Курсовая работа по дисциплине «Педагогика» Формы поликультурного воспитания учащихся начальных классов icon

Курсовая работа по дисциплине «Педагогика» Формы поликультурного воспитания учащихся начальных классов



НазваниеКурсовая работа по дисциплине «Педагогика» Формы поликультурного воспитания учащихся начальных классов
Дата конвертации09.08.2012
Размер317,98 Kb.
ТипКурсовая
скачать >>>

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга»

2008-2009 учебный год


Кафедра педагогики


Курсовая работа


по дисциплине «Педагогика»


Формы поликультурного воспитания учащихся начальных классов.


Выполнила студентка

Психолого-педагогического факультета,

4 курса, группа ПА-054,

специальности «Психология и педагогика»

очной формы обучения

Рудяшко Анастасия Александровна


Научный руководитель:

Стафеева Ю.В., к.п.н.,

доцент кафедры педагогики


Петропавловск-Камчатский, 2008г.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы поликультурного воспитания

    1. Культурологические идеи и концепции поликультурного воспитания 7

    2. Политика поликультурного воспитания в современных государствах 11

    3. Основные методы и формы поликультурного воспитания 16

Глава 2. Экспериментальное исследование организации поликультурного воспитания

2.1. Исследование форм организации поликультурного воспитания в СОШ №5, начальных классах 19

2.2. Условия работы по организации поликультурного воспитания в начальных классах 24

2.3. Исследование эффективности работы по организации поликультурного воспитания в начальных классах 28

Заключение 30

Библиографический список 31

Приложение 37

Введение


Сегодня на карте мира почти не осталось моноэтнических и монокультурных государств. Повсюду, в различных регионах и странах учебные заведения становятся все более многонациональными, мультикультурными.

В современном мире процесс воспитания протекает при межэтническом и межкультурном взаимодействии больших и малых этносов. Этот процесс, наряду с развитием общенациональной культуры, обогащает как доминирующие, так и малые культуры. Подобная тенденция предполагает формирование культурных ценностей у всех участников межэтнического и межкультурного диалога, создание общего культурного и национального пространства, в пределах которого каждый индивидуум обретает социальный и этнический статус, определяет принадлежность к тем или иным языкам, суб- и макрокультурам.

Для отдельных государств учет многокультурности и полиэтничности становится педагогическим приоритетом. Такой учет служит существенным условием демократизации воспитания и обучения, участия в общественной жизни. Условия эффективного воспитания и образования в значительной мере находятся вне собственно педагогических усилий и зависят в огромной мере от воздействия социальных и политических факторов. Вместе с тем воспитание – мощный инструмент создания благоприятного демократического и гуманного социального климата, заметная предпосылка выхода из кризиса межнациональных отношений, способствующая гармонизации контактов представителей различных цивилизационных типов и культур. Будучи условием демократизации воспитания и образования, мультикультурная педагогика приобщает участников культурного диалога к разнообразным языкам, мировой культуре через понимание особенностей отдельных этносов, истории человеческой цивилизации, на основе взаимодействия культур.

Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен необходимостью межнационального диалога и сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в многонациональных регионах и государствах. Политика многонациональных учебных заведений должна быть направлена на воспитание основ межкультурного общения среди учащихся из семей разных социальных страт и профессий.

В многонациональной России актуальность теоретической и практической разработки поликультурного воспитания обусловлена необходимостью формирования и развития новой национальной общности – россиян. Проблема обострена четырьмя капитальными обстоятельствами: во-первых, кризисом идей и опыта социалистического интернационального воспитания; во-вторых, социально-демографическими сдвигами, вызванными массовым притоком беженцев и иммигрантов из бывших республик Советского Союза; в-третьих, усилением процессов национально-культурного самоопределения народов Российской Федерации; в-четвертых, наличием негативных националистических настроений в обществе.

Ученые-педагоги, преподаватели нередко замалчивают такие «неудобные» вопросы, как межэтнические конфликты, культурные предрассудки, национализм. Между тем поликультурность человека имеет отнюдь не генетическое происхождение. Она социально детерминирована и должна быть воспитана.

В этих условиях особую актуальность для отечественных учебных заведений приобретает внедрение идей поликультурной педагогики, творческое использование позитивного мирового опыта мультикультурного воспитания.

Многоэтничность, многоязычность, полицивилизационность общества порождают сложную гамму проблем в теории образования и воспитания. Воспитание и образование предназначены для педагогического разрешения конфликтов между представителями этносов и культур в рамках общего национально-государственного пространства. Учитывая национальные (этнические) различия воспитание должно соответствовать принципам педагогики, основанной на идеях вариативности, диверсификации, что способствует обеспечению необходимого минимума равенства и максимальному учету различий в многонациональных школьных классах.

Поликультурное воспитание - концепция и практика воспитания и образования в процессе культурно разнообразного взаимодействия. Направлено на установление благоприятных отношений взаимообмена и взаимопонимания между представителями различных культур страны, учитывает культурную принадлежность, содействует усвоению знаний об иных культурах, осознанию различий и сходств между культурами, традициями, образом жизни, формирует положительное отношение к многообразию культур, рассматривает культурное разнообразие как позитивное условие педагогической деятельности [13, с.206].

Объект поликультурного воспитания - многоэтнический, многокультурный социум в пределах какого-либо государства.

Для решения проблем в полиэтнических (многонациональных) классах необходимо учитывать не только педагогические принципы, но также идеи и концепции смежных ей наук. Наиболее близкие, в области взаимодействия представителей различных этносов, науки – философия, культурология, психология и социология.

Философия считает своей центральной идеей в межнациональном воспитании – синтез проблем педагогической деятельности в многокультурной и многонациональной среде. Проблемы воспитания рассматриваются как целостный универсальный процесс взаимодействия культур. Аксиология воспитания основана на отношении к личности как к главному общественному богатству. Гуманистически осмысленные, нравственные, этические, эстетические, культурные нормы, лежащие в основе концепции воспитания в многонациональной среде, отражают сложную и динамическую систему человеческого бытия. Эта система условно может быть представлена в виде нескольких групп идеалов и ценностей:

- общечеловеческих (вера, надежда, любовь, дружба, щедрость, справедливость и т.д.);

- гражданских (свобода, равенство и т.д.);

- семейных (любовь к детям, забота о родителях и пр.).

Все они специфически проявляются в определенном педагогическом контексте многонациональных социумов.

Среди концептуальных тезисов межнационального воспитания одно из центральных мест занимает признание педагогического процесса как культурного феномена. Отдельные культуры при этом рассматриваются как уникальные совокупности духовных богатств. При единении в многокультурном пространстве, каждая культура участвует в создании целостной концепции и практики общенационального воспитания и одновременно нуждается в поддержке и развитии собственных отличий и неповторимости.

У истоков изучения культурной детерминации воспитания стоят великие мыслители прошлого. Например, Ж.-Ж. Руссо подчеркивал, что если культура общества безнравственна, она уродует заложенные природой в человеке высокие нравственные качества.

В свою очередь, И. Кант указывал на необходимость приобщения к культуры как к способу выведения ребенка из животного состояния [12].

Интерпретатор и популяризатор идей Руссо – Дистервег сформулировал принцип культуросообразности обучения и воспитания, который является продолжением размышлений Руссо о соотношении воспитания и культуры. Согласно мнению, Дистервега, культуросообразное воспитание представляет собой систему из трех составляющих: внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя часть включает в себя нормы морали, быта. Внутренняя – духовную жизнь личности, а общественная представляет собой социальные отношения и национальные духовные ценности [13].

В первой половине XX века данным вопросом занимались теоретики педагогики: Э. Шпрандер, В. Дильтей, Г. Кершенштейнер, Б. Рассел, С. Гессен и др. Ученые рассматривали воспитание как интериоризацию личностью объективных культурных ценностей. К ценностям были отнесены – язык, способы поведения, обычаи, системы знаний, литература и искусство.

На рубеже XX – XXI веков в отечественной и мировой науке вопрос соотношения культуры и воспитания приобрел новое звучание. Считается, что воспитание не только погружает личность в культурно-исторический опыт жизнедеятельности, но и сохраняет, передает, созидает такой опыт. Следовательно, воспитание и образование сохраняют, передают, воспроизводят, развивают культуру. Предлагается концепция многоуровневого единства, при котором образование воспроизводит культуру и в то же время культура оказывается условием существования образования.

Качественно новые аспекты взаимосвязи культуры и воспитания возникли при научном осмыслении феномена культурного многообразия. В данном случае возможны два подхода:

  1. Сохранение и обогащение многообразия национальной культуры;

  2. Нивелирование многообразия в пределах общего социума.

Среди ученых, сформулировавших первый подход, был И.Г. Фихте. Он считал, что следует сохранить «цветы национальной культуры» всех государств, которые войдут в объединенную Германию [13].

Концепцию взаимосвязи воспитания, этнокультурного многообразия и общенациональной культуры сформулировала советская наука. Прогнозировалось развитие «национальных по форме, социалистических по содержанию» этнокультур. Целью данной концепции было постепенное «снижение» их самобытности.

В мировой педагогической науке при рассмотрении проблем воспитания в многонациональном социуме почти систематически используется термин «мультикульное воспитание». В отечественной педагогике распространен также термин «поликультурное воспитание», который имеет российское происхождение.

Рассмотрев идеи и концепции поликультурного воспитания мы можем придти к выводу, что во многих крупных развитых странах политический курс образования в соответствии с мультикультурализмом рассматривается как перспектива ближайших лет.

Процесс глобализации увеличивает «глубину» и «количество» разломов между этнокультурными группами. Среди первостепенных причин подобного кризиса - неэффективность современного воспитания и образования. В мире возрастает понимание необходимости государственной политики мультикультурного воспитания[2].

Педагогическая политика в многонациональном государстве, в условиях культурного и языкового многообразия, должна содействовать подготовке подрастающего поколений к поликультурной действительности. Такая политика может способствовать развитию взаимопонимания и взаимодействия между макро- и субкультурами с помощью школы. От государства в огромной степени зависит эффективность воспитания, так как школьная политика может либо содействовать развитию национального самосознания и воспитанию уважения ко всем культурам, либо «поощрять» ксенофобию и агрессивный национализм.

Воспитание подрастающего поколения в духе понимания и принятия иных культур, готовности к межкультурному диалогу стимулируется деятельностью влиятельных организаций. Это отражено в официальных основополагающих документах.

Например, в Конституции РФ сказано, что «каждый в праве определять и указывать свою национальную принадлежность<…> Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества»[18, с.9].

В законе РФ «Об образовании» в качестве принципа государственной политике прописано: «…Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства»[14, с.4].

Подобная политика декларируется в странах с развивающейся или развитой политико-экономической системой. Например, в Австралии, США, Канаде, ЮАР, странах Западной Европы. Она включает в себя проведение государственного курса в сфере воспитания и обучения с учетом прав и интересов различных групп населения.

Первыми государствами, признавшими в начале 70-х гг. прошлого столетия правомерность поликультурного воспитания, были Канада и Австралия. В обеих странах такая политика явилась ответом на резкий приток иммигрантов, в связи, с чем возникла потребность в укреплении их федеративного устройства.

В Канаде Конституция 1982г. закрепила за гражданами свободу и право на национально-культурное самовыражение. Важным политическим событием стало принятие в 1988г. документа, в котором культурное разнообразие объявлено «источником силы и будущего Канады», провозглашен курс на равенство, сохранение культур всех этнических групп.

Государственная школьная политика Канады поощряет взаимодействие и поддержку представителей разных этнических и культурных групп населения. Официальный курс направлен на то, чтобы преодолеть различия в возможностях приобретения образования, сохранить расовую и этническую идентичность всех канадцев. Педагогическая политика предусматривает в первую очередь поддержку лингвистической компетенции учащихся в многоязычной школе Канады. Это объясняется тремя обстоятельствами:

  1. стремление обеспечить учащимся возможность овладения двумя государственными языками (английским и французским);

  2. необходимостью сохранения языков аборигенов;

  3. желанием канадцев изучать языки исторической родины.

Поликультурный компонент официальной политики Канады позволяет потомкам выходцев из Старого Света сохранять свои культурные традиции. Их право на культурное самовыражение закреплено в образовательных программах большинства провинций.

В США политика поликультурного воспитания прошла две стадии. Вначале (1970-1980) создавались условия для обучения учащихся - представителей меньшинств на родном языке. Затем задачи воспитания были расширенны. Предусматривается планомерная реформа школьного образования путем включения в учебные программы общественных дисциплин материалов об истории и культурных традициях национальных меньшинств.

В настоящее время большинство учебных округов США руководствуется предписаниями правительства о запрете расовой дискриминации, увеличении образовательных возможностей национальных меньшинств.

В рамках политики поликультурности с 1981г. реализуется масштабная федеральная программа по образованию, адресованная школьникам низкого социального уровня из этнических меньшинств. Предусмотрены ежегодные субсидии в размере 500 млн. долларов. На эти средства школы, где учатся дети указанных категорий, приобретают дополнительное оборудование, приглашают специалистов-консультантов, повышают заработную плату учителей.

Последствия политики поликультурности в сфере образования в США неоднозначны. Проблемы, связанные с правом на достойное воспитание и обучение «небелого» меньшинства, особенно афро-американцев, продолжают быть острыми и болезненными. Вместе с тем политика смягчения дискриминации привела к тому, что медианный уровень образованности «цветного» населения сравнялся с уровнем образованности белого большинства.

В ряде американских начальных школ учитываются расовые и культурные особенности учащихся, и детям - представителям национальных меньшинств оказывается дополнительная педагогическая поддержка, в результате чего улучшились результаты их обучения английскому языку и математике. Также, следствием такой поддержки стало воспитание и развитие у представителей меньшинств культурного самосознания.

Политика мультикультурного образования, тем не менее, не устранила проблем сегрегации национальных меньшинств. «Школы для «цветных» по многим показателям хуже, чем школы для «белых»[12, с.74].

Важнейшим направлением европейской педагогической политики является выстраивание, в многонациональной системе образования, новых отношений с этнокультурными меньшинствами. На протяжении последних 50 лет ведущие страны Западной Европы прошли путь от имперских амбиций относительно учащихся из национальных меньшинств до признания их прав на достойное и особое воспитание и обучение. Фактически главным ориентиром школьной политики в ведущих государствах Западной Европы является ассимиляция - интеграция в культуру доминирующей нации.

Европейская интеграция резко актуализирует политику поликультурного воспитания. В объединенной Европе возникают новые политические проблемы, связанные с усложнением феномена культурного и этнического многообразия. Нарастает злободневность школьной политики сотрудничества между представителями больших и малых этносов, религий и культур.

Европейская школьная политика предусматривает педагогическую поддержку учащихся из этнических меньшинств. Определенны три главных направления такой поддержки:

  1. компенсирующее, дифференцированное обучение;

  2. двуязычное обучение;

  3. культурный диалог с учащимися - представителями ведущих этносов.

В целом, вопреки общеевропейским документам и декларациям, в ведущих странах Западной Европы проблеме поликультурности в воспитании не уделяют должного внимания. Проблема не получила широкомасштабного решения в практике учебных заведений.

Проекты кросскультурного воспитания отодвигаются на задний план. Фактически отсутствуют систематические педагогические усилия государств, направленные на сохранение культуры малых этносов, особенно общин иммигрантов. Перспективы кросскультурного воспитания рассматриваются достаточно сдержанно. Часто дело ограничивается заявлениями, за которыми следуют малозначимые реальные меры.

Педагогическая политика в РФ отражает сосуществование множества национальных культур. Сердцевиной государственного курса является идея о том, что базой обучения и воспитания служат культурная общность и многообразие, где связующим стержнем выступает русская культура.

Законодательством РФ провозглашен политический курс, направленный на создание и укрепление единого социально-культурного и образовательного государственного пространства, становление духовной общности россиян, формирование российского самосознания и идентичности, развитие национальных культур, языков народов и региональных культурных традиций, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, воспитание готовности к межкультурному взаимодействию, использование потенциала образования для преодоления этнической напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур.

В России создана законодательная база поликультурного воспитания. Несмотря на то, что мультикультурное воспитание является неотложной демократической потребностью многонациональных учебных заведений, педагогическая политика в этом направлении пока не стала важнейшим приоритетом РФ.

Рассмотрев основные направления поликультурного воспитания можно сделать вывод, что в мире идет активная практическая работа по осуществлению мультикультурного воспитания и образования. Тем самым происходит обогащение и развитие культурного многообразия больших и малых этносов.

Заметными барьерами на пути поликультурного воспитания оказываются недостаточность программно-методического обеспечения на всех ступенях и уровнях образования, слабая проработка педагогических технологий на учебных занятиях, отсутствие опыта соответствующей внеучебной воспитательной работы, отсутствие внимания к реализации многонациональности в пределах непрерывного образования.

Воспитание в межкультурной сфере предусматривает пересмотр учебных программ, оно должно пронизывать все образовательные предметы. Изучение широко спектра дисциплин гуманитарного, эстетического, естественно-научного циклов надлежит проводить в межкультурном ключе. При этом особое место занимают программы гуманитарного цикла: языков, литературы, искусства, истории, обществоведения.

Методы и формы поликультурного воспитания предназначены для выработки определенных знаний и стереотипов межкультурного общения. При этом необходимо соблюдать несколько условий: исходить из личного опыта учащихся, опираться на полученные знания о поликультурном окружении, двигаться от эмпирического к теоретическому, практически применять приобретенные навыки и знания.

Система методов и форм воспитания должна состоять в организации учебной и воспитательной деятельности, в условиях которой достигаются взаимосвязь и взаимодействие, направленные на формирование мультикультурных знаний и опыта межнационального общения.

Банк технологий поликультурного воспитания довольно обширен. Наряду с достаточно известными формами и методами учебно-воспитательной работы новые перспективы открывают современные системы коммуникации: печатные, СМИ, телевидение, Интернет, дистанционное обучение, невербальные методики и пр.

Однако, многие методики мультикультурного воспитания в педагогическом плане вполне традиционны. Используются технологии, доказавшие эффективность и нашедшие признание в педагогике: детское самоуправление, диалог, дискуссия, моделирование, рассказ, ролевые игры, рефлексивные методы, методы убеждения, стимулирования поведения и т.д.

Используемые методики применяются с учетом специфики целей, функций, содержания воспитания.

Так, например, при ротации в детском самоуправлении важно инициировать смену лидеров независимо от национальной принадлежности. Методами убеждения могут быть диспуты, беседы, круглые столы, семинары и пр. При социокультурной идентификации результативны исторические рассказы, изучение местных обычаев. При освоении понятий многокультурности – беседы, работа с литературой.

Центральное место в методиках воспитания межнационального общения занимает диалог, поскольку ведущие отношения в данном процессе являются субъект-субъектные.

Диалог является универсальным законом культурного развития и воспитания. Например, классический образец подобного диалога – сократические беседы. Они использовались для «самозарождения» истины в сознании человека. Их методика состояла в опровержении доводов собеседника посредством обнаружения в них противоречия.

В.С. Библер предлагает несколько дефиниций диалога как способа воспитания: понятийно-образующий; реализующийся в контексте современного культурного многообразия; происходящий одновременно в сознании педагога и воспитанника. По мнению Библера, диалогичность должна быть основной составляющей учебно-воспитательного процесса[5].

Важным аспектом использования диалога является постановка воспитанника в ситуацию выбора. Участники диалога вбирают или отвергают черты иных культур на основе собственного опыта, определенного учебного материала. Следует создавать оптимальные педагогические условия диалога, позволяющие инициировать соучастие, симпатии, сотрудничество.

Важное значение для воспитания имеет досуговая и общественно полезная деятельность учащихся. В этом случае целесообразно применять такие морально-этические стимулы, как общественное мнение, осознание общественной и лично значимости. Подобная мотивация может быть направлена на изменение стереотипов поведения личности в многокультурной среде.

Формы досуга и общественно полезной деятельности весьма разнообразны: охрана материальных памятников культуры, помощь детям беженцев и иммигрантов, участие в многонациональных клубах и современных объединениях, фестивалях, встречах, конкурсах народного творчества и пр. Так, клубы и временные молодежные многонациональные объединения открывают значительные эмоциональные и информационные возможности для формирования опыта межнационального общения.

Опираясь на выше изложенное, можно определить, что формы и методы в мультикультурной педагогике не являются оригинальными. Главное их отличие от воспитания в традиционной парадигме то, что они отрабатываются по отношению к конкретным объектам, на определенном учебном материале, через те или иные институционные и неформальные структуры образования и воспитания.

Работа по организации поликультурного воспитания – это длительный процесс, результат которого можно увидеть лишь через годы, но только при использовании правильных форм организации деятельности педагогов.

Смысл национального образования в современном мире заключается в сохранении существующих самобытных этнических коллективов и упрочении взаимосвязи между ними на общечеловеческой основе. Поддержание традиций в максимальной степени способствует формированию этнической идентичности. Учитывая, во-первых, полиэтничность окружающей российского ребенка среды, а во-вторых, наибольшую способность восприятия культур других народов именно в детском возрасте, когда еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей, естественно сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах поликультурного воспитания детей именно через систему образования.

Поликультурное воспитание подразумевает развитие у человека способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения. Отсутствие же должного внимания к поликультурной образованности людей приводит к социально-культурной нетерпимости и враждебности. В то же время лишь человек, глубоко уважающий и понимающий этническую самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

Библиографический список:


  1. Алексеева, И.М. Воспитание патриотизма через толерантность на уроках истории в группах НиСПО [Электронный ресурс]./ И.М. Алексеева. - Электрон. дан. - 2007. Режим доступа: www.rrc.ysu.ru/resource/network/doc34/5.1.html.

  2. Бауэр, Е.А. Социальная работа и социальная педагогика в эпоху глобализации./ Е.А. Бауэр, В.П. Борисенков.//Педагогика. 2007. №1. С. 103.

  3. Белухин, Д.А. Личностно ориентированная педагогика./ Д.А. Белухина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 448с.

  4. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика./ Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. - М.: Академия, 2007. - 240с.

  5. Библер, В.С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век./ В.С. Библер. - М.: Политиздат, 1991. – 413с. -

  6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400с.: ил. - (Серия "Мастера психологии").

  7. Большая психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007. - 544с.

  8. Волков, Б. С. Психология младшего школьника./ Б.С. Волкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.

  9. Воспитательная деятельность педагога./ Под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой, М.: Академия, 2007. - 336с. - (Профессионализм педагога).

  10. Выготский, Л.С. Психология развития человека./ Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2004. – 1134с.

  11. Гамезо, М.В. Атлас по психологии./ М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276с.

  12. Головнева, Е.В. Теория и методика воспитания./ М.: Высшая школа, 2006. - 256с.

  13. Гуревич, К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников./ К.М. Гуревич. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.

  14. Джуринский, А.Н. Педагогика межнационального общения./ А.Н. Джуринский. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 224с.

  15. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга./ О.В. Евтихов. - СПб.: Речь, 2007. - 256с.

  16. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Изд-во "Омега-Л", 2008. - 92с.

  17. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении./ В.А. Канн-Калик. - М.: Просвещение, 1987. - 190с.

  18. Колеченко, А.К. Психология и технологии воспитания./ А.И. Колеченко. - СПб.: Каро, 2006. - 416с.

  19. Коломинский, Я.Л. Психология педагогического взаимодействия./ Я.Л. Коломинский, Н.М. Плескачева, И.И. Заяц. - СПб.: Речь, 2007. - 240 с.

  20. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса./ Я.Л. Коломинский. - Мн.: ООО "ФУАинформ", 2003. - 312с.

  21. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 64с.

  22. Коротков, Э.М. Управление качеством образования./ Э.М. Коротков. - 2-е изд. - М.: Академический проект, 2007. - 320с.

  23. Корчак, Я. Воспитание личности: Кн. для учителя./ Сост., авт. вступ. ст. и коммент. В.Ф. Кочнов. - М.: Просвещение, 1992. - 287с.

  24. Котова, С. Начальное образование в России: общество и школа.// Народное образование. 2008. №7. С. 78.

  25. Кочетова, Е.А. Воспитание культуры межнационального общения./ Е.А. Кочетова.// Начальная школа. 2000. №10. С. 54.

  26. Кузнецов, И.Н. Настольная книга практикующего педагога./ И.Н. Кузнецов. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. - 544с.

  27. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения./ В.С. Кукушин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474с.

  28. Кухарев, Н.В. На пути к профессиональному совершенству: книга для учителя./ Н.В. Кухарев. - М.: Просвещение, 1990. - 159с.

  29. Куц, В.А. Самозащита культуры./ В.А. Куц. – М.: Народное образование, 2005. – 304с.

  30. Лебедева, О.В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 класс./ О.В. Лебедева. - М.: Сфера, 2006. - 192с.

  31. Лебон, Г. Психология народов и масс./ Г. Лебон. - СПб.: Макет, 1995. - 130с.

  32. Лица России [Электронный ресурс]./Информационное агенство РосБалт. - Электрон.дан. - М.: РосБалт, 2006. - Режим доступа: www.rusnations.ru.

  33. Лысенко, Е.М. Групповое психологическое консультирование./ Е.М. Лысенко, Т.А. Молодиченко. – М.: Владос-Пресс, 2006. – 159с.

  34. Максакова, В.И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников./ В.И. Максакова. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 238с.

  35. Методика воспитательной работы./ Под ред. Л.И. Рувинского. – М.: Просвящение, 1989. – 335с.

  36. Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия./ Сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008. – 175с.

  37. Патриотизм и поликультурное воспитание [Электронный ресурс].// Департамент по защите прав детей Северно-Казахстанской области. - Электрон. дан. - 2008. Режим доступа: www.ayalyalakansko.kz/ru/infobaza/ped_11.shtml.

  38. Педагогический энциклопедический словарь./ Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528с.

  39. Платонов, Ю.П. Основы этнической психологии./Ю.П. Платонов. - СПб.: Речь, 2003. - 452с.

  40. Побединская, Л.А. Классные часы и беседы о русской культуре: 5-9 класс./Л.А. Побединская. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96с.

  41. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./ Под ред. Р.Корсини, А.Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003. – 1096с.

  42. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания./М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Владос, 2000. – 256с.

  43. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе./М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Владос-Пресс, 2004. – 384с.

  44. Рубинштейн, М.М. Проблема учителя./ М.М. Рубинштейн. - М.: Академия, 2004. - 176с.

  45. Sdorow, L.M. Psychology./ Lawrence M. Sdorow. – Oxford: WCB, 2003. – 812p.

  46. Словарь психолога-практика./ Сост. С.Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, 2005. - 976с.

  47. Словарь-справочник по педагогике./ Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Сфера, 2004. - 448с.

  48. Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России./ Институт этнологии и антропологии РАН. - М.: Изд-во института социологии РАН, 1998. - 127с.

  49. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект пресс, 2007. - 368с.

  50. Стефановская, Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности./ Т.А. Стефановская. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 192с.

  51. Столяренко, Л.Д. Психология./Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 448с.

  52. Фрейд, З. Тотем и табу./ З. Фрейд. - М.: Академический проект, 2007. - 159с.

  53. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей./ Л.М. Фридман. - М.: Изд-во института психотерапии, 2003. - 480с.

  54. Хухлаева, О.В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися./ О.В. Хухлаева. - М.: Генезис, 2007. - 208с.

  55. Шэффер, Д. Дети и подростки: психология развития./ Д. Шэффер. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 976с.: ил. - (Серия "Мастера психологии").

  56. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника./ Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1974. – 198 с.

  57. Ярская-Смирнова, Е.Р. Русскость как диагноз./ Е.Р. Ярская-Смирнова.// Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т.3. №1. С. 12.


Приложения

Приложение 1. Бланк опросника Дж. Финни.

Мы предлагаем вам ответить на вопросы, касающиеся вашей этнической принадлежности, вашей этнической группы и вашего отношения к ней. Но сначала продолжите предложение:

С точки зрения этнической принадлежности я рассматриваю себя как ___________

А теперь прочитайте утверждения и рядом с каждым из них отметьте тот ответ, который отражает степень вашего согласия с утверждением:


Утверждения

Совершенно согласен

Скорее согласен, чем не согласен

Скорее не согласен, чем согласен

Совершенно не согласен

1. Я провел много времени стараясь узнать как можно больше о своей этнической группе, о ее истории, традициях, обычаях.













2. Я активен в организациях или социальных группах, которые включают преимущественно членов моей этнической группы.













3. Я очень хорошо знаю свое этническое происхождение и понимаю, что оно значит для меня.













4. Я много думаю о том, как этническая принадлежность повлияет(-ла) на мою жизнь.













5. Я рад, что принадлежу к своей этнической группе.













6. Я четко чувствую связь со своей этнической группой.













7. Я хорошо понимаю, что значит для меня моя этническая принадлежность.













8. Для того чтобы узнать побольше о своей этнической группе, я говорил о ней со многими людьми.













9. Я горжусь своей этнической группой.













10. Я соблюдаю традиции своей этнической группы.













11. Я чувствую сильную привязанность к своей этнической группе.













12. Я хорошо отношусь к своему этническому происхождению.














Моя этническая группа -

Этническая группа моего отца -

Этническая группа моей матери -

Мой пол -

Мой возраст -

Приложение 2. Бланк шкального опросника О.Л. Романовой.

Дорогой друг! Просим вас принять участие в исследовании.

Прочитайте проведенные ниже утверждения, отражающие различные точки зрения. Попытайтесь определить степень своего согласия (или не согласия) с ними с помощью данной шкалы:

  • 2 – полностью согласен;

  • 1 – скорее согласен, чем не согласен;

  • 0 – затрудняюсь ответить;

  • - 1 – скорее не согласен, чем согласен;

  • - 2 – совершенно не согласен.

  1. Я интересуюсь историей, культурой своего народа;

  2. Считаю, что в любых межнациональных спорах человек должен защищать интересы своего народа;

  3. Представители одной национальности должны общаться между собой на своем родном языке;

  4. Думаю, что национальная гордость – чувство, которое нужно воспитывать с детства;

  5. Считаю, что при общении с людьми нужно ориентироваться на их личностные качества, а не национальную принадлежность;

  6. Меня крайне задевает, если я слышу что-либо оскорбительное в адрес своего народа;

  7. Национальная принадлежность – это то, что всегда будет разъединять людей;

  8. Считаю, что представители каждой национальности должны жить на земле своих предков;

  9. В дружбе, а тем более в браке нужно ориентироваться на национальность партнера;

  10. Я испытываю глубокое чувство личной гордости, когда слышу что-либо о выдающемся достижении своего народа;

  11. Считаю, что люди имеют право жить на любой территории вне зависимости от национальной принадлежности;

  12. Думаю, что органично развивать и сохранять можно только свою национальную культуру;

  13. Поддерживаю смешанные браки, так как они связывают между собой различные народы;

  14. Если я встречаюсь с обвинением в адрес своего народа, то, как правило, не отношу это на свой счет;

  15. Считаю, что делопроизводство и преподавание в школах в многонациональном государстве должны быть организованы на языке коренного большинства населения;

  16. Считаю, что политическая власть в многонациональном государстве должна находиться в руках представителей коренного большинства населения;

  17. Представители коренного большинства населения не должны иметь никаких преимуществ перед другими народами, живущими на данной территории;

  18. Считаю, что представители коренной национальности имеют право решать – жить в их государстве людям других национальностей или нет;

  19. Думаю, что в правительстве многонационального государства должны находиться представители всех национальностей, проживающих на данной территории;

  20. Думаю, что представители коренной национальности должны иметь определенные преимущества, так как они живут на своей территории;

  21. Если бы я имел(а) возможность выбора национальности, то предпочел (предпочла) бы ту, которую имею сейчас.


Охарактеризуйте типичного украинца с помощью приведенных ниже полярных качеств. Для это прочтите внимательно каждую пару качеств и решите, какое из двух характерно для украинцев. В том случае, если это качество в максимальное степени характеризует украинцев, обведите ближайшую к нему цифру "3", в средей - "2", в меньшей - цифру "1". Если эта пара качеств вообще не характеризует украинцев, обведите цифру "0".

невоспитанность

3

2

1

0

1

2

3

воспитанность

гостеприимство

3

2

1

0

1

2

3

негостеприимство

патриотизм

3

2

1

0

1

2

3

космополитизм

неуверенность в себе

3

2

1

0

1

2

3

уверенность в себе

бережливость

3

2

1

0

1

2

3

расточительность

упрямство

3

2

1

0

1

2

3

уступчивость

оптимизм

3

2

1

0

1

2

3

пессимизм

безынициативность

3

2

1

0

1

2

3

предприимчивость

злоба

3

2

1

0

1

2

3

доброта

общительность

3

2

1

0

1

2

3

замкнутость

тактичность

3

2

1

0

1

2

3

бестактность

трудолюбие

3

2

1

0

1

2

3

леность

негуманность

3

2

1

0

1

2

3

гуманность

уважение к другим народам

3

2

1

0

1

2

3

чувство превосходства над другими народами

агрессивность

3

2

1

0

1

2

3

дружелюбие

раскованность

3

2

1

0

1

2

3

скованность

равнодушие к людям

3

2

1

0

1

2

3

отзывчивость

простодушие

3

2

1

0

1

2

3

хитрость

стремление к успеху

3

2

1

0

1

2

3

отсутствие стремления к успеху

терпимость

3

2

1

0

1

2

3

нетерпимость

добросовестность

3

2

1

0

1

2

3

недобросовестность

вежливость

3

2

1

0

1

2

3

грубость
Приложение 3. Пример бланка методики семантический дифференциал.








Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Курсовая работа по дисциплине «Педагогика» Формы поликультурного воспитания учащихся начальных классов iconКурсовая работа по дисциплине «Педагогика» Формы поликультурного воспитания учащихся начальных классов
Исследование форм организации поликультурного воспитания в сош №5, начальных классах 19
Курсовая работа по дисциплине «Педагогика» Формы поликультурного воспитания учащихся начальных классов iconКонтрольная работа по дисциплине «Педагогика»
«Дошкольное образование», «Иностранный язык», Преподавание в начальных классах», «Социальная педагогика»
Курсовая работа по дисциплине «Педагогика» Формы поликультурного воспитания учащихся начальных классов iconКонтрольная работа по дисциплине «Педагогика»
«Дошкольное образование», «Иностранный язык», Преподавание в начальных классах», «Социальная педагогика»
Курсовая работа по дисциплине «Педагогика» Формы поликультурного воспитания учащихся начальных классов iconКонтрольная работа по дисциплине «Педагогика»
«Дошкольное образование», «Иностранный язык», Преподавание в начальных классах», «Социальная педагогика»
Курсовая работа по дисциплине «Педагогика» Формы поликультурного воспитания учащихся начальных классов iconКонтрольная работа по дисциплине «Педагогика»
«Преподавание в начальных классах», «Социальная педагогика», «Социальная работа», «Программное обеспечение»
Курсовая работа по дисциплине «Педагогика» Формы поликультурного воспитания учащихся начальных классов iconВопросы к зачету по дисциплине «Социальная педагогика» Специальность «Социальная педагогика»
Сущность социального воспитания как социально-педагогического явления. Основные задачи социального воспитания. Принципы социального...
Курсовая работа по дисциплине «Педагогика» Формы поликультурного воспитания учащихся начальных классов iconМетодическая разработка Авторы: Семёнова Н. И. учитель начальных классов моу сош №5, высшая квалификационная категория; Шнырова О. В. учитель начальных классов мбоу сош с уиоп
Внеурочная работа, как одна из форм организации свободного времени учащихся (актуальность, новизна работы, её цели и задачи)
Курсовая работа по дисциплине «Педагогика» Формы поликультурного воспитания учащихся начальных классов iconКонтрольная работа по дисциплине «Педагогика»
«Дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах», «Физическая культура»
Курсовая работа по дисциплине «Педагогика» Формы поликультурного воспитания учащихся начальных классов iconКонтрольная работа по дисциплине «Педагогика»
«Дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах», «Физическая культура»
Курсовая работа по дисциплине «Педагогика» Формы поликультурного воспитания учащихся начальных классов iconТемы и планы курсовых работ по дисциплине «Педагогика»
Тема: Использование информационных технологий в системе физического воспитания учащихся
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы