Программа учебной дисциплины информатика Специальности 080101. 65 Экономическая безопасность Квалификация (степень) выпускника Специалист Форма обучения очная icon

Программа учебной дисциплины информатика Специальности 080101. 65 Экономическая безопасность Квалификация (степень) выпускника Специалист Форма обучения очная



НазваниеПрограмма учебной дисциплины информатика Специальности 080101. 65 Экономическая безопасность Квалификация (степень) выпускника Специалист Форма обучения очная
Дата конвертации05.11.2012
Размер359,2 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>
1. /Математический и естественнонаучный цикл/Информатика.doc
2. /Математический и естественнонаучный цикл/Информационная безопасность.doc
3. /Математический и естественнонаучный цикл/Информационные системы в экономике.doc
4. /Математический и естественнонаучный цикл/Линейная алгебра.docx
5. /Математический и естественнонаучный цикл/Математический анализ.doc
6. /Математический и естественнонаучный цикл/Моделирование социально-экономических процессов.rtf
7. /Математический и естественнонаучный цикл/Теория вероятностей и математическая статистика.doc
8. /Математический и естественнонаучный цикл/Теория игр.doc
9. /Математический и естественнонаучный цикл/Теория рисков и рисковых ситуаций.doc
10. /Математический и естественнонаучный цикл/Эконометрика.doc
Программа учебной дисциплины информатика Специальности 080101. 65 Экономическая безопасность Квалификация (степень) выпускника Специалист Форма обучения очная
Цели и задачи учебной дисциплины
Цели и задачи учебной дисциплины
Линейная алгебра Специальность 080101. 65 Экономическая безопасность
Математический анализ Специальность 080101. 65 Экономическая безопасность
1. Цели и задачи учебной дисциплины
Теория вероятностей и математическая статистика
Цели и задачи учебной дисциплины «Теория игр»
1. Цели и задачи учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины эконометрика Специальности 080101. 65 Экономическая безопасность Квалификация (степень) выпускника Специалист Форма обучения очная


Министерство образования и науки Российской Федерации


ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва»


Экономический факультет


Кафедра информационных систем в экономике и управлении



«УТВЕРЖДАЮ»

Декан экономического факультета

________профессор Салимова Т. А.


«___»_____________ 2012 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Информатика


Специальности

080101.65 Экономическая безопасность


Квалификация (степень) выпускника

Специалист


Форма обучения

очная


Саранск 2012

1. Цели и задачи учебной дисциплины:

Целью учебной дисциплины «Информатика» является изучение и практическое освоение принципов построения и применения программных и аппаратных средств современных ЭВМ и вычислительных систем.

Основными задачами преподавания дисциплины являются:

  • получение студентами теоретических знаний по использованию вычислительных, коммуникационных и программных средств для обработки информации с целью использования в своей будущей профессиональной деятельности;

  • ознакомление с состоянием и тенденциями развития программного и аппаратного обеспечения;

  • овладение практическими навыками выполнения операций по обработке информации.


2. Место учебной дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Информатика» относится к обязательным дисциплинам математического и естественнонаучного цикла и входит в состав его вариативной части (раздел С2.В.ОД.1).

Для успешного изучения дисциплины студент должен:

  1. знать основные понятия в области фундаментальных основ информатики и информационных технологий;

  2. уметь работать с основными прикладными и системными программами;

  3. обладать общекультурными и профессиональными компетенциями в этой области знаний.

Данная дисциплина является предшествующей для изучения следующих дисциплин: «Информационные системы в экономике», «Информационная безопасность», «Эконометрика», «Прикладной экономический анализ на основе пакета программ SPSS», «Моделирование социально-экономических процессов» и ряда других дисциплин профессионального цикла.

Для освоения данной дисциплины необходимо изучить курс информатики общеобразовательной школы.


3. Требования к результатам освоения дисциплины

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные компетенции:

– способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, применять в профессиональной деятельности автоматизированные информационные системы, используемые в экономике, автоматизированные рабочие места, проводить информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач (ОК-16);


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать основные методы и средства поиска, систематизации, обработки, передами и защиты информации; современные программные продукты, необходимые для решения экономико-статистических задач; состав, функции и конкретные возможности справочных и информационно-поисковых систем; телекоммуникационные технологии в экономических информационных системах; нормативные правовые акты в области защиты информации; основные методы, способы и мероприятия по обеспечению информационной безопасности в профессиональной деятельности;

уметь решать с использованием информационных технологий различные служебные и экономические задачи; работать в глобальной и локальной компьютерной сетях; самообучаться в современных компьютерных средах; организовывать автоматизированное рабочее место; использовать методы и средства обеспечения информационной безопасности;

владеть навыками компьютерной обработки служебной документации, статистической информации и деловой графики; навыками работы с информационно-поисковыми системами; навыками обеспечения защиты информации.


4. Образовательные технологии

Обучение данной дисциплине должно предусматривать широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий: разбор конкретных ситуаций, проведение «круглых столов» в сочетании внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся и др. При изложении лекций следует использовать мультимедийные комплексы для демонстрации презентаций по темам. На практических занятиях необходимо привлекать студентов к разбору и сравнительному анализу предлагаемых вариантов решения задачи. Целесообразно также использовать для связи со студентами возможности компьютерных сетей (электронная почта, ftp-сервер и др.). Большее внимание уделить вариативным программам изучения данной дисциплины, составленным с учетом жизненных запросов студентов, их интересов и творческих склонностей.

5. Структура учебной дисциплины




п/п

Раздел учебной дисциплины

Курс

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, в т.ч. СРС и трудоёмкость (в часах)

Формы текущего

контроля

успеваемости

(по неделям семестра)

Форма

промежуточной

аттестации

Лекции

Практич. занятия

Лабор. занятия

СРС

1.

Основные понятия и методы теории информатики и кодирования

1

2

1

2

2




2

Опрос по теме, защита рефератов, тестирование (2 неделя)




2.

Математические и логические основы функционирования ЭВМ

1

2

2-3

2

2

4

4

Прием индивидуальных заданий (4 неделя)




3.

Технические средства реализации информационных процессов

1

2

4-5

2

2




2

Опрос по теме, защита рефератов, тестирование (6 неделя)




4.

Программные средства реализации информационных процессов

1

2

6-9

4

2

14

10

Опрос по теме, защита рефератов, тестирование, прием индивидуальных заданий (10 неделя)

Контрольное
тестирование

5.

Основы алгоритмизации

1

2

10-11

2

2

2

4

Опрос по теме, тестирование, прием индивидуальных заданий (12 неделя)




6.

Visual Basic (VBA) как система объектно-ориентированного программирования

1

2

12-15

2

2

10

10

Опрос по теме, тестирование, прием индивидуальных заданий (16 неделя)

Контрольная работа

7.

Сетевые технологии обработки информации

1

2

16-17

2

4

4

2

Опрос по теме, тестирование, защита рефератов (17 неделя)




8.

Методы защиты информации

1

2

18

2

2

2

2

Опрос по теме, тестирование, защита рефератов (18 неделя)





5.1 Содержание учебной дисциплины. Объем дисциплины и виды учебных занятий

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

2

Аудиторные занятия (всего)

72

72

В том числе:

-

-

Лекции

18

18

Практические занятия (ПЗ)

18

18

Лабораторные занятия (ЛЗ)

36

36

Самостоятельная работа (всего)

72

72

В том числе:

-

-

Подготовка к экзамену

36

36

Реферат

8

8

Индивидуальные задания

20

20










Вид текущего контроля успеваемости: опрос по темам, контрольная работа







Вид промежуточной аттестации – экзамен

+

+

Общая трудоемкость час

зач. ед.

144

144

4

4


5.2. Содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п

Наименование раздела
дисциплины

Содержание раздела

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

1

2

3

4

1.

Основные понятия и методы теории информатики и кодирования

Информационное общество. Его критерии и проблемы. Информационная культура. Роль науки в информационном обществе. Сигналы, данные, информация. Различные подходы к определению информации. Свойства информации. Классификация информации. Понятие экономической информации и ее свойства. Структура экономической информации. Понятие информационной системы. Классификация экономической информации. Различные подходы к измерению информации. Общая характеристика информационных процессов.

Опрос по теме, защита рефератов, тестирование (2 неделя)

2.

Математические и логические основы функционирования ЭВМ

Кодирование информации. Двоичное кодирование в ЭВМ. Позиционные и непозиционные системы счисления. Правила перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую. Родственные системы. Представление текстовой, графической и звуковой информации в памяти ЭВМ. Представление целых и вещественных чисел в памяти ЭВМ. Основные логические элементы: конъюнктор, дизъюнктор, инвертон. Логические схемы. Полусумматор, сумматор. Триггер.

Прием индивидуальных заданий (4 неделя)

1

2

3

4

3.

Технические средства реализации информационных процессов

История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ. Понятия и основные виды архитектуры. Классификация ЭВМ. Принципы фон Неймана. Магистрально-модульный принцип строения ПК. Принцип открытой архитектуры. Микропроцессор и его характеристики. Внутренняя память и ее характеристики. Устройства ввода, вывода, передачи информации и их характеристики. Запоминающие устройства и их характеристики.

Опрос по теме, защита рефератов, тестирование (6 неделя)

4.

Программные средства реализации информационных процессов

Программное обеспечение и его классификация. Системное, прикладное и инструментальное ПО: назначение, возможности, структура. Операционные системы. Графический интерфейс и файловая структура операционной системы Windows. Операции с файлами в ОС Windows. Служебные программы. Архивация данных. Технология обработки текстовой, числовой, графической информации. Растровая и векторная графика. Средства электронных презентаций. Основы баз данных и знаний. Системы управления базами данных. Трансляторы с языков программирования. Компиляторы и интерпретаторы.

Опрос по теме, защита рефератов, тестирование, прием индивидуальных заданий (10 неделя)

5.

Основы алгоритмизации

Понятие алгоритма. Формальные и неформальные исполнители. Система команд исполнителя. Свойства и формы представления алгоритмов. Блок-схема как одна из форм представления. Линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы. Виды циклов. Базовые алгоритмические структуры. Вспомогательный алгоритм. Этапы решения задач.

Опрос по теме, тестирование, прием индивидуальных заданий (12 неделя)

6.

Visual Basic (VBA) как система объектно-ориентированного программирования

Общие сведения о системе программирования VBA. Структура проекта VBA. Окно проекта, окно свойств, окно редактирования кода и другие элементы. Структура программы VBA. Типы процедур и функций, их определение. Алгоритм создания функции пользователя. Алфавит и лексемы языка Visual Basic. Типы данных. Явный и неявный способы объявления переменных. Встроенные константы. Константы, определяемые пользователем и их декларация. Области видимости переменных и констант. Массивы и их декларация. Типы данных, определяемые пользователем. Операции и операнды. Операция присваивания. Математические операции и их приоритеты. Операции отношения. Логические операции и таблицы истинности. Операции для работы со строками. Арифметические, логические и строковые выражения. Правила их записи и выполнения. Математические функции. Функции преобразования типов данных. Функции обработки строк.

Опрос по теме, тестирование, прием индивидуальных заданий (16 неделя)

1

2

3

4







Ввод и вывод данных. Окно ввода. Функция InputBox и ее параметры. Окно сообщения. Функция MsgBox и ее параметры. Оператор передачи управления GoTo. Условный оператор If … Then … Else. Простые и сложные условия. Оператор выбора Select Case. Цикл со счетчиком For … To … Step … Next. Циклы с предусловием и постусловием.




7.

Сетевые технологии обработки информации

Организация и структура телекоммуникационных компьютерных сетей. Локальные, региональные и глобальные сети. Принципы строения и основные топологии вычислительных сетей. Аппаратное и программное обеспечение сетей. Адресация в сети: IP-адрес и доменная система имен. Сетевые протоколы. Программы для работы в сети Интернет. Сетевые сервисы: электронная почта, файловые архивы, общение в сети, телеконференции, электронная коммерция и т.д. Поиск данных в Интернет. Поисковые системы. Технология WWW. Гипертекст. Протокол HTTP и URL-адрес. Язык гипертекстовой разметки HTML.

Опрос по теме, тестирование, защита рефератов (17 неделя)

8.

Методы защиты информации

Компьютерные вирусы и их классификация. Методы защиты от компьютерных вирусов. Виды антивирусных программ. Защита от несанкционированного доступа к информации. Шифрование данных; использование криптографии. Понятие государственной и коммерческой тайны. Охрана авторских прав.

Опрос по теме, тестирование, защита рефератов (18 неделя)


5.3 Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых
(последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

«Информационные системы в экономике»

+




+

+




+

+

+

2.

«Информационная безопасность в профессиональной деятельности»

+

+

+

+







+

+

5.4 Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Практ.

занятия

Лабор. занятия

СРС

Всего часов

1.

Основные понятия и методы теории информатики и кодирования

2

2




2

6

2.

Математические и логические основы функционирования ЭВМ

2

2

4

4

12

3.

Технические средства реализации информационных процессов

2

2




2

6

4.

Программные средства реализации информационных процессов

4

2

14

10

30

5.

Основы алгоритмизации

2

2

2

4

10

6.

Visual Basic (VBA) как система объектно-ориентированного программирования

2

2

10

10

24

7.

Сетевые технологии обработки информации

2

4

4

2

12

8.

Методы защиты информации

2

2

2

2

8




Подготовка к экзамену










36

36




Итого:

18

18

36

72

144

6. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика лабораторных занятий

Трудо-емкость

(час.)

1.

2

Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую.

2

2.

2

Кодирование числовой информации.

2

3.

4

Операционная система Windows.

2

4.

4

Программная оболочка.

2

5.

4

Обработка текстовой информации.

2

6.

4

Обработка числовой информации.

4

7.

4

Мультимедийные технологии.

2

8.

4

Системы управления базами данных.

2

9.

5

Основы алгоритмизации.

2

10.

6

Разработка функций пользователя.

2

11.

6

Разработка форм пользователя.

2

12.

6

Использование в формах различных элементов управления.

2

13.

6

Обработка данных, организованных в виде массивов.

2

14.

6

Обработка данных, организованных в виде файлов.

2

15.

7

Интернет-технологии.

4

16.

8

Методы защиты информации.

2







Итого:

36


7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий

Трудо-емкость

(час.)

1.

1

Основные понятия и методы теории информатики и кодирования.

2

2.

2

Математические и логические основы функционирования ЭВМ.

2

3.

3

Технические средства реализации информационных процессов.

2

4.

4

Программные средства реализации информационных процессов.

2

5.

5

Основы алгоритмизации. Разработка алгоритмов на алгоритмическом языке.

2

6.

6

Синтаксические правила языка VBA.

2

7.

7

Компьютерные сети.

2

8.

7

Сервисы сети Интернет.

2

9.

8

Методы защиты информации.

2







Итого:

18


8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов



8.1. Контрольные вопросы по темам

Тема 1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования

  1. Что понимается под информацией, информационными процессами?

  2. Назовите основные свойства информации.

  3. Назовите виды информации.

  4. Назовите основные свойства экономической информации.

  5. Назовите виды экономической информации.

  6. Назовите структурные единицы экономической информации.

  7. Охарактеризуйте каждый информационный процесс.

  8. Какое общество называется информационным? Назовите его основные характерные черты и проблемы.

  9. Какие подходы к измерению информации существуют? Охарактеризуйте каждый из них.

  10. Объясните различия терминов «сигнал», «данные», «информация», «знания».

Тема 2. Математические и логические основы функционирования ЭВМ

  1. Что понимается под кодированием информации?

  2. Объясните разницу между позиционными и непозиционными системами счисления.

  3. Расскажите правила перевода из одной позиционной системы в другую.

  4. Какие системы счисления называются родственными? Почему они используются в ЭВМ?

  5. Как кодируется в ЭВМ текстовая информация?

  6. Как кодируется в ЭВМ звуковая информация?

  7. Как кодируется в ЭВМ графическая информация?

  8. Как кодируется в ЭВМ числовая информация?

  9. Назовите основные логические элементы.

  10. Объясните принципы работы полусумматора, сумматора, триггера.

Тема 3. Технические средства реализации информационных процессов

  1. Назовите этапы развития вычислительной техники.

  2. Охарактеризуйте поколения ЭВМ.

  3. Назовите принципы фон Неймана.

  4. Раскройте магистрально-модульный принцип строения ПК.

  5. Раскройте принцип открытой архитектуры.

  6. Назовите назначение и основные характеристики микропроцессора.

  7. Что относится к внутренней памяти ПК?

  8. Назовите назначение и основные характеристики оперативной памяти.

  9. Перечислите внешние устройства ПК и дайте им характеристику.

  10. Перечислите запоминающие устройства и дайте их характеристики.

Тема 4. Программные средства реализации информационных процессов

  1. Что понимается под программным обеспечением?

  2. Какие виды программного обеспечения существуют?

  3. Дайте характеристику системного программного обеспечения.

  4. Что понимается под операционной системой?

  5. Какие операции с файлами и как осуществляются в ОС Windows?

  6. Дайте характеристику прикладного программного обеспечения.

  7. Охарактеризуйте программы пакета Microsoft Office.

  8. Дайте характеристику инструментального программного обеспечения.

  9. Объясните разницу в работе интерпретаторов и компиляторов.

Тема 5. Основы алгоритмизации

  1. Дайте определение понятию «алгоритм».

  2. Приведите примеры различных алгоритмов.

  3. Дайте определение понятию «система команд исполнителя».

  4. Назовите свойства алгоритмов.

  5. Назовите формы представления алгоритмов.

  6. Назовите типы алгоритмов.

  7. Что понимается под блок-схемой? Какие геометрические фигуры используются?

  8. Перечислите базовые алгоритмические структуры.

  9. Дайте определение вспомогательному алгоритму.

  10. Перечислите и охарактеризуйте этапы решения задач.

Тема 6. Visual Basic (VBA) как система объектно-ориентированного программирования

  1. Перечислите символы, входящие в алфавит языка Visual Basic.

  2. Что называется «лексемой»? Какие лексемы выделяют в VBA?

  3. Опишите встроенные типы данных языка VBA.

  4. Что понимается под переменной и константой языка?

  5. Какие существуют способы объявления переменных?

  6. Какие виды констант различают в VBA?

  7. Что называют массивом? Какие виды массивов существуют?

  8. Каким образом можно описать массив?

  9. Что понимают под динамическим массивом?

  10. Как определить пользовательский тип данных?

  11. Объясните понятия «операция», «операнд», «выражение», «оператор».

  12. Назовите математические операции языка Visual Basic.

  13. Сформулируйте правила записи арифметических выражений.

  14. Назовите операции отношения языка Visual Basic.

  15. Назовите логические операции языка Visual Basic.

  16. Назовите операции работы со строками языка Visual Basic.

  17. Перечислите встроенные математические функции языка Visual Basic.

  18. Перечислите встроенные функции преобразования типов языка Visual Basic.

  19. Перечислите встроенные функции обработки строк языка Visual Basic.

  20. Опишите процесс ввода-вывода информации с помощью функций MsgBox и InputBox.

  21. Опишите работу оператора присваивания.

  22. Охарактеризуйте оператор безусловного перехода.

  23. Запишите полную синтаксическую форму условного оператора и дайте ему характеристику.

  24. В чем сходство и отличие условного оператора и оператора выбора?

  25. Опишите синтаксическую форму и принцип действия операторов цикла.

  26. В чем разница между циклом со счетчиком и циклом с условием?

Тема 7. Сетевые технологии обработки информации

  1. Дайте определение и охарактеризуйте назначение компьютерных сетей.

  2. Какие типы компьютерных сетей существуют?

  3. Что называется топологией сети? Какие топологии существуют?

  4. Какие виды адресов существуют?

  5. Какие существуют протоколы передачи данных?

  6. Какие услуги предоставляет сеть Интернет?

  7. Что понимается под гипертекстом и технологией WWW?

  8. Охарактеризуйте назначение и принцип действия электронной почты.

  9. Охарактеризуйте назначение и принцип действия поисковых систем.

  10. Охарактеризуйте назначение и принцип действия телеконференций.

Тема 10. Методы защиты информации

  1. Объясните разницу между активными и пассивными угрозами.

  2. Приведите примеры различных видов угроз.

  3. Дайте определение понятиям «информационная безопасность» и «защита информации».

  4. Что означают термины «аутентификация» и «идентификация»?

  5. Дайте определение терминам «доступность», «целостность», «конфиденциальность информации».

  6. Охарактеризуйте программные средства защиты.

  7. Дайте определения понятиям «криптография», «криптографические методы защиты информации», «электронная цифровая подпись».

  8. Какая используется физическая и техническая защита от несанкционированных воздействий?

  9. Перечислите технические возможности и мероприятия по обеспечению сохранности людей, зданий, помещений, программно-технических средств и информации.

  10. Дайте определение понятиям «управление доступом» и «биометрические системы».


8.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Информатизация общества. Информационная культура.

  2. Определение информатики. Ее роль и значение на современном этапе.

  3. Сигналы, данные, информация. Свойства информации.

  4. Классификация информации.

  5. Экономическая информация и ее свойства.

  6. Структура экономической информации.

  7. Классификация экономической информации.

  8. Единицы измерения информации. Различные подходы к измерению информации.

  9. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.

  10. Кодирование информации. Представление информации в ЭВМ.

  11. Понятие о системах счисления.

  12. Перевод чисел из одной системы в другую.

  13. Представление в ЭВМ текстовой, графической и звуковой информации.

  14. Представление в ЭВМ числовой информации.

  15. Основные логические элементы. Логические схемы.

  16. Полусумматор, сумматор, триггер.

  17. История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ.

  18. Назначение, области применения и классификация ЭВМ.

  19. Магистрально-модульный принцип строения ПК. Принцип открытой архитектуры.

  20. Микропроцессор и внутренняя память ПК.

  21. Внешняя память.

  22. Устройства ввода информации.

  23. Устройства вывода информации.

  24. Файлы. Каталоги. Иерархическая файловая система.

  25. Программное обеспечение и его типы.

  26. Системное программное обеспечение.

  27. ОС Windows. Графический интерфейс и основы работы.

  28. Прикладное программное обеспечение.

  29. Инструментальное программное обеспечение.

  30. Понятие алгоритма и его свойства.

  31. Формы представления алгоритмов.

  32. Классификация алгоритмов.

  33. Базовые структуры алгоритмов.

  34. Понятие о структурном программировании.

  35. Модульный принцип программирования. Подпрограммы. Принципы проектирования программ сверху-вниз и снизу-вверх.

  36. Объектно-ориентированное программирование.

  37. Этапы решения задач на компьютере.

  38. Основные понятия языков программирования.

  39. Общие сведения о VBA. Структура проекта VBA.

  40. Структура редактора VBA.

  41. Структура программы VBA.

  42. Типы процедур и функций, их определение.

  43. Создание функций пользователя в VBA.

  44. Элементы управления и их основные свойства.

  45. Встроенные диалоговые окна.

  46. Алфавит и лексемы языка Visual Basic.

  47. Типы данных.

  48. Переменные. Объявление переменных.

  49. Константы и их типы. Объявление констант.

  50. Области видимости переменных и констант.

  51. Декларация массивов.

  52. Операторы, выражения и операции. Оператор присваивания.

  53. Арифметические и строковые операции в Бейсике. Правила записи и порядок выполнения.

  54. Операции отношения и логические операции в Бейсике. Правила записи и порядок выполнения.

  55. Встроенные математические функции.

  56. Встроенные функции обработки строк.

  57. Встроенные функции преобразования типов данных.

  58. Операторы условного и безусловного перехода.

  59. Оператор выбора.

  60. Оператор цикла со счетчиком.

  61. Операторы циклов с условием.

  62. Файлы последовательного и прямого доступа.

  63. Организация и структура телекоммуникационных компьютерных сетей.

  64. Локальная компьютерная сеть. Основные топологии.

  65. Архитектура глобальной сети. Сетевые протоколы.

  66. Адресация в глобальной сети Интернет.

  67. Программы для работы в сети.

  68. Сетевые сервисы.

  69. Технология WWW. Гипертекст.

  70. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

  71. Защита от несанкционированного доступа к информации. Понятие государственной и коммерческой тайны.

  72. Шифрование данных. Использование криптографии.


8.3 Темы индивидуальных заданий

  1. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую.

  2. Кодирование числовой информации.

  3. Основы алгоритмизации.

  4. Обработка текстовой информации в программе Microsoft Word.

  5. Обработка числовой информации в программе Microsoft Excel.

  6. Деловая графика в программе Microsoft Excel.

  7. Работа с электронной таблицей как с базой данных.

  8. Технологии мультимедиа. Создание презентаций в Microsoft PowerPoint.

  9. Разработка базы данных в программе Microsoft Access.

  10. Разработка функций пользователя.

  11. Разработка формы пользователя.

  12. Обработка данных, организованных в виде массивов.

  13. Обработка данных, организованных в виде файлов.


8.4 Темы рефератов

  1. Различные подходы к измерению информации (статистический, семантический, прагматический, структурный).

  2. Информационно-технологические революции и их значение в развитии человечества.

  3. Информационные технологии в сфере корпоративного управления и их виды.

  4. Программы перехода к информационному обществу и опыт их реализации в странах ЕС и США.

  5. Положительные и отрицательные стороны информационного общества.

  6. Информационные процессы в системах различной природы: технических, биологических, социальных и т.д.

  7. Системы счисления в истории развития человеческой цивилизации.

  8. Выполнение арифметических операций в позиционных системах счисления.

  9. Кодирование текстовой информации. Обзор кодировочных таблиц.

  10. Кодирование графической информации. Различные модели цветов.

  11. Технология двуядерных и многоядерных микропроцессоров.

  12. Контроллеры и разъемы (порты) для подключения внешних устройств.

  13. Устройства «Виртуальной реальности».

  14. Цифровые технологии в быту.

  15. Аппаратная и программная совместимость ЭВМ разных типов.

  16. Организационная техника.

  17. Состав интегрированного пакета прикладных программ Microsoft Office.

  18. Имя файла. Типы файлов (Обзор расширений).

  19. Базы данных и знаний. Экспертные системы.

  20. Пакеты прикладных программ в управлении качеством.

  21. Обзор альтернативных операционных систем.

  22. Стандартные программы ОС Windows.

  23. Управление учетными записями.

  24. Обзор программных оболочек.

  25. История создания и развития сети Интернет.

  26. Веб-браузер Internet Explorer. Его назначение и основные возможности.

  27. Обзор поисковых систем. Язык поисковых машин.

  28. Почтовая программа Outlook Express и ее возможности.

  29. Microsoft FrontPage – средство создания веб-страниц.

  30. Электронная коммерция. Основные виды бизнеса в Интернет.

  31. Интернет и дистанционное образование.

  32. Наиболее «нашумевшие» вирусы.

  33. Сравнительная характеристика различных антивирусных программ.

  34. Структурное программирование.

  35. Процедурное программирование.

  36. Функциональное программирование.

  37. Логическое программирование.

  38. Объектно-ориентированное программирование.

  39. Язык программирования баз данных.

  40. Языки программирования для компьютерных сетей.


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины

а) основная литература:

  1. Агальцов В.П., Титов В.М. Информатика для экономистов: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011. – 448 с.

  2. Аникина Н.В., Петрова Е.С., Соколова М.Ю. Практикум по информатике (программирование в среде VBA). - Изд. 2-е; доп. – Саранск, 2010. – 72 с.

  3. Информатика в экономике: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 080109 «Бух. учет, анализ и аудит», 080105 «Финансы и кредит», 080104 «Экономика труда», 080507 «Менеджмент орг.», 080504 «Гос. муницип. упр.», 080111 «Маркетинг» / под ред. Б.Е. Одинцова, А.Н. Романова. – М.: Вузовский учебник, 2010. – 478 с.

  4. Информатика для экономистов: Учебник / Под общ. ред. В.М. Матюшка. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 880 с.

  5. Информатика. Базовый курс: учеб. пособие для студ. втузов / под ред. С.В. Симоновича. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 640 с.

  6. Информатика. Базовый курс: учебное пособие / под ред. Г.В. Алехиной. – 2-е изд. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2010. – 732 с.

  7. Кудинов Ю.И. Основы современной информатики: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Прикл. информатика». – СПб.; М.; Краснодар: Лань, 2009. – 255 с.

  8. Лесничная И.Г., Романова Ю.Д.Информатика и информационные технологии. Конспект лекций. Учебное пособие, М.: Эксмо, 2006. – 304 с.

  9. Острейковский В.А. Информатика: учеб. для студ. техн. напр. и спец. вузов. – Изд. 5-е, стер. – М.: Высш. шк., 2009. – 511 с.

  10. Практикум по экономической информатике: Учеб. пособие: В 3-х ч. – Ч. III / П.П. Мельников, И.В. Миронова, И.Ю. Шполянская; Под ред. П.П. Мельникова. – М.: Финансы и статистика; Перспектива, 2002. – 160 с.

  11. Соболь Б.В., Галин А.Б., Панов Ю.В., Рашидова Е.В., Садовой Н.Н. Информатика: Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 448 с.


б) дополнительная литература:

  1. Visual Basic на практике / под общ. ред. Г. И. Магданурова. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008. – 473 с.

  2. Акулов О.А. Информатика: базовый курс: учеб. для студ. вузов, бакалавров, магистров, обуч. по напр. «Информатика и выч. техника». – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2009. – 574 с.

  3. Безручко В.Т. Информатика (курс лекций): учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2006. – 432 с.

  4. Гарбер Г.З. Основы программирования на Visual Basic и VBA в Excel 2007. – М.: Солон-Пресс, 2008.

  5. Гарнаев А. Использование MS Excel и VBA в экономике и финансах. – СПб.: BHV, 2000.

  6. Гусева О.Л. Практикум по Visual Basic. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 544 с.

  7. Информатика: учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. "Прикладная информатика (по областям) " и др. экон. спец. - М. : Дашков и К° ; Ростов н/Д : Наука-Пресс, 2008. - 397 с.

  8. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие / И.Г. Лесничая, И.В. Миссинг, Ю.Д. Романова, В.И. Шестаков. 2-е изд. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 544 с.

  9. Информатика: Учебник. – 3-е перераб. Изд., Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 768 с.: ил.

  10. Информатика: учебно-методический комплекс. Ч. 1: Для направлений «Менеджмент», «Экономика». Специальностей «Социология». «Управление персоналом» / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ; под общ. ред. А.Н. Данчула, В.П. Бородько. – М.: Изд-во РАГС, 2009. – 38 с.

  11. Информационная безопасность и защита информации: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. 230200 «Информационные системы» спец. 230201 «Информационные системы и технологии». – Старый Оскол: Тонкие наукоемкие технологии, 2010. – 384 с.

  12. Колмыкова Е.А., Кумскова И.А. Информатика: учебное пособие для студ. сред. проф. образования. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 416 с.

  13. Корнеев И.К. Информационные технологии: учебник / Гос. ун-т управления. – М.: Велби: Проспект, 2009. – 222 с.

  14. Лабораторный практикум по информатике : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. "Информатика и вычислительная техника" / под ред. В. А. Острейковского. - Изд. 3-е, стер. - М. : Высш. шк., 2008. - 376 с.

  15. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера: 2008, М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008 – 960 с.

  16. Михеев Р. VBA и программирование в MS Office для пользователей. – СПб.: БХВ-Петербург.

  17. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  18. Михеева Е.В. Практикум по информатике. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  19. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика, М: Академия, 2007.

  20. Могилев, Александр Владимирович. Практикум по информатике : [учеб. пособие для студ. вузов] / под ред. Е. К. Хеннера. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 607 с.

  21. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 464 с.

  22. Ширяев В.Д. Основы алгоритмизации. Изд-во Мордов. ун-та, 1993.

  23. Яшин В.Н. Информатика: аппаратные средства персонального компьютера: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Прикл. информатика (по обл.) и др. спец». – М.: ИНФРА-М, 2010. – 253 с.


в) программное обеспечение и Интернет- ресурсы:

  1. http://liinwww.ira.uka.de/bibliography/ - библиографическая база данных по информатике.

  2. Шишов, Олег Викторович.   Информатика [Электронный ресурс] : электрон. учеб.-метод. комплекс / Шишов, Олег Викторович ; МГУ им. Н. П. Огарева. - Электрон. дан. - [Саранск]: [Изд-во Мордов. ун-та], [2010]. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Электронные учебники МГУ им. Н. П. Огарева). - Систем. требования: MS Windows 2000 / XP, привод CD-ROM, Internet Explorer 6.0 SP1 и выше. - Загл. с контейнера.

  3. Uzh.boom.ru/pc_my/my_pc.htm – сайт «Мой компьютер». Полезная информация по ремонту и модернизации персональных компьютеров.

  4. www.allcompinfo.com – сайт, посвященный вопросам модернизации и ремонта персонального компьютера.

  5. www.ixbt.com – специализированный сайт по аппаратному обеспечению. Ссылки на сайты производителей, технические описания устройств, новости, статьи, аналитические обзоры.


г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  1. Справочно-правовая система «Гарант»

  2. Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для преподавания дисциплины потребуются мультимедийный комплекс и персональные компьютеры, соединенные в локальную сеть с выходом в ИНТЕРНЕТ.


11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Изучение дисциплины направлено на получение студентами теоретических знаний, касающихся современного состояния и направлений развития вычислительной техники и программных средств. В процессе изучения дисциплины студенты овладевают основами автоматизации решения задач вычислительного характера. Формируются умения работать с системным и программным обеспечением общего назначения.

Дисциплина изучается на лекциях, практических и лабораторных занятиях.

На лекциях рассматриваются теоретические вопросы, касающиеся аппаратного и программного обеспечения, компьютерных сетей, программирования на объектно-ориентированном языке высокого уровня.

На практических занятиях происходит обобщение и систематизация теоретических знаний, проводится устный опрос с целью контроля уровня освоения дисциплины. При рассмотрении тем следует поощрять студентов за нестандартный подход (подготовка тематических газет, презентаций, круглых столов и т.д.). Кроме того, по всем темам будет проводиться тестирование.

На лабораторных занятиях в компьютерном классе отрабатываются навыки работы с системными и прикладными программами, а также программирования на языке высокого уровня.

В процессе самостоятельной работы студенты отрабатывают теоретические положения, изложенные на лекциях, анализируют решения задач, рассмотренных на практических занятиях, рассматривают дополнительные вопросы в рамках каждой темы, выполняют индивидуальные задания. Каждый студент получает тему реферата.

Для успешного освоения дисциплины необходимо посещать все занятия, выполнять все задания преподавателя, изучить все предлагаемые методические материалы по дисциплине. При изучении дисциплины осуществляется промежуточный контроль в форме компьютерного тестирования.

Формой итоговой аттестации является экзамен. К итоговой аттестации допускаются студенты, отчитавшиеся по всем видам работ (промежуточные тесты, индивидуальные задания, реферат). Экзамен может проводиться в традиционной форме. Целесообразно использовать также рейтинговую систему оценки знаний.


Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 080101.65 – Экономическая безопасность.


Авторы (разработчики):

Кафедра информационных систем в экономике и управлении




Доцент
кафедры




Аникина
Наталья
Васильевна





























































Программа одобрена на заседании учебно-методического совета экономического факультета от__________________года, протокол №_______




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Программа учебной дисциплины информатика Специальности 080101. 65 Экономическая безопасность Квалификация (степень) выпускника Специалист Форма обучения очная iconКвалификация (степень) выпускника: специалист Нормативный срок обучения: 5 лет Форма обучения: очная, заочная Тула 2011 г
Специализация: Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование
Программа учебной дисциплины информатика Специальности 080101. 65 Экономическая безопасность Квалификация (степень) выпускника Специалист Форма обучения очная iconРабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения: очная
Значение безопасности в современном мире. Безопасность и демография. Причины проявления опасности. Источники опасности, детерминизм...
Программа учебной дисциплины информатика Специальности 080101. 65 Экономическая безопасность Квалификация (степень) выпускника Специалист Форма обучения очная icon036401 таможенное дело Квалификация (степень) выпускника: специалист Нормативный срок обучения: 5 лет Форма обучения: очная Тула 2011 г
В настоящем документе используются термины и определения в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Федеральным Законом "О высшем...
Программа учебной дисциплины информатика Специальности 080101. 65 Экономическая безопасность Квалификация (степень) выпускника Специалист Форма обучения очная iconСпециализация: Проектирование технических комплексов специального назначения Квалификация (степень) выпускника: специалист Нормативный срок обучения: 5,5 лет Форма обучения: очная Тула 2011 г
В настоящем документе используются термины и определения в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Федеральным Законом "О высшем...
Программа учебной дисциплины информатика Специальности 080101. 65 Экономическая безопасность Квалификация (степень) выпускника Специалист Форма обучения очная iconПриказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2011 г. N 19 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Программа учебной дисциплины информатика Специальности 080101. 65 Экономическая безопасность Квалификация (степень) выпускника Специалист Форма обучения очная iconКвалификация (степень) выпускника: бакалавр Нормативный срок обучения: 4 года Форма обучения: очная Тула 2011 г. Термины, определения и сокращения
Профиль подготовки: Производство и применение строительных материалов, изделий и конструкций
Программа учебной дисциплины информатика Специальности 080101. 65 Экономическая безопасность Квалификация (степень) выпускника Специалист Форма обучения очная iconПримерная программа наименование дисциплины Фармакология Рекомендуется для направления подготовки (специальности) 060103 Педиатрия Квалификация (степень) выпускника Специалист
Дисциплина «Фармакология» относится к циклу математических, естественнонаучных, дисциплин
Программа учебной дисциплины информатика Специальности 080101. 65 Экономическая безопасность Квалификация (степень) выпускника Специалист Форма обучения очная iconПримерная программа наименование дисциплины Анатомия Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей) 060103 Педиатрия Квалификация (степень) выпускника специалист
Дисциплина «Анатомия» относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин
Программа учебной дисциплины информатика Специальности 080101. 65 Экономическая безопасность Квалификация (степень) выпускника Специалист Форма обучения очная iconПримерная программа наименование дисциплины Анатомия Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей) 060101 Лечебное дело Квалификация (степень) выпускника специалист
Дисциплина «Анатомия» относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин
Программа учебной дисциплины информатика Специальности 080101. 65 Экономическая безопасность Квалификация (степень) выпускника Специалист Форма обучения очная iconПримерная программа наименование дисциплины Химия Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей) 060103 Педиатрия Квалификация (степень) выпускника «специалист»
Обучение студентов осуществляется на основе преемственности знаний и умений, полученных в курсе Химии общеобразовательных учебных...
Программа учебной дисциплины информатика Специальности 080101. 65 Экономическая безопасность Квалификация (степень) выпускника Специалист Форма обучения очная iconПримерная программа наименование дисциплины Химия Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей) 060101 Лечебное дело Квалификация (степень) выпускника «специалист»
Обучение студентов осуществляется на основе преемственности знаний и умений, полученных в курсе Химии общеобразовательных учебных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы