Творческий путь А. Т. Твардовского icon

Творческий путь А. Т. Твардовского



НазваниеТворческий путь А. Т. Твардовского
Дата конвертации10.08.2012
Размер126,69 Kb.
ТипРеферат
Творческий путь А.Т.Твардовского


Александр Трифонович Твардовский (1910 - 1971гг). Твардовский родился в 1910 году в деревне Загорье Починковскогорайона Смоленской области в семье крестьянина, сельского кузнеца. Отец поэта, Трифон Гордеевич, при всех его достоинствах был строг досуровости, честолюбив до болезненности, в нем были сильно развитысобственнические замашки, и детям - а впечатлительному и чуткому ко всякойнесправедливости Александру в особенности - бывало с ним порой оченьнелегко. И все-таки условия, в которых протекало детство будущего поэта,складывалось так, что он мог постигать сущность крестьянской работы ипрелесть родной природы, впитывать стихи классиков и учиться преодолеватьтрудности, ценить плоды человеческого труда и развивать в себелюбознательность, проникаться непримиримостью к жадности, жестокости,трусости, подлости и лицемерию и давать простор своим безудержным мечтам,настойчиво добиваться цели и вырабатывать в себе еще на пороге юностиопределенный моральный кодекс - высокий нравственный кодекс советскогогражданина и русского поэта. Большое влияние в детстве на формирование будущего поэта оказало егоприобщение к труду, и прежде всего «учеба» в отцовской кузнице, которая длявсей округи была « и клубом, и газетой, и академией наук». К этому времени Саша Твардовский успел прочесть уже немало книг, нотогда-то, еще совсем малышом, он открыл свою первую книжку и стал еесамостоятельно читать. Это была «Капитанская дочка» Пушкина. Много позднееон писал: «Я помню формат книги, ее запах, помню, как я был счастлив, чтосам открыл эту неизвестную мне со слуха историю. Я был охвачен ею и засиделся у окна избы дотемна…» Самой дорогой, самой заветной своей книгой Твардовский называет томикстихотворений Некрасова, который отец в голодном 1920 году приобрел наБазаре в Смоленске, выменяв па картошку. С детства вобрал в себя поэт безбрежность родимых пространств, сдетства глубоко задумался о ценности человеческой жизни и неизбежностисмерти (стихотворение «Мне памятно как умирал мой дед» . С детствавыработал он в своем сознании высокие моральные принципы. Потому, не поняви не узнав Твардовского-подростка невозможно понять и познать его какзрелого поэта. На восемнадцатом году жизни Александр Твардовский покинул родноеЗагорье. К этому времени он уже не раз был в Смоленске, однажды побывал вМоскве, лично познакомился с М. В. Исаковским, стал автором несколькихдесятков напечатанных стихотворений. В 1924 году Твардовский вступает в комсомол. С 1925 года начинается еголитературная (точнее сказать, селькоровская) деятельность. В смоленскихгазетах печатаются его заметки, главным образом критикующие местные властиза их безответственность, злоупотребления и т.п. К нему идут люди изЗагорья и окрестных деревень, просят написать о местных неполадках,разоблачить кого-то в газете… Юноша понимает, что такое отношение людей комногому его обязывает, и начинает себя готовить к более широкому поприщу. Впервые имя Твардовского увидело свет 15 февраля 1925 года. В газете«Смоленская деревня» была опубликована его заметка «Как происходятперевыборы кооперативов». 19 июля этаже газета напечатала его первоестихотворение «Новая изба». В последующие месяцы появилось еще несколькозаметок, корреспонденций, стихов Твардовского в различных газетахСмоленска; а в начале 1926 года он снова публикует свои стихи в газете«Рабочий путь». В апреле 1927 года смоленская газета «Юный товарищ»помещает заметку об Александре Твардовском вместе с подборкой его стихов ифотографий - все это объединено общим заголовком «Творческий путьАлександра Твардовского». А было Александру 17 лет. Летом 1929 года поэт осмелился послать свои стихи в Москву, в редакциюжурнала «Октябрь». И - о счастье! Михаил Светлов напечатал стихи 19-летнегоТвардовского. После этого события смоленские горизонты стали казаться емуслишком узкими, и он устремился в столицу. «Но получилось примерно то жесамое, что со Смоленском. Меня изредка печатали, кто-то одобрял мои опыты,поддерживая ребяческие надежды, но зарабатывал я не намного больше, чем вСмоленске, и жил по углам, койкам, слонялся по редакциям, и меня всезаметнее относило куда-то в сторону от прямого и трудного пути настоящейучебы и настоящей жизни. Зимой 30 года я вернулся в Смоленск…» Трудно сказать, как бы складывалась литературная судьба Тв., если бы оностался в Москве, что было вовсе не исключено, имей он постоянное инадежное жилье. У Твардовского возросла требовательность к себе как кпоэту, и он сам стал все чаще испытывать неудовлетворенность своимистихами. В 1932 году Тв., уже имея семью, становится студентом СмоленскогоПедагогического Института. Учиться решил после того, как прочитал первуюкнигу романа Н. Островского «Как закалялась сталь». Роман, по егособственному признанию, «поглотил залпом». Попробуем внимательнее присмотреться к творчеству Тв. 1925-1935 гг.Если сопоставить его прозу, стихи и поэмы начального периода, то можноприйти к таким выводам: в прозе он почти также силен, как в поэзии; егопоэмы несколько слабее, чем лирические стихи. Существенность содержания,ясность и прозрачность формы, красота меткого и умного русского слова—вэтих постоянных свойствах лирики Твардовского легко увидеть продолжение техтрадиций, что утвердились в нашей поэзии со времен Пушкина и Некрасова. Лирика Твардовского—это по преимуществу выражение самых простых,доступных любому труженику, но вместе с тем наиболее глубоких и общихчеловеческих чувств. Она открывает душе такие основы человеческой жизни,как труд, родина, любовь, земля... Ранние стихи Тв., безусловно, отмечены печатью одаренности, хотя иногда(особенно это относится к стихам 1926-29 гг.) в них можно заметитьневольное подражание поэтам старших поколений - Бунину, Есенину,Исаковскому. Но та же зоркость, та же наблюдательность, что и в прозе,свойственны ранней лирике поэта, что справедливо отметил в своих мемуарахН. В. Исаковский. Многие из стихов («В глуши», «Родное», «Ночной сторож»,«Перевозчик», «Весенние строчки», «Матросу») передают настроения жителясельского захолустья, томящегося по иной, более интересной, хотя и болеетрудной жизни. Картины родной природы проникнуты грустью: Дорог израненные спины, Тягучий запах конопли… До заморозков в город не пробраться Сквозь не живой болотный полукруг. Тоскливой кажется поэту повседневная работа жителей этой глуши, хотя онпрекрасно понимает ее необходимость. «Незаменимый, как замок», ночнойсторож Совсем готовым встретил вечер, Оделся, осмотрел ружье… Всю ночь другим заняться нечем - Чубук с досадою жует. Темнеет стешка у постройки, Вперед, назад - и никаких! Трезор - и тот давно притих, А ты ходи, а хочешь стой тут. Начиная с 1929 года Тв. стал писать по-новому, добиваясь предельнойпрозаичности стиха. Ему, как он впоследствии рассказывал, хотелось писать«естественно, просто», и он изгонял «всякий лиризм, проявление чувство».Поэзия немедля отомстила ему за это. В некоторых стихотворениях («Яблоки»,«Стихи о всеобуче») наряду с подлинно поэтическими стали появляться итакие, например, строчки: И сюда Ребят больших и малых Соберется школьный коллектив. Или: Это представитель городской, Машет он уверенно рукой. Впоследствии Тв. понял, что это ошибочный путь, ибо то, что он ставилпревыше всего - сюжетность, повествовательность стиха, конкретность, -выражалось у него на практике, как признал он в 1933 году, «в насыщениистихов прозаизмами, «разговорными интонациями» до того, что они переставализвучать как стихи и все в общем сливалось в серость, безобразность… Вдальнейшем эти перегибы доходили подчас до абсолютнойантихудожественности». Твардовский обладает неослабеваемо острым и постоянным чувствомродины. Еще в 30-е годы он написал несколько прекрасных стихотворений, полныхчувства любви к родному краю («Друзьям», «За тысячи верст...», «Поездка вЗагорье»). Война, захват Смоленщины врагом вызвали в его сердце,переполненном оскорблением, гневом и болью, новый прилив этой сыновнейлюбви. В «Автобиографии» Тв. писал, что с третьего курса института он ушел «посложившимся обстоятельствам». «В те годы, - подтверждает А. Кондратович, -началась работа над «Страной Муравией», потребовавшая таких сил, чтопришлось оставить учебу». Дата выхода в свет этой поэмы (1936), самым малымразрывом во времени, стало началом все более широкого осознания тогонемаловажного для нашей литературы факта, что в ней появился поэт,обещающий стать истинно народным. Ее герой, Никита Моргунок, мечтавший о счастье и свободном трудена своей земле,понял и осознал, что счастье может быть только в колхозной жизни. Читатьэти стихи сегодня, когда открылась правда о коллективизации, уничтожениицелых семей, истреблении лучших, самых умных и трудолюбивых хозяев,страшновато. «Со «Страны Муравии», встретившей одобрительный прием у читателей икритики, я начинаю счет своим писаниям, которые могут характеризовать менякак литератора», - так определили в «Автобиографии» значение этой поэмысам автор. Следующим этапом творчества Тв. по праву называют его работу надзнаменитым стихотворением «Ленин и печник». Этот этап отделяет от «СтраныМуравии» пять лет работы - с 1936 по 1941 гг., очень много значившие встановлении личности поэта. Вскоре, с осени 1936 года, Тв. становится студентом третьего курсаМИФЛИ и поселяется в столице. Все знавшие его студентом подчеркивали егособранность и целеустремленность, аккуратность и сосредоточенность,привычку рано вставать и тут же приниматься за дело. Любые проявлениябогемности были ему всегда отвратительны. А. Кондратович, учившийся в те же годы в МИФЛИ двумя курсами раньшеТв., свидетельствует: «Учебы, не составлявшая главного содержания жизниТв., была для него делом очень важным, не проходным и уж, конечно, несредством для получения диплома. Чем бы ни занимался Тв., он занималсятолько всерьез и основательно, отдавая этому делу в данный момент все своисилы». За годы учебы он выпустил три сборника стихов: «Стихи», «Дорога»,«Сельская хроника» . В 1938 году Тв. стал кандидатом в члены ВКП(б), а в январе 1939 годавместе с некоторыми другими писателями награжден орденом Ленина. В одномсписке с ним оказались такие ветераны советской литературы, как Н. Асеев,Н. Тихонов, В. Катаев, Е. Петров, Я. Купала, Я. Колас, М. Шолохов. ПозднееТв. признавался: «Конечно, я не ожидал такой награды, вообще не ожидалникакой награды. И когда мне сказали, что я награжден орденом Ленина, явначале не поверил… И было чувство и радости, и неловкости - столькостариков получили награды меньшего веса или не получили вовсе». Едва успев окончить институт, Тв. был призван в Красную Арию и принялучастие в освобождении Западной Белоруссии (1939г.). Затем былдемобилизован, а с началом советско-финляндского вооруженного конфликтапризван вновь - так же, как и раньше, в должности спецкорреспондентавоенной газеты, но уже в офицерском звании («писатель с двумя шпалами», -говорит он о себе, - т.е. батальонный комиссар), За исключением нескольких дней, проведенных в Ленинграде, Тв. всю войнубыл на Карельском перешейке. Испытал винтовочный и орудийный обстрел,замерзал на ледяном ветру, видел множество убитых и раненных, узнал бытфронтовых землянок и блиндажей. Чуть не ежедневно в газете Ленинградскоговоенного округа «На страже Родины» появляются его очерки, корреспонденции,стихи, а также куплеты о Васе Теркине, которые писались совместно с А.Щербаковым, С. Вашенцевым, Ц. Солодарем и другими как стихотворные подписик рисункам Фомичева и Брискина. Вскоре после окончания войны, весной 1940года, Тв. был награжден орденом Красной Звезды и демобилизован. Первое утро Великой Отечественной войны застало Тв. в Подмосковье, вдеревне Грязи Звенигородского района, в самом начале отпуска. Вечером тогоже дня он был в Москве, а сутки спустя - направлен в штаб Юго-Западногофронта, где ему предстояло работать во фронтовой газете «Красная Армия». Некоторый свет на жизнь поэта во время войны проливают его прозаическиеочерки «Родина и чужбина», а также воспоминания Е. Доматовского, В.Мурадяна, Е. Воробьева, О. Верейского, знавших Тв. в те годы. Так, Е.Воробьеву он рассказал, что «в 1941 году под Киевом … он едва вышел изокружения». Весной 1942 года он вторично попал в окружение - на этот разпод Каневом, из которого, по словам И. С. Маршака, вышел опять-таки«чудом». В середине 42-го года Тв. был перемещен с Юго-Западного наЗападный, и теперь до самого конца войны его родным домом стала редакцияфронтовой газеты «Красноармейская правда». Стала она родным домом илегендарного Теркина. По воспоминаниям художника О. Верейского, рисовавшего портреты Тв. ииллюстрировавшего его произведения, «он был удивительно хорош собой.Высокий, широкоплечий, с тонкой талией и узкими бедрами. Держался он прямо,ходил, расправив плечи, мягко ступая, отводя на ходу локти, как это частоделают борцы. Военная форма очень шла ему. Голова его горделиво сидела настройной шее, мягкие русые волосы, зачесанные назад, распадались в стороны,обрамляя высокий лоб. Очень светлые глаза его глядели внимательно и строго.Подвижные брови иногда удивленно приподнимались, иногда хмурились, сходяськ переносью и придавая выражению лица суровость. Но в очертаниях губ иокруглых линиях щек была какая-то женственная мягкость». Во время войны выявилось еще одна характерная черта Тв.: он не тольконикогда не щеголял своей храбростью, но, напротив, не редко подчеркивал темоменты, когда испытывал чувство страха. Но по свидетельству А. Аборскогоэто был человек недюжинной личной храбрости. Наряду с храбростью АлександрТрифонович обладал также изрядной физической силой (видно, не зря в детствевремя в отцовской кузнице), твердостью руки и верностью взгляда.Неудивительно, что он стал чемпионом гарнизона по игре в городки. О.Верейский вспоминает: «он очень любил проявлять свою недюжинную физическуюсилу, т.е. не показывать ее, а просто выпускать на волю. То он колол дровадля кухни, то рыл новую землянку, никогда не упускал случая подтолкнуть,вытащить из грязи застрявшую машину, а то боролся с немногими охотникамипомериться с ним силами, с готовностью принимал участие в застольныхсборищах, на которых с охотой и старанием пел старинные народные песни». Стихи А.Твардовского военных лет - это хроника фронтовой жизни,состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, военногобыта и лирические взволнованные воспоминания о родной Смоленщине,ограбленной и оскорбленной врагами земле, и стихи, близкие к народнойпесне, написанные на мотив "Позарастали стежки-дорожки...". В стихах поэтавоенных лет звучит и философское осмысление человеческой судьбы в днивсенародной трагедии В годы войны создана А.Твардовским и самая знаменитая его поэма"Василий Теркин". Его герой стал символом русского солдата, его образ -предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших егопроявлениях. И вместе с тем Теркин - это не абстрактный идеал, а живойчеловек, веселый и лукавый собеседник. В его образе соединились ибогатейшие литературные и фольклорные традиции, и современность, иавтобиографические черты, роднящие его с автором (недаром он смоленский, даи в памятнике Теркину, который нынче решено поставить на смоленской земле,совсем не случайно решено обозначить портретное сходство героя и егосоздателя). Теркин - это и боец, герой, совершающий фантастические подвиги,описанные с присущей фольклорному типу повествования гиперболичностью (так,в главе "Кто стрелял?" он из винтовки сбивает вражеский самолет), и человекнеобычайной стойкости - в главе "Переправа" рассказано о подвиге - Теркинпереплывает ледяную реку, чтобы доложить, что взвод на правом берегу,- иумелец, мастер на все руки. Написана поэма с той удивительной классическойпростотой, которую сам автор обозначил, как творческую задачу: "Пусть читатель вероятный Скажет с книжкою в руке: - Вот стихи, а все понятно, Все на русском языке". В 1944 году вся редакция «Красноармейской правды» вошла в составтретьего Белорусского фронта. Вместе с бойцами и офицерами этого фронта Тв.встретил День Победы. В сентябре 1945 года подполковник Тв. демобилизованный первым из своейписательской группы, покидает Бобруйск, где находилась после войныредакция. Впереди - Москва, встреча с семьей и новые страницы жизни,творчества. В свои 35 лет он знаменит и занимает ряд ответственных постов: избран вправление союза писателей; является членом Комитета по Государственнымпремиям СССР; назначен председателем Комиссии по работе с молодымиавторами; назван во всех учебниках советской литературы. Тем не менее, самому Тв., «любителю жизни мирной», как выразился он осебе в «Книге про бойца», было очень нелегко и непросто в послевоенные годывновь обратиться к мирным темам: то, что было пережито за четыре годакровавой войны, цепко удерживало его музу. Неслучайно именно в эти годы,когда война стала событием недавнего прошлого и уже стало возможноосмыслить ее с позиций послевоенных, он создает такой шедевр, как «Я убитподо Ржевом». Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны,стали ее самой трагической страницей. Все стихотворение - это страстныймонолог мертвого, его обращение к живым. Обращение с того света, обращение,на которое имеет право лишь мертвый - так судить о живых, так строготребовать от них ответа. Стихотворение завораживает ритмом своих анапестов,оно довольно велико по объему, но прочитывается на едином дыхании.Знаменательно, что в нем несколько раз звучит обращение, восходящее кглубоким пластам традиций: традиции древнерусского воинства, традициихристианской. Это обращение "братья". В эти же годы пишет стихи такой силы, как «Москва», «Сынупогибшего воина», «в тот день, когда окончилась война». Все они - о войне.То, что не войне, как правило, значительно слабее. В 1950 году Тв. был назначен главным редактором «Новогомира». В это же время, несмотря на значительно сократившееся количествовремени, начал свое новое крупное произведение - поэму «За далью - даль». Поэма «За далью - даль» состоит из 15 глав. Писалась она десять лет(1950-1960 гг.). Ее трудно назвать эпическим произведением. Описаний здесьочень мало (виды, мелькающие за окном, вагонные соседи, Александровскийцентрал). Событий всего два (перекрытие Ангары и встреча с другом детства).Все остальное - авторские воспоминания или раздумья, или, как выразился самТв., «отступленья, восклицанья, да оговорок этих тьма». Основное событие,описываемое в поэме, величественно и грандиозно. Это - работа построительству Иркутской ГЭС. Любителям произведений исключительно остросюжетных читать «За далью -даль» покажется скучным, да автор и не старался для них «плетень художестваплести». Поэма рассчитана на мыслящего читателя, на читателя-гражданина,которого волнуют и общественные, и государственные, и мировые проблемы.Писать для такого читателя нелегко, но, быть может, потому и достиглатакого уровня поэма, что автор ничего не таил от читателя: Что горько, мне, что тяжко было И что внушало прибыль сил, С чем жизнь справляться торопила - Я все сюда и заносил. В последние десять - пятнадцать лет своей жизни Тв. был для множествасвоих собратьев по перу своеобразным духовным отцом благодаря своемуисключительному таланту, а главным образом, благодаря известному всемчувству высокой личной ответственности за судьбы литературы, да и не толькоее. «Он был нашей поэтической совестью» - так предельно точно определитнравственное значение Тв. Кайсын Кулиев. Лет за пятнадцать до смерти Тв. писал, что жизнь его «не обделила … истолько в сердце поместила, что диву до поры - какие жесткие под силу емуознобы и жары». До поры… Но вот пора настала. 18 декабря 1971 года он скончался. Умер еще один великий поэт. Осиротела поэзия. Стремление сказать самое существенное и объективное о нашей жизни -едва ли не главное свойство поэтического творчества А. Твардовского. Судьбынарода, его пути к общему счастью, духовная красота и сила советских людей,их беспримерный трудовой подвиг в последние десятилетия нашей истории,государство и личность, общественное назначение искусства и художника - воткруг вопросов, которые вдумчиво и глубоко охватывает эпос и лирика поэта.А. Твардовского отличает превосходное знание народной жизни, народногохарактера и правдивость истинного реалиста, убежденного сторонника "правдысущей, правды, прямо в душу бьющей". Его гибкий, меткий, всем доступный ибудто врезающийся в суть предмета стих органически тяготеет к народномуприсловию, к шутке, он впитал в себя наиболее живые традиции устногопоэтического творчества и уроки русских поэтов-классиков, в первую очередьНекрасова. А. Твардовский - выдающийся представитель социалистическогореализма в нашей литературе.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Творческий путь А. Т. Твардовского iconПамятка выполняющему творческий проект
Ты вступаешь на путь проектирования. Путь этот сло­жен и тернист. Но не пугайся. Результат обязательно будет! Согласись, что все...
Творческий путь А. Т. Твардовского iconЛирика а. Т. Твардовского
Поэзия А. Твардовского стала одной из ярких страниц истории русской литературы XX века, сама судьба этого человека и поэта глубоко...
Творческий путь А. Т. Твардовского iconТворчество А. Т. Твардовского пу 12 реферат творчество А. Т. Твардовского учащаясяся 276 гр. КучероваЛ. Е. Проверила: преподаватель литературы Карпова Н. К

Творческий путь А. Т. Твардовского iconЖизненный и творческий путь Фредерика Шопена

Творческий путь А. Т. Твардовского iconЖизнь и творческий путь Паоло Веронезе

Творческий путь А. Т. Твардовского iconЖизненный и творческий путь Фридерика Шопена

Творческий путь А. Т. Твардовского iconЖизнь и творческий путь Суйменкула Чокморова

Творческий путь А. Т. Твардовского iconФредерик Шопен творческий и жизненный путь

Творческий путь А. Т. Твардовского iconЖизненный и творческий путь Антона Павловича Чехова

Творческий путь А. Т. Твардовского iconТема : Своеобразие литературы XIX века. Жизненный и творческий путь поэтов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
Тема: Своеобразие литературы XIX века. Жизненный и творческий путь поэтов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы