|
Научно-методический журнал «Физика в школе», № 7, 2003. В.А. Орлов (ИОСО РАО, г. Москва) Элективные курсы по физике и их роль в организации профильного и предпрофильного обучения В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, сформулированы цели профильного обучения, среди которых — создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Для реализации этой цели необходимо использовать модель дифференциации обучения, при которой профильность достигается за счет различных комбинаций следующих учебных курсов:
— учебная практика. Новый элемент учебного плана — элективные курсы. В зависимости от состава «комплекта» этих курсов, может работать та или иная модель организации профильного обучения. Элективные курсы — обязательные курсы, которые учащиеся выбирают сами из имеющегося в учебном заведении «комплекта» и входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Примерное соотношение объемов базовых предметов, профильных и элективных курсов может быть 50%, 30%, 20% от общего числа часов учебного плана. Выбор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную «траекторию» для каждого школьника. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента образования и могут выполнять функций:
Элективные курсы могут выполнить еще одну важную функцию — стать «полигоном» для создания и экспериментальной проверки нового поколения учебных материалов. Так как курсы должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают, появляется возможность на примере учебных пособий для элективных курсов отработать условия реализации мотивационной функции учебника. В целях ориентации школьников на выбор профиля обучения на старшей ступени предусматривается проведение в IX классах основной школы предпрофильной подготовки. Для этого в базисном учебном плане выделяется 2 ч в неделю (68 ч в год) на специально организованные краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы. Их цель — самоопределение учеников относительно профиля обучения в старших классах. В течение учебного года ученик может прослушать 8 разных видов курсов (при их месячной продолжительности), 4 вида курсов (длительностью в одну учебную четверть) или 2 вида курсов (при их продолжительности в одно учебное полугодие). Можно условно выделить следующие типы элективных курсов.
Межпредметные курсы типа «Естествознание» могут проводиться в основной школе как оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения в старших классах. В профильной школе такие курсы могут выполнять двоякую функцию:
Элективные курсы по физике можно разделить на несколько групп:
3) Прикладные элективные курсы, цель которых — знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний по физике на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству. Приведем возможные примеры таких курсов: «Физика и компьютер», «Курс прикладной физики с изучением основ механизации производства», «Курс прикладной физики на материале автоматики», «Курс прикладной физики на материале сельскохозяйственного производства», «Техника и окружающая среда» и др. 5) Элективные курсы изучения физических методов познания природы. Примерами таких курсов могут быть: «Измерения физических величин», «Фундаментальные эксперименты в физической науке», «Школьный физический практикум: наблюдение эксперимент, моделирование», «Методы физико-технических исследований», «Как делаются открытия в физике», «Физико-техническое моделирование» и т.д.
К элективным курсам предъявляются особые требования, направленные на активизацию самостоятельной деятельности учащихся, что реально возможно, поскольку эти курсы не связаны рамками образовательных стандартов и какими-либо экзаменационными материалами. При работе в условиях профильной школы нельзя забывать о главной задаче российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Таким образом, современная школа не должна отказываться от цели приобретения учениками знаний, умений, навыков (ЗУНов), но должна считать приоритетным направлением деятельности — развитие школьников, обучение их решению учебных и жизненных проблем, умению учиться. Элективные курсы связаны с приобретением учащимися общеучебных умений (например, с освоением способов анализа информации, приемов конструирования сообщения, способов совместной деятельности, решения проблем и т.д.). В учебниках для элективных курсов весьма желательно использовать ссылки на внешкольные источники информации (включая компьютерные сети) и на образовательный опыт, приобретенный вне рамок школы (дополнительное образование, самообразование, социально творческая деятельность). Возможна адаптация наиболее удачных существующих курсов по выбору в различных странах мира к условиям России. С этой целью необходимо изучить опыт проведения элективных курсов в развитых странах и отобрать пособия, получившие широкое распространение. Полезно также опираться на 30-летний опыт существования системы факультативных занятий в СССР. Тогда были созданы десятки программ разных факультативных курсов и, хотя не все из них стали массовыми, среди них было много весьма достойных, к тому же обеспеченных учебными пособиями для учащихся и методическими пособиями для учителей. При изучении элективных курсов появляется возможность реализовать современную тенденцию, заключающуюся в том, что усвоение предметного содержания из цели образования превращается в средство такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию. |
![]() | Иосо рао условно выделяет пять моделей профильного обучения Дик Ю. И., Чистякова С. Н., Сасова И. А., Орлов В. А. и др. Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования... | ![]() | Департамент общего и дошкольного образования Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных... |
![]() | Курсы по выбору и элективные курсы Для элективных курсов не существует образовательных стандартов. Но курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки и элективные... | ![]() | Курсы по выбору и элективные курсы Для элективных курсов не существует образовательных стандартов. Но курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки и элективные... |
![]() | Опыт организации экстерно-очно-заочных полипрофильных школ 3-ей ступени Дик Ю. И., Чистякова С. Н., Сасова И. А., Орлов В. А. и др. Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования... | ![]() | Координация работ: Фонд содействия информатизации образования Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения.... |
![]() | Особенности курсов по выбору для предпрофильной подготовки Для элективных курсов не существует образовательных стандартов. Но курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки и элективные... | ![]() | Название: Элективные курсы в профильном обучении сми Рф от 12. 2003 об утверждении мероприятий по введению профильного обучения обучающихся на третьей ступени общего образования, в соответствии... |
![]() | Название: Элективные курсы в профильном обучении сми Рф от 12. 2003 об утверждении мероприятий по введению профильного обучения обучающихся на третьей ступени общего образования, в соответствии... | ![]() | Элективные курсы образовательной области «филология» Базисного учебного плана в старшей профильной школе, проведенного Минобразованием России, Национальный фонд подготовки кадров (нфпк)... |