Кузбасс в годы гражданской войны icon

Кузбасс в годы гражданской войны



НазваниеКузбасс в годы гражданской войны
Дата конвертации13.08.2012
Размер93,6 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

Тема урока: Кузбасс в годы гражданской войны.

Цели урока:

  • Образовательная: сосредоточить внимание учащихся на вопросах гражданской войны, требующих глубокого осмысления: гражданская война как итог борьбы за политическую власть в обществе, как пример решения политических, экономических, социальных вопросов силовыми методами, основой которых стал террор. Причины поляризации общественных сил в период гражданской войны и влияние политического кризиса на отдельные человеческие судьбы.

  • Развивающая: Развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации. На основе анализа, обобщения, делать выводы, аргументируя свои рассуждения.

  • Воспитательная: воспитывать чувство сопереживания трагическим событиям Отечественной истории, любовь к Родине. Усилить в сознании учащихся неприятие войны и силовых методов разрешения социально-политического кризиса через рассмотрение гражданской войны как величайшей народной трагедии, в которой нет победителей и побежденных.

Оборудование: карта гражданская война и интервенция, фрагмент фильма о гражданской войне, документальный фильм о Киселёвске, портреты участников гражданской войны, выставка литературы, фотографии памятника посвященного героям гражданской войны.

Эпиграф урока: « Ни на классовой, ни на расовой, ни на партийной ненависти Россию нам не возродить и не построить… Мы должны очистить себя от этих разрушительных сил и погасить, искоренить в себе этот дух грозящих нам гражданских войн». ( И.Ильин)


План урока

1. Проверка домашнего задания. Работа с историческими терминами «гражданская война», « интервенция».

(Сопоставить фамилию участника гражданской войны и его портрет).

2. Объяснение нового материала.

А) Восстание чехословацкого корпуса.

Б) Установление власти Колчака в Сибири.

Сообщения уч-ся о Колчаке, партизанском движении в с.Бурлаки.

4. Демонстрация фотографий памятника в Киселёвске.

- Знаете ли, вы где находится этот памятник и кому он посвящен?

- Как, вы, думаете, изменился ли внешний облик памятника?

5. Показ фрагмента фильма о Киселёвске.


Ход урока

    1. Объявление темы и цели урока.

    2. Называется эпиграф.

    3. Учащиеся дают определения, что такое « гражданская война», «интервенция».

    4. Следующее задание нужно сопоставить портрет участника гражданской войны и его фамилию.

    5. Рассказ учителя.

6.Сообщение уч-ся.

7.Пояснения учителя.

8.Сообщение уч-ся.

9.Фрагмент фильма о Колчаке.

10.Записи в тетради.

11.Рассказ учителя о Кольчугинском восстании.

12.Чтение стихотворения и беседа по нему.

13.Знакомство с выставкой книг.

14.Итоги гражданской войны в Кузбассе.

15.Беседа по фотографиям памятника.

16.Фрагмент фильма о Киселёвске.

17. Тестирование.

18. Подведение итогов урока.

19.Домашнее задание.

Гражданская война коснулась не только центральной России, но и её окраин.

Не избежал этой участи и Кузбасс.

Сообщение уч-ся об установлении Советской власти в Кузнецком уезде.

К маю 1918 года Советская власть была установлена на всей территории Кузбасса. Советы под руководством большевиков ломали ожесточенное сопротивление саботажников. Рабочий класс в союзе с беднейшим крестьянством приступил к строительству новой жизни.

Но свергнутые эксплуататорские классы не могли примириться с тем, что их господству пришел конец, что у власти рабочие и крестьяне. Они стали организовывать открытые контрреволюционные выступления. Однако свергнутые классы понимали, что своими силами им не удастся вернуть старые порядки. Тогда

они призвали на помощь иностранных интервентов.

Намечая вторжение в Советскую республику через Сибирь. Иностранные капиталисты сделали ставку на чехословацких военнопленных, которым Советское правительство разрешило выехать на Родину через Владивосток. Чехословацкий

корпус численностью около 50 тысяч человек растянулся эшелонами от Пензы до Тихого океана. Командование корпуса пошло на провокацию. Оно объявило солдатам, что Советское правительство якобы не собирается пускать их на родину, что их ждут русские концлагеря, а потом выдача немцам. Солдатам говорили, что только с помощью оружия они смогут вернуться домой.

Мятеж белочехов начался у нас в Кузбассе, в Мариинске. В ночь на 25 мая 1918 года белочехи заняли станцию, здание Совета, почту, телеграф. Мятежникам удалось разбить малочисленный красногвардейский отряд и захватить город. По единому плану вспыхнули мятежи белочехов по всей Транссибирской дороге от Пензы до Владивостока. Нависла смертельная угроза и над Уралом и Сибирью. К Сибирской железной дороге были направлены отряды из Томска, Кузнецка, Гурьевска, Кемерова, Кольчугина ( ныне Ленинск-Кузнецкий).

К 20 июня 1918года белогвардейцам и иностранным империалистам удалось захватить всю территорию Кузбасса. Были брошены все силы на защиту Урало-Кузнецкого района.

18.11.1918 года адмирал Колчак совершил так называемый « государственный переворот», провозгласив себя верховным правителем России. В Сибири установилась открытая военная диктатура кровавого террора, который превзошел даже режим царского самодержавия. Послушаем сообщение, что это был за человек.

Сообщение уч-ся о Колчаке.

Фрагмент фильма о Колчаке.

На Анжерских и Судженских угольных копях были разгромлены профсоюзы. Ликвидировались последние экономические завоевания рабочих. Не хватало продуктов. Тысячи людей в рабочих районах голодали. Кругом процветали произвол, насилия, взяточничество, массовые избиения и убийства.

Партизанские отряды в Мариинском, Щегловском и Кузнецком уездах начали создаваться уже к осени 1918 года. Организатором партизанского движения являлись подпольные комитеты большевиков. Они постоянно поддерживали связь, помогали оружием, посылали в отряды проверенных людей.

Удары по Сибирской железной дороге являлись главной задачей партизан в оказании помощи наступающей Красной Армии. И народные мстители взрывали железнодорожные мосты, станции и водокачки, выводили из строя паровозы и пути, уничтожали охрану, организовывали крушение воинских эшелонов, срывали снабжение колчаковских войск.

В начале марта 1919 года Колчак предпринял новое наступление по всему фронту. Его армия рвалась к Москве и на соединение с Деникиным. ЦК партии обратился к трудящимся с призывом бросить все силы на борьбу с Колчаком.

Ребята, Колчак не дошел до нашего города, и на его территории не велись бои.

Но Колчак находился не так уж далеко. Штаб его был расположен в районе с.Красное Ленинск-Кузнецкого района.

Борьба против белых правительств в основном выражалась в трех формах:

1.повстанческое движение

2.партизанское движение

3.забастовки

В ночь с 5 на 6 апреля 1919 года началось Кольчугинское восстание ( ныне город Ленинск-Кузнецкий). Первый бой был с белыми, под Раскатихой окончился победой повстанцев. Но они не торопились преследовать колчаковцев. Враг успешно подтянул свежие силы и разобрал путь около станции Плотниково. Бронепоезд сошел с рельсов. Завязался бой. Ожидаемое подкрепление не прибыло. Красногвардейцы отступили. Для подавления Кольчугинского восстания колчаковцы бросили крупные карательные отряды. В первый день было расстреляно 90 человек. Арестованных до смерти избивали шомполами, жгли им пятки. Каратели не щадили ни стариков, ни женщин, ни детей.

Хотя это восстание потерпело поражение, но смогло оттянуть на себя некоторые силы врага в период его наступления против Красной Армии.

Освобождение Кузбасса

Под ударами Красной Армии на фронте и партизан в тылу, под влиянием выступлений рабочих и крестьян развалилась армия Колчака. Волна восстаний прокатилась по Кузбассу.

С 24 декабря частями Пятой Армии совместно с партизанами началось освобождение Кузбасса.

28 декабря 1919 года иностранные интервенты и колчаковские банды были окончательно разгромлены.

У М. Цветаевой есть такое стихотворение: послушайте, пожалуйста, эти строки очень внимательно и ответьте на вопрос: « Какая мысль содержится в них»?

Выступление уч-ся

Все рядком лежат –
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?


Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белый стал:
Смерть побелила.


(Обсуждается мысль о том, что все пострадавшие в гражданской войне, в итоге, имели одну общую беду – разрушенную жизнь, и в этой войне не было победителей и проигравших, поскольку коснулось всех жителей России).

А теперь вашему вниманию хочу предложить выставку литературы о событиях гражданской войны.

Итоги гражданской войны в Кузбассе

Интервенты и белогвардейцы нанесли огромный ущерб Кузбассу. В момент его освобождения транспорт фактически был парализован: паровозы потушены, стрелки взорваны, телеграфные столбы спилены. Людей валил тиф.

Шахты пришли в полный упадок. Стояли фабрики и заводы, Но еще гремели раскаты гражданской войны на востоке страны, еще сидел в Крыму Врангель, а в освобожденном Кузбассе уже начиналось строительство социалистической жизни.

Закончилась гражданская война, но люди о ней не забыли.

По все территории Кузбасса стоят памятники и обелиски, посвященные сражениям в годы гражданской войны.

Демонстрация фотографий памятника в Киселевске.

- Знаете ли, вы где находится этот памятник и кому он посвящен?

Показ фрагмента фильма о Киселевске.

- Как, вы, думаете, изменился ли внешний облик памятника?

Вывод. Гражданская война – величайшая трагедия, в которой нет победителей и побежденных, и потому, учитывая опыт событий 1918-1919 годов в Кузбассе, мы должны отказаться от насилия, проявлять толерантность и понимание, что сделает современное общество добрее и мудрее.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: составить синквейн по теме: « гражданская война»

Рефлексия.


Рефлексия


Оцени свою работу на уроке по 10- бальной шкале, последовательно отвечая на вопросы.

Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал -9-10 баллов.

Усвоил новый материал частично-7-8 баллов.

Мало что понял, необходимо еще поработать- 4-6 баллов.

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли я своей работой?

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой- 9-10баллов.

Допустил ошибки (указать, где)- 7-8 баллов.

Не справился с частью заданий (указать, какими)- 4-6 баллов.


Рефлексия


Оцени свою работу на уроке по 10- бальной шкале, последовательно отвечая на вопросы.

Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал -9-10 баллов.

Усвоил новый материал частично-7-8 баллов.

Мало что понял, необходимо еще поработать- 4-6 баллов.

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли я своей работой?

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой- 9-10баллов.

Допустил ошибки (указать, где)- 7-8 баллов.

Не справился с частью заданий (указать, какими)- 4-6 баллов.


Рефлексия


Оцени свою работу на уроке по 10- бальной шкале, последовательно отвечая на вопросы.

Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал -9-10 баллов.

Усвоил новый материал частично-7-8 баллов.

Мало что понял, необходимо еще поработать- 4-6 баллов.

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли я своей работой?

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой- 9-10баллов.

Допустил ошибки (указать, где)- 7-8 баллов.

Не справился с частью заданий (указать, какими)- 4-6 баллов.


Тестовое задание.


1.Установите соответствие фамилий командующих частями белых армий в годы гражданской войны и основных районов их деятельности.

1. А.В.Колчак а) Северо-запад, запад;

2. П.Н.Врангель б) Украина, Кубань, Дон;

3. А.И.Деникин в) Причерноморье, Крым;

4. Н.Н.Юденич г) Сибирь, Урал;

2.Командующими Красной Армии были (укажите лишнее):

а) М. Фрунзе.

б) С.Лазо

в) Л. Троцкий.

г) М. Тухачевский.

3.Мятеж белочехов произошел:

а) 1.09.1917 г.

б) 23.02.1917 г.

в) 25.05.1918 г.

г) 25.10.1917 г.

4. Диктатура Колчака в Кузбасс установилась:

а) 20.06.1918 г.

б) 18.11.1918г.

в) 24.12.1919г.

г) 28.12.1919г.

5. Восстание в Кольчугино произошло:

а) 5-6.04.1919 г.

б) 3-4.05.1918 г.

в) 1-2.05.1920 г.

г) 8-9.12.1919 г.


6. Назовите место расположения памятника в городе Киселёвске участникам гражданской войны.

а) район шахты № 12

б) машзавод

в) напротив стадиона « Шахтер»

г) Черкасов- Камень

7. Борьба против белых правительств в Кузбассе велась __________формах:

а) в 2

б) в 3

в) в 5

г) в 4

8. Освобождение Кузбасса завершено в:

а) 1919 г.

б) 1918 г.

в) 1920 г.

г) 1922 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Кузбасс в годы гражданской войны icon«Любит, любит кровушку русская земля (А. Ахматова) Красный и белый террор в условиях Гражданской войны» Цель
Прочитать главы учебника о Гражданской войне, о красном и белом движении в годы Гражданской войны. Обратить внимание на вопросы
Кузбасс в годы гражданской войны icon«Любит, любит кровушку русская земля (А. Ахматова) Красный и белый террор в условиях Гражданской войны» Цель
Прочитать главы учебника о Гражданской войне, о красном и белом движении в годы Гражданской войны. Обратить внимание на вопросы
Кузбасс в годы гражданской войны iconМосква в годы гражданской войны

Кузбасс в годы гражданской войны iconЭкономическая политика партии большевиков в годы гражданской войны и строительства социализма

Кузбасс в годы гражданской войны iconСело в годы гражданской войны
Проект выполнен учащимися 8 класса Самсоновского филиала моу новоякушкинской сош
Кузбасс в годы гражданской войны iconСело в годы гражданской войны
Проект выполнен учащимися 8 класса Самсоновского филиала моу новоякушкинской сош
Кузбасс в годы гражданской войны iconГражданской войны в романе М. А. Булгакова "Белая гвардия"
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №6 Стихотворения А. С. Пушкина о любви. Чтение наизусть одного из них. Тема Гражданской войны...
Кузбасс в годы гражданской войны iconВведение Глава Накануне начала Гражданской войны в США
Формулировка понимания целей войны с точек зрения противоборствующих сторон
Кузбасс в годы гражданской войны iconУрок литературы в 11-м классе Тема урока: «Изображение Гражданской войны в \"Донских рассказах\" М. Шолохова» Петрова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Цель урока: изучить «Донские рассказы» М. Шолохова, выявить видение гражданской войны в ранних произведениях М. Шолохова на примере...
Кузбасс в годы гражданской войны iconПрограмма собеседования для поступающих в магистратуру по новейшей истории России Направление 030600 «История». Магистерская программа «Новейшая история России»
Деятельность Временного правительства. Октябрьское вооруженное восстание. Создание Советского государства. Социально-экономические...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы