Социальная сфера общественной жизни icon

Социальная сфера общественной жизни



НазваниеСоциальная сфера общественной жизни
Дата конвертации10.08.2012
Размер341,18 Kb.
ТипРеферат
Социальная сфера общественной жизни


Министерство общего и профессионального образования РФ Южно-Уральский государственный Университет Контрольная работа По философии На тему “Социальная сфера общественной жизни” Выполнил: Хлызов М.Н. Фак. ЗИЭФ Гр. УИТС -226 Челябинск 2002г. Содержание1. Философское понятие социальной сферы, принципы ее изучения1.1 Сущность социальной сферы………………………….…32 Социальная структура общества2.1 Нация как социально-этническая общность. ………….…52.2 Национальные отношения, национальные конфликты…92.3. Класс как социальная общность…………………….…….132.4. Социальная страфитикация……………………………..152.5 Социальная мобильность…………………………………172.5.1 Горизонтальная социальная мобильность ……………..172.5.2 Вертикальная социальная мобильность ………………..182.6Динамика социальной стратификации в России………193. Список литературы……………………………………………23 Сущность социальной сферы. Общество представляет собой множество людей.Но это не простая сумма отдельных индивидов. В этом множестве возникаютопределенные группы, общности, которые отличаются одна от другой инаходятся между собой и обществом в целом в разнообразных соотношениях. Естественно возникают вопросы: в силу каких причин в обществе на том илиином этапе возникают определенные общности, что они собой представляют,какие между ними устанавливаются связи, как и почему они развиваются, какфункционируют, какова их историческая судьба, как складывается в обществецелостная картина связей и зависимостей этих общностей и складывается лиона вообще и т.д.? Социальная философия изучает законы, согласно которым вобществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения междуэтими группами, их связи и их роль в обществе. Эти законы и составляютсодержание особой области общественной жизни — его социальной сферы. В философско-социологической науке выделяют целый спектр социальныхструктур общества: социально-классовую, социально-территориальную(поселенческую), в основе которой лежат различия между городом и деревней,социально-демографическую, отражающую положение половых и возрастных групп,структуру профессиональную, по отраслям хозяйства. Существенно обогатилисьи научные представления об этнических общностях и их дифференциации1,микросоциальной структуре общества — первичных коллективах, семье и т.д. Вместе с тем сложилась никем особо не санкционируемая, но тем не менеедовольно прочная традиция излишнего разделения, специализации изученияразличных элементов социальной жизни. В рамках этой традиции отдельноизучались, скажем, классы и классовые отношения, этнические общности,коллективы, семья и т.д. Последствия подобного подхода все еще дают о себе знать, а новые проблемыосмыслены еще не в полной мере. Мы имеем в виду, например, рецидивымеханистического сопоставления разных общностей, когда в тех или иныхисследованиях они просто «сосуществуют», а не рассматриваются вовзаимосвязи, «застылость» многих социальных определений, недооценкумикросоциальной структуры общества, ее недостаточную связь смакросоциальными процессами, слабое внимание к общим методологическимпроблемам, касающимся всех общностей, всех социальных связей, недостаточноевычленение именно общих законов всей социальной сферы и некоторые другиепроблемы. См., напр.: Бромлей /О.В. Очерки теории этноса. М., 1982. Но развитие общества все с большей настойчивостью требует преодоленияраздельного изучения отдельных общностей, требует интегрального анализасоциальной жизни. На фоне возросших общественных и научных потребностей всеострее ощущаются недостатки раздельного анализа социальных проблем, дефицитисследований, в которых социальная жизнь рассматривалась бы комплексно. По-видимому, своеобразным стержнем развернувшейся некоторое время назаддискуссии о социальной сфере был не столько вопрос о том, выделять или невыделять социальную жизнь как отдельную сферу, сколько обсуждениенеобходимости именно комплексного обобщающего анализа социальной жизни. Нация как социально-этническая общность. В ряду общностей определенноеместо занимают этнические общности. Их число весьма велико — по некоторымподсчетам, современное человечество насчитывает две-три тысячи этносов. Ониочень разнообразны по своим характеристикам. Одна из важнейших социально-этнических общностей — нация. Что она собой представляет? Как и любая другая общность, нация складывается на основе действияопределенных общественных факторов. В их числе важную роль играютматериально-производственные факторы.Здесь важно обратить внимание на то, что материально-производственнаядеятельность реализуется в каждом обществе в виде определенного материально-экономического механизма, все части которого связаны многообразными исложными хозяйственными связями. Так, на определенном этапе — в концефеодализма и начале капитализма — в обществе сложилась единая системапромышленных и сельскохозяйственных предприятий, других производственныхподразделений, между которыми сформировались самые различные хозяйственныеотношения. На базе этих связей сложились общий рынок, единая системавалюты, транспортных коммуникаций, средств связи, налогов и т.д. Весь этотсложный хозяйственный механизм тысячами нитей связал миллионы людей,заставил их повседневно и постоянно общаться, вступать друг с другом всамые различные контакты. Это был как бы огромный материально-производственный мотор, который постоянно «перемешивал» все населениеопределенного общества. И поскольку такие контакты по самым разным линиямпостоянно связывали людей и повторялось это из поколения в поколение, тоэто и привело к образованию особой общности людей — нации. Одним из важнейших факторов складывания и функционирования нации вместе стем и ее существенной чертой является территория. Нам представляется, чтоэтот термин не совсем точно отражает ту реальность, которая имеется в виду.Более точно, на наш взгляд, говорить об определенном природно-территориальном комплексе, понимая под ним не только пространственно-географические границы среды обитания общности, но и всю совокупностьприродных условий, включая климат, особенности ландшафта, растительного иживотного мира, характер почвы и многое другое. Этноинтегрирующая роль этого природно-территориального комплексавыражается во многих моментах. Во-первых, он предстает общей средойхозяйственной деятельности. Во-вторых, этот комплекс существенно определялбыт людей, характер жилья, особенности пищи, одежды, весь образповседневной жизни. В-третьих, природный комплекс был вместилищемпространственных коммуникаций — дорог, в качестве таковых использовалитакже и реки. В-четвертых, природный комплекс с появлением государственныхинститутов, территориального деления общества приобрел чертыгосударственных границ, он превращался в государственную территорию. Такимобразом, природно-территориальный комплекс нации — это не столькогеографическое, естественно-биологическое и т.д. явление, сколькосоциальная характеристика этих природных факторов, социальное качество,которое они обретают в определенных социальных условиях. И именно в такомвиде этот комплекс является и объективной предпосылкой, и реальной чертойнации. Кроме объективных факторов объединения нации, существуют и факторысубъективного порядка.Прежде всего это общий язык. Общая экономическая жизнь, общая территория,сталкивающая людей друг с другом, неизбежно заставляли вырабатывать у людейобщий язык. Он в данном случае выступает как естественное порождениеобщности экономической жизни, общности территории. Национальная общность искладывается в определенном отношении как результат функционирования общегоязыка. Следующий фактор складывания нации — также субъективного плана — этообщность психологического склада, духовной культуры, определенных традицийи т.д. На базе общей экономической жизни, территории, общего языка у людей,постоянно связанных друг с другом, складывается, вырабатывается некотораяобщность социально-психологического облика, культурных традиций. И этаобщность психологического облика, культуры, традиций также интегрирует,сплачивает людей. Много внимания уделяют исследователи — думается, этосправедливо — анализу самосознания нации. Субъективно-сознательные факторы играют важную роль в консолидациинациональной общности. «Национальную культуру, психологию, самосознание, —отмечал А.Ф. Дашдамиров, — следовало бы рассматривать в первую очередь не вкачестве суммы признаков, отличающих один народ от другого, а как факторы,способствующие ее устойчивости, целостности национальной общности,отражающие и сопровождающие ее жизнедеятельность. Такой подход позволяетвыявить саму сущность особенностей культуры, психологии и т.д. какинтегральных духовных образований, связывающих членов данной национальнойобщности в целостное устойчивое объединение»1. Для более конкретного уяснения сущности национальной общности остановимсяна некоторых сопоставлениях нации и класса. Нация как макросоциальная общность базируется на таких характеристиках,которые воплощают глубокие закономерности общественной жизни,складывающиеся и функционирующие в масштабе всего общественного организма.К числу этих характеристик следует прежде всего отнести определенныепреобразования в материально-производственной жизни общества, степеньразвития классов, их отношений, социальное развитие пространства,занимаемого нацией, и некоторые другие преобразования. Вместе с тем нация как общность связана и с весьма конкретным,эмпирически фиксируемым слоем общественных ценностей. К их числу можноотнести конкретные особенности трудовой деятельности, жизненного уклада,одежды, пищи, непосредственного общения, внутрисемейных отношений и т.д.,короче, все то, что обычно связывается с этническими чертамижизнедеятельности общества. Нация, рассматриваемая с точки зренияэтнического дифференциала, и выступает как этническая общность,проявляющаяся, закрепляющаяся в весьма конкретном уровне общественнойжизни. Классовая общность, как и национальная, складывается на основе глубокозакономерных, существенных признаков, напримерединства экономических интересов. Эти признаки, конечно, находят своевоплощение в конкретно-эмпирических чертах жизнедеятельности локальныхклассовых групп. Но степень развитости моментов единства, общностижизнедеятельности классов в конкретно-эмпирическом слое не имеетсущественного значения для констатирования самой классовой общности.Представители одного и того же класса могут разговаривать на разных языках,по-разному отмечать дни рождения своих детей, предпочитать различную кухнюи т.д., но это нисколько не мешает им принадлежать к одной и той жеклассовой общности. Иное дело национальная общность. Если глубинные характеристики,объединяющие нацию, не закрепляются, не дополняются общностью в областиконкретных этнических ценностей, то о нации как общности нет смыслаговорить. Она как общность существует, функционирует лишь тогда, когдадействуют в единстве и взаимосвязи два уровня объединяющих ее механизмов:глубинно-сущностный и эмпирически-этнический. Элиминация любого из нихснимает вопрос о нации вообще. Другая грань особенностей структуры национальной общности проявляется вовзаимосвязи объективно-всеобщих черт нации, с одной стороны, и мерыосознанности принадлежности к нации каждого представителя нации — с другой.Для объяснения этого момента вновь прибегнем к аналогии с классовойобщностью. Так, объективная общность классового положения отражается вобщности идеологического и психологического облика представителей данногокласса, в том числе и в определенном осознании каждым из них своейпринадлежности к данному классу. В то же время индивид может и неидентифицировать себя с классом, к которому он объективно принадлежит.Данное обстоятельство, однако, никак не влияет на классовое положениеиндивида. Что бы он сам по данному поводу ни думал, отрицая даже своюпринадлежность к какому-либо классу, он все равно является членом класса, скоторым связан общностью экономического положения и экономическихинтересов. Иначе обстоит дело с национальной общностью. В ее основе также лежатобъективные факторы. В то же время национальная общность невозможна безсознательного соотнесения, причисления индивидов к данной общности. Мераразвитости этого соотнесения может быть весьма различной, колеблясь отпростого осознания этнической принадлежности до глубоко прочувствованного иосмысленного понимания сущности своей нации, нерасторжимости своейиндивидуальной судьбы и судьбы своей нации. Но в любом случае самоосознание своей принадлежности к нации является обязательным.Эти особенности внутренней архитектоники нации, ее своеобразнаямногоэтажность должны непременно методологически учитываться при оценкеместа нации в социальной жизни общества в целом. Игнорирование, недооценкаэтих особенностей могут не только исказить картину этих связей, но и вообщезавести рассмотрение наций в тупик1. Итак, на базе длительного исторического действия перечисленных вышефакторов складывается национальная общность. Она находит свое выражение вопределенном устойчивом объединении людей, в общности их хозяйственнойжизни, территории, языка, психологического склада, традиций, культуры ит.д. Конституируясь, национальная общность обретает внутреннюю качественнуюопределенность. Тем самым она развивает свои внутренние пределы, границы,отделяющие ее от других общностей. На базе этой качественной определенностинации складываются ее отношения с другими общностями, другими нациями._____________________________________________________________________________ 1 Проблема наций всегда относилась и относится к числу острейших,вызывающих непрекращающуюся полемику. Приведем два фрагмента по этомуповоду. «Бытие нации не определяется и не исчерпывается ни расой, ниязыком, ни религией, ни территорией, ни государственным суверенитетом, хотявсе эти признаки более или менее существенны для национального бытия.Наиболее правы те, которые определяют нацию как единство историческойсудьбы. Сознание этого единства и есть национальное сознание» (Бердяев Н.Философия неравенства// Дон. 1991. №2. С. 171).«Национальная принадлежность — не врожденное человеческое свойство, нотеперь оно воспринимается именно таковым», «нации создает человек, нации —это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей. Обычнаягруппа людей (скажем, жителей определенной территории, носителейопределенного языка) становится нацией, если и когда члены этой группытвердо признают определенные общие права и обязанности по отношению друг кдругу в силу объединяющего их членства» (Геллпер Э. Нация инационализм//Вопросы философии. 1989. № 7. С. 124). Национализм исторически выступает не только средством дезинтеграции традиционных обществ и их перехода в современное состояние, но и составной частью неравномерного процесса развития индустриальных государств. В рамках этих политических процессов разнятся как причины возникновения национализма, так и его цели, а также его роль в политическом развитии тех или иных стран. Так, в XIX в., по мере разложения империй и формирования политической карты мира, требования наций к власти переместились с культурных на политические цели, что привело к созданию самостоятельных национальных государств. В переходных процессах XX в. национальные движения в основном возникали в русле национально-освободительной борьбы угнетенных народов, многочисленные примеры которой дал опыт разрушения колониальной системы в середине нынешнего столетия, что также сопровождалось формированием ряда национальных государств. Помимо задач, связанных с обеспечением государственного строительства, национализм в данных условиях способствовал внутренней консолидации общества, мобилизации его населения на осуществление целей модернизации и даже психологической компенсации страданий, вызванных отсталостью страны и резкими внутриполитическими противоречиями (X. Винклер). Весьма типичной причиной, инициирующей национальные движения в переходных условиях, является и динамика развития отдельных национальных общностей в процессе изменения их масштаба и роли внутри конкретного государства. Например, «малые» нации перерастают в «большие», приобретая системообразующее для государства значение, что предполагает и соответствующее перераспределение прав и ресурсов власти. В политических же процессах развитых современных государств национализм в основном складывается в рамках урегулирования межнациональных конфликтов, например, на основе возникновения нарушении прав жителей определенной национальности или несправедливого распределения социальных благ между различными национальными группами. Существенной причиной возникновения» национальных движений является и стремление «малых» наций к самостоятельности, базирующееся на преувеличении своей культурной и политической роли в обществе, что провоцирует сепаратизм и, как следствие, инициирует центробежные тенденции, ведет к дезинтеграции государства и общества, к нарастанию обособленности и изоляционизма отдельных групп населения. Помимо постоянного появления на политической карте современных государств новых национальных меньшинств, которые выступают со своими политическими требованиями, в качестве причин, провоцирующих возникновение национальных движений, могут выступать и влияние родственных зарубежных групп, борющихся за права соплеменников в других странах, и политика ирредентизма (сознательного объединения людей одной национальности в рамках единого государство), и противоречия между титульными и нетитульными нациями и т.п. Столь же распространенной причиной активизации национальных движений является и низкая эффективность государства, не способного к должному регулированию межгрупповых отношений. Например, в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. во многих странах Восточной Европы и республиках СССР всплеск национальных движений был вызван прежде всего резким ослаблением государственного контроля за межнациональными отношениями, а равно крайне низкой эффективностью его действий в социально-экономической сфере, сопровождавшейся резким падением уровня жизни населения. Одновременно активизации национализма способствовали и возросшие на волне перемен амбиции национальных элит, что также можно рассматривать в качестве относительно самостоятельной и весьма серьезной причины политической активности наций. Значение этой особой причины формирования национализма тем более велико, что деятельность элитарных кругов нередко придает ему радикальные и разрушающие государственность формы путем пропаганды идей исключительности своей нации, утверждения ее особой миссии в развитии страны, разжигания межнационального недоверия и розни. Нередко под национальными лозунгами скрывается и сознательная установка определенных элитарных группировок, в том числе поддерживаемых из-за рубежа, на дезинтеграцию государства и общества, на изменение государственных границ, нагнетание региональной и международной напряженности. Хорошей питательной средой для формирования политической поддержки такого рода разрушительных для государства целей становится и недостаточный уровень национального самосознания граждан, низкий уровень образования гуманитарной интеллигенции «малых» наций, массовое распространение в элитарных и не элитарных слоях межнациональных предрассудков, отсутствие у широких слоев населения склонности к компромиссам, терпимости к религиозным и иным характерным отличительным чертам жизни представителей другой национальности. Наиболее важной объективной причиной возникновения национальных движений, формулировки их целей, придания им той или иной интенсивности и продолжительности являются разнообразные межнациональные (этнополитические) конфликты, которые не могут быть урегулированы за счет внутренних ресурсов сторон. Конфликты такого рода нередко опосредуют разнообразные противоречия и асимметричные отношения групп социально-экономического, территориального, демографического и иного характера, придавая им своеобразный оттенок и усложняя пути и методы выхода из конфликтных ситуаций. При этом национальные аспекты, как правило, способны играть роль детонатора различных социальных противоречий, придавая противоборству чрезвычайную стремительность и остроту. Более того, различные политические силы порой стремятся сознательно свести те или иные социальные групповые конфликты к национальным основаниям. В связи с этим в науке нередко высказываются мнения о том, что любые расхождения позиций или неравенство ресурсов у национальных (этнических) общностей неизбежно приводит к острым конфликтам. Однако практический опыт развития межнациональных отношений в ряде таких стран, как Швейцария, Голландия, Бельгия и некоторых других, показывает возможность установления взаимоуважительных и политически стабильных отношений между различными национальными, этническими и расовыми группами. Наиболее распространенными являются конфликты между национальными (этническими) группами в полиэтнических государствах, возникающие на основе различий во владении теми или иными социальными ресурсами, а также между национальным большинством и меньшинством. Как правило, причинами такого положения дел в не малой степени служат факторы естественно-исторического характера, заселенность определенных территорий, тесная связь отдельных групп с теми или иными видами хозяйственной деятельности, процессы ассимиляции и миграции отдельных наций, эволюция административно- территориальной организации государства, а также сокращение его реальных возможностей. Например, в результате формирования социально-экономической периферии в России (в частности, это относится к районам Крайнего Севера, испытывающим постоянные трудности в обеспечении ресурсами) материальное неравенство проживающих там граждан непосредственно предстает как национальное. Специфические конфликты возникают и в результате идентификацииэтнических меньшинств с родственной общностью, проживающей в соседнихстранах (например, у турок в Болгарии, венгров в Румынии, русских вМолдавии и т.д.). Примерно такие же противоречия возникают и вследствиеформирования этнических анклавов, складывающихся в результате этническойэмиграции из соседних государств, а также воссоединения ранее раздробленныхэтносов и восстановления прав репрессированных народов.Среди множества межнациональных конфликтов прежде всего следует отметитьте, которые возникают на почве наиболее политически значимых противоречиймежду государством (центральной бюрократией) и национальной группой. Чащевсего данный конфликт связан с систематическим ущемлением прав последней(юридическим или фактическим). Такие отношения могут приобретать различныеформы: немотивированного ужесточения контроля за жизнью данной частинаселения, создания препятствий в кадровом росте, проведения незаслуженныхрепрессий и т.д. Например, в СССР статус негласной государственной политикиприобрело дискриминационное отношение властей к гражданам еврейскойнациональности, которые подвергались различным формам социальногопритеснения и унижения. Во многих странах весьма распространенным типом межнациональныхконфликтов является противоречие между титульной (коренной, дающейофициальное название государству) и нетитульной (некоренной) нациями. Такоеположение может выражаться в сужении представителям последней возможностейдля вероисповедания, обучения детей на родном языке, установлениичрезмерных требований в освоении государственного языка, дискриминации понациональному признаку в области здравоохранения, образования,профессионального кадрового роста и т.д. Причем такие противоречия могутвозникать даже тогда, когда нетитульная нация превосходит титульную почисленности. Как свидетельствует опыт преобразований в большинствесовременных Прибалтийских государств, самым серьезным последствием такойполитики является масштабная социальная дискриминация и превращениепредставителей нетитульной (в данном случае русской) нации в «людей второгосорта». В структуре межнациональных отношений особое место занимают и такназываемые межэтнические конфликты. Их особенность состоит в том, чтостепень их урегулированности слабо зависит от рациональных действий поиспользованию институтов власти и преобразованию характера их деятельности,проведения согласительной политики и использования всевозможных техникпримирения (этим они отличаются от других типов межнациональныхконфликтов). Причина крайней степени устойчивости подобных конфликтовзаключается в том, что источники их напряженности, как правило, лежат вэмоционально-чувственной сфере, органически подкрепляясь действием бытовыхтрадиций, некритически воспринятыми, «с молоком матери» впитанными оценкамии суждениями, подсознательными, в том числе религиозными, стереотипами истандартами, выражающими трудно изменяемое некомплиментарное отношение клюдям другой национальности. Этническая несовместимость, неспособность жить в мире «соприкасающихсянаций» (С. Хантингтон) служит выражением культурной дистанции, котораяпорой является условием самого существования этносов. Причем эта дистанциятрудно преодолима как для групп, так и на индивидуальном уровне. Нередкотакие конфликты выливаются в ожесточенные, в том числе вооруженные,столкновения отдельных этнических образований (тейпов, махалей), ведущихборьбу друг с другом на протяжении долгих лет. И подчас требуется жизнь неодного поколения, чтобы такое взаимонепонимание утратило свою остроту иагрессивность.Межнациональные (межэтнические) противоречия проявляются как на уровнеполитических институтов (движений), так и на межличностном, бытовом уровне.На этом уровне формируются разнообразные стереотипы враждебности,недоброжелательства, провоцируются стихийные мятежи, выступления,террористические акции, самосуд и т.п. В этом отношении важнейшим факторомпримирения сторон является взвешенная политика государства, направленная навыравнивание прав представителей всех проживающих на его территориинациональностей и предоставление им возможностей жизни всоответствии со своими убеждениями. Класс как социальная общность. Учение о классах, их отношениях занимаетбольшое место во всей марксистской концепции. Этому учению посвященаобширная литература, разные его аспекты тщательно и глубоко разработаны.Что же понимает социальная философия марксизма под общественными классами,как она их определяет? Прежде всего подчеркнем, что в социальной философии исходным дляпонимания сущности классов является определенное их выведение изматериального производства, понимание материального производства в качествеважнейшего фактора конституирование классов.Вместе с тем связь классов с материальным производством отнюдь непротиворечит тому, что данная общность складывается под определяющимвоздействием какой-то одной стороны материального производства. Такойстороной являются производственные отношения общества. Показательным в этомотношении является известное ленинское определение класса. В.И. Ленинписал: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их местув исторически определенной системе общественного производства, по ихотношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) ксредствам производства, по их роли в общественной организации труда, аследовательно, по способам получения и размерам той доли общественногобогатства, которой они располагают»1. Если оценить эти черты классов в ихсобственно экономическом значении, то перед нами предстанет определеннаяхарактеристика структуры производственных отношений, которая и выраженаВ.И. Лениным через определение класса. Производственные отношения воплощаются, реализуются в определенныхэкономических интересах людей. Эти интересы на определенных этапах развитияпроизводства дифференцируются, существенно различаются между собой, а то ипротиворечат друг другу. Вот эти объективные производственно-экономическиеинтересы и являются тем экономическим механизмом, который объединяет,сплачивает определенные группы людей — классы. Сами классы выступают каксвоеобразное закрепление, воплощение определенных интересов вжизнедеятельности общественных групп2. Совокупная деятельность общества по производству материально-духовныхблаг выступает объективной, материально-производственной основой народа каксоциальной общности. Спрашивается, является ли этот фактор социально-образующим фактором и для классов? По-видимому, ответ не может бытьоднозначным. Конечно, общая трудовая деятельность трудящихся классов,многообразные контакты, общие ценности, установки и т.д., которыескладываются в ходе этой деятельности, объединяют людей в класс. В этомсмысле исключать социально-интегрирующую роль этого фактора прихарактеристике классов, тем более в конкретных исторических условиях,нельзя. Вместе с тем при выделении класса как общности акцент делается нестолько на совместной трудовой деятельности как таковой, сколько на общейроли в общественной организации определенной группы людей, что и выражаетсяв одной из черт ленинского определения. Так что не трудовая деятельностькак таковая, а именно специфическая роль, своеобразная функция в совокупнойтрудовой деятельности общества выступает специфическим признаком класса каксоциальной общности.В этой связи интересен и вопрос о территории как факторе класса какобщности. Обычно эта проблема в литературе даже не ставится. Видимо,исходят при этом из посылки, что территория не разделяет классы, что наодной и той же территории, равно как и на совершенно разных территориях,существуют и функционируют как различные, так и одни и те же классы. Отсюдаделается вывод, что территория не входит в число признаков класса.Соглашаясь с этим выводом в целом, мы бы хотели заметить, что вообщеисключить проблему территорий из характеристики классов было бынеточностью. Это особо очевидно при конкретном анализе конкретных классов.Так, каждый класс существует, функционирует на определенной территориигосударства, например рабочий класс Италии, крестьяне Испании и т.д. Крометого, есть специфические аспекты территориального размещения классов:крестьянство, например, связано с сельской местностью, индустриальныерабочие — в основном с городской средой обитания. Видимо, при определенныхусловиях имеет значение рассмотрение территориальной эволюции классов,например образование рабочего класса в бывших национальных окраинах СССР.Все это свидетельствует, что связь классов как общности с территорией имеетопределенное содержание. Остается ответить на вопрос: можно ли выделять сознательно-духовныефакторы классовой общности, можно ли эти факторы считать одним из признаковсамой классовой общности? В общем виде на поставленный вопрос мы уже ответили, когда речь шла офакторах и признаках народа как общности. Мы считаем, что классовуюобщность не только можно, но и должно рассматривать и в плане сознательно-духовных характеристик.В число признаков классов, на наш взгляд, включаются те субъективно-сознательные факторы, которые порождаются их непосредственным бытием икоторые функционируют как непосредственная духовная форма осуществленияэтого бытия. Применительно к классам это означает, что к собственнымпризнакам классов можно относить определенные социально-психологическиехарактеристики данного класса, например чувство сопричастностипредставителям этого же класса, установки, выражающие отношение к другимклассам, традиции, связанные с образом жизни данного класса, и т.п. Этичерты, если можно так выразиться, живут и функционируют в недрах самогокласса как его общий, коллективный продукт, они никем специально несоздаются, не отменяются, но выступают скрепами, соединительными нитями,связывающими группу людей в нечто целостное. Эти черты класса выступаютформой его духовной ориентации в конкретных условиях бытия, и выступают каксобственные признаки классовой общности, неотделимые от самой этойобщности1. Вполне понятно, что классово-интегрирующая роль духовныхфакторов развертывается лишь на базе, основе, общности объективныхэкономических интересов как своеобразное дополнение, развитиеинтегрирующего действия этих интересов. Если же этих объективных основобщности нет, то никакие сознательные факторы ее сплотить, естественно, немогут. Как и другие социальные общности, классы, складываясь, обретают своюкачественную определенность, свою внутреннюю границу, отделяющую их отдругих классов, других социальных групп. Качественная характеристика класса как социальной общности выражается вомногих параметрах. Это и определенное развитие экономического интересакласса, и степень подчиненности всей жизнедеятельности членов данногокласса этому общему интересу. Это и развитие образа жизни, общего для всехпредставителей класса, и социально-регулятивное воздействие этого образажизни на весь спектр отношений индивидов данного класса к обществу, другимлюдям. Это и определенные черты социально-психологического облика данныхлюдей, их установок, ценностных ориентации, нравственных принципов,предпочтений и т.д. Все это вместе взятое и выделяет класс как социальнуюобщность, как бы очерчивает его рамки во всей совокупности народонаселенияобщества. Вполне понятно, что по мере складывания классов как социальных общностей,по мере их развития конструируется и своеобразная область общественныхотношений — отношений классов. Собственно, в данном случае налицоопределенное взаимодействие: по мере конструирования классов складываютсяотношения между ними и по мере складывания этих отношений развиваются какобщности и сами классы. Спектр этих отношений исключительно широк — начинаяот самых острых, непримиримых форм конфронтации, классовой борьбы вантагонистическом частнособственническом обществе и кончая союзом,содружеством классов, идущих по общей дороге созидания. Социальная страфитикацияЕще древний философ Платон размышлял над расслоением людей на богатых ибедных. Он считал, что государство представляет из себя как бы двагосударства. Одно составляют бедные, другое - богатые, и все они живутвместе, строя друг другу всяческие козни. Разнообразие отношений ролей, позиций приводят к различиям междулюдьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким- то образом упорядочить эти отношения между категориями людей,различающихся во многих аспектах. Что же такое неравенство? В самом общем виде неравенство означает, чтолюди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченнымресурсам материального и духовного потребления. Для описания системынеравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие“социальной стратификации”. При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправданоисходить из теории социально - экономической неоднородности труда. Выполняякачественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественныепотребности, люди иногда оказываются, заняты экономически неоднороднымтрудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественнойполезности. Именно социально - экономическая неоднородность труда не толькоследствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности,престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости в общественнойиерархии у других. Каждая из групп вырабатывает свои ценности и нормы иопираются на них, если они размещаются по иерархическому принципу, то ониявляются социальными слоями. В социальной стратификации имеет тенденцию наследование позиций.Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не всеспособные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные,обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесьдействуют два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественномуобразованию; неодинаковые возможности получения позиций в равной степениподготовленными индивидами. Социальная стратификация обладает традиционным характером. Посколькупри исторической подвижности формы ее сущность, то есть неравенствоположения разных групп людей, сохраняется на протяжении всей историицивилизации. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании сфизической силой был важным критерием стратификации. Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системойраспределения власти, собственности и условий индивидуального развития, всеже нужно иметь в виду универсальность неравенства людей. Стратификация, как и любая другая наука, имеет свои формы. До сих пормы говорили о неравенстве без учета его формы, Между тем от формы зависит иинтенсивность стратификации. Теоретические возможности здесь колеблются оттакой крайности, когда любому статусу приписывается одинаковое количество итого и другого и третьего. Крайних форм стратификации не было ни в одномисторическом объекте. Сопоставим ситуацию, когда в обществе многочисленны социальные слои,социальная дистанция между которыми невелика, уровень мобильности высок,низшие слои составляют меньшинство членов общества, быстрый технологическийрост постоянно повышает “ планку” содержательного труда на нижних ярусахпроизводственных позиций, социальная защищенность слабых, помимо прочего,гарантирует сильным и продвинутым спокойствие и реализацию потенций. Трудноотрицать, что такое общество, такое межслоевое взаимодействие скорее по-своему идеальная модель, чем обыденная реальность. Большинство современных обществ далеки от этой модели. Или присущиконцентрация власти и ресурсов у численно небольшой элиты. Концентрация уэлиты таких статусных атрибутов как власть, собственность и образованиепрепятствует социальному взаимодействию между элитой и другими стратами,приводит к чрезмерной социальной дистанции между нею и большинством, Этоозначает, что средний класс немногочислен и верх лишен связи с остальнымигруппами. Очевидно, что такой социальный порядок способствуетразрушительным конфликтам. В своем труде “Государство” Платон утверждал, что правильноегосударство можно научно обосновывать, а не искать ощупью, страшась, веря иимпровизируя. Платон предполагал, что это новое, научно спроектированное обществобудет не только осуществлять принципы справедливости, но и обеспечиватьсоциальную стабильность и внутреннюю дисциплину. Именно таким онпредставлял общество, руководимое правителями (блюстителями). Аристотель в “Политике” также рассмотрел вопрос о социальномнеравенстве. Он писал, что ныне во всех государствах есть три элемента:один класс - очень богат; другой - очень беден; третий же - средний. Этоттретий - наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовыследовать рациональному принципу. Именно из бедняков и богачей однивырастают преступниками, а другие мошенниками. Реалистически размышляя о стабильности государства, Аристотельотмечал, что необходимо думать о бедных, ибо у государства, где множествобедняков исключено из управления, неизбежно будет много врагов. Ведьбедность порождает бунт и преступления там, где нет среднего класса ибедных огромное большинство, возникают осложнения, и государство обреченона гибель. Аристотель выступал как против власти бедняков, лишенныхсобственности, так и против эгоистического правления богатой плутократии.Лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где этоткласс многочисленнее и сильнее, чем оба других, вместе взятых, управляетсялучше всего, ибо обеспечено общественное равновесие. Социальная мобильность. Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным,опубликовавшим в 1927 году книгу “ Social Mobility , Its Forms andFluctuation”. Он писал: “Под социальной мобильностью понимается любой переходиндивида или социального обьекта (ценности) т.е. всего того, что созданоили модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позициив другую. Существуют два основных типа социальной мобильности:горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью,или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объектаиз одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том жеуровне. Перемещение некоего индивида из баптистской в методистскуюрелигиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (какмужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с однойфабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса- все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Ими же являютсяперемещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды, идеи коммунизма,теории Дарвина) в рамках одного социального пласта, подобно перемещению изАйовы до Калифорнии или с некоего места до любого другого. Во всех этихслучаях “перемещение” может происходить без каких - либо заметных измененийсоциального положения индивида или социального объекта в вертикальномнаправлении. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения,которые возникают при перемещении индивида или социального объекта изодного социального пласта в другой. В зависимости от направленийперемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая инисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. В соответствии сприродой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической,политической и профессиональной мобильности, не говоря уже о других менееважных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах:проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокийпласт; создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группыв более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта.Соответственно и нисходящие течения так же имеют две формы: перваязаключается в падении индивида с более высокой исходной группы, к которойон ранее принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальнойгруппы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или разрушении еесоциального единства. В первом случае падение напоминает нам человека,упавшего с корабля, во втором - погружение в воду самого судна со всемипассажирами на борту или крушение корабля, когда он разбивается вдребезги. Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность какдобровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальнойиерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями (напримериндустриализацией и демографическими факторами). При урбанизации ииндустриализации происходит количественный рост профессий и соответствующиеизменения требований к квалификации и профессиональной подготовке. Какследствие индустриализации наблюдается относительный рост рабочей силы,занятости в категории “белых воротничков”, уменьшение абсолютнойчисленности сельскохозяйственных рабочих. Степень индустриализациифактически коррелирует с уровнем мобильности, так как ведет к росту числапрофессий высокого статуса и к падению занятости в профессиональныхкатегориях низшего ранга. Следует отметить, что многие сравнительные исследования показали: подвлиянием сил изменения в стратификационных системах. Прежде всего,возрастает социальная дифферентация. Передовая технология дает толчоквозникновению большого числа новых профессий. Индустриализация приводит вбольшее соответствие профессионализм, подготовку и вознаграждение. Инымисловами для индивидов и групп становится характерной тенденция котносительно устойчивым позициям в ранжированной стратификационнойиерархии. В итоге усиливается социальная мобильность. Уровень мобильностивозрастает в основном вследствие количественного роста профессий в серединестратификационной иерархии, т.е. за счет вынужденной мобильности, хотяактивизируется и добровольная, так как большой вес приобретает ориентацияна достижение. Столь же, если не в большей мере, влияет на уровень и характермобильности система общественного устроения. Ученые давно обратили вниманиена качественные различия в этом отношении между обществами открытого изакрытого типа. В открытом обществе нет формальных ограничений мобильностии почти отсутствуют ненормальные. Закрытое общество, жесткой структурой препятствующее увеличениюмобильности, тем самым противостоит нестабильности. Социальную мобильность правильнее было бы назвать обратной сторонойтой же проблемы неравенства, ибо, как отмечал М. Бьютл, “социальноенеравенство усиливается и узаконивается в процессе социальной мобильности,функцией которой является отвод в безопасные каналы и сдерживаниенедовольства. В закрытом обществе мобильность вверх ограничена не толькоколичественно, но и качественно, поэтому индивиды, достигшие верхов, но неполучающие той доли социальных благ, на которую они рассчитывали, начинаютрассматривать существующий порядок как помеху к достижению своих законныхцелей и стремятся к радикальным изменениям. Среди лиц, мобильность которыхнаправлена вниз, в закрытом обществе часто оказываются те, кто пообразованию и способностям более подготовлен к руководству, чем основнаямасса населения, - из них и формируются вожди революционного движения в тотпериод, когда противоречия общества приводят к конфликту в нем классов. В открытом обществе, где сохранилось мало барьеров, мешающихпродвижению вверх, те, кто поднимаются вверх, имеют тенденцию отходить отполитической ориентации класса, в который они перешли. Аналогично выглядитповедение тех, кто снижает свое положение. Таким образом, те, ктоподнимаются в высшую страту, менее консервативны, чем постоянные членывысшей страты. С другой стороны, “сброшенные вниз” являются более левыми,чем стабильные члены низшей страты. Следовательно, движение в целомспособствует стабильности и в то же время динамизму открытого общества. Динамика социальной стратификации в России 9О-е годы ХХ века, по всей видимости, войдут в историю России какэпоха трех революций, или, возможно, трех стадий одной революции, жесткопредопределяющих друг друга. Первая, политическая, завершилась в августе1991 года; вторая, экономическая, дает первые ощутимые плоды. Однакопараллельно с ней и обгоняя ее, будет набирать ход третья - социальнаяреволюция, которая станет реальностью очень скоро, но окончательно изменитоблик России лишь на исходе тысячелетия. Подобная расстановка приоритетов вполне естественна: политика иэкономика - это злободневные темы, а злобой дня сегодня является задача"накормить народ". Нет ничего очевиднее с точки зрения здравого смысла.Согласно уверениям некоторых политиков, правительство может достаточнобыстро осуществить свои декларации: стабилизировать рынок, укрепитьфинансовую систему и сбалансировать госбюджет. Исполнится сон реформаторов:народ будет "накормлен" (то есть удовлетворит критический минимум своихпотребностей), так и не восстав. Очевидно, однако, что за эту идиллию, по всей вероятности, странепридется расплачиваться долго и мучительно. Удары топора, которым строятсветлое рыночное завтра, неминуемо чем-то отзовутся в нашей судьбе: будущееимеет обыкновение жестоко мстить за легковесность, с которой решаютсяпроблемы настоящего. Самым ужасным результатом реформ будет сокрушительный удар посоциальной структуре, унаследованной от советской эпохи. Эта структураоказалась настолько стабильной и ударопрочной, что выдержала падение"реального социализма". Падение властвующей элиты не привело к сколь либосерьезным социальным конфликтам или катастрофам (о чем предупреждалинекоторые социологи) не в последнюю очередь и потому, что наиболее резкоерасслоение осуществлялось в советском обществе именно по признаку обладаниявластью. Падение партократической элиты было сравнительно мягким, посколькудругие признаки, расслаивающие общество индустриального типа (доход,обладание собственностью, образование, профессия, социальный престиж ит.д.) в советском обществе не были значимыми в той степени, которая снеизбежностью обуславливает жестко конфликтные отношения социальных страт. Прочное сцепление разнородных слоев в советских условиях имело местоне только благодаря короткой социальной дистанции между ними, но и в силутакого явления как определенная взаимоуравновешенность статусов: низкаязарплата и абсолютное безвластие интеллигента обесценивали его высокийобразовательный ранг и относительную свободу в глазах рабочего, имевшего,по крайней мере, более солидный доход, - что не позволяло подспуднойнедоброжелательности перерасти в открытую ненависть. Напротив,представитель умственного труда компенсировал свое унижение сознаниемпрестижности высшего образования и интеллектуальной профессии, карьернымиперспективами и большей свободой распоряжения своим рабочим временем. Иными словами: материальное положение не было доминирующим факторомрасслоения, противовесом ему служили не менее значимые - внеэкономические -параметры. Вот этим-то основаниям общественной интеграции сегодня на наших глазахстремительно приходит конец. Переход контроля над собственностью отгосударства к гражданам грозит пойти по самому худшему варианту: гигантскаячасть национального продукта неудержимо поступает уже даже не враспоряжение, а в легальную собственность новых и старых экономическихэлит, а непропорционально малая течет сквозь пальцы большинства населения.Уровень дохода становится главным параметром стратификации, несбалансированным никаким противовесом. Происходит выравнивание статусов поуровню дохода, а это означает, что на смену высокоинтегрированной,устойчивой социальной структуре грозит прийти наиболее нестабильнаяразновидность классового общества. Общество такого типа обречено постоянно балансировать на гранисоциальной войны. Чем резче и одномернее социальное расслоение, тем вышезаряд негативных общественных настроений (ненависти, зависти, страха),испытываемых различными слоями друг к другу, тем глубже их взаимноеотторжение. В этом смысле, будущее социального мира в стране зависит оттого, сможет ли правительство предотвратить лавинообразно нарастающие впроцессе стихийной приватизации чудовищные диспропорции в распределениибывшей госсобственности между различными социально-экономическими группами. В западных обществах тенденция к сокращению социальной дистанции имеетместо именно благодаря прочному положению и длительному росту среднегокласса, который тем самым сглаживает резкость социального расслоения иявляется главным гарантом стабильности. Напротив, в странах "третьего мира" колоссальный разрыв в доходах, в уровне и стиле потребления, в самомобразе жизни между верхними и беднейшими слоями населения колоссален, адоля средних слоев несопоставимо (с Западом) низка. Новая стратификация может оказаться социальным динамитом, которыйвзорвет общество, так как если не удастся обеспечить минимально необходимыйуровень доходов, объем и влияние среднего класса, в обществе неминуемовозобладает самая опасная с точки зрения стабильности разновидностьсоциальной идентификации - классовая. Начало этого распада общества наклассовые идентификации придется, скорее всего, на время не до, а послестабилизации рынка (причем, не будем забывать, стабилизации на очень низкомуровне). К этому моменту огромное количество людей, утратив надежды наизменение личной ситуации, теплившиеся в период экономического хаоса инеопределенности, поймет, что перебои с питанием есть еще не самая страшнаятрагедия в этой жизни, и с трезвостью разочарования осознает жесткие рамкисвоего социального ранга. В этой ситуации каждый из основных трех классов будет по-своему нестив себе потенциальную угрозу стабильности. Высший класс (крупныепредприниматели и собственники, акционеры предприятий-монополистов,связанная с госсектором бюрократия и обслуживающая связи с мировым рынкомкомпрадорская буржуазия), сосредоточив в своих руках огромные богатства,окажется красной тряпкой практически для всего общества. Демонстративноепотребление, ориентированное на западные потребительские стандарты, откоторого уже сегодня не могут отказаться наши нувориши, будет подпитыватьнеугасимую ярость низших слоев. С другой стороны, пропасть, которая проляжет между богатым и среднимклассами, не позволит первому рассчитывать на партии, имеющие социальнуюбазу в лице последнего. Наиболее активная часть неимущего класса (рабочие разорившихся иубыточных предприятий, бывшие колхозники, так и не ставшие фермерами,безработные, а также огромное большинство людей, не сумевших рациональноиспользовать возможности эпохи приватизации) - станет поставщиком"массовки" для разного рода революционных движений. Но даже не будь всего этого - большой малоимущий слой сам по себесоздаст непереносимую нагрузку на экономику. Высокие налоги, необходимаяпомощь неимущим (не помогать же означает бунт и кровь), навряд ли станутстимулом для развития деловой активности. Правительство, вынужденноеобременять ими другие классы, не заслужит благодарности от низшего и станетврагом в глазах высшего и среднего, - на который придется основная тяжестьналогов. Средний класс - мелкие и средние предприниматели, преуспевающая частьинтеллигенции, рабочие прибыльных предприятий, новые собственники,выигравшие от приватизации, - в ситуации резкого расслоения будутиспытывать двойную фрустрацию: страх перед разъяренным низшим классом иненависть к недосягаемому высшему. Самый печальный из возможных результатовприватизации - создание слоя "фрустрированных собственников" - этойпотенциальной базы фашизма (который, по определению Сеймура Липсета,является экстремизмом среднего класса). Судьба общества, в котором господствует одномерная перспектива оценки,печальна. Чем более распределение богатства совпадает с распределениемсоциального престижа, тем больше вероятность взаимного отторжения слоев -низших, средних и высших, тем ближе и острее опасность дезинтеграции с ееразновидностями от революции до гражданской войны.Конечно, в мире нет страны, где бедные не испытывали бы неприязни кбогатым. Но эта естественная неприязнь может быть усилена или ослаблена - взависимости от факторов скорее социокультурного, нежели экономическогопорядка. Если представители малоимущих слоев усвоят, что они не имеютникаких шансов на поощрение обществом своих "нетоварных" достоинств, этоприведет не только к устрашающей моральной деградации, но и квзрывоопасному обострению классовой ненависти. Не имея шансов разбогатеть,он может добиться признания и почета совсем на другом поприще. Список литературы 1. Зборовский Г. Е. Орлов Г. П. Социология. М., 1995. 2. Комаров М. С. Введение в социологию. М., 1995. 3. Ильин В. И. Основные контуры системы социальной стратификации общества// Рубеж. 1991. № 1. С.96—108. 4. Смелзер Н. Социология. — М., 1994. 5. Комаров М. С. Социальная стратификация и социальная структура // Социол. исслед. 1992. № 7. 6. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социол. исслед. 1992. №11 7. Политология под ред. Проф. М.А. Василика М., 1999 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Социальная сфера общественной жизни iconЛекция. 11 класс Тема: «Социальная сфера жизни общества» Социальные отношения и взаимодействия
Социальная сфера – целостная система, основными элементами которой являются люди, их связи, взаимодействия и отношения, передаваемые...
Социальная сфера общественной жизни icon-
Сексуальное поведение — это форма взаимодействия индивидов, особей, мотивированная половой потребностью; важная сфера общественной,...
Социальная сфера общественной жизни iconВыполнил студент: Понамарева Юлия Викторовна Группа №448 Студенческий билет №05ффд13015 Проверил
Социальная жизнь и её соотношение с другими сферами общественной жизни
Социальная сфера общественной жизни iconДокументы
1. /Кр Социальная сфера/Вариант 1.DOCX
2. /Кр...

Социальная сфера общественной жизни iconПрограмма дисциплины социальная реклама для направления 030200. 62 «Политология»
Навыки теоретических знаний о политической сфере общественной жизни, умение логически мыслить и анализировать информацию, обладание...
Социальная сфера общественной жизни iconСоциальная сфера

Социальная сфера общественной жизни iconОпределение понятий «социальный факт», «социальный процесс» Что представляет собой социальная сфера. Предмет и цель социальной статистики
С. С. – отрасль статистики, изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов, происходящих в соц жизни общества, в неразрывной...
Социальная сфера общественной жизни iconВан Цин, Ляонинский педагогический университет
Как и в любой аграрной цивилизации, в Китае семья является важнейшим социальным образованием, главной общественной единицей. Её устройство...
Социальная сфера общественной жизни icon4. веневитинов. В. впервые глубоко поставил и осмыслил круг проблем, связанных с природой искусства и его роли в жизни человечества. Искусство это сфера духовной, умственной, мыслительной дея-ти. Для В
Искусство – это сфера духовной, умственной, мыслительной дея-ти. Для В. Важно нравственное зн-е мысли, мысль как нравств. Импульс,...
Социальная сфера общественной жизни iconТема становление социологии как науки
Он выдвинул идею социальной физики так первоначально обозначалось новое направление в науке. По мнению Огюста Конта, социальная физика...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы