Урок по разделу «Земля и человечество» Обучающиеся должны знать icon

Урок по разделу «Земля и человечество» Обучающиеся должны знать



НазваниеУрок по разделу «Земля и человечество» Обучающиеся должны знать
А. А. Плешакова
Дата конвертации21.03.2013
Размер131,03 Kb.
ТипУрок
скачать >>>
1. /рабочая программа по окружающему миру 4 класс/Содержание программы.doc
2. /рабочая программа по окружающему миру 4 класс/планирование.doc
3. /рабочая программа по окружающему миру 4 класс/пояснительная записка.doc
Урок по разделу «Земля и человечество» Обучающиеся должны знать
Учебник «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков
Программа по курсу "Окружающий мир" для 4-го класс

Содержание программы


4 класс (68 часов)

Раздел «Земля и человечество» (10 часов)

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце

Планеты солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года

Звездное небо – великая книга природы

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. Пояса Земли

Мир глазами историка. Когда и где? История – путешествие в глубь времен. Карта – помощница

Прошлое и настоящее глазами эколога.

Сокровища Земли под охраной человечества .

Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество»

Обучающиеся должны знать:

  • что изучает астрономия, география, история;

  • название нашей планеты, планет Сол­нечной системы;

  • тепловые пояса Земли;

  • причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы;

  • что изучает география;

  • правила поведения человека, памятники истории и культуры.

Иметь представление о современных экологических проблемах планеты.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать полученные знания для удовлетворения познавательного инте­реса о нашей планете;

  • работать с го­товыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели;

  • использовать знания для оценки воздействия человека на природу

Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли.

Раздел «Природа России» (11 часов)

Равнины и горы России

Моря, озера и реки России

Зона Арктических пустынь. Тундра

Леса России. Лес и человек

Зона степей. Пустыни. У Черного моря

Экологическое равновесие

Обобщение по разделу «Природа России»

Обучающиеся должны знать:

  • понятия «равнины», «горы»;

  • виды водоемов, общие условия необходимые для жизни живых организмов.

  • важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в фор­ме путешествия по физической карте России);

  • природные зоны нашей страны, особенности при­роды каждой из зон;

  • взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания в разных природных зонах;

  • особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями;

  • экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России;

  • правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Иметь представление об экологическом равновесии и необходи­мости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Обучающиеся должны уметь:

  • показывать на карте, глобусе материки, горы, океаны, равнины, моря и реки;

  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных;

  • раскрывать особенности из внешнего вида и жизни.

Понимать основные правила поведения в окружающей среде.

Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Раздел «Родной край – часть большой страны» (12 часов)

Наш край. Поверхность нашего края. Водоемы нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица

Жизнь леса. Лес – природное сообщество

Жизнь луга. Луг – природное сообщество.

Жизнь пресного водоема.

Растениеводство в нашем крае. Незаметные защитники урожая

Животные в нашем крае.

Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны»

Обучающиеся должны знать:

  • название родного города (села);

  • понятие «почва», состав воды и почв;

  • основные правила поведения в окружающей среде;

  • отрасли растениеводства в родном крае;

  • отрасли животноводства в родном крае;

  • природные сообщества родного края.

Обучающиеся должны уметь:

  • показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде;

  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы.

  • использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема;

  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

  • различать части растений, отображать их в рисунке (схеме);

  • использовать полученные знания для удовлетворения познавательных инте­ресов, поиска допол­нительной информа­ции о подземных бо­гатствах.

Экскурсия: Поверхность нашего края.

Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Состав почвы. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Раздел «Страницы всемирной истории» (6 часов)

Начало истории человечества

Мир древности: далекий и близкий

Средние века: время рыцарей и замков

Новое время: встреча Европы и Америки

Новейшее время: история продолжается сегодня

Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории»

Обучающиеся должны знать:

  • что изучает наука “история”;

  • историю Древней Египта, Греции, Рима, Средневековья;

  • выдающихся людей, патриотов того времени; их изобретения, географические открытия.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать ленту времени;

  • работать с географической картой;

  • описывать от­дельные (изученные) события из истории Нового времени;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач.

Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.

Раздел «Страницы истории Отечества» (20 часов)

Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов

Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле Русь расправляет крылья

Куликовская битва. Иван III. Мастера печатных дел. Патриоты России

Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая

Отечественная война 1812 года. Страницы истории XIX.. Россия вступает в XX век

Страницы истории 20-30 годов. Великая война и Великая Победа. Страна, открывшая путь в космос

Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества»

Обучающиеся должны знать:

  • название нашей родной страны и ее столицы;

  • историю Древней Руси;

  • музеи России;

  • выдающихся людей, патриотов;

  • историю книгопечатания на Руси;

  • истории развития образования на Руси;

  • значение и полководцев Отечественной войны 1812 года;

  • значение победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг., героев ВОВ;

  • первого космонавта.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города Рос­сии, описывать от­дельные (изученные) события из истории Отечества; использовать полученные знания для удовлетворения познавательных инте­ресов, поиска допол­нительной информа­ции о подземных бо­гатствах.

Обучающиеся должны уметь:

  • показывать на карте границы России, некоторые города Рос­сии;

  • описывать от­дельные (изученные) события из истории Отечества;

  • использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране.

Экскурсия: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.

Раздел «Современная Россия» (9 часов)

Основной закон России и права человека

«Дети имеют право на особую заботу и помощь»

Мы – граждане России

Славные символы России

Такие разные праздники

Путешествие по России

Обобщение по теме «Современная Россия»

Обучающиеся должны знать:

  • государственные праздники;

  • Основной закон России;

  • права человека;

  • название нашей страны и ее столицы, государственную символику;

  • города России, правила работы с географической картой.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать полученные знания для удовлетворения познавательных инте­ресов, поиска допол­нительной информа­ции;

  • описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию;

  • описывать историю создания гимна, герба и флага России;

  • показывать на карте границы России, некоторые города Рос­сии (родной город, столицу, 1-2 города);

  • использовать знания для удовлетворения познавательных инте­ресов, поиска допол­нительной информа­ции о родном крае, родной стране.



Учебно-тематический план



Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Практические

работы

Тесты

экскурсии

проверочные работы

1

Раздел «Земля и человечество»

10







3

3

2

Раздел «Природа Рос­сии»

11




1

8

5

3

Раздел «Родной край – часть большой страны»

12

1

3

3

4

4

Раздел «Страницы всемирной истории»

6

1

1




3

5

Раздел «Страницы истории Отечества»

20

1

1




4

6

Раздел «Современная Россия»

9




1




1



Итого


68

3

7

14

20



Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

4 класс

Экскурсии:

Поверхность нашего края.

Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.

Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы:

Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года.

Глобус и географическая карта.

Пояса Земли.

Равнины и горы России.

Моря, озера и реки России.

Зона Арктических пустынь.

Тундра.

Леса России.

Зона степей.

Пустыни.

У Черного моря.

Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края

Состав почвы.

Знакомство с культурными растениями нашего края.


Требования к уровню усвоения предмета к концу 4 класса

Обучающиеся должны знать:

  • Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

  • способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, гео­графическая карта;

  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

  • некоторые современные экологические проблемы;

  • природные зоны России;

  • особенности природы своего края: формы земной поверх­ности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

  • исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

  • важнейшие события и великих людей отечественной ис­тории;

  • государственную символику и государственные праздни­ки современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;

  • правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).

Обучающиеся должны уметь:

  • соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);

  • адекватно оценивать ситуацию на проезжей части тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;

  • прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые свое­го края, растения и животных, характерных для леса, луга пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений;

  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме да­вать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологи­ческой допустимости; определять возможные причины отри­цательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, ва­рианты личного участия в сохранении природного окруже­ния;

  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

  • приводить примеры народов России;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведчес­кого и обществоведческого характера, излагать их в виде со­общения, рассказа;

  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.






“Основы безопасности жизнедеятельности”


Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую ситуацию, опасную для жизни, сумели подавить в себе страх, и будем действовать так, как того требуют обстоятельства. Знание определенных правил помогает нам и том случае, если ситуация не знакомая, так как в своей памяти мы всегда отыщем аналогичную ситуацию, проанализировав ее, сможем определить верные способы своего поведения.

Курс “Основы безопасности жизнедеятельности” призван помочь:

  • распознавать и оценивать опасности среды обитания человека;

  • определить способы защиты от них;

  • приобретать навыки в ликвидации последствий экстремальных ситуаций;

  • оказание помощи и взаимопомощи в случае их необходимости.

Курс ОБЖ нацелен на формирование специальных знаний и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускоренного приспособления к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к любым видам деятельности с исключением нежелательных последствий.

ЦЕЛЬ: Обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья. Обеспечение личной безопасности младшего школьника.

ЗАДАЧИ:

  • Освоение знаний о здоровом образе жизни;

  • Правила безопасного поведения на улицах и дорогах, правила дорожного движения;

  • Пожар. Возможные причины возникновения пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.

  • Опасные ситуации и правила поведения на воде.

  • Основные правила пользования бытовыми приборами, средствами бытовой химии.

  • Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей.

  • Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвата в качестве заложника.

Изучение ОБЖ на первой ступени развития должно проводиться обязательно. В этом возрасте закладывается база всех знаний. В обязательном тематическом планировании нет отдельного предмета ОБЖ. Предмет изучается интегрировано.

В начальной школе есть предмет “Окружающий мир”. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы ОБЖ. На него отводится мало времени, и изучить основную базу курса ОБЖ удается не целиком.

Младшие школьники по-разному усваивают знания, неодинаковой скоростью и разными способами. В повседневной жизни они усваивают информацию из разговоров с семьей и с друзьями, радио и телепередач. Поэтому рационально использовать самые разнообразные способы обучения, охватывающие все виды восприятия материала.


Список литературы

Литература для учащихся:

  • Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс, М.: Просвещение, 2010

  • Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» в 2-х частях: 4 класс. – М.: Просвещение, 2010

  • Тихомирова Е. М. Тесты по предмету «Окружающий мир» 4класс - М.: Экзамен, 2011г.

  • Модестов С. Ю. Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

  • Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004

Пособия для учителя:

  • Тихомирова Е. М. Тесты по предмету «Окружающий мир». Издательство «Экзамен» Москва 2010 год

  • Лободина Н. В. Поурочные планы «Окружающий мир» 4 класс – Волгоград. Издательство «Учитель» , 2008 год

  • Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004

  • Алексеев СП. Что такое, кто такой. - М.: Педагогика-пресс, 1996г.

  • Ворожейкина Н.И. Рассказы по родной истории. - М.: Просвещение, 1993г.

  • Грушко Ю.А. Энциклопедия знаменитых россиян. - М.: Диадема-пресс, 2001г.

  • Игонина Г.С. Наша Родина-Россия: кроссворды, ребусы, головоломки: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010г.

  • Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности./Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 48с.

  • Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. Для учащихся 1-4 кл. общеобразовательных учреждений . – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 157 с.: ил.





Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Урок по разделу «Земля и человечество» Обучающиеся должны знать iconУчебная задача дисциплины: в результате изучения дисциплины, обучающиеся должны знать
Курс лекций ориентирован на современные экономические условия и складывающиеся рыночные отношения в Российской Федерации
Урок по разделу «Земля и человечество» Обучающиеся должны знать iconТема Алкены: строение, изомерия, номенклатура, физические свойства, получение
Обучающиеся должны знать понятия: алкены, sр2-гибридизация,, общая формула, структурная и пространственная изомерия, способы получения...
Урок по разделу «Земля и человечество» Обучающиеся должны знать iconОбразование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Задачи: 1 Образовательная Обучающиеся должны: Знать понятия: «ион», «ионная связь»
Урок по теме: Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи
Урок по разделу «Земля и человечество» Обучающиеся должны знать iconУчебные задачи дисциплины: в результате изучения дисциплины обучающиеся должны знать
Основной задачей дисциплины является формирование у обучающихся четкого представления о международном маркетинге как о системе организации...
Урок по разделу «Земля и человечество» Обучающиеся должны знать iconПрограмма движения «Отечество»
Зауралье- земля творческих людей. Мы живем в замечательном крае, где много ученых, известных земледельцев, художников и, конечно,...
Урок по разделу «Земля и человечество» Обучающиеся должны знать iconУрок немецкого языка по теме «Школа мечты»
Учащиеся должны знать материал темы в основных видах речевой деятельности аудировании, чтении, говорении, письме
Урок по разделу «Земля и человечество» Обучающиеся должны знать icon9 классы кейс к разделу «Сложносочиненное предложение»
Знать: понятие ссп, особенности ссп как синтаксической конструкции, знать средства связи частей ссп: сочинительные союзы (повторить...
Урок по разделу «Земля и человечество» Обучающиеся должны знать iconТема: Покормите птиц зимой Учащиеся должны знать
Учащиеся должны знать: основные виды зимующих птиц, значение птиц в жизни человека; опасности, подстерегающие птиц зимой; разновидности...
Урок по разделу «Земля и человечество» Обучающиеся должны знать iconТема урока: Опыление растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление. Класс: 6 Цель
Обучающая: обучающиеся должны знать понятие опыление, уметь различать растения с разным типом опыления по особенностям строения цветка,...
Урок по разделу «Земля и человечество» Обучающиеся должны знать iconУрок по разделу «Страницы истории Отечества» Урок -викторина по окружающему миру в 4 классе

Урок по разделу «Земля и человечество» Обучающиеся должны знать iconУрок «Дефекты пайки» входит в систему уроков по разделу «Электромонтажные операции»
Урок «Дефекты пайки» входит в систему уроков по разделу «Электромонтажные операции» дисциплины «Основы электромонтажных работ». Основная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы