Корпусенко Ю. В программа психологического сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению в средней школе. Пояснительная записка icon

Корпусенко Ю. В программа психологического сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению в средней школе. Пояснительная записка



НазваниеКорпусенко Ю. В программа психологического сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению в средней школе. Пояснительная записка
Дата конвертации08.08.2012
Размер210,32 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>

Педагог-психолог

Корпусенко Ю.В


Программа психологического сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению в средней школе.


Пояснительная записка.


Вопрос об адаптации к школе чаще всего встаёт, когда ребенок поступает в первый класс, переходит в другую школу, встречает одноклассников после каникул или длительной болезни. Сложности, связанные с привыканием к школьной жизни, к одноклассникам, новым учителям, в той или иной мере возникают у каждого ученика.

Что же такое адаптация к школе и почему она так сильно влияет на успешность обучения?

Адаптация к школе – это привыкание ребенка к системе школьного образования. Это процесс, в ходе которого ученик усваивает нормы, правила школьной жизни, знакомится с ребятами, учителями, понимает, что принято делать и как поступать в тех или иных ситуациях. Если адаптация протекает успешно, то ребенок может адекватно переносить учебную нагрузку и чувствовать себя психологически комфортно в школе. Если же процесс адаптации затягивается или нарушается, то усилия ребенка направлены не на учебу, а на разрешение возникающих трудностей. В любом случае адаптация – это неизбежный процесс, который всегда сопровождается наличием напряжения у ребенка.

Любой педагог подтвердит, что начало пятого класса – сложный период не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Сложностей много, и связаны они не только с учебным процессом, но и с организацией жизни в школе. И хотя каждая школа – сложный и своеобразный «организм», но многие проблемы, испытываемые пятиклассниками, похожи. Так, сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

- очень много разных учителей и их надо запомнить;

- непривычное расписание, новый режим;

- много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены, или даже само здание средней школы – новое;

- новые дети в классе, или я сам – в новом классе;

- новый классный руководитель;

- в средней школе мы – самые маленькие;

- возникают проблемы со старшеклассниками;

- и многое другое….

Для пятиклассника первого сентября зачастую новое всё: и здание школы, и дети в классе, и учителя, и даже обучение другое – предметное. Возникает ситуация новой системы образования. Интересно, но тревожно, хочется быть активным, умным и независимым, а трудно; хочется быть нужным и успешным в группе своих одноклассников, чтобы каждый новый учитель оценил и увидел все самое лучшее, что есть во мне, ведь я не хуже других.

Лет двадцать назад дети целым классом переходили на следующую ступень обучения. Тогда не было отбора учащихся из всей параллели третьих классов в специальные, гимназические или профильные. Это облегчало адаптацию к средней школе, так как межличностные отношения со сверстниками были налажены, сформирован коллектив.

Сейчас, как показывают результаты диагностики. Большинство учащихся 5-х классов подвержены дезадаптации, т.е. ребенок становится невнимательным, менее ответственным, тревожным, хуже учится по сравнению с начальной школой. Осложняется сам учебный процесс, продуктивность работы снижается, со своим высоким уровнем тревожности ребенок неадекватен в восприятии отношений с новыми одноклассниками и неизвестными учителями, появляется чувство неуверенности.

Успешность адаптации младшего подростка в большей степени зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от:

- его способности к установлению межличностных отношений с педагогами;

- навыков ориентации в пространстве школы;

Навыков достойного поведения со своими новыми одноклассниками и умения общаться с ними;

- способности принимать и соблюдать классные и школьные правила жизни;

- отношения к себе и положительного отношения к школьному миру.

Важно, также, насколько психологические качества детей, их умения и особенности соответствуют требованиям конкретного учителя в связи с особенностями предметного обучения.

Преподаватели также, в свою очередь, нуждаются в психологической поддержке. Им трудно сразу запомнить всех учеников в условиях большой школы, и, тем более, выделить проблемных детей из новичков.

Среди трудностей школьной жизни пятиклассников, по результатам родительского анкетирования, наиболее часто указываются:

- темп работ, и, как следствие – неумение быстро записывать, конспектировать;

- объём работы, как на уроке, так и дома;

- новые, непривычные требования к оформлению работ;

- необходимость самостоятельно находить и работать с дополнительной литературой.

По данным психологов, ситуация адаптации вызывает у большей части пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а также зачастую – появление страхов. Например, страх несоответствия ожиданиям окружающих, который при этом доминирует над страхом самовыражения в индивидуальных показателях. И это является нормой, так как это – возрастная проблема. Поэтому иногда и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.

Кроме того, проблемы и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, все больше и больше принуждая детей работать на оценку, провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Этот факт особенно настораживает в период адаптации пятиклассников к школьной жизни, когда наличие у ребёнка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять активность.

Очень важна для пятиклассников ситуация с новым классным руководителем. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. У некоторых детей появляются сложности просто в информированности и организации школьной жизни. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, характер межличностного контакта – одно из главных условий успешной адаптации детей.

Очевидно, что сделать для ребенка каждый школьный день праздником невозможно. Процесс адаптации всегда сопряжен с трудностями и напряжением. Притирки, сложности возникают у всех детей, важно вовремя и правильно помочь ребенку с ними справиться.

Большая роль в этом процессе принадлежит службе психологического сопровождения.


Цель программы:

создание комфортных психологических условий и помощь пятиклассникам в процессе адаптации к обучению в средней школе.


Задачи программы:

  1. Выявление основных трудностей адаптационного периода методами психологической диагностики.

  2. Создание позитивного отношения к школе и интереса к школьной жизни.

  3. Развитие навыков продуктивного общение с одноклассниками и учителями, сплочение классного коллектива.

  4. Развитие навыков ориентации в пространстве школы, способности принимать школьные правила.

  5. Выработка позитивного отношения к себе, навыков самовыражения.

  6. Психологическая диагностика как оценка эффективности данной программы.

  7. Работа психолога с родителями пятиклассников.

  8. Психологическая поддержка педагогов при трудностях, возникающих в период адаптации.


Ожидаемые результаты:

  1. Снижение уровня школьной тревожности в период адаптации;

  2. Сплочение классного коллектива;

  3. Повышение мотивации к учебной деятельности;

  4. Создании ситуации бесконфликтного общения со взрослыми, учителями, родителями.

  5. Повышение самооценки ребенка в новых учебных условиях.



Содержание программы:


  1. Психодиагностический блок.

1.1. Диагностика интеллектуальных новообразований, необходимых для успешного обучения в средней школе:

- уровень общей осведомленности;

- уровень развития понятийного мышления;

- уровень развития функций внимания и памяти;

Тест ГИТ, тест Тулуз-Пьерона.

1.2. Диагностика школьной тревожности. Тест Филипса,

Или диагностика личностной тревожности, тест А.Прихожан,

Тест САН.

1.3 Диагностика отношений в коллективе. Социометрия.

1.4 Анкета «Трудные предметы».

1.5 Методика «Незаконченные предложеня. Отношение к школе».


  1. Личностно-развивающий блок.

    1. Проведение классных часов, направленных на сплочение классного коллектива, снятие тревожности, личностный рост (программа «Дружный класс»)

    2. Проведение игровых мероприятий среди 5-х классов, направленных на адаптацию к средней школе (игра «Следопыт», игра-викторина для знатоков школы «Я полюбил эту школу»).



  2. Психолого-просветительский блок.

Выступления психолога на родительских собраниях по темам, связанным с особенностями поведения и отношения к учебе младших подростков, трудностями в адаптации к средней школе, психологическим особенностям восприятия учебной информации.


  1. Психологическое консультирование.

Консультирование педагогов, родителей по вопросам, возникающим в ходе процесса адаптации пятиклассников. Посещение открытых уроков в 5-х классах. Индивидуальная психологическая работа с детьми, требующих помощи в адаптационный период.


Календарно-тематический план мероприятий, проводимых психологом по программе адаптации пятиклассников к обучению в средней школе.




Название мероприятия

Количество часов

Время проведения

1


2


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.

Скрининговая диагностика познавательных процессов пятиклассников.

Тест ГИТ, тест Тулуз-Пьерона

Диагностика школьной тревожности. (Тест Филипса).

Анкета «Трудные предметы»

Классный час «Ты и твоё имя. Давайте познакомимся!». Социометрия.


Классный час «Знаем ли мы друг друга?»


Классный час. Игра «Репортер».


Классный час. «Какого цвета настроение?» Создание «Цветка класса».


Классный час. «Доверие и сплоченность – секрет дружного класса». Игры и упражнения.


Игра между 5-ми классами «Следопыт». Формирование команды знатоков школы.


Классный час. Игра «Кто есть кто?»


Классный час. Учимся мыслить творчески.

Методика «Незаконченные предложения»


Игра –викторина для 5-х классов «Знатоки школы». Подведение итогов акции «Следопыт».


Диагностика школьной тревожности. (Тест Прихожан). Социометрия.

Оценка результативности программы.


Итого:

2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


24 часа

Сентябрь


Сентябрь


Сентябрь


Сентябрь


Октябрь


Октябрь


Октябрь


Октябрь


Ноябрь


Ноябрь


Ноябрь


декабрь



Содержание занятий по программе:


Практическим занятиям предшествует проведение психодиагностического блока методик.


Занятие 1. «Ты и твоё имя. Давайте познакомимся!»

Цели: знакомство друг с другом, создание атмосферы уважения и интереса к другим одноклассникам и их именам.

Имя – визитная карточка каждого человека. Важно называть друг друга по имени и уважать имя другого человека.

Упражнение «Представление имени».

Каждый участник называет своё имя и сопровождает его каким-либо жестом. Все остальные повторяют вслух имя и копируют жест.

Упражнение «Ладошки».

Каждый участник на листе бумаги обводит свою ладонь, затем в середине ладошки пишет своё имя, а в каждом пальце – те качества личности, которые начинаются на буквы, которые есть в имени.

Затем ребята обмениваются листочками с ладошками друг с другом и дописывает те качества, которые ему нравятся в этом человеке.

Обсуждение результатов.

Листочки с ладошками приклеиваются на большой лист ватмана. Качества можно дописывать и в последующие дни, при условии, что они положительные.

Упражнение «Я самый…..».

Каждый называет одно качество, которое у него развито очень хорошо, следующий повторяет его и называет своё качество – и так далее. Упражнение развивает оперативную память и помогает лучше познакомиться с одноклассниками.


В конце занятия проводится социометрия.


Занятие 2. «Знаем ли мы друг друга?»


Цели: расширить представление об одноклассниках, сплочение коллектива.


Упражнение1. «Поменяйтесь местами все те, у кого…..». Проводится в качестве разминки.


Упражнение2. «Заводим друзей».

Ребята в кругу передают мяч друг другу и заканчивают предложение: «Друг – это тот, кто…».

Обсуждение результатов, составление словесного портрета настоящего друга.

Упражнение «Все мы чем-то похожи». В ходе упражнения проявляется своеобразие каждого ребенка и общие черты, объединяющие его с другими.

Класс разбивается по 4 – 5 человек в группы. Каждая группа должна составить список, что объединяет всех её членов. Например, «у каждого из нас есть домашние животные», «все мы очень любим пирожки в столовой», «все мы не любим, когда кто-то ябедничает» и т. д. Победит та команда, которая найдёт и запишет наибольшее количество черт.


Анкета: «Вот я какой!»

Каждому ребенку раздаётся экземпляр анкеты, которую нужно заполнить.

Примерные вопросы анкеты:

- Меня зовут…………….

- Мне ………….. лет

- У меня……………глаза

- У меня……………. волосы

- Моя любимая еда………….

- Мой любимый цвет…………….

- Моё любимое животное………………

- Моя любимая телепередача…………..

- Моя любимая игра…………………….

- Лучше всего я умею……………………

- Самая главная моя цель…………………

И т.п.

Класс разбивается на группы по 4 – 5 человек и дети обмениваются ответами друг с другом. Цель –найти общие ответы с другими детьми.

Обсуждение результатов:

- с кем из детей у тебя больше всего общего?

- чьи ответы показались тебе самыми интересными?


Упражнение3. «Нас с тобой объединяет…».

По кругу каждый говорит своему соседу слева что его с ним объединяет.

Анализируются наиболее часто повторяемые качества.


Упражнение4. «Ставим цели».


Цель упражнения – помочь детям обсудить те цели, которые они могли бы для себя поставить на ближайший год.

Дети на листочках заканчивают предложения:

- Я хочу стать лучше …..

- Я хочу больше узнать…….

- В школе я хочу…….

- В школе я могу……..

- Чтобы лучше ладить с другими, я могу……..

- Чтобы меня понимали другие, нужно………

- Чтобы иметь в школе друзей, нужно……….

И т. д.

По желанию дети озвучивают свои ответы.

Что нужно сделать, чтобы добиться своих целей? Напишите на листочках.

Собираем работы. Через месяц их можно вернуть, чтобы узнать, что изменилось и обсудить каких результатов достигли дети.


Занятие 3. Игра «Репортер»


Эта игра описана психологом М.Битяновой в книге «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками».


Цели игры: развить навыки активного слушания, продемонстрировать умение подавать себя, испытать в группе ощущение атмосферы доверия и поддержки.


Разминка: «Передай по кругу воображаемый предмет», «Поменяйтесь местами все те, у кого….» и т.п.


Упражнение 1. Создай свою визитку.

Каждый ребенок пишет своё имя, издание, которое представляет, страну, откуда приехал.

Каждый представляет себя.


Упражнение 2. Важные качества журналиста.

Каждый ребенок пишет качества, которыми должен обладать журналист и добавляет качества, которые есть у него.

Обмен мнениями.


Упражнение 3 . «Выбери себе героя».

Каждый молча выбирает себе «героя» из класса, о котором будет писать репортаж. Во время игры нужно наблюдать за своим героем и делать заметки.


Упражнение 4. Поприветствуем друг друга.

Дети образуют 2 круга – внешний и внутренний. Задание – поприветствовать друг друга следующим образом:

- как старые друзья;

- как будто вы видите перед собой врага;

- как будто перед вами большой начальник;

-как дипломаты на приёме;

- как будто перед вами маленький ребенок и т. п.

Обмен впечатлениями.


Упражнение 5. «Необычная ситуация».

Для этого упражнения необходимо большое покрывало. Ребенок ложиться на покрывало, а остальные держат покрывало за концы и осторожно поднимают его и раскачивают.

Поднимаются вопросы доверия к коллективу.


Упражнение 6. «Переправа».

Нужно преодолеть препятствие – пройти через бурную реку по тонкому мосту. Роль моста выполняет веревка, лежащая на полу. Нельзя вставать ногой на пол мимо веревки, иначе упадёшь в реку. Каждый должен преодолеть препятствие и понаблюдать за своим «героем».

Обсуждение.


Упражнение 7 . «Спасибо тебе за…»

Каждый из детей, сидя в кругу говорит своему соседу несколько теплых слов, подмечая в человеке хорошие стороны.


Упражнение 8. «Очерк о герое дня».

Каждый участник получает лист цветной бумаги, на которой пишет очерк о своём герое. Рассказы приклеивают на общий лист ватмана. Главное, чтобы о каждом члене класса был написан очерк.

Газета вывешивается в классе.


Занятие 4. «Какого цвета настроение?»


Цель мероприятия – настроить детей на психологическую волну, создать настроение, дать выход эмоциям в творческой работе.

Мероприятие можно проводить во всех классах с 5го по 9-й, причем в пятых классах руководить занятием целесообразно назначить ребят из старших классов. Можно использовать такое занятие на «Дне самоуправления» в гимназии.

Рисование относится к проективным психологическим методам диагностики и коррекции эмоционального состояния человека. Результаты его часто отражают подсознательные, глубинные процессы личности. Цвет является показателем настроения человека, его выбор может воздействовать на человека как физиологически, так и психологически.

Многие известные проективные цветовые методики, например, тест Люшера, основаны на предположении о том, что выбор цвета отражает направленность человека на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Известно также и лечебное действие определенных цветов, их помощь при регуляции некоторых функциональных психических состояний, например. Депрессии, или же, наоборот, возбуждения и эйфории.

Свободное рисование красками дает возможность человеку вынести свои эмоции и настроения на бумагу, отработать негативные состояния, снизить тревогу и беспокойство.

Многообразие разноцветных эмоциональных состояний даст чувство праздника и единого настроения всех учащихся, а совместное рисование положит начало сотрудничеству и отработки навыков общения в каждом классе.

Возможны разные варианты проведения этого занятия:


  1. Общегимназическая игра «Радуга».


Процедура действия.

На 1 этаже, в вестибюле, размещаем 6 цветных коробок: красная, желтая, зеленая, синяя, черная, серая. Рядом с ними вешаем плакат: «С каким настроением ты идешь сегодня в школу?» Психолог вместе с помощниками из старших классов встречают ребят. Гимназистам предлагают белый квадратик и просят его опустить в одну из цветных коробок, которая соответствует по цвету настроению каждого. Уходя из школы, каждый еще раз проделывает такую же процедуру.

Педагоги проделывают такие же действия. Но им, вместо квадратиков, дают кружочки.

На следующее утро всех встречает большой плакат с диаграммами: «Утро – гимназисты» и «Утро – педагоги», « Вечер – гимназисты» и «Вечер – педагоги».

На каждой круговой диаграмме в определенном соотношении нарисованы сектора каждого цвета. Рядом с диаграммами написано какое настроение выражает каждый цвет.


  1. Классный час «Цветок – настроение».


Необходимые материалы: лист ватмана, цветные лепестки из бумаги, фломастеры, клей.


Процедура занятия: учащиеся получают информацию о том, что эмоции человека часто изменяют его физиологическое и психологическое состояние. В разные моменты времени, в зависимости от своего эмоционального состояния, человеку могут нравиться определенные цвета, и не нравиться другие.

Из предложенных цветовых лепестков учащимся нужно выбрать тот цвет, который соответствует в данный момент их настроению.

Лепестки наклеиваются по очереди на заранее приготовленный лист ватмана.

Получается «Цветок класса». Каждый на своем лепестке пишет пожелание классу.

Настроение класса зависит от преобладания в «цветке» того или иного цвета.


Красный - Взволнованное, приподнятое, возбужденное, тревожное, увлеченное, радостное состояние.

Желтый – Мечтательное, радостное, творческое, активное настроение.

Синий – спокойное, пассивное, ровное, усталое состояние.

Зеленый – серьёзное, вдумчивое, активное, деловое настроение

Серый – скучное, вялое, безразличное состояние.

Черный – негативное, раздражительное, агрессивное состояние.


  1. Групповое рисование в классе.


Рисуют все вместе на листе ватмана рисунок на заданную классу тему:

«Настроение моего класса»

«Лицо моего класса» или «Герб моего класса»

«Девиз моего класса» и т.п.

После проведения мероприятия рисунки вывешиваются для просмотра.

Каждый может написать своё мнение о рисунках и опустить его в «почтовый ящик, или передать психологу.


Занятие 5 . «Доверие и сплоченность – секрет дружного класса»

Цели: создать атмосферу доверия в классе, сформировать команду единомышленников, добиться сплоченности в выполнении различных заданий, а не соперничества.


Упражнение 1. «Кулак, ладони, руки скрещенные на груди».

Все по команде, не договариваясь, выбрасывают руки определенным образом. Задача в том, чтобы весь класс выбросил руки одинаково.

Обсудить: если много кулаков – велика агрессивность в группе, если открытых ладоней, то группа готова к работе.


Упражнение 2. «Паровозики».

Упражнение выполняется в тройках. Каждая тройка представляет собой поезд. «Паровоз» идёт первым с вытянутыми вперед руками, «вагон» передаёт управление, «машинист» управляет всем паровозом. При этом у «вагона» и «паровоза» закрыты глаза.


Упражнение 3. «Тростинка на ветру».

Все встают в круг очень близко друг к другу. Один ребенок становится в центр. Все поднимают руки на уровне груди. Когда тот, кто стоит в центре, падает, остальные должны его поймать и вернуть в исходное положение.


Упражнение 4. «Только вместе».

Дети разбиваются на пары и встают спиной к спине. Затем медленно, не отрывая своей спины от спины партнера. Нужно сесть на пол. Затем также встать.


Упражнение 5. «Путаница».

Стоя в кругу с закрытыми глазами, поднимаем правую руку перед собой и рукой находим руку партнера. Затем протягиваем вперед левую руку и находим руку другого человека. Теперь открываем глаза и , не отпуская рук, пытаемся распутаться, так, чтобы снова получился круг.


Упражнение 6. «Контакт глазами».

Сейчас мы посмотрим, какого цвета у нас глаза. Для этого мы будем 2 минуты ходить и смотреть в глаза друг другу, запоминая цвет глаз, а потом нам надо будет всем построится по цвету глаз – от самых темных до самых светлых.


Упражнение 7. «Прыжки».

Я буду считать и на каждый счет вы должны прыгнуть, повернувшись на 90 градусов, молча, не переговариваясь, в одну сторону.


Упражнение 8. «Числа».

Я буду называть числа. Сразу же после того, как число названо, должны встать столько человек, какое число прозвучало. Выполнять задание надо молча.


Упражнение 9. «Составь список класса».

Классу выдаётся лист бумаги. Ребята должны по памяти составить список класса по алфавиту, но начиная со второй буквы фамилии.


После каждого упражнения идет обсуждение тех трудностей, которые мешали делать упражнение правильно.

Раскрывается смысл понятий: выполнять правила, сплоченность, доверие, коллектив, единство.


Занятие 6.

Психологическая акция «Следопыт»


Цель мероприятия:

адаптация учащихся к процессу обучения в средней школе, развитие коммуникативных навыков, самоорганизация класса при выполнении задания, объединение учащихся класса общей мотивацией на выполнение задания.


Процедура проведения:

Каждому классу (5-е классы) предлагается бланк со списком вопросов, на которые ребята как можно быстрее должны найти правильные ответы.

Победившим считается класс, раньше других сдавший бланк с правильными ответами.

Победителя ждет приз за быстроту и точность ответов.

Игру можно проводить в несколько этапов.

Завершается акция проведением конкурса «Знатоки школы» между командами из разных классов.


Вопросы, предлагаемые ребятам в задании можно разделить на несколько типов:

  1. Вопросы, требующие активности и энергозатрат для нахождения правильного ответа. Например:

- Сколько ступенек на лестнице в корпусе «А»?

- Сколько посадочных мест в конференц-зале?

-Сколько столов в школьной столовой?


  1. Вопросы, направленные на знакомство с организацией работы и особенностями школы:

- Кого в школе больше – мальчиков или девочек?

- Сколько охранников работает в гимназии?

- Кто был золотым медалистом школы в прошлом году?

- Сколько учителей немецкого языка работают в гимназии?


  1. Вопросы, посвященные истории гимназии 278.

- В каком году была открыта первая школа в этом здании?

- Кто был первым директором школы?

- Сколько учеников было в школе в год её открытия?


  1. Вопросы, выявляющие особенности и интересы педагогического коллектива и коллектива учащихся.

- Какие домашние животные есть у учителей математики?

-Какие музыкальные предпочтения у учителя физкультуры?

-Кто из учеников вашего класса занимается в изостудии?

И т.п.

Игра проходит очень весело, активно. Можно проводить её в несколько этапов и подвести итоги на конкурсе «Знатоков школы».


Занятие 6. Игра «Кто есть кто?»


Игра проводится на классном часе, чтобы подвести итоги на знание ребятами друг друга и получить новую информацию друг о друге.


Каждому ученику выдаётся лист бумаги, который не подписывается ребенком.

Каждый должен на этом листе написать ответы на предлагаемые вопросы:

  1. Чтобы ты взял с собой на необитаемый остров?

  2. Если бы ты мог превратиться в животное, то в образе кого ты бы хотел прожить жизнь?

  3. Если бы ты выиграл 3 миллиона рублей, то на что бы та потратил эти деньги?

  4. Что нельзя купить за деньги?

  5. Какое твоё любимое занятие в свободное время?

  6. Какая твоя любимая телепередача?

  7. Какая твоя любимая музыка? Исполнитель?

  8. Какая твоя любимая пословица, поговорка?

  9. Что бы ты пожелал классу?

  10. Что бы ты попросил у доброго волшебника?

Листочки с ответами собирает психолог, а потом каждый листок зачитывается. Ребята должны угадать – чьи это ответы, кто это написал.

Анализируется – кого угадывали сразу же. А кого очень долго не могли угадать.


Занятие 7. «Учимся мыслить творчески».


Цели: развитие ассоциативного мышления, нестандартного видения ситуации, умения различными способами рассмотреть проблему, быстро реагировать на вопросы, сплочение классного коллектива.

Упражнение 1. «Апельсин».

Игра проводится с мячом. «Давайте вообразим, что это – апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин мы бросаем.(Сладкий, желтый, вкусный…..).Постарайтесь не повторять уже названные качества и свойства апельсина.»

Обсуждение: - какие самые необычные свойства были названы?

- кто назвал больше всех свойств?


Упражнение 2. «Цветные объекты»

«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч и при этом – называем какой-либо цвет. Тот, кто ловит мяч – называет объект этого цвета».

Обсуждение: - Какие самые необычные ассоциации были названы?


Упражнение 3. «Воздух, земля, вода».

«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трёх слов: «воздух», «земля» или «вода», а тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово «воздух» - название птицы, «земля» - название животного, «вода» - название рыбы».

Реагировать нужно как можно быстрее.


Упражнение 4. «Путешествие».

«Сейчас тот, кто начнет бросать мяч, скажет, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом можно отправлять другого в самые отдаленные и необычные места (необитаемый остров, Древнюю Грецию, холодильник и т.п.). Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмёте с собой туда, куда вас отправляют».


Упражнение 6. «Зоопарк».

«Сейчас каждый из нас молча, ничего не говоря другим, выберет любое животное. После этого будем по очереди, ничего не говоря, не издавая никаких звуков, изображать выбранное животное. Все остальные высказывают предположение – что это за животное».


Упражнение 7. «Детективная история».

Детям даётся 3 минуты на размышление – придумать каждому сюжет детективной истории на тему школьной жизни.

Затем каждый по кругу говорит только одно предложение, а его сосед повторяет его и добавляет своё предложение.

Можно таким образом придумать несколько историй и самые удачные записать.


Упражнение 8. «Я в классе»

Ребятам даётся лист ватмана, на котором они по очереди рисуют свой образ в классе, причем этот образ может быть символический, а не портретный. Под своим образом ребята пишут своё имя (не обязательно настоящее, оно может быть выдуманное).

Затем каждый объясняет - что он хотел выразить своим рисунком и попытаться объяснить рисунки других.


Занятие 8. Оценка эффективности программы работы с пятиклассниками.


На этом занятии детям предлагается анкета «Незаконченные предложении:.Отношение к школе», тест «САН» (повторно), тест школьной тревожности Филипса (повторно), социометрия (повторно), анкета «Трудные предметы» (повторно).


Программа является результативной, если показатели школьной тревожности по классу снизились, повысился социометрический статус, показатели по тесту «САН» находятся в пределах среднестатистической возрастной нормы, снизился процент трудных предметов.









Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Корпусенко Ю. В программа психологического сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению в средней школе. Пояснительная записка iconПрограмма психологического сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению в средней школе
Адаптации к школе чаще всего встаёт, когда ребенок поступает в первый класс, переходит в другую школу, встречает одноклассников после...
Корпусенко Ю. В программа психологического сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению в средней школе. Пояснительная записка iconСеминар для учителей, работающих в 5-ых классах «Адаптация учащихся 5-ых классов к условиям обучения в средней школе»
...
Корпусенко Ю. В программа психологического сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению в средней школе. Пояснительная записка iconПрограмма социально-психологического сопровождения
...
Корпусенко Ю. В программа психологического сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению в средней школе. Пояснительная записка iconДиагностика психолого-педагогической адаптации пятиклассников
Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных...
Корпусенко Ю. В программа психологического сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению в средней школе. Пояснительная записка iconРодительское собрание
Цель: познакомить родителей с особенностями адаптации детей к обучению в 5 классе; предложить практические советы по адаптации ребёнка...
Корпусенко Ю. В программа психологического сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению в средней школе. Пояснительная записка iconРодительское собрание
Цель: познакомить родителей с особенностями адаптации детей к обучению в 5 классе; предложить практические советы по адаптации ребёнка...
Корпусенко Ю. В программа психологического сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению в средней школе. Пояснительная записка iconПреемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит...
Корпусенко Ю. В программа психологического сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению в средней школе. Пояснительная записка iconМоу сош №23 с углубленным изучение отдельных предметов г. Пятигорска Программа социально-психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса
...
Корпусенко Ю. В программа психологического сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению в средней школе. Пояснительная записка iconПрограмма организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению введение
Значение этого периода вхождения в не­привычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания...
Корпусенко Ю. В программа психологического сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению в средней школе. Пояснительная записка iconПрограмма организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению введение
Значение этого периода вхождения в не­привычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы