Изобразительное искусство республиканского Рима icon

Изобразительное искусство республиканского Рима



НазваниеИзобразительное искусство республиканского Рима
Дата конвертации04.08.2012
Размер185,32 Kb.
ТипРеферат
Изобразительное искусство республиканского Рима


Введение К концу VI в. до н.э. Рим, история которого началась с небольшойродовой общины на Тибре, стал аристократической республикой.Республиканский период явился временем становления римской культуры. В IV-III вв. до н. э. Рим сумел подчинить себе весь Апеннинскийполуостров, в III-II вв. римляне разбили Карфаген, завоевали Грецию и всеВосточное Средиземноморье. Завоеватели и солдаты, римляне создали мощноевоенно-административное государство, ввели твердую упорядоченность в свойбыт, напоминавший быт казармы. Постоянный приток рабов из пленных давалдешевую рабочую силу. Римская республика патрициев и плебеев превратиласьочень скоро в могущественную рабовладельческую державу древнего мира. Но напротяжении всей истории существования Римскую республику сотрясаливосстания рабов, гражданские войны, борьба за власть, что и привело кпадению республики и возникновению империи. Римляне, как греки и этруски, были язычниками. Но их религия, а отсюдаи художественная фантазия была прозаичнее греческой, их мировосприятие -более практичным и трезвым. От этрусков они заимствовали многие религиозныепредставления и обычаи, более суровые, чем греческие, а также некоторыеосновы строительной техники. Уже в эпоху республики римляне создали свойпрекрасный театр, острую комедию, мемуарную литературу, строгиеисторические сочинения, выработали кодекс законов (римское право явилосьосновой всей европейской юриспруденции). После завоевания Римом Грецииначалось более тесное знакомство с греческим искусством, которое римлянепочитали за образец. Во II в. до н. э. греческий язык стал обычным в высшем обществе.Произведения греческого искусства, прекрасные греческие статуи заполнилиобщественные здания Рима, жилые дома, загородные виллы. Тогда и появилосьпомимо подлинников много копий с прославленных греческих произведенийМирона, Фидия, Поликлета, Праксителя, Скопаса, Лисиппа. Но поэтическоговдохновения греческого искусства, самого отношения к художнику какизбраннику богов, наделивших его талантом, в Риме не было никогда. Римскоеискусство всегда было более утилитарным. Утилитарность мышления римлян сказалась и в архитектуре. Вслед заэтрусками римляне построили прежде всего прекрасные дороги. По древнейшейиз них, Аппиевой (ее строительство в IVв. до н. э. начал Аппий Клавдий),римские легионеры шли на завоевание государств Средиземноморья. С конца I в. до н.э. с угасанием эллинистических государств ведущеезначение в античном мире приобретает римское искусство. Впитав в себямногое из достижений культуры и искусства Греции, оно воплотило их вхудожественной практике колоссальной римской державы. В основе римскойхудожественной культуры лежат точность и историзм мышления, далекие отвозвышенной поэтики мифотворчества греков. Практический склад римской культуры сказывается во всем - впрагматичном стиле их мышления, в нормативном представлении оцелесообразном миропорядке, в скрупулёзности римского права, в тяготении кточным историческим фактам, в примитивной конкретности религиозныхпредставлений, в суровости прозы как формы литературы, главенствующей вримской культуре. Хронологические рамки древнеримской культуры охватывают почтитысячелетие. Начало римского искусства относится к периоду Республики -конец V - конец I вв. до н.э. Оно достигло своего наивысшего расцвета в такназываемую эпоху Римской империи - конец I в. до н.э. - V в. н.э. Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием ипестротой форм. В ней отразились черты, свойственные искусству покоренныхримлянами народов, которые нередко стояли на более высоком культурномуровне. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновениясамобытного искусства италийских племен и народов, среди которых особоеместо занимали этруски, обладатели высокоразвитой самобытной и древнейхудожественной культуры. Именно этруски познакомили римлян с искусствомградостроения, настенной монументальной живописью, скульптурным иживописным портретом. Большой вклад в формирование римской культуры внеслигреческие колонисты Южной Италии и Сицилии, никогда не порывавшиекультурных связей с метрополией. Именно греческая архитектура и греческиеордерные системы и принципы декора перерабатывались римлянами. Не меньшее значение позже приобрело для римской культуры иэллинистической искусство, склонное к грандиозности и масштабности. Вбираяразнообразные и наиболее ценные для него элементы римская художественнаякультура сохраняла, тем не менее свою самобытность и оригинальность. Особенности исторического развития определили важнейшие отличияискусства римского от греческого. В художественном наследии Рима едва ли непервое место завоевал скульптурный портрет, к котором проявился особыйинтерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историческом характере рядового человека - гражданина римского государства,сознающего свое значение как самоценной личности. Целью нашей работы является познать – каково оно искусство РимскойРеспублики. Для этого рассмотрим скульптуру, архитектуру, изобразительноеискусство. Множество источников помогут нам в этой задаче. Так прежде всего«История искусств» под редакцией А. Воротникова, О. Горшковоза, О. Еркина.Также «История культуры Древнего Рима и Греции» перевод с польского В. К.Ронина. 1. Архитектура в период Римской республики Состояние римской архитектуры было тесно связано с усложнениемобщественных отношений, развитием урбанизма, ростом потребностей городскогонаселения; оно находилось под греческим и этрусским влиянием. Ранний городстроился без плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивныежилища из дерева и сырцового кирпича. Крупными общественными зданиями былилишь храмы, например храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VIв. до и. э., небольшой храм Весты на форуме. Внутри города сохранилисьпустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады. Сточные канавысначала были открытыми, но затем их перекрыли деревянным настилом, апозднее и каменным сводом. «Пожар Рима после взятия его галлами в начале IV в. до н. э. уничтожилбольшую часть городских зданий. После пожара Рим застраивался стихийно,сохранив основные линии прежних улиц и площадей. Разросшийся город былобнесен новыми, так называемыми Сервиевыми стенами, представлявшимизамечательное сооружение. Они состояли из главной наружной стены иопиравшегося на нее мощного земляного вала, который со стороны города былподперт другой, менее высокой стеной. Наружный панцирь был сложен измассивных квадратных блоков» [3, с. 237]. Рост населения Рима привел к застройке пустырей, к уплотнениюпостроек. Некоторые улицы были вымощены булыжником. Была реконструированастарая система клоак (канализация). Растущее население требовало хорошейводы, для подведения которой были построены два водопровода, прорытые подземлей, длиной в несколько десятков километров. Новый этап городского строительства начался со II в. до н. э.:застраиваются не только пустыри, но и свалки, городская земля поднимается вцене. Вместо примитивных жилищ из сырца и дерева возникают в I в. до н. э.многоэтажные дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича и бетонаи даже из мрамора. Несколько новых водопроводов подводят за многокилометров хорошую питьевую воду. Благоустраивается центр города - римскийфорум, он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания ихрамы, портики его мостят плиткой. Появляются новые типы общественныхзданий. Очень плотная застройка городской территории, скученность и теснотане могли не вызвать необходимости в специальных зеленых зонах – парках,расположенных на окраинах города. Так появились роскошные сады Саллюстия иЛукулла. Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы. «В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рими италийские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римлянестремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идеюсилы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовьримских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений,которые поражают воображение своими размерами. Другой особенностью римскойархитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатомудекоративному убранству, ко множеству украшений, больший (чем у греков)интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно нехрамовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты,акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новыеконструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола,наряду с колоннами использовали столбы и пилястры» [1, с. 32]. В отличие от греческих архитекторов, которые составляли план зданий,не следуя сухой геометрии его разных частей, римляне исходили из строгойсимметрии. Они широко применяли греческие ордера - дорический, ионический икоринфский, причем самым излюбленным был у них пышный коринфский ордер. Вотличие от греческой классической архитектуры, в которой ордера представляли собой органическое сочетание декоративногоубранства с конструкцией здания, римляне использовали греческие ордера лишькак декоративный, украшательный элемент. Однако римляне развили ордернуюсистему и создали собственные ордера, отличающиеся от греческих. Такимиордерами был композитный, т. е. представляющий соединение элементов всехгреческих ордеров в одном, ордер и так называемая ордерная аркада, т. е.совокупность арок, опирающихся на столбы или колонны. «Римская архитектура в IV-I вв. до н. э. прошла два периода своегоразвития. Первый период охватывает IV-III вв. до н. э., когда Рим былотносительно бедным и небольшим городом. Римская архитектура этого времениразвивалась под сильным влиянием этрусской архитектуры: например, формыримского раннего храма и его декоративные убранства, применение арки исвода были заимствованы от этрусков. Ведущим типом сооружений являютсявоенно-инженерные (оборонительные стены, например стена Сервия, построеннаяв IV в. до н. э.; некоторые части стены восходят к VI в. до н. э.) игражданские (первые водопроводы и дороги - конец IV в. до н.э.). Второйпериод (II-I вв. до н.э.) характеризуется широким применением бетона исводчатых конструкций. Появляются новые типы зданий, например базилики, гдесовершались торговые сделки и вершился суд (первая базилика построена во IIв. до н. э.), амфитеатры, где давались гладиаторские бои и бои со зверями,цирки, где происходили ристания колесниц, термы - сложный комплекс банныхпомещений, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком.Возникает новый тип монументального сооружения - триумфальная арка.Потребности торговли вызвали к жизни строительство складов (например,громадный портик Эмилиев - II в. до н. э.), специальных рыночных помещений»[2, с. 41]. Появились здания для нужд управления: канцелярии, архивы (центральныйсенатский архив Табулярий был построен в 80-х годах I в. до н. э.),судебные помещения. Завоевание Италии и Средиземноморья вызвало к жизниинтенсивную по стройку постоянных военных лагерей, многослойных дорог,опоясывающих всю Италию и продолженных в провинции. «Нужды растущего городского населения приводят к совершенствованиюканализации и постройке новых водопроводов, подводящих воду в Рим занесколько десятков километров. Рим в I в. до н. э. превращается в мегаполисс почти миллионным населением, многоэтажными домами, плотно застроенныймногочисленными зданиями общественного назначения, живущий напряженной,нервной жизнью» [2, с. 67]. Не только Рим, но и небольшие города (например, Помпеи) превращаются вI в. до н. э. в благоустроенные культурные центры с разнообразнымизданиями, прекрасными площадями, мощеными улицами, каменным театром иамфитеатром, цирком, многочисленными лавками и тавернами. В этот период складываются основные типы римской архитектуры.Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных войн нашлаотражение в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений. Вних раньше всего проявилось своеобразие римского искусства. В первуюочередь следует упомянуть о древних оборонительных стенах Рима, которыеотличаются особой грандиозностью, будучи выложены из камней большихразмеров. Их постройка относится к VI в. до н.э. Особое место занимали римские дороги, которые были вымощены камнем исохранились до нашего времени. Первой из сети дорог, позднее покрывших всюИталию, была так называемая Аппиева дорога, построенная в IV-III вв. дон.э. В республиканскую эпоху начинается постройка мощных мостов иакведуков, своеобразных водопроводов, подающих воду в Рим и другие городаИталии. Так, акведук Аппия Клавдия был построен в 311 г. до н.э. ипротяжённость его составляла 16.5 км. Столкновение с греческим искусством привело к некоторым изменениям вримской архитектуре. Проявилось это в первую очередь в обращении к ордернойсистеме. Однако в то время как в греческой архитектуре ордер игралконструктивную роль, в Риме он использовался главным образом в декоративныхцелях. Опорные функции в римской архитектуре выполняла обычно стена.Большое место поэтому принадлежало арке, опиравшейся на массивные столбы.Колонны не могли нести на себе нагрузку многоэтажных сооружений сосводчатыми и купольными перекрытиями и лишь в аркадах сохраняли своюконструктивную роль. Причём, чаще всего здесь применялись заимствованный угреков пышный коринфский ордер, а также так называемый тосканский, которыйсчитался строгим и был унаследован римлянами у этрусков. Основным типом общественного здания в республиканскую эпоху являлсяхрам. Он сложился постепенно в результате скрещивания преобладающихместных, италийско-этрусских традиций с греческими, приспособленными кместным условиям. Строились как четырёхугольные, так и круглые в планехрамы с входом лишь с главного фасада. Своеобразие римской архитектуры сказалось в создании нового типачастного жилого дома богатых римских граждан. Римские особняки - этобольшей частью одноэтажные дома, в которых уютность быта сочеталась сприспособленностью к деловой жизни. Дом состоял из официальных парадных и хозяйственных помещений, которыеокружали центральное или так называемый атриум, а также открытого двора,характерного для греческого дома. Атриум освещался прямоугольным отверстием в перекрытии. По скатамкрыши через это отверстие дождевая вода стекала в расположенный под ниммраморный бассейн. [pic] Рис. 9 Атриум Замкнутые глухими стенами, римские дома внутри были украшеныкрасочными росписями, мраморной мозаичной скульптурой и цветниками. [pic] Рис. 10 Украшения в доме. Рис. 11 Украшения на стенах в доме. В следующей главе подробнее рассмотрим искусство декоративной росписив эпоху Римской республики. Список используемой литературы1. Всеобщая история искусств. Т. 1. М., 1956; т.V. М.,1964; т. VI. М., 1965.2. История культуры Древней Греции и Рима: пер. с пол. – М.: Высш. школа., 1990. – 351 с.3. Мастера искусств об искусстве. ТТ. 1-7. М., 1969. 2. Декоративные росписи Начав покорять мир, римляне знакомились со все новыми способамиукрашательства домов и храмов, в том числе с фресковой живописью. «Что касается живописи римлян, то самый ранний фрагмент росписи,уцелевший до наших дней, датирован 3 в. до н. э. Речь идет о детали фрескииз гробницы, открытой на холме Эсквилин в Риме. Роспись, скомпонованная втри яруса, представляла сцену битвы (с крепостной стеной и вождямивраждующих племен). Стоит признать, что работа не поражает виртуозностьюисполнения, однако это вовсе не умаляет ее исторической ценности. От болееранней римской живописи сохранялись только письменные рассказы, из которыхизвестно, что в конце 4 в. до н.э. в Риме жил популярный живописец Фабий,покрывший фресками стены храма богини Спасения. не особо изощряясь,граждане Вечного города (так станут называть Рим впоследствии) дали Фабиюпрозвище «Пиктор», что как раз и означает «живописец»» [2, с. 156]. Владел кистью и известный трагический поэт середины 2 в. до н. э.Паукувий, расписавший храм на Бычьем форуме. Захватив греческие полисы, римляне свезли себе в город чуть ли не всепроизведения искусства, какие им удалось погрузить на корабли. Кроме, того,они понаделали со скульптур Лисиппа, Праксителя, Скопаса и других греческихмастеров более или менее удачные копии а также попробовали сами создаватькое-что подобное. «С перенесением акцента на интерьер и появлением парадных комнат вримских домах и виллах на основе греческой традиции разрабатывается системавысокохудожественных стенных росписей. С традициями эллинистических фресоктесно связан первый римский стиль живописи – так называемый помпейский,изученный по фрескам обнаруженных в раскопанных археологами провинциальныхПомпеях и в других городах Кампании (II-I вв. до н. э.). Помпейские росписиуцелели благодаря тому, что во время сильного извержения вулкана Везувий(79 г. н. э.) толстый слой вулканического пепла засыпал Помпеи вместе сдомами и виллами, а в некоторых случаях даже и с жителями» [3, с. 245]. В доме Саллюстия в Помпеях сохранился прием росписи стен, получившийназвание в науке «первый помпейский стиль». Возник он как подражаниестанковой живописи, из желания создать впечатление развешенных по стенамкартин. Суть его заключается в том, что все архитектурные детали стенысначала лепятся на поверхность стены объемно из штукатурки (карнизы,квадраты облицовки, цоколь и другие детали), а потом еще и расписываются.Помпейские росписи знакомят нас с основными чертами античной фрески.Римляне применяли росписи также и для украшения фасадов, используя их каквывески торговых помещений или ремесленных мастерских. Первый стиль -инкрустационный, был распространён во II в. до н.э. и до 80-х годов до н.э. после чего его сменил так называемый «второй стиль». «С 80-х гг. до 20-х гг. до н.э. применялся второй из помпейских стилей- архитектурно-перспективный. Стены оставались гладкими и расчленялисьживописно-иллюзорными, расписанными колоннами, карнизами, нишами ипортиками. Интерьер приобретал нарядность благодаря тому, что междуколоннами часто размещали большие многофигурные композиции намифологические сюжеты. Стены покрывались также изображениями перспективнопереданных улиц, площадей, храмов, садов, сельских равнин и гор. Этопозволяло римлянам как бы расширять внутреннее пространство помещений.Второй стиль отличался от первого полным отсутствием лепных украшений. Воформлении стен вводятся настоящие живописные картины. Привычка копироватьгреков оказалась такой сильной, что чаще всего римские живописцы лишьповторяют произведения греческих классических или эллинистическиххудожников. Эллинистический пейзаж со множеством фигур на тему «Одиссеи»сохранился на стенах дома богатого римлянина (понятное дело, что бедныеримляне на стены картин не заказывали) на холме Эсквилин. Что до портретныхаллегорических изображений, то их можно видеть на вилле в Боскореале(середина I в. до н. э.), а также на стенах помпейских вилл, среди которойсамой знаменитой считается «Вилла мистерии»» [1, с. 324]. «Вилла мистерий», насчитывает 60 комнат, получила свое название поросписи стен одного из залов. Считается, что образом для подражанияримскому художнику послужила греческая композиция, иллюстрирующая праздник(мистерию) в честь Диониса и Ариадны. Особенно живописно выглядят крылатаябогиня с хлыстом в руке, обнаженная танцовщица и коленопреклоненная девушка(весьма вероятно, что хлыст предназначается именно для нее), припавшая ккреслу женщины властного облика. [pic] Рис. 12. Участница мистерий и танцовщица. Деталь росписи виллы Мистерий. Фреска. [pic] Рис. 13 Декоративные росписи «Третий стиль - ориентализирующий - больше характерен для периодаимперии. В противоположность некоторой пышности второго стиля, этот стильотличает строгость, изящество и чувство композиции. Иногда, посредствомвоспроизведения какой-нибудь знаменитой картины известного мастера,выделяется центральное поле стены. Орнамент в виде тонких колонн, гирляндиз цветов подчёркивает уют комнаты» [4, с. 345]. «Четвёртый или декоративный стиль распространяется с середины I в.н.э. Своей пышностью и декоративностью он продолжает традиции второгостиля. Вместе с тем, богатство орнаментальных мотивов напоминает росписитретьего стиля» [1, с. 34]. [pic] Рис. 14 Декоративные росписи Помпейские росписи сыграли важную роль в дальнейшем развитиидекоративного искусства Западной Европы.1. В. Г. Власов. Стили в искусстве. СПб., 19952. Всеобщая история искусств. Т. 1. М., 1956; т.V. М.,1964; т. VI. М., 1965.3. История культуры Древней Греции и Рима: пер. с пол. – М.: Высш. школа., 1990. – 351 с.4. Мастера искусств об искусстве. ТТ. 1-7. М., 1969.3. Скульптура По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом,который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенногоим же храма Юпитера на Капитолии. Первой бронзовой скульптурой была статуябогини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н. э. С IV в. до н. э.начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многиеримляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Во IIв. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что былопринято специальное решение, по которому многие из них были сняты.Бронзовые статуи, как правило, отливались в раннюю эпоху этрусскимимастерами, а начиная со II в. до н. э.- греческими скульпторами. Массовоепроизводство статуй не способствовало созданию подлинно художественныхпроизведений, да римляне к этому и не стремились. Для них самым важным встатуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Статуя должна былапрославить данного человека, его потомков, и поэтому было важно, чтобыизображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим. «Появлению первых скульптурных портретов римляне обязаны культупредков, который был среди них весьма распространен. Каждый уважающий себяримлянин стремился иметь в специальном шкафчике, помещавшемся рядом сдомашним алтарем, бюст уважаемого прадедушки, а еще лучше, целую галереюскульптурных портретов представителей своего семейства, по преимуществупокойных. Спрос, естественно, породил предложение, однако мастерстводревнеримских скульпторов в тот момент оставляло желать лучшего. Дело втом, что римляне, заказывая бюст предка (обычно только что скончавшегосяпочтенного пожилого мужчины), неукоснительно и с завидной настойчивостьютребовали от мастера соблюдения единственного правила – бюст должен бытькак можно более похож на оригинал» [1, с. 145]. Соблюсти это условие оказалось, судя по всему не так уж просто: игреки, и этруски предпочитали изображать какой-нибудь обобщенный типкрасоты, не особо заботясь о детальном сходстве. Поэтому учиться римскимскульпторам было, в общем-то, не у кого. Однако они нашли выход!Промаявшись какое-то время с капризными заказчиками, римские мастера началипросто снимать со своих моделей гипсовые маски (понятное дело, посмертные),по которым специально обученный раб и изготавливал точно повторяющие ихмраморные бюсты. Естественно подобная технология не прибавляла изображениюжизненности, зато досконально передавала портретные особенности. [pic] Рис. 15 Римлянин с изображением предков Снятые с умерших восковые (или гипсовые) маски, которые затемхранились в главной комнате (tablinum) римского дома. Эти маски выносилисьиз дома во время торжественных празднеств, и чем больше было таких масок,тем знатнее считался род. При скульптурных работах мастера, видимо, широкоиспользовали эти восковые маски. «Восковые (гипсовые) маски, снятые с лиц умерших членов рода, украшалиатриумы, их выставляли на семейных торжествах, в них выступали актеры,сопровождавшие похоронные процессии. Позднее эта традиция питаласьпрактической потребностью сохранения для потомства точного изображенияиндивидуального лица, а также прославление участников исторических событий.Римские мастера работали в камне, мраморе и бронзе.» [3, с. 167] В области монументальной скульптуры римляне не создали памятниковстоль значительных, как греческие. Однако, они обогатили пластикураскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф схарактерным для него документально точным повествовательным началом. Рельефсоставлял неотъемлемую часть архитектурного декора. «В республиканский период древнейшие произведения так называемойкруглой или объёмной скульптуры еще часто исполнялась этрусскими мастерамииз бронзы и терракоты. Обращаясь к образам греческой мифологии, этрускинаделяли богов действенной силой и решительностью характера. Позднийпамятник этрусской скульптуры на римскую тему, исполненный в первыедесятилетия жизни Римской республики - бронзовая "Капитолийская волчица" -символ Рима - отличается именно остротой реализма и превосходной техникойлитья» [5, с. 198]. С конца III в. до н. э. на римскую скульптуру начинает оказыватьмогущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабежегреческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которыевызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Рим буквальнохлынул поток греческих статуй. Например, один из римских полководцев привезв Рим после своего похода 285 бронзовых и 230 мраморных скульптур, другойвез в триумфе 250 телег с греческими статуями. Греческие статуивыставляются везде: на форуме, в храмах, термах, виллах, в городских домах.Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большойспрос на копии с наиболее известных статуй. В Рим переселяется большоечисло греческих скульпторов, которые копируют подлинники знаменитыхмастеров. Обильный приток греческих шедевров и массовое копированиетормозили расцвет собственной римской скульптуры. Под влиянием греческихмастеров римский портрет освободился от наивного натурализма, свойственногоэтрусской школе, и приобрел черты художественной обобщенности, то естьподлинного произведения искусства. [pic] Рис. 16 Капитолийская волчица. «Стиль римских портретов эволюционировал, последовательно отражаяизменения облика людей, их внутреннего склада, нравов и идеалов. Портретамреспубликанской эпохи при документальной точности воспроизведенияиндивидуальных черт лица свойственны некоторое упрощение форм и резкаяжёсткость линий. К числу немногих памятников ранне-римской портретнойскульптуры относится так называемый "Брут" (конец III - начало II вв. дон.э.)» [4, с. 231] . [pic] Рис. 17 Брут По мере того, как римское государство развивалось и богатело, росли иего эстетические запросы. Для прославления знаменитых ораторов, удачливыхполитиков и победоносных военачальников обычных бюстов оказалосьнедостаточно, и в моду вошли статуи выдающихся людей в полный рост. Такиестатуи помещались на высоких пьедесталах в общественных местах, а посколькуизображавшийся человек непременно являлся официальным лицом, тоскульптурный портрет изображал его одетым в почетное римское облачение –тогу. Статуя римлянина, закутанного в тогу, получила даже специальноеназвание – «тогатус», а обычай изображать в таком виде дипломатов иполководцев сохранился в европейских странах до середины XIX в. Чтобы неходить далеко за примером, можно вспомнить статуи Кутузова и Барклая-де-Толли перед Казанским собором в Петербурге. Забавно, что здесь полководцыодеты под тогами не в обычные для римлян туники (рубашки с рукавами долоктей), а в парадные мундиры с эполетами и орденами. [pic] Рис. 18 Статуя Авла Метелла. Бронза. Скульпторы эпохи республики создавали не только портретные бюсты истатуи отдельных римлян, но и групповые портреты родственников,объединённые единой композицией. В большинстве случаев - это надгробныестелы. Список используемых источников1. В. Г. Власов. Стили в искусстве. СПб., 19952. Всеобщая история искусств. Т. 1. М., 1956; т.V. М.,1964; т. VI. М., 1965.3. История культуры Древней Греции и Рима: пер. с пол. – М.: Высш. школа., 1990. – 351 с.4. Мастера искусств об искусстве. ТТ. 1-7. М., 1969.5. Словарь терминов архитектуры. СПб., 1994. Заключение В данной работе нами было рассмотрено развитие изобразительногоискусства эпохи Римской республики. Исходя из вышеописанного можно сделатьследующие выводы: Большое влияние на развитие Римского искусства в эпоху республикиоказало греческое искусство, а также греческая мода на отделки домов, намраморные скульптуры, на течение в живописи, на кухню (римлян уже неудовлетворяли их блюда). Стремительными темпами началось строительство в Риме. большомустроительству последних десятилетий существования республики способствовалосоздание крупных частных парков при домах разбогатевших нобилей ивсадников. То есть можно сказать, что на закате римской республики город из туфаначал превращаться в мраморный и покрываться садами и парками. Среди всееще многочисленных узких улочек раскинулся новый Форум Цезаря, поднялисьновые храмы. В суровый старый Рим пришло богатство и пышность. В области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусскиетрадиции, внесли новые художественные идеи и создали несколько превосходныхшедевров ("Капитолийская волчица", "Брут", "Оратор", бюсты Цицерона иЦезаря). Около 40 г. до н. э. в Риме появились тенденции кподражаниюраннекласическим мастерам греческой культуры периода,наступившего после греко-персидских войн. Это был своего рода «аттизм» впластике, виднейший представитель которого, грек Стефан, работал в Риме вовремена диктатуры Цезаря. И его произведения, и скульптурная орнаментикахрамов эпохи II триумвирата, и надгробные портреты 40-30 годов I века до н.э. несут на себе признаки приближавшегося римского неоклассицизма временпринципата Августа. Черты этого стиля видны уже в базальтовом портретеОктавии, сестры Октавиана Августа, в правильных, строгих линиях еепрекрасного лица. Таким образом, можно сказать, что в эпоху римской республики началсярасцвет римского изобразительного искусства. Пусть это началоознаменовалось лишь подражанием и заимствованием греческой культурой. Впоследствии это приведет к развитию своей оригинальной техники живописи,скульптуры и архитектуры. Но это будет уже эпоха Римской империи. Список используемых источников1. В. Г. Власов. Стили в искусстве. СПб., 19952. Всеобщая история искусств. Т. 1. М., 1956; т.V. М.,1964; т. VI. М., 1965.3. История культуры Древней Греции и Рима: пер. с пол. – М.: Высш. школа., 1990. – 351 с.4. Мастера искусств об искусстве. ТТ. 1-7. М., 1969.5. Словарь терминов архитектуры. СПб., 1994.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Изобразительное искусство республиканского Рима iconРабочая программа изобразительное искусство на 2009 / 2010 учебный год Учитель: Маштарова В. М. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 5 Образовательная область: «Искусство»
Программа: Изобразительное искусство. 5-9 кл.: программа для общеобразовательных учреждений. В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов...
Изобразительное искусство республиканского Рима iconПояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд»
Развернутый тематический план по предмету «Изобразительное искусство» разработан при­менительно к учебной программе «Изобразительное...
Изобразительное искусство республиканского Рима iconН. Н. Пояснительная записка
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Изобразительное искусство республиканского Рима iconТворческое объединение «изобразительное искусство» Творческое объединение «Изобразительное искусство»
Творческое объединение «Изобразительное искусство» существует более 15 лет. Принимаются дети с 6 лет до 12 лет. Обучаются 2 года....
Изобразительное искусство республиканского Рима icon«изобразительное искусство» Пояснительная записка Программа «Изобразительное искусство»
Содержание програм­мы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобра­зительного искусства,...
Изобразительное искусство республиканского Рима iconРабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 2 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Изобразительное искусство республиканского Рима iconПрограмма "искусство: изобразительное искусство и художественная культура" 1 9 классы Программа "Искусство" рекомендована Гуманитарным советом иосо рао
Программа "искусство: изобразительное искусство и художественная культура" 1 9 классы
Изобразительное искусство республиканского Рима iconРабочая учебная программа по курсу «Изобразительное искусство» в начальной школе Программу составила Сиухина К. А
«Изобразительное искусство» авторы Б. М. Неменский, В. Г. Гуров, Л. А. Неменская (Сборник учебных программ для начальной школы. Система...
Изобразительное искусство республиканского Рима iconПрограмма государственного экзамена по специальности 050602. 65 «Изобразительное искусство» Составили: Санникова Л. М.,ст преподаватель Бакулина Н. А., ст преподаватель
Государственным образовательным стандартом по специальности 050602. 65 «Изобразительное искусство», предусмотрена государственная...
Изобразительное искусство республиканского Рима iconРеферат по культурологии Тема: Искусство античного Рима. Сорокин Константин Эдуардович
Правомерно утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все же искусство древнего Рима явление самостоятельное,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы