Лекции по курсу «Отечественная история» в самом сжатом виде (для студентов-иностранцев) icon

Лекции по курсу «Отечественная история» в самом сжатом виде (для студентов-иностранцев)



НазваниеЛекции по курсу «Отечественная история» в самом сжатом виде (для студентов-иностранцев)
страница1/4
Дата конвертации08.08.2012
Размер0,72 Mb.
ТипЛекции
скачать >>>
  1   2   3   4


Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра истории


В. Ю. Жуков


лекции

по курсу

«Отечественная история»

в самом сжатом виде

(для студентов-иностранцев)





1. История как наука.

Источники изучения истории


История как наука


Постижение истории способствует:

  • формированию научной картины мира;

  • сохранению исторической памяти;

  • развитию самостоятельного логического мышления;

  • патриотическому и нравственному воспитанию личности.

«История» — понятие многозначное, это:

1) совокупность всех свершившихся событий в их хронологической последовательности;

2) наука, изучающая прошлое;

3) учебная дисциплина, отражающая развитие исторической науки.

Рассмотрим историю как науку.


История — наука, предметом которой являются прошлое и настоящее человеческого общества, состояние и развитие общественного производства, сознания и отношений, деятельность отдельных исторических личностей.


Элементы истории в песнях и легендах прослеживаются у всех народов еще в седой древности.

Как самостоятельный жанр литературы история зарождается в Древней Греции. «Отцом истории» считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.).

Дохристианские историки представляли историю цикличной (возвратной, повторяющейся), подобно природным циклам времен года, смены дня и ночи. Линейная направленность времени от прошлого к будущему стала общепринятой только в христианской истории.

Привычная сегодня трехзвенная периодизация (Античность — Средние века — Новое время) окончательно утвердилась только в XVII в. Собственно наукой по мере накопления фактов и научных методов исследования история становится на рубеже XVIII–XIX вв.

История тесно связана с другими социально-гуманитарными науками — социологией, психологией, культурологией, использует данные и методы естественных и точных наук — географии, палеонтологии, физики, химии, математики.

Как и в искусстве, в фокусе истории — человек.

Главная функция истории — анализ прошлого, но без знания истории невозможны диагноз настоящего и прогноз на будущее.

Изучать и анализировать исторические события следует с точки зрения установления их подлинности и истинности, влияния на ведущие исторические тенденции. Исследователь-историк должен сохранять объективную отстраненность и научную беспристрастность. Его цель — непредвзятое установление научной истины.

Изучение истории базируется на трех научных принципах: историзме, объективности и системности.


Источники изучения истории


Анализируя прошлое, историк имеет дело с историческим источником — «остатками» прошлого, которые запечатлели свершившиеся события. Это промежуточное звено между исследователем и прошлой исторической реальностью.

Понятие «источник» входит в научный оборот в начале XIX в.


Исторический источник — любая информация о прошлом и настоящем, которая служит основой для его научного изучения.


Источники делятся на:

1) устные (предания, пословицы, поговорки);

2) вещественные (орудия труда, предметы быта, произведения ремесел, жилища, оружие),

в том числе письменные (летописи, хроники, мемуары, дневники, письма) и изобразительно-графические (чертежи, рисунки, фотографии) и

3) поведенческие (жесты, мимика, манеры, поведение).

Использование источников требует источниковедческой критики — выявления подлинности, истинности, объективности и научной ценности источника.


2. Исторические знания в России в X–XVII веках


Становление исторических знаний на Руси происходило с X в. в летописях, записи в которых делались по годам («летам»).

Летописание велось в основном при монастырях и княжеских дворах. В период Древнерусского государства оно было общерусским.

Первым крупным историческим сочинением был свод разных сведений (997 г.), составленный при князе Владимире. Следующим этапом русского летописания стал «Начальный» летописный свод (ок. 1093 г.).

Русское летописание было систематизировано в главной русской летописи — «Повести временных лет» монахом Киево-Печерского монастыря Нестором (ок. 1113 г.). Она на протяжении 5 столетий была основным источником по русской истории.

В XI–XII вв. кроме летописей складывались такие жанры древнерусской исторической литературы, как «Сказание» и «Слово». Они посвящались одному или нескольким конкретным историческим событиям (например, поэма «Слово о полку Игореве», XII в.)

Появились переводные исторические произведения о событиях мировой истории: «Троянская история» (о взятии Трои), «Александрия» (об Александре Македонском»), византийские хроники.

В период феодальной раздробленности (XII–XV вв.) и монголо-татарского ига (XIII–XV вв.) летописание из общерусского становится областным (местным, в каждом отдельном княжестве свое).

Накануне и после создания Российского централизованного государства центром снова общерусского летописания становится Москва.

В XIV–XV вв. в Москве появляются исторические повести и поэмы, рассказывающие об общерусской важности событиях, например о Куликовской битве (повесть «Мамаево побоище», поэма «Задонщина» и др.).

Постепенно летописные своды стали уступать место историческим сказаниям и повестям. В XV в. появляется новый жанр — «хожения» (путевые заметки) («Хожение за три моря» Афанасия Никитина и др.).

Важным свидетельством роста исторических знаний в России стал «Хронограф» (дошел до нас в редакции 1512 г.), в котором освещена всемирная история от «сотворения мира» до завоевания Константинополя турками (1453).

История Московского царства в генеалогической преемственности от Владимира святого до Ивана Грозного изложена в «Степйнной книге» (1563).

В XVII в. расширилось число исторических произведений и описываемых в них событий («Новый лето-писец», «Временник» и др.). В 1674 г. в Киеве вышел первый в России печатный учебник истории («Синопсис», по греч.— «обозрение»).

На Западе появляются различные «Сказания» о России («Московская хроника» Кондрата Буссова, «Состояние Российской державы в начале XVII в.» Жака Маржерета, «Московия» английского поэта Джона Мильтона и др.).

В целом X–XVII вв. характеризуются развитием исторических знаний в России, но история еще не стала самостоятельной наукой.


3. Историческая наука в России в XVIII веке


Центрами исторической науки в XVIII в. стали созданная Петром I Академия наук (1724), основанное в 1748 г. Историческое собрание АН (Г. Ф. Миллер, Я. Я. Штелин, М. В. Ломоносов и др.) и Московский университет (основан в 1755 г.).

Изучались не только прошлые, но и современные события (Северная война и др.). Исторические книги писались по прямому поручению Петра I.

«Рассуждения о Северной войне» написал дипломат петровского времени П. П. Шафиров, другой дипломат — А. А. Матвеев — создал сочинения по истории Франции, Стрелецкого восстания 1682 г. в России и др.

Среди других историков было немало иностранцев на русской службе, в основном немцев,— Г. Гюйсен, Л. Галларт, Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлёцер, Байер и др.

Крупнейшими русскими историками первой половины XVIII в. был Василий Никитич Татищев («История Российского государства», в 5 книгах) и Михаил Васильевич Ломоносов («Древняя российская история…»), который был убежденным антинорманистом.

Во второй половине XVIII в. работал Михаил Михайлович Щербатов («История российская от древнейших времен», в 7 томах).

В XVIII в. исторические знания в России превращаются в науку.


4. Основные направления развития

исторической науки в России в XIX веке


центрами исторической науки в это время стали: Общество истории и древностей при Московском университете (1804), Археографическая комиссия (1837) и Археологическое общество (1846) в Петербурге.

В XIX в. складываются самостоятельные исторические дисциплины, посвященные отдельным сторонам истории общества (история хозяйства, права, государства, языка и литературы, археология и др.). Дальнейшее развития получила этнография (описание жизни народов).

Появляются вспомогательные исторические дисциплины:

  • источниковедение (методика критического изучения источников);

  • археография (методика их издания);

  • палеография (изучение древних рукописей);

  • генеалогия (изучение родословий) и др.

Важнейшими среди них были источниковедение и археография.

Крупнейшими историками XIX столетия были: Николай Михайлович Карамзин («История государства Российского», в 12 томах), Сергей Михайлович Соловьев («История России с древнейших времен», 29 томов), Николай Иванович Костомаров («Русская история в жизнеописаниях ее важнейших деятелей» и др.), Василий Осипович Ключевский («Курс русской истории»), Сергей Федорович Платонов («Лекции по русской истории»).

В XIX в. зародилась «русская школа» историков.


5. Восточные славяне в древности (VI–IX вв.)


в VI–VII вв. древние славяне разделились на три группы: 1) южные; 2) западные и 3) восточные славяне.

восточные славяне селились вдоль рек и вокруг озер от Днепра до Оки и оз. Ильмень на северо-западе. Известно до 15 восточнославянских союзов племен (вольняне, поляне, древляне, дреговичи и др.) восточные славяне были язычниками. Проповедниками языческой религии были волхвы.

Это было традиционное аграрное (земледельческое) общество. славяне знали ремесла. Более развита была внешняя торговля,— в ней были заинтересованы феодалы. главный торговый путь «из варяг в греки» проходил по Днепру от Балтийского в Черное море (на Константинопольские рынки).

На торговых путях по берегам рек возникали города. Вместе с зависимыми от них селами они образовывали волости, или княжества. Князь собирал дань с жителей окрестных княжеств и племен, уходя с дружиной в полюдье (обходил подвластные земли). Позднее дань стали привозить князю (повуз).

Города становились центрами государственности.


6. Образование Древнерусского государства.

Суть норманнской теории


Древняя русская летопись «Повесть временных лет» содержит сведения о призвании варягов из-за моря на русское княжение. В 862 г. новгородцы, переживавшие постоянные распри, пригласили из-за Варяжского (Балтийского) моря князя Рюрика, с ним были два его брата — Синеус и Трэвор.

Прибывшие с ними варяги Аскольд и Дир захватили Киев. варяги основали две самодержавные области: Рюрик — на севере (Новгород), Аскольд и Дир — на юге (Киев).

После смерти Рюрика князь Олег в 882 г. совершает поход на Киев, убивает Аскольда и Дира и захватывает город. он объединяет Новгород и Киев под своей властью и провозглашает Киев столицей Киевской Руси.

С призванием варягов связана т. н. «норманнская теория», выдвинутая в 30–60 х гг. XVIII в. немецкими учеными Байером, Миллером и Шлёцером, работавшими в Петербургской Академии наук. Согласно этой теории: 1) государство славян привнесено извне (варягами); 2) славяне будто бы нуждаются в руководстве и управлении.

Против этой теории выступали Ломоносов, Белинский, Добролюбов, историк Костомаров и др. Некоторые историки поддерживали ее. Современная историография отвергает т. н. «норманнскую теорию» как несостоятельную, не отрицая самого факта призвания варягов и правления Рюрика. Государство — всегда результат внутреннего, самостоятельного развития.

Таким государством и была Киевская Русь.


7. Киевская Русь. Первые русские князья


Киевская Русь — первое устойчивое государство восточных славян — была одна из крупнейших держав средневековой Европы. Это раннефеодальная монархия с князем во главе. Социально-политическую структуру общества составляли два основных сословия — феодалы и смерды. Смерды делились на свободных общинников-земледельцев (платили дань) и зависимое население (закупы, рядовичи, изгои, пущенники, холопы (рабы)) под общим названием челядь. Кроме того, в состав киевского населения входили купцы, мелкие торговцы и ремесленники.

В истории Киевской Руси выделяют три периода: 1) становления (кон. IX – кон. X в.); 2) укрепления и расцвета (кон. X – сер. XI в.) и 3) распада (вторая пол. XI – первая треть XII в.).

Первый период (становления) в первое столетие существования Киевского государства связан с именами первых князей. Это Рюрик (862–879), Олег (879–912), сын Рюрика — Игорь (912–945), вдова Игоря — Ольга (945–957 или 964), их сын — Святослав (957 или 964–972).

Второй период (укрепления и расцвета) Киевской Руси приходится на годы княжения сына последнего — Владимира I Святославича (980–1015) и его сына — Ярослава Мудрого (1019–1054).

Третий период (распада) Древнерусского (Киевского) государства наступает после смерти Ярослава Мудрого. Он разделил Русскую землю между 5 сыновьями. Вскоре между ними и их наследниками начались междоусобные войны, которые длились около 80 лет и привели к образованию самостоятельных княжеств.

При Владимире Мономахе (1113–1125) и его сыне Мстиславе Владимировиче (1125–1132) наметилось временное восстановление единства Древнерусского государства. Но после смерти Мстислава (1132) борьба за Киевский престол и кровавые междоусобицы продолжились.

Таким образом, во второй половине XI в. (после смерти Ярослава Мудрого) наметился, а во второй трети XII в. (после смерти Мстислава) наступил распад Киевской Руси.


8. Принятие христианства на Руси


В конце X в. князь Владимир провел две религиозные реформы.

1. В 980 г. языческие божества основных племен и земель были объединены в единый пантеон (совокупность богов данной религии) во главе с Перуном-громовержцем. Но Русь по-прежнему оставалась в ряду варварских стран.

2. в 988–989 гг. он провел вторую реформу: в качестве государственной религии было введено православное христианство (из Византии).

Крещение Руси и создание церковной организации способствовали:

  • объединению племен и земель

  • укреплению княжеской власти (один бог на небе, один князь на земле)

  • распространению византийской культуры на Руси

  • повышению международного престижа страны.


9. Русские земли в период

государственной раздробленности


После распада Киевской руси оформилась система удельных княжеств, начался период феодальной раздробленности, который продлился более трех с половиной столетий (XII–XV вв.). возрастало дробление земель: в XII в. было 15 удельных княжеств, в XIII в.— около 50, в XIV в.— 250 княжеств. Наиболее крупными среди них были: Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская феодальная республика и др.

постоянные междоусобные войны истощали хозяйственные ресурсы и способствовали ослаблению обороноспособности страны накануне монголо-татарского вторжения.

Схожий период пережили и другие страны Европы (Англия, Франция, Германия).


10. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния


В 1206 г. Чингисхан создал и возглавил империю монголов.

Первое столкновение русских дружин с монголо-татарами произошло 31 мая 1223 г. на р. Кблке. Битва на Калке закончилась полным разгромом русских и союзных половецких войск. Причины поражения — в феодальной раздробленности и психологии разобщенности, в отсутствии общего командования.

Эти же причины помешали организовать общенациональный отпор и Батыеву нашествию (1237–1241), которое совершил на Русь внук Чингисхана Батый. Были разгромлены и сожжены Рязань, Москва, Владимир, Суздаль, Козельск, Киев и многие другие города (более двух десятков). Новгород избежал общей участи.

весной 1241 г. монголы устремились на Запад. Их войска были истощены, и в 1242 г. Батый внезапно прервал свой западный поход и повернул в Нижнее Поволжье, где в 1243 г. основал собственное государство — Золотую Орду со столицей Сарай-Батэ.

Батыево нашествие принесло Руси колоссальные бедствия, на долгие годы задержав ее развитие. На 240 лет установилось монголо-татарское иго. Русь платила дань, русские князья получали в Орде ярлыки на княжение.

Победа на Куликовом поле (Мамаево побоище, 1380) закрепила за Москвой значение национального центра в борьбе за независимость и объединение русских земель. За победу в Куликовской битве московский князь Дмитрий Иванович (1359–1389) был прозван Донским.

Но монголо-татарское иго сохранялось еще 100 лет. Только в 1480 г. в результате «стояния» на р. Угре при Иване III (против ордынского хана Ахмата) было окончательно сброшено монголо-татарское иго.

В конце XIV и в течение XV в. Золотая Орда распалась на ряд мелких ханств. Но монголы еще не раз нападали на Русь.


11. борьба с немецко-шведской

крестоносной агрессией


В XIII в. Русь подверглась немецко-шведской агрессии. Летом 1240 г. шведские рыцари попытались захватить Новгород и окатоличить Русь. 15 июня 1240 г. в Невской битве шведский отряд был наголову разбит внезапным ударом конницы 20-летнего новгородского князя Александра Ярославича, прозванного за эту победу Невским.

Через два года он разгромил немецких и датских рыцарей-крестоносцев на льду Чудского озера (Ледовое побоище 5 апреля 1242 г.).

Победа на Неве и Ледовое побоище: 1) сохранили для Руси берега Финского залива и торговые пути на Запад (что облегчало борьбу с ордынским игом); 2) сорвали попытки Папского престола окатоличить русское население.


12. Возвышение Москвы. Образование

Российского централизованного государства


Внешняя ситуация требовала объединения Руси. Миссию объединения взяла на себя Москва (Московское княжество). со второй пол. XIV в. она становиться признанным национальным центром русского народа. причины возвышения Москвы:

  1. отдаленность от Золотой Орды и нашествий крестоносцев;

  2. Москва была в центре торговых путей;

  3. развитие ремесла, торговли и земледелия, пополнение московской казны от налогов за счет пришлого населения, спасавшегося от Орды и немецко-шведских набегов;

  4. важным фактором было политическое стремление московских князей к объединению русских земель.

третий московский князь Иван I Данилович Калитб (1325–1340) за 15 лет своего княжения значительно увеличил территорию и вдвое — число населенных пунктов Московского княжества. Он был первым собирателем русских земель.

Объединительную политику Москвы поддерживала православная церковь. в первой пол. XIV в. Москва становится политико-экономическим, религиозным и культурным центром Руси.

Но внешним препятствием для объединения русских земель оставалось монголо-татарское иго, которое было окончательно сброшено при Иване III Васильевиче (1462–1505) в результате «стояния» на р. Угре (1480). При Иване III был издан Судебник (1497), способствовавший закрепощению крестьян.

Российское централизованное государство со столицей в Москве окончательно складывается при его сыне Василии III Ивановиче (1505–1533). Москва объявляет себя оплотом православия и начинает претендовать на роль своего рода сверхдержавы Средневековья. Это идеологически обосновывается религиозно-политической теорией «Москва — третий Рим».


13. Россия при Иване Грозном


После смерти Василия III престол переходит к его 3-летнему сыну Ивану IV Васильевичу (1533–1584). До 1538 гг. правила его мать Елена Васильевна Глинская (вторая жена Василия III), а после ее внезапной смерти — бояре. В период боярского правления (1538–1546) ослабли централизованная система управления и верховная власть, бояре на местах чинили произвол и притесняли население.

в январе 1547 г. 17-летний Иван IV стал первым царем Всея Руси. неформальным правительством при нем была Избранная рада во главе с Алексеем Адашевым. Время правления Избранной рады (1549–1560), которая подготовила реформы Ивана Грозного,— самый плодотворный период его царствования.


Реформы Ивана Грозного

1. Земские соборы (с 1549 г.), что свидетельствовало о складывании в России сословно-представительной монархии, которая опиралась на дворянство и горожан.

2. новый Судебник (1550) — увеличивал плату за пожилое (то есть выкуп феодалу) при переходе в «Юрьев день».

3. В 1550-х гг. окончательно оформляется прикбзная система. приказы (Поместный, Разбойный, Стрелецкий и др.; их насчитывалось несколько десятков) были разделены по отраслям государственной жизни.

4. В 1550–1556 гг. проведена военная реформа:

  • усиление в армии роли дворянства с пожизненной и передаваемой по наследству службой (служба по «отечеству»);

  • первое постоянное войско из стрельцов, вооруженных ружьями-пищалями (служба по «прибору»);

5. Для содержания армии была проведена реформа податного обложения:

  • установлена единая мера налогового обложения — «Соха», или «Большая соха» (определенное количество земли, с которой платились налоги);

  • вводились новые налоги:

«пищальные деньги» (на содержание стрельцов);

«полоняничные деньги» (на выкуп пленных) и др.

6. Изменена система местного управления, проведена губнбя1 реформа:

  • в 1555 г. было отменено кормление наместников-бояр, которые жили (кормились) за счет части собираемых на местах налогов и судебных пошлин;

  • большинство их функций (в том числе суд по делам о разбойниках и ворах) были переданы органам местного управления (губным учреждениям) из дворян — земским и губным старостам.

7. Церковная реформа.

В 1551 г. был проведен церковный Собор, названий Стоглавым (в его решении было 100 глав), который ограничил церковное землевладение и установил единообразие церковных обрядов.

В целом, реформы 1550 х гг. носили прогрессивный характер. Они были направлены на укрепление централизованного управления, поддержку дворянства (формирующегося слоя служилых людей, которые служили при дворе, за что получали землю на срок этой службы) и ограничение прав и привилегий бояр.

Это вызвало боярские заговоры против царя.


Опричнина

В 1560 г. после смерти любимой жены Анастасии Иван IV избавляется от своих прежних советников (Адашева и др.) и вскоре переходит от реформ к методам террора. Он проводит политику подавления боярского сопротивления путем ликвидации боярского землевладения (наследуемых вотчин) и передачи земель (поместий за службу и на время службы) — дворянам.

Эту цель преследует опричнина (1565–1572), начало которой было положено мнимой «отставкой» царя (1564). Страна была разделена на две части: земщину (обычные формы правления: земская Боярская дума и земские приказы) и опричнину (опричная Боярская дума, опричные приказы, опричное войско и проч.).

Опричнина сопровождалась невиданными жестокостями и массовым террором. За годы опричнины были огромные жертвы (погибло до 4 тыс. человек из 8–10-миллионного населения) и разрушения, усилилось закабаление крестьян.

Во внешней политике Ивана Грозного отметим две главные задачи: 1) борьба с крымско-казанской агрессией и 2) борьба за выход к Балтийскому морю.

В 1558–1583 гг. шла 25-летняя Ливонская война сперва с Ливонским орденом (разбит к 1561 г.), а затем — со вступившими в эту войну Швецией, Польшей и Данией. С коалицией европейских держав Россия не совладала. Война началась победой при Нарве, но оказалась затяжной и неудачной и закончилась поражением.

выхода к Балтийскому морю добиться не удалось. Это затем ненадолго сделает Борис Годунов, а потом — Петр I.

Иван Грозный умирает в 1584 г. в возрасте 54 лет.

  1   2   3   4




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Лекции по курсу «Отечественная история» в самом сжатом виде (для студентов-иностранцев) iconЛекции по курсу «Отечественная история» в самом сжатом виде (для студентов-иностранцев)
История — наука, предметом которой являются прошлое и настоящее человеческого общества, состояние и развитие общественного производства,...
Лекции по курсу «Отечественная история» в самом сжатом виде (для студентов-иностранцев) iconЛекции по курсу «культурология» в самом сжатом виде (для студентов-иностранцев)
...
Лекции по курсу «Отечественная история» в самом сжатом виде (для студентов-иностранцев) iconЛекции по курсу «культурология» в самом сжатом виде (для студентов-иностранцев)
...
Лекции по курсу «Отечественная история» в самом сжатом виде (для студентов-иностранцев) iconМетодологическое введение к курсу «Отечественная история» Хрестоматия-практикум
Практикум предназначен для студентов дневного отделения всех специальностей, изучающих базовый курс «Отечественная история». Первая...
Лекции по курсу «Отечественная история» в самом сжатом виде (для студентов-иностранцев) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Отечественная история» для студентов I курса дневной формы обучения на основе модульного подхода
Модульный подход в организации обучения студентов по дисциплине «Отечественная история»: Методическая разработка для студентов дневного...
Лекции по курсу «Отечественная история» в самом сжатом виде (для студентов-иностранцев) iconВопросы для экзамена для студентов автф по дисциплине «Отечественная история» (2008/2009 уч г.)
Предмет, источники, функции и методы изучения истории. Значение изучения курса «Отечественная история»
Лекции по курсу «Отечественная история» в самом сжатом виде (для студентов-иностранцев) iconПланы практических занятий по курсу «Отечественная история» Трубниковой Н. В. для студентов гф, 2010/2011 уче6ный год
Выполнение индивидуального семестрового проекта (по согласованию с лектором) – до 15 б
Лекции по курсу «Отечественная история» в самом сжатом виде (для студентов-иностранцев) iconОтечественная история
Тестовые задания в своем применении рассчитаны на практические занятия, проводимые у студентов Пермского государственного технического...
Лекции по курсу «Отечественная история» в самом сжатом виде (для студентов-иностранцев) iconОтечественная история
Тестовые задания в своем применении рассчитаны на практические занятия, проводимые у студентов Пермского государственного технического...
Лекции по курсу «Отечественная история» в самом сжатом виде (для студентов-иностранцев) iconОтечественная история
Тестовые задания в своем применении рассчитаны на практические занятия, проводимые у студентов Пермского государственного технического...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы