Исследование и проектирование целей управления icon

Исследование и проектирование целей управления



НазваниеИсследование и проектирование целей управления
Дата конвертации06.08.2012
Размер105,28 Kb.
ТипИсследование
Исследование и проектирование целей управления


Государственный Университет Управления ИНиМЭ Доклад на тему: “ Исследование и проектирование целей управления ” Выполнила: Шураева Валерия Пр-во III-2 МОСКВА 2001 Любая система управления по определению есть целенаправленная система,имеющая иерархическое строение ,и организованная для достижения целей,называемых целями функционирования системы управления. Значение целей функционирования велико. Во-первых, потому, что ворганизациях должны приниматься только такие решения, которые реализуют еецели функционирования. Во-вторых, во избежание «паразитной» деятельности организации, т.е.деятельности, мешающей достижению цели функционирования организации,глобальная цель должна быть доведена до каждого руководителя и исполнителя.Для этого необходим постоянный контроль реального состояния системы исравнение его с целями, задачами функционирования системы.Отсюда следует, что любая организационная деятельность в системе оправданатолько в том случае, если она способствует достижению ее конечной целифункционирования. Иначе говоря, любая организация должна бытьспроектирована таким образом, чтобы вся организационная деятельность всистеме реализовала только те цели функционирования для которых онасоздавалась. Цели - это конкретизация миссии организации в форме, доступной приуправлении процессам их реализации. Для них характерны следующие черты исвойства: • четкая ориентация на определенный интервал времени; • конкретность и измеримость; • непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами; • адресность и контролируемость. Предназначение организации образует фундамент для установления целейорганизации в целом, ее подразделений и функциональных систем (маркетинг,нововведения, производство, персонал, финансы, менеджмент), каждая изкоторых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей целипредприятия, Определение целей функционирования является одним из наиболее важныхэтапов проектирования системы управления. От того, насколько правильновыбрана цель функционирования, насколько четко она сформулирована, зависитвесь успех организационно-административной деятельности. Неправильное илинечеткое формулирование цели функционирования приведет к тому, что системауправления, даже если она должным образом устроена, работает не с полнойотдачей, не эффективно, так как усилия аппарата управления расходуются нецеленаправленно. В реальных организациях, как правило, приходится иметьдело с целой совокупностью целей. Задача руководителя организации любогоуровня - суметь учесть все многообразие факторов, влияющих нафункционирование организации, правильно оценить ситуацию и выработатьоптимальные решения. В ряде случаев для характеристики целей функционирования употребляетсясовокупность параметров, что затрудняет оценку степени достижения цели итребует выбора критериев, по которым можно судить о степени достиженияцели. Если нет критериев выбора или оценки степени достижения целейфункционирования, нет и самих целей функционирования. Как правило, организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей,которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическимицелями и задачами приходится решать огромное количество текущих иоперативных. Кроме экономических — стоят социальные, организационные,научные и технические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися,традиционными проблемами менеджеры должны принимать решения понепредвиденным ситуациям и т.д. Классификация целей позволяетконкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующиемеханизмы и методы, наработанные для разных групп целей. Один из возможныхвариантов классификации целей представлен в табл. 5.1.Таблица 5. 1 Классификация целей[pic] На каждом уровне организации возникают частные цели, причем только ихсовокупность необходимо рассматривать как некоторую цель определенногоуровня управления. Отсюда возникает необходимость структуризации целей ипостроения дерева целей. Следовательно, в теории организации понятие цели является одним изосновных. Без определения этого понятия, без выявления соотношений цели,средств достижения целей, оценки эффективности путей достижения целейнельзя решать проблему проектирования организации. Это означает, что безчеткого формулирования целей функционирования нельзя комплексно решить ниодной проблемы, связанной с построением организации, с планированием ихдеятельности, оценкой эффективности. Таким образом, проектирование целей организации является обязательным иважным этапом процесса проектирования общей системы управления. Проектирование целей организации производится в несколько этапов (см.рис. 5.1.). [pic] Рассмотрим эти этапы. Этап 1. Исследуется предназначение организации, общая цель системы,определяемая ее назначением. При анализе важно не смешивать понятияцелевого назначения системы и критерия эффективности. В отличие от целиорганизации, определения направления и смысла функционирования системы,основной ее задачи, критерий эффективности является показателем»определяющим степень достижения этой цели. Этап 2. Формируются качественные цели организации, осуществляемые в двестадии. Вначале формируются качественные цели функционирования организации,вытекающие из Положения данной организации, регламентирующего еедеятельность, а затем выбираются качественные характеристики цели.Формулировка цели должна быть предельно четкой и указываться вповелительном наклонении. Например; Цель I. Максимально содействовать учебному процессу. Цель 2. Обучить студентов методам анализа систем управления, Цель 3. Обучить студентов методам формализованного представлениярезультатов обследования систем управления Этап 3. Производится ранжирование целей функционирования организации,осуществляемое для обоснования выбора целей функционирования, положенных воснову дальнейшего проектирования организации. Поскольку все реальныеорганизации - многоуровневые, ранжирование целей должно осуществляться навсех выбранных уровнях управления. Ранжированные цели не возникают сами посебе. Они вытекают из глобальных целей функционирования, которые, в своюочередь, регламентируются решениями вышестоящих организаций,постановлениями, положением об организации.Проблема ранжирования целей функционирования имеет принципиальное значениедля решения проблем проектирования организационных систем по многимпричинам: во-первых, по своей природе все реальные организации —многоцелевые; во-вторых, период действия целей функционирования различен, аследовательно, спроектировать организацию необходимо только исходя изцелей, период действия которых сопоставим с периодом проектированияорганизации (в противном случае процесс проектирования становитсянепрерывным); в-третьих, проектирование организаций под все целифункционирования слишком трудоемко, а. следовательно, число целей должнобыть по возможности ограниченным. Проблема ранжирования целей функционирования в силу важности ее дляорганизационного проектирования должна быть решена достаточно корректно итребует применения наиболее объективных методов» например метода экспертныхоценок. В данном случае применение метода экспертных оценок проводится в дваэтапа- На первом подготовительном этапе осуществляется формирование экспертныхгрупп на выбранных уровнях управления и подготавливается вся документация,необходимая для проведения экспертизы целей. Выбор группы экспертов производится с учетом их компетенции отдельно длякаждого уровня. Именно в таком случае можно говорить и о достоверностиэкспертизы, и о минимальных затратах на ее проведение. Для подбораэкспертов применяются следующие характеристики; компетентность,креативность, отношение к экспертизе, конформизм, аналитичность и широтамышления, самокритичность. Компетентность эксперта — это степень его квали-, фикации в определеннойобласти знаний. Компетентность может быть определена на основе опытаэксперта в данной области его квалификации, степенью знакомства с научнымидостижениями в области исследуемой области и т.д. Креативность эксперта — способность решать творческие задачи. Отношение к экспертизе является важной характеристикой эксперта,определяющей его желание (активность или пассивность) участия в экспертизе. Конформизм — подверженность влиянию авторитетов. Эта характеристиканеобходима для выбора способа проведения экспертизы. Самокритичность эксперта — самооценка своей компетентности. Аналитичность, широта мышления, конструктивность мышления, свойствоколлективизма — также важные характеристики эксперта. Даже неполные определения характеристик экспертов, приведенные выше,показывают, что численные оценки этих характеристик значительно затрудненыи в ряде случаев совсем невозможны. Наиболее важной из указанных характеристик является характеристикакомпетентности экспертов, поскольку именно она в значительной степениопределяет достоверность экспертных оценок. Поэтому проблеме определениякомпетентности экспертов следует уделять особое внимание. На втором организационном этапе осуществляется отработка результатовэкспертизы. На этом этапе выполняются все необходимые расчеты длясопоставления качественных целей на каждом уровне управления с целями,выбранными по мнению 'экспертов с точки зрения их количества и важности(приоритетности). Процесс обсуждения выбранных целей происходит до тех пор, пока несовпадут мнения большинства экспертов. Сформулируем требования, которым должна удовлетворять методика оценкицелей функционирования с помощью экспертов. 1. Оценка целей функционирования должна проводиться в благоприятнойпсихологической обстановке. 2. Трудоемкость опроса должна быть в допустимых пределах. 3. Экспертная документация не должна допускать двоякого пониманиявопросов. 4. Экспертная документация должна быть, по возможности, однородной иполной. 5. Выбранная система шкал экспертной оценки должна быть обоснована идоведена до сведения эксперта. 6. Цели проведения экспертизы должны быть известны всем экспертам.Наиболее приемлемым с практической точки зрения является анкетирование. На четвертом этапе осуществляется построение дерева целей. Количество иразнообразие целей задач менеджмента настолько велики, что безкомплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтисьни одна организация, независимо от ее размеров, специализации, вида, формысобственности. В качестве удобного и апробированного на практикеинструмента исследования целей можно использовать построение целевой моделив виде древовидного графа — дерева целей (рис.5.2). [pic] Построение дерева целей осуществляется для формализованного отображенияпроцесса распределения целей по'уровням управления. Посредством деревацелей описывается их состав, взаимосвязь, упорядоченная иерархия, для чегоосуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели последующим правилам:• общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;• при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из условия: реализацияподцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточнымусловием достижения цели предыдущего уровня; • при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемыерезультаты, но не способы их получения; • подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга иневыводимые друг из друга; • фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собойформулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и взаранее установленные сроки. Исследование и формирование количественныхцелей выполняется на пятом этапе и является наиболее важным для управленияорганизацией, так как количественные цели определяют выбор методовуправления организацией, применение компьютерной техники в управлении.Количественные характеристики целей фиксируются в стратегических и годовыхпланах организации. Количественные цели ориентируют организацию надостижение определенных показателей и конкретизируют выбранные качественныецели. Оценка степени достижения целей производится на шестом этапе. Выбирается«эталон» управления, которое необходимо расценивать как практическое и прикотором необходимо срочно принимать управленческие решения, чтобыприблизить организацию к достижению выбранных целей. Количество такихрешений зависит от типа и класса сложности организации. В качестве примера ниже рассматривается процесс целеполагания пофункциональным подсистемам, чаще всего выделяемым в организациях(маркетингу, нововведениям, производству, персоналу, финансам и общемуменеджменту), и в табл. 5,2. приводятся примерные формулировки целей поэтим подсистемам. В реальных условиях эти цели должны быть конкретизированыи количественно измерены с помощью соответствующих показателей.Приведем пример. Подсистема «Маркетинг» направляет свою деятельность наформирование спроса, и по этому его целями являются: определениепотребности населения и производства в продукции и услугах предприятия,разработка и спецификация параметров новой продукции, освоение рынков,распределение и доставка продукции потребителям, контроль за изменениемвкуса и спроса потребителей, сбор и обработка информации о товаре,рекламирование фирмы и ее продукции и т.д.[pic] Постановка целей маркетинга связана с детальным изучением спроса ипредложения на продукцию, выпускаемую на данный момент и на новуюпродукцию. Кроме того, должна быть тщательно изучена ситуация как на ужеосвоенных предприятием рынках, так и на новых. Поэтому работу должныпроводить специалисты по исследованию рынка, по прогнозированию ипланированию, владеющие соответствующей информацией и методами разработкицелевых моделей. Состав и количество этих специалистов зависят отвозможностей предприятия самостоятельно проводить эту сложную и требующуюбольшого профессионализма работу. Если такие возможности ограничены, надоиспользовать те элементы рыночной инфрастуктуры, которые уже началиформироваться в нашей стране:внешних консультантов по управлению, специалистов по нововведениям,информационной технологии, вычислительным методам и т.п.Подсистема «Производство» охватывает такие виды деятельности организации,как получение, хранение и распределение средств производства, превращениересурсов в конечный продукт, его хранение и распределение, а такжепослепродажное обслуживание. При установлении целей по этой подсистеме необходимо учитыватьразнообразие видов выполняемых здесь работ. Так, предпроизводственнаяподготовка связана с приемкой товаров, сырья, материалов, с хранением наскладах, управлением запасами. Само производство требует машиннойобработки, сборки, контроля качества, упаковки, технического обслуживанияоборудования;работа с конечной продукцией (послепроизводственная логистика) связана сразмещением готовых товаров на складе, с обработкой заказов и доставкойтовара. Наконец, послепродажное обслуживание требует проведенияустановочных работ, ремонта, поставки запасных частей. Цели этой сложнейшей подсистемы организации устанавливаются в видесистемы показателей, отражающих объем, ассортимент продукции, качество,производительность, затраты и т.д. Подсистема, связанная с исследованиями и разработками, реализует целинововведений на предприятии. Ее направленность - это поиск новых видовпродукции и услуг для замены устаревших, определение целей проведениянаучных исследований и разработок, введения новшеств и модернизации всехсфер деятельности предприятия. Подсистема «Персонал» направлена на работу с трудовым коллективом иформулирует свои цели по найму, расстановке, обучению, продвижению и оплатетруда работников предприятия. Важнейшей целью этой подсистемы являетсявысокая заинтересованность сотрудников в решении общих задач предприятия исоздание для этого благоприятного климата. Подсистема «Финансы» нацеливает свою деятельность на организациюфинансирования, кредитования, налоговых обязательств, составление бюджетов(по предприятию в целом, его подразделениям и программам), Подсистема «Менеджмент» имеет в качестве своей ключевой задачиэффективное достижение целей организации, исключающее нерациональныезатраты времени, ресурсов и талантов. В соответствии с нею подсистемаустанавливает цели по активизации работников всех подразделений организациипо контролю за движением и использование всех его ресурсов и т.п. Для этогопроизводится глубокий анализ проблем во всех сферах и областях деятельностиорганизации и выделяются те, которые требуют наибольшего внимания и усилий,так как являются главными факторами достижения желаемых результатов. Этипроблемы специфичны для каждой организации.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Исследование и проектирование целей управления iconДоклад на тему: " Исследование и проектирование целей управления " Шураева Валерия Пр-во iii-2 москва 2001
Охватывает такие виды деятельности организации, как получение, хранение и распределение средств производства, превращение ре­сурсов...
Исследование и проектирование целей управления iconРабочая программа дисциплины проектирование систем управления
В результате освоения данной дисциплины студент приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей Ц1 – Ц4 основной...
Исследование и проектирование целей управления iconПрограмма «Проектирование и исследование мультикоординатных электромехатронных систем движения» Набор 2012 года и последующих лет. Форма обучения очная. Профилирующая кафедра уи. Выпускающая кафедра окю
Магистерская программа «Проектирование и исследование мультикоординатных электромехатронных систем движения»
Исследование и проектирование целей управления iconРабочая программа дисциплины автоматизированное проектирование средств и систем управления
В результате освоения данной дисциплины магистр приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей Ц1, Ц2 и Ц3...
Исследование и проектирование целей управления iconИсследование систем управления содержание
Вы – менеджер одной из фирм. Вам предложено провести системное исследование системы управления производством. Какую многоуровневую...
Исследование и проектирование целей управления iconРогожина Татьяна Вадимовна, к т. н., доцент должность профессор учебно-методический комплекс исследование
Учебно-методический комплекс исследование систем управления составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Исследование и проектирование целей управления iconМ. А. Сонькин 2011 г. Рабочая программа
Пререквизиты: «Теория автоматического управления», «Технические средства систем автоматики и управления», «Локальные системы управления»,...
Исследование и проектирование целей управления iconНаправление ооп: 220400 – Управление в технических системах
...
Исследование и проектирование целей управления iconИсследование и проектирование управленческих решений

Исследование и проектирование целей управления iconСистема управления персоналом организации понятие системы управления персоналом
Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы