Лекция Основы правового статуса личности в Российской Федерации (Продолжение) icon

Лекция Основы правового статуса личности в Российской Федерации (Продолжение)



НазваниеЛекция Основы правового статуса личности в Российской Федерации (Продолжение)
страница1/2
Дата конвертации08.08.2012
Размер489,51 Kb.
ТипЛекция
скачать >>>
  1   2


Лекция 6. Основы правового статуса личности в Российской Федерации (Продолжение).


4. Основные права и свободы человека и гражданина.

5. Конституционные обязанности человека и гражданина.

6. Защита прав и свобод человека и гражданина.

__________________________________________________________


На предыдущей лекции мы рассмотрели три первых вопроса по теме «Основы правового статуса личности в Российской Федерации» и приступили к изучению четвертого вопроса «Основные права и свободы человека и гражданина».

Напомню, что принято выделять три группы основных прав и свобод: личные, политические и социально-экономические.

Посмотрим на следующую схему.




На прошлой лекции мы приступили к изучению личных прав и свобод человека и рассмотрели одно из таких прав – право на жизнь. Сегодня мы продолжим рассмотрение личных и иных прав и свобод.

Итак, следующим личным правом человека, которое мы рассмотрим является право на достоинство.

2. Право на достоинство является, по существу, основной це­лью всех остальных личных прав человека (после права на жизнь). Достоинство ‒ это признание обществом социальной ценности, уникальности конкретного человека, значимости каждой личности как части­цы человеческого сообщества. Право на достоинство закреплено статьей 21 Конституции РФ:

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.


Посягательство на достоинство человека может быть сред­ством как физического, так и психического воздействия.

Поэтому в статье 21 Конституции РФ закреплено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и на­казанию, а также без добровольного согласия ‒ медицинским, научным или иным опытам.

Достоинство как субъективное право человека включает в себя и охрану чести, репутации и доброго имени. Защита достоинства личности безусловна и осу­ществляется государством: никакие обстоятельства не могут служить основанием для его умаления.

Достоинство личности – это как бы презумпция неопороченности человека в глазах общества. Поэтому унижение достоинства человека – это приписывание ему неблаговидных поступков, уничижительная, оскорбительная характеристика его умственных и иных личных качеств, выставление его в невыгодном свете перед окружающими.

В этой связи Уголовным кодексом РФ установлена уголовная ответственность за оскорбление, то есть за унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

3. Право на свободу и личную неприкосновенность означает свободу человека, право самостоятельно определять свои по­ступки, располагать собой, своим временем.

Право на свободу и личную неприкосновенность закреплено статьей 22 Конституции РФ:

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Право на свободу и личную неприкосновенность слагается из следующих компонентов: 1) индивидуальной сво­боды личности располагать собой по своему усмотрению, 2) фи­зической, нравственной и психической неприкосновенности лич­ности. Незаконное лишение свободы квалифицируется в уго­ловном законодательстве как акт насилия – физического или психического. Однако существуют ситуации, требующие при­нудительного ограничения свободы или неприкосновенности. Такого рода действия должны основываться на законе.

К основным принудительным способам ограничения сво­боды гражданина относятся: арест, заключение под стражу и содержание под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления; принудительное лечение психически больных, представляющих опасность для себя и окружающих; времен­ная изоляция и лечение больных, страдающих тяжелыми ин­фекционными заболеваниями; направление несовершеннолет­них в интернаты, спецшколы и т. п.

Уголовным кодексом РФ установлена уголовная ответственность за похищение человека, незаконное лишение свободы, незаконное помещение в психиатрический стационар.

Что значит незаконное помещение в психиатрический стационар?

Согласно закону Закону РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» человек, страдающий психическим расстройством, может быть госпитализирован в психиатрический стационар без его согласия, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:

 а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или

 б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

 в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 544-О-П не допускается принудительная госпитализация лица в психиатрический стационар на срок свыше 48 часов без судебного решения.

При рассмотрении право на личную неприкосновенность возникает интересный вопрос об обследовании студентов на употребление наркотиков. В последнее время много говорят о повсеместном, причем обязательном обследовании студентов на употребление наркотиков.

Как Вы считаете, насколько это соответствует статье 22 Конституции РФ и праве каждого на личную неприкосновенность?

Давайте разберемся. Может ли право на личную неприкосновенность чем-то ограниченно? Да, может в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ. Зачитаем эту норму: Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, принудительное, т.е. без их согласия обследование на наркотики студентов, школьников и других лиц незаконно, оно может проводиться только с их согласия.


4. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семенную тайну.

Этому личному праву человека посвящены две статьи Конституции РФ: 23 и 24 статьи Конституции РФ.

В статьях 23 закреплено само это право.

Статья 23


1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.


Если в статье 23 Конституции РФ закреплено само это право, то в статье 24 Конституции РФ установлены гарантии его осуществления.


Статья 24


1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Уважение к частной жизни есть один из аспектов индивидуальной свобо­ды. Это право означает предоставленную человеку и гаранти­рованную государством возможность контролировать инфор­мацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений лич­ного, интимного характера.

Возникает вопрос: что такое частная жизнь? Частную жизнь можно определить как физическую и духовную сферу, которая контролируется самим индивидом, т. е. свободна от внешнего воздействия. За­конодательство не может вторгаться в эту сферу; оно призвано ограждать ее от любого незаконного вмешательства.

Закон устанавливает границы неприкосновенности частной жизни, формы ее охраны от неправомерного вторжения. Демо­кратическое цивилизованное государство только в исключи­тельных случаях, на основе закона и специального судебного решения может нарушить неприкосновенность частной жизни человека, ознакомиться с его корреспонденцией или содержа­нием телефонных либо иных сообщений.

Очевидно, что подобная вынужденная необходимость сбора сведений о частной жизни гражданина может возникнуть в целях борьбы с преступностью, а также охраны здоровья и безопасности других граждан. Согласно Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.


Понятно, что в целях борьбы с преступностью правоохранительные органы имеют право собирать информацию о преступных деяниях людей. А как быть с информацией о частной жизни?

В части 1 статьи 23 Конституции РФ закреплено право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. В части 3 статьи 55 Конституции РФ предусмотрена возможность законодательного ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако право каждого на неприкосновенность частной жизни не может быть ограничено законом, потому что Конституцией РФ прямо запрещен сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (часть первая статьи 24 Конституции РФ). Более того, в Конституции РФ специально оговорено, что право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ч. 1 ст. 23) не может быть ограничено даже в условиях чрезвычайного положения (ст. 56).

Таким образом, право каждого на неприкосновенность частной жизни является абсолютным правом, не подлежащим законодательному ограничению.

Следует также напомнить и об уголовной ответственности за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия (статья 137 УК РФ).

Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» содержит статью 7, в которой частным детективам запрещается собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц. Однако, к сожалению, законодательные запреты на сбор сведений о личной жизни в нашей действительности не соблюдаются.

В содержание рассматриваемого права входит также охрана тайны всех тех сторон личной жизни частного лица, оглашение которых оно по тем или иным причинам считает нежелатель­ным (тайна завещания, усыновление, врачебные диагнозы, тай­на денежного вклада, дневниковых записей и пр.).

Личные тайны, доверенные представителям ряда профес­сий для защиты прав и законных интересов граждан, следует рассматривать как тайны профессиональные. К ним относятся медицинская, адвокатская тайны, тайна предварительного след­ствия, нотариальных действий, тайна исповеди и др. Субъекты профессиональных тайн несут юридическую ответственность за их разглашение.


5. Право на неприкосновенность жилища закреплено статьей 25 Конституции РФ:

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.


Гарантия неприкосновенности жилища означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допускается, и круг уполномоченных на то органов.

Российские законы дают право беспрепятственно входить в жилые помещения определенным лицам при исполнении служебных обязанностей. Как говорится в Жилищном кодексе РФ, проникновение в жилище без согласия проживающих в нем граждан допускается в случаях и в порядке, предусмотренными федеральными законами, только в целях спасения людей при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках, либо иных обстоятельств чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечении совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления.

6. К личным правам и свободам относится право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26 Конституции).

Конституционное закрепление этого права вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его личное право на определение своей национальности, свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.

Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26).

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ, к числу сведений, вносимых в паспорт, не отнесено указание на национальность. А раз не предусмотрено, то указание на национальность в паспорте запрещено указанным Положением о паспорте гражданина Российской Федерации.

В официальных анкетах не допускается вопрос о национальности. Как известно, в прошлом печально знаменитая пятая графа в анкетах выполняла далеко не познавательную функцию.

7. Право на свободу передвижения.

Важнейшим в конституционном статусе личности является право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Оно предусмотрено международными документами (Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод).

Право на свободу передвижения закреплено статьей 27 Конституцией Российской Федерации:

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.


Однако в некоторых регионах страны, в первую очередь на Юге России, мощные миграционные потоки оказывают серьезное давление на социально-культурную инфраструктуру, приводят к дополнительным бюджетным расходам, создают условия для обострения национальных отношений.

Так, в Ставропольском крае стихийная миграция буквально захлестнула многие населенные пункты, ее показатели в несколько раз превышают средние по стране (до 10 % миграционного прироста России ежегодно при условии, что здесь проживает всего 1,8% российского населения). В результате перегружены больницы, поликлиники, школы, не хватает благоустроенного жилья и рабочих мест. Происходит массовая скупка недвижимости, коренное население покидает обжитые места.

Особую озабоченность вызывает неконтролируемая миграция на Кавказские Минеральные Воды, которые являются достоянием всего многонационального народа России.

В условиях не прекращающейся угрозы совершения террористических актов и приграничного положения с северо-кавказскими республиками отсутствие действенного контроля за стихийной миграцией способствует проникновению оружия, наркотиков, создает условия для совершения террористических актов.

Таким образом, реализация конституционного права переселенцев на свободный выбор места жительства нарушает конституционные права проживающих на этой территории, в частности, права на труд, жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование, благоприятную окружающую среду и, в конечном счете, право на жизнь. По этой причине в ряде субъектов Российской Федерации складывается острое социальное противоречие между конституционными правами переселенцев и конституционными правами жителей этих регионов. Краснодарский и Ставропольский края, например, не могут принять всех желающих приехать в эти достаточно обеспеченные и благоприятные для проживания территории. Не хватит ни больниц, поликлиник, школ и детских садов, ни бюджетных средств на расширение действующих и строительство новых объектов в связи с притоком мигрантов. Данное противоречие составляет серьезную социальную проблему, требующую своего безотлагательного решения. Попробуем разобраться в этой проблемной ситуации, которая в условиях террористических атак на Россию приобрела чрезвычайный характер.

Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, как и любое иное право, не может быть абсолютным: его осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17 Конституции РФ). Оно может быть ограничено, но лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55, статья 56 Конституции РФ). Все необходимые и достаточные условия для ограничения свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства на Юге России имеются. Однако федеральное законодательство не решает эту проблему. Возникает вопрос о том, может ли субъект РФ своим законом регулировать миграционные потоки на своей территории?

Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства может быть ограничено только федеральным законом Попытки региональных властей на своем уровне решить указанную проблему, как правило, заключаются в тех или иных ограничениях прав переселенцев и приводят в конечном счете к нарушению конституционных норм.

Анализ региональной практики, проведенный в Специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «О конституционном праве на свободу передвижения, свободный выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации», показал, что в 11 субъектах Российской Федерации действуют нормативные правовые акты, усложняющие регистрацию граждан по месту пребывания и жительства и устанавливающие не предусмотренные федеральным законодательством дополнительные ограничения. Наиболее решительные меры по ограничению миграции приняты на Юге России (Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Краснодарский и Ставропольский края).

Постановлением Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 22 ноября 2001 года № 410-П-П до стабилизации и улучшения криминогенной обстановки в Северо-Кавказском регионе вообще запрещены постоянная регистрация граждан, не имеющих тесных связей с Республикой, регистрация их браков и детей, а также сделок с недвижимостью на территории Кабардино-Балкарской Республики. Законом Краснодарского края от 23 мая 1995 года № 9-кз, Указом Президента Республики Адыгея от 17 июня 1996 года № 100 предоставляется преимущество в постоянной регистрации гражданам, имеющим тесные связи с данными регионами. Тем самым нарушается конституционное право переселенцев на свободу передвижения, выбор места пребывания и проживания.

Однако другого варианта решить собственными силами сложившуюся проблему и защитить свое население от негативных последствий стихийной миграции, кроме как ограничить права переселенцев, региональные власти не находят. Наглядным примером является законодательная практика Ставропольского края.

Государственная Дума Ставропольского края в 1994 году приняла Временное положение о пребывании и определении на постоянное место жительства в Ставропольском крае, которое ограничило миграционные потоки на Кавказские Минеральные Воды и ряд других населенных пунктов, установило квоты на проживание в этих местах и меры ответственности вплоть до выдворения за пределы края. Два года работы значительно улучшили миграционную ситуацию. Однако Конституционный Суд РФ посчитал, что нормы Временного положения противоречат Конституции (постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996года № 9-П).

В сложившейся ситуации Государственная Дума Ставропольского края, используя конституционное право законодательной инициативы, разработала и внесла в Государственную Думу Российской Федерации проект Федерального закона «О дополнительных мерах по обеспечению общественной безопасности в Ставропольском крае». Документ предоставлял право губернатору края вводить дополнительные меры, включающие ограничение въезда на Ставрополье и свободы передвижения по его территории, усиление охраны важнейших объектов жизнедеятельности населения. В условиях режима военных действий с Чечней это было необходимо и оправданно. После двухлетней серьезной работы значительно урезанный вариант закона был принят Государственной Думой РФ и одобрен Советом Федерации. Однако 30 декабря 1999 года, за день до сложения своих полномочий, Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин отклонил принятый закон, мотивируя тем, что он «утратил свою актуальность». В результате закон был снят с дальнейшего рассмотрения в Федеральном Собрании.

Федеральные власти в очередной раз продемонстрировали непонимание приграничного положения Ставропольского края и тех условий, в которых живет его население, оказавшееся заложником чеченского конфликта. Трагические последствия террористических актов, совершенных на Ставрополье, явились горьким подтверждением доводов законодательной и исполнительной власти края.

8. Свобода совести означает право человека исповедовать лю­бую религию или не исповедовать никакой, отправлять религи­озные культы и осуществлять атеистическую пропаганду. Свобода совести закреплена статьей 28 Конституции РФ:

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.


Свобода совести признается во всех демократических конституциях. Гарантии свободы совести включают: 1) равноправие граждан независимо от их отношения к религии, не допускающее ограничений прав граждан по мотивам конфессиональной принадлежности, разжигания вражды и не­нависти па религиозной почве; 2) отделение религиозных и атеистических объединений от государства; 3) светский харак­тер системы государственного образования; 4) равенство рели­гий, религиозных объединений перед законом.

Государство, его органы и должностные лица не вправе вмешиваться в вопросы определения гражданами своего отно­шения к религии, в законную деятельность религиозных объе­динений. Каждый гражданин может свободно высказывать и распространять религиозные взгляды и убеждения в устной, печатной и любой другой форме. Граждане, пожелав сообща исповедовать определенную религию, объединяются в религиозные общества и на основе разработанных уставов осуществ­ляют свою деятельность, не спрашивая на это санкции властей, а лишь зарегистрировав свое объединение.

В соответствии с общепризнанными международными стандартами право на свободу совести связано с обязанностью уважать нрава и свободы других лиц, законы государства, требования морали и общественного порядка. Например, в Российской Федерации воспрепятствование принятию религиозных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное сообщество или выходу из пего, равно как и применение в этих целях мер принуждения, нака­зывается по Уголовному кодексу. В уголовно-правовом порядке наказуемо возбуждение вражды и ненависти вследствие религиозных или атеистических убеждений, причинение вреда здоровью людей под видом исполнения религиозных обрядов.


9. Свобода мысли и слова. Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, закрепленная статьей 29 Конституции РФ:

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.


В условиях тоталитарного режима эта естественная и, казалось бы, не могущая быть ущемленной свобода человека нарушалась различными способами. Среди них - общая установка на недопустимость именно инакомыслия, отрицание права человека иметь мысли и мнения, идущие вразрез с господствующей идеологией, отторгающие так называемые ценности социализма.

К формам нарушения свободы мысли относилось и имевшее широкое распространение понуждение людей (зачастую носившее массовый характер) высказывать мнения, не соответствующие их мыслям и убеждениям.

В советское время имела место тотальная цензура в средствах массовой информации и печати.

Цензура в СССР - это контроль государственных органов над содержанием и распространением информации в печатной продукции, музыкальных и сценических произведениях, произведениях изобразительного искусства, кинематографических и фотографических произведениях, передачах радио и телевидения, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, которые власть полагала вредными или нежелательными.

Функции цензурного контроля были возложены на специальные государственные учреждения. Цензура контролировала все внутренние официальные каналы распространения информации: книги, периодические издания, радио, телевидение, кино, театр и т. д., информацию, поступающую извне (глушение нежелательных радиоголосов, скрупулёзный контроль печатной продукции зарубежных СМИ на предмет «антисоветчины»).

Политические права и свободы (ст.30-33). В отличие от личных прав и свобод, которые принадлежат каждому от рождения, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства (ст. 30-33). Посмотрим на следующую схему.



К политическим правам и свободам относятся следующие права и свободы:

  • право участвовать в управлении делами государства;

  • право на манифестации;

  • право на объединение;

  • право на обращение.


Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право граждан участвовать в управлении делами государства, закрепленное статьей 32 Конституции РФ:

1. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия.


Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами - неотъемлемое демократическое начало в ее организации. Даже в условиях тоталитарного режима это право формально декларировалось в Конституции. Предусматривалась и достаточно широкая система форм участия, которая работала, однако, на холостом ходу.

Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресовано каждому гражданину РФ и осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через представителей.

Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Порядок реализации избирательных прав устанавливается федеральным законом. При этом федеральный законодатель обладает полномочиями по ограничению избирательных прав граждан, но не может издавать законы, отменяющие или умаляющие эти права.

Однако, Федеральным законом от 11 декабря 2004 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» были отменены прямые выборы руководителя субъекта РФ. Установлен новый порядок, согласно которому гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ законодательным (представительным) органом субъекта РФ по представлению Президента РФ.

По моему мнению, такое ограничение избирательных прав граждан является не только несоразмерным, но и представляет собой умаление их избирательных прав по следующим основаниям.

Конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти в силу федеративного устройства Российского государства содержит в своей структуре два вида конституционных прав: во-первых, право избирать и быть избранными в органы государственной власти Российской Федерации и, во-вторых, право избирать и быть избранными в органы государственной власти субъекта РФ.

До законодательных новаций правовая возможность граждан РФ избирать и быть избранными на должность руководителя субъекта РФ, закрепленная федеральным и региональным законодательством, входила в качестве необходимого элемента в состав конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и являлась в этой связи конституционным правом. В обществе и государстве был достигнут определенный уровень непосредственной и представительной демократии, определенный уровень народовластия.

В дальнейшем данное конституционное право было отменено Федеральным законом от 11 декабря 2004 г. № 159-ФЗ. Тем самым произошло уменьшение объема общего конституционного права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и отмена составляющего его более частного, но также конституционного (на момент принятия данного Закона) права граждан РФ избирать и быть избранными на должность руководителя субъекта РФ. В результате граждане РФ полностью утратили возможность избирать и быть избранными на должность руководителя субъекта РФ, что является умалением их избирательных прав. Таким образом, законодательные нормы, отменившие выборы руководителя субъекта РФ и установившие новый порядок замещения этой должности, вопреки итоговому решению Конституционного Суда РФ противоречат Конституции РФ.

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.

Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» граждане РФ имеют равный доступ к государственной гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Однако гражданин РФ при наличии гражданства другого государства (двойного гражданства) не может быть принят на государственную гражданскую службу.

Право на манифестации вытекает из права участвовать в управлении делами государства и тесно связано с ним. Право на манифестации закреплено статьей 31 Конституции РФ:

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.


Разумеется, право на манифестации не является абсолютным, оно ограничено специальным Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которым установлен уведомительный порядок проведения этих массовых мероприятий. Однако место их проведения должно быть согласовано с органами исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Кратко этот порядок заключается в следующем.

1. Организатор публичного мероприятия подает в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия.

2. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления согласовывает место, сроки и число участников публичного мероприятия. При необходимости вносит предложение организатору публичного мероприятия об их изменении.

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления обеспечивает совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи.

4. Организатор публичного мероприятия:

- обеспечивает соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;

- требует от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;

  - приостанавливает публичное мероприятие или прекращает его в случае совершения его участниками противоправных действий.

Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:

 1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;

 2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.

В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Неисполнение законных требований сотрудников полиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой административную ответственность этих участников вплоть до административного ареста на срок до 15 суток.

Право на объединение закреплено статьей 30 Конституции РФ, которая гласит следующее:

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.


Гражданин как член общественного объединения обладает всеми правами и несет все обязанности, предусмотренные его уставом. Член объединения вправе участвовать в решении всех общих вопросов его деятельности, избирать и быть избранным в его руководящие органы. Гражданин может состоять членом нескольких общественных объединений. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Порядок их образования, регистрации уставов устанавливается законодательством.

Такого рода законодательство в бывшем Союзе ССР отсутствовало вплоть до 1990 г. Хотя право на объединение граждан в ней закреплялось, а Конституция СССР 1977 г. определила роль общественных организаций как важной составной части политической системы, однако законодательная регламентация порядка их образования не осуществлялась. Она таила в себе угрозу появления оппозиционных или иных нежелательных для господствующей, правящей Коммунистической партии объединений. Законодательная регламентация не могла не дать оснований для такого появления. Вот почему в условиях монопольного господства КПСС вопрос об этом и не ставился. Все общественные объединения были в значительной мере огосударствлены, действовали под руководством КПСС, без какой-либо законодательной основы, руководствуясь лишь своими уставами.

Важной вехой в развитии системы общественных объединений явились отмена ст. 6 Конституции СССР, закреплявшей роль КПСС как ядра политической системы советского общества, и признание принципа многопартийности.

В этих условиях появилась не только возможность, но и необходимость создания соответствующего законодательства. Был принят Закон СССР «Об общественных объединениях» (1990 г.). Этот Закон применялся в Российской Федерации (при условии, что его нормы не противоречили ее законодательству), вплоть до принятия российского закона.

Такой Федеральный закон «Об общественных объединениях» был принят в 1995 г. Он определяет общие начала, касающиеся всех видов общественных объединений (кроме коммерческих и религиозных).

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

 


Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

  Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Обратим внимание, что данное право закреплено за каждым человеком на территории Российской Федерации вне зависимости от наличия или отсутствия у него гражданства Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Так, например, такое общественное объединение как политическая партия представляет собой объединение только граждан РФ.

Создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий не допускаются.

В то же время иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

И, наконец, рассмотрим последнее политическое право закрепленное статьей 33 Конституции РФ – право на обращение:

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.


Это право - важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеют значение и как канал укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, необходимой для решения текущих вопросов общественной жизни.

Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» установлен порядок их рассмотрения, обязанности соответствующих должностных лиц.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

 

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости оно рассматривается с выездом на место.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в анонимном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования судебного решения.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

  В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней, с уведомлением об этом заявителя.


Социально-экономические права и свободы (статьи 34-44 Конституции РФ). Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Это понятие охватывает комплекс прав: экономических, социальных и культурных. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как предпринимательская и иная экономическая деятельность; собственность; труд; отдых; здоровье; образование, и призваны обеспечить материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. 34 - 44 Конституции).

Многие из этих прав и свобод закреплялись и в прежних конституциях.

Особенность действующей Конституции заключается не только в расширении перечня рассматриваемых прав и свобод, но и в иной трактовке их содержания.

Инициируя экономическую и социальную активность каждого человека как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34).

В советские времена предпринимательская деятельность человека подавлялась, считалась несовместимой с принципом коллективного труда на предприятиях социалистического сектора. Причем ее сфера с течением времени постоянно сужалась целенаправленной политикой советской власти на ее полное искоренение. Соответственно экономические права сводились к праву труда на государственных предприятиях и в колхозах.

Конституционное закрепление свободы предпринимательской деятельности - правовая база и объективно необходимое условие переустройства экономики общества на принципиально новых основах. Рамки этой свободы конкретизированы в Гражданском кодексе РФ.

Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развития рыночных отношений, Конституция устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34).

Важнейшее место в системе социально-экономических прав и свобод занимает право частной собственности (ст. 35 Конституции). Его конституционное закрепление имело решающее значение в переходе страны на рельсы рыночной экономики.

Утверждение права частной собственности означало отход от важнейшего постулата социалистической идеологии - о сосредоточении всей собственности в руках государства. Формально она объявлялась общенародной, однако человек был отчужден от собственности. Частная собственность рассматривалась как основа эксплуатации человека человеком.

В Конституции РФ закреплено следующее:

Статья 35


1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.


Статья 36


1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.


Необходимо отметить ограничения земельных прав иностранных граждан, установленные федеральным законодательством.

Во-первых, согласно статье 15 Земельного кодекса иностранные граждане и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ и на иных установленных особо территориях РФ. Соответствующего Указа Президента РФ, который бы определял перечень этих территорий, не существует и по сей день.

ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса» до установления Президентом РФ перечня приграничных территорий предоставление иностранным лицам земельных участков на территориях, являющихся приграничными в соответствии с законодательством о Государственной границе не допускается. Указанная норма Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса РФ повсеместно понимается чиновниками как запрет на предоставление иностранным лицам земельных участков на всей территории РФ.

Во-вторых, согласно ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.


Статья 37 Конституции четко сформулировала права человека в сфере труда, применительно к рыночной экономике. Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом. Такое содержание прав в сфере труда объективно обусловлено изменением роли государства, переставшего быть единственным собственником всех средств производства и вследствие этого, как раньше, единственным работодателем, единственным гарантом получения каждым работы.

Однако это не означает устранения государства от обеспечения прав граждан в сфере труда. Его роль здесь многогранна.

Государство:

1) запрещает принудительный труд;

2) закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

3) утверждает право на защиту от безработицы;

4) признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Конституция закрепляет право каждого на отдых. В статье 37 устанавливается следующее:

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.


Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки - семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

Развернутая система материальных гарантий материнства и детства предусматривается в федеральном законодательстве. Оно определяет перечень различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т.п.

Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

К числу социально-экономических прав и свобод относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции).

Содержанием данного права является, прежде всего, гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие (ч. 3 ст. 39).

Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает: 1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища; 2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществления права на жилище; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развивается система ссуд на это, не облагаемых налогом.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции) предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

В новых экономических условиях к делу охраны здоровья подключается дополнительно и частная система здравоохранения, развитию которой содействует государство. Однако отставание развития и финансирования всей социальной сферы в настоящее время резко отразилось и на реализации права граждан на охрану здоровья. Медицинские учреждения не в состоянии оказывать должную помощь больным из-за отсутствия во многих случаях необходимого оборудования, лекарств и других средств. Высокие цены на лекарства ограничивают возможности многих больных ими пользоваться.

Учитывая практику прошлых лет, Конституция в ч. 3 ст. 41 особо оговаривает, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции).

Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и проч.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и др.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Государственная гарантия права на благоприятную окружающую среду заключается прежде всего в законодательном установлении системы нормативов ее качества, контроля за их соблюдением всеми субъектами, деятельность которых влияет на окружающую среду. Объектом охраны со стороны государства является не только человек, но и сама природная среда, строгое нормирование предельно допустимых норм ее использования, нагрузки на нее.

К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст. 43 Конституции). Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые

Реализация этого права дает возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни.

В этом заинтересованы не только сам человек, но и государство, общество в целом в связи с потребностями развивающегося производства и других сфер в специалистах, способных в силу общей разносторонней подготовки овладевать сложными современными профессиями.

Поэтому Конституция закрепила обязательность основного общего образования. Родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43).

Учащимся и студентам в соответствующих случаях предоставляются государственные стипендии и различного рода льготы (отсрочка от призыва в армию и др.).

Наряду с государственными развивается и система частных платных образовательных учреждений различного рода. Они являются дополнением государственной системы и призваны способствовать использованию различных моделей обучения, учету потребностей обучающихся в получении желательного им комплекса знаний.

Поддерживая различные формы образования и самообразования, государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

В соответствии со ст. 44 Конституции каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни проживали. Это обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории страны, развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети библиотек, расширением культурного обмена с зарубежными государствами.

5. Конституционные обязанности человека и гражданина.

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.

Конституционное право закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые: 1) имеют всеобщий характер, 2) не зависят от конкретного правового статуса лица, 3) закрепляются на высшем, конституционном уровне.

К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества. Причем в зависимости от своей специфики одни обязанности распространяются на каждого человека, другие - только на гражданина Российской Федерации.

В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные требования - ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Ведь сущность гражданства, как отмечалось выше, состоит в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности человека и государства.

Соблюдение основных обязанностей обеспечивается всеми мерами правового и общественного воздействия. Ответственность за их несоблюдение зависит от характера нарушения, сферы отношений, к которым оно принадлежит. Текущее законодательство предусматривает дифференцированную систему мер ответственности. За наиболее тяжкие нарушения обязанностей гражданами в предусмотренных законом случаях к ним могут применяться меры уголовной ответственности, влекущие ограничения возможности использовать в полной мере и конституционные права и свободы.

Таким образом, основные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого иного лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов. Эта обязанность граждан Российской Федерации зафиксирована в главе об основах ее конституционного строя (ст. 15).

Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).

Данная обязанность каждого человека и гражданина в конституциях советского типа не закреплялась.

Это можно объяснить тем, что в условиях господства социалистической собственности, когда государство воплощало в себе единственного по сути дела собственника, подавляющая часть государственного бюджета формировалась за счет поступлений от социалистических предприятий и организаций. Налоги с населения составляли очень малую величину.

Обязанность граждан платить налоги была конституционно закреплена впервые с переходом страны к рыночной экономике. И это вполне закономерно. Развитие частной собственности, свобода предпринимательства, значительное сокращение сферы государственной собственности связаны с новыми подходами к налоговой системе. Число налогообязанных субъектов меняется качественно, расширяются и виды налогообложения.

В связи с этим значение налогов с граждан и других лиц, подлежащих налогообложению, в государственном бюджете кардинально меняется.

Важно и то обстоятельство, что в закреплении такой обязанности прежде не было необходимости, ибо все налоги добровольно-принудительно вычитались из зарплаты в организованном порядке, не требующем какой-либо инициативы со стороны человека.

В условиях, когда существуют свобода предпринимательства, многообразные формы экономической деятельности, различные не контролируемые и не учитываемые государством источники доходов, уплата налогов уже связана с инициативой человека, обязанного сообщать о своих доходах в налоговые службы, заполнять декларации о доходах.

Вот почему обязанность платить налоги в Конституции РФ закреплена как одна из важнейших.

От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависят выполнение государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охрана его суверенитета, обороноспособность, в чем кровно заинтересован и каждый гражданин. Проведенная в России налоговая реформа, значительное снижение ставки подоходного налога с граждан призваны преодолеть стремление к сокрытию доходов.

Статья 57 Конституции закрепляет, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции).

Природа как внешняя среда обитания человека в век научно-технического прогресса требует особых мер охраны государством и обществом. Но в ней должен участвовать и каждый человек - главный "потребитель" природы.

Действует ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Многие нормы этих законов определяют поведение граждан при использовании природных богатств. Обязанностью гражданина является соблюдение установленных правил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц. Введена или повышена плата за пользование природными ресурсами.

В ст. 59 Конституции РФ закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и др.

Конституция РФ закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы (ч. 3 ст. 59).

  1   2




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Лекция Основы правового статуса личности в Российской Федерации (Продолжение) iconКонсультации по дисциплине «конституционное право россии» Вопрос Понятие и роль конституционного права в системе российского права
Российской Федерации, основы правового статуса личности в Российской Федерации, федеративное устройство Российского государства,...
Лекция Основы правового статуса личности в Российской Федерации (Продолжение) iconЛекция Основы конституционного строя Российской Федерации (Продолжение)
На предыдущей лекции мы приступили к изучению темы «Основы конституционного строя Российской Федерации» и рассмотрели первые четыре...
Лекция Основы правового статуса личности в Российской Федерации (Продолжение) iconСодержание Введение Понятие административно-правового статуса граждан Конституционно-правовые основы реформирования административно-правового статуса российских граждан Заключение Список литературы Введение
Обусловлено это, прежде всего тем, что закрепленный конституцией и действующим законодательством объем прав, свобод и обязанностей...
Лекция Основы правового статуса личности в Российской Федерации (Продолжение) iconА. К. Суэтин аспирант кафедры правового обеспечения управленческой деятельности миу мгимо(У) парламентское право в российской федерации: состояние и проблемы
Федерации. Все это делает крайне актуальным изучение правового статуса и основных направлений деятельности представительных органов...
Лекция Основы правового статуса личности в Российской Федерации (Продолжение) iconА. К. Суэтин аспирант кафедры правового обеспечения управленческой деятельности миу мгимо(У) парламентское право в российской федерации: состояние и проблемы
Федерации. Все это делает крайне актуальным изучение правового статуса и основных направлений деятельности представительных органов...
Лекция Основы правового статуса личности в Российской Федерации (Продолжение) iconТема : «Характеристика правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации»
Тема: «Характеристика правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации»
Лекция Основы правового статуса личности в Российской Федерации (Продолжение) iconОсновы Конституционно-правового статуса субъектов РФ

Лекция Основы правового статуса личности в Российской Федерации (Продолжение) iconОсновы правового статуса иностранных граждан в РФ

Лекция Основы правового статуса личности в Российской Федерации (Продолжение) iconПравовое положение центрального банка Российской Федерации (Банка России): проблемы правового статуса

Лекция Основы правового статуса личности в Российской Федерации (Продолжение) iconЛекция Основы конституционного строя Российской Федерации
Тема «Основы конституционного строя Российской Федерации» включает в себя 11 вопросов. На сегодняшней лекции мы с Вами остановимся...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы