Экскурсия-панорама icon

Экскурсия-панорама



НазваниеЭкскурсия-панорама
Дата конвертации12.08.2012
Размер80,91 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>



ЭКСКУРСИЯ-ПАНОРАМА

В СМЕШАННЫЙ ЛЕС ОСЕНЬЮ

5 – 6 КЛАСС


Учитель географии I категории Рыжова В.А.


"Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т.е. знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах."


Ян Амос Коменский


Цель:

  1. Изучение географических объектов на местности, в естественной обстановке.

  2. Учить устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

  3. Развивать мышление учащихся, активизировать речь, расширять словарный запас.

  4. Воспитывать эстетические и патриотические чувства к родному краю.

  5. Прививать любовь к природе.

  6. Развивать зрительные и звуковые восприятия леса осенью: шум леса, шорох листьев, пение птиц и т.д.



Ребята! Сегодня мы с вами идем на экскурсию в смешанный лес.

Вопрос: Какой лес называется смешанным?

Ответ: Лес, в котором растут вместе хвойные и лиственные деревья.


Красив лес осенью! Природа тихая и утомленная. То мы видим ее сквозь прозрачную сетку дождя с погасшими тусклыми красками, то она вдруг вспыхнет в лучах недолгого осеннего солнца. И засияют красные, желтые и коричневые листья – и те, которые еще удерживаются на ветвях и те, которые упали на землю. И что самое замечательное – в осенних лесах стоит удивительный запах – запах грибов, листьев, осенней свежести и влажной земли. В те редкие дни, когда солнце светит совсем по- летнему, лес наполняется птичьими голосами и запахом хвои. А затем тяжелые тучи нависают над землей, и в лесу становится снова тихо.

Сегодня стоит ясный солнечный погожий день! Солнце пригревает совсем по-летнему и так хочется читать стихи!

Ребята! Какие вы знаете стихи об осени?


Дети читают стихи.

А. Твардовский

Лес осенью


Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва.

Птиц не слышно.

Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И хвостом мелькая, белка

Легкий делает прыжок

Стала ель в лесу заметней –

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шляпку набекрень.


О. Высотская

Осеннее утро


Желтый клен глядится в озеро,

Просыпаясь на заре.

За ночь землю подморозило,

Весь орешник в серебре.


Запоздалый рыжик ежится

Веткой сломанной прижат.

На его озябшей кожице

Капли светлые дрожат.


Тишину вспугнув тревожную

В чутко дремлющем бору,

Бродят лоси осторожные,

Гложут горькую кору.


Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев.

А рябина осень празднует

Бусы красные надев.


А. Пушкин


Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.


Ребята! Какие осенние изменения, произошедшие в природе описаны в этих стихах?

Ответ: начался листопад, листья стали разноцветными, в лесу тихо, поэтому слышен каждый шорох в лесу, птиц в лесу не слышно, многие из них улетели в теплые края, на почве по ночам бывают заморозки, рябина стала яркой и красивой, день становится короче, реже светит солнышко и т.д.

А теперь отгадайте загадку: "Без крыл летит, без ног бежит, без огня горит". Что это? (Опавший осенний лист).

Предлагаю учащимся подобрать по одному осеннему листочку (желательно с разных деревьев) и провожу игру "Назови дерево по его листочку").

Ребята! Назовите ярких представителей смешанного леса среди пород деревьев.

Ответ: Это ель и дуб.

Правильно. А теперь послушайте меня.

Ель – это хвойное дерево, которое широко распространено в наших лесах. Высота взрослого дерева – 30-40м. Живет ель 250-300 лет. Ель относится к вечнозеленым растениям. Подмосковные ели сбрасывают свою хвою один раз в 5-7 лет. Ель – исключительно морозостойкое дерево. Древесина ели мягкая и легкая. Она используется в строительстве, в бумажной промышленности, из нее делают музыкальные инструменты. Из еловой древесины вырабатывают деготь, канифоль, скипидар, смолу. В 35-45 лет ель начинает плодоносить. В шишках появляются семена. Семенами ели питаются лесные обитатели такие как: дятел, белка, клесты.

  1. Что за кузнец в лесу кует? (Дятел)

  2. Не мышь, не птица в лесу резвится. На деревьях живет и орешки грызет. (Белка)

  3. Кривлен нос – зелен хвост. (Клест)



Ребята! А какие хвойные деревья вы знаете еще?

Ответ: сосна, лиственница.

Предложить детям для обозрения веточки ели , сосны и лиственницы и предложить назвать схожие признаки и различия. Затем показать веточку лиственницы и дать учащимся небольшую информацию об этом дереве.

Лиственница – наша гостья. Произрастает она в Восточной Сибири, где образует тайгу. Лиственница – холодостойкое дерево. Она выдерживает температуру до –60 градусов. На зиму лиственница сбрасывает свои иголки как лиственное дерево, а весной они распускаются снова. Лиственницу называют деревом-кладовой, т.к. из 6 куб.м ее древесины можно получить 200кг целлюлозы, 200кг виноградного сахара, 2000 пар чулок, 1500м шелковой ткани, 6000кв.м целлофана.

Из древесины лиственницы вырабатывается масло, уксусная кислота, канифоль. Покрытие Московского велотрека в Крылатском тоже сделано из лиственницы.

А теперь о дубе.

В России дуб встречается в Европейской части. Под Москвой можно встретить старые дубы в возрасте 600-800 лет. Когда-то стены Московского Кремля были дубовыми и деревья для них вырубали поблизости от города. Дуб – из лесных долгожителей. Почтенные дубы могут доживать до 1000 и более лет, но большинство деревьев живет 200-250, 600 лет. Дуб красив в любое время года. До 8-10 лет дуб растет медленно, т.к. в это время формируется его корневая система. Цвести дуб начинает поздно: в лесных насаждениях в 40-50лет, а на открытых местах в 20-30 лет. Распускается дуб поздней весной, т.к. молодые побеги боятся холода. Плодами дуба являются желуди. Прочная долговечная древесина дуба издавна используется в кораблестроении, для изготовления паркета, шпал, фанеры, бочек, мебели. Из желудей, содержащих до 40% крахмала, делают заменитель кофе. Желуди служат кормом многим животным и птицам. Назовите каким?

Ответ: кабанам, белкам, сойкам, поползням.

Предложить учащимся поискать одиноко стоящие деревья: дуб или ель и понаблюдать жизнь в их кронах осенним погожим днем.

Ребята! А теперь давайте выйдем на опушку леса. Послушайте, пожалуйста, загадки. О каком дереве идет речь. Не найдете ли вы его здесь на опушке?

  1. Средь темна леса красная девушка стоит.

  2. Красненько, кругленько, листочки продолговатеньки.

  3. Под ярусом, ярусом висит зипун с красным парусом.

  4. Платье потерялось, а пуговки к зиме остались.



Ответ: это рябина.

Да, действительно, это так.

Причудлив и красив осенний лес. И особую красоту придает ему в это время рябина. Огнем горят ее гроздья среди ажурной листвы.

Рябина – всем хорошо известное дерево или кустарник. Высота дерева 10-15м. Растет она в основном на опушках, широко используется в искусственных насаждениях. Рябина неприхотлива. Она хорошо переносит сильные морозы и засуху.

Плоды рябины съедобны, содержат яблочную и рябиновую кислоты, сахар, витамины А,Р, дубильные вещества, эфирные масла. После промораживания плоды используют в пищу в свежем виде и сушат их. Из них варят варенье, готовят пастилу,, желе, вино, кисели, компоты, квас, уксус.

Среди животных много любителей рябины. Это прежде всего птицы: дрозды - рябинники, снегири и свиристели. С рябиной связано много народных примет. Например:

  1. На рябине много ягод – к холодной зиме.

  2. На рябине много ягод – к хорошему урожаю картофеля.

О рябине, ее красоте написано много песен.

Ребята! Давайте послушаем осенний лес. Что вы слышите?

Ответ: легкий шорох.

Это листопад. Листья, падая на землю, шуршат. Этот звук мы и слышим. А почему мы не слышим птиц?

Ответ: птицы улетели на юг

Какие же птицы остаются с нами на зиму?

Ответ: Это вороны, галки, воробьи, синицы, сойки, поползни, дятлы.

А кто к нам прилетает на зиму?

Ответ: снегири, чечетки, клесты (показать рисунки – изображения этих птиц).

Давайте внимательно посмотрим вокруг, может быть каких-то из этих птиц мы и встретим сейчас.

Ребята! А что вы знаете о животных наших лесов? Каких животных мы можем здесь встретить?

Ответ: В наших лесах живут зайцы, белки, кабаны, лисы, ежи.

Какое животное является самым крупным в наших лесах?

Ответ: Это лось.

Расскажите, что вы знаете о лосе. Каков он на внешний вид? Где лось живет. Чем питается? Пользу или вред приносит людям. Опасен ли для людей? Как люди должны относиться к этим животным?

Послушайте, как говорится о лосе в загадке.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко.

Теперь загадка о другом знакомом животном:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки – ни одной.

Или

Нам нужны иголки для шитья,

А кому нужны иголки для житья?


Ответ: Это ежик.

Что вы знаете о еже? Какой образ жизни ведет он осенью? Зимой? Чем еж питается? Пользу или вред приносит еж людям?

Ребята! Чем пахнет в лесу?

Ответ: Свежестью, мокрой землей, грибами.

Какие грибы можно найти в лесу осенью? Какие съедобные грибы вы знаете? Давайте попробуем найти грибы и затем называем их. Будьте осторожны! Собирайте только хорошие грибы. (По истечении некоторого времени посмотреть какие грибы собрали дети. Отметить самых ловких и удачливых.)

А теперь проведем игру-конкурс "Если вы заблудились"

Присутствующих детей разделить на 2 команды и предложить найти правильные направления по местным признакам природы и по солнцу.

  1. Одиноко стоящее дерево.

  2. Муравейник под деревом.

  3. Большой камень, долго лежащий на одном месте.

  4. Ствол старого дерева.

  5. Кольца пня.

  6. Стволы деревьев после дождя.

Победившую команду отметить словесным поощрением.

Ребята! Понравилось вам гулять в лесу? Как вы здесь себя чувствуете?

А теперь скажите мне какую пользу приносит лес человеку.

Ответ: Лес дает человеку кислород, тень, поднимает настроение. В лесу люди собирают грибы, ягоды, лекарственные травы. В лесах строятся санатории, дома отдыха, оздоровительные лагеря для детей.

Из древесины люди делают для себя много полезных вещей. Лес – наш друг. А к друзьям надо относиться бережно и ласково. Поэтому мы должны беречь и охранять лес, сажать, по возможности, молодые деревца.


А теперь подведем итоги.

О чем мы с вами говорили на экскурсии?

Что нового вы узнали о некоторых деревьях?

О каких обитателях леса мы говорили еще?

Сумеете теперь вы разобраться в грибах?

А в лесу теперь вы не заблудитесь?

Стали ли вы друзьями леса после нашей экскурсии?

По окончании экскурсии предложить детям собрать осенние листья, составить осенние букеты, сплести венки из листьев.

По возвращении в класс дети рисуют свои впечатления в альбомах.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Экскурсия-панорама iconУрок – панорама «Радиоактивность и цивилизация»
Форма урока: интегрированный урок – панорама (констатирование фактов), два часа
Экскурсия-панорама iconАвиатуры на Соловецкие острова Программа №1
Обзорная экскурсия по Соловецкому монастырю. Пешеходная экскурсия (3,5 часа) знакомит с историей и архитектурными особенностями памятников...
Экскурсия-панорама iconГоу сош №175 с углубленным изучением художественно-эстетического цикла г. Санкт-Петербурга
Экскурсия — одна из основных форм культурно-образовательной деятельности в системе школьного и дополнительного образования. Экскурсия...
Экскурсия-панорама iconОоо «мк-травел» Г. Казань ул. Тази Гиззата дом 1б, офис 206
Прибытие в Санкт-Петербург. Встреча с гидом на вокзале. Автобусная обзорная экскурсия по городу. Экскурсия в Петропавловскую крепость....
Экскурсия-панорама iconОоо «мк-травел» Г. Казань ул. Тази Гиззата дом 1б, офис 206
Прибытие в Санкт-Петербург. Встреча с гидом на вокзале. Автобусная обзорная экскурсия по городу. Экскурсия в Петропавловскую крепость....
Экскурсия-панорама iconПрограмма на пароме. 3 день Прибытие в Стокгольм в 06: 10. Обзорная экскурсия по Стокгольму
Казани в 70-х гг. 16 века, пользовалась особой любовью православных жителей всей России. Посещение крейсер Авроры /без экскурсии/....
Экскурсия-панорама iconБородинская панорама

Экскурсия-панорама iconУрок литературы по теме «М. Ю. Лермонтов «Панорама Москвы»

Экскурсия-панорама iconВнеклассное мероприятие для учащихся 5ых классов «экскурсия в кабинет химии»
«Вещества. Физические и химические явления.» в курсе Природоведения по программе Плешакова, Сонина. Экскурсия может проводиться как...
Экскурсия-панорама iconДокументи
1. /Урок - панорама.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы