Изучение географии в условиях профильного обучения icon

Изучение географии в условиях профильного обучения



НазваниеИзучение географии в условиях профильного обучения
Дата конвертации06.08.2012
Размер86,43 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Изучение географии в условиях профильного обучения




Репьева Н.В.


Материал взят с сайта http://festival.1september.ru


Обучение географии в нашем общеобразовательном лицее, который имеет физико-математический профиль, с уменьшением часов по курсу экономической и социальной географии в 10 классе в два раза наталкивается на ряд трудностей, которые приходится преодолевать в результате поисков эффективных и продуктивных методов обучения. Ведь важной задачей уроков географии является формирование широкого аспекта знаний географической картины мира, экономической культуры учащихся, понимание необходимости своего участия в решении экологических и других проблем.

Учитывая загруженность учащихся профильными предметами, учитель ставит своей целью максимально научить учащихся на уроке. Для этого используются различные формы проведения занятий, на которых применяются разнообразные способы передачи знаний, нестандартные методы воздействия на личность. Предпочтительными кажутся те формы работы, которые принято называть активными и которые способны заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.

Например, по теме «Страны мира» ученики готовят доклад по какой-то стране. Чтобы максимально поддержать интерес к сообщению, из урока в урок меняются формы работы. Это урок-игра «Золотая лихорадка»: после сообщения проводится аукцион знаний об этой стране. Ученики-эксперты ведут учет, кто больше всех привел сведений об этой стране (традициях, природе, социальных условиях, экономике и пр.). Иногда определяются два лидера и игра продолжается как финал двух знатоков. Победителю вручается золотая унция – шоколадка «Альпен-Гольд». В результате ученики узнают много нового, повышается активность, интерес.

Следующий тип урока по данной теме «Сравнительная характеристика двух или трех стран». Учащиеся разбиваются на группы с заданиями:

- выбрать страну для малого бизнеса, дать обоснование;

- выбрать страну для жительства;

- выяснить и выбрать, какой опыт развития экономики изучаемой страны приемлем для России и т.п.

Обязательно выступает оппозиция.

Другой пример: при изучении темы «Страны Восточной Европы» урок проводится виде дискуссии «Дипломатическая Белая гостиная». Распределяются роли среди учащихся: это экономисты, экологи, бизнесмены, дипломаты, промышленники, министры, жены дипломатического корпуса и пр. Ставится проблемный вопрос, например: «Почему Венгрия, Чехия и Польша быстрее других стран Европы вышли из перестроечного кризиса?». Начинается дискуссия, где ученики могут блеснуть своей эрудицией, знанием периодической печати, учатся высказывать свое мнение по ряду вопросов, цивилизованно отстаивать свою точку зрения.

Компьютер для учащихся нашего лицея превратился в хорошо освоенный инструмент, так как они получают хорошие знания по информатике и начальную профессиональную подготовку оператора ЭВМ. Этот фактор я использую в полной мере. Например, диаграммы «Структура земельного фонда и лесных ресурсов мира», «Добыча нефти, газа, угля и выработка электроэнергии по странам мира», «Доля стран Африки в продукции горнодобывающей промышленности и сельском хозяйстве во всем зарубежном мире» и др. выполняются на ЭВМ. Учащиеся с помощью компьютера обрабатывают большие массивы информации, вводя статистические данные, используя широкие графические возможности, получают хорошо читаемые диаграммы, которые наглядно отражают эти показатели, способствуют лучшему усвоению материала, экономии времени учащихся и интеграции знаний по географии и информатике. Также учащиеся пользуются услугами Интернета, программами «Атлас» и «Туристический атлас».

Ограниченность курса во времени и рутинность работы с контурными картами привела к широкому использованию программы «Атлас», в которой дается в обучающем режиме «Легко», «Тренировка» - по контурам определять страны мира по частям света, а затем в режиме «Трудно» - контролирующая. Программа составлена в двух режимах: изображение по странам и изображение по столицам, следующая программа-игра: данные по странам, где по некоторой информации ученик определяет страну, определив, получает дополнительную информацию о ней и набранные баллы…

Учитывая загруженность учащихся физикой, математикой, информатикой, на уроке после объяснения материала проводится игра-опрос «Слабое звено», оцениваются знания по новой теме.

Например, по теме "Политическая карта мира".

1 круг:

  1. Как называется независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах?

  2. Назовите страны "Большой семерки".

  3. Назовите новые индустриальные страны - "тигры экономики".

  4. Назовите ключевые страны.

  5. Назовите нефтедобывающие страны.

  6. Назовите отсталые страны.

  7. В каких регионах количество развитых стран превышает количество развивающихся?

  8. В каких регионах количество развивающихся стран превышает количество развитых?

  9. Территориальными водами считается прибрежная зона какой ширины?

  10. Какая организация играет важную роль в урегулировании международных конфликтов?

  11. Расширение НАТО на восток - сложная военно-политическая проблема для какого государства?

  12. Какими показателями характеризуется уровень экономического и социального развития страны?

  13. Какие страны могут служить примером объединения стран в одно государство ?

  14. Какой регион остается на протяжении всего послевоенного периода главной "горячей точкой" планеты?

  15. Какое государство может служить примером разъединения и образования на ее месте двух или нескольких государств?

2 круг:

  1. Как называется форма правления, при которой власть в государстве принадлежит одному лицу и передается по наследству?

  2. Как называется форма правления, при которой власть в государстве принадлежит выборному органу страны?

  3. Как называется выборный орган страны?

  4. Как называется исполнительный орган страны?

  5. Назовите страны, в которых формой правления является абсолютная монархия.

  6. Чем отличается унитарное государство от федеративного?

  7. Назовите государства с федеративным устройством.

  8. В каком регионе сосредоточено большинство стран с монархической формой правления?

3 круг:

  1. Назовите крупнейшие города мира.

  2. Какая часть трудоспособного населения называется экономически активным?

  3. Дайте определение федеративному государству.

  4. Сколько стран насчитывается на современной политической карте мира?

  5. Назовите 4 страны, самых больших по территории.

  6. Назовите пятерку стран, самых больших по численности населения.

Финал:

  1. Дайте определение монархическому строю.

  2. Дайте определение республике как политическому строю.

  3. Охарактеризуйте страны «Большой семерки».

  4. Что обозначает термин – аэротория?

  5. Что обозначает термин демаркация?

  6. Что означает термин геотория?

 

По теме "Природные ресурсы мира».

1 круг:

  1. Какие ресурсы называются природными ресурсами?

  2. Какие ресурсы называется экономическими ресурсами?

  3. Перечислите государства, которые имеют высокую обеспеченность природными ресурсами (США, Россия, Индия, Бразилия, Канада, Австралия, КНР)

  4. Дайте определение ресурсообеспеченности. В каких единицах она исчисляется?

  5. Назовите примеры невозобновимых ресурсов.

  6. Назовите примеры возобновимых ресурсов.

  7. С чем связана проблема истощения минеральных ресурсов?

  8. Назовите крупнейшие месторождения нефти и страны, в которых они расположены.

  9. Назовите крупнейшие месторождения каменного угля.

  10. Назовите крупнейшие месторождения (регионы, страны) железной руды.

2 круг:

  1. Назовите 3 страны, имеющие наибольшую долю земельных ресурсов (Азия - 25%, Европа - 20%, АФРИКА - 19%).

  2. Какие регионы мира имеют наибольшую долю обрабатываемых земель? (Азия - 32%, Европа - 27%, Африка и С.Америка - по 15%)

  3. Какова доля пашни во всем земельном фонде? (11,3%)

  4. Назовите страны, где в структуре с\х угодий ведущее место занимает пашня. (Нидерланды, Венгрия, Индия, Дания и др)

  5. Назовите страны, в которых в структуре с\х угодий ведущее место занимают луга и пастбища (Австралийский Союз, Алжир, Ливия, Монголия, Саудовская Аравия).

  6. Назовите меры борьбы за сохранение земельного фонда планеты. (Приостановить невозобновимые потери почвенных ресурсов, повышать культуру земледелия, проводить рекультивацию - возобновление земель и т.д.)

  7. Расскажите о роли лесов на земле.

  8. Какова доля лесов земельном фонде мира? (30%).

3 круг:

  1. Какие 3 региона выделяются большей площадью лесов? (Азия, Ю.Америка, С.Америка)

  2. Назовите самый лесистый материк мира (Ю.Америка - 36%, Европа- 34%,С.Ам.-29%

  3. Назовите наиболее богатые страны по запасам древесины (Россия, Канада, Бразилия, США).

  4. Приведите аргументы, доказывающие, что зеленый покров в опасности (заготовка древесины превышает прирост, ежегодно 3,5 млрд.куб.м. древесины. 88% - деловая, остальное - дрова. Площадь лесов сократилась в 2 раза, ежегодно леса уничтожаются на площади, равной Австрии и Швейцарии вместе взятыми, в Африке было 40% лесопокрытой площади, сейчас - 3% и т.д.)

  5. Каковы задачи в области лесообеспечения? (Восстановление лесов, комплексная переработка сырья, уменьшение доли использования древесного топлива, охрана лесов от пожаров и т.д).

  6. Каковы проблемы с питьевой водой?

Финал:

  1. Житель Нью-Йорка потребляет 1045 л воды в сутки, Москвы - 600 л, Парижа - 500 л. Почему такая разница?

  2. Почему возникли проблемы с питьевой водой?

  3. Аукцион знаний - Пути преодоления дефицита пресной воды.

 

Интеллектуальная игра по теме "Техногенез, глабальное и региональное проявление".

1 круг:

  1. Дать определение техногенеза.

  2. Объясните понятие "Техногенез"

  3. Какие есть два вида техногенного воздействия на природу?

  4. Приведите примеры прямого воздействия на природу.

  5. Приведите пример косвенного воздействия на природу.

  6. Что быстрее растет, население планеты или промышленное производство и как?

  7. Перечислите глобальные следствия техногенеза и изменения экологической среды, по одному каждый: 1) загрязнение гидросферы нефтепродуктами, тяжелыми металлами, 2) загрязнение атмосферы СО2, СН, угроза парникового эффекта, 3) дефицит сырья и топлива из-за нерационального использования и большого объема добычи из недр земли, 4) эрозия и засоление почв, 5) истончение озонового слоя и увеличение притока ультрафиолетовой радиации; 6) эпидемии СПИДа, онкозаболевания, распространение наркомании, алкоголизма, рост суицида, стрессов.

2 круг:

  1. Какие отрасли развивались наиболее быстрыми темпами? (нефтепереработка, нефтехимия, энергетика, транспортное машиностроение, ВПК)

  2. Что такое экспоненциальный рост? (экспонента - кривая, отражающая процесс с возрастающим ускорением, имеющая У-образный вид У=А в степени х;

  3. Какие электростанции менее опасны для организма человека?

  4. С чем связано массовое истребление лесов? (аукцион знаний)

3 круг:

  1. Объясните естественное состояние природной среды. (неизменное непосредственной хозяйственной деятельности человека)

  2. Объясните равновесное состояние природной среды. (скорость восстановительных процессов выше или равна темпам антропогенных нарушений)

  3. Объясните кризисное состояние природной среды. (скорость антропогенных нарушений превышает темп самовосстановления природных систем, но еще не происходит коренного их изменения)

  4. Критическое состояние природной среды. (пока происходит обратимая замена прежде существовавших критических систем)

  5. Катастрофическое. (имеет место уже трудно обратимый процесс закрепления малопродуктивных экологических систем).

  6. Состояние колллапса. (необратимая утеря биологической продуктивности экосистем).

Финал:

1. Назовите загрязняющие вещества (аукцион знаний) - двуокись серы, двуокись азота, окись углерода, углеводороды, бензол, пирены и бензопирены, бензол, озон, тяжелые металлы, моющие вещества (детергенты), ядохимикаты.

 

Учащиеся любят такие уроки, демонстрируют хорошие географические знания, с удовольствием участвуют в городских, областных и эвристических олимпиадах по географии, некоторые поступают на географические факультеты вузов (4 выпускника лицея успешно выдержали экзамен в МГУ на географический и геологический факультеты).









Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Изучение географии в условиях профильного обучения iconСистема профильного обучения в условиях Гимназии №2
Профильное обучение в гимназии организовано по модели внутришкольной профилизации. Начиная с 2004 года мы прошли долгий путь по поиску...
Изучение географии в условиях профильного обучения icon19. Методические материалы по организации системы дополнительного образования в условиях внедрения моделей профильного обучения
...
Изучение географии в условиях профильного обучения iconМуниципальная образовательная сеть профильного обучения
Под муниципальной образовательной сетью профильного обучения понимают совокупность муниципальных общеобразовательных учреждений,...
Изучение географии в условиях профильного обучения iconМетодические материалы по организации вариативного профильного обучения в условиях реализации индивидуальных образовательных программ с использованием ресурсов дополнительного образования (иуп)
...
Изучение географии в условиях профильного обучения iconВ условиях профильного обучения старшекласснику предстоит сделать жизненно важный выбор, который определит дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру, и соответственно, связан с выбором образа жизни
Отребностями рынка труда. Такая ситуация затрудняет решение проблемы самоопределения школьников и выборе профиля обучения, пути продолжения...
Изучение географии в условиях профильного обучения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине спецкурс опд «Особенности преподавания обществознания в условиях профильного обучения»
Учебно-методический комплекс спецкурса опд «Особенности преподавания обществознания в условиях профильного обучения»
Изучение географии в условиях профильного обучения iconHttp://www hde ru/prof metod html Вариативный характер организации профильного обучения в условиях сельской школы
Анализ ситуации в сельских общеобразовательных учреждениях позволяет выделить ряд особенностей функционирования сельской школы, которые...
Изучение географии в условиях профильного обучения iconСистема мониторинга по проблеме профильного обучения
Задачи: провести проблемно-ориентированный анализ для введения предпрофильной подготовки и профильного обучения
Изучение географии в условиях профильного обучения iconЗаместитель директора по увр
«Интеграция общего и дополнительного образования в условиях профильного обучения»
Изучение географии в условиях профильного обучения iconСодержание курса
Учебно-методическое обеспечение преподавания естествознания в условиях профильного обучения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы