Социальный контроль и отклоняющееся поведение icon

Социальный контроль и отклоняющееся поведение



НазваниеСоциальный контроль и отклоняющееся поведение
Дата конвертации11.08.2012
Размер272,38 Kb.
ТипРеферат
Социальный контроль и отклоняющееся поведение


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра педагогики и психологии Реферат Тема: “Социальный контроль и отклоняющееся поведение” Выполнил: студент И-IV-8 Кухарь А.А. Принял: доцент Беляева Л.М. Кинель 2003 г.СодержаниеСодержание 2Вступление 31. Социальный контроль 42. Отклоняющееся (девиантное) поведение 6Список использованной литературы 15ВступлениеИзучение социального контроля, т.е. совокупности средств, с помощью которыхобщество или социальная группа гарантирует конформное поведение его членовпо отношению к ролевым требованиям и ожиданиям, целесообразно начинать срассмотрения социального порядка, внутри которого люди взаимодействуют другс другом.Рассмотрим, например, упорядоченное внутреннее устройство, наблюдаемое намив суете крупного города. Даже беглого взгляда на городскую жизньдостаточно, чтобы заметить, что десятки тысяч людей в определенное времязанимают свои рабочие места без каких-либо видимых корректив и указаний.Тысячи транспортных средств начинают движение по определенным маршрутам безвидимых наблюдателей и распорядителей и при этом довольно редкосталкиваются. Множество машинных механизмов работают в строго определенноевремя и в строго определенной взаимосвязи, причем их продукция передаетсяпо длинным цепочкам и непременно достигает потребителей.Можно бесконечно продолжать рисовать картину того, что мы называемсоциальным порядком - т.е. системы, включающей в себя индивидов,взаимосвязи между ними, привычки, обычаи, действующие незаметно,способствующие выполнению работы, необходимой для успешногофункционирования этой системы. Индивид или группа могут знать, что ожидаетот них общество, но это не всегда побуждает их к действию. Поэтому неттакого общества, которое могло бы функционировать без разработанной системыправил и норм, предписывающих выполнение каждым индивидом требований иобязанностей, необходимых для общества.Например, живя в городе, мы знаем, что правила дорожного движения будутсоблюдаться и без милиционера, который только иногда регулирует ихвыполнение; рабочие идут на работу в соответствии с графиком безпостоянного надзора контролера, который лишь напоминает им о необходимостивыполнения графика. Если подобные условия не соблюдаются самими членамиобщества, то в нем нет порядка. Упорядоченность общества основывается навзаимосвязанных ролях, в соответствии с которыми каждая личность принимаетна себя определенные обязанности в отношении других и в то же время требуетот других выполнения ими своих обязанностей, корреспондирующих правамданной личности.Как же эта система взаимных прав и обязанностей может действовать в полнуюсилу? Для объяснения этого социологи используют термин социальный контроль.1. Социальный контрольДля определения сущности социального контроля полезно рассмотреть способыего осуществления в группе или обществе.Социальный контроль через социализацию. Э. Фромм отмечал, что обществотолько тогда функционирует эффективно, когда "его члены достигают такоготипа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должныдействовать в качестве членов данного общества. Они должны желать делатьто, что объективно необходимо для общества" (155, с. 380-384).Люди в любом обществе контролируются в основном с помощью социализациитаким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, естественно, всилу обычаев, привычек и предпочтений. Как можно заставить женщин принятьна себя тяжелую и неблагодарную домашнюю работу? Только социализировав ихтаким образом, чтобы они хотели иметь мужа, детей и домашнее хозяйство ичувствовали себя несчастными без них. Как заставить человека со свободнойволей подчиняться законам и нравственным нормам, ограничивающим егосвободу, часто тяжелым для него? Только культивируя у него те чувства,желания и стремления, которые приведут к желанию упорядочить свою жизнь иподчиниться законам общества, чтобы чувствовать растерянность ираздражение, если эти законы будут нарушаться. Большинство социальных ролейлюди играют неудачно не потому, что они не способны выполнить определенныеролевые требования, а потому, что они либо не принимают содержание ролей,либо не хотят их исполнять.Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи,является одним из основных факторов социального контроля и установленияпорядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений,подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или инойжизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, котороепринимается и усваивается в ходе социализации, кажется нам неуместным,незнакомым и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная частьвнутреннего контроля личности за своим поведением.Социальный контроль через групповое давление. Человек не может участвоватьв общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На егоповедение накладывает отпечаток также включенность в общественную жизнь,которая выражается в том, что индивид является членом многих первичныхгрупп (семья, производственная бригада, класс, студенческая группа и т.д.).Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов иинституциональных норм, специфических как для данной группы, так и дляобщества в целом.Таким образом, возможность осуществления группового социального контроляобусловлена включенностью каждого индивида в первичную социальную группу.Необходимым условием такого включения служит то обстоятельство, что индивиддолжен разделять определенный минимум принятых данной группой культурныхнорм, составляющих формальный или неформальный кодекс поведения. Каждоеотклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведениягруппой. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкийдиапазон осуждения и санкций со стороны группы - от простых замечаний доизгнания из данной первичной группы. Вариации поведения группы,возникающего в результате группового давления, можно проследить на примерепроизводственной бригады. Каждый член бригады должен придерживатьсяопределенных норм поведения не только на производстве, но и после работы. Иесли, скажем, непослушание бригадиру может повлечь для нарушителя резкиезамечания со стороны рабочих, то прогулы и пьянство часто заканчиваются егобойкотом и отторжением из бригады, так как они наносят материальный ущербкаждому из членов бригады. Как мы видим, социальный контроль в данномслучае заканчивается применением неформальных санкций по отношению киндивиду, нарушающему нормы.Эффективность и своевременность применения социального контроля далеко невсегда одинаковы во всех первичных коллективах. Групповое давление наиндивида, нарушающего нормы, зависит от многих факторов, и прежде всего отстатуса данного индивида. К лицам, имеющим высокие и низкие статусы вгруппе, применяются совершенно разные способы группового давления. Личностьс высоким статусом в первичной группе или лидер группы имеет в качествеодной из своих основных обязанностей изменение старых и создание новыхкультурных образцов, новых способов взаимодействия. За это лидер получаеткредит доверия и сам может в той или иной степени отступать от групповыхнорм. Более того, чтобы не потерять свой статус лидера, он не должен бытьполностью идентичным членам группы. Однако при отступлении от групповыхнорм у каждого лидера существует грань, через которую он не может перейти.За этой гранью он начинает испытывать действие группового социальногоконтроля со стороны остальных членов группы и его лидерское влияниезаканчивается.Степень и вид группового давления зависят также от характеристик первичнойгруппы. Если, например, сплоченность группы высока, высокой становится игрупповая лояльность по отношению к культурным образцам данной группы и,естественно, повышается степень социального группового контроля. Групповоедавление лояльных членов группы (т.е. членов группы, приверженных групповымценностям) сильнее, чем членов разобщенной группы. Например, группе,проводящей вместе лишь свободное время и потому разобщенной, гораздотруднее осуществлять внутригрупповой социальный контроль, чем группе,совершающей регулярные совместные действия, например в бригаде или семье.Социальный контроль через принуждение. Многие примитивные, илитрадиционные, общества успешно контролируют поведение индивидов черезнравственные нормы и, следовательно, посредством неформального групповогоконтроля первичной группы; формальные законы или наказания в такихобществах не обязательны. Но в больших, сложных человеческих популяциях,где переплетены многие культурные комплексы, формальный контроль, законы исистема наказаний постоянно развиваются и становятся обязательными. Вслучае если индивид вполне может затеряться в толпе, неформальный контрольстановится неэффективным и возникает необходимость в формальном контроле.Например, в племенном клане численностью от двух до трех десятковродственников вполне может действовать система неформального контроля заразделением пищи. Каждый член клана берет пищи столь ко, сколько емунеобходимо, и вносит в общий фонд столько пищи сколько сможет. Нечтоподобное наблюдалось при распределению продуктов в небольших крестьянскихобщинах России. Однако в деревне с несколькими сотнями жителей такоераспределение уже невозможно, так как очень трудно вести счет поступлениями расходам неформально, на основе одного лишь наблюдения. Леность ижадность отдельных индивидов делают такую систему распределенияневозможной.Таким образом, при наличии высокой численности населения сложной культурыначинает применяться так называемый вторичны групповой контроль - законы,различные насильственные регуляторы, формализованные процедуры. Когдаотдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или обществоприбегают принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как все. Всовременных обществах существуют строго разработанные правила, или системаконтроля через принуждение, которая представляет собой набор действующихсанкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.2. Отклоняющееся (девиантное) поведениеК величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, вкотором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативнымитребованиями. Термин "социальное отклонение" обозначает поведение индивидаили группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чегоэти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самыеразные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты,закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все этолюди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют,девианты.В простых обществах с небольшим числом членов и несложной структурой нормотклоняющееся поведение легко определяется и контролируется. В обществах сосложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклоненийот общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров.Трудность определения существования какого-либо социального отклоненияможно проиллюстрировать на таком примере: если большинство подростков всоциальной группе склоняется к преступному поведению, а многие взрослые вэтой группе часто преступают закон, у кого мы должны фиксироватьотклоняющееся поведение - у преступников или непреступников? В связи сомногими трудностями, возникающими при анализе этой проблемы, ее следуетразобрать детальнее.Культурные и психические отклонения. Один индивид может иметь отклонения всоциальном поведении, другой в личностной организации, третий и всоциальной сфере и в личностной организации. Социологов интересуют преждевсего культурные отклонения, т.е. отклонения данной социальной общности отнорм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм вличностной организации: психозы, неврозы, параноидальные состояния и т.п.Если два этих типа отклонений совмещаются, то отклонение от культурных нормсовершается личностью психически ненормальной.Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими.Например, радикальное политическое поведение определяется как выход дляэмоциональной враждебности, т.е. как психическое отклонение; проституция -как последствие эмоциональных лишений детства, когда ребенок имел маловозможностей для интеграции личности, своего собственного "Я". Сексуальныеотклонения, алкоголизм, наркомания, пристрастие к азартным играм и многиедругие отклонения в социальном поведении также связывают с личностнойдезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями.Естественно, что личностная дезорганизация - далеко не единственная причинаотклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностьювыполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и наоборот, личности,психически вполне нормальные, совершают весьма серьезные отклонения. Вопросо том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологовИндивидуальные и групповые отклонения. Самый обычный мальчик из стабильнойсемьи, находящийся в окружении порядочных людей может отвергнуть принятые вего среде нормы и проявлять явные признаки преступного поведения (статьделинквентом). В этом случае мы сталкиваемся с индивидуальным отклонениемот норм в пределах одной субкультуры. Такая личность обычно рассматриваетсякак индивидуальный девиант. Вместе с тем в каждом обществе многоотклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой,доминирующей моралью общества. Например, подростки из трудных семейпроводят большую часть своего времени в подвалах. "Подвальная жизнь"кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс,свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо неиндивидуальное, а групповое отклонение от норм доминирующей культуры, таккак подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры.Субкультура в данном случае содержит образцы поведения, привнесенныеиндивидуальными девиантами. В рассматриваемом примере каждый подросток,возвращающийся к общепринятому в обществе об жизни, будет индивидуальнымдевиантом с точки зрения данной "подвальной" субкультуры, и она можетприменять по отношению к нему свои меры социального контроля. Другимпримером группе социального отклонения можно считать группу бюрократов,которые за бумагами уже не видят реального окружения и живут в иллюзорноммире параграфов, циркуляров и распоряжений. Здесь также созданасубкультура, попадая в которую каждый работник должен подчинятьсядействующим бюрократическим культурным нормам.Итак, можно различать два идеальных типа отклонений: 1. индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры; 2. групповое отклонение, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре.В реальной жизни девиантные личности строго разделить на два указанных типанельзя. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются.Первичное и вторичное отклонения. Концепция первичного и вторичногоотклонений впервые была сформулирована и детально разработана X. Беккером(129). Она помогает увидеть процесс становления личности законченногодевианта.Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности,которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. Вданном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы,что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым.Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью,эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Каждый член общества совершаетза всю свою жизнь множество мелких нарушений, и в большинстве случаевокружающие не считают таких людей девиантами.Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются врамки социально принятой роли.Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм,которое социально определяется как девиантное. Личность при этомидентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственногоотклоняющегося действия (изнасилование, гомосексуализм, употреблениенаркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивидуприклеивается ярлык девианта. Этот процесс навешивания ярлыка может статьповоротным пунктом на жизненном пути индивида. Действительно, совершившийпервичное отклонение от общепринятых норм индивид продолжает жить прежнейжизнью, занимать то же место в системе статусов и ролей, по-прежнемувзаимодействовать с членами группы. Но стоит ему только получить ярлыкдевианта, как сразу же появляется тенденция к прерыванию многих социальныхсвязей с группой и даже к изоляции от нее. Такое лицо может быть отстраненоот любимой работы, профессии, отвергнуто добропорядочными людьми, а то изаслужить название "криминальной" личности; оно может стать зависимым ототклоняющихся (например, алкоголики) или от преступных (например,преступная группа) ассоциаций, которые начинают использовать фактиндивидуального отклонения, отделяя данного индивида от общества и прививаяему нравственные нормы своей субкультуры. Таким образом, вторичноеотклонение может перевернуть всю жизнь человека. Создаются благоприятныеусловия для повторения акта отклоняющегося поведения. После повторенияпроступка изоляция еще больше усиливается, начинают применяться болеежесткие меры социального контроля и лицо может перейти в состояние,характеризующееся постоянным отклоняющимся поведением.Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оцениваетсяс точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключаетсяв том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например,странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом -никчемным бездельником. В нашем обществе люди, попадающие под определениегения, героя, лидера, избранника народа - это культурно одобряемыеотклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е.возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Каждый из насимеет свои представления о понятии возвеличивания. То же можно сказать и огрупповых представлениях. Кроме того, ранжирование великих людей современем меняется. Например, когда появляется потребность в защитеобщества, на первое место по значимости выходят гениальные полководцы, вдругое время самыми великими могут стать политические деятели, деятеликультуры, ученые. Попытаемся выделить необходимые качества и способыповедения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям. 1. Сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера. В этих ролях куда более важны специфический талант, физическая сила, сильный характер. Сверхинтеллектуальность может быть даже помехой при исполнении некоторых ролей, так как изолирует личность от остальных членов группы. Другими словами, возвеличивание на основе интеллектуальности возможно только в отдельных, строго ограниченных областях человеческой деятельности. Фактор сверхинтеллектуальности не слишком популярен в народе, который гораздо больше ценит твердый характер или магнетическую, волевую личность. 2. Особые склонности позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности. Возвеличивание спортсмена, актера, балерины, художника больше зависит от особых склонностей человека, чем от его общей интеллектуальности. Отдельные интеллектуальные способности часто бывают необходимы для реализации особых склонностей, но обычно знаменитости вне поля своей деятельности ничем не отличаются от остальных людей. Все здесь решает способность сделать работу лучше других на очень узком участке деятельности, где проявляется крайне специфический талант. 3. Сверхмотивация. Мы часто и много говорим о высокой мотивации, но знаем о ней чрезвычайно мало. Безусловно, ее наличие у индивида является фактором, способствующим его возвышению над остальными людьми; неясно только, почему люди становятся высокомотивированными. Очевидно, что одна из причин, вызывающих сверхмотивацию, состоит в групповом влиянии. Например, семейная традиция может стать основой высокой мотивации для возвышения индивида в той области, в которой протекает деятельность его родителей. Очень интересна гипотеза некоторых русских ученых, связывающих появление большого числа сверхмотивированных индивидов с природными явлениями, например, с солнечной активностью (32). Влияние внешних условий в соединении с групповым влиянием способствует появлению большого числа индивидов, обладающих сверхмотивацией в различных областях деятельности. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или в юности. Так, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве; непривлекательная внешность и отсутствие внимания со стороны окружающих в детстве стали основой для сверхмотивации Ричарда Ш; Николло Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате испытанной в детстве нужды и насмешек сверстников. Известно, например, что воинственность часто появляется из-за сверхстрогости родителей. Чувства ненадежности, замкнутости, возмущения или враждебности могут найти выход в интенсивных усилиях, направленных на личные достижения. Такое объяснение трудно подтвердить измерениями, но оно занимает важное место в исследовании сверхмотивации. 4. Личностные качества. Проведено много исследований в области психологии, посвященных личностным чертам и свойствам характера, которые помогают достичь возвышения личности. Оказалось, что эти черты теснейшим образом связаны с определенными видами деятельности. Смелость и отвага открывают солдату путь к успеху, славе, возвышению, но они совершенно не обязательны для художника или поэта. Общительность, умение заводить знакомства, твердость характера в трудных ситуациях нужны политику и предпринимателю, но почти никак не сказываются на карьере писателя, художника или ученого. Общественное мнение выработало множество популярных стереотипов индивидуальных качеств, способствующих возвышению индивида в различных областях деятельности. Так, в соответствии с таким популярным стереотипом ученый должен быть отрешенным от окружающих, немного сумасшедшим, начитанным и оригинальным; артист -фантазером, всегда раскованным, весьма темпераментным и т.д. В основном эти стереотипы заведомо неправильны и создаются для самооправдания или рекламы профессии и рода деятельности, но в некоторых из них есть доля истины, подмеченная многими поколениями людей в ходе общения. Личностные качества - это безусловно важный фактор достижения возвышения, а часто даже самый важный. Не случайно многие великие личности обладали каким-либо выдающимся личностным качеством. 5. Счастливый случай не сделает из дебила гения, но может способствовать проявлению способностей человека в определенных видах деятельности. Был бы Наполеон императором, если бы не Великая французская революция? Кем были бы многие политические деятели, если бы не социальные потрясения, неожиданные повороты судьбы, вознесшие их над обществом? Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время. Конечно, к этому фактору трудно относиться с точки зрения науки, но мы не должны сбрасывать его со счетов.В итоге можно сказать, что большинство факторов экстраординарных личностныхдостижений трудно выделить и измерить, но следует учитывать влияниеосновных из них, способствующих социально одобряемым отклонениям.Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает ивознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарныхдостижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностейкультуры. Эти общества не строго относятся к индивидуальным неудачам вдостижении одобряемых ими отклонений. Что же касается нарушениянравственных норм и законов, то оно в обществе всегда строго осуждалось инаказывалось.При рассмотрении этого вопроса необходимо прежде всего выделить ту частькультурно осуждаемых отклонений, которая не рассматривается в курсесоциологии. Тот, кто имеет физические или психические дефекты, может бытьсовершенно не способен к обычным для нормальных членов общества ролевымдостижениям или нормальному поведению. "Психический дефект" означает, что уданного индивида наблюдаются ограниченные способности к обучению врезультате тяжелой наследственности или повреждения рассудка.Диагнозирование этих дефектов лежит вне области социологии, но социологовинтересует как общественное мнение по поводу этих дефектов, так исоциальная распространенность и виды социальных отклонений, встречающиеся уэтих неполноценных людей. Психические дефекты могут быть врожденными иприобретенными вследствие тяжелого заболевания или внутриличностногоконфликта (например, постоянного страха, ролевого несоответствия и др.). Вданном случае характерно слабое восприятие существующих норм, слабоеобучение этим нормам и слабая защита от внутренних бессознательныхвлечений. Сложность изучения этого вопроса состоит в том, что психическийдефект может проявиться индивида только в одной области жизнедеятельности,а в остальном он достаточно строго придерживается общепринятых нормповедения.Очевидно, что психические дефекты лежат в основе ограниченно частикультурно осуждаемых отклонений. Относительно определения изучения другихпричин таких отклонений существует три вида теорий: теории физическихтипов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории.Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит том, чтоопределенные физические черты личности предопределяют а вершаемые еюразличные отклонения от норм. Сама по себе эта идея так же стара, какчеловеческая история. В обществах давно укоренились выражения: "лицоубийцы", "порочные черты лица" и т.п. Среди последователей теорийфизических типов можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. Вработах всех этих авторов присутствует одна основная идея: люди сопределенной физической конституцией склонны совершать социальныеотклонения, осуждаемые обществом.Из современных теорий самой разработанной считается теория В. Шелдона(203), который выделил три основных типа человеческих черт, влияющих, поего мнению, на совершение поступков, которые характеризуются какотклоняющееся поведение: эндоморфный (округлость форм, лишний вес),мезоморфный тип (мускулистость, атлетичность), эктоморфный тип(субтильность, худоба). Шелдон описал определенные виды поведения,присущего каждому типу: например преступные типы и алкоголики в основномпринадлежат к мезоморфым типам. Однако практика доказала несостоятельностьтеорий физических типов. Всем известны многочисленные случаи, когдаиндивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид сгрубыми, "преступными" чертами лица не мог и муху обидеть.В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучениеконфликтов, происходящих внутри сознания личности. Согласно теории 3.Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится областьбессознательного. Бессознательное - это наша психическая энергия, в которойсосредоточено все природное, первобытное, не знающее границ, не ведающеежалости. Бессознательное - это биологическая сущность человека, неизведавшего влияния культуры. Человек способен защититься от собственногоприродного "беззаконного" состояния путем формирования собственного "Я", атакже так называемого сверх-"Я", определяемого исключительно культуройобщества. Человеческое "Я" и сверх-"Я" постоянно сдерживают силы,находящиеся в бессознательном, постоянно ограничивают наши инстинкты инизменные страсти. Однако может возникнуть состояние, когда внутренниеконфликты между "Я" и бессознательным, а также между сверх-"Я" ибессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, незнающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение откультурных норм, выработанных социальным окружением индивида.Очевидно, что в этой точке зрения есть доля истины, однако определение идиагностика возможных нарушений в структуре человеческого "Я" и возможныхсоциальных отклонений крайне затруднены в связи со скрытностью объектаизучения. Кроме того, хотя каждой личности присущ конфликт междубиологическими потребностями и запретами культуры, далеко не каждый человекстановится девиантом. Почему же все-таки появляются девианты?Ответ на этот вопрос пытаются дать социологические, или культурные, теориисоциальных отклонений. В соответствии с ними индивиды становятсядевиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бываютнеудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем этинеудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессысоциализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим егокультурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы иценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, азапреты культуры - частью его сознания. Он воспринимает нормы культурытаким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведениябольшую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно,что они не являются его обычным поведением.Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческимнормам служит семья. Когда ребенок социализируется в условиях счастливой,крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и вокружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающейкультуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентированопределенным образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чем-тонеудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, вусвоении норм и с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследованиямолодежной преступности показали, что около 85% молодых людей сотклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях.Американскими исследователями в области социальной психологии было выявленопять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную:сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание);недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность); недостаточнаяотцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность(холодность, враждебность); отсутствие сплоченности в семье (скандалы,враждебность, взаимная неприязнь). Все эти факторы оказывают значительноевлияние на процесс социализации ребенка в семье и в конечном счете навоспитание личности с отклоняющимся поведением.Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения всовершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья - это далеко неединственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий всоциализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут бытьпересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающейдействительностью, в частности с социальным окружением.В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменнойсистемы норм, многие нормы и культурные ценности разных субкультурпротиворечат друг другу. Часто родители сталкиваются с такой ситуацией,когда воспитание ребенка в семье противоречит влиянию других социальныхгрупп и институтов. Так, родители вынуждены бороться с излишнейидеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп,массовой культуры, противоречивости политического положения и т.д.Неизбежно происходят конфликты норм и ценностей. То что говорят в семьедетям, кажется неправдой, обостряется конфликт субкультур отцов и детей. Внашем сложном обществе существует множество конфликтующих нормативныхобразцов, которые способствуют возникновению феномена отклоняющегосяповедения. Например, столкновение норм и ценностей, регулирующих поведение,в соответствии с которыми мы жили долгие годы, и норм и ценностей в"перестроенном" обществе. Иногда бывает просто трудно выбрать линиюнеотклоняющегося поведения.Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующш норм,неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения можетпривести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствиянорм). При этом Дюркгейм вовсе не считал, что современное общество не имеетнорм, напротив, общество обладает многими системами норм, в которыхотдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия, таким образом, поДюркгейму, это состояние, при котором личность не имеет твердого чувствапринадлежности никакой надежности и стабильности в выборе линиинормативного поведения.Как отмечал выдающийся социолог современности Т. Парсонс, аномия - это"состояние, при котором значительное число индивидов находится в положении,характеризующемся серьезным недостатком интеграции со стабильнымиинститутами, что существенно для их собственной личной стабильности иуспешного функционирования социальных систем. Обычной реакцией на этосостояние является ненадежность поведения" (194, с. 125-126). Согласноэтому подходу, аномия возрастает в связи с беспорядочностью и конфликтаминравственных норм в обществе. Люди начинают ограничиваться нормамиотдельных групп и в результате не имеют стабильной перспективы, всоответствии с которой им необходимо принимать решения в повседневнойжизни. В этом понимании аномия выглядит как результат свободы выбора безустойчивого восприятия действительности и при отсутствии стабильныхвзаимосвязей с семьей, государством и другими основными институтамиобщества. Очевидно, что состояние аномии чаще всего приводит котклоняющемуся поведению.Р. Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, но отневозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностьюпринимают. Он видит главную причину трудностей в дисгармонии междукультурными целями и легальными (институциональными средствами), с помощьюкоторых эти цели осуществляются. Например, в то время как обществоподдерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния ик высокому социальному положению, легальные средства членов общества длядостижения такого состояния весьма ограниченны. Неравенство, существующее вобществе, служит тем толчком, который заставляет члена общества искатьнелегальные средства и цели, т.е. отклоняться от общепринятых культурныхобразцов. Действительно, когда человек не может добиться благосостояния спомощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть кобману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом. Таким образом,отклонения во многом зависят от культурных целей и институциональныхсредств, которых придерживается и которые использует та или иная личность.Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении кцелям и средствам. Согласно этой типологии, отношение к целям и средствамлюбой личности укладывается в следующие классы: 1. конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества; 2. новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные средства); 3. ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает; ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются (примером такого типа людей может быть бюрократ, ориентированный только на формальные принадлежности деловой жизни, не думающий о целях, ради которых совершается эта деятельность); 4. изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (сюда можно отнести, например, алкоголиков, наркоманов, т.е. любых людей вне группы); 5. мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения (186, с. 145-169).При использовании этой типологии важно помнить, например, что люди никогдане могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полныминоваторами. В каждой личности в той или иной степени присутствуют всеперечисленные типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в большеймере и характеризует личность.Когда нравственные нормы запрещают совершать некоторые действия, которыемногие личности желают совершить, возникает другой феномен отклоняющегосяповедения - нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью которыхлюди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий безоткрытого вызова существующим моральным нормам.Чаще всего нормы оправдания создаются там и тогда, где и когда происходитчастое нарушение норм без последующих санкций. Нормы оправдания появляются,только если есть образец нарушения, который признается и санкционируется водной из групп общества. Этот образец и будет считаться нормой оправдания.Например, социальные психологи Дж. Рубек и Л. Спрей установили, что нормыбогемной субкультуры (свобода, раскованность, возможность давать полнуюволю чувствам) оправдывают любовные связи между женатыми мужчинами имолодыми женщинами. Оправдание самогонщика становится нормой оправдания,если устанавливается стандарт группового одобрения способов обходагосударственных ограничений на распространение спиртных напитков. То жеможно сказать и об оправдании мелких спекулянтов в; группах, имеющихвозможность покупать у них какой-либо дефицит. Как только подобные действиястановятся санкционированными группой, оправдание теряет свои моральныезапреты. Следовательно, можно сказать, что нормы оправдания являютсяполуинституционализированными формами отклоняющегося поведения (201, с. 388-395).Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль.Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой -поддерживают эту стабильность. Успешное функционирование социальныхструктур можно считать эффективным только если обеспечен порядок ипредсказуемое поведение членов общества. Каждый член общества должен знать(в разумных пределах конечно), какого поведения он может ожидать отокружающих его людей, какого поведения другие члены общества ожидают отнего самого, к каким социальным нормам должны быть социализированы дети.Отклоняющееся поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения.При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаевсоциальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения,происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка.Нравственные нормы перестают контролировать поведение членов группы илиобщества, основополагающие ценности могут быть отвергнуты последними, и уиндивидов теряется чувство безопасности и уверенности в своих действиях.Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинствоего членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном всоответствии с ожиданиями других индивидов.С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптациикультуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, котороедолгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные отмировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцысвоего поведения из-за изменений окружающей среды. Взрывы рождаемости,технологические новшества, изменения физического окружения - все это можетпривести к необходимости принятия новых норм и адаптации к ним членовобщества.Но новые культурные нормы редко создаются путем обсуждения и последующегопринятия их членами социальных групп, которые в торжественной обстановкеотменяют старые нормы и называют новые. Новые социальные нормы рождаются иразвиваются в результате повседневного поведения индивидов, в столкновениипостоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых,привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началомсоздания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции,отклоняющееся поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, все вбольшей и большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоениячленами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестаетбыть отклоняющимся.Появление новых норм можно проиллюстрировать на примере упадкапатриархальной семьи. В аграрном обществе, где все члены семьи работали подому или в поле все вместе, под отцовским надзором, очень легко былоподдерживать мужское доминирование в семейных отношениях. Более того,только сила и мудрость отца придавали семье крепость и жизнеспособность. Ноизменение технологии, развитие общества привели к перемещению места работыотца в магазин, на фабрику, в организацию, где он не мог постояннонадзирать за семейными делами. Дальнейшие изменения D обществе привели ктому, что и часть женщин стала работать в стороне от семьи и от мужа.Процесс отделения женщин от семьи оказался достаточно сложным. В XIX в.впервые начал осуществляться переход женщин на работу по найму в конторы,офисы, различные организации. Первая реакция общества была осуждающей,такое поведение женщин признавалось отклоняющимся. Однако в результатедлительной борьбы женщины практически завоевали себе право на социальныестатусы, прежде считавшиеся мужскими, т.е. такое поведение пересталосчитаться отклоняющимся. Нормы патриархальной семьи претерпели значительныеизменения.Таким образом, отклоняющееся поведение часто служит основана началомсуществования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудноадаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с темвопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющеесяповедение и какие его виды полезны и самое главное - терпимы для общества,до сих пор практически разрешен. Если рассматривать любые областичеловеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполнеопределенно ответить на этот вопрос. Действительно, какие нормы лучше:воспринятые нами в результате долгой борьбы республиканские культурныенормы или старые монархические, современные нормы этикета и нормы этикетанаших отцов и дедов? На эти вопросы трудно дать удовлетворительный ответ.Вместе с тем не все формы отклоняющегося поведения требуют столь детальногоанализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм илинаркомания не могут привести к появлению полезных для общества новыхкультурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальныхотклонений играют деструктивную роль в развитии общества. И тольконекоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна иззадач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы вотклоняющемся поведении индивидов и групп.Список использованной литературы 1. Тощенко Ж.Т. Социология. – М.: Прометей, 1994. 2. Фролов С.С. Социология. – М., 2002.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Социальный контроль и отклоняющееся поведение iconПрограмма дисциплины "Социология" для направления
«Социальные взаимодействия»; «Социализация»; «Социальная структура и социальная стратификация»; «Социальные группы и организации»;...
Социальный контроль и отклоняющееся поведение iconСоциальные нормы и отклоняющееся поведение. Вред наркомании Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Вред наркомании
Официальная пресса сша, германии, Франции, Англии, Швеции почти ежедневно сообщает о смерти своих граждан, последовавшей в результате...
Социальный контроль и отклоняющееся поведение iconОтклоняющееся (девиантное) поведение

Социальный контроль и отклоняющееся поведение iconСоциальные нормы и отклоняющееся поведение, вред наркомании

Социальный контроль и отклоняющееся поведение iconУрок по обществознанию (11 класс) Тема урока: «Социальные нормы и отклоняющееся поведение»
Показать, что жизнь и деятельность людей, их поведение регулируются социальными нормами, которые дают ответ на вопросы: что следует...
Социальный контроль и отклоняющееся поведение iconЛекции по методологии социологических исследований. М: Изд-во рудн, 2008 (или издания предыдущих лет)
Категориальный аппарат социологии: власть, социальный контроль, социальный конфликт
Социальный контроль и отклоняющееся поведение iconРеферат на тему "отклоняющееся поведение"
Что конкретно писать в этом реферате я не знал и даже, что означает само слово "реферат" я тоже не очень, то представлял. Но, как...
Социальный контроль и отклоняющееся поведение iconНаталия Радиковна Шушанян, к с. н
В ней подчеркивается социальный характер всех правовых феноменов, уточняются такие понятия как «право», «правовые нормы», «социальный...
Социальный контроль и отклоняющееся поведение iconПримерная программа дисциплины Коррекционная педагогика с основами специальной психологии Специальность «050706. 65 Педагогика и психология»
Первичный и вторичный дефект. Комбинированные нарушения, их причины. Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного...
Социальный контроль и отклоняющееся поведение iconДисциплина: Социология
Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы