Методология и методика эмпирического социологического исследования (Контрольная) icon

Методология и методика эмпирического социологического исследования (Контрольная)



НазваниеМетодология и методика эмпирического социологического исследования (Контрольная)
Дата конвертации03.08.2012
Размер175,53 Kb.
ТипРеферат
Методология и методика эмпирического социологического исследования (Контрольная)


|ИВАНОВСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА студента 4 курса юридического факультета Ивановского Института Управления Шахова Виктора МихайловичаПредмет: Социология.Тема: Методология и методика эмпирического социологического исследования.Содержание:1. Теоретическая подготовка исследовательской программы2. Методы сбора социальной информации (выборка, анализ документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование)3. Способы анализа и интерпретации данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций 1. Теоретическая подготовка исследовательской программыКаждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическимисоциологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет,журналов, научной литературы и т. д. Возможно, и сам бывает вовлечен в этиисследования в качестве респондента, т. е. источника первичной информацииоб изучаемых процессах и явлениях. Не исключена вероятность того, что кому-либо из нас придется организовывать такое исследование. В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основныхэтапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур: 1)подготовительный (разработка программы исследования); 2) основной(проведение эмпирического исследования); 3) завершающий (обработка и анализданных, формирование выводов и рекомендаций). Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы.Проблема исследования может быть задана извне каким-либо заказчиком илиобусловлена познавательным интересом. Мы будем ориентироваться наприкладное социологическое исследование, которое может быть проведено вкакой-либо производственной организации. Поэтому мы будем исходить из техили иных реальных проблем, которые встают в настоящее время передпроизводственными организациями. Проблема — это всегда противоречие между знаниями о потребностях людейв каких-то результативных практических или теоретических действиях инезнанием путей и средств их реализации. Решить проблему — значит получитьновое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иноеявление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления вжелаемом направлении. Заказ социологу чаще всего формируется в виде обозначения некоторойпроблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие либопросто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сферепроизводства, управления и т. д. Социологу предстоит перевести проблемнуюситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этогоон должен проделать специальную теоретическую работу: 1) установить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли показатель,количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) есть лиучет и статистика по этому показателю, в) достоверны ли учет и статистикапо этому показателю; 2) вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы,решение которых принадлежит социологии, а не экономической теории,технологии производства и т. д. Например, поставлена проблема разобраться впричинах низкой эффективности управления тем или иным подразделениемпредприятия. Социологу предстоит решить, какие социальные группы и личностиучаствуют в возникновении и решении этой проблемы, как влияют здесь ихинтересы, как стимулируется их участие в разрешении данной, проблемы и т.д.; 3) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые нетребуют специального анализа и выступают как информационная база длярассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учетапредставляют собой готовый важный материал); 4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты,чтобы определить основное направление исследовательского поиска; 5) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этойцелью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу. Провести беседыс компетентными людьми — экспертами. В роли экспертов обычно выступаютспециалисты — ученые или опытные практики. Производственная проблема может быть описана с помощью пяти основныххарактеристик: 1) Сущность или содержание. Например, низкая эффективностьпроизводства, высокая социально-психологоческая напряженность в трудовомколлективе и т. д. При определении проблемы следует установить, с чем всеэто сравнивается и на каком основании. В данных примерах следует ответитьна вопрос: почему мы считаем, что эффективность производства низкая, асоциальная напряженность высокая? Низкая и высокая по сравнению с какимистандартами? 2) Организационное и физическое нахождение. В каком организационномподразделении (участках, отделах, филиалах) и физических объектах (заводы,здания, склады, конторы) была выявлена проблема. Насколько широко онараспространена в организации. Какие подразделения она затронула.[pic] 3) Владение проблемой. Является ли проблема «открытой» (знакомой всем)или «закрытой» (то есть известной группе лиц)? Какие люди (управленцы,специалисты, рабочие и т. д.) затронуты проблемой и более всегозаинтересованы в ее решении? 4) Абсолютная и относительная величина. Насколько важна проблема вабсолютных величинах? Например, объем потерянного рабочего времени илиденег; объем неиспользуемых производственных мощностей. Насколько она важнав относительном выражении? Как она влияет на подразделения, в которых онаобнаружена, и на людей, которые владеют ею? Насколько она важна дляорганизации в целом? Что может получить организация от ее решения? 5) Временные рамки. С какого времени существует данная проблема?Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически?Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется?В результате предварительного анализа проблемная ситуация получает четкоевыражение в виде формулировки проблемы. Причем эта формулировка можетзначительно отличаться от первоначальной, сформулированной заказчиком. На основе предварительного анализа разрабатывается программаисследования данной проблемы. Программа является обязательным исходнымдокументом любого социологического исследования, независимо от того,является ли это исследование теоретическим или прикладным. Программасоциологического исследования обычно включает в себя следующие разделы: 1)теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определениепонятий); 2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбораданных, методы обработки и анализа данных; 3) организационный (планисследования, порядок исследования подразделений, распределение людских ифинансовых ресурсов и т. д.). Основные элементы программы прикладногосоциологического исследования показаны на рисунке. Цели и задачи исследования. Этот раздел программы регулирует отношениязаказчика и социолога на стадии предварительного определения ожидаемогорезультата, а также определяет объем затрат, времени и финансовых ресурсов,необходимых для получения результата. Цели исследования могут быть различны. Например, если сформулированапроблема как недостаточно высокий уровень управления подразделениямиорганизации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причиннизкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов иразработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации. Задачиисследования представляют собой содержательную, методическую иорганизационную конкретизацию цели. Предмет и объект исследования. Предмет исследования — это центральныйвопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, в одном и том жеэмпирическом объекте могут выделяться различные его аспекты, которыеявляются предметом исследования. Иначе говоря, когда социолог выбираетпредмет исследования, он в то же время формулирует и гипотезу о возможномпути решения проблемы, а также методы и формы проведения социологическогоисследования. Так, в обозначенном нами примере исследования социолог можетпредположить, что причиной является неэффективная система принятия решения,тогда предметом исследования может служить система принятия решений и этоможет стимулировать: 1) исследование путей принятия решений; 2) рольколлективных органов в подготовке и принятии решений; 3) роль штатныхспециалистов и линейных руководителей в принятии решений; 4) решающая исовещательная роль лиц, обладающих неофициальным влиянием, ответственностьза решения, их внедрение и контроль за внедрением. Но социолог можетпредположить, что основная причина низкой эффективности управлениязаключается в стиле руководства. Тогда исследование будет развиваться подругому сценарию. Если в первом случае большое значение будет иметь анализдокументов, то во втором случае — анкетный опрос и психологическоетестирование. Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятия — необходимый этап вразработке методологии исследования. Он позволяет решить три основныезадачи: 1) Выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используютсяв данном исследовании. 2) Это дает возможность вести анализ практическихпроблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивать научноеобоснование его результатов, выводов и рекомендаций. 3) Обеспечитьизмерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных,статистических показателей. Теоретическая интерпретация понятий осуществляется через рядпоследовательных этапов. На первом этапе осуществляется перевод проблемнойситуации в формулировку в строгих научных рамках и терминах. На следующемэтапе каждое понятие этой формулировки раскладывается на такие операционныесоставляющие, которые затем могут быть исследованы количественным методом.Кроме структурной интерпретации понятий, описывающих предмет исследования,необходимо провести их факторную интерпретацию, то есть определить системуего связей с внешними объектами и внутренними субъективными факторами. Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий,которые доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такиеэлементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами. При этом социолог должен стремиться обеспечить максимальноеописание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах. Формирование гипотезы — заключительная часть теоретической подготовкиэмпирического социологического исследования. Гипотеза исследования — этонаучно обоснованное предположение о структуре изучаемого социальногоявления или о характере связей между его компонентами. Гипотезывырабатываются на основе имеющихся фактов. В науке существуют определенныеправила выдвижения и проверки гипотез: 1) Гипотеза должна находиться всогласии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которыхона касается. 2) Из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвинутыхдля объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразнообъясняет большее их число. 3) Для объяснения связанной серии фактов нужновыдвигать возможно меньше гипотез, и их связь должна быть возможно болеетесной. 4) При выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностныйхарактер ее выводов. 5) Невозможно руководствоваться противоречащими другдругу гипотезами. Гипотезы — это отправные точки для исследования, дальнейшие этапыэмпирического социологического исследования находятся в прямой зависимостиот выдвинутых гипотез. Для отработки гипотезы и процедур исследованиянередко проводят предварительное, пилотажное исследование. В зависимости оттеоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основныеи выводные (гипотезы причины и гипотезы следствия). Таким образом, ониобразуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретациюпонятий. Следует подчеркнуть, что формирование гипотез — это не праздныетеоретические упражнения, а разработка логических опор для сбора и анализаэмпирических данных. Если исследователем были сформулированы гипотезы, тоэмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения.Если же гипотезы с самого начала не выдвигались, то резко падает научныйуровень социологического исследования, а его результаты и обобщениясводятся к описаниям процентных выражений тех или иных индикаторов и кдовольно тривиальным рекомендациям.2. Методы сбора социальной информации (выборка, анализ документов,наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование)Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методическийраздел программ, который включает в себя описание методики и организацииисследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснованиевыборки. Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют,каким должен быть объект исследования. Иногда, когда объект исследованиясравнительно невелик и социолог располагает достоверными силами ивозможностями его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда, говорятсоциологи, объект исследования тождествен генеральной совокупности. Ночасто сложное исследование невозможно или в нем нет необходимости. Поэтомудля решения задач исследования осуществляется выборка. В программе должно быть четко указано: 1) Каков объект эмпирическогоисследования. 2) Является исследование сплошным или выборочным. 3) Если оноявляется выборочным, то претендует ли оно на репрезентативность.Репрезентативность — это свойство выборочной совокупности воспроизводитьпараметры и значительные элементы генеральной совокупности. Генеральнаясовокупность — это совокупность всех возможных социальных объектов, котораяподлежит изучению в пределах программы социологического исследования.Вторичная совокупность (выборка) — это часть объектов генеральнойсовокупности, отобранная с помощью специальных приемов для полученияинформации о всей совокупности в целом. Число единиц наблюдения,составляющих выборочную совокупность, называется ее объемом (объемомвыборки). Существует ряд процедур осуществления выборки. 4) Исследовательобязан указать, сколько ступеней отбора применяется в выборке, каковаединица отбора на каждой ступени и какой темп отбора применяется на каждойступени. 5) Что является основой выборки (список, картотека, карта)? 6)Какова единица наблюдения на последней ступени выборки. Попробуем на характерном примере описать выборку. Возьмем исследованиеэффективности труда на малых предприятиях, существующих в системе крупныхгосударственных предприятий. Такая форма организации труда в наше времястала широко распространенной. В качестве эмпирического объекта принимаютсярабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малыхпредприятий. Исследование является выборочным, обеспечивающимрепрезентативность; генеральной совокупностью являются все рабочие ислужащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий.Применяются три ступени отбора: на первую ступень выделяются малыепредприятия, занятые в основном и вспомогательном производстве. Дляисследования малых предприятий, занятых во вспомогательном производстве, всвязи с их малочисленностью, применяется сплошной опрос. Малые предприятия,занятые в основном производстве, будут изучаться выборочно. Вторая ступеньотбора — отбор малых предприятий, занятых в основном производстве. Попоказателям, характеризующим эффективность деятельности, малые предприятияразделяются на три группы: а) наиболее эффективные, б) средние, в)низкоэффективные. В зависимости от числа малых предприятий, попавших вкаждую группу, по каждому списку делается случайный, непропорциональныйотбор. Например, отбираются по три малых предприятия из каждой группы спомощью определенного «шага отбора». Третья ступень — в отобранных малыхпредприятиях проводится сплошной опрос работающих. Единицей наблюденияявляются отдельные работники. Следует подчеркнуть большое значениеправильно проведенной выборки исследования. Если эта выборка проведенанекорректно, то данное исследование не может считаться репрезентативным идостоверным, и его результатам нельзя доверять. Важная часть методического раздела программы — обоснование методовсбора эмпирических данных. Если будет использован анализ документов, тоследует указать, какие документальные источники будут изучаться (какиестатистические формы, планы, отчеты и т. д.), а также какие методы анализаих содержания будут применяться. При использовании методов опроса требуетсяописание его техники, организационной структуры и содержания, гдепроводится опрос: на рабочем месте, в местах отдыха, в ведомственнойполиклинике и т. д., какая разновидность анкетирования применяется, каковосодержание анкеты. В нашем примере, где в качестве цели исследованиявыдвигалась оценка уровня управления в организации, процедура исследованиятребовала проведения аттестации руководителей и ведущих инженерных кадров.В обосновании методов сбора информации должно быть указано, что аттестациябудет проводиться на основе применения двух взаимодополняющих методов:экспертной оценки и самооценки. Для аттестации управленческих кадров быловыделено 36 признаков, для инженерно-технических кадров — 27 признаков. Всекачества оценивались по словарю деловых, личностных и организаторскихкачеств экспертами трех уровней: 1) эксперты группы А, занимающие болеевысокую должность;2) эксперты группы Б, находящиеся на равном должностном уровне;3) эксперты группы В, находящиеся в подчинении у оцениваемого. Таким образом достигалась максимальная возможность объективностиоценки, характеризующей данного руководителя или специалиста какподчиненного — исполнителя, сотрудника и товарища по работе — смежника иуправляющего коллективом. Степень выраженности качеств будет определятьсякак среднеарифметическое всех экспертных оценок. На основе этой среднейбудет выбрана соответствующая фраза и внесена в производственно-психологическую характеристику. Психологическая предрасположенность куправленческой деятельности будет выявляться с помощью теста Кутта. Здесьосновное внимание будет уделяться предрасположенности к активной жизненнойпозиции, общительности, эмоциональной устойчивости и самостоятельностисуждений. При определении методов сбора информации социолог должен принять вовнимание ряд моментов: 1) оперативность и экономичность исследования недолжны обеспечиваться в ущерб качеству данных; 2) ни один метод не являетсяуниверсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности.Поэтому не существует вообще «хороших» или «плохих» методов, есть методы,адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче; 3)надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но исоблюдением правил его применения. Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов являетсяанализ документов. Он имеет и ряд других преимуществ по сравнению с другимиметодами:1) Анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данныео предприятии в целом и его рабочих и служащих. 2) Эта информация носит объективный характер. Но при этом нельзязабывать об ограничениях, связанных с качеством такой информации: а) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной инуждается в контроле с помощью наблюдениями опросов;б) часть этой информации устаревает; в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами,которые решает социолог в сбоем исследовании, поэтому информация,содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливатьсясоциологом; г) подавляющее большинство данных в ведомственной документации несодержит информации о состоянии сознания работников. Поэтому анализдокументов достаточен лишь в тех случаях, когда для решения задачидостаточно фактографической информации. Однако в большинстве случаев исследователь должен прибегать к другимметодам сбора информации: наблюдению, опросу, тестированию и т. д. Всоциологическом исследовании под наблюдением понимается метод сборапервичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном,целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрациисоциальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главнымпреимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяетфиксировать события и элементы человеческого поведения в момент ихсовершения, в то время как другие методы сбора первичных данныхосновываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов.Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь вопределенной степени не зависит от объекта своего исследования, он можетсобирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или отих умения отвечать на вопросы. В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задаетсясамой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов.Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдениепредполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, котораянакладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальнойдействительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, ихинтерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тембольший элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окрашенность еговосприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения,ограничивающего его применение, является сложность, а порой и невозможностьпроведения повторного наблюдения. В зависимости от характера процесса наблюдения выделяют его следующиетипы: контролируемое и неконтролируемое, включенное и невключенное, полевоеи лабораторное, случайное и систематическое и т. д. Наиболее распространенным методом сбора социологической информацииявляется опрос. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменноеобращение исследователя к определенной совокупности людей — респондентов свопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровнеэмпирических индикаторов, во-вторых, регистрацию и статистическую обработкуполученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. По формам иусловиям общения социолога с респондентом различаются письменные(анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по местуработы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках ит. д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету,телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные и т. д. Метод опроса используется в ряде случаев: 1) Когда изучаемая проблеманедостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когдатакие источники вообще отсутствуют. 2) Когда предмет исследования илиотдельные его характеристики недоступны для наблюдения. 3) Когда предметомизучения являются элементы общественного или индивидуального сознания:потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей ит. д. 4) В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширениявозможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверкиданных, полученных другими методами. Метод опроса предусматривает получение социологической информации вситуации социально-психологического общения. И это накладывает свойотпечаток на содержание и качество получаемых данных. В социологиивыработано значительное количество методических требований и процедур длятого, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективностьданной формы сбора социологической информации.3. Способы анализа и интерпретации, данных, получение эмпирическиобоснованных обобщений, выводов и рекомендацийЗаключительный этап эмпирического социологического исследованияпредполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получениеэмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Обработка данных включает в себя следующие компоненты: 1)Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шагасостоит в унификации и формализации той информации, которая была получена входе исследования. 2) Создание переменных. Собранная на основании анкетинформация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходиморешить в исследовании. Поскольку вопросы получили форму индикаторов впроцессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратнуюпроцедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросыисследования. 3) Статистический анализ. Этот шаг является ключевым впроцессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализавыявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которыепозволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведениястатистического анализа социологи используют большое число различныхматематических методов, позволяющих полно и всесторонне анализироватьсобранную информацию. В современной социологии для этой цели активноприменяются ЭВМ, дополненные программами математико-статистическойобработки. В зависимости от методов получения первичной информации возможноприменение различных приемов обработки и анализа данных. Так, если социологопределенную часть информации извлекает из документальных источников, то ониспользует два основных метода анализа документов: неформализованный(традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализоснован на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержаниядокументов в соответствии с целью исследования. Формализованный анализдокументальных источников (контент-анализ — анализ содержания) рассчитан наизвлечение социологических информаций из больших массивов документальныхисточников, недоступных традиционному интуитивному анализу. Он основан навыявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов(или сообщений). При этом предполагается, что количественные характеристикисодержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемыхсоциальных явлений и процессов. Формализованный анализ документов основан на стандартизации процедурпоиска, определения в содержании документа единиц счета, которыми могутбыть отдельные слова (термины, географические названия, имена политическихдеятелей и т. д.), суждения, выраженные в виде предложений, абзацев,фрагментов текстов и т. д., а также различные виды публикаций (по жанру,типу авторов, темам и т. п.). Единицы счета определяются в зависимости отцелей социологического исследования. Процедура исследования, основанного натехнике контент-анализа, состоит из 18 операций, описанных в специальнойлитературе. При обработке и анализу данных, полученных методом опроса, широкоприменяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др. Так,ранжирование — это процедура установления относительной значимости(предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг— это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта вгруппе, и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами.Для каждого объекта вычисляют сумму рангов, полученную от всех экспертов,затем упорядочивают эту сумму. Ранг 1 присваивают объекту, получившемунаименьшую сумму, самый низкий ранг — объекту с наивысшей суммой.Ранжирование дополняется, как правило, другими методами экспертных оценок. Завершается эмпирическое социологическое исследование формированиемвыводов, предложений и рекомендаций. Выводы, предложения и рекомендациидолжны носить конкретный, реалистический характер, иметь необходимыеобоснования в материалах исследования, подтверждаться документальными истатистическими данными.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫВоронов Ю.П. Методы сбора информации в социологических исследованиях. -М.,1974.Здравомыслов А.Г. Методология и процедуры социологических исследований. -М., 1969.Мацковский М.С., Ермакова О.В. Методические вопросы переработкисоциологической информации // Проблемы обработки и автоматизированногопоиска социологической информации. - М., 1977. - С. 54-83.4. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. - М., 1975.Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. - М., 1978.Осипов Г.В., Андреев Э.П. Измерение в социологии. - М., 1980.Паниотто В.И., Максименко В.С. Количественные методы в социологическихисследованиях. -Киев, 1982., Рабочая книга социолога. - М., 1983.Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. -М., 1972.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Методология и методика эмпирического социологического исследования (Контрольная) icon1. Методология социологического исследования. Программа социологического исследования 10 Тема Интерпретация и операционализация основных концептов исследования 10
Тема Методология социологического исследования. Программа социологического исследования 10
Методология и методика эмпирического социологического исследования (Контрольная) iconПрограмма курса «Методология и организация социологического исследования»
Для освоения дисциплины «Методология и организация социологического исследования» студентам необходимы знания по следующим предметам:...
Методология и методика эмпирического социологического исследования (Контрольная) iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Тема Методология социологического исследования. Программа социологического исследования 10
Методология и методика эмпирического социологического исследования (Контрольная) iconОпросные методы Анкетирование Интервьюирование
В особый слой социологического знания выделились методика, техника и организация социологических исследований. Как и другие науки,...
Методология и методика эмпирического социологического исследования (Контрольная) iconРасписаниезаняти й
Методология и методы социологического исследования/--даудрих Н. И. 322 с 09. 04. 12
Методология и методика эмпирического социологического исследования (Контрольная) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Методология и методы психолого-педагогического исследования Специальность: 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования»
Методология и методы психолого-педагогического исследования составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Методология и методика эмпирического социологического исследования (Контрольная) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Методология и методы психолого-педагогического исследования Специальность: 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования»
Методология и методы психолого-педагогического исследования составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Методология и методика эмпирического социологического исследования (Контрольная) iconПрограмма курса «Социологические методы маркетинговых исследований»
«Социологические методы маркетинговых исследований» студентам необходимы знания по следующим предметам: «Методология и организация...
Методология и методика эмпирического социологического исследования (Контрольная) iconТема 17. Основные приёмы социологического исследования
Организация социологического исследования сложный и многоплановый процесс. Рассмотрим основные его составляющие
Методология и методика эмпирического социологического исследования (Контрольная) iconПрограмма дисциплины «Методология и методы социологии» для направления 040100. 62 «Социология» подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040100....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы