Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» icon

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики»



НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики»
Дата конвертации04.08.2012
Размер105,8 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
скачать >>>

Правительство Российской Федерации


Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования


«Государственный университет –
Высшая школа экономики»



Факультет психологии


Программа дисциплины

Психология кризисов личности


Для направления 030300.62 – «Психология»

подготовки бакалавра


Автор: Ю.Г. Овчинникова (jovchinnikova@hse.ru)


Рекомендована секцией УМС


Секция «Психология»

Председатель


___________ В.А. Штроо

«___» __________ 2010 г.

Одобрена на заседании


кафедры общей и экспериментальной психологии

Зав. кафедрой


____________ А.К. Болотова

«___» __________ 2010 г.



Утверждена УС


факультета психологии

Ученый секретарь


__________ Е.Б. Старовойтенко


«___» __________ 2010 г.







Москва 2010

I.Пояснительная записка



Автор программы: кандидат психол. наук, доцент Ю.Г. Овчинникова.

Требования к студентам: знания по общим философским и гуманитарным наукам, а также по общей психологии, психологии личности и возрастной психологии. Общие представления о практике психологического консультирования.


Аннотация:

Понимание психологических механизмов и закономерностей развития личности – важная задача теоретической и практической психологии, особенно актуальная в современном обществе. Изучение личностных кризисов способствует более полному исследованию движущих сил личности, пониманию конструктивных и деструктивных моментов критических ситуаций, формирует умение их диагностировать и направлять в позитивное русло.

Одним из приоритетных направлений данной темы является вопрос о путях разрешениях кризиса, методах помощи человеку, переживающему переломный момент своей жизни и методах самопомощи.


Учебные задачи дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • Сформировать понимание о кризисе как о движущей силе развития личности, знать конструктивные и деструктивные последствия кризисов;

  • Уметь диагностировать кризис;

  • Овладеть навыками оказания психологической помощи людям, переживающим кризис личности;

  • Овладеть навыками проведения кризисных интервенций.



Тематический план




Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1.

Понятие кризиса. Развитие представлений о кризисах личности.

10

2

2

6

2.

Кризисы взрослости: кризис идентичности и его признаки.

22

4

4

14

3.

Трансформация личности и нарциссизм.

10

2

2

6

4.

Кризисы взрослости: Трансформация личности в середине жизни.

22

4

4

14

5.

Методы диагностики кризисов личности

32

2

2

28

6.

Разрешение кризисов личности. Проблема деструктивного и конструктивного выхода из кризиса. Психологическая помощь при кризисе.

12

2

2

8




Итого:

108

16

16

76


Форма итогового контроля: зачет.


Методика формирования результирующей оценки промежуточного контроля:


При получении результирующей оценки учитываются: оценка за работу на семинарских занятиях Oсем, оценка за эссе Оэс, оценка за зачет Озач.



2. Оценки относительной важности

Wсем

0.3

Wэс

0.4

Wзач

0.3

3. Если у студента по 10-балльной шкале

Oсем

6

Оэс

8

Озач

7

Оср = Wсем * Oсем + Wэс * Оэс + Wзач * Озач = 7.1


После округления Оср = 7


Базовые учебники:


  1. Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности». СПб: Питер, 1997. Главы 3, 4 (с.197-213), 5, 6 (с.270-303), 10, 11.

  2. Психология зрелости. Хрестоматия под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2003. – 768с.



III. Содержание программы


Тема 1. Понятие кризиса. Развитие представлений о кризисах личности.

Общие представления о критических ситуациях (Ф.Е. Василюк). Понятие кризиса и его определения в различных психологических подходах (эго-психология, психоанализ, персонология, экзистенциальная психология, культурно-исторический подход). Представления о конструктивном и деструктивном кризисе.

Развитие представлений о кризисах личности. Понимание конфликта как движущей силы развития личности в психоанализе З. Фрейда. К.Г. Юнг о кризисе как самоисцеляющей силе психики. Становление теории кризисов личности в западной психологии: исследования Э.Эриксона, Дж. Каплана, Г. Линдеманна. Вклад В.С. Выготского и роль отечественной школы в изучении кризисов. Современные представления (К.Н. Поливанова, Б.С. Хасан, В. Лефевр).

Возрастные и ценностно-смысловые кризисы: критерии выделения, общая характеристика, основные различия. Феноменологическое многообразие причин кризисов личности. «Потрясение» и «рутина» в жизни человека и их роль в развитии кризиса. Распад связи событий, утрата социального признания и отсутствие самореализации как глубинные причины кризиса.


Литература:

Основная:

  1. Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности». СПб: Питер, 1997. Главы 3, 4 (с.197-213), 5 (с.214-254), 6 (с.270-303), 10.

  2. Психология зрелости. Хрестоматия под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2003. – 768с.


Дополнительная:

  1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.

  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Проблема возраста. – М.: Педагогика, 1984. – 433 с.

  3. Овчинникова Ю.Г. О конструктивной роли кризиса личностой идентичности в развитии личности. // Мир психологии. – 2004. - №2. С. 124-132.

  4. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002. – 462 с.

  5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 180 с.

  6. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 366 с.

  7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 342 с.

  8. Экзистенциальная психология. Под ред. Мэя Р. М.: Эксмо-Пресс, 2001.



Тема 2. Кризисы взрослости: кризис идентичности и его признаки.


Периодизации развития личности. Причины недостаточного исследования зрелого периода жизни человека. Проблема идентичности: определение и основные характеристики. Формирование идентичности в юности. Юношеский возраст – время первого ценностно-смыслового кризиса. Отражение проблемы Значимого другого, доверительных отношений, поиска партнера, профессионального самоопределения в юношеском кризисе. Ролевая спутанность и социальное экспериментирование. Кризис идентичности как юношеский кризис. Облигатные и факультативные признаки кризиса идентичности. Характер сновидений как признак кризиса, личный и культурный уровни анализа.

Литература:

Основная:

  1. Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности». СПб: Питер, 1997. Главы 3, 4 (с.197-213), 5 (с.214-254), 9, 10.

  2. Психология зрелости. Хрестоматия под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2003. – 768с.


Дополнительная:

  1. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. – М.: Класс, 1998. – 325 с.

  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Проблема возраста. – М.: Педагогика, 1984. – 433 с.

  3. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 366 с.

  4. Овчинникова Ю.Г. Кризис личностой идентичности как ситуация неопределенности. // Сборник статей под ред. А.К. Болотовой «Человек в ситуации неопределенности». М., ГУ-ВШЭ. 2007. С. 69-89.

  5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 180 с.

  6. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 366 с.

  7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 342 с.



Тема 3. Трансформация личности и нарциссизм.


Нарциссический характер как недостаток чувства идентичности. Миф о Нарциссе и структура нарциссической личности. Нимфа Эхо как значимый Другой. Роль значимого Другого в формировании личностной идентичности. Внутренняя пустота и ложное «Я». Основные защиты нарциссической личности. Психотерапия нарциссической личности и поиск идентичности.


Основная:

  1. Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности». СПб: Питер, 1997. Главы 3, 4 (с.197-213).

  2. Психология зрелости. Хрестоматия под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2003. – 768с.


Дополнительная:

  1. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. - М.: Класс, 2001. – 456 с.

  2. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. – М.: Класс, 2001. – 476 с.

  3. Шварц-Салант Н. Нарциссизм и трансформация личности. М.: Класс, 2007. – 296с.


Тема 4. Кризисы взрослости: трансформация личности в середине жизни.


Современные представления о возникновении кризисных периодов в зрелом возрасте. Задачи кризисов зрелости и особенности их протекания. Характеристика основных кризисных периодов: кризис 25 лет и выбор партнера, кризис 30 и переоценка достижений и выбранного пути, кризис 40 лет и миф о Сизифе, кризис 50 лет и синдром «опустевшего гнезда». Гендерные различия.

Общие представления пожилого возраста. Отношение к старости и принятие своего жизненного пути. Основные задачи этого периода.


Литература:

Основная:

  1. Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности». СПб: Питер, 1997. Главы 3, 4 (с.197-213), 9.

  2. Психология зрелости. Хрестоматия под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2003. – 768с.



Дополнительная:

  1. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. – М.: Класс, 1998. – 325 с.

  2. Овчинникова Ю.Г., Яксина И.А. Временная перспектива и кризисы зрелости. // Психология зрелости и старения. – 2009. - №3. С.13-26.

  3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 180 с.

  4. Стайн М. В середине жизни. Юнгианский подход. – М.: Когито, 2009. – 160с.

  5. Стайн М. Трансформация. Проявление самости. – М.: Когито, 2007. – 221с.

  6. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. – Спб: Ювента, 1999. 436 с.


Тема 5. Методы диагностики кризисов личности


Попытки операционализации понятий «идентичность», «кризис». Методы изучения личности в психологии: прямые и проективные, идиографический и номотетический подходы, их сочетание. Особая роль беседы при изучении кризисов личности. Диагностическая схема исследования.


Основная:

  1. Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности». СПб: Питер, 1997. Главы 1, 2.

  2. Психология зрелости. Хрестоматия под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2003. – 768с.


Дополнительная:

  1. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровня самооценки и притязаний // Вопросы психологии. – 1993. – №1. – С.104-113.

  2. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002. – 462 с.

  3. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. /Под ред. И.А. Васильева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

  4. Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. – 521 с.


Тема 6. Разрешение кризисов личности. Психологическая помощь при кризисе.


Проблема деструктивного и конструктивного выхода из кризиса. Депрессия. Суицид как деструктивный выход. Признаки суицидального состояния. Травматический кризис и кризисные интервенции. Защитные механизмы и совладание при критических ситуациях. Конструктивный кризис. Факторы, способствующие разрешению кризисов личности. Понятие значимого Другого в психологии. Психолог как значимый Другой. Конструктивная позиция, ее формирование и роль при кризисах личности. Методы самопомощи.

Литература:

Основная:

  1. Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности». СПб: Питер, 1997. Главы 3, 4, 9,10.

  2. Психология зрелости. Хрестоматия под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2003. – 768с.


Дополнительная:

  1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.

  2. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. – М.: Класс, 2001. – 476 с.

  3. Мастерство психологического консультирования / под ред. Бадхена А.А., Родиной А.М. – СПб.: Речь, 2010. – 229с.

  4. Овчинникова Ю.Г. К проблеме интервенций в ситуации кризиса личности: от теории к практике //Культурно-историческая психология. 2010. №3. – C. 93-98.

  5. Овчинникова Ю.Г. О путях разрешения кризиса личностной идентичности// Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2003. - №4. С.37-45.

  6. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002. – 462 с.

  7. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. – Спб: Речь, 2004. – 288 с.

  8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1994. – 479 с.

  9. Франкл В. Психотерапия на практике. Спб.: Ювента, 1999. – 251 с.


Тематика заданий по различным формам текущего контроля


Тематика эссе:

  1. Анализ случая кризиса личности.

  2. Кризисы в жизни человека: прогресс, остановка или разрушение?

  3. Юность: в поисках себя.

  4. Кризис среднего возраста: превращение.

  5. Психологическая помощь в ситуации кризиса.

  6. Проблема кризисов личности в мифологии и фольклоре.

  7. Психоанализ, когнитивный или экзистенциальный подход: кто лучше справиться с кризисом?

  8. Деструктивный кризис как болезнь личности.

  9. Все грани идентичности.

  10. В поисках значимого Другого.



Вопросы для оценки качества освоения дисциплины





  1. Общие представления о критических ситуациях.

  2. Понятие кризиса и его определения в различных психологических подходах.

  3. Развитие представлений о кризисах личности.

  4. Возрастные и ценностно-смысловые кризисы: общая характеристика.

  5. Причины кризисов личности.

  6. Основные периодизации развития человека.

  7. Особенности кризиса юношеского возраста.

  8. Характеристика и задачи кризиса первой зрелости.

  9. Характеристика и задачи кризиса среднего возраста.

  10. Общие представления о кризисах пожилого возраста.

  11. Личностная и социальная идентичность. Кризис личностной идентичности.

  12. Признаки кризиса личностной идентичности.

  13. Методы диагностики кризисов личности.

  14. Защитные механизмы и совладание при критических ситуациях.

  15. Факторы, способствующие разрешению кризисов личности.

  16. Психотерапевтические подходы в работе с человеком, переживающим кризис личности.

  17. Кризисные интервенции.

  18. Деструктивный кризис личности.

  19. Нарциссический характер и проблема идентичности.

  20. Временная перспектива и кризисы личности.



3. Методические указания студентам



В процессе изучения данного курса студентам рекомендуется обращать особое внимание на случаи и примеры кризисов личности, описанные в литературе, кинематографе или взятые из собственных наблюдений. Анализ случаев производится четко в соответствии с предложенной диагностической схемой.





Автор программы

Кандидат психол. наук, доцент. __________________ Ю.Г. Овчинникова




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет- высшая школа экономики Факультет прикладной политологии
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет –Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение Высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение Высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы