Жизнь и творчество Марины Цветаевой icon

Жизнь и творчество Марины Цветаевой



НазваниеЖизнь и творчество Марины Цветаевой
Дата конвертации03.08.2012
Размер287,29 Kb.
ТипРеферат
Жизнь и творчество Марины Цветаевой


ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ. … Всяжизнь моя - страстная дрожь!… М. Цветаева. ?. Детство Марии Александровны, матери Марины Цветаевой, было одиноким.Её мать, польская дворянка, умерла в 26 лет, после рождения единственногоребенка. Марию растил отец, Александр Данилович Мейн - богатыйприбалтийский немец и гувернантка - швейцарка, которую называли тётушкойТьо, на которой отец впоследствии женился. Мария почти не знала другихдетей и заполняла одиночество книгами, легендами и музыкой. Она была блестящей пианисткой, и учителя убеждали ее выступать набольшой сцене. Однако ее отец - добрый, но консервативный человек - нехотел видеть дочь выступающей для широкой публики, и Мария, подчиняясьприказу отца, пожертвовала карьерой. Позже в 17 лет она выдержала еще одинудар: разлуку со своей единственной любовью. Отец запретил визитыпоклонника и, Марии пришлось выбирать между любимым и отцом. Отец Марины Цветаевой, Иван Цветаев, родившийся в 1846 году, был сыномсельского священника из Владимирской губернии. Его семья была так бедна,что Иван и его братья обычно бегали босиком, приберегая ботинки для поездокв город и на праздники. Мальчики учились много работать и жить согласнострогим моральным правилам. Следуя по стопам отца, Иван почти стал священником. Однако во времяучебы в семинарии он жадно заинтересовался филологией и историей искусства.Ему была выделена стипендия на поездку за границу. Благодаря этому он смогсовершить путешествие в Италию и Грецию. Там античное искусство искульптура так вдохновили юношу, что его мечтой сделалось строительство вРоссии музея скульптуры. Преподаватели, восхищенные его талантом ипреданностью делу, способствовали становлению его академической карьеры, ив 1888 году он был назначен профессором истории искусства Московскогоуниверситета. Вскоре он женился. Его первой женой была Варвара Иловайская – красиваяи одаренная женщина. Любви к своему мужу она не испытывала. Но у них былодвое детей: дочь Валерия и сын Андрей. Вскоре после рождения Андрея Варвараумерла. Валерии было около восьми лет. Лишь спустя год после смерти Варварыпрофессор Цветаев женился на ее подруге Марии. Будучи очень известнымученым, он искал спутницу жизни для себя и мать для своих детей. Но Варваранавсегда осталась его первой, бесконечной любовью, его страстным желанием. ??. Марина Цветаева родилась 9 октября 1892 года. Позднее в одном изсвоих сборников стихов Марина написала: Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. Рябина стала символом судьбы. Через всю жизнь она пронесла свою любовьк родине, к Москве, к отчему дому. Двумя годами позже на свет появилась ее сестра Анастасия, которуюобычно называли Ася. Потом Марина узнала и уже никогда не забывала, что ониобе были разочарованием для матери, которая ждала сыновей и уже выбраладля них имена: Александр для Марины и Кирилл - для Анастасии. Дети росли в двух домах: в московском доме и в доме рядом с Тарусой,который семья снимала на лето. Внутренний порядок жизни в обоих домах былтипичен для того времени и круга людей, к которому принадлежала семьяЦветаевых: они имели прислугу, кухарок, садовников, нянь, гувернанток.Профессор Цветаев был центром семьи, но центр его собственного мира лежалвне семьи. Увлеченный только своими профессиональными достижениями, он неуделял внимания ни только жене, но подрастающим дочерям. Все его мыслизанимало строительство музея. Хотя невнимательность к жене объясняласьдругой причиной - памятью о первой жене. Несмотря на невнимательность, детилюбили своего отца. Но какими бы ни были их чувства к нему, центром всегодля девочек оставалась мама. Мама, чьи карие глаза сияли умом. Мама,читавшая девочкам сказки и мифы. Мама, которая учила детей идеализму, стольдорогому ей, внушая им призрение к материальным ценностям и общественнымусловностям. Марина посвятила огромное количество стихов своей матери. С ранних лет Марина почувствовала подавленный тоской гнев матери.Компенсируя пустоту эмоциональной жизни, не внимательность мужа иразочарование во всем мать увлекалась романтической музыкой, поэзией,искусством. Одним из ранних стихотворений Марины было «Скучные игры»: Глупую куклу со стула Я подняла и одела. Куклу я на пол швырнула: В маму играть - надоело! Не поднимаясь со стула, Долга я в книгу глядела. Книгу я на пол швырнула: В папу играть - надоело! В этом стихотворении Цветаева передает свое восприятие отношений междуродителями. Как они прячутся за условностями, никогда в действительности непринимая участия в семейной жизни. Показывает отдельный мир отца и матери.Их отчужденность друг от друга и от семьи. Таковы они: маме интересныромантические грезы, папа прячется за своими книгами. Ни эмоциональнойблизости, ни связи с жизнью. Скука, которую видит Марина в жизни родители,страшит ее больше всего. Мария Александровна ждала, что Марина превзойдет обычные способности идостигнет высот, к которым стремилась она сама. Разочарованная рождениемдевочки, Мария решила что она будет хотя бы музыкантшей. Марине неисполнилось и пяти лет, когда началось ее суровое обучение музыке. Еезаставляли играть на рояле по четыре часа в день - два утром и два вечером. В возрасте 4 лет Марина начала писать стихи. Ей было не до музыки. Онаиграла со словами, до нот ей не было никого дела. Мать, зная об увлечениидочери, запрещала ей брать бумагу и карандаш. «Все моё детство, все дошкольные годы, вся жизнь до семилетнего возраста,все младенчество – было одним большим криком о листке белой бумаги.Подавленным криком». ( Из воспоминаний М. Цветаевой) Но не только в бумаге было отказано. Дом Цветаевых был полон запретов. «Мать не когда ничего не запрещала словами; глазами – все». Мариназащищалась от презрения матери тем, что не допускала её в свой собственныймир, мир своей поэтической свободы и власти. ( Из воспоминаний М. Цветаевой) Мария Александровна жила в своём мире, где царила обида на детей и,порой, даже не желание их видеть. Стихотворение «Мама за книгой» яснопоказывает как Марины воспринимала поглощенность матери этим миром. Мама за книгой. Сдавленный шепот… Сверканье кинжала… «Мама, построй мне из кубиков домик!» Мама взволнованно к сердцу прижала Маленький томик. …Гневом глаза загорелись у графа: «Здесь я, княгиня, по благости рока!» - «Мама, а в море не тонет жирафа?» Мама душою – далеко! - «Мама, смотри: паутинка в котлете!» В голосе детском упрек и угроза. Мама очнулась от вымыслов : дети – Горькая проза. Такими были воспоминания маленькой Цветаевой о её детстве. У Марины были дальние родственники: семья Мейн – семья её матери иИловайские – семья первой жены отца. Отец матери, Мейн, часто навещалдевочек. Его визиты ассоциировались не только с подарками, но и с весельем,радостью и любовью. Когда дед умер, Марина была поражена горем. В противоположность Мейну, Иловайский, отец первой жены профессораЦветаева, был строгим и непривлекательным. Кроме Варвары были еще дети:Ольга, Надя и Сергей. Все они были намного старше Марины, и она общаласьтолько с Надей, которая была старше ее на восемь лет. Она была для Мариныолицетворением красоты и романтической любви. Уже со столь раннего возрастав Марине наблюдаются зачатки неравнодушного отношения к женскому полу. «Мы не были подругами – не из-за разницы в возрасте, а из – за моегосмущения перед ее красотой, с которым я не могла справится. Просто мы небыли подругами, потому что я любила ее». ( Из воспоминаний М. Цветаевой) Маленькая Марина, как и ее мать в детстве была одинока. Со своей своднойсестрой она не общалась, а с родной и подавно. Ася была объектом ее дикойи безграничной ревности к матери. Марина чувствовала свою ненужность вдоме. Горечь отвергнутой любви к матери и ревность к Асе остались в ней напротяжении всей жизни. «Я у своей матери старшая дочь, но любимая не я. Мною она гордится -вторую любит». (Из воспоминаний М. Цветаевой). Осенью 1902 года детство Марины Цветаевой внезапно кончилось. Онаузнала, что у мамы чахотка, и она умрет. Мать, однако, разубедила детей,сказав им, что ей надо уехать в Италию к морю лечиться. Марине тогда былодесять, Асе восемь. Они поехали с ней. Вся семья Цветаевых провеласледующие четыре года в Италии. После вернулись в Москву, а летом поехалиотдыхать в Ялту. Этим летом мать умирала. И в эти дни она хотела, чтобы сней была только Ася. С каждым днем Марии Александровне становилось всетруднее дышать. Чахотка убивала ее. 4 июля 1906 года она позвала дочерей. «Мамин взгляд встретил нас у самой двери. Она сказала: «Подойдите…». Мыподошли. Сначала Асе, потом мне мама положила руку на голову. Папа стоял вногах кровати, плакал навзрыд. Обернувшись к нему, мама попыталась егоуспокоить. «Живите по правде, дети!–сказала она. - По правде живите…». (Из воспоминаний М. Цветаевой). Днем Мария Александровна скончалась. ???. После смерти матери Марина тут же забросила занятия музыкой и началасерьезно писать стихи. В этот период она стала ближе к Асе. Она читала ейсвои стихи, и они вместе читали их вслух. Ей посвящено множество стихов,выражающих их общее настроения и переживания. Они вместе ходили в кино, Асяприглашала в гости школьных подруг, и Марина развлекала компанию. Отец, каквсегда, оставался недосягаемым. Все юношеские проблемы Марина таила в себе.Ей не с кем было разделить свои подростковые проблемы и переживания. Крометого, она ненавидела свою внешность. Ее розовые щеки, круглое лицо, плотноесложение отнюдь не соответствовали романтическому образу, который онастремилась выразить в своих стихах. Отвергая себя, она проводила часы и днив своей комнате: читала, писала и мечтала. Чтобы избежать собственной изоляции, ей требовалось новое увлечение. Этовыразилось в культовом поклонении Наполеону. Марине было пятнадцать, когда она впервые почувствовала свою готовностьк дружбе с мужчиной. Этим мужчиной был Лев Львович Кобылинский – поэт,литературный критик, переводчик Бодлера, известный под псевдонимом Эллис.Вдвое старше Марины, он был блестящим собеседником, дерзким и увлекающим.Его визиты оживляли дом, пустой для Марины и Аси; отец был в отъезде поделам музея, и отсутствие матери все еще порождало зияющую пустоту. Эллисоставался у них часами. Сестры соперничали за любовь Эллиса, как и залюбовь матери. Осенью и зимой 1909 года он посещал дом Цветаевых почти ежедневно. Но,тем не менее, в ночь своего признания в любви он отсутствовал и доверилписьмо с предложением своему другу Владимиру Нилендеру. Стройный играциозный, он казался старше своих двадцати. Выпускник морского училища,Нилендер уже был женат, но расстался с женой. Теперь он изучал лингвистикуи переводил «Фрагменты» Гераклита. Марина была шокирована. Брак ей был совершенно не нужен. ПредложениеЭллиса казалось нелепым, почти оскорбительным. Она тут же его отвергла. В тот же вечер Нилендер остался до раннего утра. Двое сестер и Нилендеробменивались секретами и влюблялись: Нилендер в Марину, Ася в Нилендера.Сестры не знали, ни кого из них выбрали, ни кого из мужчин выбрали они. Позднее Нилендер тоже сделал предложение Марине, но оно также былоотвергнуто. Цветаева, которая еще не знала физической близости с мужчиной,была просто напугана. Ее стихи говорят о бессмертной любви, о нежности кНилендеру, но также открывают ее страх оставить детство, «невинность». ?V. Летом 1910 года профессор Цветаев, путешествующий по Германии поделам музею, привез дочерей в семью пастора неподалеку от Дрездена внадежде, что они там научатся умению вести хозяйство. Этот план неувенчался особым успехом. «Я курю, волосы коротко острижены, ношу высокие каблуки, не могуразличить свеклу и морковь - у меня столько недостатков, что их несосчитать». (Из воспоминаний М. Цветаевой). Вместо того чтобы готовить, Марина готовила свои стихи к публикации.Осенью в 1910 году вышел ее первый сборник стихов «Вечерний альбом». Стихи из первого сборника напоминают письма Марины: личные, крайнеоткровенные, исповедальные. На «Вечерний альбом» вскоре появились отзывыБрюсова и Волошина, а также Николая Гумилева. Все критики признали силуЦветаевой. Гумилев отметил смелые, личные, исповедальные черты ее поэзии,но подчеркнул, что «это не только прелестная книга признаний девушки, нотакже книга прелестных стихов». Большинство стихов романтизируют детствоЦветаевой и оплакивают его потерю. В то время как отец Цветаевой малоупоминается в этих стихах, мать появляется во всей своей соблазнительнойсиле: ее печальные глаза, губы, ее слезы, ее книги, ее музыка.Стихотворение «Маме» лучше всего выражает угнетенное состояние матери ипокорность дочерей. К детским снам, клонясь неутомимо, (Без тебя лишь месяц в них глядел!) Ты вела своих малюток мимо Горькой жизни помыслов и дел. С ранних лет нам близок, кто печален, Скучен смех и чужд домашний кров… Наш корабль не в добрый миг отчален И плывет по воле всех ветров! Все бледней лазурный остров - детство, Мы одни на палубе стоим. Видно, грусть оставила в наследство Ты, о, мама девочкам своим! За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборникЦветаевой «Волшебный фонарь», другой по истокам и переживаниям, но восновном сходный по настроению и стилю. Оба сборника выражаютпротиворечивое отношение Цветаевой к роли женщины и ее чуждое условностивидение женской судьбы. Первые сборники были опубликованы, но жизнь Марины, по-видимому, неизменилась. Ее отец, не подозревающий о ее жизни поэта, ожидал, что онапродолжит обучение в школе, станет «дочерью профессора Цветаева». V. После публикации двух первых сборников началась дружбы Марины сВолошиным. Ему было 34 года, он был поэтом, критиком, художником, многовремени провел в Париже и хорошо знал французскую литературу. Более того -ему было интересно все: ассирийское искусство, кубизм, масонство, мифыантичности и многое другое. Его дом, его мать оказали Марине теплый прием, которого она жаждала.Волошин был хорошим другом, относился к ней как к равной, уважал ее какпоэта. Он представил Цветаеву в современных литературных кругах и пригласилее в «Мусагет» – издательство, организованное Эллисом, Андреем Белым иНилендером, которое являлось также литературным салоном, центром лекций идискуссий, где высказывались и обсуждались новые литературные теории. Летом 1911 года сестры Цветаевы были приглашены на дачу Волошина вКоктебель, рядом с Феодосией в Крыму. В Коктебеле Марину встретил новыймир, мир доверия, дружбы, веселья. Ей было 19, хотелось жизни, любви. Любовь пришла, когда она однажды,гуляя по берегу Черного моря, встретила Сергея Эфрона. Сергей был на годмоложе ее и очень красив – темноволосый, стройный, с большими чувственнымизеленовато-серыми глазами. Жизнь Сергея уже была полна драматизма. Его отец, Яков Эфрон, вышел изизвестной еврейской семьи; мать, Елизавета Дурново, была дочерью русскогодворянина, и его отец принял лютеранство, чтобы жениться на ней. Вмолодости родители были убежденными сторонниками русского анархизма, обавступили в подпольную организацию «Земля и воля», где им доверяли опасныепоручения. В 1880 году Елизавета Дурново была арестована и заключена втюрьму; только могущественные связи ее отца спасли ее. Ее освободили ипозволили покинуть страну. Она вышла замуж за Якова Эфрона, отца Сергея,который последовал за ней в изгнание. У Эфронов до Сергея, родившегося в 1893 году, было шестеро детей, но лишьтрое из них: Анна, Петр и Лиля выжили. После семи лет, проведенных заграницей, Эфроны вернулись в Россию. Они были большой и любящей семьей, ипосле Сергея у них родилась еще одна дочь, Вера, а потом и сын Константин.В 1905 году Елизавету, мать Сергея, опять арестовали. Когда отцу Сергеяудалось ее освободить, они с младшим сыном уехали за границу. Разлука оченьугнетала юного Сергея. Потом произошла трагедия: в 1909 году отец Сергеяумер, годом позже младший брат покончил с собой, а мать, не в силахперенести горя, повесилась в тот же день. У Сергея был полный упадок сил,он заразился туберкулезом, от которого страдал всю оставшуюся жизнь. Трагическая история семьи Сергея только усилила его привлекательностьдля Цветаевой. Печальный, красивый молодой человек благородной крови, изсемьи революционеров, он, казалось, воплотил в себе все романтическиекачества героев ее матери. Ася, присоединившаяся позже к сестре в Коктебеле, была ошеломленапеременами, и физическими и эмоциональными, которые увидела в ней. Мариназагорела, и ее волосы, ранее коротко остриженные, отросли золотымилоконами. Ей нравился Коктебель, она носила шаровары и сандалии на босуногу. Позже тем летом сестры Цветаевы расстались; Ася встретилась счеловеком, за которого должна была выйти замуж, Борисом Трухачевым. Онприехал к ним в Коктебель, и почти в тот же день обе пары разъехались вразных направлениях: Марина и Сергей – на Уфимские степи, где Сергей долженбыл пить кумыс, чтобы поправиться от туберкулеза, а Ася и Борис – вФеодосию. Потом Марина с Сергеем вернулись в Москву и поселились в доме вТрехпрудном, пока отец Марины был за границей, а когда он вернулся, онипереехали на квартиру к сестрам Сергея, Вере и Лиле. При всей своей любви к Сергею Цветаева увлеклась Асей Тургеневой,двоюродной внучкой Ивана Тургенева, которая создавала книжные обложки для«Мусагета». Но Ася была возлюбленной Андрея Белого, и они собиралисьуехать. Цветаева восприняла отъезд Аси очень болезненно. * V?. Осенью 1912 года у Эфронов родилась дочь Ариадна. «Аля - Ариадна Эфрон - родилась 5 сентября 1912 года, в половинушестого утра под звон колоколов. Я назвала ее Ариадна, вопреки Сереже,который любит русские имена, папе, который любит простые имена, друзьям,которые находят, что это «салонно». Назвала от романтизма и высокомерия,которые руководят всей моей жизнью». (Из воспоминаний М. Цветаевой). Цветаева обожала дочь. В ее дневнике записано каждая мельчайшая детальее внешности, ее роста и развитие. Она никогда не называла ее Ариадна, длянее она всегда была Аля. Но, несмотря на всю свою преданность, Цветаева неуделяла достаточно времени своей дочери. Цветаева хотела для Али всего, чтохотела для себя. Ты будешь невинной, тонкой, Прелестной - и всем чужой. Пленительной амазонкой, Стремительной госпожой. Все будет тебе покорно, И все при тебе - тихи. Ты будешь, как я – бесспорна- И лучше писать стихи… Детство Ариадны было похоже на детство самой Марины Цветаевой, было такимже одиноким. В августе 1913года от приступа грудной жабы умер отец Марины Цветаевой.После его смерти Эфроны провели зиму в Феодосии. К ним присоединилась Ася ссыном Андреем; она ушла от мужа вскоре после рождения ребенка. Онивстретили новый год в Коктебеле, куда приехали, чтобы сделать Волошинусюрприз и вместе отпраздновать Новый год. В это время по всей Европераспространилась война. Эфроны вернулись в Москву. В жизни Цветаевойнаступила новая пора V??. В октябре 1914года Марина Цветаева встретила поэтессу Софью Парнок. «Мое сердце сразу сказало: Ты - моя любовь». (Из воспоминаний М. Цветаевой). Любовная связь с Софьей Парнок была, вероятна, с самой страстной и самойсексуально радостной в жизни Цветаевой. Почти два года женщины жили в своемсобственном мире. Близкие и друзья обеих женщин знали об их отношениях.Парнок была мечтой Цветаевой. Она была сильной, красивой, демоническойженщиной, но тем не мене Цветаева видела в ней заботливую, любящую мать.Для Софьи же Марина была младшей женственной шаловливой девочкой. Софья Парнок, принадлежавшая к еврейской семье среднего класса изТаганрога, была на семь лет старше Цветаевой. Ее отец, Яков Парнок, владелаптекой, мать была врачом. Детство Софьи было омрачено смертью матери природах близнецов. Ее отец вскоре женился снова, и между ним и дочерью небыло близости. С юности и до конца жизни у Парнок были любовные отношении сженщинами, но в 1907году она вышла замуж за поэта Владимира Волькенштена.Брак распался 1909году, всего через полтора года, из - за продолжавшихсялесбийских связей Парнок. Когда Цветаева и Парнок впервые встретились в одном из литературныхсалонов, Софья была признана как талантливый поэт, острый, независимыйлитературный критик, сильная личность и – лесбиянка. Эта роковая встречаоставила отпечаток на всей жизни и творчестве Марины Цветаевой. Онапогрузилась в роман с Парнок, полностью игнорируя мужа и маленькую дочь.Опьяненная, она хотела осыпать Софью колечками, браслетами, серьгами ицепочками. Она обожала свою возлюбленную: ее темные глаза, ее бледность,высокий лоб, надменные губы. Но наряду с этим она панически боялась, что ееоставят. В январе 1915 года Марина Цветаева посвятила одно из своихстихотворений. В нем мы видим все то, что так нравилась Марине в СофьеПарнок. Платье - шелковым черным панцырем, Голос с чуть с хрипотцой цыганскою, Все в тебе мне до боли нравится, - Даже то, что ты не красавица! Красота, не увянешь за лето! Не цветок- стебелек из стали ты, Злее злого, острее острого Увезенный - с какого острова? Опахалом чудишь, иль с тросточкой- В каждой жилке и в каждой косточке, В форме каждого злого пальчика Нежность женщины, дерзость мальчика. Именно это сочетание нежности и мальчишеской дерзости привлекало большевсего Цветаеву в Софье Парнок. Парнок порвала с предшественницей Цветаевой и переехала на собственнуюквартиру. Не удивительно, что сестры Эфрона, как и некоторые близкиедрузья, беспокоились по поводу все более и более серьезного увлечения еюЦветаевой. В декабре того года Марина и Софья провели вместе ночь встаринном русском городе Ростове Великом. Стихотворение Цветаевой об этойночи вдохновлено безумным счастьем, которое они разделяли. Как весело сиял снежинками Ваш - серый, мой - соболий мех, Как по рождественскому рынку Искали ленты ярче всех. Как голову мою сжимали Вы, Лаская каждый завиток, Как Вашей брошечки эмалевой Мне губы холодил цветок. Как я по Вашим узким пальчикам Водила сонною щекой, Как Вы меня дразнили мальчиком, Как я Вам нравилась такой… Настроение этого стихотворения не знающее преград счастье. Цветаеваготова все сделать для своей возлюбленной, удовлетворить любое ее желание, Возвышенная романтика увлекла обеих женщин их личный мир, тайный мирнежности и страсти, далекий от реальности, от семьи, от обязанностей. В мае 1915 года Цветаева и Парнок вместе поехали в Коктебель, там к нимприсоединилась Аля с няней, сестра Ася с сыном. В это время Марина понимаетсвое тягостное положение и разрывается между чувствами к Сергею и Софье.Тем не менее, она ожидала, что сама выберет, продолжать ли ее отношения сПарнок или нет. Но Софья решила все сама. Вернувшись в Москву, они обепоняли, что их любовь подошла к концу. О подробностях окончательногоразрыва известно мало. V???. Следующий год для Цветаевой был трудным. Сергей был отправлен вдействующую армию. Она была беременна. Беременность проходило тяжело.Марина все время находилась в Москве одна с Алей, ожидая второго ребенка и,надеясь, что это будет мальчик. Но 13 апреля 1917года у Марины Цветаевойродилась вторая дочь, которую она назвала Ириной. Из-за политических событий жизнь в Москве была очень тяжелой. Марина былаодна с двумя детьми, Эфрон был переведен в армию. У Цветаевой не осталосьни каких средств к существованию. Ей было двадцать пять лет; с двумямаленькими дочерьми она была плохо подготовлена, что бы справиться сокружающей суматохой и лишениями. В это время многие люди часто ходили безпищи и тепла, продавая книги и меняя вещь на дрова. Марине приходилосьделать то же самое. Ей не к кому было обратиться за поддержкой, Ася была наюге, со своим сводным братом Андреем и сестрой Валерией она не общалась, носамым мучительным было отсутствие известий от мужа. Абсолютно одна Маринадолжна была обеспечивать семью едой, дровами и одеждой. Для нее это былаочень трудная задача, Она изрубила мебель, что бы отапливать комнаты,продала все, что только могла, принимала еду и одежду от друзей и соседей.Ей приходилась делить квартиру с чужими людьми, в ее распоряжении былатолько столовая и спальня. Однако, к счастью, была еще маленькая комната вмансарде, ставшая для нее убежищем, ее «замком». В это время Цветаева была очень близка с дочерью. Теперь, вкоммунистической Москве, разлученная со всеми она делилась с шестилетнейАлей своими мыслями, своим одиночеством, своими стихами. Она брала ее ссобой на прогулки, в гости к друзьям, в театр, на поэтические чтения. Алябыла очень красива; у нее были прекрасные глаза Эфрона и высокий лобЦветаевой; она была спокойной, но веселой, и уже в те годы вела дневник иписала стихи, которые мать считала достойными публикации. Но, как и ее собственной матери, Цветаевой нужно было быть центром жизнидочери; как и ее мать, она «пичкала» Алю своими любимыми писателями ирассказами. Она навязывала дочери свои стандарты. Ариадна всегда обращаласьк матери на «вы», так как ей было ясно, что особая роль Цветаевой как поэтаделает ее лучшей во всех отношениях. «Моя мать очень странная. Моя мать не выглядит матерью. Матери всегдаобожают своих детей и детей вообще, но Марина не любит детей… Онапечальная, быстрая, любит поэзию и музыку, пишет стихи. Она упорнодобивается, всегда упорно добивается. Она может злиться и может любить. Онавсегда спешит. У нее великая душа, быстрая походка. Руки ее покрытыкольцами. Марина читает ночи напролет. У нее почти все время насмешливыеглаза. Ей не нравится, когда ей надоедают глупыми вопросами, она оченьсердится. У нее никогда нет на меня времени». (Из воспоминаний А. Эфрон) Но, несмотря на такое отношение Цветаевой к своей дочери, стихи,посвященные Але, полны нежности. Совсем другое место в жизни Марины Цветаевой занимала ее младшая дочьИрина. Неизвестно, родилась ли она с генетическими отклонениями или плохойуход и питание задержали развитие, но в два года она едва умела ходить иговорить как следует. Очевидно, что дефект Ирины был и упреком, и бременемдля Цветаевой. Она всегда называла ее «Ирина» – никогда «Ирочка» или«Ириночка», как было принято в семьях того времени. Не было и намека на туревностную любовь, которую с рождения чувствовала Аля. При жизни Ирине былипосвящены всего лишь два небольших стихотворения. Оба они говорят больше озловещих обстоятельствах ее рождения – о гражданской войне, революции, чемо ребенке или о чувствах самой Марины к нему. В одной из дневниковых записей Цветаева описывает Ирину, отвязавшуюся отстула, когда они с Алей возвращались домой из своих многочисленных походовв поисках еды и дров. Ирину нужно было привязывать, объясняла Цветаева,потому что однажды она подползла к буфету и съела полкочана капусты. Бедноймалышке порой часами приходилось сидеть в темной комнате, привязанной кстулу, с головой болтавшейся из стороны в сторону. Многие поражались, какмогла Цветаева вот так оставлять ребенка и идти по своим делам обсуждатьпоэзию и метафизику. Но у самой Марины не было сомнений в правильностисвоих решений: она и поэзия на первом месте, все остальное потом. Это было тяжелое время, Дети, да и сама Цветаева часто голодали и мерзли,так как не было средств на приобретение еду и дров. Марина отказываласьискать работу, так как ей нужно было писать стихи, а работа отняла бы у неевсе время. Она надеялась зарабатывать своими стихами, но в Москве в тотпериод не было перспективы литературного заработка. Наконец в ноябре1918 года она сдалась и пошла на работу в Народномкомиссариате по делам национальностей. Марина проработала там пять споловиной месяцев. Ее обязанностью было писать пересказы газетных отчетовили наклеивать и регистрировать для архива газетные вырезки о пораженияхБелой армии. Работа отнимала у нее много времени, и вскоре Цветаеваоставила ее. Она пробовала устроиться на другую, но поняла что не созданадля работы. Теперь, когда она оставила службу, борьба за выживание сталаотчаянной. Она пыталась заработать денег, сшивая страницы стихов и оставляя их вкнижной лавке на продажу. Ее друзья и соседи устали помогать Цветаевой, ноона настаивала на том, чтобы все время отдавать сочинению стихов. К томумоменту Марина просто оставила всякие попытки поддерживать в порядкедомашнее хозяйство: ее квартира была чудовищно грязной, посуда не мыта, ноона каждый день мыла голову и каждый вечер навещала друзей, чтобы попетьпесни, почитать стихи, поговорить и пофлиртовать. Однако она плохопиталась, была плохо одета и замерзала. В конце концов, в ноябре бедность иистощение вынудили ее сдать детей в государственный приют. 17 февраля 1920 года умерла Ирина. Хотя Цветаева никогда не заботилась одочери, она чувствовала себя подавленной ее смертью. Несколькими неделямираньше, приехав к детям в приют, Марина обнаружила, что у Али жар. Онанемедленно забрала ее домой, ухаживала за ней, не навещая при этом Ирину.Сестры Эфрона предлагали Цветаевой взять малышку к себе навсегда, но онаотказалась. Ирина умерла от голода. Цветаева понимала, что она виновата, нонастоящего горя она не испытывала. У Марины никогда не было материнскихчувств по отношению к Ирине. После ее смерти Цветаева написала стихотворение, в котором она пытаетсяоправдать себя, она пишет, что спасла жизнь Ариадны ценою смерти Ирины. Две руки, легко опушенные На младенческую голову! Были – по одной на каждую – Две головки мне дарованы. Но обеими – зажатыми – Яростными – как могла! Старшую из тьмы выхватывая – Младшей не уберегла. Две руки – ласкать – разглаживать Нежные головки пышные. Две руки – и вот одна из них За ночь оказалась лишняя. Светлая – на шейке тоненькой – Одуванчик на стебле! Мной еще совсем не понято, Что дитя мое в земле. После смерти Ирины Цветаева добилась получения продовольственных карточекдля себя и Али, что дало ей возможность посвятить больше временитворчеству. В неистовстве она написала множество стихов. Позже Маринасгруппировала их в два сборника «Версты 1» и «Версты 2». Весной 1921 годаЦветаева проводила много времени со своим новым увлечением - художникомВ.Д. Мелиоти. Об этих отношениях известно мало. ?X. В 1922 году Марина Цветаева узнала, что ее муж Сергей Эфрон жив ибежал в Чехословакию. Марина, не задумываясь, приняла решение ехать к нему. Формальности по получению выездной визы потребовали некоторого времени,но уже через несколько месяцев Цветаева и Аля были готовы отправиться вБерлин, где они рассчитывали, их должен был ждать Сергей. Они выезжали изРоссии в неизвестный им мир, в изгнание. 15 мая 1922 году Цветаева с дочерью прибыли в Берлин, который уже былцентром русских эмигрантов, где господствовала атмосфера политическойсвободы и интеллектуального возбуждения. Сначала Цветаева с Алей остановились на квартире у Эренбурга, который былстарым другом Эфрона и самой Марины. Пожив там несколько дней они съехали внемецкий пансион. Вообще, Эренбург и его жена всячески старались помогатьМарине. Они одалживали деньги, помогали с продуктами, с одеждой. Первоначальной целью поездки в Берлин было соединение с мужем. Но покаЦветаева ждала приезда Эфрона, у нее был роман с Абрамом Вишняком, а такжеэпистолярный роман с Борисом Пастернаком. Переписка длилась очень долгопочти до середины тридцатых годов. Сергей приехал и нашел Марину очень изменившейся, почти неузнаваемой. Онине виделись четыре года, и оба осознавали, что стали чужими людьми друг длядруга. Стараясь на показывать это, они пытались вести себя, как раньше. НоАля обнаружила разлад между родителями. Она заметила слабость отца передматерью. Она была поэтом, которого знали в широких кругах, а он был простойчеловек, который провел на войне четыре года. Сергей понимал, что они уженикогда не смогут жить, как раньше, чтобы не причинять боль себе и Маринеон решил вернуться в Прагу, закончив их воссоединение, о котором он мечталстолько лет. Цветаева с Алей не долго оставались в Берлине после отъездаЭфрона. Они поехали за Сергеем в Прагу, чтобы заново воссоединиться.Воссоединение произошло. Отношения стали налаживаться. Но Эфроныстолкнулись с проблемой поисков жилья. Так как жизнь в городе была дорогой,они некоторое время жили в студенческой комнате Сергея, позже Марина и Аляпоселились неподалеку, в деревне, а Сергей остался жить в комнате вобщежитие. Первый год Цветаевой в Чехии был временем размышлений и эмоциональногоосвобождения. Она, Аля и Эфрон снова были семьей. В Праге Цветаева была навершине творческой активности. В последующие три года Марина написала своисамые зрелые лирические стихи, которые были потом опубликованы в 1928 годупод заголовком «После России». Количество ее работ и уровень ее поэтическихдостижений были поразительны, принимая во внимание тяготы ее существования.В стихах того времени мы видим объединение многих тем. Жизнь на земле неудовлетворяет ее, страстная натура Цветаевой ведет ее к более высокомуназначению, в мир ее души. Особое внимание привлекает стихотворение «Поэт»,написанное 8 апреля 1923 года. Марина изображает поэта не таким как всегда.Этот поэт не склонен признавать границы реальности, поэт действуетразрушающе, признавая лишь превосходство собственного мира и чувствуя лишьпрезрение к окружающему миру. Поэт – издалека заводит речь. Поэта – далеко заводит речь. Планетами, приметами … окольных Притч рытвинами… Между да и нет Он - даже размахнувшись с колокольни – Крюк выморочит… Ибо путь комет- Поэтов путь. Развеянные звенья Причинности – вот связь его! Кверх лбом Отчаятесь! Поэтовы затменья Не предугаданы календарем. Он, тот кто смешивает карты, Обманывает вес и счет, Он тот, кто спрашивает с парты, Кто Канта наголову бьет, Поэтов путь: жжа, а не согревая, Рвя, а не взращивая, - взрыв и взлом Твоя стезя, гривастая кривая, Не предугадана календарем!. Цветаевой необходимо было иметь время для работы, она настаивала на том, чтобы десятилетняя Аля выполняла почти всю домашнюю работу. Марина частожаловалась на то, что домашние дела ее изнуряют. Хотя Аля много помогала,повседневная жизнь была первобытной и требовалось много работать: носитьводу из колодца, топить печь. Для приготовления пищи на примусе требовалосьтерпение, а делать покупки при их ограниченном бюджете всегда былопроблемой. Но несмотря на все нужды Цветаева продолжала переписываться с друзьями.Переписка была ее любимым видом общения, сны – вторым. Они были бегствомдля Марины от критики, от действительности. Больше всего писем Цветаеваписала Пастернаку. Их эпистолярный роман длился около четырнадцати лет. X. Жизнь в Праге продолжалась. Новым возлюбленным Цветаевой былКонстантин Родзевич, бывший белогвардейский офицер, на три года моложе ее,близкий друг Эфрона, он изучал право в том же университете и принималактивное участие в местной политике. Эфрон любил его как брата. Да и внешнеони были очень похожи. Цветаева любила его страстно и также сильно бояласьпотерять его, как когда - то боялась потерять Софью Парнок. Марина посвятила Родзевичу много стихов. Но вскоре он устал от еестрасти, от постоянных требований, от ее накала чувств. И они оба поняли,что их роман кончен. Цветаева написала эпитафию их страсти. Ты, меня любивший фальшью Истины – и правдой лжи, Ты, мена любивший – дальше Некуда! – За рубежи! Ты, меня любивший дольше Времени. – Десницы взмах! Ты меня не любишь больше: Истина в пяти словах. Марина знала, что любила Родзевича, как никогда прежде, но у нее не былодругого выхода, как расстаться с ним. Он просил ее простой обычной жизни.Он хотел жену, брак, дом, в то время как Цветаева никогда не думала о том,чтобы развестись с Эфроном. Простая жизнь у нее была с Сергеем, сРодзевичем же ей хотелось страсти, эмоций, накала чувств. Когда Эфрон узнал о романе с Родзевичем, он предложил Марине расстаться,но испугавшись того, что она может покончить с собой, Эфрон остался с ней. X?. Роман с Родзевичем был позади. Цветаева вернулась к обычной жизни.Летом 1924 года она обнаружила, что снова беременна. 1 февраля 1925 года у Марины Цветаевой родился сын. Роды были долгими итяжелыми. Ребенок, хотя и родился на две недели раньше, был здоров. Сын – это был ребенок мечты Цветаевой! Она никогда не забывала, как еемать хотела сына. Когда умерла Ирина, она пообещала себе, что у них сСергеем будет сын. Она воображала сына от Пастернака, от Родзевича, отмногих других. Она знала, что сын будет принадлежать только ей. Теперь, когда ребенок появился на свет, Марина мечтала оказаться с ним нанеобитаемом острове, где ему было бы некого любить, кроме нее. Цветаевахотела назвать сына Борисом в честь Пастернака, но Эфрон на этот развозразил, и мальчика назвали Георгием. Марине не нравилось это имя, онасогласилась, но никогда не называла сына Георгием. Она звала его Муром.Сына Цветаева обожала. «Алей я в детстве гордилась, даже – чванилась, этого – страстно – люблю». (Из воспоминаний М. Цветаевой). Марина полностью посвятила себя новорожденному: нянчила, кормила,вставала к нему ночью, гуляла. Но в то же время она была измучена этойдополнительной нагрузкой. Она чувствовала себя одинокой, посаженной вклетку, истощенной. Ей, как всегда, требовалась энергия новой дружбы, новыхотношений, чтобы преодолеть чувство пустоты. Она нашла ее в Анна ИльиничнеАндреевой, второй жене писателя Леонида Андреева, умершего в 1919 году. ВАнне Андреевне было что - то цыганское, она привлекла Цветаеву именно тем,что не соответствовала никакому шаблону. Каждый вечер они вместе гуляли,рассказывали друг другу разные истории, часто проводили ночи вместе, в товремя как Сергей нянчил маленького Мура. Но вскоре их роман исчерпал себя,женщины стали раздражать друг друга. Через шесть месяцев, проведенныхвместе, они расстались. В это время весь цент русской эмиграции переместился в Париж. Было решенотоже поехать туда, там Цветаева надеялась найти широкую публику для своихстихов. X??. 31 октября 1925 года Цветаева, Аля и Мур покинули Прагу иотправились в Париж. Сергей присоединился к ним позже. В Париже Цветаеву ждал небольшой успех. Ее стихи были поняты и признаны. Они прожили в Париже полгода, когда в 1926 году стало ясно, что чешскоепособие Эфронов будет в опасности, если Сергей не вернется в Прагу. Онихотели вернуться, но так как понимали, что Сергею там будет трудно найтиработу, решили остаться во Франции. Они жили в нормальной квартире в одномиз районов Парижа, где жили почти все русские эмигранты. В 1928 году вышелпоследний сборник стихов, опубликованный при жизни Марины. Этот сборникназывался «После России», в него вошли стихи, написанные в Праге и вБерлине. Жизнь Эфронов с каждым годом становилась все труднее. Их чешское пособиебыло наполовину сокращено, и семья едва существовала. Их крайняя бедностьбыла тягостна и унизительна, но их знакомые поэты, писатели и художникиэмигранты переживали тоже самое. В августе 1928 года Цветаева ожидала приезда сестры. Максим Горькийпригласил Асю провести с ним месяц в Сорренто, и она решила воспользоватьсяслучаем, чтобы навестить Марину в Париже. Цветаева написала Горькомуписьмо, благодаря его за то, что он предоставил сестрам возможностьвстретиться после пяти лет разлуки. Когда в первый день сентября Ася приехала, на вокзале ее встретил толькоЭфрон, так как сама Цветаева сидела дома с детьми. Встреча сестер былаэмоциональной, радостной, шумной. Сестра показалась Асе изменившейся –повзрослевшей, уставшей. Цвет лица ее стал желтоватым, что делало глазаярче. Ася впервые увидела Мура: ему было два с половиной года, он был оченьбольшой для своего возраста, коренастый, с волосами и глазами, как уЦветаевой. Пятнадцатилетняя Аля выглядела теперь больше похожей на отца.Однако основное, на что Ася обратила внимание , была мягкость Марины поотношению к Муру и некоторая грубость по отношению к дочери. Сестры проговорили всю ночь, Цветаева лежала на узком диване и курилаодну папиросу за другой. Она говорила об их бедности, о болезни Сергея, освоей изоляции в эмиграции, об отчуждении. К сожалению, это была ихпоследняя встреча. После Асиного отъезда Цветаева медленно продолжала жить. Она чувствоваласебя одинокой. Аля училась допоздна, Мур все время спал, а Сергей был занятполитическими делами. Марина все больше уходила в свой собственный мир,который был закрыт для окружающих. В те годы, 1928-1929, творческая активность Цветаевой уменьшилась. Онанаписала около восьмидесяти пяти стихотворений и три поэмы. В творчестве,как и в любви, Цветаева хотела исключительности и поклонения, а не толькопринятия. Хотя ее публичные чтения проходили всегда хорошо, она обижаласьна то, что некоторые критики не признавали ее стихов. Также ее осаждали семейные проблемы. Марина не разделяла преданностиЭфрона коммунизму, но больше всего ее беспокоило то, что Аля следовала постопам отца. X???. В апреле 1930года один из близких друзей Марины - Маяковский покончилжизнь самоубийством. Она написала поэтический цикл “ Маяковскому”, простымповествовательным, жаргонным языком. Цветаева была шокирована этимпроишествием. Двумя месяцами позже Марина испытала еще один удар. Онаузнала, что Пастернак оставил жену, потому что полюбил другую, замужнуюженщину.Это известие было шоком для Марины. Ее настроение стало еще более подавленным. У Эфрона не было работы,чешское пособие было мизерным. Единственным надежным доходом были еелитературные чтения. Но денег едва хватало на еду. Цветаева продаланесколько колец и шелковых платьев, подаренных ей богатыми покровителями.Она была вынуждена курить папиросные окурки. В тот момент Марина былаблизка к срыву. Финансовое положение семьи было отчаянным, а жизнь дома неуютной и одинокой. Аля все больше увлекалась занятиями. Оношение с Эфрономбыли натянутыми. Мур в свои шесть лет был очень “сложным” ребенком, оченьшумным и активным. В это время Цветаева начинает думать о возвращение вМоскву. Измученная и подавленная она пишет стихи, которые полны боли , отчаяния,разочарования. Одно из таких стихотворений “Дом”, написанное в сентябре1931 года. Из – под нахмуренных бровей Дом - будто юности моей День, будто молодость моя Меня встречает: - Здраствуй, я! Так самочувственно-знаком Лоб, прячуюшийся под плащем Плюща, срастающийся с ним, Смушающийся быть большим. Глаза - без всякого тепла: То зелень старого стекла, Сто лет глядяшегося в сад. Пустуюший – сто пятьдесят. Стекла, дремучего, как сон, Окна , единственный закон Которого: гостей не ждать, Прохожего не отражать Из - под нахмуренных бровей- О, зелень юности моей! Та - риз моих,та - бус моих, Та - глаз моих, та - слез моих… Меж обступающих громад- Дом - пережиток, дом - магнат, Скрываюшиеся между лип. Девический дагерротип Души моей… Стихотворение излучает отчаяние и потерю, оно изображает личность , неспособную найти свое место в своем времени,в реальности. В начале 30-х годов Цветаева все больше обращается к прозе, возможно,потому что под давлением она давалась ей лучше, чем стихи. В августе 1932 года она услышала, что ее лучший друг Волошин умер. Онанемедленно села за работу над эссе “Живое о живом”. К этому времени Цветаева была такой несчатной во Франции, что она решила:Мур не будет, не должен стать французом. В одом из стихов, посвященых сынуона советует ему вернуться на родину. Езжай, мой сын домой – вперед - В свой край, в свой век, в свой час, - от нас - В Россию - вас, в Россию – масс. Был 1933 год жизнь была ужасной. “Никто не может вообразить бедности в которой мы живем. Мой единственныйдоход - от того , что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочьзарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мывчетвером живем на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем отголода”. (Из воспоминаний М. Цветаевой). Теперь Цветаева писала в основном прозу, но она никогда не приносила ейтакого удовольствия как стихи. В марте 1933 Эфрон обратился за получением советского паспорта. Он хотелвернуться на родину. Аля собиралась с ним. Они вместе занимались политикой,котоую Марина отказывалась понимать. Несмотря на недостаток денег, в 1935 году Цветаева записала Мура вчастную школу. Это принесло новые расходы. Ее кретиковали за“сумасбродство”, но ничего не могло стоять на пути потребностей Мура.Необычайно высокий для своих лет, плотный и не особенно привлекательный, онвсегда был с матерью. Преданность Цветаевой ему не знала границ. Х?V. 1937 год стал роковым в жизни Марины. Аля и Эфрон уехали на родину вСоветский Союз. Позже 18 июня 1939 года Марине Цветаевой с сыном с трудомудалось вернутся обратно домой. Москва не встретила ее расдостно идружелюбно. Эфрона, а затем и Алю арестовали. В тюрме Сергей пыталсяпокончит жизнь самоубийством, Аля же сходила с ума. Цветаева с Муромперехала жить поближ тюрмам, где были заключенны ее муж и дочь. Марина лишилась всего: дочери, мужа, друзей и даже желания писать. В августе началась эвакуация членов Союза писателей. Цветаева с Муромотправилась в Елабугу. Здесь Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством. Она повесилась. Друзья Цветаевой винили в ее смерти себя. Пастернак чувствовал, чтоникогда не простит себя за то что покинул ее. Дочь Аля винила в этомкритиков, сестра Ася обвиняла Мура в том, что он довел мать досамоубийства. Ее смерть стала логическим концом ее жизни. Точное расположение могилы Цветаевой не известно, но Ася в начале 60-хпоставила крест на приблизительном месте смерти своей сестры. ХV. Цветаева была мертва, ее одинокая могила не была отмечена.Эфрона расстреляли в октябре 1941 года; Мур, в феврале 1944 годапризванный в армию, был убит в том же году. В течение следующихпятнадцати лет о поэзии Цветаевой никто не говорил. На Западе еесчитали слишком сложным поэтом, которого понимали лишь немногие. После смерти Сталина и хрущевской “оттепели” дочь МариныАриадна была реабилитирована. Она вернулась в Тарусу, где вдетстве так часто проводила лето ее мать. До 1975 года онаполностью посвятила себя собиранию и изданию работ матери иоснованию архива, закрытого до 2000 года. Анастасия, заключеннаяс 1939 года, была освобождена лишь в 1959 году. И Аля, и Асяписали о прошлом Цветаевой; каждая хотела, чтобы ее считализащитником и самым близким человеком для Марины. В начале 60 – хгодов Анастасия поехала в Елабугу и, не имея воэможности найтиточное расположение могилы сестры, поставила крест наприблизительном месте. Через несколько лет Союз писателей заменилкрест на простой памятник. Ася умерла в сентябре 1993 года, ввозрасте девяноста девяти лет. Поэт умирает – его поэзия остается. Исполнилось пророчествоЦветаевой, что ее стихам «настанет свой черед». Сейчас онизанимают достойное место в истории поэзии. В наше время еестихами интересуются, их читают, заучивают наизусть. Какизвестно, каждая книга – это учебник жизни. Так вот каждый стихЦветаевой по праву может называться учебником жизни. Каждый, дажесамый маленький стишок, может научить многому. Жизнь Марины была полна противоречий, отвергающих социальные илитературные условности, но и была неразрывно связана с политикойи поэзией. Марина Цветаева была очень сложным человеком. У неебыли свои собственные взгляды на жизнь, на отношения. В ее стихахможно увидеть все: страх, боль, страдание, любовь, отчаяние,счастье. В настоящее время Цветаева признана одним из главных поэтовРоссии ХХ века. На конец то, сейчас стихи Марины Цветаевойоказались понятыми и признанными. Что вызвало такой интерес?Несомненно, сила ее поэзии. Сама она подчеркивала, что непринадлежит своему времени, что поэт принадлежит не времени, авременам, не стране, а странам. Она писала о страсти, любви итоске по лучшему миру, о судьбе поэта, об отчуждении иодиночестве. «В русской поэзии ХХ века не звучало более страстного голоса». Иосиф Бродский.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Жизнь и творчество Марины Цветаевой iconЦель : Проследить, как жизнь и судьба Марины Ивановны Цветаевой повлияли на её творчество
Проследить, как жизнь и судьба Марины Ивановны Цветаевой повлияли на её творчество
Жизнь и творчество Марины Цветаевой iconЦели проекта
Узнать больше нового и интересного об истории родного города через жизнь и творчество Марины Цветаевой
Жизнь и творчество Марины Цветаевой iconЖизнь и творчесво Марины Цветаевой

Жизнь и творчество Марины Цветаевой iconА. С. Пушкин в творчестве Марины Цветаевой

Жизнь и творчество Марины Цветаевой iconПоэтическое своеобразие Марины Цветаевой

Жизнь и творчество Марины Цветаевой iconСеминар по лирике М. Цветаевой. Марина Цветаева. Судьба и стихи. Цели урока: Познакомить и заинтересовать учащихся личностью М. Цветаевой
Портрет М. Цветаевой, рядом цветы и гроздья рябины, книги о Цветаевой и сборники её стихотворений, ноты романсов, кассета с романсом...
Жизнь и творчество Марины Цветаевой iconЖизнь и творчество И. Бунина Реферат По литературе Ученика 9б класса Кухаренко Олега 2000 год Жизнь и творчество И. А

Жизнь и творчество Марины Цветаевой iconТворчество Цветаевой

Жизнь и творчество Марины Цветаевой iconЯ. И. Хабарова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Образ Сивиллы и тема поэта – пророка в цикле М. Цветаевой «Сивилла»
Творчество М. Цветаевой, подобно творчеству многих художников серебряного века, отличается богатой мифопоэтикой. Одним из наиболее...
Жизнь и творчество Марины Цветаевой iconТема: Поэтический мир Марины Цветаевой. Цель
Цель: Познакомить обучающихся с основными темами и мотивами цветаевской лирики, особенностями лирической героини стихотворений
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы