Самосовершенствования личности актуальна во все времена и в любомвозрасте для человека. Подростковый возраст, в котором я нахожусь – важнейший период впсихосоциальном развитии человека. От того, как сформируется сейчас моёотношение к себе, к другим людям и целому миру, будет зависеть мояжизненная ор icon

Самосовершенствования личности актуальна во все времена и в любомвозрасте для человека. Подростковый возраст, в котором я нахожусь – важнейший период впсихосоциальном развитии человека. От того, как сформируется сейчас моёотношение к себе, к другим людям и целому миру, будет зависеть мояжизненная ор



НазваниеСамосовершенствования личности актуальна во все времена и в любомвозрасте для человека. Подростковый возраст, в котором я нахожусь – важнейший период впсихосоциальном развитии человека. От того, как сформируется сейчас моёотношение к себе, к другим людям и целому миру, будет зависеть мояжизненная ор
Дата конвертации04.08.2012
Размер227,8 Kb.
ТипРеферат
Основы самосовершенствования. Программа личностного роста


Содержание работы. стр. Введение…………………………………………. 1. Обзор литературы……………………………….. 1. Поиск смысла жизни в некоторых философских концепциях……………………………… 2. Проблема самовоспитания личности в литературе………………………………… Практическая часть……………………………. 2. Способы осмысления внутреннего мира…….. 3. Слагаемые личностного роста…………………. 3.1 Определение цели, выбор идеала………… 3.2 Формирование образа «Я»…………………. 3.3 Управление эмоциями и чувствами………. 3.4 Программа личностного роста, пути и средства её реализации………………………………. Заключение……………………………………….. Библиографический список…………………... Приложение……………………………………….. Введение Хочешь, чтобы мир стал лучше? Начни с самого себя. В. Надеждин. Когда в сентябре 2000 года я первый раз пришла на занятия объединения«Психолог» станции юннатов, я открыла для себя массу интересного в наукепсихология. Для меня как бы распахнулось окно в свой внутренний мир – мирмоих чувств, переживаний, мыслей, иллюзий, мечтаний. И хотя моё изучениесобственной личности не было запланировано, как научное исследование, ярешила поделиться своим небольшим опытом - своими первыми шагами на путиличностного самосовершенствования длиною в жизнь. Тема самосовершенствования личности актуальна во все времена и в любомвозрасте для человека. Подростковый возраст, в котором я нахожусь – важнейший период впсихосоциальном развитии человека. От того, как сформируется сейчас моёотношение к себе, к другим людям и целому миру, будет зависеть мояжизненная ориентация, отношение к жизни и сама жизнь. Поэтому цель моегосамовоспитания и настоящей работы – понять себя, определить отношение ксебе и другим людям, развить личные качества. Задачами данного исследования являются: 1. Составить свою программу личностного роста, найти пути и средства её реализации, методы и приёмы работы над собой. 2. Показать, что совершенствование личных качеств является необходимым условием воспитания толерантного отношения к другим. Объектом и предметом данного исследования явился мой внутренний мирдушевных явлений, процессов и состояний осознаваемых или неосознаваемых.Открывая себя, я готова к постижению нового, а, следовательно, кпостоянному изменению и совершенствованию себя. Научное исследование обогатило меня знаниями по психологии, расширило мойкругозор. Полученные мной знания я каждодневно применяю в жизни, чтобыпонять состояние души, преодолеть свои недостатки, управлять эмоциями.Результаты данного исследования имеют практическое значение для окружающихменя людей. Во-первых, мой личный опыт, используемые психотехники и упражнения могутоказаться полезными и интересными другим людям, и послужить побудительнойсилой в их личностном росте. Во-вторых, больше пользы людям я принесу только тогда, когда буду иметьпозитивную жизненную позицию, научусь управлять негативными эмоциями ичувствами, развивая в себе положительное и искореняя недостатки. Республика Кабардино-Балкария, в которой я живу, не является зонойэтнической нетерпимости, но находится в соседстве с проблемными этническимигруппами. Вот поэтому воспитанию толерантной личности в республикеуделяется особое внимание. В третьих, я связываю тему своей работы с понятием толерантности, потомучто развитие таких составляющих толерантности как эмпатия, доверие,сочувствие, сопереживание, чувство собственного достоинства и способность ксамопознанию, невозможно без работы человека над собой. 1. Обзор литературы. 1.1 Поиск смысла жизни в некоторых философских концепциях. В поисках смысла человеческого бытия и нашей собственной жизни мыобращаемся к различным философским концепциям. Они открывают нам окно в мирвнешний и мир внутренний, помогают объяснить наши мысли и чувства. Было бынаивным ожидать, что мы раз и навсегда найдём в них решение всех вопросов,которые волнуют человека. Совершенно прав В. Библер: «Наш дух стремитсяприслониться к одному из возможных смысловых спектров (выбор велик…) ипоскорее намертво срастись с ним. Но такое успокоение каждый разразрушается не только судорогами бытия, но и странным беспокойствомчеловеческой Головы». Философия долженствования. Назовём так философскую, идеологическую, этическую концепцию, в рамкахкоторой народ нашей страны жил и мыслил до последнего времени, а многиеживут и мыслят сегодня. Марксизм является лишь одним из ответвлений данногомиропонимания, но именно в нём оно нашло наиболее полное своё воплощение. Личность рассматривается в данной концепции как совокупностьобщественных отношений, продукт социального воздействия. Согласно ей,человек не может, не имеет права замыкаться на своих личных интересах ипотребностях. Наиболее ценные человеческие качества - гражданственность,чувство долга, ответственность, способность подчинить личные интересыобщественным. Смысл жизни человека - в служении Отечеству. Ценностьчеловека измеряется тем, как он сумел подчинить себя общественному долгу.Специфичность проявления данной тенденции в советском обществе С.Л. Франкопределяет как «социальный фанатизм». Социальный фанатизм практически(вопреки своим целям) не отвергает внутренних духовных сил личности;напротив он хочет их использовать - и, прежде всего основную потенциювнутренней жизни личности: веру, мечту, нравственное чувство, энтузиазм,коротко говоря, духовный огонь, которым горит личность. Но он хочет целикомбез остатка вложить эту силу во внешнее делание - социальное строительство.Вся душа, всё сердце человека мобилизуется и предназначается для утилизациикак сила, нужная для общественного строительства. Таким образом, философия долженствования не только игнорируетвнутренние духовные силы человека как источник, побудитель его активности,но и снимает ответственность человека за его деяния, образ жизни. Философия существования (экзистенциализм). Экзистенциализм-направление современной философии, возникшее в началевека в России (Шестов, Бердяев). Отправная точка зрения данной концепции - признание уникальности,индивидуальности, исключительности каждого единичного человеческого бытия,каждой личности. Человек реализует себя как личность в той степени, в которой он сумеетна протяжении своей жизни сохранить и развить данную ему от природыуникальность. Взрослея, он теряет свою индивидуальность, ориентируясь надругих («я как все»). Иногда он сознательно отказывается от своейиндивидуальности, нивелируется - так ему кажется легче прожить. Отказ отполноты собственного существования ведёт к крушению личности. Философия существования является основой гуманистическихпедагогических воззрений, рассматривающих воспитание, как создание условийдля саморазвития и самореализации личности, как помощь её всамоопределении, в выборе своего жизненного пути, осознание принятиярешений. Концепция этической духовности. Одно из наиболее и гармоничных гуманистических воззрений на цель исмысл человеческого существования содержится в русской философской мысликонца??? - начала??века. В основе этого воззрения лежит идея развитиядуховности как душевности. Человек есть существо, в котором соединяются начала духовное, душевноеи телесное. Западная цивилизация направлена, прежде всего, на развитиетелесного начала в человеке, а также на развитие воли, которая, по мнениюГ. Федотова, менее всего выражает душевность. Религиозные западная и восточная традиции высшим свойством человекасчитают его бессмертный дух, рассматривая его как ту субстанцию, котораяможет существовать и развиваться вне телесной оболочки человека и являетсявыражением его божественной сущности, тем, что связывает его с миромБесконечного, Вселенной, Космосом. Согласно философским концепциям,душевность есть нечто низшее по сравнению с духом, то, что связывает дух стелом (чувства, эмоции, переживания). Русские философы отвергают такое понимание духовности человека. Высшаядуховность, по их мнению, невозможна без душевности – эмоциональнойчуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости,состраданию, любви к ближнему. Человек реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевнуюдуховность: способность к состраданию и сопереживанию, чуткость иотзывчивость, совестливость, готовность прийти на помощь другому человеку,ответственность за всё, что совершается вокруг него. Философия космизма. Вопросы смысла жизни и места человека во Вселенной являютсяосновополагающими в научно – философском направлении, получившем обобщенноеназвание философии космизма. Истоки его уходят в глубь веков. Ощущениеглубинной причастности сознания космическому бытию, мысль о человеке какмикроскопе проходят через мировую культуру как восточную, так и западную. Согласно восточным учениям, все явления в мире (в том числе человек)имеют двойную природу: внешнюю и внутреннюю, видимую и невидимую, духовнуюи материальную. Преодоление противоречия между ними и выступает движущейсилой эволюции.Признавая стремление к совершенствованию целью и смыслом жизни,философы–космисты утверждают, что оно может идти лишь в одном направлении,в развитии человеком своих духовных сил, своего духовного начала, котороевечно и бессмертно. 1.2 Проблема самовоспитания личности в литературе. Ни одна другая наука не располагает таким богатым фондом сведений инаблюдений, каким являются для психологии памятники письменной культуры:произведения художественной литературы, жизнеописания, документы и т.п.Начинающий психолог, особенно если он молодой человек, ещё мало знаетлюдей, жизнь и самого себя. Таким образом, я должна постоянно помнить обэтом «золотом» фонде и максимально использовать произведения классиков длярасширения своего жизненного опыта. Наука об исцелении души, писал ещё Цицерон, есть философия, но помощьеё приходит не извне, как помощь против телесных болезней – нет, мы самидолжны пустить в дело все силы и средства, чтобы исцелить себя самим. Гёте говорил: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знаетсамого себя». Олпорт рекомендует молодым психологам как можно больше читатьроманов, драм и биографий. Канадский учёный Ганс Силье в книге «Стресс без дистресса»рассматривает положение современной молодёжи. «Чтобы преодолеть нынешнююволну расслабляющего крушения духовных идеалов, ведущую к насилию ижестокости, – пишет он, - нужно убедить молодых людей, что они не утолятнормальную жажду свершений эксцентрическим поведением или бесконечнойпогоней за любовными победами». Многие великие люди формулировали для себя жизненные принципы,правила, которые помогали им строить свою жизнь. Вот какие правилавыработал для себя Франклин. Он считал, что нельзя сразу воспитать у себявсе положительные качества, надо «в течение определённого временисосредоточивать своё внимание только на одной добродетели; когда же я еюовладею – переходить к другой и так далее». Л.Н. Толстой в юности составил программу самосовершенствования наоснове выделения трёх разделов: качеств ума, которые надо вырабатывать,чтобы стать культурным человеком; качеств души, которые надо приобрести,чтобы служить людям с пользой; перечень пороков и недостатков от которыхнадо избавиться, чтобы уважать себя. «Постоянные упражнения всамонаблюдении, тонкий анализ собственных психологических процессов исостояний, - пишет Н.Г. Чернышевский, - позволяли Л.Н. Толстому полно иреалистично изображать психологию различных людей». Анализируя качествасобственной личности, Л.Н. Толстой подвергает себя суровой критике. Тут жеон намечает программу самоисправления: «Важнее всего для меня в жизниизбавление от 3-х главных пороков: бесхарактерности, раздражительности илени». Эту программу он выполнил полностью. Н.Г. Чернышевский, отмечает,что тот, «кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнетглубокого знания людей». Николай Островский писал: «Для самовоспитания надо прежде всегопризвать себя на собственный суровый суд. Следует ясно и точно, не щадясвоего самолюбия и некоторой доли самовлюблённости, выяснить своинедостатки, пороки и решить раз и навсегда, буду ли я с ними мириться илинет. Необходимо ли носить эту обузу за своими плечами или я долженвыбросить её за борт». Книги для меня имеют огромное значение для самовоспитания. Мои любимыеавторы – Уильям Шекспир, Омар Хайям, Михаил Афанасьевич Булгаков, ИванСергеевич Тургенев. Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский выделяются глубиной познания природычеловека, они умеют прекрасно отразить состояние героя, проникнуть внутрьего, например, в таких произведениях, как «Война и мир» Л.Н. Толстого и«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Л.Н. Толстой писал в: «Пораперестать ждать неожиданных подарков жизни, а самому делать жизнь». Практическая часть. 2. Способы осмысления внутреннего мира. В работе над собой полем моей деятельности стал собственный внутренниймир. Переработав психологическую литературу (1, 7, 8, 10, 12, 14, 15, 16,17, 18) я постаралась ответить на вопросы: на что направить своюдеятельность? Каковы способы её реализации? Самосовершенствование включает в себя три взаимосвязанных компонента:самопознание, самоконтроль и саморегуляцию, саморазвитие. (7) Важнейшим инструментом каждого из них является рефлексия. Рефлексия –это деятельность человека направленная на осмысление собственных действий,своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний иформулирование соответствующих выводов. (12) Для того, чтобы я могла понятьсебя, контролировать и регулировать свои действия, развивать свойвнутренний мир, я должна овладеть рефлексией. Рефлексия включает в себясамонаблюдение и самоанализ. В наших занятиях рефлексия – основной путьполучения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человекуизвне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобойпроисходит ежеминутно, «здесь и теперь». (7) Смысл всех существующих психотехник – достижение и поддержание высокойпсихической, духовной и физической формы по средствам направленногомысленного сосредоточения. Большинство программ, направленных насаморазвитие человека, основано на четырёх принципах или способахсамопознания и саморегуляции. Вот те способы которые помогают осознать и осмыслить свой внутренниймир: Способ первый: Релаксация. Релаксация – это физическое и психическое расслабление. Цельрелаксации – подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение насвоём внутреннем мире, освобождения от излишнего физического и нервногонапряжения или, наоборот, обеспечение возможности собраться. Релаксациянеобходима: - для подготовки тела и психики к углублённому самопознанию, самовнушению; - в стрессовых моментах, конфликтных ситуациях, требующих выдержки,самообладания; - в ответственных и трудных ситуациях, когда нужно сбросить страх, излишнее напряжение. Как же я расслабляюсь: Принимаю удобную позу (сидя в кресле), закрываю глаза и начинаю делатьглубокий брюшной вдох и медленно выдыхая ртом, снимаю накопленноенапряжение, усталость, до тех пор пока не достигну внутреннегорасслабления. Очень эффективен для меня сеанс самовоспитания – погружение в состояниеполного телесного покоя: текст сеанса записан мной на аудио кассету (А.А.Востриков: Культура эмоций. – Одесса, 1989). (см. Приложение) Другой способ– психическое замедление. Я представляю себя спящей кошкой и переключаюсьна её ритм. Ещё один приём – сосредоточение внимания на пламя свечи, маятник,аквариум и отключение мыслей. Из состояния релаксации я выхожу постепенно: напрягаю мускулы, углубляюдыхание, открываю глаза и готова к погружению в себя. Способ второй: Концентрация. Концентрация – это сосредоточение сознания на определённом объектесвоей деятельности. В основе концентрации лежит управление вниманием. (7) Я представляю картину, как сижу в саду и слышу разные звуки: пениептиц, жужжание насекомых, шелест листвы на ветру. Я выделяю один звук,например шелест листвы, и пытаюсь сосредоточить свои зрительные, звуковые,телесные и другие ощущения на возникающих эмоциях и настроениях, чувствах ипереживаниях, на потоке своих мыслей, на образах, которые возникают в моёмсознании. Перечислю используемые упражнения на концентрацию внимания на объектахвнешнего мира: сосредоточение на предмете, сосредоточение на ощущениях,сосредоточение на эмоциях и чувствах. (7) Навык сосредоточения базируетсяна развитии свойств внимания. Способ третий: Визуализация. Визуализация – это создание внутренних образов в сознании человека, тоесть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых,обонятельных осязательных ощущений, а также их комбинаций (7). Для развития образных представлений я использую ряд упражнений. Всостоянии релаксации я пробую увидеть образ зеркала и себя в этом зеркале;зрительные, слуховые образы хорошо известных предметов; абстрактные понятия(7). В повседневной жизни я использую памятку на активизацию воображения. Способ четвёртый: Самовнушение. Самовнушение – это создание установок воздействующих наподсознательные механизмы психики. Самовнушение – это утверждение, чтоуспех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени. (7) В настоящее время я начала осваивать аутогенную технику, приёмамикоторой может овладеть любой человек. Она была разработана в 20 – 30-е годынашего века немецким психотерапевтом Г. Шульцем. Её цель – психическое ифизическое оздоровление человека с помощью самовнушения в состояниирелаксации. 3. Слагаемые личностного роста. Самовоспитание нельзя сводить к самотренировке, специальным упражнениям.Работа над собой – это внутренняя организация всей жизни человека, этостиль и содержание жизни, которые он выбирает. И как у всякой деятельности,у неё есть определённая структура, логика, последовательность действий. (1) Особенностью всех излагаемых ниже психотехник является их фиксация набумаге. Я давно веду практику делать дневниковые записи, рисунки.Анализируя содержание записей и рисунков мы с руководителем обратиливнимание, что эти занятия для меня имеют важное психотехническое значение.В своих записях и рисунках я фиксировала на бумаге свои мысли, эмоции,фантазии и планы на будущее. Я для себя определила те шаги, которые должна сделать, чтобы двигатьсявперёд к цели: 1 этап: Определение цели. 2 этап: Создание идеала. 3 этап: Определение временных рамок и выделение целей. 4 этап: Самопознание и самоосознание. 5 этап: Самоконтроль и саморегуляция. 6 этап: Саморазвитие.3.1 Определение цели, выбор идеала. 1 этап: Определение цели. Работу над собой я начала с определения цели и выбора идеала. Чего яхочу достичь в своём личностном развитии, какой я хочу стать? Взять карандаш и бумагу. Устроиться поудобнее, чтобы чувствовать себямаксимально комфортно. Постараться без ограничений нарисовать свою будущуюжизнь - так, как я хотела бы, чтобы она сложилась, с теми дорогами, покоторым мне хотелось бы пройти, с теми вершинами, на которые мне хотелосьбы взойти. Я начала со списка того, о чём мечтаю, кем хочу стать, какой хочу стать,какие личные качества хочу приобрести. Сосредоточилась и в течение 10-15минут заставила свой карандаш беспрерывно работать. Я дала волю своемувоображению, отбросила ограничения, если возникали какие-то сомнения илиограничения, я мысленно себе представляла, что вывожу их с поля. Записывалато, чего хотела бы в результате достичь. Я следовала следующим правилам: 1. Формировала цели в позитивных терминах. 2. Была предельно конкретна, постаралась увидеть, услышать, почувствовать, представить себе результат. Постаралась составить ясное представление о результате. 3. Формировала только такие цели, достижение которых зависит только от меня. 4. Последствия моих сегодняшних целей должны быть «экологически чистыми». 2 этап: Создание идеала. Определить цель самовоспитания человеку значительно легче, если у негоесть представления о том лучшем, что должно быть присуще человеку. «… Идея– основной источник энергии творческой личности. Идеал – это идея,преобразованная в мощный энергетический заряд, Направляющий творческуюэнергию личности к будущему». (Вайнцвайнг П. Десять заповедей творческойличности. М., 1990 – с.36) Для меня идеал – это не конкретный человек, а обобщённый образ,воплощающий в себе то, что наиболее значимо для меня, что побуждает меня ксамосовершенствованию. На данном этапе я воспользовалась рисунком и описанием тех личныхкачеств, которые я бы хотела видеть у себя. Я нарисовала на бумаге свойавтопортрет, такой, какой я хотела бы стать, образ, воплощающий отдалённыецели и стремления. (см. Приложение, рис.) 3 этап: Определение временных рамок и выделение целей. На данном этапе я, просмотрев составленный ранее список, присмотревшись кпортрету, определила, в какой временной сетке всё будет происходить. Цели я ставила : общую – всестороннее развитие собственной личности – и частные. Общую цель я отнесла к дальней перспективе, а частные – к ближайшим целям, планам и шагам. Самые важные на два года цели: - формировать силу воли; Развивать: - усидчивость, целеустремлённость, организованность; - память и внимание; - терпимость, понимание, уважение по отношению к другим людям; - научиться контролировать свои эмоции, чувства, обдумывать поступки; - открыть своё «Я», принять себя, сформировать целостный образ «Я».После определения целей я написала, почему они для меня важны.3.2 Формирование образа «Я». 4 этап: Самопознание и самоосознание. Итак, цель определена, но достижима ли она? Для этого я соотнесла сэтой целью и идеалом свои возможности и способности, поэтому следующий этапсамовоспитания – познание и осознание себя, изучение и анализ своихличностных особенностей. В самопознании главное - выделение собственных положительных качеств,потенций, способностей, ибо только опираясь на позитивное можно преодолетьсвои личные недостатки. Каждый человек обладает образом своего внутреннего мира. Для того чтобыузнать о том, что представляет из себя ваш образ внутреннего мира, нужнозадать себе очень простой на первый взгляд вопрос: «Кто Я?». Здесь же нужноответить на него… двадцать раз. То, что вам удалось написать – автопортрет «Я». Образ «Я» человека можетвключать самые различные характеристики. Это могут быть прилагательные,определяющие черты характера и внешнего облика. Все их, даже самыеоригинальные, можно объединить в три группы. ОБРАЗ «Я» социальный физический психологический А теперь надо проанализировать собственный автопортрет. (5) Потом надо вернуться к списку из двадцати характеристик «Я» и выполнитьещё одну процедуру. Она поможет лучше разобраться в образе собственноговнутреннего мира. Каждая из характеристик образа «Я» может рассматриватьсяи как положительная, и как отрицательная. Каких качеств в «Я» - образе больше? Чтобы понять это, надо поставитьрядом с каждой характеристикой знак: «+» или «-». Важна, чтобы это былаличная оценка. Она совершенно не обязательно должна совпадать собщепринятой. Затем оценить, сколько отрицательных и сколько положительныххарактеристик. (5) Что же получилось в результате? Каких характеристик – положительных лиотрицательных – больше в образе вашего «Я»? Образ внутреннего мира – это характеристики и качества, которые мы в себевидим, окрашенные тем или иным эмоциональным отношением. У меня в целом образ «Я» окрашен позитивными эмоциями. Чтобы достигнутьгармонии с самим собой, все характеристики должны быть равноценны. Отношение к миру и окружающим людям, способность к самостоятельнымрешениям, свободным и ответственным действиям зависят от того, каковыпредставления человека о самом себе, какова его Я – концепция. Я – концепция Реальное Я Идеальное Я Зеркальное Яили представления или представления или представленияо том, каков Я на о том, каким Я о том, как менясамом деле хотел быть воспринимают другие Таким образом, «Я - концепция»помогла мне разобраться в своёминдивидуальном «Я», осознать почему у меня реальное «Я» и зеркальное «Я»отличаются, что нужно, чтобы «Я» реальное стремилось к «Я» идеальному. (5) Я остановлю своё внимание на некоторых психотехниках. Упражнение«Части моего Я» помогло осознать себя в разных ситуациях, в зависимости отобстоятельств. Я не подозревала, что во мне находится столько не похожихдруг на друга людей. На рисунке я изобразила самых характерных своихсубличностей. Упражнение «Кто я такой?» итог - словесное определение Я-концепции,т.е. относительно согласованного и зафиксированного представления о самойсебе. Упражнение «Уровень самооценки личности» в котором подсчитываетсясамооценка интеллектуальных, волевых, нравственных качеств (руководствопрактического психолога).Эти и другие упражнения способствовали осознанию и переживанию своего я,позволили видеть себя со стороны. Второй блок упражнений направлен на принятие себя. Мало получитьдостоверные сведения, необходимо выработать позитивную Я-концепцию. Онанеобходима для реализации своих возможностей, раскрытия своейиндивидуальности. Это такие упражнения, как «Мой портрет в лучах солнца», «Моявселенная», «Ассоциации», «Здравствуй, я рад тебя видеть» и т.д. Каждыйдень я стараюсь начинать с упражнений на позитивный настрой, упражнения сзеркалом «Я люблю тебя и принимаю тебя такой, какая ты есть». Упражнения на самораскрытие являются способом гармонизации внешнего ивнутреннего «Я», и построением значимых отношений с окружающими. Это такие упражнения, как «Конверт откровений», «Интервью», «Сильныестороны» и т. д. Как ежедневное упражнение – это «Самоисповедь». 3.3 Управление эмоциями и чувствами. 5 этап: Самоконтроль и саморегуляция. Управление эмоциями и чувствами включает в себя: контроль за своимиэмоциональными реакциями, осмысление их, регулирование, т.е. нахождениеспособа саморегуляции, замена негативных эмоций позитивными. Управление чувствами и эмоциями начинается с понимания своегоэмоционального состояния, затем размышления над его источниками ипричинами. (2)Я едва начала осваивать этот этап самосовершенствования. Важную роль играетовладение приёмами расслабления, особенности своих эмоциональных реакций яанализирую с помощью тестов самопознания, рисунков, музыки. Существует целый ряд способов саморегуляции – сознательного волевогоуправления внутренними процессами собственной психики, которые позволяютдать «выход чувству». Первая группа способов основана напсихофизиологической разрядке, освобождения от отрицательных эмоций.Блокировать их нельзя, поэтому я использую такие способы: «Пустой стул»,«Физическая разрядка», «Самоисповедь», «Релаксация». Снять негативноеэмоциональное состояние мне помогает рисунок. Я анализировала рисункиметодом «Цветописи». (Лутошкин А. М.) Другая группа способов саморегуляции, которые я использую, - этовытеснение отрицательных эмоций и чувств положительными.Замена негативных эмоций и мыслей созданным мной позитивным образом. Дляменя действенно такое самовнушение: «Я уверена в себе, своих возможностях,я чувствую прилив энергии и оптимизма». Этот образ надо укреплять ежедневнодля того, чтобы стать уверенным. Я создала собственные формулы самовнушения, создающие положительныйэмоциональный настрой: «Я уверена в себе», «Я спокойна», «Я не боюсь» и др. Для пробуждения уверенности в себе, своих силах и замены негативныхэмоций, я использую самопоощрение. Когда что-то получается, я говорю себе:«Молодец», «Ты можешь!», «Это хорошо, здорово!». Приведу некоторые, используемые мной, психотехнические приёмыуправления своими переживаниями. Упражнения: «Растворение чувства обиды»,«Преодоление раздражительности», «Положительный настрой на день». Психологическая характеристика рисунков. Предметом анализа явились 46 моих работ, сделанных в разныевозрастные периоды с 1999 года. В символике моего рисунка отражаются внутренние конфликты,обусловленные, с одной стороны, кризисом переходного возраста, в котором янахожусь, а с другой стороны – кризисными событиями в семье, классе, вличной жизни. Изложение результатов психологического анализа носит описательныйхарактер. Центральное положение во многих рисунках, более ранних, до занятийпсихологией, занимает глаз, в различных исполнениях. В этой особенности,неосознанно проявленной на рисунке легко усмотреть проекцию моихпсихологических проблем – завышенная, самомнение, излишнее внимание ксобственной персон. Мой самый первый рисунок – «Забвение», передаёт всю палитру чувств,которые я ждала момент выразить. Как видим, смысл рисунка складываетсяпостепенно, по мере того как один фрагмент дополняется другим, к нимприсоединяться третий. Здесь присутствует много пересекающихся линий,штрихов, цветов и смысловых элементов, которые автономны. Автономия глаз,губ, бровей подчёркивается графически: лист разделён на фрагменты.Графические фрагменты отображают внутренние проблемы и преграды на тотмомент жизни. Рисунок «Несчастная любовь» передаёт бурю негативных чувств и эмоцийчерез агрессивный красный цвет, преобладающие тёмные тона, резкие линии,выполненные с сильным нажимом, штрихи. Общее впечатление от рисунка –тревожное, гнетущее. «Мои переживания» - этот рисунок отображает душевную боль, связаннуюс несчастьем, что выражается двумя акцентами. С одной стороны, жёсткиелинии, изображающие паутину, усиливают негативное впечатление чёрным,зелёным и красным тонами. С другой, чувство безысходности и боли,передаётся через автопортрет. Рисунок «Наедине с собой». Центральная фигура – силуэт женщины, вкотором я подразумевала себя. Руки нарисованы без кистей, полузакрытоелицо, скрытая одеждой фигура. Эти элементы выполнены с сильным нажимом,отрывистыми линиями. Усиливает впечатление одиночества, покинутости,обособленности, пересекающие фигуру треугольники, как преграда между мной ивнешним миром. Занятия психологией помогли преодолеть некоторые внутренние проблемыи барьеры, у меня установилась относительно адекватная самооценка, большевыражаю не только негативные чувства. Рисунок «Эмблема толерантности» - абстрактно и отражает моёпредставление об идеальных отношениях с окружающими меня людьми. Такиеэлементы, как сердечки, листья, воздушные потоки, солнечные лучи, идущие изцентра, дополненные тёплой цветовой гаммой выражают позитивный,жизнеутверждающий настрой. Рисунок «Рождение чуда» передаёт гамму тёплых, спокойных, позитивныхтонов. Красный цвет – тёплый, не агрессивный. Линии устремлены вверх. Вцелом, рисунок несёт оптимизм, энергию, воодушевление. «Сила противоположности» - рисунок с философским контекстом. Онразделён горизонтальной линией на два фрагмента. Чёткие линии, лаконичностьэлементов – стремление к раздумьям, осмыслению жизни. Рисунок «Размышления». Центральная фигура – автопортрет. Рукираспростёрты, открытый взгляд, сочетаются с тёплой цветовой гаммой. Япредставляю себя на рисунке толерантной, жизнерадостной, думающей.3.4 Программа личностного роста, пути и средства её реализации. 6 этап: Саморазвитие. Программу своего личностного роста я составила на основе сопоставлениясвоих качеств, знаний, умений, способностей с требованиями, которыесодержатся в моём идеале. В создании программы мне помогли рекомендации Елканова С.Б. «Основыпрофессионального воспитания». Опираясь на свои ближайшие цели я определила задачисамосовершенствования и пути и средства их реализации. Задачи Пути и средства самосовершенствования реализации 1. Формировать силу воли 1. Чётко и ясно осознать цель и стремиться достичь её. 2. Научиться находить способы выполнения волевого действия, мотивировать их. 3. Преодолеть внутренние препятствия. 4. Преодолеть внешние препятствия. Чаще опираться на факты биографий, книжных героев, являющихся примером терпения, выдержки, силы воли. 2.Развивать усидчивость, Завести дневник личностного роста. целеустремлённость, Научиться организовывать свою организованность. работу: планировать свой день, уметь контролировать себя, овладеть навыками работы с литературой, готовится к урокам в школе, рационально использовать свободное время. 3. Развивать память Внимательно взглянуть на знакомый и внимание предмет, затем, закрыть глаза, образно, ярко, представить его во всех подробностях. Затем открыв глаза, ещё раз посмотреть и определить, какие подробности были упущены. Изученную таким образом вещь нужно попробовать нарисовать по памяти. После чего определить, что было не нарисовано. Описать по памяти черты лица знакомого человека. Затем, наблюдая этого человека при встрече, уточнить не замеченные черты его лица. Положить перед собой 7 – 15 мелких предметов, взглянуть на них, а затем по памяти описать их. Осмотреть комнату, постараться запомнить всё, что в ней находится. Затем, закрыть глаза и воссоздать в подробностях образы увиденного в ней. Вспомнить голос и интонацию какой-либо часто употребляемой фразы знакомого человека и попробовать с закрытыми глазами как бы вновь услышать её. Повторить эту фразу вслух, а при встрече с этим человеком сравнить «подлинник» с воспроизводимым воспоминанием. Постараться хорошо разглядеть подброшенный и падающий предмет. Затем, описать его с наибольшей точностью. 4. Развивать терпимость, Памятка на развитие толерантности. понимание, уважение по (см. Приложение) отношению к другим людям. 5. Научится 1. Наблюдать за собой. Определить, контролировать свои какие эмоциональные проявления эмоции и чувства, являются для меня типичными. обдумывать поступки. 2. Овладеть такими способами взаимодействия с отрицательными эмоциями: Принимать любое событие как посланное Богом для своей же пользы. Этот путь ведёт к здоровью и мудрости. Научится отстранённо наблюдать возникшую эмоцию, чувствуя её распространение. Пассивное наблюдение за ней приводит к её уничтожению. Дать возможность эмоции выплеснуться, не загонять её вглубь, а реагировать. Это светский метод, позволяющий сохранить своё физическое и психическое здоровье. Овладеть способами сжигания отрицательных эмоций физическим усилием. (см. Приложение) 6.Открыть своё «Я», Сеанс самовоспитания – погружения в принять себя, состояние телесного покоя в процессе сформировать целостный самопознания. (см. Приложение) образ «Я». Каждый новый день начинать с памятки на хорошее настроение. (см. Приложение). Заключение. 1. Программа личностного роста помогла мне организовать свою деятельность и ускорить процесс самосовершенствования, раскрыла творческий потенциал. Я стала свободней выражать свои чувства на бумаге, как негативные, так и позитивные. Проследить процесс самоизменения можно анализируя мои рисунки до занятий психологией и в процессе личностного роста. 2. Я на личном примере убедилась, что моё более терпимое отношение к окружающим людям, является следствием личностного роста. Для меня по- новому раскрылись грани межличностных отношений, повысился уровень эмпатии к окружающим меня людям. Встретившись с другом, которого не видела год, он отметил произошедшие со мной позитивные изменения. 3. Я прикоснулась только к некоторым азам сложной и трудной науки самосовершенствования и поняла, что работа над собой – это внутренняя организация всей жизни, это стиль и содержание жизни, которую я выбрала. Не верь в успех, если он представляется (тебе) совершенным, когда, преуспев, ты видишь, что многое ещё предстоит сделать, радуйся и продолжай путь свой, ибо многотруден и долог путь к подлинному совершенству. (Шри Аурубиндо) Библиографический список. 1. Арет А.Я. Основные положения теории самовоспитания. М., 1961 - 248с. 2. Безант А. Изучение сознания. М., 1996 - 287с. 3. Бердяев Н. Самопознание. М., 1990 - 247с. 4. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ непосвященных. СПб., 1991 – 193с. 5. Бернс Л. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986 – 273с. 6. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989 – 295с. 7. Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. Екатеринбург, 1998 –144с. 8. Горбунов Г.Л. Учитесь управлять собой. М., 1976 – 257с. 9. Гримарк Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1987 286с. 10. Добротворский И.Л. Как найти себя и начать жить. Воронеж 1994 – 197с. 11. Кауфман Б. Вверх по лестнице ведущей вниз. М., 1990 – 183с. 12. Ковалёв А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983 – 256с. 13. Ковалёв А.Г. Самовоспитание школьников. М., 1967 – 293с. 14. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск, 1991 – 274с. 15. Кочетов А.И. Самовоспитание подростка. Свердловск, 1967 – 279с. 16. Куценко В.Г. Пути самосовершенствования личности. Л., 1979 – 226с. 17. Лободин В.Г. Путь к единству. Самоанализ и познание внутреннего мира. СПб., 1996 – 250с. 18. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассники о них самих. М.,1990 – 251с. 19. Орлов Ю. Восхождение к индивидуальности. М., 1991 – 208с. 20. Психология личности. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А., М., 1982 – 286с. 21. Рерих Н. О вечном. М., 1994 – 233с. 22. Рувинский Л.И., Соловьёва А.Е. Психология самовоспитания. М., 1982 – 276с. 23. Русаков Б.А. Как воспитать самого себя. Новосибирск, 1975 – 263с. 24. Селезнёва Е.В. Я познаю мир «Психология». М. 2000 – 432с. 25. Соловейчик С.Л. Вечная радость: очерки школы и жизни. М., 1986 – 179с. 26. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов – на – Дону, 2000 – 672с. 27. Судаков К.В., Рылов А.Л. Тайны мышления. М.,1990 – 288с. 28. Шмидт Р. Искусство общения. М., 1992 – 197с.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Самосовершенствования личности актуальна во все времена и в любомвозрасте для человека. Подростковый возраст, в котором я нахожусь – важнейший период впсихосоциальном развитии человека. От того, как сформируется сейчас моёотношение к себе, к другим людям и целому миру, будет зависеть мояжизненная ор iconШевченко Екатерине Петровне на тему: «Раннее выявление вредных привычек у подростков». п. Усть-Нера, 2006 г. Подростковый возраст это возраст, в котором все более отчет
Подростковый возраст это возраст, в котором все более отчетливо сказываются изъяны предшествующего воспитания
Самосовершенствования личности актуальна во все времена и в любомвозрасте для человека. Подростковый возраст, в котором я нахожусь – важнейший период впсихосоциальном развитии человека. От того, как сформируется сейчас моёотношение к себе, к другим людям и целому миру, будет зависеть мояжизненная ор iconН. Е. Югова Филиал фгбоу впо “ТюмГУ” в г. Шадринске Научный руководитель – Н. В. Соколова, к ю. н. Проблемы адаптации студентов первокурсников
Ученик, покинувший недавно школьные стены, становится студентом. И от того насколько успешно он пройдёт адаптацию, будет зависеть...
Самосовершенствования личности актуальна во все времена и в любомвозрасте для человека. Подростковый возраст, в котором я нахожусь – важнейший период впсихосоциальном развитии человека. От того, как сформируется сейчас моёотношение к себе, к другим людям и целому миру, будет зависеть мояжизненная ор iconКонтрольная работа по дисциплине: " Философия " тема №30: «Проблема человека в западноевропейской философии XX века»
Проблема человека является одной из самых важных для всей философии. Место, роль, социальная интеграция человека в обществе, как...
Самосовершенствования личности актуальна во все времена и в любомвозрасте для человека. Подростковый возраст, в котором я нахожусь – важнейший период впсихосоциальном развитии человека. От того, как сформируется сейчас моёотношение к себе, к другим людям и целому миру, будет зависеть мояжизненная ор iconХлеб важен для каждого человека, но как мы к нему относимся?
Нет,кажется, человека, который пренебрегал бы хлебом, не зная его вкуса, не дорожил им. У нас хлеб, как и в далекие времена, времена,...
Самосовершенствования личности актуальна во все времена и в любомвозрасте для человека. Подростковый возраст, в котором я нахожусь – важнейший период впсихосоциальном развитии человека. От того, как сформируется сейчас моёотношение к себе, к другим людям и целому миру, будет зависеть мояжизненная ор iconБолота во все времена и притягивали и пугали человека Болота во все времена и притягивали и пугали человека
Сохранились легенды и предания, былины и небылицы о болотах и их невидимых обитателях, о знахарях, о чудесных исцелениях и древних...
Самосовершенствования личности актуальна во все времена и в любомвозрасте для человека. Подростковый возраст, в котором я нахожусь – важнейший период впсихосоциальном развитии человека. От того, как сформируется сейчас моёотношение к себе, к другим людям и целому миру, будет зависеть мояжизненная ор iconПрограмма по основам нравственности для учащихся 3 класса (1-4)
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас,...
Самосовершенствования личности актуальна во все времена и в любомвозрасте для человека. Подростковый возраст, в котором я нахожусь – важнейший период впсихосоциальном развитии человека. От того, как сформируется сейчас моёотношение к себе, к другим людям и целому миру, будет зависеть мояжизненная ор iconПрограмма по основам нравственности для учащихся 4 класса (1-4)
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас,...
Самосовершенствования личности актуальна во все времена и в любомвозрасте для человека. Подростковый возраст, в котором я нахожусь – важнейший период впсихосоциальном развитии человека. От того, как сформируется сейчас моёотношение к себе, к другим людям и целому миру, будет зависеть мояжизненная ор iconПрограмма по основам нравственности для учащихся 4-6 классов (VIII вида)
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас,...
Самосовершенствования личности актуальна во все времена и в любомвозрасте для человека. Подростковый возраст, в котором я нахожусь – важнейший период впсихосоциальном развитии человека. От того, как сформируется сейчас моёотношение к себе, к другим людям и целому миру, будет зависеть мояжизненная ор iconПодростковый возраст. Психологические особенности
Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие...
Самосовершенствования личности актуальна во все времена и в любомвозрасте для человека. Подростковый возраст, в котором я нахожусь – важнейший период впсихосоциальном развитии человека. От того, как сформируется сейчас моёотношение к себе, к другим людям и целому миру, будет зависеть мояжизненная ор iconАнализ воспитательной работы моу краснопоймская средняя общеобразовательная школа за 2010-2011 учебный год
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы