Античное ораторское искусство icon

Античное ораторское искусство



НазваниеАнтичное ораторское искусство
Дата конвертации06.08.2012
Размер360,4 Kb.
ТипРеферат
Античное ораторское искусство


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ Институт Национальной и мировой экономики РЕФЕРАТ по культурологии на тему «Античное ораторское искусство» Студентки 1 курса 1 группы факультета Национальная экономика Рождественской Д.Д. № студ. бил. 95/153-00н Руководитель Малова О.Я.Содержание. Введение……………………………………………………………….3 Ораторское искусство древнейГреции……………………………...4 Зарождениекрасноречия…………………………………………..41.Горгий…………………………………………………………..62.Лисий…………………………………………………………...73.Исократ…………………………………………………………84.Демосфен……………………………………………………...105.Эсхин…………………………………………………………..12 ЭпохаЭллинизма………………………………………………….13 1.ДионХрисостом………………………………………………15 2.ЭлийАристид…………………………………………………163.Либаний……………………………………………………….17 4.Фимистий иГимерий…………………………………………19 Ораторское искусство древнегоРима……………………………20Цицерон…………………………………………………………21 Заключение…………………………………………………………...27 Списоклитературы…………………………………………………..28 Введение. Публичная речь была наиболеераспространенным жанром в средеобразованных людей античности. Знания,дающие людям владение устной речью,занимающей умы и сердца людей, называлосьриторикой. По месту, занимаемому вискусстве художественного слова древнейЭллады, риторика была сопоставима стакими жанрами искусства, как героическийэпос или классическая греческая драма.Разумеется, подобное сопоставлениедопустимо лишь для эпохи в которой этижанры сосуществовали. Впоследствии, постепени влияния на развитие более позднейевропейской литературы риторика, игравшаяеще значительную роль в средние века, вновое время уступила место другим жанрамсловесности, определившим характернациональных культур Европы на многиевека. Надо особо отметить, что из всехвидов художественного слова в античноммире публичная речь была наиболее тесносвязана с современной ей политическойжизнью, социальным строем, уровнемобразовани людей, бытом, образоммышления, наконец, с особенностямиразвития культуры народа, создавшего этотжанр. Ораторское искусство древней Греции. Любовь к красивому слову, пространнойи пышной речи, изобилующей разнообразнымиэпитетами, метафорами, сравнениями,заметна уже в самых ранних произведенияхгреческой литературы— в «Илиаде» и«Одиссее». В речах, произносимых героямиГомера, заметно любование словом, еговолшебной силой— так, оно там всегда«крылатое» и может поражать, как«оперенная стрела». В поэмах Гомерашироко используется прямая речь в еенаиболее драматической форме— диалога. Пообъему диалогические части поэм намногопревосходят повествовательные. Поэтомугерои Гомера кажутся необыкновеннословоохотливыми, обилие и полнота ихречей порой воспринимается современнымчитателем как растянутость и излишество. Сам характер греческой литературыблагоприятствовал развитию ораторскогоискусства. Она была гораздо более«устной», если так можно выразиться,более рассчитанной на непосредственноевосприятие слушателями, почитателямилитературного таланта автора. Привыкнув кпечатному слову, мы не всегда отдаем себеотчет в том, какими большимипреимуществами обладает живое слово,звучащее в устах автора или чтеца, передсловом написанным. Непосредственныйконтакт с аудиторией, богатство интонациии мимики, пластика жеста и движения,наконец, само обаяние личности ораторапозволяют добиться высокогоэмоционального подъема в аудитории и, какправило, нужного эффектна. Публичная речь— это всегда искусство. В Греции классической эпохи, длясоциального строя которой типична формагорода-государства, полиса, в его самомразвитом виде — рабовладельческойдемократии, создались особо благоприятныеусловия для расцвета ораторскогоискусства. Верховным органом вгосударстве, — по крайней мере номинально— было Народное собрание, к которомуполитический деятель обращалсянепосредственно. Чтобы привлечь вниманиенародных масс (демоса), оратор должен былпредставить свои идеи наиболеепривлекательным образом, убедительноопровергая при этом доводы своихпротивников. В такой ситуации форма речии искусство выступающего играли, пожалуй,не меньшую роль, чем содержание самойречи. «Тем могуществом, которым обладаетна войне железо, в политической жизниобладает слово»,— утверждал ДеметрийФалеркий. Практическими потребностями греческогообщества была рождена теория красноречия,и обучение риторике стало высшей ступеньюантичного образования. 3дачам этогообучения отвечали создаваемые учебники инаставления. Они стали появляться с Vвека до н. э., но до нас почти не дошли.В IV веке до н. э. Аристотель ужепытается обобщить теоретическиедостижения риторики с философской точкизрения. Согласно Аристотелю, риторикаисследует систему доказательств,применяемых в речи, ее слог и композицию:риторика мыслится Аристотелем как наука,тесно связанная с диалектикой (т. е.логикой). Аристотель определяет риторикукак «способность находить возможныеспособы убеждения относительно каждогоданного предмета. Он делит все речи натри вида: совещательные, судебные иэпидиктические (торжественные). Делоречей совещательных—склонять илиотклонять, судебных — обвинять илиоправдывать, эпидиктических—хвалить илипорицать. Здесь же определяется тематикасовещательных речей—это финансы, война имир, защита страны, ввоз и вывозпродуктов, законодательство. Из упомянутых трех жанров публичнойречи в классической античности наиболееважным был жанр совещательный, или, инымисловами, политическое красноречие. В эпидиктических речах содержаниечасто отступало перед формой, и некоторыеиз дошедших до нас образцов оказываютсяярким примером искусства ради искусства.Однако далеко не все эпидиктические речибыли бессодержательными. Историк Фукидидвключил в свое сочинение надгробное словонад телами павших афинских воинов,вложенное в уста Перикла. Эта речь,которую Фукидид с таким искусством вплелв ткань своего громадного историческогополотна, представляет собой изложенную ввысокохудожественной форме политическуюпрограмму афинской демократии эпохирасцвета. Она является бесценнымисторическим документом, не говоря уже оее эстетическом значении как памятникаискусства. Особенно распространенным жанром вдревности были судебные речи. В жизнидревнего грека суд занимал очень большоеместо, но весьма мало походил насовременный. Института прокуроров несуществовало, обвинителем мог выступитькаждый. Обвиняемый защищался сам:выступая перед судьями, он стремился нестолько убедить их в своей невиновности,сколько разжалобить, привлечь их симпатиина свою сторону. Для этой целиприменялись самые неожиданные, на нашвзгляд, приемы. Если обвиняемый былобременен семьей, он приводил своихдетей, и те умоляли судей пощадить ихотца. Если он был воином— он обнажалгрудь, показывая рубцы от ран, полученныхв боях за родину. Если он был поэтом— ончитал свои стихи, демонстрируя своеискусство (такой случаи известен вбиографии Софокла). Перед громадной снашей точки зрения судейской коллегией (вАфинах нормальное число суден было 500, авсего суд присяжных, гелиэя, насчитывал6000 человек!) довести до каждого сутьлогических доводов было делом почтибезнадежным: гораздо выгоднее было любымспособом подействовать на чувства. «Когдасудьи и обвинители — одни и те же лица,необходимо проливать обильные слезы ипроизносить тысячи жалоб, чтобы быть сблагожелательностью выслушанным»,— писалопытный мастер и знаток проблем риторикиДионисий Галнкарнасский. В условиях запутанного судебного правасудиться в древних Афинах было деломнелегким, к тому же не все обладали даромслова, чтобы расположить к себеслушателей. Поэтому тяжущиеся прибегали куслугам лиц опытных, а главное,обладавших ораторским талантом. Эти люди,ознакомившись с существом дела,составляли за плату выступления своихклиентов, которые те заучивали наизусть ипроизносили на суде. Таких сочинителейречей называли логографами. Бывалислучаи, когда логограф составлялодновременно речь и для истца и дляответчика — то есть в одной речиопровергал то, что утверждал в другой(Плутарх сообщает, что однажды такпоступил даже Демосфен). 1.Горгий. Крупнейшим теоретиком и учителемкрасноречия в V веке до н. э. был Горгийиз сицилийского города Леонтины. В 427году он прибыл в Афины, и его искусныеречи привлекли всеобщее внимание. Позднееон объездил всю Грецию, повсюду выступаяперед слушателями. На собрании греков вОлимпии он обратился к собравшимся спризывом к единодушию в борьбе противварваров. Олимпийская речь Горгия надолгопрославила его имя (ему была поставленастатуя в Олимпии, база которой найдена впрошлом веке во время археологическихраскопок). Традиция сохранила немногое изтворческого наследия Горгия. Сохранился,например, следующий совет оратору:«Серьезные доводы противника опровергайшуткой, шутки—серьезностью». Целикомсохранились лишь две речи, приписываемыеГоргию,— «Похвала Елене» и «ОправданиеПаламеда», написанные на сюжеты мифов оТроянской войне. Ораторское искусствоГоргия заключало в себе многонововведений: симметрично построенныефразы, предложения с одинаковымиокончаниями, метафоры и сравнения;ритмическое членение речи и даже рифмаприближали его речь к поэзии. Некоторыеиз этих приемов надолго сохранилиназвание «горгианские фигуры». Горгийписал свои речи па аттическом диалекте,что служит ярким свидетельством возросшейроли Афин в литературной жизни древнейЭллады. Горгий был одним из первых ораторовнового типа — не только практиком, но итеоретиком красноречия, за платуобучавшим юношей из богатых семейговорить и логически мыслить. Такиеучителя назывались софистами,«специалистами по мудрости». «Мудрость»их была скептической: они считали, чтоабсолютной истины не существует, истиннымявляется то, что может быть доказанодостаточно убедительным образом. Отсюдаих забота об убедительностидоказательства и выразительности слова:они сделали слово объектом специальногоисследования. Особенно много онизанимались происхождением значения слова(этимологией), а также синонимикой.Основным полем деятельности софистов былиАфины, где процветали все жанрыкрасноречия—совещательный, эпидиктическнйи судебный. 2.Лисий. Самым выдающимся афинским ораторомклассической эпохи в области судебногокрасноречия был, несомненно, Лисий (ок.415—380 гг. до н. э.). Отец его былметеком (свободным, но не имевшимгражданских прав человеком) и владелмастерской, в которой изготовлялись щиты.Будущий оратор вместе с братом учился вюжно-италийском городе Фурии, где слушалкурс риторики у известных софистов.Примерно в 412 году Лисий возвратился вАфины. Афинское государство в это времянаходилось в трудном положении — шлаПелопоннесская война, неудачная для Афин.В 405 году Афины потерпели сокрушительноепоражение. После заключения унизительногомира к власти пришли ставленникипобедившей Спарты, «30 тиранов»,проводившие политику жестокого террора поотношению к демократическим и простобесправным элементам афинского общества.Большое состояние, которым владели Лисийи его брат, было причиной расправы надними. Брат Лисия был казнен, самомуоратору пришлось спасаться бегством всоседнюю Мегару. После победы демократииЛисий вернулся в Афины, но получитьгражданские права ему так и не удалось.Первой судебной речью, произнесеннойЛисием, была речь против одного изтридцати тиранов, виновного в смерти егобрата. В дальнейшем он писал речи и длядругих лиц, сделав это своей главнойпрофессией. Всего ему приписывалось вдревности до 400 речей, но до нас дошлотолько 34, причем не все из нихподлинные. Подавляющее большинствосохранившихся относятся к жанру судебных,но в сборнике мы находим и политические,и даже торжественные речи — например,надгробное слово над телами воинов,павших в Коринфской войне 395 — 386годов. Характерные черты стиля Лисиячетко отмечаются древними критиками.Изложение его просто, логично ивыразительно, фразы кратки и построенысимметрично, ораторские приемы изысканныи изящны. Лисий заложил основу жанрасудебной речи, создав своеобразный эталонстиля, композиции и самой аргументации —последующие поколения ораторов во многомему следовали. Особенно велики егозаслуги в создании литературного языкааттической прозы. Мы не найдем у него ниархаизмов, ни запутанных оборотов,последующие критики (ДионисийГаликарнасский) признавали, что никтовпоследствии не превзошел Лисия в чистотеаттической речи. Живым и наглядным делаетрассказ оратора обрисовка характера(этопея) — причем не только характеровизображаемых лиц, но и характераговорящего лица (например, сурового ипростодушного Евфилета, в уста котороговложена речь «Об убийстве Эратосфена»). 3.Исократ. Что в жанре судебного красноречиясделал Лисий, то в жанре торжественногокрасноречия сделал Исократ (ок. 436— 338гг.), происходивший из зажиточной прежде,но разорившейся афинской семьи. Смолодуон тоже был вынужден избрать себепрофессию логографа, впоследствии открылораторскую школу с высокой платой заобучение, из которой вышли многиеполитики, ораторы и писатели. ШколаИсократа была одновременно чем-то вродеполитического кружка с идеями инастроениями, враждебными афинскойдемократии (чему немало способствоваларистократический состав учащихся),поэтому глава школы неоднократнообвинялся в «развращении юношества». Литературная деятельность Исократа повремени совпала с политическим кризисомгреческого общества и ожесточеннойклассовой борьбой в греческих городах,где попеременно брали верх тодемократические, то олигархическиеэлементы. Следствием ее было увеличениечисла безработных и разорившихся людей.Бесконечные междоусобные воины не привелик устойчивой гегемонии какого-нибудьодного из греческих государств и толькоистощили их экономический и политическийпотенциал. Воспользовавшись создавшимсяположением, македонский царь Филипп сумелв 338 году нанести сокрушительноепоражение объединившимся против негополисам и установить над Грециейполитический контроль. В таком сложном переплетенииполитических и социальных противоречийИсократ выдвинул в своих речах,распространявшихся в письменном виде,политическую программу спасения Эллады.Впервые он выступил с ней в своей речи«Панегирик») в 380 году; суть еезаключалась в том, чтобы объединить силыгреков для борьбы против варваров — тоесть для завоевания Персии. В дальнейшемон обращался с этой идеей к различныммонархам и тиранам Греции. Последний, ккоторому он обратился, Филипп II,действительно начал готовить этот поход,завершить который ему не удалось(этовыполнил его сын, Александр Македонский).Исократ практически стал идеологомпромакедонской партии в Афинах, вокругкоторой группировались в основномграждане из зажиточных кругов. Приемы ораторского искусства Исократаразвивают принципы, выдвинутые Горгием.Особенностью стиля Исократа являютсясложные периоды, обладающие, однако,ясной и четкой конструкцией и поэтомулегкодоступные для понимания. Для егостиля характерно также ритмическоечленение речи, плавность которойдостигалась тщательным избеганием такназываемого зияния—стыка гласных в концеслова и в начале другого. В школе Исократа были выработаныосновные принципы композиции ораторскогопроизведения, которое должно былосодержать следующие части: 1) введение,целью которого было привлечь внимание иблагожелательность слушателей; 2)изложение предмета выступления, сделанноес возможной убедительностью; 3)опровержение доводов противника саргументацией в пользу собственных; 4)заключение, подводящее итог всемусказанному. Как мастер красноречия, Исократсчитался в древности высшим авторитетом—о популярности его произведении говоритбольшое количество отрывков из его речей,найденных на папирусах. Его литературноенаследие ближе всего стоит к тому, что мысейчас называем публицистикой. Бесспорнаязаслуга Исократа состоит всовершенствовании стиля письменной речи,отличия которой от устной подчеркиваетАристотель: «Один слог для речиписьменной, другой для речи в споре, одиндля речи в собрании, другой для речи всуде. Надо владеть обоими». Но крупнейшийримский теоретик красноречия Квинтилиансознавал недостатки, свойственныелитературному творчеству Исократа, о чемговорит его оценка:«Стиль Исократа полонмногочисленных украшений и отличаетсябольшой гладкостью в различных жанрахораторского искусства... Он тренированскорее для арены, чем для поля боя...» Вкакой-то мере это понимал и сам оратор,когда писал в речи «Филипп»: «Для меня неосталось скрытым, насколько большейубеждающей силой обладают речипроизносимые по сравнению с речами,предназначенными для чтения...»4.Демосфен. Величайшим мастером устной, попреимуществу политической, речи сталвеликий афинский оратор Демосфен (385—322 гг.). Он происходил из зажиточнойсемьи—отец его владел мастерскими, вкоторых изготовлялись оружие и мебель.Очень рано Демосфен осиротел, состояниеего попало в руки опекунов, оказавшихсянечестными людьми. Самостоятельную жизньон начал с процесса, в котором выступилпротив расхитителей (произнесенные им всвязи с этим речи сохранились). Еще доэтого он стал готовиться к деятельностиоратора и учился у известного афинскогомастера красноречия Исея. Простота слога,сжатость и значительность содержания,строгая логика доказательства,риторические вопросы—все это былозаимствовано Демосфеном у Исея. С детства Демосфен обладал слабымголосом, к тому же он картавил. Этинедостатки, а также нерешительность, скоторой он держался на трибуне, привели кпровалу его первых выступлений. Однакоупорным трудом (существует легенда, что,стоя на берегу моря, он часамидекламировал стихи, заглушая звукамисвоего голоса шум прибрежных волн) онсумел преодолеть недостатки своегопроизношения. Интонационной окраскеголоса оратор придавал особое значение, иПлутарх в биографии оратора приводитхарактерный анекдот: «Рассказывают, что кнему пришел кто-то с просьбой сказатьречь на суде в его защиту, жалуясь на то,что его поколотили. «Нет, с тобой ничегоподобного не было»,— сказал Демосфен.Возвысив голос, посетитель закричал:«Как, Демосфен, этого со мной не было?!»—«О, теперь я ясно слышу голос обиженногои пострадавшего»,— сказал оратор...» В начале своего творческого путиДемосфен выступал с судебными речами, нов дальнейшем он все больше втягивался вбурную политическую жизнь Афин. Вскоре онстал ведущим политическим деятелем, частовыступая с трибуны Народного собрания. Онвозглавил патриотическую партию,боровшуюся против македонского царяФилиппа, неустанно призывая всех греков кединству в борьбе против «северноговарвара». Но, подобно мифическойпророчице Кассандре, ему суждено быловозвещать истину, не встречая пониманияили даже сочувствия. Филипп начал свои натиск на Грецию ссевера — постепенно подчинил городаФракии, овладел Фессалией, затемутвердился в Фокиде(Средняя Греция),засылая своих агентов даже на островЕвбея, в непосредственном соседстве отАфин. Первая война Афин сФилиппом(357—340 гг.) закончиласьневыгодным для Афин Филократовым миром,вторая(340—338 гг.)— сокрушительнымпоражением греков при Херонее, гдеДемосфен сражался как рядовой боец. Двесамые знаменитые речи Демосфена связаныименно с этими событиями. ПослеФилократова мира он обличал виновниковего в речи «О преступном посольстве»(343г.), а после Херонеи, когда за услугиотечеству было предложено наградитьоратора золотым венком, ему пришлосьотстаивать свое право на эту награду вречи «О венке»(330 г.). Великому ораторубыло суждено пережить еще одно поражениесвоей родины, в Ламийской войне 322 года,когда греки, воспользовавшисьзамешательством после смерти АлександраМакедонского, выступили против егопреемников. На этот раз македонские войсказахватили Афины. Демосфену вместе сдругими вождями патриотической партиипришлось бежать. Он укрылся в храмеПосейдона на острове Калаврия. Настигшиеего там македонские солдаты хотеливывести Демосфена силой, тогда онпопросил времени написать письмо друзьям,взял папирус, задумчиво поднес к губамтростниковое перо и прикусил. Черезнесколько секунд он упал мертвым — втростнике был спрятан быстродействующийяд. В литературном наследии Демосфена (донас дошла 61 речь, но не все, видимо,являются подлинными) именно политическиеречи определяют его место в историигреческого ораторского искусства. Онисильно отличаются от речей Исократа. Так,например, вступление в речах Исократаобычно растянуто; напротив, посколькуречи Демосфена произносились наживотрепещущие темы и оратор должен былсразу же привлечь внимание, вступление вего речах было по большей части кратким иэнергичным. Обычно оно содержало какую-нибудь сентенцию (гному), которая затемразвивалась на конкретном примере.Главной частью речи Демосфена являетсярассказ— изложение существа дела.Строится он необычайно искусно, все в немполно экспрессии и динамики. Здесь налицои пылкие обращения к богам, к слушателям,к самой природе Аттики, и красочныеописания, и даже воображаемый диалог спротивником. Поток речиприостанавливается так называемымириторическими вопросами: «В чем жепричина?», «Что же это на самом делезначит?» и т. п., что придает речи тоннеобыкновенной искренности, в основекоторой лежит подлинная озабоченностьделом. Демосфен широко применял тропы, вчастности метафору. Источником метафорынередко оказывается язык палестры,гимнастического стадиона. Очень изящноиспользуется противопоставление, антитеза— например когда сравнивается «векнынешний и век минувший». ПрименявшийсяДемосфеном прием олицетворения кажетсянеобычным для современного читателя: онзаключается в том, что неодушевленныепредметы или абстрактные понятиявыступают как лица, защищающие плиопровергающие доводы оратора. Соединениесинонимов в пары:«смотрите и наблюдайте»,«знайте и понимайте»— способствовалоритмичности и приподнятости слога.Эффектным приемом, встречающимся уДемосфена, является «фигура умолчания»:оратор сознательно умалчивает о том, чтоон непременно должен был бы сказать походу изложения, и слушатели неизбежнодополняют его сами. Благодаря такомуприему нужный оратору вывод сделают самислушатели, и он тем самым значительновыиграет в убедительности. 5.Эсхин. Политическим антиподом Демосфена былоратор Эсхин (389—314 гг.), стоявший напротивоположных политических позициях. Изтрех дошедших до нас речей Эсхина двепроизнесены в тех же процессах, что иречи Демосфена,— «О преступномпосольстве» и «О венке». Таким образом,мы можем сравнить две точки зрения наодни и те же события, сопровождаемыесоответствующей аргументацией. Эсхин в346 году участвовал в том посольстве кцарю Филиппу, которое заключилоФплократов мир. Он был обвинен в том, чтопредал афинские интересы, действуя впользу Филиппа, но ему удалось отвестисвоего главного обвинителя, Тимарха, какчеловека безнравственного. Послепоражения при Херонее, когда ораторКтесифонт предложил наградить Демосфенавенком, Эсхин выступил против этого, впространной речи обвинив Демосфена в том,что его политическая деятельностьоказалась пагубной для государства. Ноотпор Демосфена был сокрушителен, иЭсхину не удалось собрать и пятой частиголосов судей. Проиграв процесс, онпотерял право выступать в Народномсобрании и вынужден был удалиться визгнание на остров Родос, где открылораторскую школу. Рассказывали, будтородосцы однажды попросили оратораповторить его последнюю речь. Эсхинповторил перед ними речь «О венке».Восхищенные слушатели спросили: «Как жеты после такой речи оказался в изгнании?»Эсхин ответил:«Если бы вы услышали, чтоговорил Демосфен, то вы бы об этом неспрашивали».Эпоха эллинизма. Время, наступившее после падениясвободной полисной Греции, принятоназывать эпохой эллинизма. Политическомукрасноречию оставалось все меньше места вобщественной жизни, интерес к содержаниюречей уступал место интересу к форме. Вриторских школах изучали речи прежнихмастеров и старались рабски подражать ихстилю. Распространение получают подделкиречей Демосфена, Лисия и других великихораторов прошлого (такие подделки дошлидо нас, например, в составе сборникаречей Демосфена). Известны имена афинскихораторов, живших в период раннегоэллинизма и сознательно сочинявших речи вдухе старых образцов: так, Харисийсочинял судебные речи в стиле Лисия,тогда как его современник Демохар былизвестен как подражатель Демосфена. Такаятрадиция подражания получила потомназвание «аттицизма». В то же времяодносторонний интерес к словесной формекрасноречия, ставший особенно заметным вновых греческих культурных центрах паВостоке— Антиохии, Пергаме и других,породил противоположную крайность,увлечение нарочитой манерностью: этотстиль красноречия получил название«азианского». Самым известным егопредставителем стал Гегесий измалоазиатской Магнесии (середина III в.до н. э.). Стараясь перещеголять ораторовклассической эпохи, он рубил периоды накороткие фразы, употреблял слова в самойнеобычной и противоестественнойпоследовательности, подчеркивал ритм,нагромождал тропы. Цветистый,высокопарный и патетический слогприближал его речи к мелодекламации. Ксожалению, об ораторском искусстве этойэпохи можно судить только по немногимсохранившимся цитатам — целыхпроизведений до нас почти не дошло.Однако до нас дошли в большом количествепроизведения ораторов римского времени, восновном продолжавших традициикрасноречия эллинистической Эпохи. После поражения войск ахейского союзав 146 году до н. э., которое нанес емуримский полководец Муммий, Грециястановится провинцией Римскойсредиземноморской державы: с 27 года дон. э. эта провинция получает названиеАхайя. Греция становится местом, кударимская молодежь отправляется дляполучения образования, играет рольуниверситета и музея изящных искусств.Особой популярностью пользуются Афины, атакже остров Родос и города Малой Азии. СI века н. э. труд ведущих учителей вриторских школах оплачиваетсягосударством. Профессия странствующего риторавыступающего в греческих городах сдемонстрацией своего искусства,становится настолько распространенной,что II век н. э. обычно называется веком«второй софистики» (в напоминание ософистах V. века до н. э., такжеразъезжавших по городам с речами илекциями). В условиях утраты грекамиполитической свободы ораторское искусствообратилось к единственно возможному в техусловиях жанру, а именно кэпидиктическому, торжественному. Передоратором ставилась задача— экспромтом,без подготовки, прославить героическоепрошлое Эллады или героя древнего мифа,произнести похвальное слово великомуоратору, политическому деятелю прошлогоили даже самому Гомеру. Софист и ритор вэту эпоху вытесняют поэта, прозастановится главенствующей, но, вычурная ирафинированная, пронизанная ритмом иукрашенная сложными риторическимифигурами и тропами, она приобретает чертыпоэзии. Красноречие новой эпохи продолжаеттрадиции как аттицизма, так и азианизма.В области языка нормой оставалсяаттицизм. Знаменитый оратор II века н. э.Элий Аристид заявлял:«Я не пользуюсьсловами, не засвидетельствованными удревних». В то же время в области стиляустойчиво держались традицииазианизма—высокопарный пафос, обилиеизысканных речевых оборотов. Благодаряголосовым модуляциям и искусномужестикулированию выступления риторовэтого направления превращались втеатрализованные представления,собиравшие толпы слушателей. Можно отметить два периода расцветакрасноречия в эпоху Римской империи.Первый период имел место во 2 веке н.э.бывшем временем стабилизации и связанногос ней экономического и культурногоподъема. Второй период относится к IVвеку и совпадает с временем последнейсхватки «языческой» культуры снаступающим христианством. Первый периодпредставлен(если называть наиболее яркиеимена) Дионом Хрисостомом и ЭлиемАристидом, второй характеризуют именаЛибания, Гимерия и Фемистия. 1.Дион Хрисостом. Дион Хрисостом(«Златоуст»— ок. 40—120гг. н. э.) был родом из Малой Азии, номолодые и зрелые годы провел в Риме. Приотличавшемся подозрительностью императореДомициане(81—96 гг.) оратор был обвинен внеблагонамеренности и удалился визгнание. Долгое время он провел встранствиях, добывая себе средства ксуществованию физическим трудом. КогдаДомициан пал жертвой заговора, Дион вновьстал уважаем, богат и знаменит, по по-прежнему продолжал свои путешествия повсей громадной Римской империи, никогдаподолгу не останавливаясь в одном месте. Дион принадлежал к типу ораторов,которые сочетали в себе талант художникас эрудицией мыслителя, философа, знатоканаук. Углубленно занимаясь свободнымиискусствами, особенно литературой, он спрезрением относился к напыщеннойболтовне уличных ораторов, готовыхговорить о чем угодно и прославлять когоугодно («Проклятые софисты»— так именуетих Дион в одной из речей). По философскимвзглядам он был эклектиком, тяготея кстоикам и киникам. Некоторые из его речейдаже напоминают кинические диатрибы,действующим лицом в них выступаетзнаменитый своими эксцентрическимивыходками философ Диоген. Здесь налицосходство с Платоном, в диалогах которогопостоянным персонажем является егоучитель Сократ. Герой речей Дионаподвергает уничтожающей критике устоиобщественной, политической и культурнойжизни, показывает суетность и тщетностьчеловеческих устремлений, демонстрируясовершенное невежество людей в отношениитого, что есть зло и что— благо. Многиеиз речей Диона посвящены литературе иискусству — среди них «Олимпийская речь»,прославляющая скульптора, создавшегознаменитую статую Зевса, и парадоксальная«Троянская речь», в шутку как бывыворачивающая наизнанку миф о Троянскойвойне, воспетой Гомером, любимымписателем Диона. В речах Диона немало иавтобиографического материала. Он охотнои помногу говорит о себе, стараясь приэтом подчеркнуть, как благосклонны были кнему императоры Рима. Становитсяпонятным, почему Дион в своихпроизведениях уделил так много вниманиятеории просвещенной монархии как формыправления, которую он развивает в четырехречах «О царской власти». Что касается стиля Диона, то ужеантичные критики особенно хвалили его зато, что он очистил литературный язык отвульгаризмов, пролагая путь чистомуаттицизму, в чем ему следовал ЭлийАристид. 2.Элий Аристид. Элий Аристид(ок. 117—189 гг.) тоже былродом из Малой Азии и тоже странствовал,бывал в Египте, выступал с речами наИстмийских играх и в самом Риме. Из еголитературного наследия сохранилось 55речей. Некоторые приближаются по типу кпосланиям (такова речь, в которой онпросит императора помочь городу Смирнепосле землетрясения). Другие речипредставляют собой упражнения наисторические темы, например о том, чтоможно было бы сказать в Народном собраниив такой-то критический момент афинскойистории V—IV веков до н. э. Некоторые изних написаны на темы речей Исократа иДемосфена. К числу речей, связанных ссовременностью, следует отнести «ПохвалуРиму» (около 160 г.): в ней превозноситсядо небес римское государственноеустройство, соединяющее в себепреимущества демократии, аристократии имонархии. Наконец, среди сохранившихсяречей мы находим и «Священные речи», тоесть речи, обращенные к богам—Зевсу,Посейдону, Афине, Дионису, Асклепию идругим. В них даются аллегорическиетолкования древних мифов вместе сотзвуками новых религиозных веяний,связанных с проникновением в Элладучужеземных культов. На содержаниенекоторых речей наложила отпечатокболезнь, которой страдал оратор,— онасделала его постоянным посетителем храмовАсклепия, бога врачевания. В честь этогобога оратор даже сочинил стихи: впергамском Асклепиейоне найден обломокмраморной плиты с текстом гимна, авторомкоторого оказался Элий Аристид. Речи Аристида не были импровизациями,он готовился к ним долго и тщательно. Емуудавалось с большой точностьювоспроизводить манеру речи аттическихораторов IV века до н. э., однако внекоторых своих произведениях ониспользует и приемы азианистов. Элий Аристид был высокого мнения освоем литературном творчестве и искрениеполагал, что соединил в себе Платона иДемосфена. Но время оказалось болеестрогим судьей, и нам сейчас ясно, что онбыл лишь тенью величайшего ораторадревности. В последний период своей историиэллинское красноречие постепенно дряхлелои вырождалось. Закат его, происходивший вполной драматических событий борьбеантичной идеологии и религии снаступающим христианством, был тем неменее величественным и славным и вомногих отношениях поучительным. Оннеразрывно связан с историческимисобытиями IV века н. э. Так, одной изсамых замечательных фигур позднейгреческой риторики был не кто иной, какимператор-философ Юлиан(322—363 гг.), засвою борьбу против христианстваполучивший прозвище Отступника. Он авторталантливых полемических и сатирическихпроизведений, среди которых есть и речи(например, прозаические гимны «К Материбогов», «К царю Солнцу»). 3.Либаний. Современником и отчасти образцом дляЮлиана был известный ритор и грамматик IVвека Либаний (314—393 гг.), оставившийнам подробную речь-автобиографию «Жизнь,или о своей судьбе», особенно яркозапечатлевшую воспоминания детства июности. Либаний был родом из Антиохии,столицы Сирии, и учился сперва на родине,потом в Афинах. В автобиографии он живорисует сцену, как его встретила в Афинахтолпа софистов, из которых каждыйбуквально тащил его к себе; только черезгод ему удалось попасть к тому ритору, укоторого он хотел учиться. Обладая хорошопоставленным голосом и прекраснойпамятью, Либаний вскоре достиг вершинмастерства и стал самым уважаемым изнаменитым ритором в родной Антиохии.Юлиан пользовался записями его речей илекций, но лично они познакомились лишь в362 году, когда Юлиан прибыл в Антиохию,уже будучи императором. Число учеников вшколе Либания доходило до восьмидесятичеловек. Здесь читали Гомера и мастероваттической прозы, и ученики должны былисоставлять изложения прочитанного. Либаний придерживался традиционнойязыческой религии, его любимцем и героембыл Юлиан, которому Либаний посвятилнесколько речей при его жизни итрогательный панегирик после его смерти.Однако оратор умел поддерживать добрыеотношения и с христианскими властями:речи, обращенные к христианскомуимператору Феодосию в связи с тем, что вАнтиохии произошло восстание, котороемогло навлечь на город строгие кары,показывают, что Либаний мог рассчитыватьна внимание императора, несмотря на своюприверженность к язычеству. Либаний оставил большое количествосочинений, получивших широкоераспространение еще при жизни автора. Онсам много делал для этого, содержа целыйштат переписчиков. Сохранившееся наследиеможно разбить на несколько групп, изкоторых наиболее интересны декламации,риторические упражнения (прогимнасмы),речи и письма (свыше 1500). Прогимнасмыдают нам представление о методах обучениябудущих риторов. Они представляют собойначальные упражнения в красноречии, спомощью которых ученики приобреталинавыки отыскивать элементы, оживляющиеречь, учились компоновать отдельныечасти. Среди этих упражнений особое местозанимает басня (типа эзоповской), диегема(рассказ на историческую тему), хрия(развитие морального принципа каким-либознаменитым человеком), сентенция(развитие философского положения),опровержение (или, наоборот, защита)правдивости рассказа о богах или героях,похвала (или, наоборот, порицание) какого-либо человека или предмета, сравнение(двух людей или вещей), экфраза (описаниепамятника изобразительного искусства илидостопримечательной местности). Наиболее цельное впечатление внаследии Либания производят декламации —своеобразные риторические «прописи»,образцы, которые заучивались ученикаминаизусть. Такой декламацией является речьМенелая, явившегося в качестве посла вТрою и требующего выдачи Елены, или жеречь Одиссея на ту же тему. Другим типомдекламации являются так называемыеэтологии (рисующие характеры людей впространной речи, которую эти людипроизносят). Образцом может служить 26-ядекламация Либания—«Угрюмый человек,женившийся на болтливой женщине, подает всуд на самого себя и просит смерти».Выступающий с речью рассказывает судьям,как судьба решила ввергнуть его в беду,женив на болтливой женщине. Поток слов ирасспросов, извергаемый его женой, довелмужа до исступления, и он решил проситьсмерти у судей. Одна мысль смущает егопри этом: «Боюсь я, как бы мне,убежавшему от жены здесь, не встретитьсяс ней немного позже, в подземном царстве,как бы мне там опять не пришлось слушатьее болтовню... Если умирающему дозволеносказать слово, дайте моей жене дожить доглубочайшей старости, чтобы я возможнодольше мог вкушать покой». Из семидесяти дошедших до нас речейЛибания интересны речи, посвященныеЮлиану, особенно написанный с большимчувством «Эпитафий»; смерть Юлиана такподействовала на ритора, что он два годавоздерживался от публичных выступлений.Речь «К императору Феодосию о храмах» —Своеобразное открытое письмо, содержащеепросьбу защитить храмы олимпийских боговот разорения, которое учиняют в ниххристианские монахи. С душевной больюговорит оратор об уничтожении прекрасныхпроизведений искусства, доставлявшихвысокое эстетическое наслаждение многимпоколениям людей. Либаний сочувственно относился кстоицизму, это особенно заметно в егоречи «О рабстве», основная идея которойзаключается в том, что, по сути, каждыйчеловек—раб. «Два слова— «раб» и«свободный»—звучат по всей земле, и вдомах, и на площадях, и на полях, н налугах, и в горах, а теперь уже и накораблях и на лодках. Одно изних—«свободный»—якобы связано с понятиемсчастья, а другое —«раб»— с егопротивоположностью...» По мнению Либания,одно из этих слов — а именно «свободный»—следует упразднить, так как все люди, втой или иной степени, рабы — своихстрастей, болезней, условий жизни ипрежде всего неумолимой судьбы, Мойры. Либаний— одна из самых характерныхфигур поздней софистики. Как художникслова — он прежде всего стилист,культивирующий изощренное мастерство вдухе классического аттицизма (кумиром егобыл великий Демосфен), убежденный в том,что только это мастерство способнооблагородить человека, воспитать еговкус. Мир Либания — это мир греческихидей и образов, населенный великимимыслителями, ораторами, писателями нпоэтами древней Эллады, мир эллинскихбогов и посвященных им прекрасных храмов,хранящих воплощенные в мраморе идрагоценном металле образы олимпийцев...Христианство оставалось для него мрачнойсилой, губительно действующей на всепрекрасное, что было создано эллинскойкультурой. 4.Фимистий иГимерий. Современниками Либания были двазнаменитых ритора— Фимистий (320—390 гг.)и Гимерий (315—350 гг.). Фемистий былнастолько же известен в Константинополе,насколько Либаний— в Антиохии, но, вотличие от Либания, Фемистий серьезнозанимался философией и составил рядпопулярных изложений (парафраз) работАристотеля. Помимо литературного труда ипреподавания, он занималсягосударственной деятельностью и былблизок к императору Феодосию,наградившему его рядом: высших отличий. Сохранились 34 речи Фемистия,затрагивающие проблемы философии,государственного права, теории риторики.Его излюбленным термином, с которым мыпостоянно сталкиваемся в его речах, была«филантропия» (человеколюбие)— это делаетпонятной для нас его веротерпимость.Фемистий так и не принял христианства, нок нему тем не менее благоволили такиеизвестные деятели церкви, как ГригорийНазианзин, высоко его ценивший (он даженазвал Фемистия «царем речей»). Гимерий, происходивший из Вифинии,провел жизнь в основном в Афинах, лишь накороткий срок покинув их в правлениеЮлиана (призвавшего ритора к своему дворув Константинополь). В отличие отФемистия, Гимерий был чистым ритором безвсякого интереса к философии. Онпользовался особой популярностью какнаставник, риторическую подготовкуполучили у него видные деятелихристианской церкви Василий Великий и ужеупоминавшийся Григорий Назианзин. В своемтворчестве Гимерий следовал традицияматтицизма, хотя в речах его (неотличающихся большой глубиной содержания)заметно влияние и азианского стиля. Они визобилии украшены риторическими фигурамии поэтическими тропами. Для еготворчества характерны фиктивная речьГиперида в защиту политики Демосфена,речь Демосфена, предлагающего вернутьЭсхина из изгнания (явно надуманныйсюжет), и другие в том же роде.Философская проблематика затронута лишь водной речи— против философа Эпикура,обвиненного ритором в безбожии.Трогательно звучит плач (монодия) по раноушедшему из жизни сыну Руфину (23-яречь), но перегруженность мифологическимифигурами и здесь ослабляет впечатление. Гимерий был знатоком античной поэзии,особенно лирики. В его речах до нас дошлипересказы произведений классическойгреческой поэзии, и это делает их ценнымисточником для истории греческойлитературы. Ораторское искусстводревнего Рима. Развитию красноречия в Риме во многомспособствовали блестящие образцыгреческого ораторского искусства, котороесо II в. до н. э. становится предметомтщательного изучения в специальныхшколах. Со страстными речами выступалиполитические деятели, как, например,реформаторы братья Гракхи, особенно ГайГракх, который был ораторомисключительной силы. Увлекая народныемассы даром слова, он в своихвыступлениях пользовался и некоторымитеатральными приемами. Среди римских ораторов широко,например, был распространен такой прием,как показ рубцов от ран, полученных вборьбе за свободу. Как и Греки, Римляне выделяли дванаправления в красноречии: азианское иаттическое. Для аттицизма же был характеренсжатый, простой язык, каким писалигреческий оратор Лисий и историк Фукидид.Аттическому направлению в Риме следовалиЮлий Цезарь, поэт Липиний Кальв,республиканец Марк Юлий Брут, которомуЦицерон посвятил свой трактат «Брут». Но ,к примеру, такой оратор какЦицерон выработал свой, средний стиль, вкотором сочетались особенности азианскогои аттического направления. Цицерон. Биография, политическая илитературная деятельность Цицерона. МаркТуллий Цицерон, знаменитый оратордревности, олицетворяет наравне сДемосфеном высшую ступень ораторскогоискусства. Цицерон жил с 106 до 43 г. до н. э.Он родился в Арпине к юго-востоку отРима, происходил из сословия всадников.Цицерон получил блестящее образование,изучал греческих поэтов, интересовалсягреческой литературой. В Риме он училсякрасноречию у знаменитых ораторов Антонияи Красса, слушал и комментировалвыступавшего на форуме известного трибунаСульпиция, изучал теорию красноречия.Оратору необходимо было знать римскоеправо, и Цицерон учился ему у популярногодля того времени юриста Сцеволы. Знаяхорошо греческий язык, Цицеронпознакомился с греческой философиейблагодаря близости с эпикурейцем Федром,стоиком Диодором и главойновоакадемической школы Филоном. У негоже он научился диалектике — искусствуспора и аргументации. Хотя Цицерон не придерживалсяопределенной философской системы, вомногих своих произведениях он излагаетвзгляды, близкие к стоицизму. С этойточки зрения во второй части трактата «Огосударстве» он рассматривает лучшегогосударственного деятеля, который долженобладать всеми качествамивысоконравственного человека. Только онмог бы оздоровить нравы и предотвратитьгибель государства. Взгляды Цицерона налучший государственный строй изложены впервой части этого трактата. Авторприходит к заключению, что лучшийгосударственный строй существовал вРимской республике до реформы Гракхов,когда монархия осуществлялась в лице двухконсулов, власть аристократии — в лицесената, а демократии — народногособрания. Для лучшего государства Цицеронсчитает правильным установить древниезаконы, возродить «обычай предков»(трактат «О законах»). Свой протест против тирании Цицеронвыражает и в ряде произведений, в которыхпреобладают вопросы этики: таковы еготрактаты «О дружбе», «Об обязанностях»; впоследнем он порицает Цезаря, прямоназывая его тираном. Он написал трактаты«О пределах доброго и злого»,«Тускуланские беседы», «О природе богов».Цицерон не отвергает и не утверждаетсуществования богов, вместе с темпризнает необходимость государственнойрелигии; он решительно отвергает всечудеса и гадания (трактат «О гаданий»). Вопросы философии имели для Цицеронаприкладной характе и рассматривались им взависимости от практического их значенияв области этики и политики. Считая всадников «опорой» всехсословий, Цицерон не имел определеннойполитической платформы. Он стремилсясначала приобрести расположение народа, азатем перешел на сторону оптиматов ипризнавал государственной основой союзвсадников с нобилитетом и сенатом. Его политическую деятельность можноохарактеризовать словами брата его КвинтаЦицерона: «Пусть у тебя будетуверенность, что сенат расценивает тебяпо тому, как ты жил раньше, и смотрит натебя как на защитника его авторитета,римские всадники и богатые люди наосновании прошлой жизни твоей видят втебе ревнителя порядка и спокойствия,большинство же, поскольку речи твои всудах и на сходках показали тебяполуляром, пусть считают, что ты будешьдействовать в его интересах»[1]. Первая дошедшая до нас речь (81 г.)«В защиту Квинкция», о возвращении емунезаконно захваченного имущества,принесла Цицерону успех. В ней онпридерживался азианского стиля, в которомбыл известен его соперник Гортенсий. Ещебольшего успеха добился он своей речью «Взащиту Росция Америпского». ЗащищаяРосция, которого из корыстных целейродственники обвиняли в убийстве родногоотца, Цицерон выступил против насилиясулланского режима, разоблачая темныедействия фаворита Суллы, КорнелияХризогона, с помощью которогородственники хотели овладеть имуществомубитого. Цицерон выиграл этот процесс исвоей оппозицией аристократии добилсяпопулярности в народе. Из опасения репрессий со стороныСуллы Цицерон отправился в Афины и наостров Родос, якобы ввиду необходимостиболее глубоко изучить философию иораторское искусство. Там он слушалритора Аполлония Молона, оказавшеговлияние на стиль Цицерона. С этоговремени Цицерон стал придерживаться«среднего» стиля красноречия, занимавшегосередину между азианским и умеренныматтическим стилем. Блестящее образование, ораторскоедарование, удачное начало адвокатскойдеятельности открыли Цицерону доступ кгосударственным должностям. Реакцияпротив аристократии после смерти Суллы в78 г. оказала ему в этом содействие.Первую государственную должность квесторав Западной Сицилии он занял в 76 г.Снискав своими действиями довериесицилийцев, Цицерон выступил в защиту ихинтересов против наместника Сицилиипропретора Верреса, который, пользуясьбесконтрольной властью, разграбилпровинцию. Речи против Верреса имелиполитическое значение, так как посуществу Цицерон выступал противолигархии оптиматов и одержал над нимипобеду, несмотря на то, что судьипринадлежали к сенаторскому сословию изащитником Верреса был знаменитыйГортенсий. В 66 г. Цицерон был избран претором;он произносит речь «О назначении ГнеяПомпея полководцем» (или «В защиту законаМанилия»). Цицерон поддерживалзаконопроект Манилия о предоставлениинеограниченной власти для борьбы сМитридатом Гнею Помпею, которого оннеумеренно восхваляет. Речь эта, защищая интересы денежныхлюдей и направленная против побилитета,имела большой успех. Но этой речьюзаканчиваются выступления Цицерона противсената и оптиматов. Между тем демократическая партияусиливала свои требования радикальныхреформ (кассация долгов, наделениебедноты землей). Это встретило явнуюоппозицию со стороны Цицерона, который всвоих речах резко выступал противаграрного законопроекта, внесенногомолодым трибуном Руллом, о закупке землив Италии и заселении ее беднымигражданами. Когда в 63 г. Цицерон был избранконсулом, он восстановил сенаторов ивсадников против аграрных реформ. Вовторой аграрной речи Цицерон резкоговорит о представителях демократии,называя их смутьянами и мятежниками,угрожая, что сделает их такими смирными,что они сами будут удивлены. Выступаяпротив интересов бедноты, Цицерон клеймитпозором их предводителя Люция СергияКатилину, вокруг которого группировалисьлица, пострадавшие от экономическогокризиса и сенатского произвола. Катилина,так же как и Цицерон, выставил в 63 г.свою кандидатуру в консулы, но, несмотряна все старания левого крыладемократической группы провести Катилинув консулы, ему это не удалось вследствиепротиводействия оптиматов. Катилинасоставил заговор, целью которого быловооруженное восстание и убийствоЦицерона. Планы заговорщиков сталиизвестны Цицерону благодаря хорошоорганизованному шпионажу. В своих четырех речах против КатилиныЦицерон приписывает своему противникувсевозможные пороки и самые гнусные цели,такие, как желание поджечь Рим иуничтожить всех честных граждан. Катилина покинул Рим и с небольшимотрядом, окруженный правительственнымивойсками, погиб в бою вблизи Пистории в62 г. Вожди радикального движения былиарестованы и после незаконного суда надними по приказанию Цицерона были задушеныв тюрьме. Заискивая перед сенатом, Цицерон всвоих речах проводит лозунг союзасенаторов и всадников. Само собой разумеется, чтореакционная часть сената одобриладействия Цицерона по подавлению заговораКатилины и даровала ему титул «отцаотечества». Деятельность Катилины тенденциозноосвещена римским историком Саллюстием.Между тем сам Цицерон в речи за Мурепу(XXV) приводит следующее замечательноевысказывание Катилины: «Только тот, ктосам несчастен, может быть вернымзаступником несчастных; но верьте,пострадавшие и обездоленные, обещаниям ипреуспевающих и счастливых... наименееробкий и наиболее пострадавший — вот ктодолжен быть призван вождем и знаменосцемугнетенных». Жестокая расправа Цицерона состоронниками Катилины вызваланеудовольствие, популяров. С образованиемпервого триумвирата, куда входили Помпеи,Цезарь и Красе, Цицерон по требованиюнародного трибуна Клодия вынужден был в58 г. отправиться в изгнание. В 57 г. Цицерон снова возвратился вРим, но уже не имел прежнегополитического влияния и занимался главнымобразом литературной работой. К этому времени относятся его речи взащиту народного трибуна Сестия, в защитуМилопа. В_это же время Цицероном былнаписан известный трактат «Об ораторе». Вкачестве проконсула в Киликии, в МалойАзии (51—50 гг.), Цицерон приобрелпопулярность в войске, особенно благодаряпобеде над несколькими горными племенами.Солдаты провозгласили его императором(высшим военным начальником). Повозвращением в Рим в конце 50 г. Цицеронпримкнул к Помпею, но после его пораженияпри Фарсале (48 г.) он отказался отучастия в борьбе и внешне помирился сЦезарем. Он занялся вопросами ораторскогоискусства, издав трактаты «Оратор»,«Брут», и популяризацией греческойфилософии в области практической морали. После убийства Цезаря Брутом (44 г.)Цицерон снова вернулся в ряды активныхдеятелей, выступая на стороне сенатскойпартии, поддерживая Октавиана в борьбепротив Антония. С большой резкостью истрастностью он написал 14 речей противАнтония, которые, в подражание Демосфену,называются «Филиппинами». За них он былвнесен в проскрипционный список и в 43 г.до н. э. убит. Цицерон оставил сочинения по теории иистории красноречия, философскиетрактаты, 774 письма и 58 речей судебныхи политических. Среди них, как выражениевзглядов Цицерона на поэзию, особое местозанимает речь в защиту греческого поэтаАрхия, присвоившего себе римскоегражданство. Возвеличив Архия как поэта,Цицерон признает гармоническое сочетаниеприродного дарования и усидчивой,терпеливой работы. Литературное наследство Цицерона нетолько дает ясное представление о егожизни и деятельности, часто не всегдапринципиальной и полной компромиссов, нои рисует исторические картины бурнойэпохи гражданской войны в Риме. Язык и стиль речей Цицерона.Дляполитического и особенно судебногооратора важно было не столько правдивоосветить суть дела, сколько изложить еготак, чтобы судьи и публика, окружавшаясудебный трибунал, поверили в егоистинность. Отношение публики к речиоратора считалось как бы голосом народа ине могло не оказать давления на решениесудей. Поэтому исход дела зависел почтиисключительно от искусства оратора. РечиЦицерона, хотя и были построены по схеметрадиционной античной риторики, даютпредставление и о тех приемах, которымион достигал успеха. Цицерон сам отмечает в своих речах«обилие мыслей и слов», в большинствеслучаев проистекавшее от желания оратораотвлечь внимание судей от невыгодныхфактов, сосредоточить его только наполезных для успеха дела обстоятельствах,дать им необходимое освещение. В этомотношении для судебного процесса имелважное значение рассказ, которыйподтверждался тенденциознойаргументацией, часто извращениемсвидетельских показаний. В рассказвплетались драматические эпидозы, образы,придающие речам художественную форму. В речи против Верреса Цицеронрассказывает о казни римского гражданинаГавия, которого не имели права наказыватьбез суда. Его секли па площади розгами, аон, не издавая ни одного стона, толькотвердил: «Я римский гражданин!».Возмущаясь произволом, Цицеронвосклицает: «О сладкое имя свободы! Оисключительное право, связанное с нашимгражданством! О трибунская власть,которую так сильно желал римский плебес икоторую наконец ему возвратили!» Этипатетические восклицания усиливалидраматизм рассказа. Таким приемом варьирования стиляЦицерон пользуется, но редко.Патетический тон сменяется простым,серьезность изложения— шуткой, насмешкой. Признавая, что «оратору следуетпреувеличить факт», Цицерон в своих речахсчитает закономерной амплификацию— приемпреувеличения. Так, в речи противКатилины Цицерон утверждает, что Катилинасобирался поджечь Рим с 12 сторон и,покровительствуя бандитам, уничтожитьвсех честных людей. Цицерон не чуждался итеатральных приемов, которые вызывали уего противников обвинение в егонеискренности, в ложной слезливости.Желая вызвать жалость к обвиняемому вречи в защиту Милона, он говорит сам, что«от слез не может говорить», а в другомслучае (речь в защиту Флакка) он поднялна руки ребенка, сына Флакка, и сослезами просил судей пощадить отца. Применение этих приемов всоответствии с содержанием речей создаетособый ораторский стиль. Живость его речиприобретается благодаря пользованиюобщенародным языком, отсутствию архаизмови редкому употреблению греческих слов.Порой речь состоит из коротких простыхпредложений, порой они сменяютсявосклицаниями, риторическими вопросами идлинными периодами, в построении которыхЦицерон следовал Демосфену. Ониразделяются на части, обыкновенно имеющиеметрическую форму и звучное окончаниепериода. Это создает впечатлениеритмической прозы. Риторические произведения. Втеоретических трудах о красноречииЦицерон обобщил те принципы, правила иприемы, которым следовал в своейпрактической деятельности. Известны еготрактаты «Об ораторе» (55 г.), «Брут» (46г.) и «Оратор» (46 г.). Произведение «Об ораторе» в трехкнигах представляет собой диалог междудвумя известными ораторами,предшественниками Цицерона—ЛициннемКрассом и Марком Антонием,представителями сенатской партии. Своивзгляды Цицерон выражает устами Красса,считающего, что оратором может бытьтолько разносторонне образованныйчеловек. В таком ораторе Цицерон видитполитического деятеля, спасителягосударства в тревожное время гражданскихвойн. В этом же трактате Цицерон касаетсяпостроения и содержания речи, ееоформления. Видное место отводится языку,ритмичности и периодичности речи, еепроизнесению, причем Цицерон ссылается навыступление актера, который мимикой,жестами добивается воздействия на душуслушателей. В трактате «Брут», посвященном своемудругу Бруту, Цицерон говорит об историигреческого и римского красноречия,останавливаясь более подробно напоследнем. Содержание этого сочинениираскрывается в другом его наименовании—«Ознаменитых ораторах». Большое значениеэтот трактат получил в эпоху Возрождения.Цель его— доказать превосходство римскихораторов перед греческими. Цицерон считает, что недостаточноодной простоты греческого оратора Лисия,—эта простота должна быть дополненавозвышенностью и силой выраженияДемосфена. Давая характеристику множествуораторов, он считает себя выдающимсяримским оратором. Наконец, в трактате «Оратор» Цицеронизлагает свое мнение о примененииразличных стилей в зависимости отсодержания речи, с целью убедитьслушателей, произвести впечатлениеизяществом и красотой речи, и, наконец,увлечь и взволновать возвышенностью.Большое внимание уделяется периодизацииречи, подробно излагается теория ритма,особенно в концовках членов периода. Дошедшие до нас труды оратора имеютисключительную историческую и культурнуюценность. Уже в средние века, а особеннов эпоху Возрождения, специалистыинтересовались риторическими ифилософскими сочинениями Цицерона, попоследним знакомились с греческимифилософскими школами. Гуманисты особенноценили стиль Цицерона. Блестящий стилист, умеющий выражатьмалейшие оттенки мысли, Цицерон явилсясоздателем того изящного литературногоязыка, который считался образцомлатинской прозы. В эпоху Просвещениярационалистические философские взглядыЦицерона оказали влияние на Вольтера иМонтескье, написавшего трактат «Духзаконов». Заключение. Как видно из всего вышеизложенного,жанр Древнегреческой и Древнеримскойкультур не погиб вместе с античнойцивилизацией, но, не смотря на то, чтовысоты этого жанра до сих пор так иостались недосигаемыми для современников,он продолжает жить в нынешнее время.Живое слово было и остается важнейшиморудием христианской проповеди,идеологической и политической борьбысовременности. И именно риторическаякультура античности лежит в основегуманитарного образования Европы современ Рененсанса вплоть до 18 столетия.Не случайно в наши дни сохранившиесятексты речей античных ораторов имеют нетолько исторический интерес, а оказываютмощное влияние на события современности,сохраняют огромную культурную ценность,являясь образцами убедительной логики,вдохновенного чувства и истиннотворческого стиля. Литература С.И. Радциг «История Древнегреческой литературы», г. Москва, из-во«Высшая школа», 1969 г.; М. Гаспарова, В. Борухович «Ораторское искусство древней Греции», г.Москва, из-во «Художественная литература», 1985г.; «Античная литература», г. Москва, из-во «Просвещение», 1986 г.;




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Античное ораторское искусство iconОраторское искусство

Античное ораторское искусство iconАнтичное искусство Рима

Античное ораторское искусство iconОраторское искусство древнего Рима

Античное ораторское искусство iconКультура речи
Жестикуляция 19 Жесты, жесты, жесты 19 Ритмические жесты 20 Эмоциональные жесты 20 Указательные жесты 21 Изобразительные жесты 21...
Античное ораторское искусство iconРейтинг-план дисциплины «Язык конференций, ораторское искусство»
Диапазон словарного запаса и точность употребления лексических единиц в контексте (1-10б)
Античное ораторское искусство iconАнтичное искусство
До н э. Таким образом, история античности охватывает период формирование и расцвета и гибели рабовладельческих государств Средиземноморья...
Античное ораторское искусство iconАнтичное искусство
До н э. Таким образом, история античности охватывает период формирование и расцвета и гибели рабовладельческих государств Средиземноморья...
Античное ораторское искусство iconЛекция №5 Тема: Античное искусство
До н э. Таким образом, история античности охватывает период формирование и расцвета и гибели рабовладельческих государств Средиземноморья...
Античное ораторское искусство icon«Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики»
«Риторика и ораторское искусство» курс, рассчитанный на выработку у студентов ниу-вшэ основных навыков создания и анализа текстов...
Античное ораторское искусство iconПрограмма дисциплины Риторика и ораторское искусство направление 080200. 62 «Менеджмент»
Практическая составляющая курса, основанная на тренировочных задания по порождению образчиков эффективной письменной и устной коммуникации,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы