Индивидуальный учебный план icon

Индивидуальный учебный план



НазваниеИндивидуальный учебный план
страница1/4
Дата конвертации06.08.2012
Размер0,52 Mb.
ТипЗакон
скачать >>>
  1   2   3   4

Индивидуальный учебный план

1. Индивидуальный учебный план, индивидуальная образовательная программа и индивидуальный образовательный маршрут


Структура федерального базисного учебного плана позволяет вводить индивидуальный учебный план по всем базовым, профильным предметам и элективным курсам.

Более подробно сущность и порядок формирования индивидуальных учебных планов описаны в рекомендациях, принятых уже после утверждения концепции, а именно в Рекомендациях по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования Минобразования России от 20.04.04. № 14-51-102/13).

Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальным учебным планам являются:

  • Закон «Об образовании», который указывает, что «…обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения …. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта <…> регламентируется уставом данного образовательного учреждения» (п.1 ст. 50);

  • концепция профильного обучения на третьей ступени общего образования;

  • федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312);

  • уставы общеобразовательных учреждений, реализующих практику индивидуальных учебных планов.

Под индивидуальным учебным планом понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимися из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе Федерального базового учебного плана. В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при составлении индивидуального учебного плана возможно использование учебных предметов (курсов) нескольких образовательных учреждений (организаций).

После составления индивидуального учебного плана может проектироваться индивидуальная образовательная программа. Прежде чем рассматривать вопросы проектирования индивидуальной образовательной программы, вспомним, что любая образовательная программа является доку­ментом, дающим представление о содержании деятельности образова­тельного учреждения, направленной на реализацию заявленных им целей. Образовательная программа проектируется творческим коллективом педагогов-единомышленников и в дальнейшем корректируется в совмест­ной деятельности с учащимися в соответствии со следующими требовани­ями. Образовательная программа должна:

– соответствовать социальному заказу;

– обеспечивать возможность достижения учащимися уровня образо­ванности, который необходим для реализации социального заказа;

– соответствовать образовательным стандартам;

– способствовать интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся;

– способствовать интеграции содержания образования различных образовательных областей;

– стимулировать использование более эффективных образователь­ных технологий;

– соответствовать кадровым, материальным и финансовым возмож­ностям школы и санитарно-гигиеническим требованиям;

– способствовать развитию учащегося.

Поэтому образовательная программа включает в себя:

  1. цели и ценности;

  2. адресность образовательной программы;

  3. учебный план, содержащий инвариантную и вариативную части содержания образования в конкретной школе, а также пояснительная записка к нему;

  4. характеристику учебных программ, соответствующих данному учебному плану;

  5. описание организационно- педагогических условий, гигиенических требований к образовательным программам, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения индивидуального образовательного маршрута;

  6. систему форм аттестации, контроля и учета достижений учащихся;

  7. описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы.

Образовательная программа может быть дополнена другими программами, например, программами внеучебной деятельности, взаимосвязанными с учебными программами, программами дополнительного образования и т.д.

Индивидуальная образовательная программа является программой образовательной деятельности учащегося, составленной на основе его интересов и образовательного запроса, и фиксирующей образовательные цели и результаты. Она рассчитана на два года (10 – 11 классы).

Предлагаемый подход к организации образовательного процесса на основе индивидуальной образовательной программы является результатом исследования проблем школьного образования авторским коллективом под руководством А.П.Тряпицыной. Разработка образовательных программ привела к осознанию чрезвычайно важной идеи о том, что стандарт образования может быть достигнут различными путями, выбор пути зависит от особенностей конкретного обучающегося, а сама образовательная программа, обозначая индивидуальный маршрут продвижения школьника в образовании, ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению учеником образовательных результатов; разработки и реализации необходимых видов педагогической помощи ученику.

Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении позволяет реализовать различные образовательные потребности обучающихся, их семей, работодателей, учреждений профессионального образования и общеобразовательных учреждений различных видов.

Учебный план не задает жесткого набора предметов для каждого из возможных направлений и профилей образования. Каждый ученик вправе самостоятельно указать, интересующий его набор учебных предметов (базовых, профильных, элективных) из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать индивидуальный учебный план, практически свою строго индивидуализированную образовательную программу, и индивидуальный образовательный маршрут.

Рассмотрим сущность и особенности индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальная образовательная программа может включать все, или почти все компоненты образовательной программы школы:

1) ценности образовательной программы (определяет обучающийся);

2) цель образовательной программы (определяет обучающийся);

3) индивидуальный учебный план (определяет обучающийся);

4) характеристику учебных программ (составляют или учителя, или учащиеся совместно с учителями;

5) описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения индивидуального образовательного маршрута (составляют педагоги);

6) систему форм и сроков аттестации, контроля и учета достижений, форм отчетности по видам деятельности обучающегося (составляют педагоги и обучающийся);

7) описание форм учебных практик, предполагаемых проектов, тем исследовательской деятельности (составляют педагоги и обучающийся);

8) описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы (определяет обучающийся или педагоги и обучающийся).

Таким образом, проектирование индивидуальной образовательной программы осуществляется на основе взаимодействия обучающегося и педагогов и предполагает тесное сотрудничество и сотворчество.

Индивидуальная образовательная программа выполняет нормативную, информационную, мотивационную, организационную функции и функцию самоопределения (рис.3).



Рис.3. Функции индивидуальной образовательной программы


Одной из целей учебного плана является разработка возможных вариантов образовательных маршрутов учащихся с учетом требований времени, их образовательных запросов и познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в учебном заведении. Очевидно, что индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действий обучающегося по реализации индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы. Индивидуальный образовательный маршрут по своей сути является последовательностью этапов реализации индивидуальной образовательной программы с учетом конкретных условий образовательного процесса. Поскольку эти условия изменяются, индивидуальный образовательный маршрут не может быть некой раз и навсегда заданной константой. Он позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.

Таким образом, индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника – «Я выбираю предметы для изучения»; индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для старшеклассника – «Я составляю программу образовательной деятельности»; индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа» (рис. 4)



Рис.4. Соотношения между индивидуальным учебным планом, индивидуальной
образовательной программой и индивидуальным образовательным маршрутом

  1   2   3   4




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Индивидуальный учебный план iconИндивидуальный научно-учебный план работы аспиранта

Индивидуальный учебный план iconИндивидуальный научно-учебный план работы аспиранта

Индивидуальный учебный план iconИндивидуальный учебный план аспиранта
Фамилия, имя, отчество
Индивидуальный учебный план iconФорма №1 Индивидуальный план и учет работы преподавателя на 20 /20 учебный год

Индивидуальный учебный план iconИнструкция по заполнению и утверждению индивидуального учебного плана Уважаемый студент
Не позднее 1 октября 2007 г. Вам должен быть утвержден индивидуальный учебный план (иуп). Иуп утверждается на весь учебный год
Индивидуальный учебный план iconМагистерская программа «Прикладные методы социального анализа рынков» Индивидуальный учебный план студента I курса № группы фио

Индивидуальный учебный план iconИндивидуальный учебный план для студентов 4 курса по дисциплинам соответственно учебного плана спец. «Финансы» «Банковское дело»

Индивидуальный учебный план iconИндивидуальный учебный план для студентов 2 курса специальности «Учет и аудит», поступивших в университет на базе высшего образования (после вуза)

Индивидуальный учебный план iconИндивидуальный учебный план для студентов 2 курса специальности «Учет и аудит», поступивших в университет на базе высшего образования (после вуза)

Индивидуальный учебный план iconИндивидуальный учебный план для студентов 4 курса на базе среднего профессионального образования (после школы) по дисциплинам соответственно учебного плана спец. «Финансы»

Индивидуальный учебный план iconИндивидуальный учебный план для студентов 5 курса набора после школы (полный срок обучения) по дисциплинам соответственно учебного плана спец. «Финансы» фм

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы