Введение icon

Введение



НазваниеВведение
страница1/3
Дата конвертации05.08.2012
Размер393,33 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>
  1   2   3

Оглавление


Введение …………………………………………………………………....

3

Глава 1 Самооценка как компонент структуры личности

    1. Историографический обзор самооценки …………………………....

    2. Самооценка - суть психологической характеристики личности…....

Глава 2 Самооценка как проявление самоотношения младших школьников

2.1 Самооценка младшего школьника. Ее виды…………………………

2.2 Факторы, влияющие на формирование самооценки младших школьников. Причины неадекватности самооценки младших школьников…………………………………………………………………

2.3 Способы формирования адекватной самооценки младших школьников …………………………………………………………………

Заключение …………………………………………………………………

Список используемой литературы………………………………………...




7

13


17


23


31


36

37





Введение

Тема «Формирование адекватной самооценки младших школьников » в качестве темы исследования выбрана не случайно, так как в последнее время в отечественной и зарубежной психологии и педагогике возрастает интерес к всестороннему развитию компетентной личности.

В отечественных и зарубежных исследованиях проблема самооценки не обделена вниманием. Наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина; в зарубежной - У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и других. Самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразии ее внутреннего мира.

Как личностному образованию самооценке отводится центральная роль в общем контексте формирования личности, т.е. ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости.

Ведущая роль отводится самооценке и в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. С самооценкой связывается оценочная функция самосознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, отражающие специфику понимания самой себя.

Тема человеческого «Я» для науки была и остается самым загадочным местом, куда, как иногда кажется, еще не ступала нога человека. И сколько глубоко в познании этой тайны ни продвигалась бы наука, исследователям думается, что там, за горизонтом, осталось самое интересное и еще неопознанное.

В последние годы обсуждение проблемы формирования адекватной самооценки младших школьников стремительно завоевывает образовательное пространство. Это объясняется тем, что младший школьный возраст сензитивен для формирования самооценки, которая, в первую очередь определяется оценкой учителя. Поэтому у младших школьников наблюдаются все виды самооценок. Необходимо у младших школьников сформировать умение объективно себя оценивать. Это умение должно формироваться учителем в школе, а также родителями. И тогда у ребенка сформируется реальное внутреннее «Я», которое будет олицетворять «Я» внешнее. Важно чтобы во внутреннем и внешнем образе «Я», выражаемой в скользкой, ситуативной, непостоянной самооценке была вера в свои способности и возможности. Разрешение этой проблемы необходимо для обеспечения успешного становления личности ребенка во всех сферах его жизни.

Именно поэтому любому человеку, работающему в системе «человек-человек», а особенно учителю, так как под его руководством зарождаются зачатки общества – группы и коллективы, необходимо иметь представления о внутреннем мире каждого ребенка.

Проблемой исследования по теме: «Формирование адекватной самооценки личности младших школьников» является необходимость поиска ответа на вопрос: каковы, способы формирования адекватной самооценки младших школьников?

Предмет исследования – формирование адекватной самооценки личности младших школьников в становление детского коллектива. Исследовательская цель заключается в том, чтобы разработать комплекс коррекционно—развивающих занятий, направленных на формирование адекватной самооценки.

Реализация поставленной цели невозможна без решения совокупности исследовательских задач:

  • проанализировать соответствующую теме психологическую и педагогическую литературу;

  • определить круг основных и дополнительных понятий (самооценка, адекватная самооценка);

  • изучить самооценку и ее виды;

  • проанализировать факторы, влияющие на формирование самооценки;

  • изучить способы формирования адекватной самооценки личности;

  • подобрать и систематизировать игры и упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки и апробировать их в экспериментальном классе;

Подготовка и реализация исследования была бы невозможной без использования различных методов. При написании работы использовались теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и сравнение точек зрении на проблему различных авторов, метод логических рассуждений (от общего к частному - дедукция, и от частного к общему – индукция).

Подготовка и реализация теоретического исследования была бы невозможна без использования различных источников информации. Все источники информации можно разделить на печатные и непечатные. Так, например Е. В. Иммаметьева в статье журнала «Начальная школа +» 2004 г. №6 – подробно описывает факторы, влияющие на формирование самооценки личности и условия ее формирования. К непечатным источникам информации относится Интернет. Понятие о самооценке, ее видах; способах и факторах ее формирования были наиболее полно раскрыты на сайте shara.orgua/referats/ru.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что бы систематизировать материал по изучаемой теме, а также обосновать особенности формирования адекватной самооценки младших школьников. Хотелось бы заметить важность и значимость опытно-экспериментального исследования по теме: «Формирование адекватной самооценки младших школьников» для учителей начальной школы и родителей, так как под их влиянием у каждого ребенка складывается оценочное отношение к себе. Самооценка, также как и большинство психологических особенностей подается изменению и влиянию в младшем школьном возрасте. Остается только выяснить, как правильно влиять на ребенка с целью формирования объективно оценивающей себя и свои возможности.


Глава 1 Самооценка как компонент структуры личности


Нет более плодотворного

знания,

как познание самого себя.

Р. Декарт


1.2 Историографический обзор самооценки младших школьников

Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в отечественной психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Л.С. Выготского, Е.В. Шороховой, в зарубежной — У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона и других Самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира.

Как личностному образованию самооценке отводится центральная роль в общем контексте формирования личности — ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости. Констатируется, что принятые личностью ценности составляют ядро самооценки, определяющее специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и совершенствования личности. Первопроходцем в области изучения самооценки можно назвать У.Джемса, который начал изучать этот феномен еще в 1892 году в рамках изучения самосознания. Он вывел формулу, по которой самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь.

У. Джеймс выделял зависимость самооценки от характера взаимоотношений индивида с другими людьми. Его такой подход являлся идеалистическим, так как общение индивида с другими людьми рассматривалось независимо от реальной основы этого общения - практической деятельности. У. Джеймс разделил личность на части: составные элементы, чувства и эмоций, вызываемые этими элементами (самооценка), поступки, вызываемые этими элементами личности (заботы о самом себе и самосохранение). Составные элементы личности Джеймс подразделил на три класса: физическая личность, социальная личность и духовная личность. После исследования составных элементов личности он рассмотрел чувства и эмоции, вызываемые этими элементами, а именно самооценку. Самооценку, в свою очередь, он разделил на 2 типа: самодовольство и недовольство собой.

В психоаналитической теории рассматривается положение, что складывающееся в сознании индивида представление о самом себе является неполным, искаженным, не соответствующим действительности. По мнению 3. Фрейда самооценка складывается под давлением конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами, в силу такого постоянного конфликта, адекватная самооценка невозможна. Зигмунд Фрейд представляет человека как водимое сексуальностью и агрессией существо, чьи подавленные инстинкты вытеснены в подсознании, поэтому реально человек не осознает себя. З. Фрейд мало говорит о самооценке и в основном связывает ее с функцией суперэго.

Бихевиористы анализируют самооценку с точки зрения теории научения (Бандура А., Мид Г., Скиннер Б.). А. Бандура рассматривает самооценку как подкрепляющий фактор действия, он определяет самооценку, как один из компонентов регулирующих поведение, широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, а также неудовлетворенности собой и самокритики. Оценка поведения происходит по своим личностным стандартам, причем эти стандарты определяются относительно, т.е. путем сравнения себя с окружающими или с ценностями эталонной группы. Поэтому фактор сравнения играет важнейшую роль в формировании самооценки. Саму самооценку А. Бандура рассматривает в категориях «самоэффективность», «самоуважение» и «чувство собственного достоинства». Действие самооценки А. Бандура видит через мысленное представление: те, кто считают себя неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария и сосредотачиваются на том, что все будет плохо. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабляет мотивацию и мешает выстраивать поведение. Те, кто обладает сознанием высокой самоэффективности, мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения, и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем.

В гуманистической теории А. Маслоу, Р. Мей, Г. Олпорт, К. Роджерс придерживались точки зрения, по которой образ, складывающейся у индивида о самом себе, может быть неполным, искаженным. Мнения окружающих, усвоенные с детства представления, собственные притязания, все это при определенных условиях складывается в картину, которая не совпадает с объективной структурой личности. Чтобы преобразовать эту картину и добиться адекватной самооценки, нужно изменить реальную систему отношений, в которой она сложилась, а именно изменить социальную позицию личности, систему ее взаимоотношений с другими людьми, характер ее деятельности.

Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Эти исследования сконцентрированы вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. По данному вопросу можно выделить работы таких психологов, педагогов как Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.С.Рубинштейн, М.Н. Скаткин. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Можно выделить публикации А.И.Липкиной, Е.И. Саванько. Мнение человека о себе реализуется в поведении, в отношениях с другими людьми, в его ожиданиях. Они создают основу устойчивого личностного образования – «Я - концепции».

Е.И. Савонько, Л.С. Славина определяют самооценку в качестве стороны самосознания личности, которая является сложным продуктом труда, познания и общения. Возникает как средство организации своего поведения, деятельности и целесообразных отношений с окружающими людьми. Интересен подход М.И. Лисиной к изучению образа себя. В структуре образа «Я», которая возникает в результате общения, выделяются две основные части – когнитивная и аффективная (знания и отношения). В аффективной составляющей образа предстает отношение человека к себе, а в когнитивной – представление или знание о себе. В образе самого себя представлено и знание о себе, и отношение к себе. Аффективная составляющая образа, абстрагированная от знания, в онтогенезе выступает как самооценка, а когнитивная – как представление человека о себе. Определяющим фактором развития образа себя выступает опыт самостоятельной деятельности, так и общения ребенка с другими людьми. Когнитивная часть образа развивается в основном в результате самостоятельной деятельности ребенка, аффективная – благодаря опыту общения; но в последней закладываются и важные когнитивные элементы образа.

С.Л. Рубинштейн под самооценкой понимает стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается в виде основной структуры личности. Основу самооценки представляют ценности. В концепции С.Л. Рубинштейна самосознание человека является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Самосознание связано с самооценкой, которая существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки. С точки зрения Леонтьеву А.Н. самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать уровню требований окружающих и соответствовать уровню собственных личностных оценок. Самооценка представляется индивиду в качестве абстрактного идеала, которому каждый себя сопоставляет.

А.В. Захарова считает, что самооценка представляет собой форму отражения человеком самого себя как особого объекта познания. Самооценка выступает как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира.

Л.В. Бороздина отождествляет самооценку со специальной функцией самосознания: наличием критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей. Самооценка неразрывно связана с умением оценивать свои силы, способности и возможности; что и позволяет индивиду ставить перед собой определенные цели и задачи. Также Л.В. Бороздина считала, что ориентиры для самооценки уходят своими корнями в детство. Они поддерживают сами себя в течение всей жизни человека. Изменить их чрезвычайно трудно.

И.И. Чеснокова рассматривает самооценку как субъективное и личностное образование психики, которое формируется при более или менее активном участии самой личности, так как она несет на себе отпечаток качественного своеобразия ее психического мира. Она является своеобразным итогом самопознания и отражает его уровень развития. Исследуя самосознание в психологическом аспекте, И.И. Чеснокова считает, что самооценка как компонент самосознания, который развернут во времени и состоит из единства самопознания, саморегулирования поведения и эмоционально-ценностного отношения личности к себе.

С точки зрения И.С. Кона самооценка выступает как когнитивный процесс, оценивания человеком своих объективных знаний и качеств, служащий средством психологической защиты. И.С. Кон рассуждает: "Не следует, однако, думать, что наше "Я" только то и делает, что "подгоняет" противоречивую информацию о себе к желаемому образцу. Индивид объективно заинтересован не только в положительном образе "Я", но и в правильной, адекватной оценке своих возможностей, чтобы сообразовать с этим реальный уровень своих притязаний".

Таким образом, зарубежные психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, то есть максимальной уравновешенности личности с окружающей его социальной средой. При этом сама социальная среда понимается ими как враждебная человеку. Ограничение роли самооценки только приспособительной функцией отрицает активность личности и функцию самооценки как одного из механизмов, реализующих эту активность. В исследованиях отечественных психологов, акцент делается на изучение и анализ процесса формирования личности, ее подструктур, раскрытие механизмов формирования личности, значимым звеном которого является самооценка. Проблема самооценки рассматривается с двух позиций: проблема связи личности и самооценки, а также - самосознания и самооценки. Понятие самооценки, как правило, не является самостоятельным, оно обычно включено в более широкую теорию личности или теорию «Я». Самооценка представляет собой иерархически организованное, системное образование.


2.2 Самооценка - суть психологической характеристики личности


В самооценке отражается представления ребенка как об уже достигнутом, так и том, к чему он стремится, проект его будущего – пусть еще несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом.

В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, который включает в себя и осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим людям и самому себе, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.

Самооценка – оценка личностью себя в целом (общая самооценка) и отдельных сторон своей личности, деятельности, отношение с другими людьми (частные или парциальные самооценки).

Самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения.

Самооценка – элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения.

В отечественной психологии показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач). Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.

Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владений приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Это объясняется тем, что в ней интегрируется то, чего достиг ребенок, и то к чему он стремится, т.е. проект его будущего.

Несмотря на совершенство этого проекта, он имеет важное значение в регуляции поведения в целом, в том числе и учебной деятельности. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности – мотива достижения.

Самооценка связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности, во взаимоотношениях с другими людьми. В 1890 году выдающийся американский философ и психолог У. Джеймс (Джемс) предположил формулу, определяющую переменные, от которых зависит самооценка человека.

Самооценка = Успех / Притязания.

Уравнение гласит, что увеличение самооценки наблюдается только при опережающем росте успехов относительно наших ожиданий.

Логическим выводом из уравнения Джеймса (Джемса) служит другое уравнение.

Успех = Притязания х самооценку.

Новое уравнение гласит: успех можно улучшить благодаря повышению собственных ожиданий (притязаний) и самооценки. Когда Джеймс (Джемс) определил самооценку с помощью своей формулы, он фактически указал на два пути повышения самооценки: индивид может улучшить представление о себе, увеличивая числитель этой дроби, уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро заметил Джеймс (Джемс), «Наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить».

Для нормального развития личности очень важно, чтобы уровень притязаний был несколько выше самооценки, несколько опережал ее, создавая тем самым возможности роста. Поэтому уровень притязаний, полностью совпадающий с самооценкой, для личностного развития неблагоприятен. Столь же неблагоприятным является низкий или средний уровень притязаний в значимых для человека областях.

В конкретной деятельности самооценка и уровень притязаний могут быть достаточно точно установлены. Поэтому применительно к конкретной деятельности можно говорить об уровнях самооценки и притязаний – высоком, среднем и низком.

В этих случаях можно говорить и об адекватности самооценки. Самооценка является адекватной, если она соответствует реальной успешности человека в какой-либо деятельности. Неадекватная самооценка бывает в тех случаях, когда она не соответствует успешности человека, неадекватная самооценка может быть завышенной (человек существенно завышает свои актуальные возможности) и заниженной (занижает их). И неадекватно завышенная и неадекватно заниженная самооценка – сильный тормоз и общего развития, и успешности в какой-либо деятельности

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний, являясь личностными параметрами умственной деятельности, позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности.

Действие самооценки составляет процесс оценивания ребенком своей деятельности на разных этапах ее осуществления.

Самооценка была предметом специального исследования ряда авторов. Как показало исследование А.И. Липкиной, от самооценки зависит большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, отношения к допущенным ошибкам, трудностям учебной деятельности.

Приведенные выше множественные определения термина «самооценка», предложенные различными авторами, различаются по форме, однако очень близки по своему содержанию. Таким образом, самооценку следует признать необходимым компонентом развития самосознания, то есть личности целом, в котором проявляется оценка личности самого себя, которая непосредственно связана ситуациями успеха и неуспеха. Самооценка младшего школьника определяет его место среди других, является регулятором его поведения.


  1   2   3




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Введение iconСодержание: Введение Средства массовой информации сегодня Российская журналистика в послепереходный период Заключение Литература Введение

Введение iconКулисный механизм. Практическое применение Содержание: Введение Передаточные механизмы. Передняя опора (шасси самолёта ту-4) Литература Введение кулиса (франц

Введение iconВведение в регионоведение
Введение в регионоведение: учебное пособие / М. В. Иванова – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2008. –...
Введение iconМ. В. Иванова введение в
Введение в регионоведение: учебное пособие / Сост. М. В. Иванова – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. –...
Введение iconСпецифика взаимодействия общества и праваплан введение Основная часть Заключение Список источников Введение
Цивилизация выработала множество различных правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности
Введение iconСодержание Введение 3 Исключительная экономическая зона 4 Открытое море 9 Заключение 16 Введение
Конференция, проходившая в 1960 г., успеха не имела. На III конференции была принята Конвенция ООН по морскому праву 1982 г I
Введение iconВведение. 3 Введение. 3 Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в РФ. 5
Вывоз капитала предпринимателями с целью сохранить легально нажитый капитал в условиях политической и экономической нестабильности...
Введение iconСодержание введение вопрос №1 вопрос №2 вопрос №3 заключение тесты список литературы введение
В таком качестве аудит служит интересам не только собственников, но и государства
Введение iconПлан Введение Понимание символизма у В. И. Иванова Две стихии в современном символизме Заключение Список литературы Введение
Таким образом, по мнению критиков, книга «Воля к власти» излагает главные философский идеи Ф. Ницше
Введение iconПлан производственной практики «Введение в педагогическую профессию» по специальности 050148 «Педагогика дополнительного образования» для подгруппы спд
Профессиональной (педагогической) практики «Введение в основную деятельность» (I курс 2 семестр)
Введение iconПлан: Введение Характер человека Темперамент человека Психоанализ и этика Заключение Список использованной литературы Введение
Само это разнообразие личностей уже является характеристикой человеческого существования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы