«Национальные виды спорта. Их роль в духовном и физическом развитии молодежи» ст-т гр. Ксоиу-22 Забойкин Т. В. Проверил: пр-ль Роева Н. М. г. Павлодар, 2002Содержание Введение От байги к Олимпиаде. Национальные виды спорта и их интернациональность. Исторические предпосылки развития национальных видо icon

«Национальные виды спорта. Их роль в духовном и физическом развитии молодежи» ст-т гр. Ксоиу-22 Забойкин Т. В. Проверил: пр-ль Роева Н. М. г. Павлодар, 2002Содержание Введение От байги к Олимпиаде. Национальные виды спорта и их интернациональность. Исторические предпосылки развития национальных видо



Название«Национальные виды спорта. Их роль в духовном и физическом развитии молодежи» ст-т гр. Ксоиу-22 Забойкин Т. В. Проверил: пр-ль Роева Н. М. г. Павлодар, 2002Содержание Введение От байги к Олимпиаде. Национальные виды спорта и их интернациональность. Исторические предпосылки развития национальных видо
Дата конвертации03.08.2012
Размер125,99 Kb.
ТипРеферат
Национальные казахские виды спорта. Их роль в духовном и физическом развитии молодежи


Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский Государственный университет им. С.Торайгырова Кафедра физического воспитания РЕФЕРАТ на тему: «Национальные виды спорта. Их роль в духовном и физическом развитии молодежи» Выполнил: ст-т гр. КСОИУ-22 Забойкин Т. В. Проверил: пр-ль Роева Н. М. г. Павлодар, 2002Содержание Введение 1. От байги к Олимпиаде. Национальные виды спорта и их интернациональность. 2. Исторические предпосылки развития национальных видов спорта. Влияние национальных видов спорта на духовные и физические качества молодежи. Заключение Введение В нашей Республике на основе огромных экономических, социальных икультурных преобразований физическая культура и спорт стали важным факторомвсестороннего развития личности. Право казахстанской молодежи, всехтрудящихся на систематические занятия физической культурой и спортомзаконодательно закреплено новой Конституцией Казахстана. Парламент Республики Казахстан принял постановление «О дальнейшемподъеме массовости физической культуры и спорта», в котором наряду сдругими задачами, подчеркивается необходимость повышения уровня научныхисследований по важнейшим направлениям развития физической культуры испорта. Это постановление – новое подтверждение неустанной заботыправительства о здоровье и физическом развитии людей, о создании условийдля дальнейшего развития всей казахстанской системы физического воспитания. Физическая культура и спорт как продукт определенных историческихусловий развития общества составляют совокупность исторически возникшихрезультатов духовной деятельности людей. На Первой международнойконференции министров спорта и руководящих работников, ответственных заразвитие физической культуры и воспитание молодежи, состоявшейся в 1976году под патронажем ЮНЕСКО, и на ряде других более поздних форумах былапринята точка зрения о важном значении обобщения опыта научных исследованийв области физического воспитания применительно к социальным и национальнымособенностям. В своем реферате указанную точку зрения я освещу на примереКазахстана. Огромный путь прошла здесь физическая культура: от простейшихфизических упражнений и игр до современных олимпийских видов спорта. 1. От байги к Олимпиаде. Национальные виды спорта и их интернациональность. На смену старой местной и национальной замкнутости… приходитвсесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это вравной мере относится как к материальному, так и к духовному производству.Плоды отдельных наций становятся общим достоянием. В дореволюционном Казахстане вся физическая культура, все средствафизического воспитания использовались народом на самодеятельных началах,поскольку не существовало никаких органов управления этими процессами.Поэтому самобытная народная практика воспитания не могла оформиться вразвитую систему. В условиях кочевого образа жизни основными формамифизической культуры и главными средствами физического воспитания оставалиськонные виды спорта и игры, а среди детей – подвижные игры, отражающие всвоем содержании опять-таки кочевой образ жизни. В современном же обществе, когда установились другие общественные ипроизводственные отношения, такой уровень развития физической культуры немог уже удовлетворить новые и значительно более высокие требованиявоспитания подрастающего поколения. Спортивными организациями проводилась единственно правильная политикане за "национальную культуру", а за "интернациональную культуру", в которуюот каждой национальной культуры входит только часть, а именно: лишьпоследовательно-демократическое и социалистическое содержание каждойнациональной культуры. Международные интернациональные формы физической культуры не ставятпомехи развитию национальных форм физической культуры, а, наоборот,способствуют их развитию и совершенствованию. Так, казакша-курес вошел впрограмму уже I Всеказахстанской спартакиады, состоявшейся в 1928 году. Атакие популярные национальные виды спорта, как байга, кыз-куу, аударыспак,кокпар, вошедшие в программу XIII юбилейной Всеказахстанской спартакиады в1970 году, стали объектом всеобщего внимания. Это говорит о высоком общемуровне развития национальных форм физической культуры в республике. И этот процесс является необходимым условием формирования новогочеловека, всестороннего развития личности, совершенствования образа жизни сиспользованием всех видов физического воспитания. Физическая культура испорт, активно включаясь в данный процесс, выступают таким образом однимииз важных факторов интернационализации всей духовной жизни наших народов. В Казахстане интернационализации подвергаются все аспекты физическойкультуры и спорта. Ярким примером сказанному является тот факт, что у насинтернационализируются также национальные виды спорта и игры, многообразныенациональные формы и средства физического воспитания. Главной, ведущей тенденцией при этом является возникновение и развитиеобщих черт в национальных культурах. Именно эта тенденция ведет к прогрессунациональные виды спорта и игр народов Казахстана, открывая перед ниминовые перспективы, тем более, что Казахстан имеет некоторый опытинтернационализации отдельных национальных видов спорта. Начнем с наиболее популярного из них – казакша-курес. В 1938 годувпервые в истории этого вида были введены весовые категории: легкий вес (до65 кг), средний (до 76 кг) и тяжелый (от 76 кг и выше). В 1957 году казакша-курес имел уже восемь весовых категорий. Это было прогрессивным явлением,приблизившим его к современным классическим видам спортивной борьбы. Иначеговоря, казакша-курес стал иметь столько же весовых категорий, сколькоимели к этому времени вольная и классическая борьба. Тем самым казакша-курес включил в свое содержание много интернациональных элементов. Казакша-курес стал в настоящее время одним из перспективных видовспортивной борьбы. Введено исключительно полезное новшество – произвольныйзахват пояса. Это сделало соревнования более зрелищными и богатыми посодержанию, ибо борец получил широкий простор для применения любыхтехнических приемов, существующих в арсенале различных видов спортивнойборьбы. Следует заметить, что казакша-курес давно играет положительную роль вразвитии классических видов спорта. Так, бывшие куресисты Ш.Сериков иЖ.Ушкемпиров стали олимпийскими чемпионами по классической борьбе.Ж.Ушкемпиров в году стал чемпионом мира. Казакша-курес следует рассматривать не только с позиции сегодняшнихспортивных требований. На него следует смотреть с перспективой на будущее.Как современный вид спорта, он может выйти за пределы Казахстана, и по немуможно будет проводить международные соревнования. Скачки на лошадях являются одним из популярных национальных видовспорта. Различают: байгу – состязания на короткие дистанции (от 1200 м) иаламан-байгу – на длинные дистанции (до 50 км). Аламан-байга и байга, как они культивируются в сельских районахсейчас, – это по сути то же, что скачки по пересеченной местности – кросс.Но официальные соревнования областного и республиканского масштаба давноуже проводятся по стандартной дорожке ипподрома. В Казахстане по сей деньпроводятся соревнования на дистанциях в пределах от 1200 метров до 50километров, причем не только по скаковой дорожке ипподрома. Ясно, что основным критерием для установления дистанции должен бытьвозраст лошадей. Это подтверждено практикой, опытом, наукой. Поэтомуникакие произвольные решения не должны иметь место. Существуют дистанции на1200 м – для лошадей в возрасте 2 лет; на 5, 8, 10, 12 км – для лошадей ввозрасте от 3 до 4 лет; 15, 20, 25 км – для лошадей от 5 лет и старше;существуют дистанции 30, 40, 50 км для лошадей старшего возраста. Кокпар (борьба за козла) – самая популярная у казахов и других народовСредней Азии конноспортивная игра, которая имеет огромное количествовариантов. Сейчас она входит в программу различных народных торжеств и поней проводятся официальные соревнования между лучшими джигитами государствСредней Азии и Казахстана. В начале 50-х годов в Казахстане отказались от проведения официальныхсоревнований по кокпару из-за того, что правила их не исключали несчастныхслучаев. Но популярность игры была настолько велика, что пришлось признатьее, проводить соревнования по усовершенствованным правилам. Аудыспарак (борьба на лошадях) также является одним из популярныхнациональных видов спорта народов Средней Азии и Казахстана. В разныхреспубликах она называется по-разному: огдарыш, агдариш и т.д. Основноеправило – в конноспортивной борьбе сбросить соперника на землю. Кумис-алу – один из национальных видов конного спорта, сущностькоторого заключается в том, чтобы достать монеты(призы) с земли на скаку. Кыз-куу (погоня за девушкой) – национальная спортивная игра налошадях, где демонстрируется лихая скачка девушки и джигита. Сущность игрызаключается в том, что на протяжении определенной дистанции джигит должендогнать девушку. Тогуз-кумалак (настольная спортивная игра). Это единственный вид, гдефактически отсутствует двигательная деятельность. Естественно, играпопулярна главным образом среди людей среднего и пожилого возраста. Как известно, в игре тогуз-кумалак используются сложение, вычитание,умножение и деление, то есть математические действия, которые необходимыдля того, чтобы заранее предугадать ход игры, позицию. В свою очередь этидействия требуют создания гармонической позиции камней, которая являетсяважнейшим принципом и определяет мастерство игрока.2. Исторические предпосылки развития национальных видов спорта. Влияниенациональных видов спорта на духовные и физические качества молодежи. Любое исследование требует четкого определения отдельных исходныхпонятий. Речь идет в данном случае о понятиях, непосредственно связанных снациональным и интернациональным в сфере физической культуры и спорта, но,к сожалению, еще слабо разработанных. Для периода донациональных отношений в физической культуре характернытакие понятия, как первобытная физическая культура, физическая культурародовой общины. В процессе разложения первобытнообщинного строя происходилообразование родовых союзов, из которых, в свою очередь, складывалисьплемена. Здесь уместно говорить уже о физической культуре племен иплеменных союзов. Ярким примером сказанного может служить характерфизической культуры таких племенных союзов, как саки, кангюи, аланы. С появлением классового общества возникла такая социально-этническаяобщность людей, как народность, и с этого времени следует говорить онародной физической культуре. Для периода зарождения и развития наций правомерно употреблениетермина «национальная физическая культура». Как известно, одной изотличительных черт нации является общность духовной жизни, возникающая наоснове длительной совместной жизни людей, связанных единой экономикой,территорией и языком, а значит и культурой. Однако предыдущимиисследователями понятие «национальная физическая культура» неупотреблялось, а заменялось термином «национальные формы физическойкультуры». Между тем эти понятия не равнозначны. Изучение диалектики понятий и сферы действий физической культурыпривело нас к употреблению термина «межнациональное» в данной области.Известно, что многие народы издревле живут по соседству, имеют много общегов жизненном укладе, обычаях, традициях и в культуре в целом. Много общего ив сфере национальных форм и средств физической культуры. Важно в данномслучае отметить, что межнациональное в физической культуре, спортепроявляется более ярко. Это связано, прежде всего, не столько с их формой,сколько с их содержанием, внутренней структурой. В современной спортивной литературе встречаются термины «народные видыспорта», «народные формы физической культуры». Под этими терминами, какправило, подразумеваются национальные виды и национальные формы. Средняя Азия и Казахстан принадлежат к странам древнейшей культуры.Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первобытный человекпоявился здесь еще в период палеолита. Древние люди Средней Азии занимались охотой. С ней были связаныосновные стороны жизни человеческого общества. Как показывают исследования,охота в данный период создала особые свойства в природе человека, влияя наего физическое строение, и изощрила многие его способности: дальнозоркость,меткость глаза, осторожность, наблюдательность и т.д. В этот период ввысшей степени развилась физическая сила человека и выносливость. Охота в первобытном обществе требовала прежде всего развития такихдвигательных навыков, которые можно назвать естественными, - это навыки вбеге, лазании, прыжках, переноски тяжестей и т.д. Находясь все время вусловиях воздействия естественных сил природы, человек закалялся в борьбе снею. Эта суровая повседневная борьба за существование требовала от человекавысокоразвитых физических качеств и разносторонней двигательнойдеятельности. Однако роль охоты заключалось не в только в развитии этихкачеств. Она имела огромное значение и в духовном развитии, ибо возросшаядвигательная активность охотника могла служить одним из стимулов для болеевысокого развития умственных способностей человека. В позднем палеолите при раскопках находят копьеметалки. Их применениеговорит о том, что охотничьи действия древних людей стали носить болеесознательный характер, и их культура поднялась на более высокую ступень.Охотничьи оружия и устройства типа копьеметалок были известны также древнимлюдям Средней Азии. В период неолита появляются лук и стрела. Их появление в качествеосновного охотничьего орудия, а также использование усовершенствованныхкаменных орудий создают условия для перехода к приручению животных, кразвитию новых форм культур. Более устойчивыми становятся формы организациичеловеческого общества. Физические упражнения становятся важным средством воспитания. Им былзанят весь коллектив родового общества, предъявляющий к своим членамдостаточно высокие требования в области физического развития. Одновременноеобособление различных видов трудовой деятельности людей по половымпризнакам делает этот процесс все более дифференцированным. Сказанноеподтверждается данными по истории культуры народов Средней Азии иКазахстана. Игры (в том числе и спортивные) как мальчиков, так и девочекприобретают особую специфику, определяемую их будущим положением в системеполовозрастного разделения труда. Все более популярными становятсясостязательные игры, путем которых наиболее успешно осуществлялось развитиефизических и умственных способностей детей. Исторические сведения подтверждают, что переход из одной возрастнойгруппы в другую был связан с выполнением определенных требований наловкость, смелость, стойкость и умение применять их в естественных условияхокружающей среды. Эти древние обычаи и традиции, в основе которых лежатпережитки и отголоски ранней эпохи родового общества, у народов СреднейАзии и Казахстана дожили до нашего столетия. Требования и определенные виды испытания в области физическоговоспитания были широко распространенным явлением данной эпохи. Причем онибыли направлены на овладение необходимыми в жизни навыками и способностями.Например, у древних гуннов мальчики сначала учились стрелять из лука пташеки зверьков, ездить верхом на баране, а затем стрелять зайцев и лисиц иупотреблять их в пищу. В дальнейшем подростки, умеющие владеть луком,поступали в конницу. Посвящения – один из древнейших ритуалов, зафиксированных археологамии этнографами у многих народов в самых разных местах земного шара. Посвящения состояли из целого цикла обрядов, проводимых в течение рядалет в несколько стадий. Например, у среднеазиатских народов бытовала перваясамостоятельная езда верхом в три года или первое участие в конных скачкахв семь лет. Посвящения носили общественный и воспитательный характер, ибо они былинаправлены на то, чтобы подготовить детей, подростков, юношей и ввести их вобщество полноценных и полноправных людей в соответствии с их возрастнымиспособностями. Последовательно они становились наездниками, охотниками,воинами. Элементы физической культуры в древнем обществе пронизывают всестороны общественной жизни. Причем, физическая культура еще в этот периодбыла освящена разного рода обычаями, обрядами и традицией. Возникают новые состязательные игры, отражающие приемы и способыприручения диких животных и их одомашнивание. Так, известные поархеологическим материалам культовые игры с быком генетически связываются стем этапом развития первобытного общества, когда в его жизни начинаетиграть важную роль скотоводство. Популярными в этом периоде становятся физические упражнения иразвлечения с применением игральных костей – астрагалов. Эти костииспользовались в подвижных играх, с помощью которых воспитывались такиефизические качества, как ловкость и меткость. В 1970 году казахстанские археологи при раскопках древнего поселенияпериода III-IV веков до нашей эры обнаружили различные шарики, специальновыполненные для игры. В результате тщательного исследования они пришли квыводу, что шарики служили для игры в тогуз-кумалак. Приручение верховых лошадей приводит к возникновению конных видовспорта и игр, появлению состязаний, соответствующим целям военнойподготовки. С появлением так называемой "военной демократии", возникшей настадии разложения первобытнообщинного строя, связано возникновение вказахских степях аламан-байги – вида состязаний, используемого дляподготовки воина. Элементы военной подготовки пронизывают не только конные виды. В этойсвязи также немалый интерес представляют археологические раскопки на юго-востоке Казахстана. В этом районе были обнаружены своеобразные стрельбища,мишенями которых служили наскальные изображения животных. Тренировка с оружием являлась сложным процессом, связанным споявлением не только таких физических качеств, как ловкость и выносливость,ни и прежде всего большой физической силы, которая приобреталась путемдлительных упражнений. Появление соревнований способствует возникновению новых форм и методовподготовки молодежи, развитию новых боевых игр и физических упражнений.Новые общественные функции, которые несет с собой физическая культура,способствуют приобретению общих сходных черт физических упражненийотдельных племен и народностей этого периода, усиливается взаимообменкультурными ценностями. Все больше усиливающийся процесс развития физической культурыразделялся на два русла: непосредственно утилитарную деятельность идеятельность игровую, служащую интенсивным проявлением духовныхпотребностей людей. Дальнейшее развитие игрового творчества оказываетогромное влияние на содержание физической культуры, делает ее богатой иразносторонней по форме.Заключение Национальные спортивные традиции складывались с древних времен. Онисовершенствовались по мере хозяйственной деятельности человека, по мересовершенствования его разума. Национальные спортивные традиции зависели отмногих факторов: ландшафта, климата, природы и т.д. Все виды национального спорта направлены на развитие у молодежифизических и духовных качеств: физической силы (казакша-курес),выносливости (аламан-байга), ловкость (кумис-алу), меткость (лучныесостязания), развитие способности разума анализировать множество данных(тогуз-кумалак). Кроме того многие виды национального спорта направлены навоспитание у молодежи воли к достижению цели, на единение с природойстепей, культурой других народов. Данные свидетельствуют о том, что процессы взаимного культурноговлияния и культурного общения оказывают большое влияние на характер самихигр как одного из важных средств духовного развития людей.Список используемой литературы 1. Таникеев М.Т. От байги до олимпиады. Алма-Ата, 1983. 2. Таникеев М.Т. История физической культуры в Казахской ССР. Алма- Ата, 1973. 3. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. Москва, 1970. 4. Гунер М. Казахский народный конный спорт (правила соревнований). Алма-Ата, 1957. 5. Рахимкулов М. Казакша-курес. Алма-Ата, 1957.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

«Национальные виды спорта. Их роль в духовном и физическом развитии молодежи» ст-т гр. Ксоиу-22 Забойкин Т. В. Проверил: пр-ль Роева Н. М. г. Павлодар, 2002Содержание Введение От байги к Олимпиаде. Национальные виды спорта и их интернациональность. Исторические предпосылки развития национальных видо iconВопросы к зачету по дисциплине «Национальные виды спорта Тюменской области»
Национальные виды спорта кмнс юга российского Дальнего Востока (Приамурья и Сахалина)
«Национальные виды спорта. Их роль в духовном и физическом развитии молодежи» ст-т гр. Ксоиу-22 Забойкин Т. В. Проверил: пр-ль Роева Н. М. г. Павлодар, 2002Содержание Введение От байги к Олимпиаде. Национальные виды спорта и их интернациональность. Исторические предпосылки развития национальных видо iconАннотация в статье отражено практическое значение ненецких игр в жизни народов Крайнего Севера, предлагаются примеры ненецких игр, для использования на уроках физической культуры.
Ключевые слова: ненецкие игры, ловкость, традиции, северное многоборье, национальные виды спорта
«Национальные виды спорта. Их роль в духовном и физическом развитии молодежи» ст-т гр. Ксоиу-22 Забойкин Т. В. Проверил: пр-ль Роева Н. М. г. Павлодар, 2002Содержание Введение От байги к Олимпиаде. Национальные виды спорта и их интернациональность. Исторические предпосылки развития национальных видо iconТема Введение в социологию физической культуры и спорта
Цели, задачи и значение учебного курса «Социология физической культуры и спорта» (фкс). Форма занятий. Виды учебных заданий. Уровни...
«Национальные виды спорта. Их роль в духовном и физическом развитии молодежи» ст-т гр. Ксоиу-22 Забойкин Т. В. Проверил: пр-ль Роева Н. М. г. Павлодар, 2002Содержание Введение От байги к Олимпиаде. Национальные виды спорта и их интернациональность. Исторические предпосылки развития национальных видо icon«Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания»
Земного шара получают сравнительно молодые спортивные дисциплины. В основном это утверждение относится к экстремальным видам спорта,...
«Национальные виды спорта. Их роль в духовном и физическом развитии молодежи» ст-т гр. Ксоиу-22 Забойкин Т. В. Проверил: пр-ль Роева Н. М. г. Павлодар, 2002Содержание Введение От байги к Олимпиаде. Национальные виды спорта и их интернациональность. Исторические предпосылки развития национальных видо iconСтатья посвящена анализу структуры современных национальных интересов России Ключевые слова Национальный интерес, национальная безопасность, жизненно важные национальные интересы,важные национальные интересы; S
Национальный интерес, национальная безопасность, жизненно важные национальные интересы,важные национальные интересы
«Национальные виды спорта. Их роль в духовном и физическом развитии молодежи» ст-т гр. Ксоиу-22 Забойкин Т. В. Проверил: пр-ль Роева Н. М. г. Павлодар, 2002Содержание Введение От байги к Олимпиаде. Национальные виды спорта и их интернациональность. Исторические предпосылки развития национальных видо iconТематика экзамена по практике устной речи
Физкультура и спорт. Летние виды спорта. Зимние Олимпийские игры. Любимый вид спорта. Любимый спортсмен. Спорт и здоровье
«Национальные виды спорта. Их роль в духовном и физическом развитии молодежи» ст-т гр. Ксоиу-22 Забойкин Т. В. Проверил: пр-ль Роева Н. М. г. Павлодар, 2002Содержание Введение От байги к Олимпиаде. Национальные виды спорта и их интернациональность. Исторические предпосылки развития национальных видо iconТворческая работа по развитию и гармонизации национальных отношений;::::::: 10
Охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные...
«Национальные виды спорта. Их роль в духовном и физическом развитии молодежи» ст-т гр. Ксоиу-22 Забойкин Т. В. Проверил: пр-ль Роева Н. М. г. Павлодар, 2002Содержание Введение От байги к Олимпиаде. Национальные виды спорта и их интернациональность. Исторические предпосылки развития национальных видо iconИгровые виды спорта

«Национальные виды спорта. Их роль в духовном и физическом развитии молодежи» ст-т гр. Ксоиу-22 Забойкин Т. В. Проверил: пр-ль Роева Н. М. г. Павлодар, 2002Содержание Введение От байги к Олимпиаде. Национальные виды спорта и их интернациональность. Исторические предпосылки развития национальных видо iconВопросы к зачёту по дисциплине «Социология физической культуры и спорта»
Причины утраты ценностей любительского спорта и утверждения профессионального спорта
«Национальные виды спорта. Их роль в духовном и физическом развитии молодежи» ст-т гр. Ксоиу-22 Забойкин Т. В. Проверил: пр-ль Роева Н. М. г. Павлодар, 2002Содержание Введение От байги к Олимпиаде. Национальные виды спорта и их интернациональность. Исторические предпосылки развития национальных видо iconНесмотря на то, что существует футбол, хоккей и другие виды спорта, все равно излюбленной игрой настоящих мужчин является пейнтбол
Несмотря на то, что существует футбол, хоккей и другие виды спорта, все равно излюбленной игрой настоящих мужчин является пейнтбол....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы