Економічний аналіз підприємств icon

Економічний аналіз підприємств



НазваниеЕкономічний аналіз підприємств
Дата конвертации05.08.2012
Размер237,13 Kb.
ТипРеферат
Економічний аналіз підприємств


1. Особенности стохастического моделирования факторных систем хозяйственнойдеятельности. Стохастический анализ направлен на исследование косвенных связей междупоказателями яри анализе хозяйственной деятельности предприятия. Этимметодом пользуются для углубления детерминированного анализа по темфакторам, по которым нельзя построить прямую детерминированную модель. Стохастические зависимости отличаются приблизительностью,неопределенностью. Они проявляются в среднем по значительному количествуобъектов (наблюдений). каждой величине факторного показателя (аргумента)может соответствовать несколько значений результативного показателя(функции). Стохастическая связь • это неполная, вероятностная зависимость междупоказателями, которая проявляется только в массе наблюдений." Предпосылки стохастического моделирования: • качественная однородность совокупности объектов относительно изучаемых связей; • возможность составить совокупность наблюдений, т.е. измерить параметрыявлений в разных условиях; • достаточная численность наблюдений в совокупности; • выбор оптимального метода, позволяющего выявить количественные параметры связей. Основные методы стохастического моделирования хозяйственных явлений ипроцессов: • оценка связи и корреляции между показателями, • оценка статистической значимости связей; • регрессионный анализ; _ • выявление параметров периодических колебаний экономическихпоказателей; • группировка многомерных наблюден; • идр.2. Характеристика метода корреляционно-регрессионного анализа.Корреляционно-регрессионный анализ является одним из наиболеераспространенных математических методов, используемых в анализехозяйственной деятельности предприятия. Применение этого метода требуетиспользования программ решения задач, на ЭВМ, т. к корреляционно-регрессионный анализ требует большого количества трудоемких расчетов ибольшой подготовительной работы. . Метод корреляционно-регрессионного анализа применяется в тех случаях,когда между анализируемыми показателями нет строгой зависимости и полногосоответствия, т. е. нет функциональной зависимости. Корреляционный анализ основывается на массовости ( не менее двадцати парнаблюдений ) данных, т. к. малое количество наблюдений не позволяетобнаружить закономерность связи. Проведение корреляционного анализа позволяет решить две задачи: 1. Изучается теснота связи между исследуемыми показателями. 2. Количественно измеряется действие анализируемого фактора на исследуемый показатель, т. е. проявляется характер связи. Теснота связимежду двумя показателями измеряется путем определения специальногокоэффициента корреляции ( при прямой зависимости) или корреляционногоотношения ( при криволинейной зависимости). В процессе проведения корреляционно-регрессионного анализарассчитывается ряд основных параметров: объем выборки, коэффициентвариации, коэф. Парной кореляции, часной, множительнной и т. д. 3. Характеристика методов линейного программирования. Линейное программирование- это наука о методах нахождения экстремальныхзначений линейной функции, на неизвестные которой наложены линейныеограничения. ' Методы линейного программирования применяются для решения задачоптимизации математических моделей различных экономических систем. Этизадачи характеризуются наличием множества альтернативных вариантов решенийи наличием определенных ограничений. Общий вид задачи, которая решается с помощью методов линейногопрограммирования: 1. Целевая функция - это параметр оптимизации, который характеризуетстепень достижения цели системы, выраженный линейной зависимостью. 2. Система ограничений - совокупность всех ограничений, выраженных линейными уравнениями и неравенствами, которые накладываются на псремсиаге системы 3.Допусяшмый план решения задачи • совокупность значение переменных Хj которые удовлетворяют систему неравенств. 4. Область определения задачи - совокупность всех допустимых планов задачи. 5. Оптимальный план - это такой допустимый план, при котором целевая функция достигает своего экстремального значения (максимума или минимума, в зависимости от целей системы). Оптимальные план является решением задачи. Найти оптимальный план • значит решит задачу. Целью првменевяя методов линейного программирования как раз и является нахождение оптимального плана. Таким образом, методы линейного программирования позволяют выбрать •з множества альтернативных решений оптимальное решение, которое обеспечивает максимальное достижение цели системы. Основные типы задач, которые решаются с помощью методов линейного программирования: • задачи оптимального распределения ресурсов; • задачи определения оптимальных питательных рационов, • транспортная задача; • идр- 4. Характеристика методов динамического программирования. .Методы динамического программирования применяются при решении оптимизационных задач, в которых целевая функция или ограничения, или же первое х второе одновременно характеризуются нелинейными зависимостями. Примерами нелинейных зависимостей могут быть: зависимость экономической эффективности деятельности предприятия от масштабов производства^ зависимость затрат на производство партии деталей от количества изделий в партии и др. 5. Характеристика теории массового обслуживания и область ее применения. Теория массового обслуживания впервые применялась в телефонии, затем и вдругих областях хозяйственной деятельности, таких как транспорт сферауслуг, торговля и т.д. Сущность теории массового обслуживания состоит в том, что на основе теориивероятностей разрабатывается оценка качества функционирования системымассового обслуживания (например, можно оценить работу системы кассовыхаппаратов в торговом центре или магазине). Имеется некоторая система, предназначенная для обслуживания поступающих внее заявок или требований. Система располагает определенным количествомрабочих мест или средств обслуживания (каналы обслуживания). Поступлениетребований в систему и время их обслуживания носят случайный характер. Системы массового обслуживания состоят из следующих элементов: 1. Входящего потока требований. . 2. Каналов обслуживания. 3. Очереди требований. 4. Выходящего потока требований. Основные типы систем массового обслуживания: 1- Системы с отказами (потерями) - когда все каналы системы обслуживания заняты, очередь требований не формируется.2. Системы с ожиданием: . • системы с неограниченным ожиданием; • системы с ограниченным ожиданием • системы с неограниченным числом требований; • системы с ограниченным числом требований. Задаче массовогообслуживания рассматриваются для действующих и проектируемых систем. Для действующих систем дают количественную оценкуфункционирования системы и ее отдельных элементов, на основании которойпринимают решения, направленные на совершенствование работы системы иулучшение ее организации. Для проектируемых систем определяют ее оптимальные качественные иколичественные характеристики: '1- Оптимальное количество каналов обслуживания. 2. Вероятность возникновения нежелательных ситуаций . Теория систем массового обслуживания более широко рассматривается вкурсе "Исследование операций и методы оптимизации". 6. Характеристика этапов анализа основных показателей эффективностипроизводства. При всем многообразии показателей хозяйственной деятельности их можноразделить на две основные группы • оценочные показатели ( прибыль, товарооборот и др.); • показатели издержек производства (затраты на оплату труда, амортизацию и др.). Цель анализа - оценка достигнутых за отчетный период результатов (прибыли,тоазрооборота и др.) и сравнение их с различными затратами производства сцелью поиска резервов повышения прибыли, товарооборота и уменьшена» затратпроизводства.В странах рыночной экономики среди оценочных показателей хозяйственнойдеятельности выделяют девять наиболее важных показателей: оборот компании;валовая прибыль ,условно чистая прибыль;условно чистая продукция; прибыль после уплаты процентов по займам и кредитам; прибыль после уплаты налогов;прибыль после выплаты всех дополнительных платежей;ликвидность после осуществления новых капиталовложений в развитие производства;ликвидность после уплаты дивидендов. Сначала определяется размер оборота предприятия или компании. Этот показатель определяется как общий объем продаж, т.е. стоимость товаров и услуг, реализованных потребителям. При его измерении важным является период, за который он подсчитывается, т.к. этот показатель подвержен сильному влиянию инфляционных процессов. Отношение объема продаж к сумме активов характеризует эффективность использования всех, имеющихся в распоряжении фирмы, средств; отношение объема продаж к основному капиталу характеризует эффективность использования средств, вложенных в основной капитал. Рост этих показателей означает повышение эффективности деятельности фирмы, либо отражает инфляционный рост цен. Отношение объема продаж к оборотным активам показывает, сколько оборотов сделал оборотный капитал за исследуемый период. Чем выше число оборотов, тем активнее коммерческая деятельность фирмы, тем меньше средств требуется ей для ведения текущих операций. Отношение объема продаж к материально-производственным запасам отражает число оборотов последних в течение исследуемого периода. Если из выручки от реализации готовой продукции вычесть сумму всех переменных затрат, получим валовую прибыль. На основе этого показателя рассчитываются различные коэффициенты рентабельности: коэффициент валовой прибыли (отношение валовой прибыли к сумме продажи); отношение чистой прибыли к объему продаж ( который показывает, сколько прибыли получило предприятие с каждой денежкой единицы реализованной им продукции ); отношение чистой прибыли к сумме активов. Основным направлением анализа является поиск резервов роста выше перечисленных показателей. 7. Методика анализа организационно-технического уровня и качествапродукции. Качество продукции - важнейший показатель деятельности предприятия. Целью анализа организационно-технического уровня и качества продукцииявляется поиск резервов повышения качества продукции, что в значительноймере определяет выживаемость предприятия в условиях рыночной экономике. Начинают анализ с предварительного обзора, во время которого определяютрань и место изучаемого предприятия в регионе. Роль в место предприятия определяется видом, объемом и качествомвыпускаемой продукции или услуги, эффективностью ее применения, еезначением в обеспечении населения. Общий обзор предприятия дает возможность не вникая во внутренние связи исодержание показателей охарактеризовать его деятельность и качествовыпускаемой ям продукции (услуги). Результаты в эффективность деятельности предприятия определяется егоорганизационно-техническим уровнем, который зависит от большого числафакторов, основными из которых являются: 1. Уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. 2. Организация системы управления. 3. Внедрение прогрессивной техники и технологии, методов организации производства и труда. 4. Компьютеризация и автоматизация производства и управления. Методика анализа организационно-технического уровня требует разработкисистемы аналитических показателей, характеризующих вышеперечисленныефакторы. Все показатели можно разделить на три группы: • Показатели организационно-технического уровня производства (показатели научно-технического уровня производства и управления, показатели организации производства и труда и т.д.). • Показатели экономической эффективности и ее совершенствования ^ (фондоотдача а фондоемкость,,- производительность труда, материалоемкость, уровень себестоимости, фондовооруженность труда, качество продукции, рентабельность выпускаемой продукции итд.). • Показатели уровня управления (структура аппарата управления, степень централизации функций управления, уровень технической • оснащенности инженерного и управленческого труда, коэффициент эффективности производства, показатели социального развития кадров и т.д.). Для эффективного проведения анализа вес показатели должны рассматриватьсяв динамике и во взаимосвязи. Влияние изменения факторов, определяющихорганизационно-технический уровень предприятия, на основные экономическиепоказатели деятельности предприятия изучается с помощью методовкорреляционно-регрессионного и дисперсионного анализа. 8. Методика анализа объема производства и выпуска продукции.Как правило анализ работы производственного предприятия начинают с изученияпоказателей объема производства и выпуска продукции. Изменение этихпоказателей влияет на величину издержек, прибыль и рентабельностьдеятельности предприятия, т.е. на экономическую эффективность егодеятельности.Объем производства продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Основными показателями объемапроизводства являются товарная и валовая продукция, а выпуска продукции -готовая и товарная продукция.Основными задачами экономического анализа объема производства и выпускапродукции являются:"1. Оценка динамики по основным показателям объема, структуры и •качества продукции. 2. Проверка сбалансированности и оптимальности планов, плановых показателей, их напряженности и реальности. 3. Выявление степени влияния основных факторов на показатели объема производства и реализации продукции. 4. Разработка важнейших мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов прироста продукции, улучшения ее ассортимента и качества. Основными объектами анализа являются:• объем производства и реализации продукции в целом и в разрезеассортимента;• качество и структура товарной продукции; • ритмичность производства и выпуска товарной продукции.В процессе анализа устанавливается равномерность выполнения плана выпускапродукции в целом по предприятию, по отдельным подразделениям и отдельнымизделиям.Выявляется уровень качества произведенной продукции, размеры потерь отбрака и причины снижения качества продукции.Рассчитываются коэффициенты ритмичности производства, а также упущенныерезервы роста выпуска продукции в связи с неритмичной работой предприятия. 3-Определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнения плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых. 4. Анализ себестоимости продукции по отдельным видам затрат. 5. Анализ себестоимости отдельных видов продукции. 6. Выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции. Основным целевым направлением анализа затрат на, производство продукции 'является выявление резервов повышения эффективности использования материальных, трудовых, денежных ресурсов в процессе производства в сбыта продукции. Изучение затрат на производство продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии. 9. Методика анализа использования материальных ресурсов. Анализ использования материальных ресурсов начинают с изучения снабженческой деятельности, т. е. изучают степень выполнения плана и динамику снабжения по количеству материалов, их качеству, видам, срокам поставки. В процессе анализа по основным видам материальных ресурсов определяют показатель обеспеченности ими предприятия, как отношение фактически поступивших материалов данной группы к потребности в них. При определении уровня обеспеченности выявляют сверхнормативные и дефицитные запасы в натуральном и стоимостном выражении. Он рассчитывается как отношение остатка изучаемого вида материала к среднегодовому его расходу в производстве. Сопоставление данных об уровне обеспеченности запасами с нормами позволяет установить по каждому виду материалов излишек или недостаток. Для оценки обеспеченности предприятия материальными ресурсами необходимо изучать: • откуда поступают материалы; • величину партии; • интервалы поставок; • длительность транспортировки; • размер оптимального страхового запаса. Эти показатели необходимы не только для оценки организации снабжения, но идля установления нормативов запасов на будущее. На следующем этапе анализа изучают рациональность использованияматериальных ресурсов. Для этого используют показатели материалоемкости яматериалоотдачи. Материалоемкость характеризует расход определенного материала на изготовление конкретного изделия и определяется как отношение стоимости израсходованных материалов к стоимости изготовленного продукта. Материалоотдача - это отношение стоимости выпущенной продукции к стоимости затраченных материалов. При анализе также определяется относительная экономия материальных затрат - разница между фактическими затратами предметов труда и произведением плановых затрат на индекс выполнения плана по товарной продукции. - Показателями эффективности использования материалов являются данные о выходе годной продукции и коэффициент использования материалов. Отношение чистого веса изделия к фактически израсходованному материалу характеризует коэффициент использования материалов. В заключении анализа использования материальных ресурсов определяют возможные резервы увеличения выпуска продукции за счет более рационального и эффективного использования материальных ресурсов. 10. Анализ труда и его оплаты на предприятиях разных форм собственности. На каждом предприятии имеет большое значение анализ труда, в процессекоторого следует осуществлять систематический контроль за использованиемфонда оплаты труда (ФОТ), выявлять возможности экономии средств за счетроста производительности труда и снижения трудоемкости продукции.Уровень производительности труда выражается показателями валовой товарнойили чистой продукции приходящейся на одного работника в единицу времени илипоказателями трудоемкости в единицу времени. / .Эффективностьиспользования труда характеризуется такими показателями: - обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами; - использование трудовых ресурсов; - анализ производительности труда; - темпы роста производительности труда; - фондовооруженность труда; - доля прироста чистой или товарной продукции за счетпроизводительности труда;. - показатель экономии живого труда. Интенсивность труда характеризуется количеством труда, затраченным вединицу времени, квалификацией труда, уровнем механизации и автоматизации. . Средства на оплату труда отражаются в составе себестоимости, а такжечастично формируются. из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.11. Методика анализа использования трудовых ресурсов.Трудовые ресурсы на предприятии – это оъект постоянной заботы со стороныруководства предприятия. Роль трудовых ресурсов существенно возрастает впериод рыночних отношений.Цель анализа использования тр. Рес. – поиск резервов повышенияпроизводительности труда, определение оптимальной численности работников напредприятии, структуры кадров и рациональной загруженности работниковпредприятия. Анализ трудовых ресурсов начинается с изучения обеспеченностипредприятия рабочей силой. Для этого анализируется состав и структураработников по численности. Сопоставление данных по численности по различнымкатегориям дает представление о степени обоснованности количественногосоотношения между ними. , """ Важным направлением анализа является также оценка уровня квалификациирабочей силы. Уровень квалификации характеризуется: • у рабочих - тарифными разрядами и средним тарифным разрядом попредприятию; • у инженерно-технических рабочих (ИГР) - образованием и стажем. Изучаюттакже движение рабочей силы по ранее перечисленным показателям. Качественным показателем, характеризующим использование рабочей силы, является уровень производительности труда. Об эффективности использования труда принято судить по следующим показателям; темп роста производительности труда, фондовооруженность и ее изменение, доля прироста чистой или товарной продукции за счет роста производительности труда, показатель экономии живого труда и др. Средняя выработка на одного работающего зависит от соотношения .работающих и производительности труда одного рабочего. Влияние этого фактора исчисляют с помощью удлинения модели и метода цепной подстановки. ,. . - • Интенсивность труда характеризуется количеством труда, затраченного в единицу времени, квалификацией труда, а также уровнем механизации и автоматизации производства.. Кадровый потенциал играет главную роль в решении научно-технических организационных и экономических задач по достижению запланированных результатов хозяйствования. Уровень обеспеченности предприятия рабочей силой и ее рациональное использование в значительной мере определяют организационно-технический уровень производства, характеризуют степень использования техники и технологии, предметов труда, обеспечивают высокую конкурентоспособность и финансовую стабильность предприятия. 12. Методика анализа производительности (продуктивности) труда изаработной платы. Для правильной организации труда на предприятии необходимо знать, какоеколичество труда требуется для выполнения той или иной работы. Цель анализа производительности (продуктивности) труда-установление оптимальной меры труда каждого работника исоответствующей его оплаты, а также поиск резервов повышенияпроизводительности труда. Для этого: проводят исследование трудового процесса путем расчленения егона составные элементы; изучают все факторы, влияющие на затраты труда;проектируют более совершенный состав операций и методы их выполнения;разрабатывают мероприятия по улучшению обслуживания рабочего места;рассчитывают время на выполнение работы; внедряют . нормы в производство ит.д. ' Основными показателями, которые рассматриваются в ходе проведения анализапроизводительности труда, являются интенсивность труда и средняя выработка,приходящаяся на одного работающего. Интенсивность труда характеризуется количеством труда, затраченного в единицу времени, квалификацией труда, а также уровнем механизации и автоматизации производственного процесса. Средняя выработка, приходящаяся на одного работающего, зависит от . соотношения работающих и производительности труда одного рабочего. Влияние этого показателя исчисляют с помощью удлинения модели и метода цепной подстановки. Важнейшими резервами роста часовой я среднечасовой производительности труда является повышение квалификации кадров, оптимальное соотношение основных и вспомогательных рабочих, совмещение профессий, эффективная организация заработной платы с учетом мотивации и т.д. . При анализе расходов на оплату труда рассматриваются средства, включенные в состав себестоимости (фонд оплаты труда) и средства, отчисляемые от чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Далее определяют состав ФОТ и причины его изменения. Затем изучают выполнение плана использования ФОТ, определяют абсолютную экономию и перерасход ФОТ в'целом и по категориям. Определяют также наличие относительной экономии или перерасхода ФОТ. Оценка средств на оплату труда должна проводиться во взаимосвязи с анализом выпуска и реализации готовой продукции и анализом прибыли. 13. Методика анализа финансового состояния работы предприятия. Финансовое состояние предприятия (ФСП) характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, государством, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Оно обусловлено степенью выполнения финансового алана и мерой пополнения собственных средств за счет1прибыли и других источников, а также скоростью оборота производственных фондов и особенно оборотных средств. Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии, которое зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Главная цель анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности, а также «входить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Методика анализа включает: 1. Анализ доходов и расходов предприятия - изучается взаимосвязьфинансовых и производственных показателей работы предприятия. 2. Анализ взаимоотношений предприятия с бюджетом, (выполнения плана платежей в бюджет и ассигнований из него, если они . ,.., предусмотрены). 3. Анализ взаимоотношения со всеми контрагентами (поставщики,покупатели) предприятия, а также оценка расчетов с собственным персоналом. 4. Анализ .образования и использования прибыли. Для оценкиустойчивости деятельности предприятия используется система Показателей,характеризующих изменеяия: • структуры капитала предприятия по его размещению и источникамобразования; • эффективности и интенсивности использования капитала; • платежеспособности и кредитоспособности предприятия; • запаса его финансовой устойчивости. Анализ ФСП основывается главным образом на относительных показателях,так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции .практическитрудно привести в сопоставимый вид. Относительные показатели анализируемого предприятия сравниваются спринятыми в стране <нормами> дм оценки степени риска я прогнозированиевозможности банкротства; с аналогичными данными за предыдущие годы дляизучения тенденций ухудшения или улучшения ФСП;с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его конкурентоспособность. 14. Методика анализа эффективности использования основных фондов. Основные фонды (ОФ) - это средства предприятия, которые многократно участвуют в производственном процессе и переносят свою стоимость на стоимость выпускаемой продукции по частям, по мере начисления амортизации. Цель анализа - определить обеспеченность предприятия и его структурныхподразделений ОФ и уровень их использования по обобщающим и частнымпоказателям, а также установить причины их изменения; рассчитать влияниеиспользования ОФ на объем производства продукции и другие показатели;изучить степень использования производственной мощности предприятия иоборудования; выявить резервы повышения эффективности использованияосновных средств. Анализ обычно начинается с изучения структуры и динамики ОФ. Для этого производят группировку всех ОФ предприятия в соответствии с их статистической классификацией. Затем для каждой группы рассчитываются основные показателя динамики ОФ: коэффициент обновления ОФ, коэффициент выбытия ОФ, коэффициент износа ОФ, коэффициент годности ОФ, длительность одного оборота основных фондов. Затем изучают обеспеченность предприятия основными фондами. Для этого данные о фактическом их наличии сравниваются с плановой потребностью в ОФ. Обобщающим показателем, характеризующим уровень обеспеченности предприятия ОФ, является фондовооруженность труда, которая рассчитывается как отношение среднегодовой стоимости ОФ к среднесписочной численности работающих. После этого анализируют обобщающие показатели эффективности использования ОФ. Обобщающими показателями, характеризующими эффективность использования ОФ, являются фовдоотдача и фоцдоемкость. Фондоотдача (ФО) основных фондов расчитывается как отношение объема выручки от реализации продукции (ВР) к среднегодовой стоимости основных фондов (ОФср) (ФО = ВР/ОФср). Среднегодовая стоимость ОФ определяется для каждой группы ОФ с учетом их ввода в действие и выбытия. • Фондоемкость (ФЕ) продукции есть величина, обратная фондоотдаче. Она характеризует затраты основных средств, на одну денежную единицу реализованной продукции (ФЕ = 1/ФО=Офср/ВР). Снижение фондоемкости продукции свидетельствует о повышении эффективности использования основных фондов. • . : Показатель фондоотдачи тесно связан с производительностью труда (ПТ) и " фондовооруженностью (ФВ) труда, которая характеризует стоимость основных фондов, приходящихся на одного работающего (ФО^ГПУФВ). Таким образом, основным условием роста фондоотдачи является обеспечение превышения темпов роста производительности труда над темпами роста фондовооруженности труда. 15. Методика анализа финансовых результатов работы предприятия. Результатом хозяйственной деятельности предприятия может быть убыток, отсутствие положительного результата - точка безубыточности или прибыль. Прибыль - это одна из форм чистого дохода, денежное выражение стоимости прибавочного продукта, поступающего в распоряжение предприятия. Анализ прибыли Хозяйствующего субъекта проводится в сравнении с пяаном я предшествующим периодом. Анализ следует проводить по данным работы за год и по кварталам. Показатели прошлого года приводятся ' в сопоставимость с показателями отчетного года с помощью индексации цен и др. Плановые показатели разрабатываются хозяйствующим субъектом как хозяином самостоятельно для внутреннего пользования. Методика анализа финансовых результатов деятельности предприятия включает: 1. Изучение прибыли во времени и в пространстве'. 2. Выявление причинно-следственных связей в хозяйственном процессеи их роли в воздействии на величину прибыли. 3. Определение и количественное измерение влияния внешних и внутреннихфакторов, определяющих изменение прибыли. 4. Выявление имеющихся возможностей роста прибыли и определениепутей их мобилизации. 5. Оценку уровня рентабельности предприятия с точки зрения еедостаточности. ' 6. Выявление в оценку степени воздействия имеющихся ресурсов на 'величину рентабельности деятельности предприятия. Прибыльность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютным иотносительным показателями. Абсолютный показатель прибыльности -это сумма прибыли. Относительный показатель - уровень рентабельности,рентабельность представляет собой доходность производсгвевно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Уровеньрентабельности (Р) хозяйствующих субъектов. связанных с производствомпродукции, определяется процентным отношением прибыли (П) от реализациипродукции к себестоимости продукции (И):Р = (П/Т) * 100Рентабельность измеряют также как отношение прибыли х общим затратампроизводства, так и к отдельным их элементам (основным фондам, ^заработной плате, материальным ресурсам и т.д. ) В процессе анализа изучаются: динамика изменения объема чистой прибыли, уровень рентабельности и факторы, их определяющие. Прибыль и рентабельность предприятия являются обобщающими показателями интенсификации производственной и маркетинговой деятельности. 16. Освбенвости применения математических моделей в эконокхческом анализедеятельности предприятия. Математическое моделирование экономических явлений и процессов являетсяважным инструментом экономического анализа деятельности предприятия. Онодает возможность получить четкое представление об исследуемом объекте,охарактеризовать и количественно описать его внутрсеаою структуру и внешниесвязи. Модель является условным образом объекта исследования и отображаетхарактеристики объекта существенные для цели исследования. В экономическом анализе деятельности предприятия используются главнымобразом математические модели, описывающие исследуемый объект с помощьюуравнений, неравенств, функций и других математических средста. Различаютследующие математические модели: • ' модели, количественные характеристики которых, выражены в видеформуя; числовые, Логические, графические, реализованные с помощью ЭВМ. Применение 'математических моделей в экономическом анализе деятельностипредприятия требует: • системного подхода к изучению деятельности предприятия, учета •сегомножества взаимосвязей между ее различными сторонами; . • совершенствование системы экономической информация о работе предприятия; • влияние технических средств, • разработки комплекса экономико-математических моделей, тараасающих количественную характеристику экономических дроиессов. Применение математических моделей в экономическом анализе деятельностипредприятия дает возможность наиболее полно рассмотреть все ее стороны,выявить недостатки и учесть неиспользованные резервы, что в последствиипозволяет принимать эффективные управленческие решения 17. Методика анализа себестоимости продукции и факторов, которые ее обуславливают. Целью анализа себестоимости продукции является поиск рычагов снижена» затрат в способа управления, при котором руководитель хозяйствующего субъекта может привести эти рычаги в действие для увеличения прибыли предприятия. Важнейшими путями снижения себестоимости продукции является экономия всех видов ресурсов, потребляемых а производстве. Анализ себестоимости продукции состоит из: • изучения общего уровня себестоимости и факторов, определяющих размервсех или большинства элементов затрат; • анализа отдельных видов затрат с целью выявления резервов' экономии по отдельным элементам затрат. ' На величинусебестоимости влияют различные факторы, которые можно объединить в двегрушю: • внешние факторы, отражающие общий уровень развития экономики я везависящие от деятельности субъекта. Влияние этой группы факторовпроявляется в уровне цен на сырье, материалы, товары и Др.; • внутренние факторы, непосредственно связанные с результатамидеятельности хозяйствующего субъекта, с его предпринимательскойактивностью. К этим факторам относятся " объем выпуска и реализациипродукции, формы и системы оплаты труда и др. На уровень себестоимостибольшое влияние оказывает выручка от реализации продукции. Все затраты поотношению к объему выручки можно разделить на две группы: условно-постоянные и переменные. . Условно-постоянные - это затраты, сумма которых не изменяется приизменении выручки от .реализации продукции. Это арендная плата, амортизацияосновных фондов, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов и тл. - Переменные затраты - это затраты, сумма которых изменяется пропорциональноизхевсяию объема выручки от реализации продукции. Это расходы на сырье,транспортные расходы, на оплату труда рабочих основного производства,топливо, газг и т.д. , -" Деление затрат на условно-постоянные и переменные позволяет показатьзависимость между выручкой от реализации продукции, себестоимостью иразмером прибыли от реализации продукции.19.Задачи анализа затрат на производство продукции. Важным показателем, характеризующим- работу предприятий, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов. Анализ затрат на производство продукции имеет исключительно важное . значение поскольку затраты .всех видов ресурсов: основных фондов, сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования, формируют себестоимость продукции. Данный анализ позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние различных видов затрат на его изменение и на этой основе дать оценку, работы предприятия и установить резервы снижения себестоимости продукции. Целью анализа затрат на производство продукции является поиск рычагов снижения себестоимости и способа управления, при котором руководитель хозяйствующего субъекта может привести эти рычаги в действие для увеличения прибыли предприятия. Задачи анализа затрат на производство продукции: 1. Оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства я обращения на основе анализа затрат. 2. Установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости, причин отклонения фактических затрат от плановых. 20. Методика анализа стабильности работы предприятия.Стабильность деятельности предприятия характеризуется большим числом показателей, отображающих устойчивое состояние 'его финансов,оптимальный уровень платежеспособности и ликвидности. Цель анализа финансов - опенка прошлой деятельности и положения•предприятия на данный момент, а также оценка будущего потенциала предприятия. . . .••''.' Финансовый анализ проводится в несколько этапов. На первом этапе следует определить подход или направления анализа. На втором этапе оценивается качество исходной информации. 'На третьем этапе проводится сам анализ с использованием следующих основных методов: ' • • горизонтального - сравнение каждой позиции баланса или другой " формыотчетности с данными предшествующего периода; • вертикального - определение структуры слагаемых показателя, влияниекаждой позиции на результат в целом; • трендового - анализ показателя за ряд периодов и определение тренда с помощью математической обработки ряда динамики. Анализ может вестись как по абсолютным, так и по относительнымпоказателям. Особое значение имеет расчет относительных показателейликвидности и рыночной устойчивости, а также рентабельностипредприятия.. Анализ платежеспособности предприятия включает определение такихпоказателей как финансовая устойчивость и кредитоспособностьпредприятия. Финансово устойчивым является такой хозяйствующий субъект, который засчет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы, недопускает неоправданной ^дебиторской и кредиторской задолженности ирасплачивается в срок по своим обязательствам. Основой финансовойустойчивости . --является рациональная организация и использованиеоборотных средств. Поэтому в процессе анализа финансового состояниявопросам рационального использования оборотных средств уделяют основноевнимание. Анализ финансовой.йггойчивости включает: : • анализ состава и размещения активов хозяйствующего субъекта; • анализ динамики и структуры источников финансовых ресурсов; • анализ наличия структуры оборотных средств.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Економічний аналіз підприємств iconЕкономічний аналіз
У нових умовах формування ринкових відносин, функціонування підприємств із різними формами власності необхідно шукати нові шляхи...
Економічний аналіз підприємств iconАналіз господарської діяльності підприємств план
Аналіз основних показників, які комплексно характеризують виробничо-господарську діяльність … 4
Економічний аналіз підприємств iconАналіз господарської діяльності підприємств план
Аналіз основних показників, які комплексно характеризують виробничо-господарську діяльність … 4
Економічний аналіз підприємств iconАналіз господарської діяльності підприємств план
Аналіз основних показників, які комплексно характеризують виробничо-господарську діяльність … 4
Економічний аналіз підприємств iconЕкономічний аналіз

Економічний аналіз підприємств iconАналіз фінансового стану підприємств
Головним завдання будь-якого підприємства є отримання прибутків. Контроль І вирахування аналізу фінансового стану підприємств дає...
Економічний аналіз підприємств iconАналіз фінансового стану підприємств” План
Головним завдання будь-якого підприємства є отримання прибутків. Контроль і вирахування аналізу фінансового стану підприємств дає...
Економічний аналіз підприємств iconЕкономічний аналіз
Загальна характеристика економіко-логічних методів аналізу господарської діяльності підприємства
Економічний аналіз підприємств iconЕкономічний аналіз інвестиційного проекту
Управление проектами. Учебник для вузов Под ред. Шапиров В. Д. М., Спб "ДваТРи", 1996
Економічний аналіз підприємств iconЕкономічний аналіз монополістичної конкуренції
Короткострокова та довготривала рівновага фірми при монополістичній конкуренції. 19
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы