Консультации по дисциплине «конституционное право россии» Вопрос Понятие и роль конституционного права в системе российского права icon

Консультации по дисциплине «конституционное право россии» Вопрос Понятие и роль конституционного права в системе российского права



НазваниеКонсультации по дисциплине «конституционное право россии» Вопрос Понятие и роль конституционного права в системе российского права
страница1/2
Дата конвертации08.08.2012
Размер0,53 Mb.
ТипДокументы
скачать >>>
  1   2


КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ»




Вопрос 1. Понятие и роль конституционного права в системе российского права. Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса личности в Российской Федерации, федеративное устройство Российского государства, организацию государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, эта отрасль устанавливает основы правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Возьмем, к примеру, земельные отношения. В статье 9 и 36 Конституции РФ закреплены основные начала земельного права, на которых построена вся система земельного права как отрасли российского права:

  • Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

  • Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

  • Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Вопрос 2. Предмет конституционного права как отрасли права. Конституционное право как любая отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют определенные общественные отношения. Эти общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, составляют предмет конституционного права как отрасли права.

Исходя из понятия конституционного права, приведенного при ответе на вопрос 1, можно выделить 4 группы общественных отношений, регулируемых конституционным правом:

  • основы конституционного строя Российской Федерации – это основополагающие общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества (приоритет прав и свобод человека и гражданина, народовластие, государственный суверенитет РФ, принцип федерализм, разделение властей, принципы организации общества в социально-экономической сфере). Конституционные нормы, регулирующие эти общественные отношения, закреплены в главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя». Подробно основы конституционного строя раскрываются при ответе на вопрос 7.

  • основы правового статуса личности в Российской Федерации – это общественные отношения, характеризующие положение человека в обществе и государстве, его права и свободы. Конституционные нормы, регулирующие эти общественные отношения, закреплены в главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». Подробно права и свободы человека и гражданина раскрываются при ответе на вопрос 12.

  • федеративное устройство Российского государства – это широкая сфера общественных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. Конституционные нормы, регулирующие эти общественные отношения, закреплены в главе 3 Конституции РФ «Федеративное устройство». Подробно особенности федеративного устройства России раскрываются при ответе на вопросы 9, 18, 19, 20.

  • организация государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления. Конституционные нормы, регулирующие эти общественные отношения, закреплены в Конституции РФ в главе 4 «Президент РФ», главе 5 «Федеральное Собрание», главе 6 «Правительство РФ», главе 7 «Судебная власть», главе 8 «Местное самоуправление».

Вопрос 3. Конституционно-правовые отношения и нормы.

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные пра­вила, установленные или санкционированные государством, обеспе­ченные государственным принуждением или его угрозой и регулирую­щие конституционный строй страны.

Особенностями конституционно-правовых норм являются: а) их особая важность и значимость, поскольку они регулируют общественные отношения, связанного с конституционным устройством; б) широта охвата многими из них ре­гулируемых сфер; в) значи­тельно больший, чем в других отраслях права, удельный вес таких правовых норм, как нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-программы, нормы-определения, нормы-разъяс­нения и др.; г) высшая юридическая сила боль­шинства этих норм, обладающих в своем действии приоритетом перед другими правовыми нормами; д) нередкое отсутствие в этих нормах таких обычных структурных элементов правовых норм, как гипотез (т.е. условий применения норм) и особенно санкций; е) особый поря­док и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами.

Конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

  • они имеют свое собственное содержание: возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

  • им свойствен особый субъектный состав народ, государство, депутаты, органы государственной власти, политические партии; избирательные комиссии, и др.

Вопрос 4. Источники конституционного права.

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Источники конституционного права образуют замкнутую систему, которая называется конституционным законодательством. Все источники конституционного права можно разделить на федеральные, федерально-региональные, региональные и местные.

К федеральным источникам конституционного права относятся Конституция РФ; общепризнанные нормы международного права; федеральные конституционные законы; федеральные законы; акты Президента РФ; акты палат Федерального Собрания; акты Правительства РФ; акты Центральной Избирательной комиссии РФ.

К федерально-региональным источникам конституционного права относятся:

  • Федеративный договор, охватывающий три договора, подписанные 31 марта 1992 г. между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, который действует в части, не противоречащей Конституции РФ;

  • договоры между Российской Федерацией и ее субъектами, которые получили широкое распространение в девяностых годах прошлого века. В дальнейшем все они были расторгнуты или утратили силу. В настоящее время имеется лишь одни договор, заключенный в 2007 году между Российской Федерацией и Республикой Татарстан и утвержденный федеральным законом.

Региональные источники конституционного права – законы и иные нормативные акты субъектов РФ.

К числу источников конституционного права, действующих на территории субъектов Российской Федерации, прежде всего, относятся конституции республик и уставы других субъектов РФ. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Местные источники конституционного права. Это нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы. К ним относятся уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты.

Вопрос 5. Система конституционного права. Система конституционного права состоит из конституционно-правовых норм, конституционно-правовых институтов, и подотраслей конституционного права.

Конституционно-правовые норм объединены в конституционно-правовые институты, под которыми понимается совокупность правовых норм регулирующих однородные общественные отношения, что влечет за собой и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институты, общую для них правовую специфику.

Так, например, в Основах конституционного строя можно выделить такие правовые институты как референдум, статус политических партий, иных общественных объединений.

В Основах правового статуса личности можно выделить такие правовые институты как гражданство, основные права, свободы и обязанности граждан в личной жизни, общественно-политической, социально-экономической и культурной сфере.

Конституционно-правовые нормы и институты объединяются в подотрасли конституционного права. Принято выделять 10 подотраслей конституционного права:

1. Основы конституционного строя.

2. Основы правового статуса личности

3. Избирательное право Российской Федерации.

4. Федеративное устройство России.

5. Президент Российской Федерации.

6. Федеральное Собрание.

7. Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти.

8. Конституционно-правовые основы судебной и прокурорской системы Российской Федерации.

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

10. Конституционные основы местного самоуправления.

Вопрос 6. Понятие и основные свойства Конституции Российской Федерации. Конституция – это основной закон страны, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее значимые общественные отношения, формирующие конституционный строй Российской Федерации.

В науке конституционного права выделяют формально-юридическую и социально-политическую сущность конституции.

Формально-юридическая сущность конституции выражается в том, что конституция является нормативным правовым актом или группой актов, обладающих высшей юридической силой, и занимающей верховное положение в правовой системе страны.

Что касается социально-политической сущности конституции, то здесь имеются различные теории.

Одной из самых старых теорий является трактовка конституции как общественного договора, согласно которой принимая конституцию, члены общества заключают договор о том, на каких основах учреждается данное общество и по каким правилам оно собирается жить.

Широко распространенной в советский период была теория о классовой сущности Конституции, которая усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса.

Действующая Конституция РФ не восприняла постулата о классовой сущности конституции. В сущности Конституции 1993 г. заложены другие начала - не классовые, а общедемократические. По своему источнику она является народной конституцией, поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством.

Неприменима к Конституции РФ 1993 г. и трактовка конституции как общественного договора, который требовал поголовного, единого, всеобщего согласия всех для принятия конституции.

Общедемократическая сущность конституции предполагает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные с конституцией, так и не согласные с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Таким образом, действующая Конституция РФ по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем всенародного голосования, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.

Основными свойствами Конституции РФ являются ее основополагающий характер, народность, реальность, юридическое верховенство и стабильность.

Основополагающий характер Конституции РФ заключается в том, что она регулирует наиболее важные общественные отношения, закрепляет устои общества и государства.

Народность Конституции РФ заключается в том, что она выражает волю народа.

Реальность конституции означает ее соответствие фактически существующим общественным отношениям.

Юридическое верховенство конституции означает ее высшую силу по отношению ко всем иным нормативным актам.

Стабильность конституции – это длительное ее действие без внесения существенных изменений.

Вопрос 7. Основы конституционного строя. Под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются важнейшие исходные начала государства и общества, основные принципы, на которых построено наше государство и общество. Основы конституционного строя закреплены первой главы российской Конституции. Согласно Конституции РФ (статья 16) никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя. Это означает, что предписания первой главы обладают более высокой юридической силой по сравнению с положениями других глав Конституции РФ.

В Российской Федерации основами конституционного строя являются:

- народовластие;

- государственный суверенитет Российской Федерации;

- республиканская форма правления;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина;

- верховенство права, или правовое государство;

- федерализм;

- разделение властей;

- идеологическое многообразие и политический плюрализм;

- свобода хозяйствования и многообразие форм собственности;

- социальное государство.

Незыблемость основ конституционного строя гарантируется особым порядком изменения первой главы Конституции РФ. Согласно статье 135 Конституции РФ Основы конституционного строя не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если внесено предложение о пересмотре Основ конституционного строя, которое поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование.

Таким образом, в рамках действующей Конституции РФ никакие изменения в Основы конституционного строя внесены быть не могут. Если назрела необходимость внести такие изменения, значит, нужна новая Конституция.

Вопрос 8. Принцип народовластия. Принцип народовластия, закрепленный статьей 3 Конституции РФ, заключается в следующем:

  • носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

  • народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

  • высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы;

  • никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоению власти преследуются по федеральному закону.

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Кроме этого формами непосредственной демократии являются собрания, митинги, шествия, демонстрации и т.п.

Вопрос 9. Принцип федерализма. Принцип федерализма заключается в разделении государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами, причем в таком разделении государственной власти, которое обеспечивает единство и целостность Российского государства. Принцип федерализма закреплен в статьях 1, 5, 11 Конституции РФ.

Основными признаками федерализма являются:

  • выделение двух форм государственной власти: государственной власти Российского государства и государственной власти субъектов РФ, составляющих в своей совокупности единое и целостное федеративное государство;

  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

  • единство государственной власти и государственная целостность страны;

  • равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

  • равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.

Вопрос 10. Принцип разделения властей. Принцип разделения властей закреплен статьей 10 Конституции РФ и заключается в следующем:

  • государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

  • органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно – их взаимодействие.

Этот принцип лежит в основе всей организации государственной власти в стране. Возьмем, к примеру, отношения между законодательной и исполнительной властями Российской Федерации. Председатель Правительства РФ назначается с согласия Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Государственная Дума имеет право отклонить кандидатуру, предложенную Президентом РФ. Однако после трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Вопрос 11. Государственный суверенитет Российской Федерации. Основами конституционного строя закреплен государственный суверенитет Российской Федерации (часть 1 статьи 3, часть 1 статьи 4 Конституции РФ). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

Суверенитет государства – это неотъемлемое свойство государственной власти, которое заключается в ее верховенстве внутри страны и независимости в международных отношениях.

В девяностых годах прошлого века широкое распространение получила концепция суверенитета республик в составе Российской Федерации наряду с суверенитетом самой Российской Федерации. Эта концепция получила отражение в Федеративном договоре 1992 года, договорах между Российской Федерацией и рядом республик, заключенных в тот период, а также в конституциях этих республик.

Однако в решениях Конституционного Суда РФ (Постановление от 7 июня 2000 года № 10-П, Определение от 27 июня 2000 года № 92-0) была сформулирована однозначная правовая позиция, которая заключается в следующем:

  • Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации.

  • Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ.

На основе решений Конституционного Суда РФ соответствующие договоры Российской Федерации с республиками были расторгнуты, а их конституции приведены в соответствие. Однако во вновь принятых конституциях Татарстана и Чечни они провозглашены суверенными республиками в составе Российской Федерации.

Вопрос 12. Права и свободы человека и гражданина. Важное место в системе конституционного права занимает подотрасль, нормы которой закрепляют основы правового статуса личности. Конституционное воплощение этот институт получил в гл. 2 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина». В нормах этой главы конкретизирована одна из основ конституционного строя России, которая провозглашена в ст. 2 Конституции и в которой устанавливается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Положения гл. 2 Конституции РФ составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и включают в себя следующие элементы:

1) правовые нормы, связанные с принадлежностью к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства.

2) юридически закрепленные общие принципы статуса личности: равноправие, гарантированность, неотъемлемость прав и свобод и др.

3) основные права, свободы и обязанности, которые составляют ядро, сердцевину правового статуса личности, определяемого совокупностью норм всех без исключения отраслей российского права.

Нормы данной подотрасли содержатся также в широкой системе законодательных актов, в которых детально раскрываются содержание и порядок реализации закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина. К таким актам относятся Федеральные конституционные законы «О референдуме Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Федеральные законы «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и многие другие.

Конституция РФ не только провозглашает основные права и свободы, но и содержит ряд правовых гарантий, обеспечивающих их осуществление. Статьей 55 Конституции установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Вопрос 13. Личные права и свободы. Эти права и свободы, закрепленные в Конституции РФ, являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого и не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

К ним относятся право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семенную тайну, защиту своей чести и достоинства; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, неприкосновенность жилища, право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Возьмем, к примеру, право на свободу и личную неприкосновенность. Согласно статье 22 Конституции каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Данное конституционное право обеспечивается конституционной гарантией, согласно которой арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Вопрос 14. Политические права и свободы. В отличие от личных прав и свобод, которые по своей сути неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства и предоставлены, как правило, гражданам Российской Федерации.

Наиболее общим, объединяющим другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32), которое адресовано каждому гражданину, так как многонациональный народ России является единственным источником и субъектом власти в Российской Федерации (ст. 3 Конституции).

Рассматриваемое право осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через представителей.

Непосредственными формами выражения власти в Конституции определены:

  • участие граждан в референдуме, реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

  • реализация права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

  • реализация их права на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантировано Конституцией.

  • реализация права граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Формой привлечения граждан к решению государственных дел является также их участие в отправлении правосудия. Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Вопрос 15. Социально-экономические права и свободы. Социально-экономические права касаются многих важных сфер жизни человека, таких как предпринимательская и иная экономическая деятельность; собственность; труд; отдых; здоровье; образование, и призваны обеспечить материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности. В их числе можно выделить следующие:

  • предпринимательская и иная экономическая деятельность - В этой сфере Конституция закрепляет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право частной собственности, а также право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.

  • трудовая деятельность - В этой сфере Конституция закрепляет право на свободный труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Закрепляется право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

  • социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Содержанием данного права является, прежде всего гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие.

  • охрана здоровья и медицинская помощь - Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

  • образование - В этой сфере Конституция закрепляет право каждого на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Закреплено, что основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Вопрос 16. Конституционные гарантии прав и свобод. Провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения (статья 2 Конституции РФ).

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (статья 45 Конституции РФ). В этих целях государство развивает и создает соответствующие гарантии прав и свобод, устанавливает юридические механизмы их реализации.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В связи с этим в Конституции закрепляются конституционные основы судебной защиты прав и свобод, в числе которых можно назвать следующие:

  • Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

  • Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

  • Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

  • Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

В обеспечении гарантий прав и свобод человека и гражданина важную и своеобразную роль призван играть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае, Уполномоченный по правам ребенка при Губернаторе Ставропольского края.

Вопрос 17. Конституционные обязанности человека и гражданина. Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Конституция РФ закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые: 1) имеют всеобщий характер, 2) не зависят от конкретного правового статуса лица, 3) закрепляются на высшем, конституционном уровне. Рассмотрим некоторые из них:

  • обязанность соблюдения Конституции и законов (статья 15 Конституции). Обязанность соблюдать Конституцию и законы универсальна, распространяется на всех субъектов правоотношений;

  • обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции). При этом законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют;

  • обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции);

  • защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (статья 58 Конституции). Конституция закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы.

Вопрос 18. Понятие и формы государственного устройства. Государство состоит из исторически сложившихся политико-территориальных общностей как своих составных частей. Такое внутреннее территориальное деление государства, соотношение государства в целом с его частями называется государственным устройством.

Традиционно выделяют две формы государственного устройства: унитарную и федеративную, которые отличаются по своей структуре и характеру общественных отношений, складывающихся между государством и составляющими его частями. Государство может состоять из различных территориальных образований: административных, автономных и государственных.

Административное территориальное образование – обособленная составная часть государства, в пределах которой функционируют подразделения органов центральной власти, управляющие от имени государства в целом. Административное образование имеет свою территорию и проживающее на ней население, однако самостоятельной государственной властью не обладает.

Автономное территориальное образование – обособленная составная часть государства, обладающая собственными органами государственной власти, наделенными некоторыми правами на самостоятельное регулирование отдельных сфер общественных отношений, формирование органов власти, принятие нормативных актов и т.д. Однако у автономных образований отсутствует собственная, исключительная компетенции, в рамках которой они обладали бы всей полнотой государственной власти.

Государственное территориальное образование – обособленная составная часть государства, обладающая всей полнотой государственной власти вне пределов ведения государства.

Унитарное государство – это «слитное» государство с единой центральной властью, которое не имеет в своем составе государственных образований и может состоять только из административных образований (Таиланд, Египет, Болгария), из административных и автономных образований (Великобритания, Франция, Португалия, Филиппины, Никарагуа) или только из автономных образований (Италия, Испания).

При федеративном устройстве государства обязательными его элементами являются государственные образования. Некоторые федеративные государства состоят исключительно из государственных образований, которые являются его субъектами (Швейцария, Австрия, Россия, ФРГ и др.). В состав многих федеративных государств (США, Австралия, Бразилия, Индия, Канада, Венесуэла и др.) помимо государственных входят административные и автономные образования, правовой статус которых различен.

Вопрос 19. Общая характеристика современного российского федерализма. Российская Федерация, являясь федеративным государством, сформирована на национально-территориальной основе и состоит из 83 равноправных между собой субъектов. В их числе 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область и 4 автономных округа.

В ходе федеративной реформы, проводимой с 2000 года, установлено четкое разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, осуществлено бюджетное обеспечение полномочий региональных органов власти, усилена ответственность субъектов РФ за исполнение закрепленных за ними полномочий. Отменено избрание высшего должностного лица субъекта РФ и установлен новый порядок, согласно которому гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению Президента РФ.

В результате проведенных мероприятий удалось преодолеть негативные последствия децентрализации государственной власти, имевшей место в девяностых годах прошлого столетия, выстроить вертикаль государственной власти, привести законодательство субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами.

Вопрос 20. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, разграничивая компетенцию между Российской Федерацией и ее субъектами, устанавливает три группы предметов ведения:

- предметы ведения Российской Федерации (исключительная компетенция Российской Федерации) – статья 71 Конституции РФ;

- предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов – статья 72 Конституции РФ;

- предметы ведения субъектов Российской Федерации (исключительная компетенция субъектов РФ, определяемая по остаточному принципу) – статья 73 Конституции РФ.

К предметам ведения Российской Федерации отнесены те сферы общественных отношений, правовое регулирование которых обеспечивает государственный суверенитет Российского государства: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их исполнением; федеративное устройство и территория Российской Федерации, гражданство в Российской Федерации; установление границ и таможенное дело; установление и формирование системы федеральных органов власти; установление основ единой федеральной политики по основным направлениям развития страны; федеральные банки, финансы, налоги, бюджет; оборона и безопасность, оборонное производство; внешняя политика и международные отношения, судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство и др.

К предметам совместного ведения отнесены те сферы общественных отношений, правовое регулирование которых в силу федеративного устройства России, осуществляется Российской Федерацией и ее субъектами совместно: по этим вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. К ним относятся общественные отношения:

  • в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности и правопорядка;

  • в социальной сфере: воспитание, образование, здравоохранение, наука, культура, физическая культура и спорт, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита;

  • в сфере владения, пользования и распоряжения природными ресурсами

  • общественные отношения, регулируемые отдельными отраслями российского законодательства: административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

  • установление общих принципов налогообложения организации системы органов государственной власти и местного самоуправления и др.

Дальнейшее разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения осуществляется путем принятия федеральных законов, заключения договоров между Российской Федерацией и ее субъектами.

Предметы ведения субъектов РФ устанавливаются в конституциях (уставах) субъектов РФ. Как правило, к ним относятся следующие группы общественных отношений:

  • конституция (устав), иное законодательство субъекта РФ, контроль за его соблюдением;

  • административно-территориальное устройство субъекта РФ;

  • система органов государственной власти субъекта РФ, порядок их формирования и организации деятельности;

  • управление и распоряжение государственной собственностью субъекта РФ;

  • бюджет субъекта РФ, региональные налоги и сборы;

  • государственная символика (гимн, флаг, герб), государственные награды и почетные звания субъекта РФ;

  • государственные языки (для республик).

Вопрос 21. Органы государственной власти Российской Федерации. Согласно Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (статья 11 Конституции РФ).

Президент Российской Федерации является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент согласно статье 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

Федеральное Собрание РФ - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Основная особенность Федерального Собрания заключается в том, что парламент является представительным органом, выражающим государственную волю многонационального народа Российской Федерации. В связи с этим Федеральное Собрание выступает в качестве законодательного органа, выражая государственную волю многонационального народа Российской Федерации в форме федеральных законов.

К органам исполнительной власти Российской Федерации относятся высший орган федеральной исполнительной власти - Правительство РФ, а также другие федеральные органы исполнительной власти - министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, организуют их исполнение или своими правовыми актами обеспечивают их исполнение.

К органам судебной власти Российской Федерации относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Российской Федерации.

Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Особую группу государственных органов составляют органы прокуратуры.

Прокуратура Российской Федерации согласно Конституции (статья 129) составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Основной особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Вопрос 22. Правовой статус Президента Российской Федерации. Правовой статус Президента необходимо рассматривать в двух аспектах, во-первых, правовой статус Президента как главы государства и, во-вторых, правовой статус Президента как представителя исполнительной власти.

Президент как глава государства наряду с представительскими функциями по представлению Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент как глава государства стоит над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, выступает координатором, обеспечивающим их согласованную работу.

Президент как представитель исполнительной власти непосредственно руководит деятельностью целого ряда министерств и ведомств: МВД, ФСБ, МЧС, МИД, Министерством обороны и рядом других. Президент утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, назначает председателя Правительства РФ, имеет право председательствовать на его заседаниях, принимает решение об отставке Правительства РФ. Постановления Правительства могут быть отменены Президентом. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия.

Вопрос 23. Федеральное Собрание Российской Федерации. Федеральное Собрание РФ - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Основная особенность Федерального Собрания заключается в том, что парламент является представительным органом, выражающим государственную волю многонационального народа Российской Федерации. В связи с этим Федеральное Собрание выступает в качестве законодательного органа, выражая государственную волю многонационального народа Российской Федерации в форме федеральных законов.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Федеральном Собрании обе палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению в соответствии с Конституцией и могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти; порядок формирования Совета Федерации устанавливается Федеральным законом.

Первый состав Совета Федерации был сформирован в 1993 году путем избрания двух депутатов от каждого субъекта РФ.

В 1995-2000 годах в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности.

В 2001-2010 годах член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирался законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначался высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на срок его полномочий.

С 1 января 2011 года законодательно установлено, что состав Совета Федерации формируется по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ, но только из числа региональных и муниципальных депутатов. Член Совета Федерации, избранный (назначенный) до 1 января 2011 года, продолжает осуществлять свои полномочия до избрания (назначения) нового члена Совета Федерации - представителя от того же органа государственной власти субъекта РФ.

К ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой.

Государственная Дума. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются сроком на 5 лет по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями.

К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; принятие федеральных законов.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в следующих случаях:

  • трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства РФ, представленных Президентом РФ на согласование;

  • повторного выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ в течение 3 месяцев после первого выражения недоверия Правительству РФ, с которым Президент РФ не согласился и не отправил Правительство РФ в отставку.

Вопрос 24. Правительство Российской Федерации. Согласно Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство, которое возглавляет единую систему исполнительной власти Российской Федерации.

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. В случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту РФ для назначения кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство РФ обладает очень широким кругом полномочий. Правительство РФ:

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

  • осуществляет управление федеральной собственностью;

  • осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Вопрос 25. Судебная система Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации включает в себя федеральные суды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд РФ;

  • Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Порядок назначения судей конституционных (уставных) судов и мировых судей определяется законами субъектов РФ.

Вопрос 26. Организация государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов РФ.

Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ состоит из депутатов, избираемых населением субъекта РФ. Число депутатов и срок их полномочий, который не может превышать пяти лет, устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Не менее чем 50% общего числа депутатов избираются по единому избирательному округу, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями. Число депутатов, избираемых по партийным спискам и по одномандатным избирательным округам устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ:

  • принимает конституцию субъекта РФ и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта РФ, принимает устав субъекта РФ и поправки к нему;

  • осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов в пределах полномочий субъекта РФ;

  • наделяет гражданина РФ по представлению Президента РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

  • осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъектов РФ.

Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ может возглавлять высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, а может и не занимать эту должность.

Кроме того, в систему органов исполнительной власти субъектов РФ входят министерства, комитеты и другие ведомства.

Замещение должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) осуществляется следующим образом: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ наделяет гражданина РФ по представлению Президента РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ:

  • представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

  • обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;

  • формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ;

  • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ и обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ на территории субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

Вопрос 27. Организация государственной власти в Ставропольском крае. Систему органов государственной власти Ставропольского края составляют: Дума Ставропольского края; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Законодательную (представительную) власть в Ставропольском крае осуществляют:

  • путем референдума Ставропольского края граждане Российской Федерации, обладающие правом на участие в референдуме, место жительства которых расположено на территории Ставропольского края;

  • Дума Ставропольского края.

Исполнительную власть в Ставропольском крае осуществляют органы исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти – Правительством Ставропольского края.

Высшим должностным лицом Ставропольского края является Губернатор Ставропольского края, наделенный собственной компетенцией,
который возглавляет Правительство Ставропольского края.

Судебную власть в Ставропольском крае осуществляют федеральные суды и мировые судьи Ставропольского края.

Законодательный (представительный) орган государственной власти Ставропольского края - Дума Ставропольского края является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Ставропольского края, который состоит из 50 депутатов, избираемых сроком на пять лет. 25 депутатов избирается по партийным спискам и 25 депутатов - по одномандатным избирательным округам.

Дума Ставропольского края:

  • принимает Устав (Основной Закон) Ставропольского края и поправки к нему;

  • осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Ставропольского края и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в пределах полномочий Ставропольского края;

  • осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов Ставропольского края, исполнением бюджета Ставропольского края, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Ставропольского края;

  • наделяет гражданина РФ по представлению Президента РФ полномочиями Губернатора Ставропольского края;

  • заслушивает ежегодный отчет Губернатора Ставропольского края о

результатах деятельности Правительства Ставропольского края, в том числе по вопросам, поставленным Думой Ставропольского края, и ежегодный доклад об основных направлениях социально-экономического развития Ставропольского края на текущий год;

  • осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Ставропольского края, законами Ставропольского края.

  1   2




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Консультации по дисциплине «конституционное право россии» Вопрос Понятие и роль конституционного права в системе российского права iconПрограмма практических (семинарских) занятий тема конституционное право РФ как отрасль российского права. (2 часа)
Понятие конституционного права как отрасли права. Предмет и метод конституционного право РФ
Консультации по дисциплине «конституционное право россии» Вопрос Понятие и роль конституционного права в системе российского права iconВопросы к зачету по кпр
Понятие и предмет конституционного права. Конституционное право в системе права России
Консультации по дисциплине «конституционное право россии» Вопрос Понятие и роль конституционного права в системе российского права iconЭкзаменационные вопросы по курсу конституционное право российской федерации и конституционное право зарубежных стран
Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации. Источники российского конституционного права
Консультации по дисциплине «конституционное право россии» Вопрос Понятие и роль конституционного права в системе российского права iconВопросы к вступительному экзамену по специальности 12. 00. 02 конституционное право; муниципальное право
Понятие конституционного права России как отрасли права и науки. Его место в системе отраслей права и отраслей юридической науки
Консультации по дисциплине «конституционное право россии» Вопрос Понятие и роль конституционного права в системе российского права iconТема 1 Конституционное право – ведущая отрасль права
Центральное место конституционного права в российской правовой системе и влияние конституционного права на другие отрасли права
Консультации по дисциплине «конституционное право россии» Вопрос Понятие и роль конституционного права в системе российского права iconВопросы к экзамену по дисциплине «Конституционное право России»
Понятие, предмет и метод конституционного права как учебной дисциплины и отрасли права
Консультации по дисциплине «конституционное право россии» Вопрос Понятие и роль конституционного права в системе российского права iconПо курсу “конституционное право российской федерации
Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации. Источники российского конституционного права
Консультации по дисциплине «конституционное право россии» Вопрос Понятие и роль конституционного права в системе российского права iconПеречень вопросов к экзамену по дисциплине «Конституционное право России»
...
Консультации по дисциплине «конституционное право россии» Вопрос Понятие и роль конституционного права в системе российского права iconПрограмма по спецкурсу «конституционное право португалии и бразилии»
Понятие конституционного права Португалии и Бразилии. Особенности политического и государственно-правового развития. Источники конституционного...
Консультации по дисциплине «конституционное право россии» Вопрос Понятие и роль конституционного права в системе российского права iconТемы контрольных работ
Конституционное право как отрасль права и как наука. Место конституционного права в системе права
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы