речь, пока не займетеудобное и устойчивое положение. Примите нужную позу сразу, сделавпоследний шаг. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотритесразу в записи. Как только займете свое место, обратитесь к президиуму изатем к слушателям. Изберите какую-либо принятую форму обращения: «Г-нпредседательствующий, леди и джентльмены...» В присутствии почетного гостяможно обратиться к нему, называя его по имени. 2. ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА Случалось ли вам когда-нибудь заглянуть через застекленную дверь ваудиторию и понаблюдать за лицом оратора во время речи? Вы его не слышите,но разве нельзя правильно оценить силу его выражений? Если слушателидействительно заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора. Лицоего должно быть серьезно. Но следите за собой. Может случиться, чтоблагодаря умственному напряжению вы начнете хмуриться или, мысленно витаягде-то в пространстве, примете отчужденный вид. Практиковаться перед зеркалом крайне необходимо, чтобы иметьпредставление о мимике во время речи. Изучайте свое лицо. Что происходитс бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, расправляйтенахмуренные брови. А может быть, что еще хуже, лицо у вас во время речисовершенно ничего не выражает? Если на нем «застывшее» выражение,упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Произноситефразы, насыщенные различными эмоциями—печалью, радостью и т.д., наблюдаяза тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие. 3. КОНТАКТ СО СЛУШАТЕЛЯМИ До обидного легко оратору потерять контакт с аудиторией. Стоит тольковремя от времени посматривать в окно, окидывать взглядом стены, опускатьглаза на пол и поднимать их к потолку, рассматривать руки, уткнуться взаметки... Наконец, он может просто закрыть глаза. Такой оратор, не умеющий наладить общение со слушателями, зачастую прибегает ко всем приемам,не останавливаясь ни на одном. Он нервно перескакивает с одного на другое,как застенчивый ребенок, старающийся как-нибудь выскользнуть из комнаты,полной гостей. Но ничто не приводит окружающих в такое смущение, как пустой взгляд,т. е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель сразузамечает это и всегда несколько в обиде на оратора. Наличие зрительного контакта с аудиторией вовсе не означает, чтонужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать такоевпечатление, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории надругую. Это поможет вам избежать смущения, которое «испытывают многие отупорного взгляда, натравляемого на них во время беседы или публичноговыступления. Выберите отрывки различной длины и выразительности иупражняйтесь в произнесении их, переводя взгляд от одной стены к другой скаждой новой фразой или с каждым наиболее значительным словом. Вбольшинстве случаев вы будете поворачивать голову, а также немного икорпус. Но дело не в технических приемах, имеющих целью наладить связь саудиторией. Факт почти необъяснимый, но если вы действительно обращаетеськ людям, они это чувствуют. Если вы смотрите на них и все ваше существовоодушевлено поставленной целью, слушатели будут сознавать, что речьобращена именно к ним, и чувствовать вашу целеустремленность как своюсобственную. Речь—действительное общение только тогда, когда в сознанииоратора сам он, слушатели и слово сольются в нераздельном единстве. ПОЗА Не все хорошие ораторы держатся одинаково. Действительно, они могутговорить хорошо, невзирая на бросающуюся в глаза оригинальность позы. Вытоже должны уметь это делать. Но если усвоена привычка к правильной иудобной манере стоять, затраченный вами труд даст. многое и для позы и длячувства уверенности. Упражняйтесь в .описанной ниже манере правильностоять, пока не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия,легкости и подвижности всей позы. Ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги и по крайней мере в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку: колени гибки и податливы: в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания. Если чувствуется скованность в ногах, согните их несколько раз вколене; если напряжена шея или связаны плечи, сделайте головой несколькосвободных медленных кругообразных движений, несколько свободных взмахов руками и кругообразных движений плечами. Если дыхание затрудненное иповерхностное, необходимы поясные упражнения. Как только появится ощущение легкости и удобства позы, научитесь сразу принимать и оставлять ее. Непытайтесь ступить на левую ногу и сделать весь упор на нее, выставив правуювперед и наискось к левой. Наоборот, переместите упор на правую ногу изатем выступите левой. Обратите внимание, что при ходьбе лучше всего начатьс полушага. Практикуйтесь отступать на шаг в одну сторону, в другую,выступать вперед, назад; следите за перемещением центра тяжести при каждомшаге. Добейтесь, чтобы упор был там, где он желателен, а когдаостанавливаетесь, чтобы фигура при этом не откидывалась в сторону. Учтите, что для правильной координации движений и течения мыслейдвижение скорее должно предшествовать или как бы слегка предвосхищать ходмысли, а не отставать от него. Следите за тем, чтобы более выразительныеместа речи подчеркивались движением на шаг вперед или выносом ногивперед; паузы и передышки — подходящие моменты, чтобы отступить накороткий шаг. ЖЕСТЫ СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ЖЕСТА Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе вэтом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук икистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глазажесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимыхслов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно безнеуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедери ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем икаждому и присущего только одним профессиональным ораторам. Впрочем, для начинающего оратора, еще не привыкшего к жестикуляциируками при публичном выступлении, правильно пользоваться жестами - труднаязадача. Сначала ему необходимо приобрести должную осанку и умение владетьсобой во время выступления. А затем почему бы не заняться работой наджестом? Если во время учебных занятий на курсах искусства речи у васвозникает острое желание сделать, скажем, жест руками, не подавляйте его,дайте рукам сделать движение в соответствии с возникшим импульсом. Еслитаких импульсов при выступлении нет, никогда не прибегайте к произвольной имеханической жестикуляции. Практиковаться в технике жеста можно во времяподготовки или на занятиях, когда преподаватель дает соответствующееуказание. При достаточной тренировке и развитии подвижности мышц,возможно, возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту. Секрет особой целесообразности жестикуляции руками скорее всегозаключается в том, что в значительной части человеческая деятельностьосуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движения сталинаиболее характерными для выражения наших переживаний. Руки, как и речь,определили переход человека на высшую ступень развития по сравнению сживотными. Руками человек не только держит плуг, топор или перо; руками онприветствует друзей, угрожает врагам, ласкает любимое существо.Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознаниислушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая ихэмоциональное звучание. Когда жестами пользуются при описаниях, или сцелью подражания, или при желании указать место и движение, они помогаютвносить в изложение нужную ясность. Жест имеет ценное значение и как физическое выражение творческихусилий оратора, дающее нам некоторое удовлетворение. В известных пределахнам даже нравится наблюдать за оратором в самом процессе его работы. И емусамому при передаче своих мыслей доставляют удовлетворение физическиепроявления чувств, сопровождающих мысль и ищущих выхода. Вкрадчивая игладкая речь оратора, у которого слова льются без всякого видимого усилия,оставляет какой-то осадок предубеждения и недоверия. Осмысленная ивыразительная работа рук от кистей до самых плеч создает впечатлениемужественной силы и отвечает естественной человеческой потребности адвижении, которая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальнойдеятельности. Кроме того, жест имеет и другое достоинство: он помогаетсоздать гармонию равновесия в позе оратора и ощущение этого равновесия усамих слушателей. Мы балансируем при помощи рук при ходьбе, ту же рольиграют руки и в процессе речи. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖЕСТАМИ При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами: а) Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мереощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если началиподнимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольнообычна у новичков. б) Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте рукамина протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом. в) Управляйте жестами. Не старайтесь походить на ветряную мельницу,придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция — элемент равновесиявсей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова. г) Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбораодним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словамвыразительность. д) Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество иинтенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например,взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию. Как только вы овладели жестом, необходимо посвятить некоторое времяупражнениям в его технической отделке. В общем во время речи не следуетдумать о жестикуляции, «кроме случаев, когда вам начнет казаться, что оначрезмерна и ее следует сократить. РЕЗЮМЕ В общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но ивесь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, егоманер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть исвоя отрицательная сторона. Внешние данные могут отвлечь вниманиеслушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы ораторане будут 'помогать лучшему выражению идей, которыми он делится сослушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению. Лучшая черта во внешнем облике оратора — корректность. Неотъемлемыекачества хороших ораторских манер —непринужденность, воодушевление,уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденностьосанки и легкость движений. Жесты—это любые движения, усиливающиевпечатление от высказываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можноклассифицировать в соответствии с назначением (выразительная, описательная,указующая, подражательная), на самом деле может оказаться разнообразной добесконечности. При надлежащем применении жесты, всегда непроизвольновозникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой проявлениянастроений и мыслей оратора. Список используемой литературы 1. Поль Л. Сопер, «Основы искусства речи», Издательство Агентсва «Яхтсмен», 1995. 2. М. Р. Львов, «Риторика», Москва, 1995.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Ораторское искусство iconАнтичное ораторское искусство

Ораторское искусство iconОраторское искусство древнего Рима

Ораторское искусство iconКультура речи
Жестикуляция 19 Жесты, жесты, жесты 19 Ритмические жесты 20 Эмоциональные жесты 20 Указательные жесты 21 Изобразительные жесты 21...
Ораторское искусство iconРейтинг-план дисциплины «Язык конференций, ораторское искусство»
Диапазон словарного запаса и точность употребления лексических единиц в контексте (1-10б)
Ораторское искусство icon«Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики»
«Риторика и ораторское искусство» курс, рассчитанный на выработку у студентов ниу-вшэ основных навыков создания и анализа текстов...
Ораторское искусство iconПрограмма дисциплины Риторика и ораторское искусство направление 080200. 62 «Менеджмент»
Практическая составляющая курса, основанная на тренировочных задания по порождению образчиков эффективной письменной и устной коммуникации,...
Ораторское искусство iconСписок Авдеев, В. В. Формирование команды / В. В. Авдеев. М., 1999. 341с. Акишина, А. А. Русский речевой этикет / А. А. Акишина. М. 2000
Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение / О. А. Баева. — М., 2000. – 554с
Ораторское искусство iconКнига для учащихся / А. Д. Алехин. 2-е изд. М.: Просвещение; Владос; 1994. 160 с.: ил
Охватывает период с Х до ХХ вв в четырех хронологических разделах: "Древнерусское искусство", "Искусство xviii", "Искусство xix",...
Ораторское искусство iconРабочая программа изобразительное искусство на 2009 / 2010 учебный год Учитель: Маштарова В. М. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 5 Образовательная область: «Искусство»
Программа: Изобразительное искусство. 5-9 кл.: программа для общеобразовательных учреждений. В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов...
Ораторское искусство icon«история изобразительного искусства»
Религиозные верования первобытного общества. Первобытное искусство Африки. Искусство древних скифов. Первобытное искусство на Урале...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы