Пояснительная записка к модифицированной программе курса «Раз – ступенька, два ступенька…» icon

Пояснительная записка к модифицированной программе курса «Раз – ступенька, два ступенька…»



НазваниеПояснительная записка к модифицированной программе курса «Раз – ступенька, два ступенька…»
Дата конвертации20.03.2013
Размер168,81 Kb.
ТипПояснительная записка
скачать >>>
1. /Программы и календарно-тематические планы дошкольной подготовки/Математика.doc
2. /Программы и календарно-тематические планы дошкольной подготовки/Окружающий мир.doc
3. /Программы и календарно-тематические планы дошкольной подготовки/Письмо.doc
4. /Программы и календарно-тематические планы дошкольной подготовки/Чтение Гроздева.doc
Пояснительная записка к модифицированной программе курса «Раз – ступенька, два ступенька…»
Ознакомление с окружающим миром Модифицированная дополнительная образовательная программа «Здравствуй, мир!»
Подготовка к обучению письму Модифицированная дополнительная образовательная программа подготовки к обучению письму «По дороге к Азбуке»
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте Модифицированная дополнительная образовательная программа развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к Азбуке»

Пояснительная записка к модифицированной программе

курса «Раз – ступенька, два - ступенька…»

(развитие математических представлений)



Модифицированная дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…», предлагаемой Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной для дошкольной подготовки.

Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточным объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и стремление думать, стремление узнать что-то новое.

Поэтому основными задачами математического развития дошкольников являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

  2. Увеличение объема внимания и памяти.

  3. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

  4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

  5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

  6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

  7. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир.

Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.

Работа по данной программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.

Содержание используемой государственной программы курса развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…» рассчитано на 2 года обучения. Составителем модифицированной программы материал творчески переработан и сокращен до 1-го года подготовительных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Модифицированная программа курса развития математических представлений учитывает возрастные и психологические особенности детей 5,5 – 6,5 лет, предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 20 минут, всего 64 занятия за год.

Программа курса отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

Реализация содержания настоящей модифицированной программы развития математических представлений и подготовки к школе возможна на основании учебно-методического комплекта авторов Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька…» (тетради на печатной основе, ч. 1-2), ориентированного на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике.

Тематический план

обучения по курсу «Раз – ступенька, два – ступенька…»

Наименование разделов, тем

Количество часов

Общие понятия

20

Числа и операции над ними

15

Пространственно-временные представления

10

Геометрические фигуры и величины

19

Итого:

64



Содержание программы курса

«Раз – ступенька, два - ступенька…»»

(развитие математических представлений)


Общие понятия (20 часов)

Свойство предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – неравно, больше на… - меньше на …).

Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).

Натуральное число как результат счета и измерений. Числовой отрезок. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерностей.

Работа с таблицами. Знакомство с символами.

Числа и операции над ними (15 часов)

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Число 0 и его свойства.

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Пространственно – временные представления (10 часов)

Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

Геометрические фигуры и величины (19 часов)

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.

Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.


К концу обучения по программе «Раз – ступенька, два – ступенька…» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

Обучающиеся должны иметь представление:

- об использовании числового отрезка для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;

- об измерении длины предметов непосредственно и с помощью мерки;

- о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;

- о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике, многоугольнике, параллелепипеде, цилиндре, конусе, пирамиде;

- о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур из их частей.

Знать:

- части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;

- для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;

- состав чисел первого десятка;

- знаки >, <, = для записи сравнения;

- знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;

- общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм.

Уметь:

- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

- находить части целого и целое по известным частям;

- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;

- соотносить цифру с количеством предметов;

- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);

- продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности;

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;

- непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему, площади;

- практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.);

- по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.

Список литературы:

  1. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп.и перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2008.

  2. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для дошкольников (ч. 1, 2). («Школа 2000…»).

  3. «Школа 2000…». Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы/ Под ред. Г.В. Дорофеева. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2000.

Календарно-тематическое планирование курса

«Раз – ступенька, два - ступенька…»»

(развитие математических представлений)







п/п

Тема занятия

Кол.

часов

Дата

1

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др.

1




2

Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

1




3

Группы предметов или фигур, обладающих общим признаком.

1




4

Составление группы предметов или фигур по заданному признаку. Выделение части группы.

1




5

Совокупности предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

1




6

Сравнение двух групп предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

1




7

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

1




8

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (больше на… - меньше на…).


1




9

Отношение: часть – целое. Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое.

1




10

Пространственные отношения: на, над, под.

1




11

Пространственные отношения: справа.

1




12

Пространственные отношения: слева.

1




13

Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого.

1




14

Пространственные отношения: между, посередине. Ориентировка на листе бумаги в клетку.

1




15

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

1




16

Число 1 и цифра 1. Натуральное число как результат счета и измерения.

1




17

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

1




18

Число 2 и цифра 2. Пара.

1




19

Формирование представлений о точке и линии.

1




20

Представления об отрезке, прямой, луче.

1




21

Число 3 и цифра 3. Образование следующего числа путем прибавления единицы.

1




22

Формирование представлений о замкнутой и незамкнутой линиях.

1




23

Формирование представлений о ломаной линии и многоугольнике.

1




24

Число 4 и цифра 4. Сравнение чисел на наглядной основе.

1




25

Формирование представлений об углах и видах углов.

1




26

Натуральное число как результат счета и измерения. Составление закономерностей.

1




27

Число 5 и цифра 5. Поиск нарушения закономерности.

1




28

Пространственные отношения: впереди, сзади.

1




29

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.

1




30

Обозначение отношений: больше – меньше.

1




31

Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе, месяцев в году.

1




32

Временные отношения: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра и т.д.

1




33

Ориентировка в пространстве с помощью плана.

1




34

Представление о числовом луче. Числовой отрезок.

1




35

Число 6 и цифра 6. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

1




36

Число 6 и цифра 6. Выявление математических представлений детей.

1




37

Пространственные отношения: длиннее, короче; шире, уже; толще, тоньше.

1




38

Сравнение предметов по длине (непосредственное).

1




39

Сравнение предметов по длине (опосредованное с помощью мерки).

1




40

Зависимость результата сравнения от величины мерки. Установление необходимости выбора единой мерки для сравнения величин.

1




41

Число 7 и цифра 7. Порядковый и ритмичный счет.

1




42

Число 7 и цифра 7. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

1




43

Число 7 и цифра 7. Составление фигур из частей и деление фигур на части.

1




44

Начальные представления о величинах. Отношения: тяжелее, легче.

1




45

Сравнение предметов по массе (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок).

1




46

Зависимость результата сравнения от величины мерки.

1




47

Число 8 и цифра 8. Название, последовательность и обозначение чисел точками на отрезке прямой.

1




48

Число 8 и цифра 8. Название, последовательность и обозначение чисел цифрами.

1




49

Число 8 и цифра 8. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметов одинаковой формы.

1




50

Представление об объеме (вместимости). Сравнение предметов по объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок).

1




51

Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

1




52

Число 9 и цифра 9. Решение простых задач на сложение и вычитание.

1




53

Число 9 и цифра 9. Прямой и обратный счет в пределах 10.

1




54

Число 9 и цифра 9. Состав чисел первого десятка.

1




55

Начальное представление о площади. Сравнение предметов по площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки).

1




56

Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка – маленькая клетка).

1




57

Число 0 и цифра 0. Свойства числа 0.

1




58

Число 0 и цифра 0. Состав чисел первого десятка.

1




59

Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

1




60

Знакомство с геометрическими фигурами – квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Конструирование фигур из палочек.

1




61

Знакомство с геометрическими фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.

1




62

Знакомство с геометрическими фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.

1




63

Работа с таблицами. Знакомство с символами.

1




64

Решение простых задач (в одно действие) на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

1







Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Пояснительная записка к модифицированной программе курса «Раз – ступенька, два ступенька…» iconО Азбука к мудрости ступенька

Пояснительная записка к модифицированной программе курса «Раз – ступенька, два ступенька…» iconИтоговый кроссворд-ступенька по теме «Термодинамика»

Пояснительная записка к модифицированной программе курса «Раз – ступенька, два ступенька…» iconИтоговый кроссворд-ступенька по теме «Основы мкт»

Пояснительная записка к модифицированной программе курса «Раз – ступенька, два ступенька…» iconДенисенко Мариной Ивановной моу сош №31 г. Волжского Волгоградской области учебно-методический комплекс
Название «Первая ступенька» (занятия по развитию познавательных способностей учащихся и мелкой моторики рук)
Пояснительная записка к модифицированной программе курса «Раз – ступенька, два ступенька…» iconДорогие родители, бабушки и дедушки ! Семейное чтение – это надёжная опора для обучения и воспитания ребёнка. Он полюбит чтение, ступенька за ступенькой, будет подниматься к вершинам Мудрости, Красоты, Знаний

Пояснительная записка к модифицированной программе курса «Раз – ступенька, два ступенька…» iconСо спортом дружить — здоровым быть!
...
Пояснительная записка к модифицированной программе курса «Раз – ступенька, два ступенька…» iconГрафик: на входе ступенька (1), помехи (0,05), t=1c
График: на входе прямоугольный импульс (высота 1, длительность 1), помехи (0,05), t=5c
Пояснительная записка к модифицированной программе курса «Раз – ступенька, два ступенька…» iconКурчанова Екатерина Васильевна Дмитриева Людмила Евгеньевна, педагоги дополнительного образования г. Луга 2010 г пояснительная записка Направленность программы программа
Программа дополнительного образования «Математика и не только…» относится к естественно-научной направленности деятельности, является...
Пояснительная записка к модифицированной программе курса «Раз – ступенька, два ступенька…» iconДокументи
1. /Информационное письмо по составлению отчета за 2008 г..doc
2. /Пояснительная...

Пояснительная записка к модифицированной программе курса «Раз – ступенька, два ступенька…» iconПраздник прощания с Азбукой
Учитель: Ребята, дорогие наши гости! Сегодня у нас с вами необычный день и необычный урок. Сегодня мы прощаемся с первой учебной...
Пояснительная записка к модифицированной программе курса «Раз – ступенька, два ступенька…» iconГалина Трофимовна Ионина, педагог дополнительного образования высшей категории Трёхгорный 2007 пояснительная записка
Образовательная программа «Занимательная экология» (далее Программа) эколого-биологического направления является модифицированной,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы