Программа дисциплины «Стратегии в менеджменте» icon

Программа дисциплины «Стратегии в менеджменте»



НазваниеПрограмма дисциплины «Стратегии в менеджменте»
Дата конвертации05.08.2012
Размер289,74 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
скачать >>>



Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики

Программа дисциплины «Стратегии в менеджменте» маркетинговые стратегии и развитие бизнеса» для направления 080200.68 «Менеджмент» магистерской программы «Маркетинг» для подготовки магистра






Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет менеджмента


Программа дисциплины

«Стратегии в менеджменте: маркетинговые стратегии

и развитие бизнеса»




для направления

080200.68 – «Менеджмент», магистерской программы «Маркетинг»

подготовки магистра


Авторы программы:

Альтшулер Игорь Григорьевич, altsh@sandy.ru

Александровский Сергей Владимирович, s.alexandrovsky@gmail.com


Одобрена на заседании кафедры маркетинга «___»____________ 2012г.

Зав. кафедрой Д.А.Фоменков _____________________


Одобрена на заседании кафедры общего и стратегического менеджмента

«___»____________ 2012г.

Зав. кафедрой А.Г. Городнов _____________________


Рекомендована секцией УМС «Менеджмент" «___»_____________ 2012г.

Председатель Т.В. Радаев _________________________


Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012г.

Председатель Н.С. Петрухин ______________________


Нижний Новгород, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.68 - Менеджмент, обучающихся по магистерской программе «Маркетинг» по специализации «Маркетинг инноваций», изучающих дисциплину «Стратегии в менеджменте: маркетинговые стратегии и развитие бизнеса».

Программа разработана в соответствии с:

Программа разработана в соответствии:

  • Образовательным стандартом ОС НИУ ВШЭ по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент квалификация магистр.

  • Образовательной программой направления подготовки 080200.68 Менеджмент квалификация магистр.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент квалификация магистр, утвержденным в 2011 г.


2Цели освоения дисциплины


Основная цель дисциплины «Стратегии в менеджменте: маркетинговые стратегии и развитие бизнеса» сформировать у студентов навыки применения инструментов стратегического управления к ситуациям создания и развития бизнеса. Курс дает системные знания в области стратегического управления, маркетингового планирования, управления развитием бизнеса, маркетинга инноваций. Особе внимание уделено роли стратегического маркетинга в механизме создания и развития бизнеса.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Основные задачи дисциплины определяются тем, что обучаемые студенты должны:

  • знать принципы и методы осуществления стратегической маркетинговой деятельности компании, структуру её основных направлений, а также основные теоретические и концептуальные подходы к её организации;

  • понимать особенности различных теоретических подходов к разработке общей стратегии компании в соответствии со спецификой целевых рынков, а также состава необходимых для её реализации функциональных стратегий маркетинга,

  • иметь навыки проведения анализа структуры потребностей и емкости целевых рынков, сегментирования целевых аудиторий потребителей, позиционирования товарных брендов относительно конкурентов на уровне различных ассортиментных линеек; прогнозирования уровней потенциального и платёжеспособного спроса, проведения полевых и кабинетных маркетинговых исследований;

  • уметь осуществлять креативную разработку комплекса стратегий компании по продвижению её товарных брендов, а также разрабатывать стратегические планы по их реализации.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность развивать свой личностный и творческий потенциал, самостоятельно осваивать новые виды деятельности

ОК-1

Распознает предпринимательские возможности и использует свои умения для осваивания новых видов деятельности.

Лекционный курс.

Семинары в диалоговом режиме. Дискуссии. Деловые и ролевые игры. Разбора конкретных ситуаций (кейсы из российской и зарубежной практики). Анализ стартап проектов (из университетов, биз-нес-инкубаторов, спи-нофф компании корпора-ций). Психологические тренинги.


Способность формировать и развивать социальные и деловые взаимоотношения в интернациональной и мультикультурной среде современного общества

ОК-2

Распознает особенности работы в мультикультурной проектной команде, с учетом культурных особенностей обосновывает свою точку зрения, оценивает и интерпретирует обратную связь.

Лекционный курс.

Семинары в диалоговом режиме. Дискуссии. Деловые и ролевые игры. Разбора конкретных ситуаций (кейсы из российской и зарубежной практики). Анализ стартап проектов (из университетов, биз-нес-инкубаторов, спи-нофф компании корпора-ций). Психологические тренинги.


Способность проявлять инициативу и брать на себя ответственность за принятие решений, в том числе в нестандартных ситуациях

ОК-4

Демонстрирует лидерские качества в процессе работы над проектом, в проактивной форме работает в проектной группе.

Лекционный курс.

Семинары в диалоговом режиме. Дискуссии. Деловые и ролевые игры. Разбора конкретных ситуаций (кейсы из российской и зарубежной практики). Анализ стартап проектов (из университетов, биз-нес-инкубаторов, спи-нофф компании корпора-ций). Психологические тренинги.


Способность принимать решения и организовывать работу в условиях риска и неопределенности

ОК-5

Демонстрирует умение работать в команде над конкретным проектом, использует предлагаемые инструменты для принятия управленческих решений и оценки коммерческих и технических рисков.

Лекционный курс.

Семинары в диалоговом режиме. Дискуссии. Деловые и ролевые игры. Разбора конкретных ситуаций (кейсы из российской и зарубежной практики). Анализ стартап проектов (из университетов, биз-нес-инкубаторов, спи-нофф компании корпора-ций). Психологические тренинги.


Способность выявлять и формулировать актуальные научные проблемы, обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями по избранной теме

ПК-1

Воспроизводит актуальные проблемы и тренды в сфере маркетинга инноваций. Интерпретирует и оценивает результаты отечественных и зарубежных исследований.

Лекционный курс.

Семинары в диалоговом режиме. Дискуссии. Деловые и ролевые игры. Разбора конкретных ситуаций (кейсы из российской и зарубежной практики). Анализ стартап проектов (из университетов, биз-нес-инкубаторов, спи-нофф компании корпора-ций). Психологические тренинги.

Способность выявить данные, необходимые для решения поставленных исследовательских задач; осуществить сбор данных, как в полевых условиях, так и из основных источников социально-экономической информации: отчетности организаций различных форм собственности, ведомств и т.д., баз данных, журналов, и др., анализ и обработку этих данных, данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях

ПК-2

Демонстрирует навыки определения данных для оценки инноваций. Владеет методами сбора и анализа данных для оценки рыночных возможностей нового товара/услуги.

Лекционный курс.

Семинары в диалоговом режиме. Дискуссии. Деловые и ролевые игры. Разбора конкретных ситуаций (кейсы из российской и зарубежной практики). Анализ стартап проектов (из университетов, биз-нес-инкубаторов, спи-нофф компании корпора-ций). Психологические тренинги.


Владение методами количественного и качественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

ПК-4

Применяет методы количественного и качественного анализа для разработки маркетинговой стратегии инновации с применением современных программ статистической обработки данных.

Лекционный курс.

Семинары в диалоговом режиме. Дискуссии. Деловые и ролевые игры. Разбора конкретных ситуаций (кейсы из российской и зарубежной практики). Анализ стартап проектов (из университетов, биз-нес-инкубаторов, спи-нофф компании корпора-ций). Психологические тренинги.


Способность представлять результаты проведенного исследования в виде отчета, статьи или доклада

ПК-5

Демонстрирует навыки презентации проекта. Представляет результаты в виде отчета и рекомендаций

Лекционный курс.

Семинары в диалоговом режиме. Дискуссии. Деловые и ролевые игры. Разбора конкретных ситуаций (кейсы из российской и зарубежной практики). Анализ стартап проектов (из университетов, биз-нес-инкубаторов, спи-нофф компании корпора-ций). Психологические тренинги.


Способность управлять организациями, сетями, подразделениями, проектами и, группами сотрудников, отдельными работниками и иными объектами управления

ПК-10

Распознает основные модели инновационного процесса в компании. Демонстрирует навыки управления межфункциональной командой с учетом особенностей инновационного процесса.

Лекционный курс.

Семинары в диалоговом режиме. Дискуссии. Деловые и ролевые игры. Разбора конкретных ситуаций (кейсы из российской и зарубежной практики). Анализ стартап проектов (из университетов, биз-нес-инкубаторов, спи-нофф компании корпора-ций). Психологические тренинги.


Способность разрабатывать корпоративную, деловую и функциональные стратегии деятельности и развития организации

ПК-12

Применяет инструменты маркетингового анализа для разработки корпоративной стратегии в области управления продуктовым портфелем и разработки новых товаров для вывода на рынок, представляет взаимосвязь маркетинга с другими функциональными подразделениями в стратегическом процессе, обосновывает выбор маркетинговой стратегии продвижения нового товара.

Лекционный курс.

Семинары в диалоговом режиме. Дискуссии. Деловые и ролевые игры. Разбора конкретных ситуаций (кейсы из российской и зарубежной практики). Анализ стартап проектов (из университетов, биз-нес-инкубаторов, спи-нофф компании корпора-ций). Психологические тренинги.


Способность разрабатывать программы организационного развития и обеспечивать их реализацию

ПК-14

Воспроизводит основные организационные механизмы построения инновационного процесса, знает их преимущества и недостатки.

Лекционный курс.

Семинары в диалоговом режиме. Дискуссии. Деловые и ролевые игры. Разбора конкретных ситуаций (кейсы из российской и зарубежной практики). Анализ стартап проектов (из университетов, биз-нес-инкубаторов, спи-нофф компании корпора-ций). Психологические тренинги.


Способность находить и оценивать новые рыночные возможности, формировать и оценивать бизнес-идеи, разрабатывать бизнес-планы создания нового бизнеса

ПК-16

Распознает тип инновации и обосновывает применение различных инструментов маркетингового анализа. Знает методы оценки и анализа спроса на новый товар. Владеет методами конкурентного анализа.

Лекционный курс.

Семинары в диалоговом режиме. Дискуссии. Деловые и ролевые игры. Разбора конкретных ситуаций (кейсы из российской и зарубежной практики). Анализ стартап проектов (из университетов, биз-нес-инкубаторов, спи-нофф компании корпора-ций). Психологические тренинги.


Способность выявить данные, необходимые для решения поставленных задач; осуществить сбор данных и их обработку

ПК-17

Знает основные источники данных для оценки емкости и потенциала рынка для нового товары. Способен осуществить сбор данных для проведения оценки.

Лекционный курс.

Семинары в диалоговом режиме. Дискуссии. Деловые и ролевые игры. Разбора конкретных ситуаций (кейсы из российской и зарубежной практики). Анализ стартап проектов (из университетов, биз-нес-инкубаторов, спи-нофф компании корпора-ций). Психологические тренинги.


Способность сформировать и управлять коллективом для реализации консультационного проекта

ПК-20

Владеет навыками управления командой для реализации консультационного проекта по разработке маркетинговой стратегии для инновации.

Лекционный курс.

Семинары в диалоговом режиме. Дискуссии. Деловые и ролевые игры. Разбора конкретных ситуаций (кейсы из российской и зарубежной практики). Анализ стартап проектов (из университетов, биз-нес-инкубаторов, спи-нофф компании корпора-ций). Психологические тренинги.


Способность представлять результаты проведенного исследования в виде отчета, по консультационному проекту

ПК-22

Знает структуру отчета консультационного проекта по маркетинговой оценке инновации.

Лекционный курс.

Семинары в диалоговом режиме. Дискуссии. Деловые и ролевые игры. Разбора конкретных ситуаций (кейсы из российской и зарубежной практики). Анализ стартап проектов (из университетов, биз-нес-инкубаторов, спи-нофф компании корпора-ций). Психологические тренинги.




4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу общих дисциплин программы (обязательные дисциплины) и к блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку магистра.


Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Основы маркетинга;

  • Основы менеджмента;

  • Маркетинговые исследования;

  • Поведение потребителей;


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Должны знать основные концепции и инструменты маркетинга;

  • Уметь применять методы сбора первичной и вторичной информации.


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Бренд-менеджмент и интегрированные маркетинговые коммуникации


5Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

1

Введение. Стратегия и маркетинг. Основные понятия и современные особенности

21

3

3

15

2

Интеграция инноваций. Информация, интуиция

21

3

3

15

3

Рынок и конкуренция. Исследование рынка. Роль информации

25

5

5

15

4

Сегментация рынка и стратегия на сегментах. Товарная политика.

30

5

5

20

5

Дифференциация и позиционирование товара. Марочная политика.

20

5

5

10

6

Ценовая политика. Формирование и реализация

24

4

5

15

7

Политика в области распределения

18

4

4

10

8

Разработка системы продвижения товара

16

3

3

10

9

Организация и управление службой маркетинга

16

3

3

10

10

План и бюджет маркетинга

25

5

6

14




Итого

216

40

42

134



6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

1




Текущий


Эссе




7










3-4 тыс. слов

Домашнее задание (реферат)










6




9-10 тыс. слов

Контрольная работа







5







Работа над проектом (написание анализа осуществимости проекта).

Промежу­точный

Зачет




9










Устный

Итоговый

Экзамен










11




Устный



6.1Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

7Содержание дисциплины




    Тема 1. Введение. Стратегия и маркетинг. Основные понятия и современные особенности

    Ключевые стратегические понятия. Понятие жизненного цикла. Жизненный цикл и фазы развития организации. Эволюция знаний в менеджменте. Цикл управления. Особенности и проблемы современной рыночной ситуации. Ключевые инновации. Что меняется в современном бизнесе? “А» и «В» стратегии. Три «кита» стратегии. Основные стратегические инструменты. Этапы стратегического планирования. Стратегический контроллинг. Эталонные стратегии развития. Исторические периоды развития маркетинга. «Три этажа» маркетинга. Стратегия – модель 4А+А. Стратегический маркетинг. 4 типа компаний. Как заставить маркетинг работать? Сложность и турбулентность рынка. Что продавалось и что будет продаваться? Управление инновациями или управление операциями? Примеры выстраивания стратегического маркетинга (ИКЕА, Cemex). Парадокс накопления, закон энтропии, закон непредусмотренных последствий. Определения маркетинга. Цель – искусственное формирование желаний. Кто же такой маркетолог? Ингредиенты радикального маркетинга. Концепция потребительской ценности. Концепция жизненного цикла. Некоторые принципы управления. Понятия сегментирования, дифференциации и позиционирования. Критические факторы успеха. Устойчивые конкурентные преимущества и пути их достижения. Ресурсы и их особенности. «Треугольник» конкуренции. Стратегии низких издержек, важных отличий и близости к клиенту. Сравнение стратегий двух европейских мебельных компаний. «Потребительская карта» и ее значение. Три уровня конкуренции. Концепция 4И в розничной торговле. Классический комплекс маркетинга(4Р), его модификации и развитие, другие подходы (4С). Какой маркетинг нужен сегодня? Пример оценки организации маркетинга в компании.



Семинар (дискуссия, кейс): Формулировка целей маркетинга. Оценка эффективности маркетинговой деятельности фирмы. Составление маркетингового профиля фирмы. Постановка задач в сфере маркетинга. Формулировка стратегии и прогнозирование эффективности маркетинга на примере компаний (продажа модульных котельных, продажа газового оборудования, розничная продажа верхней одежды).



    Тема 2. Интеграция инноваций: информация, интуиция.



Тема будущего. Тенденции развития мирового рынка в 20 веке. Виды рынков и взаимодействие рынков. Особенности современного рынка. Уровни рыночной неопределенности. Что меняется в современном бизнесе? Проблемы дестабилизации рынка. От диктата производителя – к диктату потребителя. Цифровые стратегии. Что принесла «электронная» экономика? От ресурсной экономики – к инновационной. О западной и восточной моделях управления и особенностях современных систем управления. Общие принципы управления бизнесом. Потенциальные источники и характеристики управленческой информации. Информационные технологии, структура информации и схема информационного процесса.


Семинар (дискуссия, кейс, презентация): обсудить, как организован информационной процесс в конкретной фирме (входная, выходная, внутренняя информация, порядок отработки и использования).



    Тема 3. Рынок и конкуренция. Исследование рынка. Роль информации



Извечный треугольник – компания, клиент, конкурент. Роли конкурентов. Оптимизация бизнес-процессов, совмещение производительности и качества обслуживания. Доминирующие отраслевые характеристики. Уровни конкуренции и уровни конкурентоспособности. Факторы и способы получения конкурентных преимуществ. Пять типов пользовательских нужд и процесс изучения потребителей. Стереотипы и их преодоление. Стратегические продукты и стратегические способности. Ключевые компетенции и динамические возможности. Стратегические ресурсы. Ключевые факторы успеха. Устойчивые конкурентные преимущества и пути их достижения. Концепция «ежа». Проблемы ценовых войн. Что такое конкурентоспособность? Основные понятия маркетинга – сегментация, дифференциация, позиционирование. Структура исходной базы продаж. Пять базовых конкурентных стратегий и практика конкуренции. Основные характеристики базовых стратегий, риски. Конкурентные и кооперативные стратегии. Глобальные стратегии

Содержание темы: потенциальные источники информации. Характеристики управленческой информации. Маркетинговая информационная система. Информация для планирования сбыта. Роль заказчика маркетинговых исследований и этапы их проведения. Методы получения первичной информации. Стратегия и конкурентная разведка. Анализ и его ограничения. Жизненный цикл продукции. Пять типов нужд клиента. Структура исходной базы продаж. Анализ потребительского поведения. Примеры добывания информации (Смартэк, DHL и др.). Маркетинговые стратегии в управлении рыночным спросом. Улучшения или инновации? Логика инноваций и основные вопросы для инноваторов. Основные разделы маркетингового плана. Пример создания плана (Cederroth).



Семинар (дискуссия, кейс, дебаты): Процесс принятия решений о проведении маркетинговых исследований. Анализ примеров включения методов сбора маркетинговой информации в систему маркетинга компании. Дискуссия о необходимости проведения маркетинговых исследований конкретного вида и распределении бюджета между отделом маркетинга и отделом продаж для компании по производству окон с самоочищающимися стеклами. Основные направления маркетинговых исследований по сегментам.



    Тема 4. Сегментация рынка и стратегия на сегментах. Товарная политика.

    Критерии сегментирования и позиционирование уникального торгового предложения. Основные требования к сегменту рынка. Сегментация, рыночное позиционирование и маркетинговое планирование. Примеры сегментирования (рынок зубной пасты, клиенты фирмы Dell). Что продаем и кому? – набор «коктейлей» для клиентского «бутерброда». Возможные стратегии роста фирмы. Четыре барьера внедрения стратегии. Выбор целевых сегментов рынка. Классификация потребителей по относительному времени принятия инноваций. Динамическая сегментация, соответствие рыночной и внутрифирменной сегментации. Бостонская матрица. Направления дифференциации товара. Особенности услуг как товара (неосязаемость, неотделимость, непостоянство и недолговечность). Понятие качества товара, «круги» качества. Темы роскоши, «ширпостижа» и «массклюзивности». Пример матрицы Ансоффа. Стратегия по продукту.



Семинар (дискуссия, кейс, презентация, анализ статей): Выделение целевых сегментов. Характеристика рынка, на котором работает компания (на примерах). Определение мотива покупки. Определение критериев сегментирования (простые или составные). Анализ сегментов рынка

    Работа в группах над решением кейса «Электронный ридер». Определение проблемы и цели исследования, идентификация сегментов, определение недостающей информации, источников её получения по сегментам и методов сбора.

    Тема 5. Дифференциация и позиционирование товара. Марочная политика.

    Пирамида Маслоу и ее особенности. Дифференциация и позиционирование. Понятие репутации. Разработка стратегии позиционирования и основные ошибки позиционирования. Карта позиционирования. Схема стратегии конкуренции. «Уловки» конкуренции. Как совместить производительность и качество обслуживания? Особенности торговли в Москве и на периферии. Пример стратегии сети Walgreens. Типы преимуществ – стратегические, рыночные и производственные. Бренды и ассоциации. Преодоление преград для роста бренда. Лидеры и бренды. Бренды будущего. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Что будет со СМИ? ATL и BTL. Брендинг как стратегия создания акционерной стоимости. Примеры (мода быстрого приготовления – Zara, бренд ИКЕА). Параметры корпоративного имиджа предприятия. Логика и технология развития торговой марки. Виды марочных стратегий – индивидуальная, зонтичная, корпоративная. Особенности потребительского рынка и продаж B2B.



Семинар (дискуссия, кейс): Групповое обсуждение на тему оценка позиционирования товара для журнала, туристической компании, компании по внедрению автоматизированных систем управления. Анализ преимуществ продукции фирмы. Описание базовой концепции торговой марки.



    Тема 6. Ценовая политика. Формирование и реализация.



Закупочная цена и совокупная стоимость владения. Матрица ценообразования. Затратный и ценностный подходы к ценообразованию. Финансовые показатели и маркетинговая ориентация – от чего отталкиваться? Магический треугольник ценовой политики – затраты, спрос цены конкурентов. Возможные стратегии в плоскости цена – качество. Классификации ценовых стратегий. Основные барьеры для защиты рыночных ниш. Ценовое стимулирование рынка. Механизм расчета исходной цены товара. Основные элементы и этапы разработки ценовой стратегии. Обоснование цен (пример фирмы Seco). Пример системы скидок.



Семинар (дискуссия, кейс, дебаты): Оценка действующей ценовой стратегии для компании по кейсу «Интернет-логистика». Разработка предложений для совершенствования ценовой стратегии. Дискуссия об использовании купонных сервисов в качестве инструмента стимулирования сбыта. Оценить реальность ценовой политики фирмы и ее соответствие стратегии развития бизнеса. Анализ соотношения цены и качества. Оценка эффективности скидок с цены. Оценка эффективности системы назначения цен.



    Тема 7. Политика в области распределения

    Маркетинговые каналы распределения. Стратегии распределения. Основные функции канала сбыта (прежде всего, сбор информации). Факторы, определяющие степень контроля над каналом. Источники конфликтов в каналах и способы контроля каналов. Интенсивное, селективное и эксклюзивное распределение. Критерии выбора каналов распределения (оптовых торговцев, сбытовых агентов). Основные способы мотивации посредников. Плюсы и минусы многофилиальности.



Семинар (дискуссия, кейс, анализ статей): Оценка эффективности каналов распределения. Мероприятия по совершенствованию системы распределения. Обсуждение статей о построении системы распределения фирмы. Групповая дискуссия о выборе каналов дистрибуции и партнеров в этих каналах.



    Тема 8. Разработка системы продвижения товара

    Комплекс маркетинговых коммуникаций. Примеры видений (Г.Форд и др.). Примеры различных способов продвижения. Процесс коммуникаций и виды коммуникаций. Использование диаграмм, цвета, визуализации. Примеры рекламных находок. Всегда ли нужна реклама? Функции рекламы при осуществлении маркетинга. Исходные позиции и критерии выбора носителей рекламы и рекламных средств. Фазы разработки рекламной программы. Как реклама меняет свою структуру? Интернет как рекламный канал. Пример продвижения (Google). Особенности рекламных текстов. Как сделать рекламную компанию эффективной? Реклама и PR, логические и эмоциональные подходы. Задачи и организация PR. Обуздание слухов. Структура PR-деятельности. Важность клиентских жалоб и работы с ними (примеры Тойота, Моторола). Подготовка к действиям в кризисной ситуации. Примеры слоганов. «Воронка» продаж. Система формирования спроса и система стимулирования сбыта – для сотрудников, посредников, покупателей. Когда следует применять персональные продажи? Основные этапы процесса эффективной продажи. Эффективность отдельных методов продвижения товаров и услуг для потребительского рынка и B2B. Объективные и субъективные доводы. Программы лояльности. Способы фиксации успехов. 10 смертных грехов маркетинга.



Семинар (кейс, анализ статей): Обсуждение статей о современном покупательском поведении и условиях для взаимодействия с потребителями через разные каналы получения информации и дистрибуции. Решение кейса о выборе дополнительных каналов дистрибуции для ритейлера бытовой техники и электроники.



    Тема 9. Организация и управление службой маркетинга



Выбор ключевых компонентов маркетинга и постановка маркетинговой работы в компании. Внутренние и внешние потребители, отношения «поставщик – потребитель». Пример описания существующего и целевого бизнес-процесса. Примеры нововведений для повышения эффективности. Как спроектировать функции маркетинга на организационные звенья компании? Распределение полномочий между службами маркетинга и сбыта. Пример структуры отдела продаж. Функциональная и дивизиональная структура организации маркетинга. Пример организации службы маркетинга (компания Adobe Systems). Пример функций директора по маркетингу.


Семинар (дискуссия, кейс): Решение кейса об организации функции маркетинга для компаний малого и среднего бизнеса.




    Тема 10. План и бюджет маркетинга

    Основные этапы планирования маркетинга – от создания базы стратегических данных до разработки системы бюджетов. Разработка бюджета маркетинга: исследования, развитие товара, система распределения, система продвижения, контроль качества товаров. Процедура разработки и согласования маркетингового бюджета. Типовая программа расходов на маркетинговые исследования. Как в итоге выглядит маркетинговый план фирмы?

    Семинар (дискуссия, кейс): Составление плана и бюджета маркетинга (на примерах).



8Образовательные технологии





  • Дискуссия, обсуждение статей из периодических изданий

  • Разбор кейсов

  • Деловые игры

  • Презентации проектов студентов

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


Примерные темы эссе


  1. Разработка маркетинговой стратегии, основанной на ценности

  2. Стратегия бренда основанная на «Lovemarks» - подходе.

  3. Маркетинговые стратегии «фирм - газелей».

  4. Анализ конкурентоспособности компании на основе бенчмаркинга.

  5. Разработка стратегического плана маркетинга для предприятия.

  6. Реализация маркетинговых стратегий в Интернете на основе social media marketing (SMM).

  7. Формирование конкурентной стратегии компании

  8. Реализация «партизанской» маркетинговой стратегии.

  9. Разработка маркетинговых стратегий инновационных продуктов.

  10. Разработка стратегии позиционирования товара на основе технологии Brand Mapping.

  11. Разработка стратегии дифференциации продукта

  12. Разработка маркетинговой стратегии для региональных ритейлеров в условиях консолидации рынка.

  13. Формирование товарной стратегии компании

  14. Разработка ценовой стратегии компании

  15. Разработка стратегии распределения, пути преодоления входных барьеров в торговые сети

  16. Формы и способы конкурентной борьбы торговых сетей в России.

  17. Маркетинговая стратегия развития торговой сети

  18. Разработка коммуникационной стратегии бренда

  19. Организационные подходы реализации маркетинговой стратегии (на примере компании)

  20. Стратегии управления поставщиками

  21. Разработка маркетинговой стратегии оболочечной компании

  22. Маркетинговая стратегия в рамках идеологии Funky Business

  23. Стратегия формирования лояльности потребителей

  24. Клиентоориентированное управление в цепочке создания ценностей

  25. Стратегия управления взаимоотношениями с клиентами, инструменты CRM.

  26. Стратегии кастомизации продукта

  27. Стратеги и технология продвижения на основе Direct Mail: креативный подход

  28. Организационные стратегии маркетинга компании

  29. Реализация стратегии вертикальной маркетинговой интеграции


Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу.


  1. Рыночная стратегия – модель 4А (АААА)

  2. Точка «А» сегодня для фирмы – что в нее входит?

  3. Три «кита» стратегии

  4. 5 основных инструментов стратегического планирования

  5. Смысл матрицы Ансоффа

  6. Что получается в итоге SWOT-анализа?

  7. На чем может базироваться стратегия (3 фактора)?

  8. Этапы стратегического управления

  9. Эталонные стратегии развития

  10. 4 барьера внедрения стратегии

  11. Что включает в себя стратегический контроллинг?

  12. Особенности современной рыночной ситуации

  13. Три инструмента воздействия на людей

  14. Основные принципы управления

  15. Понятие потребительской ценности. Пример.

  16. Понятие жизненного цикла продукта, проекта…

  17. Ваше определение маркетинга. Обоснуйте.

  18. Когда не нужен маркетинг?

  19. Три этажа маркетинга. Последствия отсутствия одного из этажей или их несбалансированности.

  20. Три основных понятия маркетинга

  21. Три уровня конкуренции

  22. Роль информации в маркетинге. Что дают и чего не могут дать исследования?

  23. Способы, методы получения необходимой рыночной информации.

  24. Ниши и сегменты рынка. Примеры.

  25. КФУ и УКП. Примеры.

  26. Что такое парадокс накопления? Пример.

  27. Сформулируйте закон энтропии. Пример.

  28. Приведите пример закона непредусмотренных последствий

  29. 4 особенности услуг как товара

  30. Основные подходы к ценообразованию. Пример.

  31. Ключевые элементы системы продвижения продуктов/услуг

  32. Основные виды систем распределения и тенденции развития

  33. Кто реально является маркетологом в малом и среднем бизнесе?



10Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях. Непосредственно оцениваются активность студентов в дискуссиях, деловых играх, правильность решения задач на семинарах. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.


Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Опромежуточная 1 = 0,5 х Отекущая 1 этапа + 0,5 х Опромежуточный зачет

Отекущая 1 этапа = 0,6 х Оаудиторная 1 этапа + 0,4 х Оэссе


Онакопленная 2 = 0,5 х Отекущая 2 этапа + 0,5 х Оэкзамен

Отекущая 2 этапа = 0,5 х Оаудиторная 2 этапа + 0,3 х Оконтрольная работа + 0,2 х Ореферат


Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:


ОИтоговая= (Опромежуточная 1+ Онакопленная 2) / 2


где

Опромежуточная 1 – промежуточная оценка этапа 1 (1-2 модуль)

Онакопленная 2 – накопленная оценка этапа 2 (3-4 модуль)


Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: арифметический, в пользу студента.


В диплом выставляет итоговая оценка по учебной дисциплине ОИтоговая

Способ округления итоговой оценки по учебной дисциплине: в пользу студента. В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины




    Базовый учебник



  1. Альтшулер И.Г., Стратегия и маркетинг – две стороны одной медали, М., Дело АНХ, 2010


Основная литература


  1. David A. Aaker (2009), Strategic Market Management, Wiley.

  2. Омае К., Мышление стратега, М., Альпина, 2007

  3. Ламбен Ж., Р.Чумпитас, И. Шулинг. Менеджмент,ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2011.-720с.

  4. Кревенс Д., Стратегический маркетинг, М., Вильямс, 2008

  5. Альтшулер И., Стратегия и маркетинг – две стороны одной медали, М., Дело АНХ, 2010

  6. Дэй Д., Организация, ориентированная на рынок. Как понять, привлечь и удержать ценных клиентов М., Эксмо-пресс, 2008




    Дополнительная литература



  1. Амблер Т. Практический маркетинг /Пер. с англ. под общей ред. Ю. Н. Каптуревского. -

СПб: Издательство "Питер", 2006

  1. Березин И., Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение, М, Вершина, 2007

  2. Леманн Д. и др. Управление товаром, М, Юнити-Дана, 2007

  3. Альтшулер И., Практика бизнеса. Записки консультанта, М, Дело, 2006

  4. Альтшулер И., Фияксель Э., Куб инноваций и палитры инноваторов, М, Дело, 2007

  5. Уолкер О. и др., Маркетинговая стратегия, курс MBA, М., Вершина, 2006

  6. Гайдаенко Т., Маркетинговое управление, М., Эксмо, Мирбис, 2008

  7. Хибинг Р., Купер С., Настольная книга директора по маркетингу, М., Эксмо, 2007

  8. Кох Р., Стратегия, М, Эксмо, 2007

  9. Репьев А., Маркетинговое мышление или клиентомания, М, Эксмо, 2006

  10. Березин И., Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение, М, Вершина, 2007

  11. Трейси М., Вирсема Ф., Маркетинг ведущих компаний, М., Вильямс, 2007

  12. Иган Д., Маркетинг взаимоотношений, М., Юнити, 2008

  13. Пепперс Д. и Роджерс М., Управление отношениями с клиентами, М., Манн, Иванов и Фербер, 2007

  14. Кавасаки Г., Стартап. 11 мастер-классов от экс-евангелиста Apple и самого дерзкого венчурного капиталиста Кремниевой долины, М., Юнайтед Пресс, 2010



12Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения лекционных и семинарских занятий потребуются: нетбук, проектор, флипчарт и фломастеры.


Авторы программы _________________________Альтшулер И.Г

____________________Александровский С.В.






Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Программа дисциплины «Стратегии в менеджменте» iconПрограмма дисциплины «Стратегии в менеджменте» маркетинговые стратегии и развитие бизнеса» для направления 080200. 68 «Менеджмент» магистерской программы «Маркетинг» для подготовки магистра

Программа дисциплины «Стратегии в менеджменте» iconПрограмма дисциплины «Стратегии в менеджменте: Стратегия управления человеческими ресурсами» для направления 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра

Программа дисциплины «Стратегии в менеджменте» iconПрограмма дисциплины «Математическое моделирование в менеджменте» для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Требования к студентам: Дисциплина «Математическое моделирование в менеджменте» использует материал предшествующих ей дисциплин «Математический...
Программа дисциплины «Стратегии в менеджменте» iconПрограмма дисциплины информационные технологии в менеджменте Часть Информационная технология Web 0 как инструмент управления Для направления 080200. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов 2-го курса направления 080500. 62 «Менеджмент»...
Программа дисциплины «Стратегии в менеджменте» icon2Цели освоения дисциплины
Программа дисциплины «Моделирование в менеджменте» для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
Программа дисциплины «Стратегии в менеджменте» iconПрограмма дисциплины Компьютерное моделирование в экономике и менеджменте для направления 080100. 62 Экономика (бакалавриат)
Таким образом, дисциплина «Компьютерное моделирование в экономике и менеджменте» является одним из связующих звеньев между математическими...
Программа дисциплины «Стратегии в менеджменте» iconПрограмма дисциплины «Моделирование в менеджменте» для направления 080200. 62 «Менеджмент»
Программа дисциплины «Моделирование в менеджменте» для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра и для направления...
Программа дисциплины «Стратегии в менеджменте» iconПрограмма дисциплины «Вероятностно-статистические модели и методы в менеджменте»
Председатель А. С. Шведов Зав кафедрой А. А. Макаров
Программа дисциплины «Стратегии в менеджменте» iconПрограмма дисциплины «Вероятностно-статистические модели и методы в менеджменте»
Председатель А. С. Шведов Зав кафедрой А. А. Макаров
Программа дисциплины «Стратегии в менеджменте» icon«Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы